Исследовательская работа "Музыка и здоровье"
Оценка 5

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
20.01.2017
Исследовательская работа "Музыка и здоровье"
В работе представлен материал о влиянии музыки на окружающий мир и здоровье людей. Воздействие музыки на людей, животных и мир природы наблюдали еще ученые древности. Исследования в данной области не прекратились и в наши дни. Ученые пришли к выводу, что на организм человека влияют не только музыкальные произведения, но и звуки отдельных инструментов. Сегодня достаточно известно и такое понятие как "вокалотерапия". Помимо теоритического материала в работе представлены результаты небольшого исследования: изучение уровеня работоспособности учащихся на уроке алгебры, когда звучит музыка Моцарта и рок-музыка, измерение пульса и артериального давления после прослушивания музыки Моцарта, тяжелого рока и снова музыки Моцарта. Работа содержит "музыкальную аптечку", иллюстративный материал, рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма. отдельные части работы могут быть использованы на классных часах, на уроках музыки и биологии, на родительских собраниях.Исследовательския работа "Музыка и здоровье". Работа содержит теоритический и практический материал. Снабжена иллюстрациями в приложении.
Музыка и здоровье.doc
Региональный конкурс исследовательских работ учащихся в области эколого­биологических наук «Первые шаги» Образ жизни и здоровья населения Музыка и здоровье 1 Содержание  Введение  1. Из глубины веков 2. День сегодняшний 2.1. Исследования и эксперименты ученых 2.2. Вокалотерапия  2.3. Влияние музыкальных инструментов на     человеческий  организм 2.4. Пренатальное воспитание 2.5. Музыка – «убийца» 3. Исследование  влияния  музыки на  человека  и  окружающий 4. мир «Музыкальная аптечка» Заключение  Литература Приложение 3­4 5­6 7­ 7­9 9­10 10  10­12 12­13 14­17 18­20 21 22 23­28 2 Введение                                                  Тут целый мир, живой, разнообразный,                                                  Волшебных звуков и волшебных снов,­                                               О, этот мир, так молодо­прекрасный,                        Он стоит тысячи миров. Ф. Тютчев.   «Без музыки  земля  пустой недостроенный дом, в котором никто не живет», ­ сказал немецкий  поэт Л.Тик. И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой   жизни,   который   рождается     вместе   с   человеком,   растет, становится   богаче,   содержательнее,   оказывает   влияние   на   его   характер, поступки и облик.       Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят   ему   диагноз   –   невроз,   который   может   принимать   тысячи   разных обличий.   Обычно     начинаясь   с   пониженного     фона   настроения,   он   потом оказывает разрушительное действие на весь организм – сердце, желудок   и другие     органы.     Большая     часть   нынешних   посетителей     поликлиник, жалующихся на неполадки в своем организме, при ближайшем  рассмотрении оказываются   пораженными   так   называемой   соматогенной     депрессией, которую   надо   лечить   не   столько   терапевтическими,   сколько психотерапевтическими средствами.   Одним   из   таких   средств   является музыка.    Почему это происходит? Ответ простой: психологические перегрузки. Они могут иметь много источников. Это  конфликты с близкими, неритмичность сна   и   еды,     отсутствие     контакта     с   сослуживцами,   низкий   морально­ психологический   уровень     коллективе,   экология,   звуковой   шум, некачественное питание   и   другие   факторы.   Кроме того, люди слишком устали от рекламы и разлагающей общество тупой, а  порой  и  агрессивной попсы.     То,   что   сегодня   звучит   по   телевидению   и   радио,   серьезнейшая проблема.   Большинство   людей   прикованы   к   этим   ящикам   и   через   них зомбируются. Чем же отвечает наш организм, вкушая   беспримерные блага цивилизации?     Это постоянное   чувство   усталости,   заболевания   сердца, желудка,   раздражительность,   головные   боли,   алкоголизм,   наркомания, самоубийства и т. д.  Все  это, в конечном счете, надламывает нашу душу.  Но 3   в еще Платон сказал, что «самая большая ошибка врачей состоит в том, что  они пытаются   лечить  тело  человека,  не  пытаясь  вылечить  его  душу;  однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь!»     Не для кого сегодня не секрет, что музыка не только лечит, но и калечит. Она может свести с ума, может активизировать раковые клетки, поскольку обладает резонансным воздействием  на  клетку.  Во  Вселенной  есть  очаги хаоса,  есть  участки  упорядоченные.  Поэтому  и  музыка  может  отражать либо   один   мир,   либо   другой.  Хаос  звуков  программирует   на   хаос   и человека,  мелодичная  же  музыка  отражает  гармонию  Космоса  и  наших внутренних  органов.      Вывод из всего выше сказанного ясен: если вы хотите заботиться о своем здоровье и здоровье своих детей, лучше всего слушать и играть правильную, т. е. гармоничную музыку.       А как определить такую музыку? Как сделать, чтобы музыка, полезная для общества,   звучала   как   можно   чаще?­   Это   и   есть   самый   насущный   вопрос современности.            Цель моей работы заключается в том, чтобы узнать,  как  влияет музыка на окружающий мир и здоровье людей.       Задачи: 1.   изучить теоритический материал по данной теме; 2. узнать, как влияет музыка, отдельные произведения, стили и    инструменты на здоровье людей и окружающий мир; 3.   исследовать  уровень  работоспособности  учащихся  при прослушивании музыки  Моцарта  и  рок­музыки; 4.  предоставить список рекомендуемой лечебной музыки.          Предметом  исследования   является   воздействие   музыки   на   здоровье человека  и окружающий мир.     Гипотеза:  классическая музыка благотворно влияет на окружающий мир и здоровье людей     В своей работе я использовала следующие  методы:  метод поиска и анализа информации по данной теме;  проведения   экспериментального   исследования   уровня   умственных способностей  учащихся  во  время прослушивания  музыки Моцарта  и рок­музыки;  метод  обобщения информации;  метод опроса. 4 В работе я использовала следующую литературу: « Классическая музыка. Новое   восприятие»   А.   Во;     «Музыкальная   психотерапия»   В.И.   Петрушин; статьи из газет, в которых рассмотрены вопросы влияния  музыки на здоровье людей и окружающий мир; ресурсы Интернета.  1. Из  глубины  веков                                             Музыка  влечет  дух  к  гармонии.  Поэтому                                каждая  музыкальная  идея  ­  это                                                                   сокровеннейшее,  неотъемлемое  влечение                                                      к  гармонии   как  целому,  которое  есть                                                      согласие.                                                                                              Людвиг  Ван  Бетховен    Культуру,  какой  бы страны мы не взяли,  везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т. е. в психотерапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции  врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.     «Музыка, ее первый звук,  родился одновременно с творением мира», ­ так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат   в   себе   подобные     утверждения   и   опыт   воздействия   музыки   на животных,  растения и человека.      В древности выделяли 3 направления  влияния  музыки на человека:              1. на духовную сущность;              2. на интеллект;              3. на физическое тело.    «Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет боязни,  смягчает   любую   боль   и   поэтому   Мудрецы   древности   поклонялись Единой   Силе   Души,   Мелодии   и   Песни».   Именно   «Единой   Силе   Души, Мелодии и Песни»  поклонялись друиды, кельтские жрецы древней Британии. Они придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки; 5 об инструментах,  которые умеют управлять; о том, как создать инструменты, способные исцелять или причинять вред.      О музыке,   как лечебном средстве,   упоминается еще в Ветхом завете. В библейской притче рассказывается о том, как Давид излечил израильского царя Саула от депрессии своей игрой на гуслях. Как повествует строфа 21: «И пришел Давид к Саулу, и служил пред ним, и очень понравился ему, и сделался его оруженосцем… И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, Давид взяв гусли, играл  рукою своей…»      В  III  в. до н. э. в Парфянском царстве был создан первый известный в истории музыкально­медицинский центр.       Первым,   кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Древнегреческий  ученый считал, что музыка подчиняется высшему закону – математике, а   значит,   восстанавливает   в организме   гармонию. Пифагор основал   науку   о   гармонии   сфер,   утвердив   музыку   как   точную   науку.   Все занятие математикой пифагорейцы проводили под музыку, заметив, что она благотворно  влияет на интеллект.    Платон, последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания   личности. Он полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной.     Аристотель также утверждал, что с  помощью  музыки можно определенным образом   влиять на формирование   человека,   а   это   значит,   что музыка способна оказывать  известное   воздействие на этическую сторону души.      называл   мелодию «нелекарственным»  способом  лечения наряду с диетой, запахами и смехом.    В античных источниках можно найти множество свидетельств, говорящих о чудесных  исцелениях,  достигнутых при помощи музыки:    Великий   врачеватель   древности       Авиценна    Музыканты Терпандр и Арион   из   Метилены                 посредствам пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней;  Знаменитый   оратор   Гай   Гракх     всегда,   когда   выступал   перед народом,   держал   позади   себя   раба   музыканта,   который   звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи;   Певец Орфей своим пением мог смягчить души не только людей, но и диких зверей и птиц;  Врач Асклепий звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим;  Демокрит   рекомендовал   слушать   флейту   при   смертельных инфекциях;  В   Древней   Спарте     воины   маршировали   и   шли   в   бой   под   звуки авлосов   –   деревянных   духовых   инструментов.   Марш,   барабанная дробь   и   звуки   сигнальной   трубы   заставляли   забыть   усталость, повышали тонус  мышц  и звали на доблестные дела. 6 Вывод:        Древние   трактаты   утверждают,   что   Вселенная   звучит,   но привычный   человеческий   слух   не   улавливает   небесных   звучаний.   Их воспроизводит   музыка   –   отражение   космической   гармонии.   Человек,   как часть   Вселенной,   настраиваясь   посредством   прекрасных     мелодий   на гармоническое   звучание   космоса,   обретает   духовные   силы   и   физическое здоровье. Не случайно одним из главных требований к врачам, педагогам и судьям  в  античном  мире  было непременное изучение и знание музыки.   «Назначение музыки первоначально в том и состояло, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или, если она утратила последний,  вновь успокоить и удовлетворить ее…» ­  писал немецкий музыкальный теоретик  Маттесон.     2. День   сегодняшний 2.1. Исследования  и  эксперименты  ученых          Лечебное воздействие музыки известно не одну   тысячу    лет. Такие великие врачи и философы, как Гиппократ, понимали, что музыка влияет не только   на     личность   и   душу,   но   и   на   природу,   на   порядок   вещей,   на взаимодействия   между людьми, наконец. Интерес к   лечению   музыкой   то повышался,   то   терялся.   Подлинный   расцвет   наступил   лишь   в  XIX  в.   и,   к сожалению, не в России, а на Западе.   В 20 в.,   особенно   во   второй   его половине,   музыкотерапия   стала   широко   практиковаться   в   различных странах.  В США  специалистов  по музыкотерапии  готовят,  чуть  ли  не  в 70 университетах.  Она  стала  там  особенно  популярна  после  второй  мировой войны,    когда     возникла     необходимость     психологической     реабилитации вернувшихся  с  фронта  солдат. В России музыкальная терапия как отдельная отрасль медицины начала оформляться лишь  в 90­ые годы.          Сегодня   музыкотерапия насчитывает около 20 разных методов. Это и просто   прослушивание,   и   использование   различных   тренингов,   и   лечение пением.      Особенно интенсивно влияние музыки изучается  в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:  1. влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;  2. влияние   музыки   великих   гениев   человечества;   индивидуальное воздействие   на   организм     человека   отдельных     произведений     и инструментов;                            7 3. воздействие   на   организм   человека   традиционных   народных направлений в музыке, а также современных.         Сегодня   ни   для   кого   не   секрет,   что   музыкальные   звуки   заставляют вибрировать   каждую   клеточку   нашего   организма   с   помощью электромагнитных   волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритма и глубину  дыхания, вплоть до полной его остановки. Это доказал   еще   в  XIX  в.   И.Догель.   Известный   русский   хирург   академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием   музыки организм начинал   работать более гармонично.   Выдающийся   психоневролог   академик   Бехтерев   считал,   что музыка   положительно   влияет     на   дыхание,   кровообращение,   устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.      С 1983 музыкотерапия становится  самым популярным  способом лечения в   США.     Д­р   Шульман   излечивает     пациентов,     заставляя   их   слушать аудиокассеты со  звуками  различных  внутренних  органов  человека.  По его мнению,   больной   организм,     «послушав»   гармоничные   звуки   здоровых органов, начинает  выздоравливать сам.       Пять аудио кассет  Кина  Дичвайлда   помогают  справится со стрессом, гасят   раздражение,     возбуждают     творческую     энергию.   Шесть   кассет докторов   Лера   и   Макклаумена     позволяют   достигнуть   пика интеллектуальной формы за счет балансировки правого  и левого полушарии головного мозга.       В   Московском   центре   «Эйдос»   музыкой   лечат   сахарный   диабет.   А   в институте   звуковой   терапии     (штат   Аризона,   США)   музыкой   отращивают даже волосы  облысевшим.    Приведем лишь некоторые факты:    если классическая  музыка ускоряет рост  пшеницы,        то рок – наоборот;  гармоничная музыка влияет на ауру человека, а стало быть и на его здоровье (приложение № 1);  если   под   воздействием   классической   музыки   увеличивается количество   молока   у   кормящих   матерей   и   млекопитающих животных, то под воздействием репа резко снижается;  дельфины с удовольствием слушают классику, особенно музыку Баха; акулы, услышав гармоничную музыку, собираются со всего океанического побережья; а под звуки музыки Бетховена   рыбы начинают « кружиться в танце» (приложение № 2);  растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Мимоза и петунья от мажорных мелодий зацветают   на   две   недели   раньше;   под   микроскопом   отчетливо видно, что протоплазма  растительных  клеток ускоряет движение под воздействием музыки; 8  под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.   И   напротив,   получая   вместе   с   кормами   еще   и   музыку Моцарта, дают больше молока;  в   Канаде   струнные   квартеты   Моцарта   исполняются   прямо   на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. В ходе   данного   эксперимента   было   обнаружено   снижение потребления наркотиков;  когда   произведения   Моцарта, звучат возле дрожжей, то с их присутствием   получается   самая   лучшая   водка   сакэ. Продуктивность   дрожжей,   используемых       для   приготовления традиционной   рисовой водки, увеличивается в десять раз, если дрожжи слушали Моцарта;  музыка гениального австрийца оказывает положительное влияние на   процессы   высшей   мозговой   деятельности,   требующиеся   для математики и шахмат;  музыка   повышает   способность   организма   к   высвобождению эндорфинов   и   мозговых   биохимических   веществ,   помогающих справиться с собою и стрессом;  живые клетки ведут себя активно, «заслышав» духовную музыку, тогда как эстрада оставляет их равнодушными;  вода  меняет свой гидроксидный состав под воздействием музыки. Более   того,   она   передает   информацию   об   изменениях   своих характеристик   другой   воде     на     расстоянии,     значит     при воздействии   на   воду   возникают   электромагнитные   волны. В этой  связи  стоит  напомнить,  что  человеческая  клетка  состоит на  80%  из  воды (приложение № 3);  музыка – лучший  психотерапевт.  Когда  человек  засыпает  под нежные  мелодии,  он  всю  ночь  видит  хорошие  сны. Вывод:    Проведя   многочисленные   исследования   и   эксперименты,   ученые пришли к выводу: музыка обладает сильным терапевтическим эффектом.  Она благотворно  воздействует  не  только  на  людей,  но  и  на  окружающий  мир. 2.2. Вокалотерапия Болящий дух врачует песнопенье,  Гармонии  таинственная власть  Тяжелые искупит  заблужденья  И укротит бунтующую страсть… Е.Баратынский. 9 Каждый человеческий орган любит слушать «свою» музыку. Специалисты института   традиционной   медицины   и   музыкотерапии   считают,     чтобы вылечить   некоторые     заболевания   достаточно   регулярно   слушать определенные мелодии, а продлить собственную жизнь можно, если много и с удовольствием   петь.   Конечно,   очень   важно,   что   поешь.   Если,   к   примеру, постоянно   бубнить   себе   под   нос:   «Я   сошла   с   ума…»   и   придавать   этому серьезный смысл, есть вероятность скорого обращения к врачу.       Родоначальником   метода   вокалотерапии   является Сергей     Ваганович Шушарджан   –   кардиолог,   доктор   медицинских   наук,     президент международной   академии интегрированной   медицины и … оперный певец. Он   обнаружил,   что   правильная   постановка   дыхания,   без   чего   невозможен вокал,   приводит   к   резкому   повышению   всех   резервных   возможностей человека.   Кроме   того,   занятия   пением   снимают   стрессы   и   помогают   им противостоять. Во время занятий вокалом оптимизируется работа мозга и это передается всему организму.  Метод  вокалотерапии  основан  на  пропевании особых  звукосочетаний – мантр,  издавна  применяемых  в  практике  йоги. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80%­ во внутренние органы, приводя их  в состояние вибрации. Звучание больных органов отличается от звучания здоровых.   Причем  неправильное  звучание можно скорректировать, научив  человека  правильно петь.    Вывод:    Пение     благотворно     влияет   на   почки,   на   железы   внутренней секреции,     массирует     гортань,     щитовидную   железу,   сердце,     развивает легкие.  Неслучайно профессию певцов называют профессией долгожителей. Певец,  перешагнувший  90­летний  рубеж,  далеко  не  редкость.                        2.3.  Влияние  музыкальных  инструментов на  человеческий  организм        Использование   музыки   в  лечебных   целях   бесконечны.  Музыкотеропия сегодня   –   это   огромное   невспаханное   поле.   Музыка   влияет   и   на   уровень гормонов   в   крови,   при   этом   немаловажную   роль   играет   то,   на   каком инструменте она исполняется.        С   точки   зрения   традиционной   китайской   медицины,   существует   тесное родство   музыкальных   инструментов   и   определенных   органов   и   систем (приложение 4):  работу почек и мочевого пузыря корректируют пианино и синтезатор;  функцию   печени,   желчного   пузыря     ксилофон, барабан, деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, английский рожок,   фагот.   Эти   инструменты   можно   применять   для   снятия раздражительности, озлобленности;    восстанавливает   10  саксофон, металлофон,   колокольчик излечивает заболевания легких, толстой  кишки,  устраняют тоску;   для   лечения  желудка,  селезенки,  поджелудочной   железы  необходимо слушать низкий мужской и высокий женский голоса;   влияние   на   сердечно­сосудистую   систему     оказывают   струнные инструменты: гитара, скрипка, контрабас и  виолончель.  Их  звучание благотворно влияет на работу тонкого кишечника;               скрипка и фортепиано успокаивающе действуют на нервы;  звук саксофона хорошо влияет на  мочеполовую систему;   звуки   шаманского   бубна   действуют   на   психику   человека   и   даже   способны излечить от алкоголизма.      Функциональному   состоянию   каждого   жизненно   важного   органа соответствует   своя   эмоция:   сердцу   –   радость,   селезенке   –   понимание, воображение;  легким – агрессия; почкам – страх; печени – гнев. .  Вывод:     Меняются наши эмоции – изменяется   и состояние сопряженного органа.   В   этом­то   и   заключается   психологический   аспект   направленного воздействия   тембра   определенного  инструмента.        2.4.  Пренатальное  воспитание                                               Есть внутренняя музыка души…                                                Она как память о полузабытом,                                                     Она как дальний шум. Не заглуши                                                                        Ее с годами  буднями и бытом!                                         Она таится в глубине, светя                                        Порой в случайном слове,                                                    Слабом  жесте. Ее имеют многие.                                   Дитя лишь обладает ею  в совершенстве. Е. Винокуров.   новорожденного   имеется   определенный        Более 100 лет назад ученые морфологи  обратили внимание на тот факт, что   в   мозгу     процент атрофированных  нейронов.   В связи с этим  была выдвинута гипотеза,  что эти нейроны  атрофированы  вследствие  их  невостребованности  за период внутриутробного развития плода. И в то же время существовала достоверная научная информация  о  том,  что  число  нервных  клеток  головного  мозга  в значительной    степени   определяет   уровень   интеллектуального развития, психической  зрелости  ребенка.  В  связи  с  этим  в  последние  десятилетия сначала  в  Европе,  а  затем  в  США,  возникли  идеи  о  целесообразности 11 воспитательного  процесса  в дородовый  период  жизни  человека  с  целью сохранения     и     развития     наибольшего     количества     нейронов     головного мозга.      С конца  70­ых  годов появилась  новая  отрасль психологии, педагогики и медицины   –   пренатальное     воспитание.   Ведущие   специалисты   в   области дородовой  педагогики  Брент  Логан,              Мишель Оден и другие пришли к выводу, что  внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. Поэтому сегодня существуют специальные методики  музыкального  и  звукового  воздействия на  еще  не  родившегося  ребенка.     Музыка  может  вызвать  целую  гамму  чувств,  и  только  самые  радостные и  вдохновенные,  умиротворенные  и  спокойные  наиболее  полезны  малышу. Важно  в  этом  случае,  чтобы  подобные  настроения  испытала  и  мама,  ведь она   формирует   личность   своего   ребенка   из   своих   мыслей   и   чувств, каждодневных  и  ежеминутных  реакций  на  свое  окружение.  Кроме  этого, в  утробе  матери  малыш  постигает  начала  взаимоотношений  с  миром,  в котором   ему   предстоит   жить.   Именно   музыка   является   важнейшим   и вспомогательным  звеном,  соединяющим  два  мира  в одно  целое – мать  и дитя.         Еще   никогда   в   истории   развития   человечества   между   беременной женщиной   и   ее   ребенком   не   было   таких   осознанных   отношений.   Но корни  этого  явления  исторически  очень  глубоки.  Еще  в  Китае  2000 лет назад     практиковали     дородовое     воздействие     на   ребенка   –   беременные женщины     ежедневно     занимались     многочасовым     пением;     в     Японии   – беременных  женщин  помещали  в  специальные  общины,  расположенные  в красивой     живописной     местности,     где     занимались     эстетическим     и музыкальным  образованием  матери  и  будущего  ребенка.     Особый интерес вызывает программа  «Сонатал» –  музыка беременности и рождения.   Ее   автором     является     доктор   медицинских   наук     профессор М.Л.Лазарев.     «Сонатал»   представляет   собой   методику   музыкальной стимуляции   развития   плода   и   новорожденного   ребенка,   снятие   стрессов   у беременной   женщины   с   помощью   музыки.   Было   установлено,     что   при музыкальном  стимулировании   в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Такие дети характеризуются  повышенными адаптационными  способностями,               социальной  ориентированностью и опережением физического и речевого развития.      Вывод:   Воздействуя  звуками, музыкой на не  рожденного еще ребенка, ученые обнаружили   элементарные   формы эмоциональных   реакций   и их связь   с   двигательными,   а,   следовательно,   с   дыхательными   реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном  возрастном периоде можно воздействовать   на   три   сферы   жизнедеятельности   плода   (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием. 12 2.5. Музыка­«убийца»      «Рок – это   наркотик,   отравляющий   жизнь   нашей молодежи,   более смертоносный,  чем  героин», – таков  неутешительный  вывод  английского терапевта  Адама  Книста,  живущего  на  родине  современного  рока.     Не  так  давно  западные  медики  ввели  новый  диагноз – «музыкальный наркоман».   Ученые   доказали,   что   после   рок­концерта,   побывавшие   на нем  слушатели  реагируют  на  природные  раздражители  в  3­5 раз  хуже, чем   обычно.   Повторяющийся   ритм   и   низкочастотные   колебания   бас­ гитары  сильно  влияют  на  состояние  спинно­мозговой  жидкости,  и  как следствие  на  функционирование  желез,  регулирующих   секреты  гормонов; изменяется   уровень   инсулина   в   крови;   основные   показатели   контроля нравственного   торможения   опускаются    ниже   порога   терпимости   или целиком  нейтрализуются.     Едва  ли  не  общим  местом  в  исследованиях  такого  рода  считается разрушительное     воздействие     на     человеческий     организм     сверхгромких звуков – подобное  воздействие  специалисты  называют  «музыкой­убийцей», «звуковым     ядом».     Доказано,     что     бой     барабанов     типа     там­там, превышающий  100  децибел,  заставляет  слушателей  впадать  в  обморочное состояние.  Самое  страшное  заключается  в  том,  что  рок­музыка  способна подтолкнуть    человека    к   самоубийству. Психолог    Д.Азаров   «прогнал» через   компьютер   все   сочинения   нескольких   рок­групп   и   пришел   к следующему  заключению:  в  музыке  этих  коллективов  часто  повторяется одно  роковое  сочетание  нот,  ведущее  к  самоуничтожению.  К  сожалению, многие   музыкальные   произведения   современности   созданы   из   «звуков­ убийц».    Рок­звезда  20 века,  очень  известный  певец  и  музыкант  Дэвид  Боуи,   в своей  автобиографической  книге  «Боуи  о  себе»  на  первый  взгляд  очень неожиданно  заявил: «Много  рок­н­рола – это  оглупение  и  разрушение. Рок – всегда  дьявольская  музыка».     Вывод:  В  нашем  сложном  мире  любое  явление  можно  использовать как   во   благо,   так   и   во   вред.   И   музыка   не   исключение.   Многие направления   современной   музыки   действуют   разрушительно   на   живые организмы и  способны  подтолкнуть  человека  на  крайний  шаг.  13 3. Исследование  влияния  музыки     на  человека  и  окружающий  мир Исследование  №1 Цель исследования: изучить  уровень  работоспособности  учащихся на уроке алгебры, когда звучит музыка Моцарта  и рок­музыка.  В исследовании принимали  участие 19 человек.  Это ученики 6 «а»  класса. На уроке алгебры им было предложено решить тесты. На одном уроке тесты 14 решались   под   музыку   Моцарта   (звучала   «Маленькая   ночная   серенада»   и отрывок из симфонии №40); на другом – под звуки тяжелого рока (Avenged Sevenfold, Static – X, Slipknot). Тесты решались в разные дни. № Фамилия. Имя ученика Моцарт оценка кол­во выполн. заданий оценка Рок кол­во выполн. заданий 1 Балуева Ольга 2 Беляев Алексей 3 Гущина Марина 4 Иванов Сергей 5 Кожевникова Настя 6 Крылова Юлия 7 Кузнецова Алена 8 Лекомцева Кристина 9 Мокрушина Анастасия 10 Останин Данил 11 Пачина Полина 12 Пачин Леонид 13 Расулова Айшен 14 Старков Антон 15 Тиунов Данил 16 Тухватова Кристина 17 Югова Лилиана 18 Якимов Александр 19 Якина Татьяна 2 4 4 5 3 4 3 3 3 3 2 2 4 3 2 5 3 4 4  2 5 6 8 4 6 3 3 3 4 0 2 5 3 2 7 3 5 6 2 2 4 4 2 4 3 2 2 2 2 2 3 3 2 4 3 3 3 1 2 5 6 0 5 3 2 0 2 0 2 3 3 2 6 3 4 3 Результаты: Когда   ребята   решали   тест   под   звуки   музыки   Моцарта,   работоспособность была   выше.   Как     музыка   не   мешала   сами   ученики,   сосредоточиться. Получились следующие результаты:   отметили       «5»­ 2, что составило 11 %     «4»­ 6, что составило 32 %     «3»­ 7, что составило 36 % 15 «2»­ 4, что составило 21 % Хуже   был   решен   тест,  когда   звучала     рок­музыка.   Ребята   отметили,     что музыка мешала сосредоточиться, у некоторых даже заболела голова:   «5»­нет «4»­ 4, что составило 21 % «3»­ 6, что составило 32 % «2»­ 9, что составило 47 % Вывод: Музыка   Моцарта   оказывает   положительное   влияние   на   процессы мозговой деятельности, а звуки тяжелого рока вызывают утомление и мешают сосредоточиться (приложение № 6­8) Исследование №2 Чтобы убедиться в отрицательном влиянии рок­музыки на организм человека, мной   было   проведено   следующее   исследование.   Я   измеряла   пульс   и артериальное давление у одноклассников Цель: сравнить, как та или иная музыка влияет на состояние человека. Ребятам  предлагалось в течение 10 мин. прослушать музыку Моцарта,  затем в течение 10 мин.  рок­музыку и снова  музыку Моцарта. Давление и пульс я измеряла  до  исследования и после каждого музыкального фрагмента. № Фамилия. Имя ученика Балуева Ольга 1 Беляев Алексей 2 3 Гущина Марина 4 Иванов Сергей 5 Варина Дарья 6 Крылова Юлия 7 Мокрушина Настя 8 Окишев Борис 9 Останин Данил 10 Расулова Айшен 11 Старков Антон 12 Старцев Геннадий 13 Тухватова Крист 14 Якина Татьяна до начала эксп­та АД 99/55 103/59 113/64 111/73 106/57 111/72 120/72 108/54 113/59 109/61 92/62 109/66 94/52 114/59 П 89 85 100 75 96 86 68 78 86 91 75 40 91 93 музыка Моцарта П АД 91 78 104 91 88 77 78 78 75 93 77 78 74 93 102/60 111/54 107/73 114/67 99/49 97/64 115/66 115/73 104/64 100/47 90/50 113/63 100/44 117/73 тяжелый рок П 128 87 120 102 87 90 89 82 87 99 79 95 91 95 АД 106/68 112/63 131/81 124/81 109/59 109/81 124/80 119/69 124/61 105/76 110/63 112/66 120/80 126/69 музыка Моцарта  П АД 96 93 115 94 104 80 87 80 81 90 81 75 83 94 102/58 101/55 110/60 115/80 101/95 105/75 114/81 116/73 110/60 99/69 95/55 119/66 90/60 106/71 16 Вывод: Музыка  Моцарта положительно влияет  на  состояние  человека,  приводит  в равновесие,     успокаивает.   Рок­музыка,   наоборот,     утомляет,   раздражает, появляется головная боль и, как следствие, повышается давление и учащается пульс. Сами     испытуемые     отметили     следующее:   музыку   Моцарта   слушали   с удовольствием, она их расслабляла, успокаивала; а рок­музыка вызывала страх, беспокойство, угнетала,  действовала удручающе (приложение № 9­10). Исследование № 3     Как такового исследования мной проведено не было, но  по данным  ученых, в     частности   М.Лазарева,   музыка     благотворно   воздействует   на   развитие ребенка     в   утробе   матери.   Лазаревым   разработана   специальная   программа дородового развития ребенка – «Сонатал».      Суть метода:  воздействие музыки, голоса мамы на еще не родившегося малыша.       Я  разговаривала   с женщинами,  которые, будучи   беременными, слушали классическую и спокойную инструментальную музыку; напевали колыбельные песни и читали  вслух сказки. Я сравнила их наблюдения  с  наблюдениями  с М.Лазарева.     Показатели психического развития 1.улыбается 2.следит глазами за  погремушкой 3.произносит 1ые слоги 4.произносит первые  слова Показатели двигательного развития 1. держит голову 2.произвольное движение рук и ног 3. берет сам игрушки 4. переворот со спины на  живот Нормы по России 1 месяц 1,5 месяц 6 месяц 10­12 месяц Нормы  по России 3­4 недели 2 месяц 5 месяц 5 месяц «Сонатал» Матвей (сын Макаровой Е.М.) 19  день 1 месяц 5 месяц 9 месяц «Сонатал» 16 день 1 месяц 3 месяц 3,5 месяц 1 месяц 1,2 месяц 5 месяц 6,5 месяц Матвей (сын Макаровой Е.М.) 1 месяц 1 месяц 4,3 месяц 4 месяц 17 5. сидит с поддержкой 6. сидит самостоятельно 7.стоит с поддержкой 8. стоит самостоятельно 5 месяц 6 месяц 8 месяц 10 месяц 9. ходит 11­12 месяц 3,5 месяц 5,5 месяц 7 месяц 10 месяц 11 месяц 4,5 месяц 6 месяц 6,2 месяц 9,3 месяц 12 месяц         Со  слов мамы  Матвея: первые  1,5 года  родители не знали,  как плачет ребенок, у него был хороший режим дня (засыпал в 20­21 ч. вечера, просыпался в 6­7 ч. утра).          Вывод:   Анализ нервно психического развития показал, что дети группы ПВ на 1 мес. опережают  в своем развитии своих сверстников по основным  психомоторным реакциям.  Показатели Матвея по многим параметрам ближе к показателям тех детей,     кто     прошел     дородовую     стимуляцию         по     методу     Лазарева «Сонатал». 4.  «Музыкальная  аптечка» 18 ученые     пришли     к     выводу:   некоторые       Язва     желудка     исчезает     при     прослушивании     «Вальса     цветов»      Сегодня  во  многих  лечебных  учреждениях   наряду  с  терапевтическими средствами     врачи     применяют     музыку.     Проведя     многочисленные эксперименты,     мелодии действительно  обладают  сильным  терапевтическим  эффектом.          Романтическая   музыка   Шуберта,   Шумана,   Чайковского,   Шопена, Листа   помогает   снять   стресс,   сконцентрироваться,   идеально   подходит для  уединенных  занятий  и  медитации.      Джаз,  блюз,  диксиленд,  соул,  калипсо  и  регги  поднимают  настроение, избавляют  от  депрессии.     «Аве  Мария»  Шуберта,  «Лунная  соната»  Бетховена,  «Лебедь»  Сен­ Санса,   «Метель»   Свиридова   вместе    с   гипнозом    и   иглоукалыванием излечивают  от  алкоголизма  и  курения;    Бодрящей  музыкой  Чайковского,  Пахмутовой,  Таривердиева  избавляют от  неврозов  и  раздражительности.   П.И.Чайковского.     Для  профилактики  утомляемости  необходимо  слушать  «Утро» Э.Грига, «Рассвет  над  Москвой­рекой» М.П.Мусоргского,  романс  «Вечерний  звон», мелодию  песни  «Русское  поле»,  «Времена  года»  П.И.Чайковского.        Творческий   импульс   стимулируют   «Марш»   из   кинофильма   «Цирк» Дунаевского,  «Болеро»  М.Равеля,  «Танец  с  саблями»  А.Хачатуряна.     Полное  расслабление  можно  получить,  слушая  «Вальс»  Д.Шостаковича из   кинофильма   «Овод»,   оркестр   Пурселя,   произведение   «Мужчина   и женщина»   Лея,   «Романс»   Г.Свиридова   из   музыкальных   иллюстраций   к повести  А.С.Пушкина  «Метель».     «Свадебный  марш»  Ф.Мендельсона  нормализует  кровяное  давление  и сердечную  деятельность.        Знаменитый   Полонез   («Прощание   с   родиной»)   Огиньского   снимает головную  боль  и  невроз.     Работу  мозга  и  сон  нормализует  прослушивание  сюиты  Э.Грига  «Пер Гюнт». Музыка –   лучший   психотерапевт. Когда   человек   засыпает   под нежные  мелодии,  он  всю  ночь  видит  хорошие  сны.     Соната  №7  Бетховена  помогает  избавиться  от  гастрита.     Музыка  Генделя  стабилизирует  поведение  шизофреников.     Духовная,  религиозная   музыка  восстанавливает  душевное  равновесие, дарит     чувство     покоя.     Если     сравнить     музыку     с     лекарствами,   то религиозная  музыка – анальгетик  в  мире  звуков,  то  есть  она  облегчает боль.      Но  самый  большой  эффект,  по  мнению  специалистов,  На  людей,  а особенно   на   детей,   оказывают    мелодии   гениального   Моцарта.   Этот музыкальный   феномен,   до   конца   еще не объясненный,   так   и   назвали – «эффект  Моцарта»… 19 Музыка   для   детей:   При   подборе   музыки   для   ребенка   следует учитывать такие  критерии,  как  мелодичность,  спокойная  интонация  без ощущения  тревоги  или  тоски,  классическая  простота  красивых  мелодий (приложение 5):    Вольфганг  Амадей  Моцарт:   соната №11 (анданте  и  рондо); соната  для двух  фортепиано  ре  мажор (аллегро);  соната  №16  до  мажор (аллегро); соната  №5 соль  мажор (аллегро);  ария  Фигаро  из  оперы  Свадьба  Фигаро»; ария   Папагено    из   оперы   «Волшебная   флейта»;   финал   оперы   «Дон Жуан»;   маленькая   ночная   серенада   (аллегро и рондо);   симфония   №40 (аллегро);     серенада     №10.   Последние     два     произведения     специалисты рекомендуют  слушать  с  трех  лет. Иоганн  Себастьян  Бах: прелюдия  №1 до  мажор; прелюдия  №2 до  минор; маленькая  прелюдия  ре  минор  из  «Хорошо  темперированного  клавира»; пьесы  из  нотной  тетради  Анны  Магдалены  Бах; «Шутка»  из  сюиты №2; Бранденбургские  концерты; партита  №1 (прелюдия  и  менуэт). Петр  Ильич  Чайковский: пьесы  из  «Детского  альбома»;  фортепианный цикл    «Времена     года»;     фрагменты     балетов  «Щелкунчик»,     «Лебединое озеро»,  «Спящая  красавица»;  струнный  квартет №1 (анданте); концерт  для фортепиано  с  оркестром  №1;  серенада  для  струнных  инструментов  до мажор. Людвиг  Ван  Бетховен: Немецкий  танец из струнного  квартета №13; соната №15  ре  мажор (рондо); Пасторальная  симфония №6; «К Элизе»; «Сурок»; «Последняя  роза  лета» ирл.нар.песня  из  цикла «Шесть  народных  песен». Последние  три  произведения  специалисты  рекомендуют  слушать  с  трех лет. Антонио  Вивальди: «Весна»  1­ая, 3­я части; «Осень» 1­ая, 3­я части; «Зима» 2­ая часть  из  цикла  «Времена  года». Леопольд     Моцарт:  Игровая     симфония     (1­ая,   2­ая   части);   пьесы     из сборника «Фортепианные  пьесы  для  начинающих». Эдвард  Григ: «Утро»,  вступление  к  драме  Г.Ибсена «Пер Гюнт». Джоакино     Россини:  увертюры     к     операм     «Севильский     цирюльник», «Вильгельм     Алжире», «Семирамида». Арам  Хачатурян: Андантино; «Танец  с  саблями»  из  балета  «Гаяне»; марш из     балета     «Чипполино».     Последние     два     произведения     специалисты рекомендуют  слушать  с  трех  лет. Йозеф  Гайдн: соната  ре  мажор (аллегро). Франц  Шуберт: песня  «Форель» Иоганн Штраус­сын: вальсы. Роберт  Шуман: пьесы  из  сборника  «Альбом  для  юношества». Камиль  Сен­Санс: «Аквариум»  из  фантазии  для  фортепиано  «Карнавал животных».   «Сорока­воровка»,     Телль»,     «итальянка     в   20 Сергей   посвященная  А.С.Аренскому  (с трех  лет).   Васильевич     Рахманинов:  Итальянская   полька;   Элегия   №1,     Предложенный  список  скорее  ориентировочный.  Он  может  и  должен быть  скорректирован  родителями  и  самим  ребенком.        Вывод:  В   музыке   можно   найти   все: и   успокоение,   и   энергию,   и здоровье.  Надо  лишь  уметь  слушать  ее  и  любить.  21 Заключение                 Сегодня   проблема   сохранения   здоровья   людей   очень   актуальна.   К сожалению,   многие   современные   направления   музыки   созданы   из   так называемых   звуков­убийц.   Прослушивание   таких   произведений   не способствует     укреплению   здоровья   нации.     Может   быть,   пришло   время создания независимой экспертизы, которой бы подвергались все музыкальные произведения,   прежде   чем   выйти   в   эфир.   Гиппократ   в   свое   время   не рекомендовал   обществу   слушать   некоторые,   довольно     безобидные     по отношению   к   современной,    виды   музыки,  так     как     они,    по   его   мнению, вызывали  деструкцию  государства.                Изучая   материал   по   данной   теме,   я   узнала,   что   в   лечебных   и общеукрепляющих   целях     музыка   применяется   с   давних   времен.   Мелодии выступают   в   качестве   своеобразного   камертона,     с   помощью   которого происходит   настройка   такого   сложного   инструмента,   как   человеческий организм.         Я   узнала,   что   приятные   эмоции,   вызываемые   мелодиями,   повышают активность   коры   головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания   во время звучания приятных   слуху     музыкальных   произведений   усиливают внимание,   тонизируют   центральную   нервную   систему.   Под   музыку выстраивается     физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При   умно   подобранной мелодии снижается утомление, улучшается  самочувствие.          Я   достигла   цели   своей   работы,   потому   что   узнала,   как   музыка воздействует     на     человека     и     на    окружающий     мир;     как     с    помощью гармоничной  музыки  можно  укрепить  свое  здоровье.  Я  смогла  изучить  и решить  задачи,  поставленный  в  работе.        Таким образом,   в музыке можно найти все: и успокоение,   и энергию, и здоровье. Самое главное   помнить, что музыку надо пропустить через себя и научится слушать ее.      организма,   при   которой     ритмика     22 Литература 1.Во. А. Классическая музыка. Новое восприятие. 1997, стр.18 2.Кузина С. Пятая симфония для желудка с гастритом/ Комсомольская правда 5 сентября, 1997; 3.Лисицин Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства – М.: Медицина, 1985; 4.Меркулов В. Поликлиника в ухе// Наука и жизнь №12, 2006 стр. 73­75; 5.Петровский И. Звук лечит не только души// GEO №1, 2004, стр.12­14; 6.Петрушина И. Музыкальная психотерапия – М.: Владос, 2000; 7.Харламова Т. У Ростроповича сердце не болит/ Парламентская газета №172, 11 сентября 2000; 8.Харламова Т. Если болит печень, послушайте кларнет/ Аргументы и факты №45, 5 ноября 2002; 9.Ресурсы сети Интернет: http://vahe­zdorovye.ru http  http://www.ladygid.ru http://vitaest­s.ru  ­  sovetov    .  com  ://   strana     23 Приложение 1 Приложение 2 24 Приложение 3 Рок­музыка  Классическая музыка Приложение 4 25 Приложение 5 26 Исследование уровня работоспособности на уроке алгебры под музыку Вольфганга Амадея Моцарта Приложение 6 Приложение 7 Исследование уровня работоспособности учащихся  на уроке алгебры под рок­музыку 27 Сравнительная диаграмма влияния различной музыки на работоспособность учащихся Приложение 8 Сравнительная диаграмма влияния музыки  на состояние человека (пульс) Приложение 9 28 Сравнительная диаграмма влияния музыки  на состояние человека (артериальное давление) Приложение 10 Приложение 11 29 Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма       Если   у   вас   угнетённое   депрессивное   состояние   или,     наоборот,   вы   перевозбуждены,   не   можете   уснуть   или   сосредоточиться,   то   не   спешите принимать   лекарства.   Попробуйте   выйти   из   этих   состояний   с   помощью музыки.     Этапу   прослушивания   музыкального   материала   при   выходе   из     депрессивного состояния: 1. 2. 3. мелодии задумчивые, грустные по настроению. мелодии не такие печальные. мелодии радостные и весёлые.       Этапы   прослушивания   музыкального   материала   при   выходе   из быстрые, весёлые мелодии. мелодии менее радостные. мелодии плавные и   задумчивые.   возбуждённого состояния: 1. 2. 3.          Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону. во   время   прослушивания   желательно   находиться   в   одиночестве,   в     Рекомендации психотерапевтов: 1. музыкальная   программа   не   должна   состоять   более   чем   из   4­5 произведений общей длительностью 15­20 минут. Лучше, если это будут не песни. 2. изолированном от посторонних звуков помещении с приглушённым светом. 3. закрытыми глазами, полностью расслабившись. 4. перед   прослушиванием   скажите   себе   (и   поверьте   в   это):   «Сейчас   я послушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и др.) исчезнет!» лучше   сидеть   на   диване   или   в   кресле   в   удобном   положении,   с 30 31

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"

Исследовательская работа "Музыка и здоровье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017