Исследовательская работа на тему: «Его уж нет, ушел поселок»
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тему: «Его уж нет, ушел поселок»

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
05.01.2017
Исследовательская работа на тему: «Его уж нет, ушел поселок»
Публикация является частью публикации:
исследовательская работа Жизнь и быт немцев.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Красногвардейская гимназия»

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

Жизнь и быт немцев в селе Кутерля

 

 

 

 

                                     Компанеец Алена

                                                                                 ученица  2 «а» класса

                                                                                 МБОУ « Красногвардейская

                                                                                 Гимназия» Красногвардейского                            

                                                                                  Района Оренбургской области

 

 

                                                                                 Руководитель:                                                                                                          

                                                                                Герцен Ольга Александровна

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                 высшей категории

                                                                                 МБОУ «Красногвардейская     

                                                                                 гимназия»     

                                                                                

с. Донское

 

 

 

Содержание:

Введение.

Жизнь и быт немцев в селе Кутерля.

1.1    История заселения немцев в Россию.

1.2     Заселение немцев на территорию Красногвардейского района.

1.3     Заселение поселка.

2.1 Национальный костюм

2.2 Обычаи и традиции немцев

2.3 Интервью с директором музея

Заключение

Литература:

Брошюра «Родной, Красногвардейский», составитель Ю.А. Гущин, 2005г, Плешаново.

Газета «Красногвардеец» ., №28 -16 марта 2004г.,  № 71-  30 июня, №73 -  5 июля 2007г., №41 2июня 2009г.

Арндт Е. . Национальный костюм немцев Поволжья (Конец 17 – начало 20 в.в.).- Пермь, Издательско-полиграфический комплекс "Звезда", 2000.- 127 с.

Приложение №1 -5

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование работы:

Жизнь и быт немцев в селе Кутерля

Фамилия Имя Отчество автора:

Компанеец Алена

Регион:

Оренбургская область

Населенный пункт:

село Донское

Полное наименование образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Красногвардейская гимназия"

Класс, в котором учится автор:

2 класс

Почтовый адрес учреждения с индексом:

461150, Оренбургская область, Красногвардейский район, село Донское, улица Советская, 16

Телефон учреждения с кодом:

8-(35345)-3-18-94

Электронные адреса для ведения переписки:

[email protected] Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

ФИО руководителя:

 Герцен Ольга Александровна

Проблема (почему выполнялось исследование, проект?)

Найти ответ на вопрос, как и когда, поселились немцы в посёлке Кутерля. Выяснить всё о традициях и обычаях жителей этого посёлка.

Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось?)

Процесс образования села Кутерля с 1892 года.

Гипотеза (главная авторская идея)

Собрать и проанализировать информацию о жизни и быте немцев в селе Кутерля.

Полученный результат:

Узнали традиции и быт немцев.

Практическая значимость работы:

на наш взгляд, каждый должен знать историю родного края, знать всё о своём происхождении, своих корнях. Именно поэтому данная тема является актуальной как для молодых людей, так и для тех, кто поселился на этих землях во время миграции 90-х годов ХХ века.

Введение

      Мы  часто приезжаем в гости к родственникам в поселок Кутерля.  Знаем, что это немецкий поселок и что у меня немецкие корни. Мы задалась вопросом: Откуда взялись немцы в России?  Когда образовалась Кутерля? Какие у немцев были обычаи и традиции? Какие из них сохранились до сих пор?

   Чтобы ответить на эти вопросы, мы  решили провести исследовательскую работу.

Цель: Найти ответ на вопрос, как и когда, поселились немцы в посёлке Кутерля. Выяснить всё о традициях и обычаях жителей этого посёлка.

Задачи: Собрать и проанализировать информацию о жизни и быте немцев в селе Кутерля.

Объект: Процесс образования села Кутерля с 1892 года.

Предмет исследования: посёлок Кутерля.

Актуальность: на наш взгляд, каждый должен знать историю родного края, знать всё о своём происхождении, своих корнях. Именно поэтому данная тема является актуальной как для молодых людей, так и для тех, кто поселился на этих землях во время миграции 90-х годов ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1   История заселения немцев в Россию

      Немцы переселялись в Россию во времена Ивана Грозного.  Помогали  Петру I «прорубать окно в Европу». Но самое большое переселение началось после подписания Екатериной II 22 июля 1763 года манифеста «О приглашении в Россию иностранных колонистов». Каждая прибывшая в Россию семья получала земельный надел в 65 десятин, право покупать крепостных крестьян, беспроцентную ссуду 500 рублей.

   Первая группа немцев-менонитов прибыла в Россию в 1789 году из Пруссии и поселилась на территории бывшей Запорожской сечи.

1.2 Заселение немцев на территорию Красногвардейского района

   В 1890 году произошло переселение немцев-менонитов из Таврической губернии на территорию Самарской губернии, Бузулукского уезда, Юмрань-Табынской и Вознесенской волостей. Они приобрели у купцов И.М. Плешанова и Ф.Ф. Красикова 20388 десятин земли, по цене в 30 и 32 рубля за десятину. На них было образовано 12 поселков.

1.3   Заселение посёлка

     В 1892 году на левобережье реки Ток, в который впадает ручей Кутерля, был образован посёлок Кутерля, состоящий из 29 усадеб. Паев 21. Паем считалось 80 десятин (1 десятина равна примерно 1гектару). А 40 десятин половиной пая. В зависимости от возможности поселенцев покупалась земля. Кто один  не мог купить пай, покупали 1 пай на два хозяина. Имеются сведения о первопоселенцах и дальнейшая судьба усадеб. По воспоминаниям жителей составлена схема поселка конца XIX века (Приложение 1).

    Название Кутерля, в переводе с башкирского, означает «болото, топь». Местные жители называют свой посёлок «Кутерлинская Швейцария», потому что он расположен среди крутых холмов общего сырта.

 

 

2.1 Национальный костюм

   Как и у всех народов, у немцев был свой национальный костюм. В женские костюмы входила белая полотняная рубаха с широкими рукавами, присборенными по окату и у запястья, с прямым воротником-стойкой и небольшим разрезом на груди. Коротких, до середины икры, юбок разного цвета насчитывалось сразу несколько. Понизу верхней юбки шла широкая яркая полоса. Рубаха  при этом выступала внизу из – под юбок на 10-12 см.

Перед юбки закрывал передник. В зависимости от цветового решения костюма передник был чисто белым или в узкую продольную полоску, или темным, украшенным вышивкой бисером и блестками. Поверх рубахи надевался лифчик – корсаж  с большим вырезом и шнуровкой спереди. Под шнуровкой, на груди, фиксировался украшенный вышивкой, иногда блестками ибисером, нагрудник. Головным убором служили разнообразные чепцы, закрывающие всю голову или только затылочную часть.

     Из- под юбок были видны светлые чулки с пестрыми подвязками и невысокие кожаные башмаки со шнуровкой или пряжками.

     В основе мужского  костюма лежала широкая белая рубаха с втачными  длинными рукавами на манжетах, присборенными поокату и у запястья. Отложной воротничок и неглубокий вертикальный  разрез на груди выдавали ее европейское происхождение. Сквозь два симметричных отверстия в основаниях воротничка продергивалась тесемка-завязка. Рубаха заправлялась в брюки или носилась на выпуск. В прохладную погоду под верхнюю рубаху надевались нижняя льняная рубаха прямого покроя, без ворота.В ряде поселков встречались короткие штаны до колен, в праздники к ним добавлялись белые или темные чулки и кожаные башмаки. В теплую погоду в будни ходили босиком. В других поселках крестьяне предпочитали классические брюки с широкими штанинами, заправленными в высокие сапоги и слегка нависающими сверху. Поверх рубахи "полагался" коротенький жилет, однобортный или двубортный, с большим количеством металлических, деревянных, реже костяных пуговиц. Поверх него в прохладную погоду надевалась плотно облегающая куртка.

      В особо торжественных случаях поверх рубахи и жилета носили сюртук с облегающей верхней частью и длинными развевающимися полами.

     Завершал костюм галстук из бумажного шейного платка, сложенного пополам, и фетровая шляпа с мягкими полями.

2.2 Обычаи и традиции немцев

   В немецких поселках был очень силен  дух коллективизма. Они сообща строили дома, устраивая «субботники», справляли свадьбы, хоронили умерших. Была у них и своя кухня. Осенью, с наступлением морозов, они обычно резали свиней, чтобы запастись мясом на зиму. На «свинорез» собирались по несколько семей. Поскольку жили они не богато, ничего от свиньи не выбрасывалось. Из головы и печени делали фарш, набивали толстую кишку и варили ливерную колбасу. В тонкой кишке делали мясную колбасу, которую затем коптили. Жир вытапливали в больших казанах. В результате получались выжарки, которые тоже использовались в пищу. В кипящем жиру жарились ребрышки. После того, как вытопленный жир, смальц, отстаивался, его сливали. Получившийся осадок мазали на хлеб вместо масла. Смальц использовали для жарки и выпечки. Окорока замачивались в специальном рассоле, затем их обшивали тканью и коптили. Для копчения использовались специальные пристройки к дымоходам, которые до сих пор сохранились в некоторых домах старой постройки. Для приготовления всех этих блюд использовались приспособления сделанные местными умельцами, которые, как и рецепты этих блюд, сохранились и используются до сих пор в немецких семьях.

     Я всегда думала, что первыми стали делать колбасу немцы. Но, заглянув в интернет, выяснила, что о колбасе знали люди и в древнее время.

    Современное слово «колбаса» (sausage) произошло от латинского слова «salsus», что значит соленый. Вероятно, в древние времена этот термин имел более широкое значение, и означал не только сосиски и колбасы в нашем представлении, но и все соленое или просто консервированное мясо. Тогда не было возможности хранить мясо в холоде, и приготовление колбас (вареных и копченых) было хорошим способом его сохранить. А первое историческое упоминание о колбасе, вернее, о её прототипе, можно найти в легендах об «Одиссее». Женихи, набежавшие в дом Пенелопы ввиду долгого отсутствия её мужа-путешественника, в изобилии поглощали баранину, а слуги готовили себе из остатков туши похлебку и запекали над огнем наполненные кровью и жиром желудки. А вот если мы набьем тот же желудок кусочками мяса, сердца и печени, и всё это сварим, то получим зельц, который прибыл к нам из Германии. Но это случилось сравнительно недавно, а история колбасы насчитывает тысячелетия. Письменные упоминания о колбасе можно встретить и в китайских, вавилонских и греческих источниках примерно в 500 г. до н.э., например, Эпихарм даже написал комедию «Колбаса». Из Греции рецепт перекочевал в Рим, там тоже было жарко, а жара, как известно, очень быстро портит мясо. Для его сохранности очищенные кишки забивали рубленым мясом, специями и солью, связывали концы и подвешивали подвялиться в тени. Такой продукт был намного «живучее». Шашлыки и схожие блюда всегда были у тех, кто имел дело с мясом. А колбаски, подвешенные над дымом, сушились намного быстрее, пропитываясь ароматом вкусно пахнущих ветвей яблони и ольхи. Дым обеспечивал отсутствие мух и их личинок, такая колбаса кроме своего особенного вкуса и аромата была безопасней в плане гигиены, а значит, дольше хранилась. Римляне, как люди в пище неумеренные, кроме привычной баранины, говядины и свинины употребляли на колбасу даже дельфинов. Позже традиция помещать в колбасу разное мясо вошла в норму.

    Сначала колбаса была без оболочечной: просто брали кусок мяса, хорошо его просаливали, а затем сушили — то есть вялили. Набив им сумки, воины персидских царей и монгольских ханов могли совершать далекие походы, не отягощая себе громадными продовольственными обозами. Затем кто-то открыл для себя, что мясо сохраняется лучше, будучи помещенным под пленку обработанной кишки. Видимо, так и появился такой древний восточный деликатес, как казы — цельная вырезка конины, обмазанная жиром и пряностями, которая втискивается в кишку, а затем, по выбору, вялится, коптится, или варится.

     В южных районах Европы, а также в Азии, было выгоднее готовить сухие колбасы: колбаса просто высушивалась на солнце. В качестве примера этого метода приготовления могут служить сыровяленые колбасные изделия: суджук и бастурма. Тюркский суджук являлся наиболее дешевым вариантом, поскольку, для него используют не цельную вырезку, а рубленое мясо с разных частей туши. Но все, же самым старым и уважаемым является салями — сыровяленая колбаса из мелкорубленого фарша и сала со специями.

     Римляне больше уважали копченые луканские колбаски, наполненные мясным фаршем с огромным количеством пряных трав, жира и специального соуса. Сочные, пахнущие на целый квартал, они съедались сразу же, да и предназначались для пирушек, а не запасов. А их потомки в XVI веке создали один из самых популярных видов копченой колбасы — знаменитый сервелат, отличающийся методом приготовления и избытком восточных пряностей: перцев, гвоздики, мускатного ореха, кардамона.

       Ну, конечно, признанными мастерами колбасного дела считаются немцы и австрийцы. Такого разнообразия сортов колбас, сарделек и сосисок нет ни в одной другой стране мира. До сих пор австрийский город Вена и германский Франкфурт-на-Майне спорят за право называться родиной сосисок. Дело в том, что «автор» этого изобретения Йохан Георг Ланер родился во Франкфурте, где учился колбасному ремеслу, а, переехав в Вену, открыл лавку, в которой торговал новым продуктом – сосисками. Вареные и вяленые, прикопченые и копченые, жареные и тушеные (консервированные) сосиски быстро стали главным блюдом немецкой и австрийской кухни. Все те же немцы стали первыми массово производить вареную колбасу, отличающуюся от своих копченых и вяленых собратьев очень мелко измельченным фаршем и очень коротким сроком хранения.

      На Руси колбаса была известна, как минимум, с XII века — именно этим временем датируется берестяная грамота, в которой среди посланного некому дьяку провианту упоминается и «кълб». Но до петровских времен это было непримечательный продукт, в который каждый клал то, что ему заблагорассудится. Всё изменилось, когда из Европы вернулся насмотревшийся и напробовавшийся тамошних диковинок царь-реформатор. Он тут же выписал дюжину немцев-колбасников и заставил их не только готовить для дворцовой кухни нормальную мясную колбасу, но и обучать этому русских людей.

      Ученики намного превзошли учителей: в течение следующих двух столетий отечественная колбаса считалась лучшей в мире, и даже в самом глухом селе к праздникам непременно закладывали в печную трубу гроздь сочных мясных колец. Причем именно колбаса домашнего приготовления и попадала в основном на стол жителей Российской империи. Фабричное колбасное производство было развито слабо: в год выпускали лишь около 200 тысяч тонн колбас, то есть выходило примерно по килограмму на душу населения.

        История сохранила и название самой популярной в 18-м веке колбасы. Ею оказалась копченая колбаса «Углицкая». Она отличалась отменными вкусовыми качествами и могла храниться до двух лет. Происхождение этого названия следующее: когда в 1709 году немцы открыли в Петербурге первые колбасные мастерские, учениками в них оказались сплошь выходцы из города Углича. Асами приспособления для домашнего приготовления колбасы мало изменились с тех давних времен.

     Вот это приспособление для изготовления колбасы было в Древнем Риме. И наше приспособление сейчас почти не отличается. Правда,  появились вместо деревянных, сделанные из железных трубок. Но, рецепты сохранены с тех давних времен.

 

http://www.upakovano.ru/graphics/daily/2011/02/10/pickZrqNU.jpg

Это древнее приспособление для изготовления колбасы.

Приложение № 1 Приспособление для изготовления колбасы. Вот такое оно сейчас.

 

     Вот такое приспособление для изготовления колбасы было у немцев и сто лет назад и используется и сейчас. Слева первая стиральная машинка, в центре машинка для колбасы, справа сепаратор, для молока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 Приспособление для топки жира.

 

В печку клали дрова и в казане топили жир,  смальц.

 

 

 

 

 

 

2.3 Интервью с директором Подольского народного музея В. Э. Сизиковой

   В настоящее время в нашем музее организована выставка народных костюмов, в том числе выставлены свадебные наряды немцев-менонитов.

        Свадебный костюм жениха состоял из черного костюма, белой сорочки, на лацкане пиджака букетик цветов с двумя длинными  белыми лентами. Невеста в белом или светлом платье, на голове венок. Венок, платье невесты, букет жениха украшали зеленью. Стулья, на которых сидели жених и невеста, украшались цветами. В конце свадьбы пели песню «Красивый зеленый венок девушки», под которую снимали букет с пиджака жениха и   венок с головы невесты, и одевали ей праздничный чепчик, который она теперь имела право носить.

Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

Вот такие наряды были у жениха и невесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Целью нашей  работы является изучение истории возникновения и заселения Красногвардейского района и поселка Кутерля, изучение жизни и быта  моих предков начиная с  1890 года. Актуальность этой работы состоит в том, что сейчас практически никто в нашем районе не знает прошлого своего родного края, даже если живут здесь с самого рождения. Немногие знают о том, как жили и работали первые поселенцы. Радует то, что в семьях с немецкими корнями, пусть и видоизмененные, все же сохраняются традиции родного народа. Надеюсь, моя работа принесет кому-нибудь пользу, поскольку людей, помнящих историю первопоселенцев, становится с каждым днем все меньше и меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4 Кутерля зимой.

 

 

Вот таким бывает село зимой 1950 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кутерля летом.

Село Кутерля летом. 2012 год.

 

Приложение 5.

 

Усадьба № 1

Мартенс Иван Иванович                                      40 десятин

 

Мартенс Генрих Иванович                                  40 десятин

 

Усадьба № 2

Нахтигал Петр Петрович                                     80 десятин

 

Усадьба № 3

Герцен Иван                                                          40 десятин

 

Классен Абрам Абрамович                                  40 десятин

 

Усадьба № 4

Герцен Давид Корнеевич                                      80 десятин

В 1926 году продал Дику Ивану и уехал в Канаду

В 1927 году усадьбу купил Шартнер Иван Петрович

 

Усадьба № 5

Вибе Генрих Генрихович                                       80 десятин

Немного позже 40 десятин у него купил Дик Иван Иванович

 

Усадьба № 6

Эпп Абрам Петрович                                             40 десятин

 

Кригер Абрам Петрович                                        40 десятин

В 1929 году дом сгорел

 

Усадьба № 7-8

Тевс Иван Иванович                                            160 десятин

Позднее поделился с Дикманом.  В 1908 году уехал в Сибирь,

в г. Славгород. Там земля была дешевле, можно было купить

3 десятины вместо одной.

Усадьба № 9

Адриан Иван Иванович                                           80 десятин

 

Усадьба № 10

Тун Иван Петрович                                                  40 десятин

В 1906 году продал Пеннер

 

Дерксен Исаак Петрович                                         40 десятин

 

Усадьба № 11

Пеннер Мартын Мартынович                                  80 десятин

В 1904 году разделился с Энсом Гергардом  по 40 десятин

 

Усадьба № 12

Никкель Иван Юлиусович                                        40 десятин

В 1922 году продал Фризен П.К.

 

Фризен Генрих Юлиусович                                      40 десятин

В 1922 продал Фламинг

 

Усадьба № 13

Фаст ГергардГергардович                                        40 десятин

Продал пай в 1931 году Делеске Генриху Генриховичу

 

Унгер Генрих Францевич                                         40 десятин

 

Усадьба № 14

Зуккау Петр Иванович                                              80 десятин

Затем усадьба продавалась следующим хозяевам:

Зуккау Ивану Ивановичу

Никкель Ивану Ивановичу

Зуккау Якову Петровичу

 

Усадьба № 15

Эпп Иван Иванович                                                 80 десятин

Дом продан Шеленберг Петру

 

Усадьба № 16

Нейфельд Яков Иванович                                       80 десятин

Был проповедником, в 1908 году уехал,

 продал за 12 тыс. рублей

Лоренц Якову

В 1926 году продано по 40 десятин

Фризен Генриху Генриховичу

Завадскому Якову Абрамовичу

 

Школа

Кладбище

 

Усадьба №17

Кригер Абрам Петрович                                       40 десятин

В 1931 году дом продан Зуккау Ивану Ивановичу

 

Фризен Генрих Юлиусович                                  40 десятин

 

Усадьба №18

Фаст ГергардГергардович                                 80 десятин

 

Усадьба №19

Нахтигал Генрих Петрович                                80 десятин                                    В 1909 году уехал в Сибирь, в Славгород.

Усадьба продана  Исаак.

 

Усадьба №20

Герцен Давид (уехал в Канаду в 1926 году)     40 десятин

В 1904 году продана Фаст Корнею

В 1924 году продана Унгер Абраму Генриховичу

 

Янцен Абрам Абрамович                                    40 десятин

В  1926 году уехал в Канаду и усадьба продана

Пеннеру Мартыну Мартыновичу

 

Усадьба №21

Гейде Корней Корнеевич                                     80 десятин

В 1917 году переехал в Луговск и продал усадьбу

Тиссен Ивану Генриховичу.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Содержание: Введение. Жизнь и быт немцев в селе

Содержание: Введение. Жизнь и быт немцев в селе

Наименование работы: Жизнь и быт немцев в селе

Наименование работы: Жизнь и быт немцев в селе

Введение Мы часто приезжаем в гости к родственникам в поселок

Введение Мы часто приезжаем в гости к родственникам в поселок

История заселения немцев в Россию

История заселения немцев в Россию

Перед юбки закрывал передник.

Перед юбки закрывал передник.

Смальц использовали для жарки и выпечки

Смальц использовали для жарки и выпечки

Затем кто-то открыл для себя, что мясо сохраняется лучше, будучи помещенным под пленку обработанной кишки

Затем кто-то открыл для себя, что мясо сохраняется лучше, будучи помещенным под пленку обработанной кишки

Ученики намного превзошли учителей: в течение следующих двух столетий отечественная колбаса считалась лучшей в мире, и даже в самом глухом селе к праздникам непременно закладывали…

Ученики намного превзошли учителей: в течение следующих двух столетий отечественная колбаса считалась лучшей в мире, и даже в самом глухом селе к праздникам непременно закладывали…

Приложение № 1 Приспособление для изготовления колбасы

Приложение № 1 Приспособление для изготовления колбасы

Приложение № 2 Приспособление для топки жира

Приложение № 2 Приспособление для топки жира

Интервью с директором Подольского народного музея

Интервью с директором Подольского народного музея

Вот такие наряды были у жениха и невесты

Вот такие наряды были у жениха и невесты

Заключение Целью нашей работы является изучение истории возникновения и заселения

Заключение Целью нашей работы является изучение истории возникновения и заселения

Приложение №4 Кутерля зимой.

Приложение №4 Кутерля зимой.

Кутерля летом. Село Кутерля летом

Кутерля летом. Село Кутерля летом

Герцен Иван 40 десятин

Герцен Иван 40 десятин

В 1904 году разделился с Энсом

В 1904 году разделился с Энсом

Школа Кладбище Усадьба №17

Школа Кладбище Усадьба №17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017