Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Красногвардейская гимназия»
Исследовательская работа на тему:
Жизнь и быт немцев в селе Кутерля
Компанеец Алена
ученица 2 «а» класса
МБОУ « Красногвардейская
Гимназия» Красногвардейского
Района Оренбургской области
Руководитель:
Герцен Ольга Александровна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Красногвардейская
гимназия»
с. Донское
Содержание:
Введение.
Жизнь и быт немцев в селе Кутерля.
1.1 История заселения немцев в Россию.
1.2 Заселение немцев на территорию Красногвардейского района.
1.3 Заселение поселка.
2.1 Национальный костюм
2.2 Обычаи и традиции немцев
2.3 Интервью с директором музея
Заключение
Литература:
Брошюра «Родной, Красногвардейский», составитель Ю.А. Гущин, 2005г, Плешаново.
Газета «Красногвардеец» ., №28 -16 марта 2004г., № 71- 30 июня, №73 - 5 июля 2007г., №41 2июня 2009г.
Арндт Е. . Национальный костюм немцев Поволжья (Конец 17 – начало 20 в.в.).- Пермь, Издательско-полиграфический комплекс "Звезда", 2000.- 127 с.
Приложение №1 -5
.
Наименование работы: |
Жизнь и быт немцев в селе Кутерля |
Фамилия Имя Отчество автора: |
Компанеец Алена |
Регион: |
Оренбургская область |
Населенный пункт: |
село Донское |
Полное наименование образовательного учреждения: |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Красногвардейская гимназия" |
Класс, в котором учится автор: |
2 класс |
Почтовый адрес учреждения с индексом: |
461150, Оренбургская область, Красногвардейский район, село Донское, улица Советская, 16 |
Телефон учреждения с кодом: |
8-(35345)-3-18-94 |
Электронные адреса для ведения переписки: |
oipopova2007@rambler.ru Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script |
ФИО руководителя: |
Герцен Ольга Александровна |
Проблема (почему выполнялось исследование, проект?) |
Найти ответ на вопрос, как и когда, поселились немцы в посёлке Кутерля. Выяснить всё о традициях и обычаях жителей этого посёлка. |
Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось?) |
Процесс образования села Кутерля с 1892 года. |
Гипотеза (главная авторская идея) |
Собрать и проанализировать информацию о жизни и быте немцев в селе Кутерля. |
Полученный результат: |
Узнали традиции и быт немцев. |
Практическая значимость работы: |
на наш взгляд, каждый должен знать историю родного края, знать всё о своём происхождении, своих корнях. Именно поэтому данная тема является актуальной как для молодых людей, так и для тех, кто поселился на этих землях во время миграции 90-х годов ХХ века. |
Введение
Мы часто приезжаем в гости к родственникам в поселок Кутерля. Знаем, что это немецкий поселок и что у меня немецкие корни. Мы задалась вопросом: Откуда взялись немцы в России? Когда образовалась Кутерля? Какие у немцев были обычаи и традиции? Какие из них сохранились до сих пор?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести исследовательскую работу.
Цель: Найти ответ на вопрос, как и когда, поселились немцы в посёлке Кутерля. Выяснить всё о традициях и обычаях жителей этого посёлка.
Задачи: Собрать и проанализировать информацию о жизни и быте немцев в селе Кутерля.
Объект: Процесс образования села Кутерля с 1892 года.
Предмет исследования: посёлок Кутерля.
Актуальность: на наш взгляд, каждый должен знать историю родного края, знать всё о своём происхождении, своих корнях. Именно поэтому данная тема является актуальной как для молодых людей, так и для тех, кто поселился на этих землях во время миграции 90-х годов ХХ века.
1.1 История заселения немцев в Россию
Немцы переселялись в Россию во времена Ивана Грозного. Помогали Петру I «прорубать окно в Европу». Но самое большое переселение началось после подписания Екатериной II 22 июля 1763 года манифеста «О приглашении в Россию иностранных колонистов». Каждая прибывшая в Россию семья получала земельный надел в 65 десятин, право покупать крепостных крестьян, беспроцентную ссуду 500 рублей.
Первая группа немцев-менонитов прибыла в Россию в 1789 году из Пруссии и поселилась на территории бывшей Запорожской сечи.
1.2 Заселение немцев на территорию Красногвардейского района
В 1890 году произошло переселение немцев-менонитов из Таврической губернии на территорию Самарской губернии, Бузулукского уезда, Юмрань-Табынской и Вознесенской волостей. Они приобрели у купцов И.М. Плешанова и Ф.Ф. Красикова 20388 десятин земли, по цене в 30 и 32 рубля за десятину. На них было образовано 12 поселков.
1.3 Заселение посёлка
В 1892 году на левобережье реки Ток, в который впадает ручей Кутерля, был образован посёлок Кутерля, состоящий из 29 усадеб. Паев 21. Паем считалось 80 десятин (1 десятина равна примерно 1гектару). А 40 десятин половиной пая. В зависимости от возможности поселенцев покупалась земля. Кто один не мог купить пай, покупали 1 пай на два хозяина. Имеются сведения о первопоселенцах и дальнейшая судьба усадеб. По воспоминаниям жителей составлена схема поселка конца XIX века (Приложение 1).
Название Кутерля, в переводе с башкирского, означает «болото, топь». Местные жители называют свой посёлок «Кутерлинская Швейцария», потому что он расположен среди крутых холмов общего сырта.
2.1 Национальный костюм
Как и у всех народов, у немцев был свой национальный костюм. В женские костюмы входила белая полотняная рубаха с широкими рукавами, присборенными по окату и у запястья, с прямым воротником-стойкой и небольшим разрезом на груди. Коротких, до середины икры, юбок разного цвета насчитывалось сразу несколько. Понизу верхней юбки шла широкая яркая полоса. Рубаха при этом выступала внизу из – под юбок на 10-12 см.
Перед юбки закрывал передник. В зависимости от цветового решения костюма передник был чисто белым или в узкую продольную полоску, или темным, украшенным вышивкой бисером и блестками. Поверх рубахи надевался лифчик – корсаж с большим вырезом и шнуровкой спереди. Под шнуровкой, на груди, фиксировался украшенный вышивкой, иногда блестками ибисером, нагрудник. Головным убором служили разнообразные чепцы, закрывающие всю голову или только затылочную часть.
Из- под юбок были видны светлые чулки с пестрыми подвязками и невысокие кожаные башмаки со шнуровкой или пряжками.
В основе мужского костюма лежала широкая белая рубаха с втачными длинными рукавами на манжетах, присборенными поокату и у запястья. Отложной воротничок и неглубокий вертикальный разрез на груди выдавали ее европейское происхождение. Сквозь два симметричных отверстия в основаниях воротничка продергивалась тесемка-завязка. Рубаха заправлялась в брюки или носилась на выпуск. В прохладную погоду под верхнюю рубаху надевались нижняя льняная рубаха прямого покроя, без ворота.В ряде поселков встречались короткие штаны до колен, в праздники к ним добавлялись белые или темные чулки и кожаные башмаки. В теплую погоду в будни ходили босиком. В других поселках крестьяне предпочитали классические брюки с широкими штанинами, заправленными в высокие сапоги и слегка нависающими сверху. Поверх рубахи "полагался" коротенький жилет, однобортный или двубортный, с большим количеством металлических, деревянных, реже костяных пуговиц. Поверх него в прохладную погоду надевалась плотно облегающая куртка.
В особо торжественных случаях поверх рубахи и жилета носили сюртук с облегающей верхней частью и длинными развевающимися полами.
Завершал костюм галстук из бумажного шейного платка, сложенного пополам, и фетровая шляпа с мягкими полями.
2.2 Обычаи и традиции немцев
В немецких поселках был очень силен дух коллективизма. Они сообща строили дома, устраивая «субботники», справляли свадьбы, хоронили умерших. Была у них и своя кухня. Осенью, с наступлением морозов, они обычно резали свиней, чтобы запастись мясом на зиму. На «свинорез» собирались по несколько семей. Поскольку жили они не богато, ничего от свиньи не выбрасывалось. Из головы и печени делали фарш, набивали толстую кишку и варили ливерную колбасу. В тонкой кишке делали мясную колбасу, которую затем коптили. Жир вытапливали в больших казанах. В результате получались выжарки, которые тоже использовались в пищу. В кипящем жиру жарились ребрышки. После того, как вытопленный жир, смальц, отстаивался, его сливали. Получившийся осадок мазали на хлеб вместо масла. Смальц использовали для жарки и выпечки. Окорока замачивались в специальном рассоле, затем их обшивали тканью и коптили. Для копчения использовались специальные пристройки к дымоходам, которые до сих пор сохранились в некоторых домах старой постройки. Для приготовления всех этих блюд использовались приспособления сделанные местными умельцами, которые, как и рецепты этих блюд, сохранились и используются до сих пор в немецких семьях.
Я всегда думала, что первыми стали делать колбасу немцы. Но, заглянув в интернет, выяснила, что о колбасе знали люди и в древнее время.
Современное слово «колбаса» (sausage) произошло от латинского слова «salsus», что значит соленый. Вероятно, в древние времена этот термин имел более широкое значение, и означал не только сосиски и колбасы в нашем представлении, но и все соленое или просто консервированное мясо. Тогда не было возможности хранить мясо в холоде, и приготовление колбас (вареных и копченых) было хорошим способом его сохранить. А первое историческое упоминание о колбасе, вернее, о её прототипе, можно найти в легендах об «Одиссее». Женихи, набежавшие в дом Пенелопы ввиду долгого отсутствия её мужа-путешественника, в изобилии поглощали баранину, а слуги готовили себе из остатков туши похлебку и запекали над огнем наполненные кровью и жиром желудки. А вот если мы набьем тот же желудок кусочками мяса, сердца и печени, и всё это сварим, то получим зельц, который прибыл к нам из Германии. Но это случилось сравнительно недавно, а история колбасы насчитывает тысячелетия. Письменные упоминания о колбасе можно встретить и в китайских, вавилонских и греческих источниках примерно в 500 г. до н.э., например, Эпихарм даже написал комедию «Колбаса». Из Греции рецепт перекочевал в Рим, там тоже было жарко, а жара, как известно, очень быстро портит мясо. Для его сохранности очищенные кишки забивали рубленым мясом, специями и солью, связывали концы и подвешивали подвялиться в тени. Такой продукт был намного «живучее». Шашлыки и схожие блюда всегда были у тех, кто имел дело с мясом. А колбаски, подвешенные над дымом, сушились намного быстрее, пропитываясь ароматом вкусно пахнущих ветвей яблони и ольхи. Дым обеспечивал отсутствие мух и их личинок, такая колбаса кроме своего особенного вкуса и аромата была безопасней в плане гигиены, а значит, дольше хранилась. Римляне, как люди в пище неумеренные, кроме привычной баранины, говядины и свинины употребляли на колбасу даже дельфинов. Позже традиция помещать в колбасу разное мясо вошла в норму.
Сначала колбаса была без оболочечной: просто брали кусок мяса, хорошо его просаливали, а затем сушили — то есть вялили. Набив им сумки, воины персидских царей и монгольских ханов могли совершать далекие походы, не отягощая себе громадными продовольственными обозами. Затем кто-то открыл для себя, что мясо сохраняется лучше, будучи помещенным под пленку обработанной кишки. Видимо, так и появился такой древний восточный деликатес, как казы — цельная вырезка конины, обмазанная жиром и пряностями, которая втискивается в кишку, а затем, по выбору, вялится, коптится, или варится.
В южных районах Европы, а также в Азии, было выгоднее готовить сухие колбасы: колбаса просто высушивалась на солнце. В качестве примера этого метода приготовления могут служить сыровяленые колбасные изделия: суджук и бастурма. Тюркский суджук являлся наиболее дешевым вариантом, поскольку, для него используют не цельную вырезку, а рубленое мясо с разных частей туши. Но все, же самым старым и уважаемым является салями — сыровяленая колбаса из мелкорубленого фарша и сала со специями.
Римляне больше уважали копченые луканские колбаски, наполненные мясным фаршем с огромным количеством пряных трав, жира и специального соуса. Сочные, пахнущие на целый квартал, они съедались сразу же, да и предназначались для пирушек, а не запасов. А их потомки в XVI веке создали один из самых популярных видов копченой колбасы — знаменитый сервелат, отличающийся методом приготовления и избытком восточных пряностей: перцев, гвоздики, мускатного ореха, кардамона.
Ну, конечно, признанными мастерами колбасного дела считаются немцы и австрийцы. Такого разнообразия сортов колбас, сарделек и сосисок нет ни в одной другой стране мира. До сих пор австрийский город Вена и германский Франкфурт-на-Майне спорят за право называться родиной сосисок. Дело в том, что «автор» этого изобретения Йохан Георг Ланер родился во Франкфурте, где учился колбасному ремеслу, а, переехав в Вену, открыл лавку, в которой торговал новым продуктом – сосисками. Вареные и вяленые, прикопченые и копченые, жареные и тушеные (консервированные) сосиски быстро стали главным блюдом немецкой и австрийской кухни. Все те же немцы стали первыми массово производить вареную колбасу, отличающуюся от своих копченых и вяленых собратьев очень мелко измельченным фаршем и очень коротким сроком хранения.
На Руси колбаса была известна, как минимум, с XII века — именно этим временем датируется берестяная грамота, в которой среди посланного некому дьяку провианту упоминается и «кълб». Но до петровских времен это было непримечательный продукт, в который каждый клал то, что ему заблагорассудится. Всё изменилось, когда из Европы вернулся насмотревшийся и напробовавшийся тамошних диковинок царь-реформатор. Он тут же выписал дюжину немцев-колбасников и заставил их не только готовить для дворцовой кухни нормальную мясную колбасу, но и обучать этому русских людей.
Ученики намного превзошли учителей: в течение следующих двух столетий отечественная колбаса считалась лучшей в мире, и даже в самом глухом селе к праздникам непременно закладывали в печную трубу гроздь сочных мясных колец. Причем именно колбаса домашнего приготовления и попадала в основном на стол жителей Российской империи. Фабричное колбасное производство было развито слабо: в год выпускали лишь около 200 тысяч тонн колбас, то есть выходило примерно по килограмму на душу населения.
История сохранила и название самой популярной в 18-м веке колбасы. Ею оказалась копченая колбаса «Углицкая». Она отличалась отменными вкусовыми качествами и могла храниться до двух лет. Происхождение этого названия следующее: когда в 1709 году немцы открыли в Петербурге первые колбасные мастерские, учениками в них оказались сплошь выходцы из города Углича. Асами приспособления для домашнего приготовления колбасы мало изменились с тех давних времен.
Вот это приспособление для изготовления колбасы было в Древнем Риме. И наше приспособление сейчас почти не отличается. Правда, появились вместо деревянных, сделанные из железных трубок. Но, рецепты сохранены с тех давних времен.
Это древнее приспособление для изготовления колбасы.
Приложение № 1 Приспособление для изготовления колбасы. Вот такое оно сейчас.
Вот такое приспособление для изготовления колбасы было у немцев и сто лет назад и используется и сейчас. Слева первая стиральная машинка, в центре машинка для колбасы, справа сепаратор, для молока.
Приложение № 2 Приспособление для топки жира.
В печку клали дрова и в казане топили жир, смальц.
2.3 Интервью с директором Подольского народного музея В. Э. Сизиковой
В настоящее время в нашем музее организована выставка народных костюмов, в том числе выставлены свадебные наряды немцев-менонитов.
Свадебный костюм жениха состоял из черного костюма, белой сорочки, на лацкане пиджака букетик цветов с двумя длинными белыми лентами. Невеста в белом или светлом платье, на голове венок. Венок, платье невесты, букет жениха украшали зеленью. Стулья, на которых сидели жених и невеста, украшались цветами. В конце свадьбы пели песню «Красивый зеленый венок девушки», под которую снимали букет с пиджака жениха и венок с головы невесты, и одевали ей праздничный чепчик, который она теперь имела право носить.
Приложение № 3
Вот такие наряды были у жениха и невесты.
Заключение
Целью нашей работы является изучение истории возникновения и заселения Красногвардейского района и поселка Кутерля, изучение жизни и быта моих предков начиная с 1890 года. Актуальность этой работы состоит в том, что сейчас практически никто в нашем районе не знает прошлого своего родного края, даже если живут здесь с самого рождения. Немногие знают о том, как жили и работали первые поселенцы. Радует то, что в семьях с немецкими корнями, пусть и видоизмененные, все же сохраняются традиции родного народа. Надеюсь, моя работа принесет кому-нибудь пользу, поскольку людей, помнящих историю первопоселенцев, становится с каждым днем все меньше и меньше.
Приложение №4 Кутерля зимой.
Вот таким бывает село зимой 1950 год.
Кутерля летом.
Село Кутерля летом. 2012 год.
Приложение 5.
Усадьба № 1
Мартенс Иван Иванович 40 десятин
Мартенс Генрих Иванович 40 десятин
Усадьба № 2
Нахтигал Петр Петрович 80 десятин
Усадьба № 3
Герцен Иван 40 десятин
Классен Абрам Абрамович 40 десятин
Усадьба № 4
Герцен Давид Корнеевич 80 десятин
В 1926 году продал Дику Ивану и уехал в Канаду
В 1927 году усадьбу купил Шартнер Иван Петрович
Усадьба № 5
Вибе Генрих Генрихович 80 десятин
Немного позже 40 десятин у него купил Дик Иван Иванович
Усадьба № 6
Эпп Абрам Петрович 40 десятин
Кригер Абрам Петрович 40 десятин
В 1929 году дом сгорел
Усадьба № 7-8
Тевс Иван Иванович 160 десятин
Позднее поделился с Дикманом. В 1908 году уехал в Сибирь,
в г. Славгород. Там земля была дешевле, можно было купить
3 десятины вместо одной.
Усадьба № 9
Адриан Иван Иванович 80 десятин
Усадьба № 10
Тун Иван Петрович 40 десятин
В 1906 году продал Пеннер
Дерксен Исаак Петрович 40 десятин
Усадьба № 11
Пеннер Мартын Мартынович 80 десятин
В 1904 году разделился с Энсом Гергардом по 40 десятин
Усадьба № 12
Никкель Иван Юлиусович 40 десятин
В 1922 году продал Фризен П.К.
Фризен Генрих Юлиусович 40 десятин
В 1922 продал Фламинг
Усадьба № 13
Фаст ГергардГергардович 40 десятин
Продал пай в 1931 году Делеске Генриху Генриховичу
Унгер Генрих Францевич 40 десятин
Усадьба № 14
Зуккау Петр Иванович 80 десятин
Затем усадьба продавалась следующим хозяевам:
Зуккау Ивану Ивановичу
Никкель Ивану Ивановичу
Зуккау Якову Петровичу
Усадьба № 15
Эпп Иван Иванович 80 десятин
Дом продан Шеленберг Петру
Усадьба № 16
Нейфельд Яков Иванович 80 десятин
Был проповедником, в 1908 году уехал,
продал за 12 тыс. рублей
Лоренц Якову
В 1926 году продано по 40 десятин
Фризен Генриху Генриховичу
Завадскому Якову Абрамовичу
Школа
Кладбище
Усадьба №17
Кригер Абрам Петрович 40 десятин
В 1931 году дом продан Зуккау Ивану Ивановичу
Фризен Генрих Юлиусович 40 десятин
Усадьба №18
Фаст ГергардГергардович 80 десятин
Усадьба №19
Нахтигал Генрих Петрович 80 десятин В 1909 году уехал в Сибирь, в Славгород.
Усадьба продана Исаак.
Усадьба №20
Герцен Давид (уехал в Канаду в 1926 году) 40 десятин
В 1904 году продана Фаст Корнею
В 1924 году продана Унгер Абраму Генриховичу
Янцен Абрам Абрамович 40 десятин
В 1926 году уехал в Канаду и усадьба продана
Пеннеру Мартыну Мартыновичу
Усадьба №21
Гейде Корней Корнеевич 80 десятин
В 1917 году переехал в Луговск и продал усадьбу
Тиссен Ивану Генриховичу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.