В истории нашей страны есть такие страницы, которые никогда нельзя забывать. Одна из них - это страница Ленинского комсомола. Что мы о нем знаем?! Историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные земляки. Комсомол – это была не просто молодежная организация.
Исследовательская работа на тему:
«Комсомольцы в моей семье»
Выполнил:
Рязанцев Максим Валерьевич,
учащийся 11 б класса
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Оборонинская СОШ»
Научный руководитель:
Тарабрина Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и
литературы
2018 год
1Оглавление.
Введение
3
Глава 1.Из истории комсомола 5
Глава 2.Комсомольцы в моей семье
7
Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение 1. Фотографии документов
Приложение 2. Фотографии мои и родственников
10
9
11
12
13
Приложение 3. Диаграммы результатов исследования
16
Приложение 4. Слайдовая презентация
17
2Введение.
В истории нашей страны есть такие страницы, которые никогда нельзя
забывать. Одна из них это страница Ленинского комсомола. Что мы о нем
знаем?! Историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные
земляки.
Однажды, листая подшивку местной газеты, я увидел статью, которая не
могла меня не заинтересовать прежде всего потому, что посвящена она была
молодежному движению 7080х годов. Я посетил Мордовский краеведческий
музей, пообщался с родственниками и решил больше узнать о жизни молодого
поколения этого времени. Интересно, а в моей семье были комсомольцы? А что
они сделали полезного для организации, как повлиял ВЛКСМ на формирование
их мировоззрения? Для того чтобы получить необходимые сведения, мне нужно
было изучить историю комсомольской организации, проанализировать семейные
фотоархивы, побеседовать с родственниками.
Я выбрал эту тему потому, что считаю ее очень важной и интересной.
Актуальность моей работы заключается в том, что у современной
молодежи низкий уровень патриотического, духовнонравственного воспитания.
Вследствие этого подростки часто плохо знают историю своей родины, уходят
от родных корней.
Объект исследования: роль комсомола в истории нашей страны.
родственников.
Предмет исследования: комсомольский период в жизни моих
Гипотеза: история комсомола является легендарным прошлым нашей
страны.
Цель: изучение комсомольской юности моих родственников и выявление
влияния ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции.
Передо мной стояли следующие задачи:
познакомиться с историей союза молодёжи;
собрать и оформить биографические сведения о моих родственниках;
3 провести самооценку (вывод) исследовательской работы и сделать ее
презентацию.
Методы исследования:
1. Метод работы с документами, фотографиями.
2. Метод интервьюирования.
3. Метод анализа и обобщения.
4. Метод информирования.
Этапы работы:
1. Организационный:
определение круга исследуемых вопросов;
подбор материала;
планирование работы.
2. Подготовительный:
работа с документами и фотографиями;
анализ собранного материала по предполагаемой гипотезе.
3. Изучение и анализ результатов работы. Обработка, систематизация
информации.
4. Оформление результатов исследования.
5. Презентация работы.
6. Распространение информации об исследовании.
Сроки проведения: февраль март 2018 года.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученный
материал можно использовать на уроках «Исторического краеведения»,
внеклассных мероприятиях, научнопрактических конференциях, экскурсиях
в библиотеку.
4Глава 1. Из истории комсомола
Дерзанием, героизмом, славой отмечен путь Ленинского комсомола.
Каждая страница его биографии – это история нашей Родины. Шесть орденов на
знамени ВЛКСМ, Памятное Красное знамя ЦК КПСС – яркое свидетельство
того, как высоко оценивают партия, правительство, наш народ вклад молодёжи в
великие достижения Родины.
29 октября 1018 года…Разгар гражданской войны. В Москве
открывается 1 съезд Российского Коммунистического Союза Молодёжи. На нём
присутствует 194 делегата. (1.4.)Двести тысяч комсомольцев сражаются на
фронтах гражданской войны. С начала своей истории члены комсомола были
активными участниками важных событий страны. Комсомол провёл три
всероссийские мобилизации на фронт. Несмотря на огромные потери,
численность комсомольской организации постоянно росла: в октябре 1918 года
— 22 100, в октябре 1920 — 482 000 человек. (1.6) Вступая в комсомол, юноши
и девушки не искали никаких выгод и благ. Только одного они хотели –
бороться за Советскую власть. Позже, в 1926 году, появилось общеизвестное
название Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).
Инициатором создания и основным идеологом комсомольской организации стал
В.И. Ленин. «Задачи Союзов молодежи», зачитанные им на III Всероссийском
съезде комсомола в октябре 1920 года, стали основополагающим идейным
документом ВЛКСМ на долгие годы.
После гражданской войны перед комсомолом встала задача
подготовки рабочекрестьянской молодёжи к мирной,
созидательной
5деятельности. Комсомол направил все усилия на восстановление разрушенного в
годы войны народного хозяйства. Юноши и девушки участвовали в
восстановлении заводов Петрограда, Москвы, Урала, шахт и заводов Донбасса,
железных дорог страны. Комсомольцы оказывали содействие Советской власти
в борьбе со спекуляцией, вредительством, бандитизмом. (1.6.)
Стране не хватало угля, металла, машин. Комсомольцы строили шахты,
рудники, заводы, различные промышленные объекты, газопроводы, железные
дороги. Нет электричества – молодёжь отправлялась возводить ГЭС. Она
участвовала в создании колхозов, восстанавливала промышленность, города.
(1.6.). Стране нужны были грамотные, образованные люди, и комсомольцы
учились и учили других.
Суровым испытанием для всего советского народа, его молодого
поколения явилась Великая Отечественная война. Комсомол, вся советская
молодёжь по зову Коммунистической партии выступили на борьбу с немецко
фашистскими захватчиками. Мужество, отвагу, героизм проявили комсомольцы,
защищая от врага города и сёла страны.
Огромный труд вложил комсомол в восстановление разрушенного
немецкофашистскими захватчиками народного хозяйства, в освоение целины,
строительство БАМа.
Таким образом, комсомол – это была не просто молодежная
организация. Она играла огромную роль в воспитании советской молодежи. С
помощью комсомольцев решались многие важные государственные и
общественные дела. Комсомольцы строили, воевали, участвовали в
демонстрациях, проводили культурные мероприятия, субботники. Не одно
событие не прошло мимо комсомола. Стать членом ВЛКСМ мечтал каждый!
В 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде комсомола в связи со
сложившейся политической обстановкой в стране было принято решение о
6самороспуске организации, как исчерпавшей свою политическую роль. Сейчас
история комсомола – легендарное прошлое нашей страны.(1.5.)
Глава 2. Комсомольцы в моей семье.
Беседуя со своими родителями – Рязанцевыми Наталией Анатольевной и
Валерием Анатольевичем, выяснил, что в нашей семье практически все имели в
разной степени отношение к комсомольской организации. Мои бабушки и
дедушки были комсомольцами. Мама рассказывала мне, что в те времена
каждый ученик мечтал вступить в ряды молодёжной организации. Сначала
нужно стать октябренком, затем пионером, а уже потом комсомольцем.
Принимали в комсомол не всех желающих, а только тех ребят, которые
хорошо учились, имели примерное поведение, совершали добрые дела. Нужно
получить
было написать заявление,
рекомендательное письмо от комсомольцев. Только тогда назначалось заседание
выучить Устав комсомола,
комитета комсомола, на котором проверялись знания в области политики,
интересовались твоей общественной работой, жизненной позицией.
Через суровую, но полную романтики школу комсомола прошёл почти каждый
второй житель района.
Веркошанская Нина Васильевна, моя бабушка, 45 лет отработала старшей
медицинской сестрой ЦРБ Мордовского района. Помнит свою комсомольскую
юность, когда обязательно нужно явиться на комсомольское собрание, вовремя
сдать членские взносы, выступить на заседании комитета комсомола, уделить
внимание семье, детям. А главное – больные. Вот здесь пригодились те качества,
7которые воспитал комсомол: ответственность, отзывчивость, профессионализм.
(Приложение 2)
Людмила Анатольевна Рязанцева – моя тётя. Она комсомольский
организатор класса. Школьница Людмила являлась талантливой, яркой
личностью, активисткой школы. Она всегда была в первых рядах, когда ученики
сдавали макулатуру, собирали металлом или ехали на поле полоть свёклу. В
октябре 1971 года Люда стала членом ВЛКСМ. «В те времена я только об этом
и мечтала: прикрепить к груди комсомольский значок, вспоминает тетя Люда.
Мечтала не я одна, а вместе с подругами. Мы с завистью смотрели на тех
старшеклассниц, кто уже вступил в ряды комсомола. На них даже мальчишки по
другому смотрели!». В обязанности Людмилы входило оформление школьного
уголка комсомольской организации, поздравления со знаменательными датами,
сбор взносов, участие в конференциях, слётах, выступления на них. За отличную
учёбу и активное участие в общественной жизни класса и школы Людмила
Рязанцева была награждена Грамотой в 1974 году. (Приложение 2)
Моя мама – комсомолка. Как можно забыть вожатую Наташу, которая
приходила к ним на классный час и проводила викторины, веселые старты или
просто рассказывала о чемто познавательном. Мама говорит, что уже тогда она
мечтала, когда вырастет, так же станет вожатой, как и Наташа. Сегодня мама
работает с молодёжью, поэтому можно считать, что ее детская мечта
осуществилась. В 1990 году мама окончила Мордовскую школу с серебряной
медалью, поступила в кооперативный техникум по специальности бухгалтер. В
группе она была комсоргом. И везде с комсомольским билетом в руках. Начав
со школьной скамьи, являлась комсомольским организатором класса, группы в
течение всех лет обучения, пока ВЛКСМ не прекратил своё существование. С
2010 по 2015 год обучалась в ТГУ им. Г.Р.Державина. Будучи студенткой,
мама продолжала заниматься общественной деятельностью. Работа с людьми ей
нравилась всегда, отсюда и заведующая отделением Центра социальной помощи
8населению, а затем ведущий специалист Отдела по культуре, спорту и делам
молодёжи Администрации Мордовского района.
На мой вопрос «Как повлияла на дальнейшую жизнь работа в комсомольской
организации?», мама ответила: «Я научилась жить в коллективе, думать не
только о своих интересах, но и о проблемах других людей, что очень важно для
будущего. Комсомол в моей жизни – это этап, который дал очень много. Он стал
своеобразной площадкой, научил работать с людьми, находить подход к ним.
Молодёжь с энтузиазмом бралась за любое дело. Это сплачивало нас».
(Приложение 1, 2)
Мой папа, Рязанцев Валерий Анатольевич, учился в Оборонинской средней
школе. Также занимал ведущие позиции в комсомольской организации, был
что научился быть ответственным,
секретарем класса.
Говорит,
целеустремленным, трудолюбивым только благодаря комсомолу. После
окончания школы уехал учиться в Липецк в политехнический институт, успешно
окончил его. Организаторские способности помогли ему быть начальником
РУПС Мордовского района. Сегодня папа занимает должность директора МХУ
«ХЭЧ». Свой профессиональный успех он отчасти связывает со школьной и
студенческой жизнью. (Приложение 2).
Практическая часть исследовательской работы
1. Я провел беседу и анкетирование среди своих одноклассников. По
результатам анкетирования узнал:
знают о комсомоле 8 человек 13%;
день рождения комсомола назвали 9 человек 15%;
хотят узнать о ВЛКСМ 18 учащихся 67%.(Приложение 3).
Вывод: современные школьники не обладают достаточной информацией о
ВЛКСМ, но узнать о молодёжной организации высказали многие желание. В
этом и заключается актуальность моей исследовательской работы.
92. По результатам исследования оформил слайдовую презентацию и
показал ее одноклассникам (Приложение 4). Всех ребят очень заинтересовала
эта тема, и они решили изучить ее как можно подробнее.
Заключение.
2018 год – год 100летия ВЛКСМ. Думаю, что эта юбилейная дата не
может пройти в нашей стране незамеченной, ведь сколько судеб связано с
комсомольским движением. Именно в комсомоле формировалось мировоззрение
нового поколения, его взгляды, убеждения, вырабатывалось умение брать на
себя ответственность, выполнять поручения. Комсомол никогда не был
равнодушным к судьбе Родины.
Союз молодёжи объединил в своих рядах широкие массы девушек и
юношей нашей страны. Комсомольцы активно трудились на стройках,
героически сражались на фронте, работали в молодёжных строительных
отрядах, немало важных и интересных дел совершили на производстве и в
учебных заведениях. Надо признать честно – силой и мощью нынешнее
государство обязано миллионам простых молодых людей, носивших
комсомольский значок. Для многих поколений юношей и девушек это было не
10простое возрастное объединение, комсомол являлся образом жизни. Его идеалы
безграничной любви к Родине, беззаветного служения Отечеству, духовной
нравственности до сих пор остаются приоритетными в воспитании достойных
граждан своей страны. Ко всему этому оказались причастны и мои
родственники. Я горжусь ими. Они всегда являются для меня примером во
всём. Хочу вырасти достойной им сменой.
Считаю, что цель исследовательской работы достигнута. Мы изучили
историю комсомола, комсомольскую юность моих родственников, выявили
влияние ВЛКСМ на формирование жизненной позиции. Мои родные благодарны
судьбе, что она связала их с комсомолом. ВЛКСМ повлиял на выбор ими
профессии, так как они имеют возможность заниматься гражданско
политическим воспитанием молодёжи.
Выводы:
Исследовательская работа способствовала:
повышению знаний о ВЛКСМ;
раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Исследовательская работа показала:
история комсомола – легендарная страница истории нашей страны.
Гипотеза подтвердилась.
. Литература
1. Трущенко Н.В. Славный путь ленинского комсомола. История ВЛКСМ /
I.
Источники
// Ленинское слово. 1972г. №23– С. 3.
2. Фотоархивы семей Рязанцевых, Веркошанских.
3. Устные материалы, собранные за время бесед.
4. История Комсомола // Википедия: Всероссийская свободная
II.
Электронные ресурсы
энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%F1%EE%EC
%EE%EB
5. Комсомол // Letopisi.Ru. letopisi
. ru›index
. php
/ Комсомол
116. Комсомольская летопись эпохи // Комсомол в нашей судьбе. Режим
доступа: http://komsomol100.narod.ru/letopis/letopis1.htm .
Приложение 1. Фотографии документов.
12Приложение 2. Фотографии мои и родственников.
13Веркошанская Нина Васильевна (моя бабушка),
Веркошанская Наталия Анатольевна (моя мама), Рязанцев Максим
1415Рязанцева Людмила Анатольевна (моя тётя)
16Приложение 3. Диаграммы результатов анкетирования.
67%
33 %
узнать о ВЛКСМ
67% - хотят
Хотят узнать
Знают о
комсосоле
Не знают
17Приложение 4. Слайдовая презентация.
18