Исследовательская работа на тему "Сквернословие - разрушительная сила"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Исследовательская работа на тему "Сквернословие - разрушительная сила"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

сквернословие-разрушительная сила.doc
Районный очный конкурс рефератов                физико­технического и гуманитарного направлений                                            «Хочу все знать!»              РЕФЕРАТ    СКВЕРНОСЛОВИЕ –  РАЗРУШАЮЩАЯ СИЛА                Выполнила:                                                                         Воропаева Алена Денисовна, 15 лет,                                                               МАОУ Кирсановская СОШ, 10 класс                                                               Тоцкий район Оренбургская область                                                               Телефон: 9­41­27                                                                                                                               Руководитель:                                                               Еремина Ольга Михайловна                                                              учитель истории I категории                                                               МАОУ Кирсановская СОШ                                                              Тоцкий район Оренбургская область                                                              Телефон: 9­41­27   1 Введение  Есть один ценный дар Божий, без которого человек будет просто животным ­  это Слово. Воплощённым Словом Бог сотворил земной мир и вручил его  человеку. Словами обозначается всё, что нас окружает: материальный мир и  нематериальный. Словами молитв мы обращаемся к Богу, между собой и в  Церкви. С помощью слов общаемся между собой, передаём тончайшие  оттенки мыслей, чувств, переживаний. Без слов не было бы истории,  литературы, искусства, науки.  Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и  культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше сквернословие  было, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и  других опустившихся лиц, то теперь все это глубже проникает во все  социальные и возрастные слои общества. То, что творится сейчас в обществе  вряд ли в нашей истории творилось такое, как в последние годы ­ ругаются  все: дети и взрослые, мальчики и девочки, артисты и писатели, политики и  учёные, военные и журналисты, рабочие и крестьяне, мужчины и женщины.  Настоящая эпидемия поразила наш народ. На книжных прилавках горы книг и словарей, пропагандирующих и серьёзным научным языком объясняющих  смысл  скверных выражений. На все это тратится огромное количество денег  и даже стало непопулярным, если какая­либо известная личность не проронит  во время своего интервью или встречи «крепкого словца», как  бы  подчеркивая, что, дескать, я тоже не лыком шит и понимаю, и могу ответить  подобающе.  Люди говорят насеянную тьму  плохих слов и даже не задумываются о их  смысле и последствиях которые они  несут в их жизнь. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без сквернословия. И я попытаюсь в этом  разобраться. Цель:  Информировать общество (подростков) о проблеме сквернословия. Задачи:  Познакомить с историей сквернословия  Предупредить о вреде сквернословия 2  Провести исследование  Выявить сущность мата  Провести анкету (по данным, сделать вывод) 1.1 История возникновения сквернословия                                                             Мат на Руси  Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина   –   это   пережиток   язычества.   До   принятия   христианства,   наши предки   исповедовали   язычество,   покланялись   неживой   природе.   Мат   был частью   многих   языческих   заклинаний   и   обрядов.   С   помощью   матерщины русские   –   язычники,   отпугивали   бесов   и   прочую   нечистую   силу.   Другие считаю, что мат на Русь занесли татаро – монголы. Приверженцы этой версии считают,  что  самыми  грязными  ругательствами   у  славян, в домонгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия Батыя, русские   же   научились   тому   мату,   который   мы   слышим   сегодня.   Стоит отметить,   что   наша   матерщина   имеет   схожие   синонимы   в   польском   и венгерском   языке,   а   так   же   в   языках,   относящихся   к   семейству   финно­ угорских.  После нашествия монгол мат стал достаточно распространенным явлением.  Дворяне, и другие образованные  и обеспеченные  люди матом не ругались, считая   это   полнейшим   моветоном.   Царь Алексей   Михайлович Романов пытался   активно   бороться   со   сквернословием,   он   подчеркивал недопустимость   ругани   на   свадьбах,   и   других   праздниках   и   обрядах,   где оставались   языческие   корни.   Считалось,   что   нецензурная   брань   навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых, за сквернословие   били   розгами.   Считалось,   что   выругавшийся   человек оскорбляет  Божью Матерь, родную мать человека, и саму Землю. Матерный язык в массовости, был присущ  рабочим и крестьянам, которые естественно были необразованны. В 1917 году пролетариат пришел к власти.   Многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение. Сталинские репрессии дали мощный толчок в развитие мата в России.  В это время начали образовываться различные матерные обороты,  люди не стеснялись выражать свое мнение с их помощью.   Мат   стал   официальным   языком   тюрьмы,   понятным   всем   её 3 обитателям.   Во время «оттепели» появляться все новые и новые матерные частушки.   После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из  подполья, и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня  на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари  сквернословия, сборники матерных частушек и прочее.Вокруг русского мата  в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них  – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в  период татаро­монгольского ига и привнесены в русский язык именно  ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют  общеславянское или даже индоевропейское происхождение.  Второй миф, в чем­то противоположный первому, – убеждение в особом  пристрастии к мату именно русских. Мол, уже в глубокой древности наши  предки не могли обойтись без соответствующей лексики даже в ритуальных  действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно, у восточных славян,  как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ  плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая. Да,  на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых  содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд,  непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по  необходимости должны были иметь свой особый словарь – однако тогда  входящие в него слова не воспринимались как неприличные. И только по  отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской  культуры плоть стали считать изначально греховной, а на лексику «телесного  низа» был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии,  которое бытовало еще в прошлом столетии. В древней Руси мат являлся не  чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их  волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя  матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится,  на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было  выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле.  Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы,  многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения  самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий  голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным  уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере  интимных отношений.  4 Сознательно обращаясь к злу за помощью, наши предки, сами того не  понимая, попадали из огня да в полымя, порой из меньшей беды ­ в большую.  Единственное, что их выручало, так это то, что такие слова всё же считались  запретными, их разрешалось произносить не больше полутора десятка раз в  году.  Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя  Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость  сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не  пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о  святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева  дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою  непотребною лаю не бранились». Считалось, что матерным словом  оскорбляется, во­первых, Матерь Божия, во­вторых, родная мать человека и,  наконец, мать­земля.   При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось,  что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным  воздержанием бранной ругани.Николай I издал указ о том, чтобы  матерщинников пропускали через строй в 50 палок, а позже, с развитием  промышленности, на некоторых крупных предприятиях Российской империи  штраф за произнесенный мат был выше, чем за воровство или пьянство. На  Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено  даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым.   Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте  даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. 2.1 Как сквернословие вредит обществу   Матерщина оказывает пагубное влияние на духовный мир человека. Помимо этого   ненормативный   лексикон   обедняет   культурный   мир   человека.   Если убрать из лексикона заядлого матерщиника все его бессмысленные маты, то на   выходе   мы   получим   сухую,   зачастую   бессвязную   речь.   Зачастую употребление мата происходит как раз из­за недостатка словарного запаса. Мат   оскверняет   человека,   убивает   его   душу.   В   компании   матерщинников,  жизненные   ценности   –   ложные.   Такие   люди   глумятся   над   искренними   и добрыми понятиями. Привыкший к сквернословию человек – заложник своей вредной привычки.  Бросить ругаться матом так же  сложно, как бросить пить или курить.      За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь  каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих  хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации;  5 ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. В  настоящее время средняя продолжительность жизни мужчин составляет 58  лет, женщин ­ 72 года. По показателю общей продолжительности жизни  Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди  женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80­е годы, не способны окончить  среднюю школу.   На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и  наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники,  молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов  телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах: Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Мир устроен на этой основе,  И достаточно, в общем, серьёзно: О любом опрометчивом слове Пожалеете рано иль поздно Вы к словам проявляйте терпение,  Не берите в расчёт кривотолков. Ведь от них остаются раненья,  Как от мелких, но острых осколков.  Что такое сквернословие – порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не  совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала,  когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично – не  выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом постепенно сквернословие  становиться болезнью. Человек уже не может построить самое простое  предложение, не употребив простых слов.  Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой  искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное  общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое  слово. В медицине известен синдром Туретта, он сохраняет способность  сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального  распространения сквернословия, которое в последнее время принимает  угрожающий характер. 2.2Сквернословие вредит здоровью 6 Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для  здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует  преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас  духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь,  калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и  преждевременной смерти.   Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды  (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают  выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма  и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот,  отравлять организм.   В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода  не только воспринимает информацию, но может меняться под  воздействием слова и даже мысли.  С помощью новейшего оборудования он смог заморозить  и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел  на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном  кристаллы разной формы и четкости ­ с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или  воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов  отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что  похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование,  а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.  7 Гаряев Пётр Петрович, доктор биологических наук, академик  Российской академии медико­технических наук,  академик РАЕН  Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму,  а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.  Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой,  что же они способны сотворить с человеком!   Группа учёных под руководством доктора биологических наук  Петра Петровича Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с  помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой  генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как  бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого  происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к  вырождению человека.  Волновая долгоживущая реплика ДНК после выключения  возбуждающих электромагнитных полей.  Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие  слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на  молекулы ДНК (наследственности).   Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены  меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать  противоестественные программы. Вот так постепенно потомству  передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что  бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт  радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с  общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.  8 Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они  могли произносится то громко, то шёпотом.  На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова  обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК  воспринимает человеческую речь.  Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные  “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми  радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся  гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и  срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического  аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые  обеспечивают нормальную работу организма.  Академик Горяев, считая долгом ученого говорить правду, заявил, что  распространение блудного греха, безнравственность приводят к уродству в потомстве и тотальному вырождению нации. Из сказанного им, к  сожалению, можно сделать сразу два печальных вывода. Во­первых,  широкая распространённость сквернословия уже сама по себе является  показателем низкого уровня нравственности. А во­вторых, что ещё хуже,  она является питательной средой для дальнейшего распространения,  расширяя горизонты вседозволенности для подрастающих поколений.  Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук  И.Б.Белявского ­ 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они  доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто  не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают  возрастные изменения и проявляются различные болезни.  Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех,  кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши  предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие  поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли  больных.   В Библии сказано: “От слов своих отсудишься, от слов своих  оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие,  злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того,  насколько человек духовно развит.  Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё  происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу  система или функция, к этому должны появиться предпосылки на  духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и  действиях человека.  Предупредить или остановить развитие  болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными  духовными качествами.  Бездуховность – вот основная причина, как  психической, так и физической патологии. Только духовное  совершенствование человека может явиться защитой от различных  9 заболеваний.   Россию поражали эпидемии холеры, чумы, сейчас расползается СПИД,  каждый год, а то и чаще, приходит обновленный грипп. Но надо признать, что эпидемии пьянства, курения и сквернословия свободно разгуливают  по русской земле. Скатиться до СПИДа и наркотиков очень легко. Надо  просто продолжать жить жизнью освобожденного от страха греховности,  не ограниченного ни в чем, безродного, безответственного и потому  безбожного «гражданина мира».  Человек еще старается бороться с болезнями телесными, но часто он  бессилен против заразы духовной, потому что невежествен и  непросвещен духовно.  Чистоту души надо беречь от рождения и до смерти пуще зеницы ока. 2.3 Какая проводится борьба со сквернословием?  В Америке появился новый фильтр против сквернословия. Устройство  позволяет заглушать непристойные слова в телепередачах. Во многих городах  России начали проводить специальные акции: "Мир без сквернословия".  Студенты пишут конкурсные сочинения на тему ­ "Мир без сквернословия ­  твой рецепт". Проводятся научно­практические семинары студентов и  преподавателей вузов, где обсуждаются вопросы причины "бранной  эпидемии" и как искоренить сквернословие в нашем обществе. 2.4Как беречь чистоту русского языка?  : Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова   Надежных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их  принять, легче преодолеть эту беду. Правило первое   А.И.Солженицына. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходят и к  нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, ­ но не через  меня».   Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все ­ пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого  требуется мужество. Позиция «Я – исключение» трудна, но и притягательна.   Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек,  прозрения, даже одиночества. Молодой человек должен знать, что в жизни  бывают периоды – в год, и в два, и в пять лет, ­ когда рядом нет друзей, но  есть семья, есть учеба, работа. Отсутствие таких «друзей» можно и нужно  выдерживать, не хватаясь за первого встречного. 10 Позиция «Я ­ исключение!» притягательна, потому что позволяет личности  проявить свою индивидуальность. Древнейшее требование «познай самого  себя» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!»  Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это  наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие –  «целомудрие». Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же  можно беречь и целомудрие собственной речи. Если кто­нибудь один раз  услышит от нас нехорошее, постыдное слово, незримую планку нашего  авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем. Второе правило я сформулировала  так: «Желание достойной среды не  совместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру  своего авторитета».  Очень часто сквернословие объясняют так: «Я расслабился», ­ говорит  человек. Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем все спектром  прекрасных возможностей расслабляться. Умение сильно и ярко мечтать,  спортивное напряжение, занятие музыкой, рисованием, коллекционирование,  качественное исполнение домашних дел ­ это далеко не полный перечень  возможности расслабиться. «Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает  вседозволенности» ­   третье правило.  Как же быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей.  Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает,  есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Отсюда следует четвертое правило: «Мы не можем исправить общество в  целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно» В речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я  провозглашаю следующее правило: «Сегодняшний день – мой главный день.  Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово». Нельзя рассуждать так: «Пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в  быту, и недобрые взаимоотношения и сквернословие. Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу  не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли это? Безусловно нет.  Так давайте научимся просить прощения, если с языка что – то сорвалось!  Пусть это станет еще одним нашим правилом. 11 Подводя итог, повторим как своеобразное кредо: «Я – исключение. Моя речь  – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль изнутри»  Заключение В народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому  так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или  созидание или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для  всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.                    Люди! Не изорвите рта злоречием! До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание  красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои  мысли и поступки.  Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10%  определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния  12 медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием  окружающей среды и на 50% образом жизни.   Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение  отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:  первый ­ зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым  включить программу самоуничтожения; второй путь ­ путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.  Закон свободной воли даёт право выбора ­ по какому пути идти. Но  попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно  проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что,  отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье,  везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. “Без зла смотри  на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь ­ это море из благих деяний,  построй корабль и по волнам плыви”. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами,  А может, не слова – дела важны? Дела делами, а слова – словами.   Они живут у каждого из нас. На дне души до времени хранимы,  Чтоб их произнести в тот самый час,  Когда они другим необходимы!  Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная  разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой  мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся  бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда  не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые  мы произносим!  13 Список использованных источников и литературы 1. Гаряев П.П. Волновой геном. М.: изд­во Общ. Польза, 1994. 2. Гаряев П.П. Волновой генетический код. М.: Издатцентр, 1997. 108 с. 14 3. Гаряев П.П., Юнин А.М. Факт или фантом? Журнал «Энергия», 1989, № 10.  http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/010a/02020042.htm 4. Гаряев П.П. Выступление на Всероссийской научно­практической  медицинской конференции. Москва, Российская Академия Наук. 31 мая 2007 года. 5. Тертышный, Гаряев. Волновые генетические нанотехнологии  управления биосистемами. Теория и эксперименты. Новые медицинские технологии, 2007, №7, с.49­64. 6. Экспериментальное обнаружение "тонкого тела". Мастыркина И.  Еженедельник "Совершенно секретно", 2001, № 5 (144), стр. 28­29. http://biomagic.narod.ru/fantom_dnk.htm. 7. С. Виноградов.Сквернословие. Журнал «Наука и жизнь», №4, 1993 год. 8. Клара Клименко. Сквернословие ­ позор или национальная гордость?  9. Г.П.Ансимов. Душа человеческая ­ поле брани. От слов своих  осудишься: сквернословие». Москва, 2007. 10.М. М. Дунаев. Сохраняем ли великое русское слово? От слов своих  осудишься: сквернословие». Москва, 2007. 11.Священник Павел Гумеров. Безобидно ли сквернословие? Малая  Церковь, Сретенский монастырь. 2008. 12.Сквернословие: Трехэтажный компромат. Ирина Нестерова.  Общероссийская газета «Екклесиаст», 2002 13.Протоиерей Сергий Николаев. Сквернословие: Грех языка. От слов  своих осудишься: сквернословие». Москва, 2007.                                               15
скачать по прямой ссылке