Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русский язык +2
9 кл
20.06.2017
Работа выполнена обучающейся 9 класса, заняла 2 место на муниципальном этапе НПК "Шаг в будущее - 2017". Работа носит имеет практико ориентированный характер, так как было проведено исследование, подтверждающее теоретическую часть работы. Актуальность работы основана на нехватке педагогических кадров в селе и желании педагогов школы ориентировать выпускников на получение педагогической специальности.
Исследовательская работа.doc
Муниципальный этап региональной научнопрактической конференции
«Шаг в будущее 2017»
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
п.ст. ХадаБулак
Научноисследовательская работа
на тему:
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Автор: Бузова Алена Юрьевна,
МБОУ Хадабулакская основная
общеобразовательная школа, 9 класс
Научный руководитель: Гопоненко
Елена Владимировна, учитель
русского языка и литературы 2
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
Автор: Бузова Алена
МБОУ Хадабулакская основная общеобразовательная школа, 9 класс
п.ст. ХадаБулак
Содержание
Краткая аннотация……………………………………..................
Аннотация…………………………………………………………
План исследований……………………………………………….
Научная статья……………………………………………………
Литература………………………………………………………..
Приложение
3
4
5
7
16 3
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Автор: Бузова Алена
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
п.ст. ХадаБулак
МБОУ Хадабулакская основная общеобразовательная школа, 9 класс
Краткая аннотация
Данная исследовательская работа отражает поисковоисследовательскую
деятельность, направленную на изучение интереса обучающихся нашей школы к профессии
учителя и возможности получения данной профессии. Актуальность нашего исследования
заключается в том, что выпускники школы не поступают в педагогические учебные
заведения, педагогический коллектив приблизился к пенсионному возрасту, и через
некоторое время возникнет проблема учительских кадров. Цель нашего исследования –
привлечь внимание обучающихся к профессии учителя, заинтересовать возможностью
получения учительской профессии, которая в настоящее время востребована, имеются все
возможности трудоустройства. Кроме того, остается возможность для выпускников
вернуться в родное село и стать источником его развития. 4
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
Автор: Бузова Алена
МБОУ Хадабулакская основная общеобразовательная школа, 9 класс
п.ст. ХадаБулак
Аннотация
Название работы: «Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Цель исследования: Привлечь внимание обучающихся 89 классов к профессии
учителя, необходимой для сохранения знаний, для развития школы и села, уверенности в
завтрашнем дне.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние обеспеченности педагогическими кадрами в Забайкальском крае
и Оловяннинском районе.
2. Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии
учителя.
3. Определить, почему профессия учитель – стала дефицитной.
4. Изучить отношение обучающихся 89 классов к профессии учителя.
5. Изучить мотивацию педагогов школы к получению своей профессии.
6. Определить возможности изменения отношения к учительской специальности в
МБОУ Хадабулакская ООШ.
Объект исследования: профессия учителя.
Предмет исследования: отношение педагогов и обучающихся МБОУ
Хадабулакская ООШ к профессии учителя.
Методы исследования:
теоретические
(изучение теоретического и
социологического материала по заявленной проблеме), эмпирические (анкетирование),
математические (обработка информации, построение диаграмм).
Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть
использованы на уроках профессионального самоопределения, а также на классных часах,
посвященных выбору профессии. Основные результаты исследования: получены данные об отношении учителей и
обучающихся 89 классов к профессии учителя, предложены варианты мероприятий по
формированию интереса к профессии и возможности ее получения.
5
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Автор: Бузова Алена
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
п.ст. ХадаБулак
МБОУ Хадабулакская основная общеобразовательная школа, 9 класс
План исследований
Тема исследования определена, исходя из того, что проблема выбора профессии
встает перед каждым ребенком уже подростковом возрасте. Осуществляя этот поиск
информации, учащиеся начинают поновому смотреть на труд своих родителей, на свои
замечать особенности профессиональной деятельности
собственные увлечения,
окружающих их людей. Из всего объема информации формируется профессиональная
направленность, благодаря которой вырабатывается уверенность в выборе своего
профессионального пути, сформировать стремление и добиться высоких результатов в
профессиональной деятельности. Однако в нашей школе немного подростков хотели бы
видеть своей будущей профессией профессию учителя. Данная проблема является
объектом нашего исследования. Необходимо отметить, что в 21 веке изменилось
отношение к учительской профессии: молодые люди в нашей стране все меньше считают
профессию учителя престижной.
Для работы по заявленной проблеме сформулирована гипотеза исследования: если
познакомить выпускников школы с особенностями профессии учителя, рассказать о роли
учителя в жизни людей, привлечь внимание к положительной мотивации на профессию, то
возможно добиться поступления выпускников в педагогические учебные заведения и
возвращение в родную школу.
Для работы над проблемой исследования и доказательства гипотезы был составлен
план.
1. Составление списка научной литературы по данной проблеме.
2. Формулировка темы как объекта исследования. 6
3. Определение цели исследования.
4. Определение задач исследования.
5. Выбор методов сбора информации (анкетирование) и обработки собранных
материалов (анализ, обобщение).
6. Оформление результатов в виде диаграмм.
7. Разработка предложений для организации мероприятий в старших классах по
заявленной проблеме.
В качестве основных литературных источников мы использовали следующие:
1. Ямбург Е.А. Учитель – это миссия или сервис? / Е. Ямбург // Директор школы. – 2009. –
№ 3. – С. 59.
2. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. / Под. ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь,
2005. – 192 с.
3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников / А. В.
Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. (переизд. 2006 г.). – 160 с.
При определении актуальности исследования мы обратились к данным
государственной статистики, материалам социологических исследований информационно
аналитического журнала «Политическое образование», а также сопоставлены выводы
опубликованных источников об исследуемом явлении.
На практическом этапе исследования мы использовали анкеты для педагогов и
обучающихся, вопросы были составлены самостоятельно, исходя из поставленных целей
исследования. 7
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
Автор: Бузова Алена
МБОУ Хадабулакская основная общеобразовательная школа, 9 класс
п.ст. ХадаБулак
Научная статья
Введение.
Определяя актуальность работы, мы исходили, прежде всего, из потребности нашей
школы в педагогах. В школе последние четыре года ежегодно менялись учителя
английского языка: все педагоги приезжали из ближайшего населенного пункта, местных
учителей английского языка в селе нет. И только второй год работает один и тот же
молодой педагог, также не местный. Физика и химия в школе ведется учителями смежных
специальностей, совмещаются и другие предметы. Обратившись к статистике по
Забайкальскому краю, мы увидели, что школам Забайкальского края требуются учителя
иностранных языков, математики, физики, русского языка и литературы. На начало 2016
2017 учебного года в образовательные учреждения края прибыло 236 молодых
специалистов. Мониторинг текущей потребности в педагогических кадрах в 2016 году
показал, что обеспеченность педагогическими работниками образовательных организаций
дошкольного образования составляет 96,3%, общего образования – 97,6%» (информация
взята с сайта zabinfo.ru). На начало 20162017 учебного года в крае не хватало 63 учителей
иностранного языка, 55 – математики, 23 – физики, 30 – русского языка и литературы.
Мы полагаем, что сельским школам решать проблему нужно внутри села, растить
своих педагогов, мотивировать выпускников к получении профессии учителя. Но как это
сделать? Работая с литературой по заявленной проблеме, нас заинтересовали работы Е.А. 8
Ямбурга, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, членакорреспондента
РАО. В своей статье «Учитель – это миссия или сервис» он пишет, что «учитель – это
вопрос внутреннего самочувствия того человека, который идёт в школу» [1, 6]. Ему вторит
А.Б. Бакурадзе, кандидат педагогических наук, автор многочисленных научных и научно
методических работ, отмечая, что «мотивация человека к трудовой деятельности зависит
от осознания важности того, что он делает» [2, 50]. Нам показалась интересной книга для
старшеклассников членакорреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора
А.В. Мудрика «Учитель: мастерство и вдохновение». В ней автор пишет о сложной и
многотрудной профессии учителя, о том, какие она «предъявляет требования к человеку,
решившему стать учителем, как можно испробовать себя в этой профессии, учась в школе»
[3, 12]. Книга рассказывает о том, как целенаправленно готовить себя к работе учителя,
как познать свои способности, возможности для этой профессиональной деятельности. Для
понимания профессии учителя мы обратились к ее истории.
Теоретический этап исследования.
История учительской профессии.
История образования, история учительства началась вместе с историей
человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который
учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру,
традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек,
который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома.
Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое
количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы
поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и
у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был
открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама.
Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток [4, 167].
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей
гувернеров приглашали изза рубежа. Но в это же время широкое народное образование
только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем,
когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели 9
народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать
учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет
знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к
учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они
боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства
коммунизма смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им,
советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского
учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в
обществе – русской интеллигенции.
Интересно происхождение русского слова «воспитатель». Оно образовано от основы
«питать». В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся
воспитанием коголибо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и
развитие личности другого человека. Слово «учитель» наши древние предки, введшие в
употребление это понятие, наполняли его вот каким смыслом – «учитель, это человек,
являющийся высшим авторитетом для коголибо в какойлибо области, имеющий
последователей; глава учения или научной школы...» [5, 213]. Много лет назад учителями
автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет
возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII – XIX
веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно
тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.
Основные виды деятельности учителя
Основной вид деятельности – это, прежде всего, ведение процесса обучения, а
также воспитательное воздействие на учеников. В рамках воспитательной работы педагог
помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом.
Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих
управлять деятельностью учащихся. А образовательная деятельность помогает развивать
его познавательные способности. Совмещать воспитательную и педагогическую
деятельность очень непросто. От педагога требуются особенные знания и навыки. Одним из
плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно
формирование личности, настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не
просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и
делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться 10
на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в
ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.
Самыми незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:
эмоциональная уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Очень важно, чтобы
преподаватель был дружелюбным по отношению к своим воспитанникам, независимо от их
отношения к нему. Эта профессия также подразумевает способность учителя
урегулировать любые конфликты, не прибегая к давлению. Также преподаватель должен
быть способен к различным стилям общения: формальному и неформальному. Очень
важно, чтобы он смог стать настоящим другом для своих учеников; человеком, который
заслуживает доверия. Разумеется, чтобы заслужить подобную репутацию от учителя
потребуется немало усилий. Однако, это того стоит. Не стоит забывать, что для освоения
этой профессии недостаточно просто желания и какихто навыков, необходимо призвание.
Особенно это важно учитывать тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов.
Все дело в том, что именно им приходится прилагать особые усилия, чтобы наладить
контакт с детьми, сделать образовательный процесс не просто полезным, но и интересным. 11
Учителю, чтобы добиться успеха, нужно владеть педагогическим мастерством.
Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и
обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Педагог – мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий
свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства,
практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в
совершенстве владеющий методикой обучения и воспитание.
Слагаемые педагогического мастерства:
Умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблаго
приятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний.
Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения
программного материала именно на уроке: для него домашнее задание – это способ
углубления, закрепления, расширения знаний.
Секрет успеха опытных учителей:
Умение управлять деятельностью учащихся.
Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность,
пытливость, заставлять детей думать на уроке.
Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения,
формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма,
трудолюбие, самостоятельность [6, 14].
Профессию учителя можно получить в многочисленных педагогических институтах
и университетах. До недавнего времени педагогические колледжи были также
востребованы, хотя, как правило, после его окончания выпускники предпочитали
продолжить образование уже заочно в высшем учебном заведении. Образовательный
процесс подразумевает конкретную специализацию (учитель математики, рисования и так
далее).
Дефицит профессии учителя.
В последние годы в России наблюдается массовый отток учителей, вызванный
такими факторами, как сокращение бюджета работников государственной службы,
отсутствие нормальных условий работы, предстоящий выход на пенсию пожилых учителей,
стресс, истощение физических и духовных сил. 12
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек, среди них
87% женщины.
Центр социологических исследований Московского государственного университета
им. М.В.Ломоносова в 2014 г. провел исследование, в котором участвовали 1721 учитель и
333 директора, работающие в школах разных типов и разных форм собственности. А
чтобы полученные данные было объективнее, были опрошено еще и 162 руководителя
муниципальных органов управления образованием и 168 представителей школьных и
попечительских советов, родительских комитетов и других органов общественно
государственного управления школой. Исследователи отмечают «нисходящую групповую
мобильность учительской страты». То есть престиж профессии падает.
В ходе исследования учителей, директоров и руководителей органов управления
образованием просили оценить, как, с их точки зрения, общество оценивает профессию
учителя. Большинство опрошенных (66,5% учителей и 60,7% директоров) сошлось в том,
что эта оценка недопустимо низка. Адекватной сочли ее 28,8% учителей и 35,4%
директоров, а высокой – лишь около 2% опрошенных обеих групп.
Ожидания учителей и директоров, связанные с изменением престижа профессии в
ближайшие 5 лет, также можно отнести к разряду пессимистичных. Большая часть
учителей и директоров не надеется в обозримом будущем на изменение отношения со
стороны общества к педагогической профессии.
Социологическое исследование, проведенное в нашей школе продолжает логику
выше приведенных фактов.
Практический этап исследования.
Данный этап работы мы начали с вопроса «Кем бы ты хотел быть?» обучающимся
89 классов. В опросе участвовали 24 чел., ребята назвали следующие специальности:
железнодорожник, медсестра, бухгалтер, машинист электровоза, парикмахер, учитель. На
диаграмме 1 мы видим расположение профессий по значимости. Профессию учитель
указал только 1 человек, что составило 4% от общего числа опрошенных. 13
Диаграмма I
Результаты опроса обучающихся 89 классов
«Кем бы ты хотел быть?»
Следующим этапом исследования стала анкета «Хочешь ли ты стать учителем?».
Ребятам было предложено ответить «Да» или «Нет» с обоснованием предложенных
вариантов. Анкета приведена в приложении 1.
«Да» ответили 2 человека, «нет» – все остальные.
ДА, потому что... люблю общаться с детьми, есть благодарные ученики, учитель –
нужная профессия, без учителя нет будущего, учителем быть очень интересно.
НЕТ, потому что…большая ответственность, много проблем, профессия нервна,
есть неблагодарные ученики, много работы дома, непослушные дети, сложно готовить к
ГИА
В социологическом опросе для педагогов участвовали 13 человек. Педагогам
предложили ответить на вопросы
1. Какой ВУЗ Вы закончили?
2. Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас
выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога? 14
3. Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами
правильно?
4. Какие мотивы (побуждения, причины) участия в педагогической работе
доминируют (преобладают) у Вас:
принести пользу школе, детям;
высокий профессиональный идеал;
•
•
стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя.
•
5. Сколько выпускников из вашей группы работает в педагогических заведениях?
6.
Вы вернулись работать в свою родную школу?
7. Как вы сейчас оцениваете свою профессию?
По результатам в школе работают 7 педагогов с высшим образованием (54%) и 8
со средним специальным (56%).
Внутренними устремлениями педагогов стали жизненная ситуация, любовь к детям,
любовь к профессии, любовь к своему предмету, любимый учитель, педагогом быть не
собирался.
Результаты опроса педагогов «Мотивы выбора профессии»
Диаграмма II 15
В правильности выбора профессии уверены 8 педагогов (62%), не совсем уверены 5
человек (38%).
На вопрос, какие мотивы (побуждения, причины) участия в педагогической работе
доминируют (преобладают) у Вас, педагоги ответили:
принести пользу школе, детям – 8 человек – 62%
высокий профессиональный идеал – 3 человека – 23%
В свою родную школу после окончания вуза из опрошенных учителей вернулись 2
стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя – 2 человек – 15%
чел. Однокурсники наших педагогов в школе практически не работают: 14 человек.
На последний вопрос, заданный педагогам, Как вы сейчас оцениваете свою
профессию? они ответили:
Замечательная профессия – 8 человек – 62% опрошенных
Мало востребованная – 4 человека – 36% опрошенных
Не очень нравится – 1 человек – 2% опрошенных (диаграмма 3)
Результаты опроса педагогов «Оценка профессии»
Диаграмма III 16
Таким образом, мы видим, что престиж учительской профессии у учеников нашей
школы невысок, однако они понимают сложность профессии педагога. За последние пять
лет только 2 выпускницы школы поступили в Читинский педагогический колледж –
Шелудько Татьяна и Стратан Елена. Будущие учителя проходили практику на базе своей
школы и планируют вернуться в родную школу.
С целью развития интереса к учительской профессии, понимания ее значимости и
сложности в школе был проведен день ученического самоуправления. В этот день
школьники заменили своих педагогов на уроках. Ребята получили от педагогов тему
уроков, самостоятельно разработали конспекты уроков, провели по итогам дня
педагогический совет. Нужно отметить, что ребята очень серьезно подошли к подготовке,
и все отметили, как непросто было готовиться и вести уроки. Фотоматериалы мероприятия
проведены в приложении 3. В перспективе мы запланировали литературный проект «Образ
учителя в литературных произведениях», ряд классных часов и повторное исследование.
Заключение.
Учитель – это очень важная и достойная уважения профессия. Это нелёгкий труд,
но он необходим для развития общества. Кто, как не учитель, даёт необходимые знания,
воспитывает, развивает индивидуальность каждого ученика?! Учитель направляет
способности в нужное русло, учит размышлять, творить. Настоящий учитель всегда найдёт
подход к ученикам, поможет им. Он всегда в поиске новых приёмов обучения, старается,
чтобы учиться было легко и увлекательно. Таким образом, учитель играет большую роль в
создании будущего своего государства.
В процессе работы была проведена теоретическая и практическая работа по
заявленной проблеме. Мы убедились, что в рамках нашей школы ученики понимают
сложность специальности, но престижной ее не считают. Молодые люди предпочитают
выбирать высокооплачиваемые и престижные специальности. На наш взгляд, очень важно,
чтобы профессия была делом всей жизни, была близка и понятна. Она должна приносить
радость и ощущение, что человек находится на месте. Мы увидели, что большинство
педагогов нашей школы мотивированы к своему делу, любят его и работают с душой. На
смену им идут выпускники школы, и проводится работа по профессиональной ориентации
на учительскую профессию. На данном этапе можно считать, что поставленная цель и
задачи выполнены. Для подтверждения гипотезы необходимо продолжить работы и
выполнить повторное исследование. Таким образом, профессия учителя – это профессия на все времена: «вчера,
сегодня, завтра».
17
«Учитель: профессия вчера, сегодня, завтра»
Автор: Бузова Алена
Российская Федерация, Забайкальский край, Оловяннинский район,
п.ст. ХадаБулак
МБОУ Хадабулакская основная общеобразовательная школа, 9 класс
Литература
1. Ямбург Е.А. Учитель – это миссия или сервис? / Е. Ямбург // Директор школы. – 2009. –
№ 3. – С. 59.
2. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. / Под. ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь,
2005. – 192 с.
3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников / А. В.
Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. (переизд. 2006 г.). – 160 с.
4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVII вв. /
Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. – М.: Просвещение, 2005. – С. 167.
5. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа
Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
6. Ершова А. Как учителю быть настоящим героем нашего времени / А. Ершова // Классное
руководство и воспитание школьников. – М: Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 1317. 18
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Исследовательская работа на тему "Учитель: профессия вчера, сегодня завтра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.