Исследовательская работа «Образ лебедя в литературе и искусстве»
Оценка 5

Исследовательская работа «Образ лебедя в литературе и искусстве»

Оценка 5
Исследовательские работы
pdf
русская литература
7 кл
01.03.2017
Исследовательская работа «Образ лебедя в литературе и искусстве»
Исследовательская работа «Образ лебедя в литературе и искусстве» Объектом исследования является образ умирающего лебедя, поющего свою последнюю песню. Цель работы: выявить особенности представления этого образа в произведениях представителей разных эпох и культур. Задачи: - исследовать смысловые интерпретации образа умирающего лебедя в мифологии и легендах разных народов, изложенные в энциклопедиях, словарях по мифологии; - провести литературоведческий анализ образа умирающего лебедя в притче Леонардо да Винчи «Лебедь» и в стихотворении К.Д.Бальмонта «Лебедь»; - открыть новое, необычное в интерпретации песни умирающего лебедя; - понять авторскую позицию; - сопоставить авторские интерпретации образа умирающего лебедя в эпическом и лирическом произведениях; - сделать выводы.Исследовательская работа «Образ лебедя в литературе и искусстве»
исследовательская работа.pdf

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 ст.Александровской»

Майского района Кабардино-Балкарской Республики

 

 

 

 

 

Секция: литературоведение

 

 

Исследовательская работа

 

«Образ лебедя в литературе и искусстве»

                                                                                

 

 

 

 

 

                                                                                 Машитлова Арианна                                                                                  ученица 7 класса.                                                                                  МОУСОШ №9                                                                                  ст.Александровская,

                                                                                Майский район, КБР.

                                                                                 Научный руководитель:                                                                                  Диденко О.Б.,                                                                                  учитель русского языка                                                                                  и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

2017 год.

                                                  Содержание

 

1.   Введение…………………………………………………………. 2- 3

2.   Основная часть………………………………………………….. 4- 8

2.1. Древняя символика образа умирающего лебедя…………………. 4 2.2. Особенности создания образа умирающего лебедя  в притче         

Леонардо да Винчи   «Лебедь»……………………………………….      5- 6 2.3. Особенности создания образа умирающего лебедя в  стихотворении К.Д.Бальмонта «Лебедь»…………………………….         6- 7

2.4. Сопоставительный анализ притчи «Лебедь» и стихотворения         

«Лебедь»……………………………………………………………….  8 3. Заключение…………………………………………………………. 9

4.   Список используемых источников … ………………….   10

5.   Приложение………………………………………………………….      11- 12

Введение

 

Что дают птицы человечеству? Сопереживание полета, радость жизни, вдохновение,  ощущение свободы и, конечно, очень многое для понимания прекрасного.  

            У каждого народа свой символ, связанный с обитателями воздушного мира. Образ птицы стал привычным талисманом и распространенным  персонажем  в фольклоре, поэзии, прозе, искусстве. Одним из таких образов является лебедь[1].

            Лебеди - самые величественные птицы из всех существующих на земле. Издавна человек поклонялся им, почитая их за гордый и неприступный вид. У многих народов Зауралья, например, у якутов, лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, а у монголов считалось, что первые люди на земле были сделаны из лебединых лап. 

  Древние греки навеки запечатлели образ лебедя на небесах. Они называли Млечный Путь Лебединой Дорогой, так как во время весеннего перелета расположение Млечного Пути приблизительно совпадает с направлением птичьих стай. Одно из созвездий, расположенных на Млечном Пути, греки назвали созвездием Лебедя. 

            Ни об одной птице не сложено столько легенд, мифов, сказок, стихов, песен, как о лебеде. Лебедь в них является почитаемой благородной птицей, олицетворяющей все самые лучшие качества, какими только может быть наделён человек: мудростью, духовной чистотой и целомудрием, красотой, грациозностью, благородством. 

            Одним из наиболее разработанных и освоенных литературой образов является умирающий лебедь[2], который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, и издаёт последний крик.

            Я     решила       исследовать         данный       образ,         чтобы         выявить, что символизирует собой умирающий лебедь, почему этот образ привлекает писателей и поэтов разных эпох.

.           В своей работе я обратилась к притче Леонардо да Винчи «Лебедь» и к стихотворению «Лебедь» поэта серебряного века К.Д.Бальмонта.  Тема моей исследовательской работы – «Образ лебедя в литературе и искусстве»

Объектом исследования является образ умирающего лебедя, поющего свою последнюю песню. 

Цель работы: выявить особенности представления этого образа в  произведениях представителей разных эпох и культур. 

 

 

Для достижения данной цели  я поставила следующие задачи:

-   исследовать смысловые интерпретации образа умирающего лебедя  в мифологии и легендах разных народов, изложенные в энциклопедиях, словарях по мифологии;

-   провести литературоведческий анализ образа умирающего лебедя в притче

Леонардо да Винчи «Лебедь» и в стихотворении К.Д.Бальмонта «Лебедь»;

-   открыть новое, необычное в интерпретации песни умирающего лебедя;

-   понять авторскую позицию;

-   сопоставить авторские интерпретации образа умирающего лебедя в эпическом и лирическом произведениях; - сделать выводы.

Методы исследования: метод анализа используемой литературы по данной теме, литературоведческий    анализ        исследуемых       произведений, сопоставительный анализ исследуемых произведений.  Актуальность работы:

            Леонардо да Винчи оставил миру огромное литературное наследие, которое дошло до наших дней, но оно недостаточно изучено.

            В начале XX века К.Д.Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. 

           Между этими удивительными людьми лежит временной отрезок в 348 лет. Почему они обратились к образу умирающего лебедя? 

            Исследование позволит ответить на данный вопрос, а также будет способствовать лучшему восприятию образа лебедя, который создавали писатели, поэты,        музыканты,         художники для    понимания духовнонравственных ценностей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание

 

            Знакомясь с творчеством Леонардо да Винчи и К.Д.Бальмонта, я обнаружила, что оба художника слова обращаются к известному в мифологии образу умирающего лебедя, вкладывая в этот образ новые значения.

2.1.  Древняя символика образа умирающего лебедя

           Традиционно лебедя связывают с двумя стихиями – воздуха и воды, и потому называют птицей жизни. Существуют легенды о том, что в этих красивых птиц преображаются странствующие по небу души3.   

           В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение. 

           Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью (отсюда выражение «лебединая песня»), и потому он символизирует конец жизни. 

           Поверье, будто лебеди поют перед смертью,  возникло еще в древности. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа (VI в. до н. э.)4: «Говорят, что лебеди поют перед смертью». Баснописец имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. Выражение использовал также известный древнегреческий драматург Эсхил (ок. 525—456 до н. э.) в своей трагедии «Агамемнон», героиня которой сравнивает предсмертные слова с криком лебедя-кликуна: «Та, которая, подобно лебедю, пропела свою последнюю жалобную, смертную песню». В Древнем Риме этот образ был также очень популярен: известный оратор Цицерон в своем сочинении «Об ораторе» так пишет о речи: «Это было подобно лебединой песне». После Цицерона это словосочетание в общепринятом понимании — «лебединая песня» — стало устойчивым.

             Выражение "Лебединая песня" употребляется в значении: последнее достижение (работа, творение, произведение) человека, после которого он или умер, или отошёл от дел.

             Необходимо отметить, что прощальная песня погибающего лебедя вовсе не является вымыслом. Немецкий ученый-натуралист А.Э.Брем всерьез занялся изучением данного вопроса и в одном из своих трудов упоминает о лебеде-кликуне, основываясь на свидетельствах других натуралистов, которые сравнивали голос этой птицы со звоном серебряного колокола. «Голос его напоминает приятный звон серебряного колокола... Все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни».  __________________________________________________________________

3. Миф и литература – Мифология  [сайт]. – URL: http://www.countries.ru/library/mif

4.Мировая художественная культура. Античный мир:  учебник [сайт]. – URL:        www.school.edu.ru

            Предсмертные вздохи лебедей, конечно, не позволяют отнести их к числу настоящих певчих птиц. Однако мелодичность этих звуков не осталась незамеченной и подарила миру трогательный и сильный фразеологизм. 

2.2. Особенности создания образа лебедя в притче Леонардо да Винчи   «Лебедь»

(1452 – 1519) - великий итальянский художник, 

изобретатель эпохи Возрождения, написал много сказок, притч, легенд одной из которых и является притча «Лебедь»[3]

          Леонардо да Винчи написал эту притчу, обратившись к известному ещё с древних времён образу умирающего лебедя.

            ПРИТЧА (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин6. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести. Притча иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия. 

           Какова же основная мысль притчи «Лебедь»? Какова же основная мысль притчи «Лебедь»? Каким изображается лебедь автором в произведении?

           Читая первое предложение притчи, мы видим лебедя, который всматривается в своё отражение, «склонив гибкую шею к зеркалу воды». Метафора «озноб, пронизывающий всё его тело», сравнение «словно в зимние холода» позволяют почувствовать физическое состояние героя произведения. Лебедь доживал последние минуты своей жизни. Автор использует метафору «час его пробил» для того, чтобы читатель понял, что птица приблизилась к границе между жизнью и смертью. Не смотря на это,  лебедь предстает красивой и гордой птицей: «Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности».  Обратим внимание, что эпитет «белоснежны» употреблён здесь в значении «белый – чистый, незапятнанный», и подтверждением этому служит следующая строчка: «Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние». В жизни птицы были «невзгоды и испытания», однако он с достоинством прошел через все. Но жизнь прошла. Лебедь прожил немало лет, и «он готов спокойно и достойно закончить свои дни».  Лебедь не просто не боялся смерти, он хотел встретить её с честью, достоинством, с каким прожил нелегкие долгие годы. Возможно, лебедь был верен кому-то, поэтому доживал век в одиночестве. Единственным другом, родным и близким, была ива, о чем свидетельствует его поведение: «Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, переждать летний зной». Возможно, образ ивы появляется здесь не случайно. Плакучая ива символизирует горе, несчастливую любовь. Красоту данной картины подчеркивают метафоры «опустился вечер; закат окрасил в пурпур».  

 

Природа скорбит  о погибающем лебеде. «В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение».

   Лебедь понимал,  что это последние его минуты, поэтому «никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской». Песня умирающего лебедя в этой притче – это не просто последние слова умирающего, это гимн миру, жизни, всему, что его окружало: «Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…»

           Понимали это и обитатели ближайших лесов, полей, лугов, озер. Они слушали, не прерывая, стараясь не мешать, как зачарованные (зачаровать – увлечь, покорить себе, привести в восторг): «Лебедь поет, – прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя». 

  Притча учит тому, что нужно жить так, чтобы «пронести в незапятнанной чистоте своё одеяние через все жизненные невзгоды и испытания», то есть прожить жизнь достойно.

 Эта проникновенная и преисполненная светлой грусти легенда была написана Леонардо да Винчи незадолго до смерти и, возможно, является описанием последних дней жизни самого автора. По свидетельству очевидцев, «всем своим обликом он являл подлинное олицетворение благородства знаний». Леонардо встретил последний час мужественно и величаво, словно подтверждая одну из последних записей в своих тетрадях: «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть». 

 

2.3. Особенности создания образа умирающего лебедя в стихотворении К. Д. Бальмонта «Лебедь»

            Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века.

            Валерий Брюсов писал: «То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта. В ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила. Думами всех, кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих».              Подтверждением этих слов может служить стихотворение «Лебедь», в котором нашла своё отражение легенда об умирающем лебеде[4].

            Для создания образа лебедя поэт использует только два эпитета: «умирающий» - передающий физическое состояние птицы и «белый» - цвет птицы. Ведь главное в этом стихотворении – внутреннее состояние лирического героя. 

            Обратим внимание на частый повтор звуков  [а], [о], [л], [и], [э]. 

            

          Это плачет лебедь умирающий,

          Он со своим прошедшим говорит,           А на небе вечер догорающий           И горит и не горит.

  Использование приёмов звукописи позволяет услышать плач, песню, молитву, издаваемую лебедем в момент прощания с жизнью («песня слышится», «плачет лебедь», «лебедь пел», «о прощении молил»). Песня умирающего лебедя звучит как «последний вздох души», как, возможно, крик души, когда «душа его желала бы невозвратное вернуть». Для лирического героя прощание с жизнью – тяжёлое мгновение, ведь он любит жизнь, наслаждается каждым её мигом. 

            Поэт заставляет своего читателя переживать вместе с ним всю полноту этого единого мига. 

            О мгновенности происходящего события свидетельствуют глаголы, которые использует поэт: в первых трёх четверостишиях – глаголы настоящего времени (спит, молчит, дремлют, слышится, плачет, говорит, горит), а в последующих четверостишиях уже употреблены глаголы в прошедшем времени (жил, надеялась, проскользнуло, слил, молил, блеснули, вставал, пел, шептались, видел).

           Антитеза («А в небе вечер догорающий / И горит и не горит».) показывает такую же неопределенность, такое же смятение в природе, как и в душе лебедя. 

          С помощью однородных членов автор показывает, насколько сильные и разные чувства переполняют душу умирающего лебедя («Все, чем с тревогой, с наслажденьем…»). Борьба чувств также показана с помощью антитезы («не живой он пел, а умирающий…»).

          Риторические вопросы показывают безысходность ситуации:

Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь?

Автор задает вопросы, на которые никто не знает ответа, и это дает читателю возможность размышлять о жизни.

         Мысль о невозвратимости земной жизни вызывает грустное, скорбное чувство.  «Лебедь пел все тише, все печальнее». По мнению поэта, жизнь мгновенна, а смерть «вечная, примиряющая», наверное, поэтому лебедь только в этот предсмертный час «видел правду в первый раз». Познав красоту жизни, её истинный смысл, он поёт («оттого он пел в предсмертный час»). 

          Бальмонт в своем стихотворении создает единство природы и человека, ведь лебедь – лишь образ, с помощью которого раскрыта трагедия человеческой души.  Это стихотворение - своеобразное подведение итогов жизни самим автором. Своим стихотворением Бальмонт заставляет нас задуматься, для чего мы живем в этом мире?

           Я думаю, к этому стихотворению подошло бы название «Лебединая песня» - последняя песня, то есть какое-то последнее важное дело в жизни.             Каждое стихотворение Бальмонта похоже на картину, где он удивительно красиво, музыкально и поэтично воспевает какой-либо символ.

2.4. Сопоставительный анализ

           Я сделала сопоставительный анализ притчи и стихотворения.

Сходство проявляется в следующем:  

1.   Одинаковое название произведений – «Лебедь»

2.   В первых строчках произведений появляется одинаковый символ – зеркало: «Склонив гибкую шею к зеркалу воды» (притча Леонардо),  «Молчит вода зеркальная» (стихотворение К.Бальмонта). 

В словаре символов[5] читаем: «ЗЕРКАЛО – символ связи нашего мира с параллельным». Возможно, вглядываясь в своё отражение лебедь оглядывается на прожитую жизнь.  

3.   Похожее описание природы – спокойная вода, тишина, т.е. все сосредоточено на трагическом моменте. 

4.   Время суток символично: сумерки – уже не день, но еще и не ночь. 

Т.е. прослеживается какая-то невидимая грань между миром света (жизнью) и миром тьмы (потусторонним миром). 

           На первый взгляд может показаться, что анализируемые мной произведения похожи. Однако это не так. 

Различия исследуемых произведений: 

1.   Притча (рассказ нравоучительного характера), стихотворение (внутреннее состояние лирического героя)

2.   Глаголы, «не издающие звуков»: всматривался, понял, знал, удалось пронести, был готов  закончить, подплыл, любил;

глаголы, издающие звуки (слышим лебедя): песня слышится, плачет лебедь, с прошедшим говорит, бьётся грудь, о прощении молил, в песне слил.

3.   Роль эпитетов: «его перья были также прекрасны и белоснежны…» - прилагательные используются в переносном значении: белый – чистый, непорочный («Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания…»), прилагательное «белый» имеет прямое значение – цвет.

4.   Разное душевное состояние героя: «И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни», «медленно и величаво подплыл», «Плачет лебедь умирающий», «с прошедшим говорит», «точно он у озера родимого о прощении молил», «душа его желала бы невозвратное вернуть».

5.   Песня умирающего лебедя.

«Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…» - Гимн миру, земле, жизни.

6.   «Оттого он пел в предсмертный час, 

Что пред смертью, вечной, примиряющей, Видел правду в первый раз». –

Крик души, желание жить и вернуть невозвратное               Можно сделать вывод:  каждый из авторов изображает образ умирающего лебедя по-своему. В притче Леонардо да Винчи умирающий лебедь символизирует образец достойно прожитой жизни, его песня звучит как гимн миру, жизни, земле. Песня умирающего лебедя в стихотворении К.Д.Бальмонта – это желание остановить мгновение жизни, это крик души, в котором звучит любовь к жизни и каждому её мигу.

           Образ умирающего лебедя волновал и деятелей искусства. Известный балетмейстер Михаил Фокин придумал на музыку Сан - Санса хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» специально для одной из выдающихся русских артисток балета 20-го века Анны Павловой. Но не только она исполняла танец умирающего лебедя, его танцевали практически все выдающиеся русские балерины, в том числе Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова и другие. И у каждой из них было свое видение образа умирающего лебедя.

          Лебедь Павловой прожил достойно свой век и умирает, просто складывая перед собой крылья.  

          Галина Уланова создала образ устремлённой к жизни птицы. Последние мгновения лебедя - пронзительный взгляд вверх, к небу.            Смерть лебедя Майи Плисецкой – это как бы трепетный взлёт пёрышка с крыла лебедя, подхваченного ветром. 

          Последний миг жизни лебедя Ульяны Лопаткиной — это последний вздох страдания от смертельной болезни, успокоением от которого и является смерть. 

          Каждая из балерин вложила в этот образ частичку своей души.

           Хореографическая       миниатюра          «Умирающий      лебедь»      стала бессмертной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение            В ходе данной работы я исследовала древнюю символику образа умирающего лебедя и интерпретацию этого образа в притче Леонардо да Винчи и в стихотворении К.Д.Бальмонта. Проанализировав литературу по данной теме, выполнив литературоведческий и сопоставительный анализ исследуемых произведений, пришла к следующему выводу:

            Каждый из авторов по- своему создает образ умирающего лебедя. В притче Леонардо да Винчи умирающий лебедь символизирует образец достойно прожитой жизни, его песня звучит как гимн миру, жизни, земле. Песня умирающего лебедя в стихотворении К.Д.Бальмонта – это желание остановить мгновение жизни, насладиться ею в полной мере, это крик души, в котором звучит любовь к жизни и каждому её мигу.

            Образ этой прекрасной птицы волновал и будет волновать сердца людей, побуждая их создавать новые бессмертные творения. Залог бессмертия «Умирающего лебедя» в его переменчивости, в допустимости великого множества трактовок и нововведений. 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

1. Бальмонт К.Д. Стихотворения / Вступит. статья и сост. Л.Озерова. – М.:

Худож.лит., 1990. – 397 с. - (Классики и современники. Поэтич. биб-ка)

2.Википедия (свободная энциклопедия) [сайт]. – URL:  http: // ru.wikipedia.org/wiki/

3.Животные в мифологии народов мира  [сайт]. – URL:  http: // www.enclavedarkness.ru

4.Культура Возрождения [сайт]. – URL: http://www.countries.ru/library/renesans/vzretaps.htm

5.Леонардо да Винчи: Сказки, легенды, притчи. /  Переск. с итал. И послесл. А.Махова. – Л.: Детская литература, 1983. – 142 с., ил.

6.       Литература: 240 экзаменационных вопросов и ответов для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 304 с.

7.       Мировая художественная культура. Античный мир:  учебник [сайт]. – URL:        www.school.edu.ru

8.       Миф и литература – Мифология  [сайт]. – URL:  http://www.countries.ru/library/mif

9.       Символика животных – Лебедь [сайт]. – URL:  http:// moybereg.ru/simvolika

10.   Словарь русского языка. С.И. Ожегов. – М.: Издательство «Мир и Образование», 2004. – 1200 с.

11.   Словарь символов [сайт]. – URL:  http://www.slovarik.kiev.ua/symbol/i/129828.html

12.   Энциклопедия культур – Лебедь [сайт]. – URL: http://www.ec-dejavu.net

13.   Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений [сайт]. – URL:

http://www.bibliotekar.ru/encSlov/11/4.htm 14. http://festival.1september.ru/articles/508964/

15. http://irgali.narod.ru/files/balmont.htm

16.http://lib.aldebaran.ru/author/merezhkovskii_dmitrii/_voskresshie_bogi_ili_leon ardo_da_vinchi/17. http:// slova.org.ru/n/simvolizm/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 Леонардо да Винчи Лебедь

Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывавшего все его тело, словно в зимние холода. Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, переждать летний зной. Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…

– Лебедь поет, – прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца… 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                   ЛЕБЕДЬ

 

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится, печальная,

               Как последний вздох души.

 

Это плачет лебедь умирающий,

Он с своим прошедшим говорит,

А на небе вечер догорающий

                И горит и не горит.

 

Отчего так грустны эти жалобы?

Отчего так бьется эта грудь?

В этот миг душа его желала бы

                Невозвратное вернуть.

 

Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,

Все, на что надеялась любовь, Проскользнуло быстрым сновидением,

                Никогда не вспыхнет вновь.

 

Все, на чем печать непоправимого,

Белый лебедь в этой песне слил, Точно он у озера родимого

                О прощении молил.

 

И когда блеснули звезды дальние,

И когда туман вставал в глуши,

Лебедь пел все тише, все печальнее,                 И шептались камыши.

 

Не живой он пел, а умирающий,

Оттого он пел в предсмертный час,

Что пред смертью, вечной, примиряющей,

                Видел правду в первый раз. 1895 г.

                                                         К.Д.Бальмонт



[1] . Символика животных – Лебедь [сайт]. – URL:  http:// moy-bereg.ru/simvolika

[2] . Животные в мифологии народов мира  [сайт]. – URL:  http: // www.enclave-darkness.ru

 

 

[3] . Леонардо да Винчи: Сказки, легенды, притчи. /  Переск. с итал. И послесл. А.Махова. – Л.: Детская литература, 1983. – 142 с., ил.

[4] . Бальмонт К.Д. Стихотворения / Вступит. статья и сост. Л.Озерова. – М.: Худож.лит., 1990. – 397 с. - (Классики и современники. Поэтич. биб-ка)          

[5] . . Словарь символов [сайт]. – URL:  http://www.slovarik.kiev.ua/symbol/i/129828.html

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 ст

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 ст

Содержание 1. Введение…………………………………………………………

Содержание 1. Введение…………………………………………………………

Одним из наиболее разработанных и освоенных литературой образов является умирающий лебедь [1] , который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, и издаёт…

Одним из наиболее разработанных и освоенных литературой образов является умирающий лебедь [1] , который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, и издаёт…

В начале XX века К.Д.Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов

В начале XX века К.Д.Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов

Поверье, будто лебеди поют перед смертью, возникло еще в древности

Поверье, будто лебеди поют перед смертью, возникло еще в древности

Леонардо да Винчи написал эту притчу, обратившись к известному ещё с древних времён образу умирающего лебедя

Леонардо да Винчи написал эту притчу, обратившись к известному ещё с древних времён образу умирающего лебедя

Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…»

Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…»

Он с о св о им пр о ш е дш и м г о в о р и т,

Он с о св о им пр о ш е дш и м г о в о р и т,

Я думаю, к этому стихотворению подошло бы название «Лебединая песня» - последняя песня, то есть какое-то последнее важное дело в жизни

Я думаю, к этому стихотворению подошло бы название «Лебединая песня» - последняя песня, то есть какое-то последнее важное дело в жизни

Песня умирающего лебедя. «Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…» -

Песня умирающего лебедя. «Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…» -

К.Д.Бальмонта – это желание остановить мгновение жизни, это крик души, в котором звучит любовь к жизни и каждому её мигу

К.Д.Бальмонта – это желание остановить мгновение жизни, это крик души, в котором звучит любовь к жизни и каждому её мигу

Заключение В ходе данной работы я исследовала древнюю символику образа умирающего лебедя и интерпретацию этого образа в притче

Заключение В ходе данной работы я исследовала древнюю символику образа умирающего лебедя и интерпретацию этого образа в притче

Список используемых источников: 1

Список используемых источников: 1

Словарь русского языка. С.И. Ожегов

Словарь русского языка. С.И. Ожегов

Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера

Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера

И горит и не горит. Отчего так грустны эти жалобы?

И горит и не горит. Отчего так грустны эти жалобы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017