Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл—9 кл
14.08.2019
Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………...……..........................................................................4 ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..........7 1.1Возможности применения инновационных технологий на уроках литературы. Киноискусство и школьное образование …………………………………............................................................................................................................7 1.2. Проблема полноценного восприятия литературного произведения учениками. Читательская некомпетентность, ее проявление на уроках……………………………………………………………………………………………………..……10 1.3. Связь литературы и кино. Интерпретация литературного произведения кинематографическими средствами….....12 ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОФРАГМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-9 КЛАССАХ....................................................................................................................................................................................18 2.1. Специфика учебного предмета «Литература» в 7-9 классах. Организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы…………………….………………………………………………...…… 18 2.2. Методическая разработка «Технологическая карта изучения темы: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Галерея образов помещиков (урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 9 классе)» ……………..…………………………22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................................................40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................................42
27 хлеб.docx
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………...……..........................................................................4 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ……………..........7 1.1Возможности применения инновационных технологий на уроках литературы. Киноискусство и школьное образование …………………………………............................................................................................................................7  1.2. Проблема полноценного восприятия литературного произведения учениками. Читательская некомпетентность, ее  проявление на уроках……………………………………………………………………………………………………..……10 1.3. Связь литературы и кино. Интерпретация литературного произведения кинематографическими средствами….....12 ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОФРАГМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 7­9  КЛАССАХ....................................................................................................................................................................................18   2.1. Специфика учебного предмета «Литература» в 7­9 классах. Организация взаимодействия читательской и  зрительской деятельности на уроках  литературы…………………….………………………………………………...…… 18  2.2. Методическая разработка «Технологическая карта изучения темы: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Галерея образов  помещиков (урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 9 классе)» ……………..…………………………22 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................................................40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................................42 3 ВВЕДЕНИЕ Важнейшая задача педагогики ­ разностороннее развитие личности ребенка. Урокам литературы в решении этой  проблемы отводится далеко не последнее  место, ведь литература призвана формировать духовные ценности. На уроках  ученики знакомятся с лучшими произведениями мировой классики. От того, как пройдет эта встреча, зависит многое, так  как  восприятие читателем­школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс.  Проблема эта изучена в различных аспектах: основные черты и этапы восприятия произведений различных жанров,  возрастные особенности восприятия читателя­школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия  и анализа художественного произведения (труды В.В. Голубкова, А.И. Ревякина, Н.И. Кудряшева, Н.О. Корста, Е.В.  Квятковского, М.Г. Качурина, Т.В. Чирковской, Р.Ф. Брандесова, В.Г. Маранцмана, И.Д. Хмарского, Е.А. Маймина, Т.Г.  Браже, Ю.И. Лыссого, Л.В. Тодорова, М.А. Цейтлина, Г.Н. Ионина, В.П. Медведева, Н.А. Соболева, С.Н. Юзбашева и  других). Н.О. Корст дает методологическое обоснование процесса, подчеркивая значение этапа первоначального  восприятия [Корст,1983,с. 20].  Преподавателю­словеснику следует учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия  литературного произведения и стремиться активно на него влиять. Вопрос о целесообразности использования  4 кинофрагментов в процессе преподавания литературы на особом внимании у методистов и учителей с  тех пор, как  2016 год в Российской Федерации Указом Президента от 7 октября 2015 года  был объявлен Годом российского кино,  максимально восстановлена и  оцифрована «сокровищница кинофонда» России.  Актуальность данного исследования  обусловлена тем, что изучает одну из самых волнующих проблем  современной школы и предполагаемое ее решение: реальную возможность привить современному школьнику интерес к  чтению посредством использования в практике учителя средств информационно­коммуникативных технологий  (телевизора, компьютера, проектора) и  кинематографа, решающего проблему «классика и современность». Ученики не  проявляют особого интереса к лучшим творениям русской и мировой классической литературы, считая их устаревшими.  Кино способно вдохнуть «душу» в эти произведения, дети увидят живые, бесконечно волнующие образы героев и  отзовутся на благородный авторский голос, звучащий из далекого прошлого. Цель работы – изучить методические возможности использования кинофрагментов в процессе преподавания  литературы в 7­9 классах и создать собственный методический продукт. Задачи работы: 1. Изучить психолого­педагогическую литературу по теме; 2. Проанализировать целесообразность организации взаимодействия читательской и зрительской деятельности  на уроках  литературы в школе; 3. Разработать технологическую карту урока с использованием кинофрагментов. Положения, выносимые на защиту:  5 o Использование информационных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут  быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника, литературными текстами  и словом учителя.  Интернет­ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее  осуществить литературную эрудицию учащегося (сайты с художественными фильмами).  o Литература активно взаимодействует с кино в образовательном процессе, привлекая кинофрагменты для  активизации внимания на уроке.  Школьники, увлеченные фильмом, поставленным по мотивам литературного  произведения, начинают активно читать книги. Идея диалога искусств, аккумулируя в себе основные проблемы  культурного образования и воспитания, может стать системообразующей в этом процессе, способствуя созданию  культурологической гуманитарной модели литературного образования.  Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты ­ методическая разработка «Технологическая  карта изучения темы: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Галерея образов помещиков (урок обобщения и систематизации  знаний по литературе в 9 классе)»/ ­ могут быть использованы в практике школьного преподавания литературы.  Объект исследования – методические приемы использования кинофрагментов в процессе преподавания  литературы. В качестве предмета анализа рассматривается методика организации взаимодействия читательской и  зрительской деятельности на уроках  литературы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность использования  кинофрагментов в процессе преподавания литературы в 7­9 классах, определены объект, предмет, цели и задачи  6 исследования. Излагается в двух главах: теоретической, где содержится основная информация об особенностях  преподавания литературы в современной школе, представляющая для нас научный интерес (включает вопросы  применения инновационных технологий на уроках, затрагивает проблемы полноценного восприятия литературного  произведения учениками, читательскую некомпетентность и ее проявление  на уроках; рассматривает интерпретацию  литературного произведения кинематографическими средствами), и практической (анализирует организацию  взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках  литературы), в которой  разработана  технологическая карта урока литературы в 9 классе на тему: «Н.В. Гоголь «Мертвые души». Галерея образов  помещиков». Завершается заключением и списком использованной литературы. ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ  1 Возможности применения инновационных технологий на уроках литературы. Киноискусство и школьное образование Инновационное обучение. В чём его сущность? «Инновация» в переводе с латинского означает «в новое».  Инновационные технологии  на уроках литературы ­  направленность на развитие способности ученика к  самосовершенствованию, самопознанию, самостоятельному поиску  решений. Современная литература по психологии и  педагогике содержит описание разнообразных педагогических технологий, форм, методов, приемов, которые по­новому  организуют взаимодействие учителя и учащихся на уроке. 7 Наиболее известные, это: технология уровневой дифференциации; проблемное обучение; образовательные  технологии деятельностного типа; технология концентрированного обучения; технология проектного обучения;  педагогические мастерские; технология эвристического обучения; диалоговые технологии; игровые технологии;  здоровьесберегающие технологии; информационно­коммуникативные технологии… Чтобы внедрить в практику технологию инноваций, необходимо владеть теоретическими основами  данных  методик, базовыми понятиями. Рассмотрим подробнее информационно­коммуникативные технологии.   ХХI век ­ век новых информационных технологий. Человечество ежедневно получает  огромное количество  информации посредством телевидения, радио, прессы, Интернета, спутниковой связи. Вокруг каждого из нас создано  особое информационное поле, под воздействием которого происходит формирование социальных, художественных,  интеллектуальных ценностей и интересов. Cредства медиакультуры создают условия для показа того или иного предмета  или явления в разных ракурсах и планах. Странно не использовать этот инструмент в школе. Что же такое информационно­коммуникативные технологии в школе? Используем для исчерпывающего ответа «Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации  образования»: «ИКТ­компетентность учителя – обладание ИКТ­компетенцией» [Толковый словарь терминов понятийного  аппарата информатизации образования, 2009, с.295].  ИКТ­компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном  аспектах научно­педагогические знания и умения в области: • реализации дидактических возможностей информационных  и коммуникационных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин; • осуществления информационной  8 деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно­воспитательного процесса в условиях  использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей; •  психолого­педагогической и содержательно­методической оценки качества электронных изданий образовательного  назначения, электронных средств учебного назначения и учебно­ методических комплексов, в состав которых они  включены; • предотвращения возможных негативных последствий использования средств информационных и  коммуникационных технологий в образовательном процессе; • автоматизации обработки результатов учебного  эксперимента; • автоматизации поиска, сбора, обработки, передачи учебной информации; • автоматизации  информационно­методического обеспечения учебно­воспитательного процесса и организационного управления  образовательным учреждением на базе информационных и коммуникационных технологий [Толковый словарь терминов  понятийного аппарата информатизации образования, 2009, с.295]. Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с  вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Конечно, использование образовательной  информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для  организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании  индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет  представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой  информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его [Колеченко, 2005, с. 285]. Сегодня Интернет вооружил современного учителя интерактивными досками, сайтами, видеопрезентациями,  цифровыми образовательными ресурсами, платформой для работы с электронными учебниками LECTA, которая вобрала в  9 себя все лучшее от существующих систем распространения и отображения образовательного контента. Реализуются различные Всероссийские интернет­проекты (например, конкурс «Живая классика», проект «Страна читающая»). Эти современные  технологии очень облегчают труд педагога, способствуют его личностному развитию. Информационно­коммуникативные технологии на уроке позволяют ученику погрузиться в другой мир, увидеть его  своими глазами, стать виртуальным участником того или иного события. Использование информационно­коммуникативных  технологий  на уроках литературы таит в себе неограниченные возможности. С их помощью можно решать любые  педагогические задачи. Зная, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если человек привлечен в активные действия в процессе обучения; –  понимаем, как увеличивается эффективность такого урока. 1.2. Проблема полноценного восприятия литературного произведения учениками.  Читательская некомпетентность, ее проявление на уроках Всероссийская научно­практическая филологическая конференция «Современный ученик в пространстве обучения  языкам и литературе: личность – культура – образ мира», которая состоялась 26 июня 2016 года в Санкт­Петербурге,  озвучила устами уважаемых докладчиков (ведущие учёные, авторы учебников, методисты, учителя­практики) главную  проблему современной российской школы ­ проблему полноценного восприятия литературного произведения учениками. 10 По мнению Александра Архангельского (литературовед, писатель и телеведущий), в сегодняшней меняющейся  реальности часто сталкиваешься с тем, что целостное понятие «чтение» дробится, визуальное побеждает вербальное.  Появляются разные виды книг, в том числе аудиовизуальные, в интернете, теле­ и радиоэфире реализуются проекты,  связанные с чтением: все это предполагает разнообразие в восприятии литературного произведения [https://drofa­ventana.ru/material/vserossiyskaya­nauchno­prakticheskaya­filologicheskaya­konferentsiya­v/(дата обращения:  01.12.2017)].  Профессор Института стратегии развития образования РАО, автор УМК «Литература» Борис Ланин считает, что  вербальное нужно спасать. Что важно искать пути внутренней мотивации детей к вдумчивому, осмысленному чтению,  потому что именно литература дает как высокие символические образцы, на которые можно равняться, так и живые  культурные практики. Он поделился с учителями мыслью о том, что обновление литературного образования – вещь  неизбежная. Современные дети не понимают аллюзий, отсылок, реалий прошлых веков, отсюда потеря читателей в их  лице. Школьники думают, что литература – это то, что к сегодняшней жизни не имеет никакого отношения  [https://drofa­ventana.ru/material/vserossiyskaya­nauchno­prakticheskaya­filologicheskaya­konferentsiya­v/(дата  обращения: 01.12.2017)].             Обсуждение многих вопросов на конференции принимало дискуссионный тон, но в главном все участники были  едины: сегодняшний школьник не любит и не желает читать, его читательский опыт очень ограничен.  Одним из важнейших навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого,  осознанного чтения. Как заинтересовать ребенка произведением, как показать ему красоту поэтического и прозаического  художественного слова, если он не способен просто прочитать и понять книгу? Не зная сюжета произведения, невозможно   11 его полноценно воспринять, а тем более проанализировать. Время, ограниченное рамками урока, не позволяет прочесть  книгу в классе из­за ее объема. Где же выход?  Познакомить ученика с содержанием программных произведений помогает демонстрация фильмов по их мотивам.  Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и  сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих  учеников. Важно обратить внимание ребят на речь актеров­героев, ведь они  мастерски воспроизводят  художественный  текст автора наизусть! Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный урок. Кино сейчас ­ самый востребованный вид искусства, так может оно сможет  вернуть интерес к литературе? 1.3. Связь литературы и кино. Интерпретация литературного произведения  кинематографическими средствами XX век благодаря бурному развитию науки и техники стал временем создания и развития новых синтетических  видов искусства. Появились кино, телевидение, компьютерная графика… Появление каждого нового вида искусства  находит своё отражение в образовательном процессе. Одно из ярчайших и важнейших явлений такого рода ­  взаимодействие литературы и кино в процессе экранизации литературных произведений. 12 «Литература шире, обстоятельнее, чем другие искусства, отображает действительность, показывает мир в  развитии, заключая в рамки <…>  многообразный материал, который в каждом уме живет собственной жизнью»  [Маневич,1966, с.38]. В этом причина того, что киноискусство и обратилось к литературе. Вне литературы кинематограф так и остался  бы техническим чудом. Литература дала кино ту необходимую жизненную силу, которая стала его основой: темы,  сюжеты, сотни фабул, легенд и сказок. Сочинила образы героев ­  будущих звезд экрана. Дала искомое содержание. В  экранизации читатель видит образы литературного мира. В хорошем кино наблюдается синхронность тем, проблем,  образов, конфликтов с литературным аналогом. В фильме осуществлена иллюзия реальности. Внутренний потенциал кино огромен. И его можно и нужно использовать. Если направить богатейшие  возможности кино на благо образования, то положительный результат не заставит себя ждать. Министерство культуры по инициативе режиссера Н. Михалкова предложило ввести в школах курс  кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей. На сайте  Министерства культуры РФ [электронный ресурс: http://www.mkrf.ru] размещен список из ста фильмов, рекомендованных для просмотра в школах. Если ввести кинообразование в школьную программу, то можно привлечь внимание учеников к проблеме  экранизации литературных произведений, а, следовательно, и к самой литературе. Классические произведения литературы превращаются в фильмы. Многие школьники впервые знакомятся с  литературой в кино, чтобы затем прочесть книгу, заинтересовавшись миром героев на экране. Другие, наоборот,  13 полагают, что кино снижает уровень культуры, так как некоторые зрители, посмотрев фильм, уже никогда не обратятся к  книге. Где же истина?  Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же,  которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново  пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Экранизация – ключ для открытия творчества писателя.  Когда мы сами «прикасаемся»  к тексту художественной литературы, то это таинство требует развитого  эстетического  чувства.  «Тайна искусства художественного чтения – в прикосновении человеческого голоса к литературному тексту, в  озвучении письменной речи, которую мы воспринимаем глазами. Но кинематограф, как один из видов искусства,  способен выразить реальный мир не в статистических, а в живых, динамико­пластичеких, зрительных и слышимых  образах. Искусство перевода эмоционально­смысловой выразительности художественной литературы на язык кино  зависит от точности экранного воплощения, которое идёт по пути и прямой актерской подачи озвученного словесного  материала, и монтажных скреплений кадров в единое художественное целое по воле режиссера, направляющего  творческие усилия киноколлектива к конечной цели – к прояснению правды жизненных явлений». [Маневич,1966, с.235]. Экранизация литературных произведений ­ вид художественного творчества, который требует еще тщательного  исследования. Проблем перевода литературного произведения на экран множество. При экранизации наиболее остро  встаёт вопрос отбора для сценария, так как книга может в несколько раз превышать нормальную ёмкость фильма. То  есть, с одной стороны – максимальная близость к тексту, проникновение в текст, но не механическое (не монтаж с  сохранением внешней последовательности), а внутреннее собирание материала, подчинение его идее оригинала, с другой,  14 концентрация материала вокруг героев, участвующих в развитии конфликта. Трансформация для экрана литературного  оригинала очень сложный творческий акт, и ярким примером такой трансформации может служить фильм  Никиты  Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», снятый в 1979 г. по мотивам  романа И. Гончарова «Обломов».  Н.  Михалков намеренно называет свой кинофильм «Несколько дней…», сразу указывая на фрагментарность  киноинтерпретации. Режиссеру удалось создать впечатление целостности, и даже «чужие» эпизоды, которых нет в книге,  очень органично входят в фильм, проявляя суть гончаровских героев. Но даже некоторые отхождения сценария от  оригинала (например, противоположность финалов по тональности – у Гончарова это ранняя смерть героя, у Михалкова – смех, счастливое лицо Обломова) не умаляет художественной ценности фильма и не уменьшают его значимости. Фильм – это видение книги одним человеком, режиссёром, часто это видение может не совпадать с личностным  взглядом зрителя. Мы оцениваем работу режиссёра, если знакомы с содержанием книги, но теряем ту свободу  восприятия, которую дает текст, воспринимаем уже готовые образы и идеи. И  если идёт несовпадение взглядов  собственного и режиссёрского, то наступает разочарование, отторжение фильма. Книги создают особую атмосферу, дают  возможность полёту фантазии, с ними отвлекаешься от всего прочего и наслаждаешься слогом, языком автора,  поворотами сюжета.  К. Ю. Игнатов предлагает поставить знак равенства между экранизацией и литературным текстом:  «...оптимальной принято считать такую экранизацию, в которой целью кинематографистов становится создание экранного эквивалента литературного произведения» [Игнатов К.Ю., 2002, с. 3]. Словарь (под редакцией С.И. Юткевича) предлагает рассматривать экранизацию произведения как «перевод его на язык кино с сохранением содержания, духа и слова» [Кино: энциклопедический словарь,1986, с.510]. 15 Гармонично развитая личность – мечта учителя! Не каждый обучающийся берет книгу в руки: встречаются  личности, которые не знают даже сюжета изучаемого произведения. Для обычного ученика основной школы, как считает Гусева Л.С., через кино на уроках литературы решаются  следующие задачи: ­ становление духовного мира; ­ приобщение к систематическому чтению через увиденное на экране; ­ воздействие на сознание учащихся через экранизацию;  ­ слияние читательского и зрительского вкуса; ­ формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами; ­ развитие навыков экранного восприятия, нахождения общего и различного в литературном произведении и  фильме [Гусева, 2017, с.10]. Взаимосвязь литературы и кино отмечена в классических трудах по теории кино: «игра смыслов между  оригиналом и фильмом по нему значительно обогащает текст экранизации» и «хорошая экранизация должна суметь  воспроизвести суть и буквы, и духа первоисточника» [Базен,1972, с.37];  «обращение к литературе имеет первостепенное  значение уже непосредственно для искусства кино — развитие и совершенствование его художественного метода и  принципов» [Горницкая, http://feb­web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5­278­.htm]; «такая форма киноискусства, в которой  автор экранизации, не выходя из рамок литературного оригинала, воссоздает его на экране специфическими средствами  киноискусства, стремясь как можно глубже и поэтичнее передать пафос оригинала, его художественную сущность»   [Маневич,1966, с.53]. 16 Экранизация становится одним из способов освоения художественной действительности литературного текста.  В статье Н.А. Симбирцевой «Экранизация как визуализированный текст: к постановке проблемы» читаем: «В  инструментарий режиссера слово входит несколько в ином значении: это непосредственная физическая реальность — в  камеру попадает только то, что сценарист счел нужным упомянуть. Слово как таковое обладает силой описания и  создания образа: оно позволяет материализовать метафору в процессе создания кинообраза — закодированный в тексте  образ становится визуальным, зримым. Слово — это посредник между реальностью, которую описывает литератор, и  воображением и рождающимися ассоциациями (как свободными, так и закрепленными в контексте культуры) читателя.  Кино дает возможность создателям экранизации показать то, что требует описания в литературно­художественном  произведении, но авторы фильма лишены возможности словесно описывать события голосом «закадрового рассказчика. В  то же время создание образа через поступки действующих лиц, их прямую речь, косвенную речь других персонажей и  отношение к другим героям доступно как средствам кино, так и литературе.»»[Симбирцева, 2013, с.16]. В наше время  приоритет остается за визуализированным словом. Выводы по 1 главе В школу пришли новые информационные технологии, современная мультимедийная техника. Преимущество  уроков, на которых она используются, очевидно. Компьютерная техника – замечательное средство, инструментарий для  оптимизации учебного процесса, особенно на уроках литературы. 17 Помимо проблемы приобщения к русской классике использование фильма на уроках литературы решает целый  комплекс  задач:   формирование свободного  владения компьютерной техникой учащихся, способствующего успешной  социализации личности в современном обществе;   развитие логического мышления, воображения (творческий потенциал ребят здесь может раскрыться  максимально);   развитие устной и письменной речи («малочитающие» слушают и воспринимают правильную речь  профессиональных актеров, осмысливая сюжет произведения; «читающие» еще и активно берут с них пример)   воспитательное воздействие, формирование духовного иммунитета против отрицательных явлений  общества. При изучении русской классики кинематограф предлагает нам достаточно богатый выбор экранизаций для  подобной работы в самых разных классах. За последние годы появилось огромное количество новых экранизаций по  одноимённым произведениям.  ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОФРАГМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 7­9 КЛАССАХ 18 2.1. Специфика учебного предмета «Литература» в 7­9 классах. Организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках  литературы В основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лежит деятельностный  подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от  традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС для  предмета литература точны и указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно­деятельностной образовательной парадигме, которая, в  свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменяются и технологии обучения. Одним из эффективных способов решения проблемы полноценного восприятия произведения является организация  взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы, обращение к изобразительному,  театральному искусству и к кино. Традиционный для методики путь от словесного произведения к его кино­ или театральной интерпретации сегодня не  даёт желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено — чтение. Но вполне реально  превратить кинематограф из соперника литературы в её союзника. Опыт позволяет утверждать, что интерес к литературе  повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при специально организованном  взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Методисты выделяют ряд условий, обеспечивающих  эффективность этого взаимодействия: 1) необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности; 19 2) процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:  подготовка учеников к восприятию кинофильма;  обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;  создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;  сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого; 3) в процессе изучения произведения литературы читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в  преобладать над зрительской. Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение учеников 7­9  классов к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, страшат, смешат. Слова книги оживают  у них на глазах. Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят  глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную  книгу и фильм­экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Детям открывается духовный смысл  произведений…[Гусева, 2017, с. 9] В школьной практике работа по сопоставлению языка кино и языка литературы в сильных классах  ведётся через  такую форму работы, как составление киносценария. В.Г. Маранцман пишет: «В ходе составления киносценария  оживляется образное видение учениками литературного текста, определяется различие литературы и кино, возможности  и пределы каждого из этих искусств. Ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и незаменим.  Общеэстетическое значение этого  приёма анализа литературного текста могущественнее, чем проповеди о  пользе  20 литературы, о том,  что нельзя просмотром фильма заменить  прочтение книги. Однако составление киносценария  содействует и конкретным целям анализа литературного произведения: усиливается сопереживание, активизируется  воображение учеников, углубляется понимание художественного текста» [Маранцман,1977, с.93]. Обобщая опыт методистов и опытных учителей предметников, определяем приёмы подачи видеоматериала на  уроке литературы (у каждого из них своя методическая задача и аудитория):  Использование отдельных сцен, фрагментов для иллюстрации основных пунктов анализа художественного  произведения. Можно использовать уже готовые подборки интерактивных уроков,7­8 класс.  Использование нескольких отдельных фрагментов, главной целью показа которых является создание проблемной  ситуации на уроке и выполнение соответствующих заданий (7 класс), например: ­ прямое сопоставление видеофрагмента и текста с указанием отличий, возможных причин имеющихся  отличий; ­ поиск ответов на вопросы, прозвучавшие во фрагменте; ­ обсуждение причин использования тех или иных кинематографических приёмов для раскрытия литературных образов (крупный план, детали, музыкальное оформление и прочее); ­ расположение видеофрагментов в логическом порядке, соответствующем тексту, поиск недостающего  фрагмента в тексте;  ­ «озвучивание» сцены (поиск соответствующего видеоряду монолога, диалога)  Создание рекламного видеоролика к экранизации, 7­8 класс.  21  Создание афиши к фильму, бук трейлера; 7­8 класс (интересная форма для домашней работы, предполагается  защита).   Использование объединённых одной темой нескольких более­менее продолжительных фрагментов, обработанных   в соответствующей программе. Этот вид работы для 9 классов, хорош для выявления особенностей  характера  героев, их взаимоотношений [Сергеева,  https://infourok.ru/opyt_ispolzovaniya_ekranizaciy_hudozhestvennyh_proizvedeniy_na_urokah_literatury­136115.htm.].              Особые возможности для 7­9 классов приобретает внеурочная проектная деятельность с использованием  кинофрагментов. Как интересное задание, связанное с синтезом литературы и кино, можно предложить ученикам самим создать образы полюбившихся героев, и, повторив игру актеров­профессионалов художественной кинокартины,  снять настоящий киноэпизод. Работы хватит на всех, ведь нужны актеры, гримеры, режиссеры, дизайнеры костюмов,  операторы…Учитель может помочь со сценической речью. Результат превзойдет все ожидания, останется в памяти и  «записи» навсегда. 22 2.2. Методическая разработка «Технологическая карта изучения темы: Н.В. Гоголь «Мертвые души».  Галерея образов помещиков (урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 9 классе)» Современные подходы к модернизации российского образования, стандарты нового поколения определяют  приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Задача педагога­филолога  ­ внести в образовательный процесс такие методы и приемы, которые помогут  подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и развить их творческие способности. Компьютерные технологии и развитие творчества ­ одно из наиболее важных направлений поиска учителя.  Инновационная модель построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная  деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи, представлена в  данной работе. Для разработки выбран интегрированный урок, расширяющий рамки обычного, увеличивающий возможность  развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания  самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развивать  потенциальные возможности. При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как  индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интегрированные уроки  нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного. Эти уроки помогают развивать  23 речь и обогащать словарный запас ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения  искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал. Подобный урок требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением которой выступает  активный поиск эффективных методов его проведения. Развитие способностей педагога в построении учебного процесса  выражается в умении находить точки соприкосновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам  урока. Интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Каждая из педагогических технологий, примененных на уроке, имеет  собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности, не противоречит творческим процессам  личностного совершенствования. Визуализация (применение на уроке видеоинформации) в обучении  позволяет решить целый ряд педагогических  задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и  развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных  действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.  Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий  уровень познавательной деятельности, стимулирует креативность.  Удачное  обращение к экранизации на роках литературы в 9 классе ­ это тема «Н.В. Гоголь». Фильм «Мёртвые души» большой по объему, посмотреть его целиком – домашнее задание для девятиклассников.  Давая такое задание, применяем технологию концентрированного обучения, цель которой состоит в повышении качества  обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение  24 обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» в интерпретацию  оригинала предшествует изучению произведения и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к  тексту, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе.   После просмотра предлагается ответить на  следующие вопросы:  Общие впечатления от фильма.  Режиссёрский замысел соответствует авторскому замыслу?  Что фильм вносит нового в понимание произведения  Игра актёров: самая удачная роль? Почему? Самая неудачная, по­вашему, роль? Причины?  Значение музыки…  Удачна ли операторская работа?  Самая сильная, на ваш взгляд, сцена.  Как «раскрылся» в фильме образ героя … Внешний вид персонажа, его манеры, физические данные,  нравственные качества.  О чем фильм заставляет задуматься? Выводы, итоги, рекомендации одноклассникам, не видевшим  картины. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно­урочной системы реализовывать творческие  возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками идет не по пути увеличения объема изучаемого  материала, а по пути разнообразия заданий.  25 На уроке ребятами предлагаются эпизоды фильма, показывающие суть героев, помогающие  дополнить разговор о  помещиках и Чичикове. Обращаем внимание обучающихся на роль деталей и роль вещей, победивших человеческую душу и «убивших» её. Методическая разработка «Технологическая карта изучения темы: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Галерея образов  помещиков (урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 9 классе)» представлена в таблицах 1.1 и  1.2                                                                                                                                                                          Таблица 1.1 Тема Цели                                                                                                                                                            Особенности урока Н.В. Гоголь «Мертвые души». Галерея образов помещиков (заключительный урок).    Образовательные:  ­формирование у обучающихся представления о России первой половины 19 века; ­увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. Развивающие:   ­развитие воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных  умений; ­привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности; ­закрепить умение групповой самооценки; ­развитие элементов коммуникативной и проблемной компетенций Воспитательные: 26 ­ воспитание любви и уважение к живому слову, литературе, художественному  фильму и нашей истории. ­формирование культуры поведения  при фронтальной и  индивидуальной работе. Формировать УУД: ­ Личностные УУД:  ­ формирование основ гражданской позиции; ­осознание обучающимся своих возможностей, умений, нравственных качеств,  переживаний; определение уровня развития способности адекватно и критично  оценивать свои достижения и личностные качества. ­эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении обучающимся  социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение  на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие  высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины),  интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство  прекрасного). ­совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства  любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам  других стран; ­использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных  27 источников информации (отрывки из кинофильма, словари, энциклопедии,   интернет­ресурсы)  ­  Регулятивные УУД: способность доказать свою точку зрения, применять и  систематизировать материал. ­ Коммуникативные УУД: ­восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное  чтение и адекватное восприятие увиденного в кинофильме; ­умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по  прослушанному тексту и по просмотренному кинофильму; создавать устные  монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; ­написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на  литературные и общекультурные темы. ­ Познавательные УУД:  ­привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности; ­помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и  представлении своих проектов. ­владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе  28 Планируемый результат литературных произведений. Предметные:  умение работать  с различными историческими источниками (извлекать  информацию; осмысливать подготовленные сообщения);  использовать приемы технологии РКМЧП (кластер, синквейн);   навыков письменной и устной речи через представление информации в  различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, опорных  конспектов);  подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных  вопросов, просмотр фрагментов кинофильма, общение с аудиторией и  самостоятельную подготовку к выступлению Личностные: Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда,  вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство  прекрасного). Метапредметные: ­Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно­ 29 следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; ­Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её,  Межпредметные связи  Ресурсы: ­ основные определять сферу своих интересов. История, кинематография, искусство, экономика, экология, социология. компьютер интернет­ресурсы ­ дополнительные фрагменты отрывков из кинофильма «Мертвые души» (1984) режиссера Михаила Швейцера (выбраны обучающимися в процессе подготовки к уроку, с  системой вопросов): 1 глава "Мёртвых душ" Чичиков у Ноздрёва Посмотреть и скачать видео>> Насколько точно режиссер смог передать эмоции и характер персонажа?  Каким здесь представлен Ноздрёв?  Соответствует ли его образ тому, каким вы его себе представляли?  Какие черты он демонстрирует? Плюшкин и Чичиков Посмотреть и скачать видео>>  Какие приёмы использует режиссёр, чтобы акцентировать внимание зрителя на 30 характерных чертах Плюшкина?  Каким в данной сцене показан Чичиков? Как он себя ведёт, как  демонстрирует знание человеческой природы Манилов. Фрагмент 1 Посмотреть и скачать видео>>  Какую роль в фрагменте играет музыкальное сопровождение?  Какие черты в характере Манилова отражает его внешность?  Какую роль в раскрытии характера Манилова играет то, что он изображается с трубкой?  Каким тоном разговаривают друг с другом супруги Маниловы?  Зачем, изображая имение Манилова, режиссёр показал мужиков, тянущих  невод? Манилов. Фрагмент 2 Посмотреть и скачать видео>>  Как Чичиков ведёт себя с Маниловым?  Как в этой сцене проявляет себя Манилов как хозяин?  Зачем режиссёр при сообщении Чичикова про мёртвые души вставляет  фрагмент грозы и детских воспоминаний Чичикова? Что он этим хочет  сказать? 31 Организация пространства  I этап –вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации,   Как отреагировал Манилов на сообщение Чичикова?  актуализация жизненного опыта). II­этап – осмысление и реализация подготовленных сообщений. III –этап – создание проблемной ситуации. VI­ этап – закрепление нового или самоконструкция. V­этап – рефлексия (осмысление).  Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения,  выразительное чтение.                                                                                                                                                                Таблица 1.2                                                                                                                                           Технологическая карта урока Технология проведения Деятельность Деятельность учеников учителя I. Мотивация к  Нацеленность  Настраивает  Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Рецензирование. 32 Планируемые результаты УУД Предметные ­Работать  с  оценивание учебной  деятельности  (2 мин).  Индуктор. Цели:  заинтересовать  обучающихся  темой урока. на успешную  работу. Объясняют  свой выбор. учеников на  успешную  работу. Создает  эмоциональный  Высказывают  свои  настрой.  Проводит  предположения Знакомятся с  параллель с ранее изученным  ­Размышления над высказыванием  различными  историческими  усваиваемого  содержания, исходя критиков. источниками. ­Выразительно  из социальных и  личностных  читать  фрагменты; Воспринимать  текст; ценностей,  обеспечивающее  личностный  моральный выбор представленной Информацией: работают над   представленны ми эпиграфами, картинами  помещичьей  Руси. Слушают  публичные  выступления. II.  Формулирование  темы урока,  материалом. ­ Организовать  Сообщения  ­  (Познавательные  деятельность  детей: обучающихся. Словарная работа. Характеризовать текст; УУД). ­формулирование  33 постановка цели  Осмысление и  реализация  подготовленных   Делятся  впечатлениями.  • по поиску и  обработке  Слушают  выразительное  информации; • обобщению  выступлений. Русь  глазами историков, чтение  отрывков.  способов  действия Смотрят   фрагменты  фильма портретистов,  экономистов,  экологов  нравственности.  (12 мин) Цели: ­ формирование у  обучающихся  представления о  России первой  половины 19 века; ­увидеть Русь  Гоголя,  34 ­Формулировать  вопросы по  познавательной  цели; тексту; ­Давать устный и ­формулирование  проблемы; письменный  ответы; ­Составление  плана  выступления; ­Подбирать  (Коммуникативны е УУД). Планирование  (определение цели,  функций  участников,  материал с  использованием  способов  взаимодействия). справочной  литературы и  ресурсов  Интернет. (Регулятивные  УУД). Целеполагание  (постановка  учебной задачи на  основе соотнесения  того, что уже Высказывают  Направляет. Работа в группах.  ­Делать выводы  известно и усвоено  учащимися, и того,  что ещё  неизвестно). (Коммуникативны свои  предположения  Контролирует: проанализируйте, Ответы на  вопросы. о тематике  произведений; е УУД). Постановка  почувствовать  боль его и, может  быть, поверить в  его мечту. III. Изучение  нового. (13 мин).  Создание  проблемной  ситуации Цели: в паре. Смотрят   фрагменты  фильма,  докажите  (объясните),  сравните,  выразите  Индивидуальные  задания. Защита заданий. Дать социальный  портрет Чичикова, отвечают на  вопросы. символом,  создайте схему  ответить на  проблемные  Вступают в  диалог,  или модель,  продолжите,  вопросы, провести  словарную работу. создают  опорные  (Физминутка) конспекты.  обобщите  (сделайте вывод), выберите  решение или  35 ­Писать  сочинения,  ­Выступать  перед  аудиторией. вопросов  (инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации)  (Познавательные  УУД) ­ самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и  поискового способ решения,  исследуйте,  оцените образ,  придумайте и т.д. Обеспечивает  IV. Закрепление   Слушают  характера. Мозговой штурм. ­Писать   (Познавательные  нового  (12 мин) выступления  учащихся,  мотивацию  выполнения  Выразительное  чтение отрывков. аннотации, эссе,  отзывы,  УУД).  ­ доказательство; Самоконструкция. Цель: делятся  впечатлениями  заданий. Заинтересовать  Защита работ. рецензии. ­формирование  основ гражданской об увиденном и  услышанном, вопросами. Помочь в  позиции; ­использование  создают  портретные  для решения  познавательных и  зарисовки  помещиков и  создании  портретных  зарисовок  помещиков. коммуникативных  задач различных  источников  информации  делают выводы. Учить давать  оценку себе и  одноклассникам. 36 ­ выдвижение  гипотез и их  обоснование. (Коммуникативны е УУД). Управление  поведением  партнёра точностью выражать свои  мысли (контроль,  коррекция, оценка  действий партнёра (словари,  энциклопедии,  отрывки из  кинофильма,  интернет­ ресурсы) V. Рефлексия. (4 мин) Формулируют  конечный  Обеспечивает  положительную  Работа в группе.  Создание  ­ Результатом  является умение умение с  достаточной  полнотой и  точностью выражать свои мысли).  (Регулятивные  УУД). Цель: ­ проверить умение результат своей работы на  реакцию детей на  творчество  синквейна. Дебаты. анализировать и  оценивать  ­способность  доказать свою точку работать в группах и индивидуально,  уроке. Делают выводы, одноклассников. Помогает  Поиск решения  проблемы. успешность  своей  зрения, применять и систематизировать  умение делать  выводы  и  оценивать себя и  своих  одноклассников. обобщения и  объясняют свой поверить в себя, в свои силы. выбор. Создает ситуацию успеха. Оценочные и  творческие  вопросы. 37 деятельности. материал.  (Познавательные  УУД) ­привлечь  обучающихся к  активной  познавательной  деятельности; VI. Оценочная  Записывают Акцентирует  деятельность.  (2 мин) Цели: Оценить  деятельность  обучающихся разноуровневое  задание. внимание на  конечных  1.Написать эссе на тему:  результатах  учебной  Почему  творчество  Н.Гоголя  современно и  сейчас. 2.Подобрать  деятельности  обучающихся на  уроке.  Выставление и  комментирование оценок.  слова из  произведения,  Продумать  интересное  которые вышли  из обихода  домашнее  задание. 38  (Личностные  УУД) ­выражение своих  чувств, эмоций   Коммуникативные УУД). ­умение  пересказывать  прозаические  произведения или  их отрывки с  использованием  образных средств  русского язык и  цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному  тексту; создавать (найти их  значение в  словаре). 3.Ответ на  вопрос: какие  положительные  качества  Чичикова  можно взять на  вооружение? Выводы по 2 главе 39 устные  монологические  высказывания  разного типа; уметь  вести диалог;  (Регулятивные  УУД). ­способность  доказать свою точку зрения, применять и систематизировать  материал.  (Личностные  УУД).   ­формирование  основ гражданской  позиции Использование визуальных средств на уроках литературы позитивно и актуально.   Опыт использования экранизации на уроках литературы успешен, это вполне современный вид работы,  позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным,   реализующим потребности творческого  самовыражения учащихся. Сетевые сообщества устраивают для учеников даже внеурочные  мультмарафоны.  Читаем: « Оргкомитет сетевого образовательного издания «МАРАФОНЫ» объявляет о проведении в январе 2018 года  Всероссийской викторины «МУЛЬТМАРАФОН» для учащихся 1­7 классов» [https://marafony.ru/PC/Default.aspx]  Инновационная форма работы, удачно дополняющая традиционные способы решения задач,   всегда  приветствуется  законодателями литературного образования.  Приём вписывается в систему новых требований к уровню  образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения  у учащихся  на всех  ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не  развивает учащегося. Это всего лишь приём, хотя и очень эффективный. Он не должен подменять собой целый урок. При создании цифровых образовательных средств всегда нужно учитывать субъективный фактор. При подготовке  видеоматериалов учитель руководствуется личным опытом, умениями глубокого анализа текста, интерпретации,    сформированным зрительским вкусом. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую  очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся. Все  участники образовательного процесса должны быть удовлетворены результатом учебной деятельности. 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общество непрерывно развивается. Новая образовательная философия определяет приоритетные направления  педагогической деятельности. Современный учитель ставит своей задачей воспитать развитую личность. На помощь  учителю приходит урок литературы, построенный с учетом интересов и возможностей школьников, использующий любовь детей к кино. Многочисленные исследования искусствоведов, социологов, педагогов и психологов говорят о том, что  познавательные и воспитательные возможности киноискусства используются недостаточно эффективно в педагогике.  Обращение к киноискусству на уроках литературы не составляет больших затруднений. Школы уже давно оснащены  необходимым современным мультимедийным оборудованием. Преимущество уроков, на которых они используются,  очевидно.  Компьютерная техника – замечательное средство, инструмент для оптимизации учебного процесса. Классические  произведения литературы воспроизвели в своих высокохудожественных фильмах знаменитые режиссеры. Кинофильмы   восполняют пробелы в знаниях «малочитающих» учеников. Они доступны.  Гусева Л. С.  в своей статье «Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на уроках литературы как  средство повышения интереса к чтению» справедливо показывает, что: «…система работы с литературными  экранизациями не нова, она апробирована, работает и дает хорошие результаты. Итоги экспериментальной работы в  школе позволяют утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает  41 интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности».[Гусева, 2017,  с.9]. В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что современному уроку литературы необходимы новые  формы обучения, которые, опираясь на межпредметные связи, способствовали бы наиболее оптимальному достижению  результатов. В ходе исследования были получены следующие результаты:  1. Выявлено, что литература активно взаимодействует с кино в образовательном процессе, привлекая  кинофрагменты для активизации внимания на уроке.  Школьники, увлеченные фильмом, поставленным по мотивам  литературного произведения, начинают активно читать книги. Идея диалога искусств, аккумулируя в себе основные  проблемы культурного образования и воспитания, может стать системообразующей в этом процессе, способствуя  созданию культурологической гуманитарной модели литературного образования. 2.  Обоснована возможность использования кинематографа в процессе литературного образования, так как,  синтезируя средства выразительности других искусств, кино объединило их не механически, а диалектически, используя  молодую технику века, создало свой особый художественный язык. Работу иллюстрирует методическая разработка «Технологическая карта изучения темы: Н.В. Гоголь «Мертвые  души». Галерея образов помещиков (урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 9 классе)», которая может быть использована в практике школьного преподавания литературы. 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айзерман Л.С. На уроке литературы и в зале кинотеатра [Текст] ­ М.: Бюро пропаганды киноискусства,  1987. ­65с. 2. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования. [Текст]­ Курск, 1999.­  91с. 3. Базен А. Что такое кино? / пер. В. Божовича и И. Эпштейн. [Текст] ­ М., 1972. ­  65с. 4. Горницкая Н. Интерпретация пушкинской прозы в киноискусстве [Электронный ресурс]. URL: http://feb­ web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5­278­.htm (дата обращения:14.11.2017). 5. Гусева Л. С. Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на уроках литературы как средство повышения интереса к чтению // Молодой ученый.  2017.  №1.1. С. 9­11. 6. Гутов А.О словесном и визуальном в обучении // Литература в школе.  2007. № 9. С. 25­27. 7.  Земская Е. А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения [Текст]: учебное  пособие / Е. А. Земская. –М.: Флинта: Наука, 2011. – 240 с. 8. Игнатов К. Ю. От текста романа к кинотексту: языковые трансформации и авторский стиль (на  англоязычном материале). [Текст] ­ М., 2007. 26 с. 9. Игнатов К.Ю. Произведения художественной литературы и их экранизация // Материалы Международной  конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Вып. 7. ­ М.: Изд­во Моск. ун­та,  2002.   43 10. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб.  статей. ­ М.: Просвещение, 1983. 11.Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. ­ М., 1986. 12.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: пособие для преподавателей. ­ СПб.:  КАРО, 2005. 368 с. 13.Маневич И.М. Кино и литература. ­ М.: Искусство,1966. 240с. 14.Маранцман В.Г. и Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие  для учителей. ­  М.: Просвещение, 1977. 206 с. 15. Поличко Г.А. Основы кинематографических знаний на уроках литературы в средней школе. [Текст] ­  Курган, 1980. – 147с 16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. ­ М.: Народное образование,  2004г. 17.Сергеева Л.Е. Использование литературной экранизации на уроках[Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/opyt_ispolzovaniya_ekranizaciy_hudozhestvennyh_proizvedeniy_na_urokah_literatury­ 136115.htm. (дата обращения: 7.11.2017) 18.Симбирцева Н.А. Экранизация как визуализированный текст: к постановке проблемы  / Н. А. Симбирцева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования,  науки и культуры. — 2013. — № 3 (с.116). 19.Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования.  ­ М.: ИИО РАО, 2009.  96 c. 44 20.Узбекова М.П. Кино на уроках литературы // III Всероссийская научно­практическая Интернет­ конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным  участием. URL: http://econf.rae.ru/article/4825 (дата обращения: 01.12.2017) 21.Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. ­ М.: «Академия», 2008. 22.https://drofa­ventana.ru/material/vserossiyskaya­nauchno­prakticheskaya­filologicheskaya­konferentsiya­v/(дата  обращения: 01.12.2017)   45

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Исследовательская работа "ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2019