Исследовательская работа по литературе
Оценка 4.9

Исследовательская работа по литературе

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл—11 кл
23.04.2018
Исследовательская работа по литературе
Данная работа на тему : "Образ Маргариты в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и одноименном сериале В.Бортко" может быть использована как на уроках литературы при изучении творчества М.Булгакова, так и на уроках по искусству в старших классах и позволит провести сравнительный анализ изображения Маргариты в литературном произведении и киноИсследовательская работа
МАН 2.docx
Содержание Введение ______________________________________________ 2 1. Образ Маргариты в романе М.А.Булгакова « Мастер и  Маргарита»____________________________________________8 2. Образ Маргариты в сериале Владимира Бортко  « Мастер и Маргарита»__________________________________14 3. Заключение____________________________________________19 4. Литература ____________________________________________21 1 Введение           Литературоведение относит художественную литературу к простому  искусству, которое   опирается   на письменное слово. Однако чем    образованнее   становится общество ,   чем   развитее   технический прогресс, тем  сильнее   литература переплетается   с   синтетическими     видами искусства,  собирающими в   себе   различных носителей   образности   :   союз лирики и музыки подарил нам романсы и оперу, эстраду и мюзиклы; прозы и сценического искусства – драму, комедию; литературного произведения и танца   –   балет.   Многие   говорят, что   это  классика,   что   нынешняя литература изживает   себя   и вообще не   сможет   дать   нам   новые   жанры.                          Конечно,   в наш   век,   с   его   бешеными   темпами   и   чередой сменяющихся событий, в век,  технически загруженный,  мы не в состоянии  уследить за развитием литературы,   и очень   многие   современные   и замечательные произведения проходят мимо нас. Естественно, что каждое гениальное   произведение   пробьет   себе   дорогу,   но   как   долго   оно   будет гениальным,   если   не   будет   постоянно   иметь   своего   читателя ?              Да и наше человеческое «я» не может быть без  героя,  на которого мы хотели бы быть   похожими, без героинь, которые нам бы нравились и вызывали восхищение, жалость или осуждение и с которыми нам хотелось бы плакать и смеяться. Природа не переносит пустоты, и в наше земную жизнь искусства ­   вошел свежий симбиоз литературы   и   кинематограф. Приход кинематографа вдохнул в литературу  новую жизнь, что   помогло некоторым произведениям раскрыться,   заиграть по­иному. Литература сегодня   просто    невозможна без   экранизаций,   сериалов, блокбастеров. Библиотекари отмечают  такой феномен –   стоит появиться на  экране   экранизации   какого­нибудь   литературного произведения, как   с 2 полок   книжных Гениальное творение в сметаются симбиозе     все     с книги   этого писателя.   любым иным произведением   уникальное   произведение,   например: искусства нередко дает   новое   Л.Толстой     «Война и     мир» ­ экранизация С.Бондарчука ; стихотворения А.С.Пушкина – романсы         Глинки,            Чайковского,         Римского – Корсакова; русские                 народные            сказки – картины      Васнецова;  сказка Гофмана  этот перечень возможно  продолжать бесконечно.   –   балет   «Щелкунчик»   Чайковского   ­               Именно кинематограф формирует в нашем сознании визуализацию литературного образа.   Он   закрепляется сразу   после   первого   просмотра фильма   и  часто не   принимает   все последующие   вновь   создаваемые образы. Автор произведения может как угодно и сколько угодно описывать своего   литературного     персонажа,   но   для   большинства   людей   в   мире  Эркюль Пуаро Агаты Кристи будет выглядеть именно   таким, каким его создал Девид Суше,  а Шерлок Холмс Конан Дойла –  как Василий Ливанов. 3 Можно дискутировать   долго,   что   нам необходимее ­ книга либо фильм, однако неужели это так   важно   –   самое главное   то,   что   они   доносят до   нас различными средствами   выражения одну и ту же информацию, заставляют нас переживать одни и те же сильные эмоции. Любая удачная экранизация в мир литературы,   а   вот   войдет   ли   он   в   нее,   воспользуется   ли приоткрывает  зрителю дверцу     предоставленной возможностью, зависит только от самого  зрителя.                             У   творчества   Булгакова есть   и   яростные   поклонники   и непримиримые враги. Равнодушных  совсем нет.  То же  самое происходит и с   экранизациями основного его  произведения   –   романом   о   Маргарите и Мастере.                           Известно, что многие российские, и не только российские, режиссеры не один раз пробовали экранизировать « Мастера и Маргариту», но долго никому не удавалось это сделать по абсолютно разным причинам. Снять картину по мотивам романа    в свое время пытались    Ролан Быков, Игорь   Таланкин,   Геннадий   Полока,   Эльдар   Рязанов,   Элем   Климов.   Но первым   из   зарубежных   кинематографистов, который   снял  «роман   о дьяволе», стал польский режиссер Анджей Вайда. 4 Первой экранизацией великого романа Михаила Булгакова                 «Мастер и Маргарита» в Советском Союзе была кинолента,  снятая Александром Петровичем по сокращенной версии романа, напечатанной в 1966 году в журнале «Москва». Режиссер не просто  перенес произведение Булгакова   на   киноязык,   а попытался переосмыслить   его.   Удалось   это ему или нет  – судить не нам.                      Третья экранизация в мире и вторая польская – после Анджея Вайды   –   была   осуществлена   в   Польше,   1988—1990   годах   режиссером Мачеем Войтышко.                                               5 Четвертая экранизация одноименного романа Михаила Булгакова – экранизация   режиссера   Юрия   Кары,   снятая   в   1994   году, однако не вплоть   до 2011года из­за   разногласий режиссера   и увидевшая свет   продюсеров — фирмы «ТАМП»,   которая  обладала правами на   фильм, а позднее — из­за претензий С. С. Шиловского и Д. В. Писарчик, потомков третьей жены Михаила  Булгакова Е. С. Булгаковой (Шиловской), которым принадлежат   авторские права   на   роман. Фильм  Юрия   Кары,   снятый     с бюджетом   в   15   миллионов     долларов   и отлично подобранной   актерской командой,  остался на полке.               Интересующая нас пятая экранизация «Мастера и Маргариты» ( а в мире   седьмая)   была   снята   режиссером   Владимиром   Бортко.   Премьера состоялась   19   декабря   2005 года на телеканале   «Россия»,   где   было показано   первые   две   серии.   Режиссер   Владимир   Бортко   поставил перед собой задачу наиболее полно и, по его собственному  признанию, адекватно передать содержание романа. 6 Тема   нашей   работы   :  «   Образ   Маргариты   в   романе   М.А.Булгакова  «   Мастер   и   Маргарита»   и   одноименном   сериале   В.Бортко.         поистине восхитительное и феноменальное произведение   Роман   Михаила   Булгакова   – своего                     времени. Долгое   время  оно   не   выходило   в   свет   из­за   своей   острой социальной   направленности.   Многие   персонажи   "Мастера   и   Маргариты" имеют прототипов,  реальных людей, видных деятелей Советского Союза и представителей   близкого   круга   самого   писателя,   из­за   которых он непрерывно находился   на   грани   ареста. Множество героев   Булгаков чертами.  наделил неприятными ему человеческими                   Михаил Булгаков начал работу над «Мастером и Маргаритой» в 1928­1929   году. Изначально в   нем   не   было   Маргариты,   а название  варьировалось: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын   В.»,   «Гастроль». Кстати, первая   редакция   «Мастера   и   Маргариты» была сожжена автором 18 марта 1930 года после запрета пьесы «Кабала святош».   Об   этом   Булгаков лично  известил в   письме   правительству:   «И лично я, своими руками, кинул в печку черновик романа о дьяволе…». [4 ]           Существующее сегодня заглавие романа возникло только в 1937 году, до этого Булгаков называл свое произведение "Сказочный роман" (вторая редакция)   и   "Князь   тьмы"   (третья   редакция). Окончательно   завершен роман был в начале лета 1938 года, но Михаил Булгаков вносил в него изменения до самой гибели.  7 Всего работа над основным произведением  в жизни автора велась более десяти лет. К сожалению, писателю так и не удалось увидеть свой роман изданным. Первая публикация романа состоялась в 1966 году в одном из литературных журналов. Произведение было сильно сокращено, но благодаря жене Булгакова   творение   "Мастер   и   Маргарита"   все   же   Роман­завещание   великого стало известным   во   всем   мире. писателя стал бессмертным.                                  Одним из центральных образов в романе является образ героини Маргариты. значение, специальный символический смысл.   Само имя       имеет определенное     В   русском   языке XVIII столетия оно обозначало «жемчуг»,«жемчужина». Знаменитый украи н­ский философ Г. С. Сковорода употреблял его как метафору в контексте своих размышлений о женственной сущности мира. Абсолютно допустимо, что М. А. Булгаков мог рассматривать это значение имени для раскрытия     М. образа Булгакова, нужно поставить   ее   в   один   ряд   с   Татьяной   А.С.   Пушкина,   с Чтобы понять героиню героини. своей     женщинами из романов Тургенева, с героинями Ф.М. Достоевского, жизнь которых переполнена поисками и сомнениями. Свойства и качества этих героинь   передают   нам   лучшие   черты   и   особенности   русского национального характера.  Актуальность выбранной темы      обусловлена      тем,      что           образ собирательным. Маргариты является     Основная цель работы : исследовать образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и одноименном сериале В. Бортко.  Для   достижения   поставленной   цели нужно решить  ряд   задач: 1) Охарактеризовать образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита, 2)   Изучить   образ   Маргариты   в   сериале   В.   Бортко. 8 Объектом исследования стали   роман   «Мастер   и   Маргарита»   и   его экранизация, а именно сериал « Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Предметом исследования стал образ основной героини романа и сериала. Новизна работы состоит в том, что  сравнительного анализа   изображения образа   Маргариты   в   романе   и   кино   не   проводилось. работы В написания процессе       использованы разные научные методы: метод теоретического анализа,  метод синтеза структуризации. и метод       Практическая значимость работы   заключается   в   том,   что   данный материал исследования может быть использован в качестве теоретической базы для написания научных работ, докладов и в подготовке к научным конференциям, при проведении уроков по изучению романа М. Булгакова  « Мастер и Маргарита». 1. Образ   Маргариты   в   романе   М.   Булгакова   «Мастер   и Маргарита»          Величайшим  писательским творением и памятником двадцатого века  Образ  считается книга М.А.   Булгакова   «Мастер   и   Маргарита».   Маргариты  считается  основным.                                 Это  персонаж,  над   писатель   трудился   довольно   продолжительное   время, которым     списывая   каждую   небольшую   деталь.                В своей    работе    мы     проанализируем     образ     героини  М.А.   Булгакова, установим его значимость в коннотационном  содержании романа.   Кто же такая Маргарита   Николаевна?   Читатель знакомится с героиней во 2­й части книги и сразу оказывается очарован ею. В романе 9 повествуется  о том, что Маргарита      в      19 лет        вышла   замуж за   жена богатого уважаемого человека.    Муж   и и       проживали в прекрасном доме, жизнью, какой была бы девушка: комфортное жилье, обожающий супруг, отсутствие  домашних  рада  каждая   хлопот, Маргарита «не знала, что такое примус». Однако героиня «не была   Весьма изящная, молодая   женщина не   видит счастлива   ни   дня». в собственной мещанской жизни Ей трудно, скучно и одиноко в собственном доме, который цели, ни       ни   смысла.  все более похож на клетку. Её        душа    широка,      внутренний     мир ее богат,               и ей совсем нет места в   сером  минорном обществе мещан,  «Она   говорила…   – к которому относился, вероятно, рассказывает мастер об их первой встрече – что с желтыми цветами вышла   и её супруг. в тот день, чтобы я наконец ее нашел» [1, с. ].  Или Маргарита « отравилась бы, потому что жизнь ее пуста».                            Описание   Маргариты в основном  отвечает её характеру.  Героиня    предстает      перед читателем        серьезной    женщиной с   душевной   неудовлетворенности.   Образ   глубочайшим   ощущением   Маргариты – яркий, живой, целостный. Глядя на нее, можно отметить, что   все   время   искала   чего­то,   но   не   находила.   Глаза     Маргариты,   большие   горе, и тоску, какие она годами и бездонные, выдают и     носила в собственном сердце.                  Обращаясь   к           душевному   состоянию   героини,  необходимо заметить,   что в   течении длительного   периода её   съедало  глубочайшее   ощущение одиночества и ненужности.   Невзирая   на то, что внешне ее жизнь выглядела устроенной и благополучной, душа её никак не была   удовлетворена,   не   радовалась   всем   тем   благам,   которые   ее окружали. нелюбимым   человеком либо скучное,  Что   же тому служило   причиной? Быть   может,   жизнь   с   ничем   не примечательное 10 существование, в котором не было места новым открытиям, чувствам и описания   увлекательных свершениям?   Нигде   не   встречаются   общения.   вечеров, развлечений, смеха,                Маргарита подчеркнуто одинока. Героиня тихонько страдает,  радости,     понемногу  погружаясь в сон в этом  очаровательном  шикарном  доме. Так близости, со   умирает   живое,   временем   нашедшее     не     сердце. Характеристика  Маргариты разрешает  читателю  осознать  и  понять истоки проблемы,   побудившие   героиню   превратиться   в   ведьму и всецело изменить свою жизнь. Прототип образа                  Исследователи в области литературы не раз подмечали некоторое сходство между героиней романа и третьей женой самого писателя. Можно  даже   сделать смелое предположение,   что   частично   образ   Маргариты Булгаков создавал, имея перед глазами оригинал – свою жену. Мы знаем, что история их отношений с Михаилом Афанасьевичем в чем­то схожа на историю Мастера и Маргариты: на момент их знакомства Елена Сергеевна была     замужем       за                      иным      человеком, отличалась высоким непокорностью. самолюбием и     На   Елену   Сергеевну   Маргарита   оказалась  удивительно   похожей.   И   та, и иная жили   сытой,   обеспеченной   жизнью,   спокойно   и   без   потрясений: «Маргарита  Николаевна  не нуждалась  в  деньгах.  Маргарита  Николаевна знакомых могла приобрести все,   что   ей   понравится.   Среди   ее супруга попадались увлекательные люди.   Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов   Маргарита житья   с   совместной   квартире.   Словом   ...   она   была радостна?   Ни   одной минуты!...   <...>   Что   же необходимо было   этой   женщине   ?!   <...>   ... 11 Ей необходим был   он,   мастер,   а совсем не   готический   особняк,   и не отдельный сад,   и   не   деньги.   Она   любила   его...».   [   1,   с.   ]                    Елена Николаевна знала об этом сходстве и   гордилась им. В своей манере – осторожно, не подчеркнуто – но гордилась. Для нее это был «отблеск   фантазии   Булгакова,   оставленный   ей   на   всю   ее   последующую жизнь,   бессмертный   след   его   любви   и   его   необыкновенной   личности». Именно   Елена   Сергеевна   Булгакова, аналогично Маргарите,   станет писателю настоящей музой, которая будет вдохновлять его на написание последнего,   закатного   романа   в   его   жизни.   Она   будет   помогать   ему создавать,   ухаживать   за   ним,   когда   он   болен,   а позднее,   перед гибелью, только ей одной сумеет  доверить Михаил Афанасьевич свое детище. Со слов Елены Сергеевны, литературоведы   будут трудиться над корректурой романа. Но без этой женщины,  скорее всего,  роман никогда не увидел бы свет.               Маргарита Николаевна – подруга Мастера, которая была разлучена со своим любимым. Она с радостью и без особого страха соглашается на предложение   Воланда   стать   королевой   на   балу, потому   что он   обещал  выполнить       одно                   ее               желание.   Маргарита очень мечтала что воссоединиться в результате и случилось благодаря Сатане. Имени Маргариты читатель не Мастером,   с     знает до середины произведения, Мастер скрывает свою любимую.              Внешнего описания Маргариты автор не дает. Мы слышим только звук ее голоса, ее смех, видим ее движения. Много раз Булгаков описывает выражение ее глаз.  Этим   он хочет подчеркнуть, что для него значим не внешний образ, а жизнь ее души. Б. В. Соколов считает, что «Маргарита Булгакова внешне напоминает Маргариту Валуа ­ об этом свидетельствует возглас толстяка, участника Варфоломеевской ночи, позвавший ее «светлой королевой Марго» [ 15]. 12 Прародителями Маргариты были французские короли. Поэтому  она и     удовлетворяет  трем   требованиям традиции,   установленной   Воландом при   проведении   «весеннего   бала   полнолуния, или бала   ста   королей». Как известно,   «   хозяйка   бала   должна   была именоваться Маргаритой, быть местной уроженкой и иметь королевское происхождение». Об этом не раз говорится в произведении: домработница Наташа обращается к своей хозяйке   «королева   моя   французская»,   Коровьев   говорит   о   ней:   упомяну «Я ничуть не   погрешу, говоря   об   этом,   если,   в о причудливо тасуемой которых совершенно неизвестны ни   сословные   перегородки,   ни   даже   Есть колоде вещи, карт.         границы   между   государствами.   Намекну:   одна   из   французских   королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто­нибудь   сказал   бы   ей,   что   ее прелестную  прапрапраправнучку   я   по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам». [1,   ]                     Маргарита   –   это   однозначно     собирательный   образ. с     Все исследователи  творчества  Булгакова считают, что у Маргариты было несколько прототипов. Среди них в первую очередь называют ее тезок, а может быть и далеких родственниц   Маргариту Наварскую и Маргариту Валуа.   Первая   жила   за   полстолетия   до   Маргариты   Валуа   и была известна как   автор   сборника   «Гептамерон”.   Обе   исторические   как   отмечается   в   словаре   Брокгауза   и   Эфрона, Маргариты, «покровительствовали писателям и поэтам». Булгаковская же Маргарита навечно связана с одним великим писателем ­ Мастером.              Третья предшественница героиня романа Булгакова ­ Маргарита у Гете   из   романа   Гете   «Фауст».   У   Маргариты   в характере и   судьбе мало общего с героиней Фауста. Их отличия  подчеркнуто в эпизоде с Фридой, 13 которой она вымаливает помилование и участь которой напоминает судьбу гетевской Маргариты.                 Маргарита изображена в романе прекрасной, но скучающей женой обеспеченного   человека,   которая   обретает смысл жизни после встречи   с Мастером. М. А. Булгаков сделал свою главную героиню символом любви и жертвенности, музой и поддержкой писателя, готовой отдать свою жизнь ради любимого. Любовь в жизни Маргариты.  Перевоплощение образа                                      «В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную проясняет основную мысль    любовь»,   которая обычным образом   Маргариты   и романа.   Любовь Мастера странная, вызывающая, безрассудная ­ и этим как раз привлекает нас. В нее верится сразу и навечно. «За мною, читатель, и только за мною, и   покажу я ].                          Маргарита Николаевна – интересная  , мудрая тридцатилетняя любовь!»[ такую   тебе 1, с           женщина, был молод, добросердечен, честен   и очень любил   свою   жену.   Они   занимали специалиста. Супруг ее жена крупного       верх красивого особняка   в   саду   в   одном   из   переулков возле Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита   не   была счастливой.   Ей нужно было   заполнить   духовную пустоту, которая мучила ее, но она не находила чем. Героиня была одинока ­ вот что сразу увидел Мастер в ее глазах. Одиночество в душе героини порождало ее неудовлетворение жизнью. Позже, после  встречи с Мастером она признавалась, что если бы этой встречи не случилось, она отравилась бы, пуста.  потому жизнь что ее                         В романе М.Булгакова « Мастер и Маргарита» любовь охватила 14 героев неожиданно, ослепила и одновременно раскрыла им глаза на правду. С момента первой встречи с Мастером, когда героиня вышла на улицу с букетом из желтых цветов, многое в ее жизни изменилось. Она перестала   потому   что   если   есть   на   свете   человек, быть   одинокой, которому необходима твоя поддержка и помощь,   о невозможно оставаться одиноким. Маргарита Булгакова взяла  на себя такую роль. Она заботится, переживает, любит всецело, с полной самоотдачей, абсолютно не мыслит о том, что с ней будет дальше. Героиня думает большей частью не о себе, а о нем, своем возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву,  не   так ужасна.  пойти   на всякие испытания.   Даже гибель для   нее                         Булгаковская Маргарита ­ символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в   себе   черпает   силы   мастер, опять возвращенный   в   свою   квартиру   в арбатском   переулке.   «Довольно,   ­   говорит   он   Маргарите.   ­   Ты   меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому   что   оба   мы   жертвы вопросу,   будь спокойна.   Я   знаю, своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе... Ну, что ]. же, вместе и понесем ее» 1, с       [                          Превратившись в королеву Марго, героиня проникает в иной мир. Но Маргарита не теряется в этом мире. Абсолютно недвусмысленно она готова отдать за любимого Мастера свою душу: «После всех волшебств и чудес ... она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной». «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» [1, с ].                     Маргарита   до   встречи   с   Воландом   была   верующей. После о  исчезновения том, чтобы он возвратился,   либо чтобы она   его позабыла. Скажем,   в   тот она всякий день   Мастера молилась       15 памятный   для   нее   день   встречи   с   Азазелло   Маргарита   “просыпается   с предчувствием, что.. . что­то произойдет”. И это чувство рождает надежду. “Я верю!   ­   шептала   Маргарита торжественно,   ­   я верю!   ”   Шепот создает ощущение исповеди.   Маргарита   думает,   что   жизнь   ее   ­ “пожизненная мука”, что послана ей эта мука за грехи: за вранье, подлог, за “тайную   жизнь, скрытую от   людей”.   Перед   нами   открывается   душа Маргариты,  в которой  была  лишь мука.  Но душа эта  живет, так  как она верит и способна понять свою жизнь. После встречи с Воландом Маргарита понимала   умом,   что   она сейчас относится   к   темным   силам,   и   поверила Всевышнему в во влияние мессира,   но инстинктивно обращалась   к   тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: “Боже! ” Маргарита   стала   обобщенным   поэтическим   образом   любящей женщины,   женщины   так   вдохновенно   становящейся     ведьмой,   яростно расправляющейся   с ярым   врагом Мастера   Латунским:   ««Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный инструмент.   <...>   Тяжело   дыша.   Маргарита   рвала   и   метала   молотком струны   <...>   Разрушение,   которое   она   произвела,   доставило   ей   жгучее наслаждение ...» [1, с. ]              Маргарита знает, что такое милосердие. Это проявляется во многих эпизодах, скажем,   когда   Маргарита умоляет  снять   с   Фриды   заклятье.               Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасает от огня часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.  Героиня   романа   “Мастер   и   Маргарита”   предстает   перед   нами   как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа важные и ответственные   решения. самопожертвованию сделали допустимым возрождение Мастера.    Именно   ее   любовь,   способность   к 16 Свидетельством о значимости образа Маргариты является и ее имя, “жемчужина”.  так   Маргарита значит как         На протяжении  романа Маргарита выражает авторскую трактовку мира.   что Основная   мысль   романа   Булгакова   заключается   в   том, у всякого человека                      есть   право   выбора.  в   любой   ситуации   В   произведении   хотелось   бы отметить бережное   по и добросердечное отношение   автора   к   своей   героине. Ведь,  суждению          автора,                 женщина   ­   жемчужина несет в мир жизнь, отдавая   любовь   и оживляя   творчество.  Вывод:  М.   Булгаков   рисует   образ   Маргариты   как   человека,   богатого эмоциями, сердечными  переживаниями,   с непредвиденным поведением.  Образ   Маргариты   неоднозначен   и   неоднороден, себя множество граней   и   оттенков.   включает   в ­     Ее нереально осуждать героиня привлекает своей   самоотверженностью,   с   какой   она   любит Мастера.                       Маргарита не дорожила своей жизнью, она хотела быть рядом с Мастером,   неважно   где   —   на   земле ,   на   небесах, ведь только   в   этом   и заключается   для   Маргариты главный   смысл ее   существования.   Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор осмысленно: Маргарита   любви.  готова                    Маргарита ­ женщина, ведьма ­ стала связующим звеном для 3­ душу демону ради продать была       х миров:   мира   Мастера,   мира   Сатаны   и   мира   Всевышнего.   Она сделала допустимым разговор этих 3­х миров. 2. Образ Маргариты в сериале В. Бортко 17 2005   год.   Две   последние   недели   уходящего   декабря  больше половины   взрослого   населения   России   и прежнего Советского Союза проводили  вечера у телевизоров. Ощущение было такое, что интерес миллионов   людей   к   экранизации   романа   “Мастер   и   Маргарита”   М.А. Булгакова стёр их отличия в политических убеждениях  и объединил, хотя граждан  бы   на   время   просмотра   фильма, примерно   прежнего СССР, в   итоге чего   они словно бы вновь оказались   гражданами  всех   единой  страны. Один из корреспондентов сказал, что рейтинг у сериала — высочайший:   выше   —   лишь   у   президента   страны   в   новогоднюю   ночь. Объёмы   продаж известного  романа   взлетели больше чем   в   30   раз, а число скептических статей, обсуждений фильма в интернете на форумах —   «зашкаливает».   Все   спорят   о превосходствах   и   недостатках экранизации, давая ей оценки в крайне   широком диапазоне: от «полный провал» — до «гениальное произведение киноискусства на уровне романа, [18]. лежащего основе» его     в                   И на самом деле выход на экраны  этого сериала — не только самое яркое событие в культурной жизни страны в 2005 году, но и событие, во многом   определяющее   перспективы становления, от   того   последующего социального что:   •   общество   уже   стоит   на   пороге   мировоззренческого   рубежа,   который общество должно осознанно преодолеть для того, чтобы обрести свободу от неверия   в его   разновидностях и не свалиться при этом в откровенный сатанизм; •  у   этого   мировоззренческого   рубежа   по   собственному   желанию   или   по принуждению   оказались   десятки   миллионов   телезрителей,   множество   из которых   при   образе   жизни,   навязанном   им   в   ходе   “либеральных” преобразований,  не имеют ни времени , ни сил для того, чтобы думать о тех 18 проблемах,   которые   изначально   выразились   в   тексте   романа   “Мастер   и Маргарита”,   а   через   65   лет   —   в   одноимённом   фильме   кинорежиссёра Владимира     Владимировича   Бортко, ранее   снявшего фильм “Собачье сердце” по иному  произведению М.А. Булгакова.                   Говоря   об   образе   Маргариты   в   сериале   следует   сказать,   что артистке, сыгравшей   эту   роль,   удалось   отобразить   множественные тонкости, которые были описаны в романе. Она безупречная на протяжении  целого                сериала,             начиная с образа опустошенной Маргариты, встретившей   Азазелло, и   заканчивая   образом   ведьмы  ­   чертовки,   которая   уничтожает   квартиру критика Латунского.  19 В ней можно увидеть все: и превосходство, и страсть и некую чертовщинку. Однако, некоторые критики   предполагают, что сериальная Маргарита не была довольно раскрепощенной, потому что «ведьма должна быть  голой  и бессовестной, а не  стыдливо  цеплять  на  себя  набедренные повязки   на   балу   Воланда,   которых решительно   нет в   романе   самого Булгакова»[20].   Тем   не   менее,   «набедренные   повязки»   ­   это   прихоть режиссеров,   постановщиков,   костюмеров.     Судить    актрису   только   по тому,  что   она   не   была   совсем   обнажена  ­ абсурдно.   Ведь,   скажем,    в фильме     Вертинская   была   Юрия   Кары­ актриса   Анастасия обнажена полностью, но Маргаритой, «голой и бесстыжей», это ее так и не сделало.            Кроме того, есть и такой штрих, как курение. По роману Булгакова, Маргарита – курит ( глава 20) . В фильме ­ напротив: она не курит. А  на роль Маргариты обязаны были  взять  курящую артистку, и если в романе Булгакова Маргарита курит, то и в фильме Маргарита должна была курить. Это тоже нюанс к образу Маргариты в сериале, ее имиджу, менталитету.                    Ну а что касается бала у Воланда (глава 23), на Маргарите по роману надето   3   вещи:   1)   туфли   с   золотыми   пряжками,   2)   алмазная корона на   голове   3)   цепь   с   овальным   изображением   чёрного   пуделя   на груди.   В   фильме   ­   всё не   так.   Это   и   послужило   первым   толчком   для фантазии режиссера: Маргарита снималась в железном корсете весом 16 20 килограммов,   железной   короне   и   железных   туфлях   с   болтами. Анна Ковальчук,   исполнившая   роль   Маргариты   в   сериале, на   пресс   ­ конференции созналась, что шрамы от железа остались до сих пор.           В романе Маргарита возникает на балу у Сатаны нагая и в туфлях «из лепестков   бледной   розы»,   а   режиссер   Бортко   одел   и   обул   Анну Ковальчук вовсе не   по   Булгакову.   « Легко голое   тело   ­ вульгарно,   ­ раскрывает   секрет   художник   картины   Владимир   Светозаров.   ­ Мы долго думали,   во   что   одеть   Маргариту   на   балу.   В   тяжелую   парчу, легкий   шелк? сногсшибательно прекрасным,   Но ее костюм   не   права   он   должен   подчеркивать     имеет   быть муки  Маргариты, потому что бал ­ это невыносимое испытание, которое  для  нее устраивает   Воланд. Остановились на металлическом костюме как бы из cредневековья, а­ля Жанна д’Арк...»[ 21].                                                                                                                   Выбор актрисы 21 Мистика всегда  сопровождала все попытки экранизировать творение М.Булгакова.   А для  актрисы     мистика   началась и закончилась    перед самым   ее   приглашением   на   роль.   Анне   приснилось,   будто   она   летает съемка...  в большой комнате, идет где                 Актрису Анну Ковальчук на роль Маргариты «сосватали» художники   Владимир   Светозаров   и   Марина   Николаева.   Своим картины   профессиональным       глазом       они      рассмотрели   в наружности Анны приметы   30­х   годов.   И,   когда   приглашенная   на   пробы актриса одела шляпку, туфли и платье Маргариты (которые были сшиты для фильма еще  три года назад!),   и все «село» как влитое, режиссер Владимир Бортко Ковальчук!» сказал:                      Предложение сыграть Маргариту Анна приняла с восторгом. А «Только     съемки принесли ей много сложностей.   Безусловно, нелегко   пришлось  во время трюковых сцен. К примеру, сцена полета.    Изнурительное это дело — кувыркаться на лонжах, не будучи цирковой актрисой. А раны на ногах, оставшиеся от железных туфель, в которых Анна расхаживала на балу у сатаны, не зажили до сих пор.            Но самым ужасным испытанием стали съемки шабаша на Лысой горе. Нет, дело не в мистике. Просто Анне необходимо  было нырнуть в пруд, в котором плавали крысы.  Разные,  самые небезопасные трюки — но только не   это!     «   Реально ужасно было,   когда   мы   снимали   в   пруду   прилет   на шабаш,   ­   рассказывает   Анна   Ковальчук.   ­   Это   было   в   парке Лесотехнической   академии, очень красивое место, исключительно ночью, когда все освещено. Место сумасшедшее, я даже не знала, что в центре города   такое   есть.   И   там весь шабаш   был   снят.   В   середине   пруда   есть остров,   на   котором   живет   семейство   крыс.   И   они   отплывали   за   едой на «большую» землю и возвращались. А мне нужно было пройти по кромке воды. И вот когда они мимо меня проплывали, я им: «Кыш, кыш!» ­ а они 22 же   у   себя   дома, ощущают себя абсолютно спокойно   ­   вот   это был ужасный момент.   Я   не   то, чтобы опасаюсь крыс,   но неприятно ходить голыми   ногами неизвестно по   какой   грязи,   да   еще   рядом   с   крысами. [20]. Городские   крысы крупные, чумазые,   недоброжелательные.»   дублерша.  И взамен актрисы в           Роль Маргариты оказалась нелегкой для Анны  и с психологической ныряла пруд       стороны.   Бывали   моменты,   когда   она после съемок плакала  .   По словам артистки,     так   она   пыталась   очиститься   от   негатива,   того,   что Маргарита   посылала   через   нее.   Но   актерское   дело   такое:   прикажет режиссер сыграть убийцу, и артист сыграет.                                                                                   Как сама   Анна Ковальчук  оценивает   созданный ею образ? Больше всего на свете Анна Ковальчук опасалась остаться артисткой одной роли.   Нет,   в   театре   у   нее   все   было   как обычно – разносторонняя  и увлекательная работа.   А   вот   в   кино   она   три   года   была   следователем Марией   Швецовой.   И все же новые роли появились.   В 2003 году она сыграла     такую   миленькую и   нежную   медсестру   в   8­серийном   фильме «Правило   дар артистки был подмечен Владимиром   Бортко.   №   А после 2».   этого сценический   Приступая   к экранизации известного выбрал  артистов практически   на   все   роли  и   лишь   с   самими   Мастером   и  романа, он уже давно       Маргаритой никак не мог определиться. В конце концов выбор остановился на Анне Ковальчук и Александре Галибине.   На вопрос – почему именно Анна   –   режиссер   ответил:   «Она   ведьма.   А   если   серьезно,   то она гениальна, мудра и прекрасна.   К   тому   же,   на   мой взгляд,   она очень сильно схожа с  Еленой   Сергеевной,     женой   Булгакова.   У   нее   лицо   того времени»[21]. 23 Приглашение Владимира Бортко и поразило, и обрадовало артистку.   Но, по «Мне     Маргариту. неизменно   хотелось   сыграть правде сказать, опасалась об   этой   роли   даже   мечтать»,   ­ созналась  Анна. Правда, как и некоторые другие   артисты, Ковальчук   немножко   боялась  новой   работы.   В   этом   смысле   ее  поддержал супруг.   Успокоил   же всех артистов   режиссер   Владимир   Бортко,   пригласив   на   съемочную площадку священнослужителя, который благословил   их   на   создание фильма.                          Съемки сериала были   закончены летом 2005 года.   И очень   Анны   Ковальчук   и   Анатолия  скоро было   объявлено   о   разводе     Ильченко. Артистка говорит, с супругом охладели давным­давно, что     а их     отношения расставание всего лишь откладывалось до окончания съемок. Но не сыграл ли сам роман в данной ситуации роковую   роль?   Что   это,  рок,   мистика   или   совпадение?  того,   что   экранизировать   «Мастера   и Или   очередное   подтверждение   Маргариту»   без   убытков нереально?   Вряд   ли   будет дан   исчерпывающий ответ на все эти вопросы. Вывод: выход на экраны этого сериала — не только самое яркое событие в культурной   жизни   страны   в   2005   году,   но   и   событие   во   многом определяющее   перспективы последующего социального   становления 24 общества.   Говоря   об   образе   Маргариты   в   сериале   следует   подметить, что артистке Анне   Ковальчук, сыгравшей  эту   роль,   удалось   отобразить   которые   были   описаны   в   романе. множественные   нюансы, Она безупречно воспроизвела   романную   Маргариту,   начиная   с   образа опустошенной   женщины,   встретившей   Азазелло,   и   заканчивая   образом   В чертовки,   квартиру   критика   Латунского.   разрушающей   ней можно увидеть все: и превосходство, и страсть и некую чертовщинку.                                                          Заключение                            Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически подлинную книгу   о   своей   эпохе   и   её   людях,   и   потому   стал     роман документом той знаменательной поры.   И   в   то   же   время   это   произведение   обращено человеческим уникальным   в грядущее,   является   книгой   на   все   времена,   чему содействует её высочайшая   художественность.   Есть   основание   предположить,   что автор совсем   не   рассчитывал   на осознание и   признание   его   романа современниками.   романе уже сказано   много,                         "Мастер   и   Маргарита"   ­ сложное произведение.   О   больше.   а   будет   сказано   ещё Существует масса объяснений   О   "Мастере   и Маргарите" ещё много будут думать, много писать и говорить. «Рукописи   известного романа.   ­   произносит   один   из   героев   романа. не   горят",   Булгаков пытался уничтожить свою рукопись,   но это не принесло ему облегчения. 25 Роман продолжал жить. Мастер знал его наизусть, и   текст рукописи был   нам   и восстановлен.   После   смерти писателя   она   стала   известна   скоро нашла  читателей во многих странах мира.  Сегодня роман  Михаила получил достойное признание, Афанасьевича Булгакова     культуры. стал неотделимой частью               Образ Маргариты, без сомнения, является одним из основных в нашей     романе.   Он   отличается сложностью,   неоднозначностью   и,   естественно чудесной красотой.   Мастер и Маргарита встречаются  только в 19 главе романа.     А   в   первых   вариантах   произведения   их   вообще   не   было.   Но Маргарита делает данный роман живым, вместе с ней возникает  еще одна линия – романтическая. Помимо любви,  героиня  воплощает  в  себе еще  и сочувствие   ,   сопереживание,   сострадание.   Она   и   муза   мастера,   и   его «тайная» хозяйственная роман утратил бы     жена,   свой   и   его   спасительница. гуманизм     Без   нее эмоциональность. и               Героиня предстает перед читателем серьезной женщиной с глубоким чувством сердечной  неудовлетворенности. Образ Маргариты – блестящий,   целостный.   что живой, она непрерывно искала   чего­то,   но   не   находила   его.   Глаза     героини   Глядя   на   нее, хочется  сказать, выдают печаль и  тоску,  которые   она  годами   носила   в  своем   измученном сердце. страданиями                        Роман « Мастер и Маргарита считается одной из основных книг ХХ столетия. Неудивительно, что он экранизируется чаще, чем все вместе взятые   На   другие   фантастические   произведения   М.Булгакова. самая   полная   и   подробная сегодняшний   день     экранизация необъяснимого   и   загадочного   романа   —   фильм   Владимира Бортко. Режиссер не только буквально перенес на экран собственно роман, но   и   добавил   несколько   эпизодов   лично   от   себя   —   он   ввел   в   картину сюжетную   линию   человека   во   френче,   в   котором   кинокритики   видят 26 именно Лаврентия Берию. Неудивительно, но еще во время съемок фильма Бортко говорил , что не верит в мистику булгаковского романа, а считает, что основное в нем — тема репрессий 1937 года.                    Фильм отразился также на здоровье и личной жизни игравших в ней артистов —   Олег   Басилашвили   на   время утратил голос,   а   Анна  непредвиденно развелась   с супругом,   с   которым   прожила Ковальчук     родила дочку Злату.  несколько                         Говоря   об   образе   Маргариты   в   сериале,   следует сказать, которого лет   и     от     что артистке, выполнившей эту   роль,   удалось   отобразить   множественные нюансы,  описанные   в  романе.  Маргарита   в  исполнении   Анны   Ковальчук является   одним   из   самых обговариваемых в   сериале   (наравне   с   ролью Воланда). Но игра Анны профессиональна и безукоризненна. И задаешься немым   вопросом,   как  такая   с   виду добросердечная молодая   женщина,   с такими добрыми   и   лучистыми глазами   смогла так   перевоплотиться   в настоящую   ведьму,   королеву   бала   Сатаны. Впрочем ,   как   говорится,   в тихом   омуте… Превращение ей  удалось   на   славу:   эта   искра   в глазах, убежденность в   себе, изредка безрассудство   —  впечатляют. Она безупречная  на протяжение  сериала,   начиная с образа опустошенной Маргариты, встретившей Азазелло и заканчивая образом летающей ведьмы . В ней есть все: и превосходство, и страсть, и некая чертовщинка. Впрочем,   что   сериальная   Маргарита   не некоторые   критики предполагают, была довольно раскрепощенной, потому   что  «ведьма   должна   быть   голой и бессовестной, а не стыдливо цеплять на себя набедренные повязки на балу Воланда,   которых  нет в   романе   самого   Булгакова».   Тем   не   менее, «набедренные   повязки»   ­   это   прихоть   режиссеров,   постановщиков, костюмеров.                      Подводя итоги нашего исследования отметим то,   что   образ   Маргариты   в   романе   М.А.Булгакова   абсолютно   сопоставим   с   образом 27 Маргариты   в   исполнении   Анны   Ковальчук   в   одноименном   сериале В.Бортко.   И   в   том,   и   в ином произведении   мы   видим   образ   любимой   и любящей   женщины,  которая   во   имя   любви   готова   на   все.   Она активна и и правильная. импульсивна, искренняя                 Как и положено придуманному  персонажу, созданному с особой  тщательностью     и    признательностью   читателей   и   зрителей,   Маргарита  приобрела   самую   настоящую   плоть, она стала живой.   Ведь кто из нас, прочитавших «Мастера и Маргариту» или посмотревших сериал Владимира Бортко,   пробираясь через многоликую толпу на   улице,   не   останавливался вдруг   в   самой   гуще   людского   потока,   не   пытался     отыскать   глазами  некрасивые  желтые цветы, которые могли быть предназначены именно ему. И сколько раз эти цветы были замечены в людском потоке! И тогда, словно Иван   Бездомный, читатель   либо , может быть, зритель бросался за ними вслед,  и   сломя   голову,     гнался   за   ними   по   городу,   а   они, некрасивые, поводив его по городу, вдруг исчезали. Ничего не понимающий   читатель или все­таки зритель вздыхал и шел туда, куда шел изначально. Некрасивые цветы   сыграли   свою   маленькую   роль.   И наш  читатель   или   зритель встречал вовсе другую женщину,   в   которой   от булгаковской   Маргариты осталась лишь  всепоглощающая, неземная  любовь в глазах. 28 29 Список использованной литературы Булгаков М.А. Мастер и Маргарита, М., 2006 Булгаков М. А. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и 1. 2. Маргарита: Романы. – М.,1973. 3. 4. М.,1989. 5. Белозерская­Булгакова Л.Е. Воспоминания. – М., 1989. Булгаков   М.   А.   Письма.   Жизнеописание   в   документах.   – Андреев   М.Л.   Беатриче   Данте   и   Маргарита Булгакова//Дантовские чтения. 1990. – М.,1993. 6. Бэлза   И.Ф.   Дантовская   концепция   “Мастера   и   Маргариты”// Контекст – 1978. – М.: Наука, 1978. 7. Казаркин   А.П.   Истолкование   литературного   произведения (Вокруг “Мастера и Маргариты” М. Булгакова). – Кемерово, 1988. 8. 9. Карим М. Помилование. – М.: Известия, 1989. С. 10. С.32. Карим М. В ночь лунного затмения // Дружба народов. 1988. № 8. 10. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. 1989. № 11. 11. Лакшин В. Булгаков // Смена. ­ 1988. ­ № 15. ­ С. 13­15,31. 12. Лакшин   В.   Роман   М.   Булгакова   "   Мастер   и   Маргарита"   // Лакшин В. Пути журнальные. ­ М. 1990. С. 214­264. 13. Русская литература XX века, ред. В.В. Агеносов, часть 1, М. «Дрофа», 1996 14. Русская   литература   XX   века.   Очерки.   Портреты.   Эссе,   ред. Ф.Ф. Кузнецов, часть 2, М. «Просвещение», 1994 15. Б.В. Соколов. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» . М., 1991.  Электронные ресурсы: 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. http://ru.shvoong.com/books/novel­novella/1958768 http://peressa2009.narod2.ru/Eto_interesno/ http://festival.1september.ru/articles/415721/ http://izvestia.ru/news/309430 http://hochu.ua/cat­glory/article­566­sekretyi­slavyi­margarityi/ http://elena­isaeva.blogspot.ru/2011/11/blog­post.html http://bookitut.ru/Master­i­Margarita­roman­M­Bulgakova­i­ ekranizacziya­V­Bortko.html 30 31

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе

Исследовательская работа по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018