Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
7 кл
15.05.2017
Исследовательская работа подразумевает подробное изучение атрибутики иконописи и подробно описывает Древнерусские жития на примере произведения Карамзина "Житие Александра Невского". Работа построена на анализе и сопоставлении картины и иконы А. Невского.Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян , защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”. Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга. Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.В исследовательской работе «Лик Святого в житийной литературе» говорится о том, что чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.Александр Ярославович Невский служил Отечеству и простому народу.. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”. Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
Исследовательская работа Лик Святого в житийной литературе..docx
1
Содержание
Введение 2
1. Основная часть. Теоретическая часть. 4
1.1. Возникновение Древнерусской литературы. 4
1.2 Специфика и таинство русской иконы. 5
1.3. Рассмотрение образа Александра Невского как исторического деятеля. 7
2. Практическая часть. 8
Список используемой литературы. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
ПРИЛОЖЕНИЕ II. 2
Лик святого в житийной литературе.
Введение.
Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного
ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за
единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки
поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными
именами и о которых почти не сохранилось биографических данных , и не осталось даже
автографов? Чувство значительности происходящего, значительности всего временного,
значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в
жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое
место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в
могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце . Его церкви были обращены
алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого
и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и
вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек! Все
взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о
величии мира, значительности в нем судьбы человека.
Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было
создано от земли , кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от
солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от
огня.
результаты исследования, а также собранные материалы могут быть использованы на уроках литературы, русского языка и мировой
в основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских
идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным
духовным традициям. Проблема «духовнонравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовнонравственному становлению человека, формирование у
него нравственных чувств, облика, позиции, поведения, отводится лишь на уроках литературы, и на мой взгляд этого времени не хватает.
сравнить образ Александра Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере образа
.Раскрыть понятия «святой», «икона», «житийный портрет.
3
Александр Невский как «святой» и великий полководец.
«Повесть о житии Александра Невского» — памятник древнерусской литературы XIII в. и житие Святых.
Лик «святого» Александру Невскому был дан еще при жизни. Теоретическая часть.
1.1. Возникновение Древнерусской литературы.
Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? Возникла древнерусская
литература в Х веке, в связи с принятием христианства. В отличие от язычества эта
религия была “ книжная”, её ключевым источником была Библия. Древнерусская
литература отличается от литературы нового времени , рукописным повествованием,
которое строилось по строгим канонам, тесно было связано с религией и деловой
письменностью. Произведения древнерусской литературы включает в себя следующие
жанры: псалом, молитва, поучение, проповедь, “слово ”. Но главная роль принадлежит
распространенному и популярному жанру, «житие». Что такое житие или агиография?
“Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” жизнеописание святых людей.1
Значит ,житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его
цель – прославление святого. Рассмотрим канонические черты жития. “Канон” – с
греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование
ведется от 3го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с
обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой
идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента
рождения. Пространство и время в житие условно. Семантика слова “святой”:
Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания,
поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
Переносное значение возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к
Родине).
Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло ,
заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.
Святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу. “Механизм
врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI
начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие
радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются
друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою.
Представим теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии
(радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру , суть пути жизни
людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к
Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так
1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск I. XI середина XIV века. Л. 1987. разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются к внешнему, то
очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же
мере удаляются и друг от друга”.2 Множества людей, которые прославились своей
добротой, стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни
записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах
героев.
1.2. Специфика и таинство русской иконы.
Какой образ предстает перед нами, когда мы говорим о святых? Конечно же это икона.
Выясним, что такое икона? Икона – с греческого “ эйкон ”, – “образ, предмет поклонения”
– живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется
загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы,
создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт , многие
его просто не знают . А когда то даже неграмотные люди могли “читать” икону,
переживать какието события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло
слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или
веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от
всего случайного и временного. Иконопись имеет следующие символы:
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает
Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга.
Его название – нимб, в переводе с латинского “облако”. Крест – символ не сломленной
веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей,
пророков, мучеников или священников. Как писали святые образы? Особенность
изображения святого лика состояла в том, что на иконах изображались удлиненные лица,
которым присуща заостренность, неправильные черты лица. Недочеты в изображении лиц
указывали, что автор нацеливает именно на духовный мир святого. Лики святых
сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и
радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей. Кроме этого, икону
необходимо рассматривать при определенном свете. При свече, т.к. пульсирующий свет
свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к
ним свечи . Свеча – символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся
лучшие чувства и сгорают все плохие – грехи. Рассмотрим основной колорит изображения.
Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны.
Цвет в иконописи также символичен. Золотой цвет – обозначает сияние Бога (самого
2 Малков Ю. Г. Русские иконы XII XIX веков. М.: изд. «Искусство», 1988. Бога). Пурпурный или багряный цвет – цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на
земле.
Красный – цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но
в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. Белый цвет – символ
Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты. Синий и голубой цвета
означали небо, символ иного вечного мира . Зеленый цвет – природный, живой. Цвет
травы и листьев, юности,
цветения, надежды, вечного обновления. Коричневый – цвет
голой земли, праха, всего временного и тленного. Черный цвет – цвет зла и смерти.
Рассмотрим икону Александра Невского.3 Сверху – пурпурная мантия с соболиным
воротником (знатный, княжеского рода). Под мантией – кольчуга (воин, полководец). Меч
в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской) .Над
головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия,
святости). Лик – спокойнопечальный, отрешенный от всего суетного и земного. На иконах
изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые
подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды глубокими и
неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё
произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо. Приведу
исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере. – В 1240 году шведские рыцари
вторглись в пределы северозападных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и
остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр
Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и
прозвище Александра – Невский. В 12411242 годах он возглавил борьбу с войсками
литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на
льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и
вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”. Александр Невский был
выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени
военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом,
проводил политику объединения северовосточной и северозападной Руси и укрепления
великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться
освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам. Рассмотрим картину
Корина. “Александр Невский” и сравним ее с иконой. Величественная фигура Александра
Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец
стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают
его доспехи, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая
3 Библиотека Новгородская IV летопись. ПСРЛ т. 4, выпуск 1. М. 2000 осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают
уверенность в силах русского войска.
1.3. Рассмотрение образа Александра Невского как исторического деятеля.
Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу
посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во
Владимире, где был погребен князь. Автор жития знал князя, был свидетелем его
государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано
митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру,
преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую
искренность и лиричность повествования. Выясним, как автор оценивает роль князя в
сохранении единства Руси. Житийный рассказ об Александре Невском показывает, что,
несмотря на подчинение русских княжеств монголотатарам, на Руси остались князья,
мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал
величие Александра.4 Я перечитал сцену первого сражения Александра Невского с
немцами и изобразил в таблице автора жития великого князя, как полководца.
(ПРИЛОЖЕНИЕ II) При каких обстоятельствах Александр Невский произносит
афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? Бог – главная сила.
Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы.
Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен
церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой, – мужественный и непобедимый
воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал
мудрого князя, правителя и храброго полководца. Духовный портрет Александра
Невского расскажет о многом. (ПРИЛОЖЕНИЕ II) Решил ответить на вопрос. Можно
ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым? В чем
заключается его святость? Молился , верил в предзнаменование, внешне похож на Бога,
проявляет чудеса после смерти? Прав ли Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему
данное, выразительней Великого ”? Ценность человека определяется его “нравом” и
“деяниями”, а “ святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное
житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”.
4 История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П.
Новосельцева. М., 1996. 1. Практическая часть.
Исследование 1. На этом этапе работы я прочитал литературу, которая в подробностях
описывает мир древнерусской литературы. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом
как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным
углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал
солнце . Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме
росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир
святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой
мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает
человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы
человека. Чтобы подробнее узнать о тонкостях наших предков я изучил труды
наместника СвятоТроицкой АлександроНевской лавры архимандрита Назария
(Лавриненко), где он подробно описывает жития святых и воздвигнутых в Лики святых.
Исследование 2. На втором этапе работы я познакомился непосредственно с историей
возведения в Лики святых. За что и при каких обстоятельствах люди из грешников
становились объектами поклонения и молитв. Я определил, что святым становится
человек, предмет в меру своей приближенности к Богу. Разделил слова с на 2 столбика: с
корнем “свет” и с корнем “свят” и сделал вывод: множества людей, которые
прославились своей добротой, стали называть святыми и тщательно берегли память о них.
(ПРИЛОЖЕНИЕ I)
Исследование 3. На этом этапе работы, после изучения специфики и таинства русской
иконы, я пришел к выводу, что когда то даже неграмотные люди могли “читать” икону,
переживать какието события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло
слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или
веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от
всего случайного и временного. Иконопись имеет свои определенные символы.
(ПРИЛОЖЕНИЕ II)
Исследование 4. На этом этапе работы я решил провести социологический эксперимент
среди обучающихся 7х классов МБОУ «Лицей №2». Мною были предложены
изображения икон Александра Невского, Георгия Победоносца, Сергия Радонежского,
предлагалось определить их заслуги и происхождение. В опросе принимали участие 75 человек. Из них точно определили принадлежность тому или иному сословию 5%
респондентов, к сожалению, ни истории появления, ни истории происхождения из
обучающихся не сказал никто из опрошенных. Выводы
Таким образом, проделав следующую работу могу с уверенностью утверждать:
Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но
только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал ” ею как Папа Римский,
не позволял духовенству себя использовать. “Я верую , и этого довольно… Ни за земли, ни
за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр
Невский усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции
других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула
“Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского
народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр
Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела
крестьян , защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из
плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного
служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”. Читая житие,
мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга. Житие интересно с точки
зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.
Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться
к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности 11
Список использованной литературы
Горский А. А. Два факта из биографии Александра Невского
Википедия . А.Я. Невский
Егоров В. Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. 1997. № 2.
Жизнь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского; Александро
Невская лавра (исторический очерк). Под ред. наместника СвятоТроицкой
АлександроНевской лавры архимандрита Назария (Лавриненко). — Санкт
Петербург: Православное издательство Вера, 2004. ISBN 5790900305
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 2. Подробнее по этому
вопросу см. Карпов А. Александр Невский. — М.: Мол. гвардия, 2010. — С. 89. —
(ЖЗЛ). — ISBN 9785235033122.
С.М. Соловьев. «История России с древнейших времен.
Интернет – ресурсы.
http://www.anevsky.ru/library/aleksandrnevskiyimyarossii4.html
http://uchltellstoria.ucoz.org/publ/aleksandr_nevskij_mnenija_istorikov/110445
Информация на сайте проекта «Имя России»
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.