Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Оценка 5

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
7 кл
15.05.2017
Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Исследовательская работа подразумевает подробное изучение атрибутики иконописи и подробно описывает Древнерусские жития на примере произведения Карамзина "Житие Александра Невского". Работа построена на анализе и сопоставлении картины и иконы А. Невского.Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян , защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”. Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга. Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.В исследовательской работе «Лик Святого в житийной литературе» говорится о том, что чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.Александр Ярославович Невский служил Отечеству и простому народу.. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”. Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
Исследовательская работа Лик Святого в житийной литературе..docx
1 Содержание Введение                                                                                                                               2          1. Основная часть. Теоретическая  часть.                                                                          4   1.1. Возникновение Древнерусской литературы.                                                             4           1.2  Специфика и таинство русской иконы.                                                                      5 1.3. Рассмотрение образа Александра Невского как исторического деятеля.               7         2. Практическая часть.                                                                                                         8        Список используемой литературы.                                                                                   10        ПРИЛОЖЕНИЕ  I.                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ II. 2 Лик святого в житийной литературе. Введение. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей   общества.   Попробуем   восстановить   мир   древнерусской   литературы.   Что   же   это   за единое   и   огромное   здание,   над   построением   которого   трудились   семьсот   лет   десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных , и не осталось даже автографов?   Чувство   значительности   происходящего,  значительности   всего   временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце . Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и   Нового   Заветов,   собирали   вокруг   него   мир   святости.   Церковь   была   микромиром,   и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не   случайно   в   апокрифе   о   создании   Адама   рассказывается,   что   тело   его   было создано от земли , кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. результаты исследования, а также собранные материалы     могут быть использованы   на уроках литературы, русского языка   и мировой в основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Проблема «духовно­нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно­нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, облика, позиции, поведения, отводится лишь на уроках литературы, и на мой взгляд этого времени не хватает. сравнить образ Александра Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере образа .Раскрыть понятия «святой», «икона», «житийный портрет. 3  Александр Невский как «святой» и великий полководец. «Повесть о житии Александра Невского» — памятник древнерусской литературы XIII в. и житие Святых.  Лик «святого» Александру Невскому был дан еще при жизни. Теоретическая часть. 1.1. Возникновение Древнерусской литературы. Когда   и   в   связи   с   чем   возникла   древнерусская   литература?   Возникла   древнерусская литература   в   Х   веке,   в   связи   с   принятием   христианства.   В   отличие   от   язычества   эта религия   была   “   книжная”,   её   ключевым   источником   была   Библия.   Древнерусская литература   отличается   от   литературы   нового   времени   ,   рукописным   повествованием, которое   строилось   по   строгим   канонам,   тесно   было   связано   с   религией   и   деловой письменностью.   Произведения   древнерусской   литературы   включает   в   себя   следующие жанры: псалом, молитва, поучение, проповедь, “слово ”. Но главная роль принадлежит распространенному и популярному жанру, «житие». Что такое житие или агиография? “Агиос”   –  с   греческого   “святой”,   “графос”   –  “пишу”   ­   жизнеописание   святых   людей.1 Значит ,житие – это духовный жанр, как и вся   древнерусская литература, поэтому его цель   –   прославление   святого.     Рассмотрим   канонические   черты   жития.   “Канон”   –   с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3­го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием   церковнославянизмов.   Композиция   жития   строится   по   строгой   схеме.   Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно. Семантика слова “святой”:  Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.  Все,   что   относится   к   Божеству,   к   истинам   веры,   предмет   высшего   почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).  Переносное значение ­ возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине). Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло , заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу. “Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг   от   друга;   напротив,   чем   ближе   к   центру,   тем   больше   сближаются   между   собою. Представим теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру , суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так 1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск I. XI ­­ середина XIV века. Л. 1987. разумейте   и   об   удалении.   Когда   удаляются   от   Бога   и   обращаются   к   внешнему,   то очевидно, что в той мере, как они отходят  от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере   удаляются   и   друг   от   друга”.2  Множества   людей,   которые   прославились   своей добротой, стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали   и   составляли   жития   поучительные   рассказы   о   трудах,   подвигах   и   чудесах героев. 1.2. Специфика и таинство русской иконы.  Какой образ предстает перед нами, когда мы говорим о святых? Конечно же это икона. Выясним, что такое икона? Икона – с греческого “ эйкон ”, – “образ, предмет поклонения” –   живописное   изображение   Бога,   святого   или   святых.   Многое   в   иконах   кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт , многие его   просто   не   знают   .   А   когда   ­то   даже   неграмотные   люди   могли   “читать”   икону, переживать   какие­то   события,   подражать   добрым   примерам.   В   иконописании   исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного. Иконопись имеет следующие символы: Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название – нимб, в переводе с латинского “облако”.  Крест  – символ не сломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков,   мучеников   или   священников.   Как   писали   святые   образы?   Особенность изображения святого лика состояла в том, что на иконах изображались удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица. Недочеты в изображении лиц указывали,   что   автор   нацеливает   именно   на   духовный   мир   святого.   Лики   святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей. Кроме этого,  икону необходимо рассматривать при определенном свете. При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи .  Свеча  – символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорают все плохие – грехи. Рассмотрим основной колорит изображения. Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны. Цвет в иконописи также символичен.  Золотой цвет  – обозначает сияние Бога (самого 2 Малков Ю. Г. Русские иконы XII ­ XIX веков. ­ М.: изд. «Искусство», 1988. Бога). Пурпурный или багряный цвет – цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Красный – цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.  Белый цвет  – символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.  Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира .  Зеленый цвет  – природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Коричневый  –   цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Черный цвет – цвет зла и смерти. Рассмотрим   икону   Александра     Невского.3    Сверху   –  пурпурная   мантия   с   соболиным воротником (знатный,  княжеского рода). Под мантией – кольчуга (воин, полководец). Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской) .Над головой   –   золотой   нимб   и   светоносные   блики   (знаки   Божественного   присутствия, святости). Лик – спокойно­печальный, отрешенный от всего суетного и земного. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности,   фигуры   стали   лёгкими,   жесты   значительными,   взгляды   ­   глубокими   и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо. Приведу исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере. – В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо­западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились   в   устье   ее   притока   Ижоры.   С   небольшой   дружиной   князь   Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище   Александра   –   Невский.   В   1241­1242   годах   он   возглавил   борьбу   с   войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее   в   историю   под   названием   “Ледовое   побоище”. Александр   Невский   был выдающимся   дипломатом.   Понимая   бесплодность   в     обстоятельствах   того   времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения  с ханом, проводил политику объединения северо­восточной и северо­западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам. Рассмотрим картину Корина. “Александр Невский” и сравним ее с иконой. Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его   доспехи,   гневный   взгляд   устремлен   вдаль,   словно   видит   он   чужую   рать,   которая 3 Библиотека Новгородская IV летопись. ПСРЛ т. 4, выпуск 1. М. 2000 осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска. 1.3. Рассмотрение образа Александра Невского как исторического деятеля. Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено   житие.   Произведение   это   было   написано   в   Рождественском   монастыре   во Владимире,   где   был   погребен   князь.   Автор   жития   знал   князя,   был   свидетелем   его государственных   дел   и   ратных   подвигов.   Ученые   полагают,   что   житие   написано митрополитом   Кириллом.   Чувство   живой   симпатии   рассказчика   к   Александру, преклонение   перед   его   ратной   и   государственной   деятельностью   обусловили   особую искренность и лиричность повествования. Выясним, как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси. Житийный рассказ об Александре Невском показывает, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо­татарам, на Руси остались князья, мужество   и   мудрость   которых   могут   противостоять   врагам.   Даже   Батый   признавал величие   Александра.4  Я   перечитал   сцену   первого   сражения   Александра   Невского   с немцами   и   изобразил   в   таблице   автора   жития   великого   князя,   как   полководца. (ПРИЛОЖЕНИЕ  II) При   каких   обстоятельствах   Александр   Невский   произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы.  Характеристика   князя   в   житии   очень   разнопланова.   С   одной   стороны,   он   исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой, – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого   князя,   правителя   и   храброго   полководца.   Духовный   портрет   Александра Невского расскажет о многом. (ПРИЛОЖЕНИЕ II) Решил ответить на вопрос. Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым? В чем заключается его святость? Молился , верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти? Прав ли Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное,   выразительней   Великого   ”?   Ценность   человека   определяется   его   “нравом”   и “деяниями”, а “ святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”. 4 История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П.  Новосельцева. М., 1996. 1. Практическая часть. Исследование 1. На этом этапе работы я прочитал литературу, которая в подробностях описывает мир древнерусской литературы. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце   .   Его  церкви   были   обращены   алтарями   навстречу   возникающему   дню.  В   храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку   о   смысле   его   существования,   о   величии   мира,   значительности   в   нем   судьбы человека.   Чтобы   подробнее   узнать   о   тонкостях   наших   предков   я     изучил   труды наместника   Свято­Троицкой   Александро­Невской   лавры   архимандрита   Назария (Лавриненко), где он подробно описывает жития святых и воздвигнутых в Лики святых. Исследование 2.  На втором этапе работы я познакомился непосредственно с историей возведения   в   Лики   святых.   За   что   и   при   каких   обстоятельствах   люди   из   грешников становились   объектами   поклонения   и   молитв. Я   определил,   что   святым   становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу. Разделил слова с на 2 столбика: с корнем   “свет”   и   с   корнем   “свят”     и   сделал   вывод:   множества   людей,   которые прославились своей добротой, стали называть святыми и тщательно берегли память о них.  (ПРИЛОЖЕНИЕ I) Исследование 3. На этом этапе работы, после изучения  специфики и таинства  русской иконы, я пришел к выводу, что когда ­то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать   какие­то   события,   подражать   добрым   примерам.   В   иконописании   исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего   случайного   и   временного.   Иконопись   имеет   свои   определенные   символы. (ПРИЛОЖЕНИЕ II) Исследование 4. На этом этапе работы я решил провести социологический эксперимент среди   обучающихся   7­х   классов   МБОУ   «Лицей   №2».   Мною   были   предложены изображения   икон Александра Невского, Георгия Победоносца, Сергия Радонежского, предлагалось определить их заслуги   и происхождение. В опросе принимали участие 75 человек.   Из   них   точно   определили   принадлежность   тому   или   иному   сословию   5% респондентов,   к   сожалению,   ни   истории   появления,   ни   истории   происхождения   из обучающихся не сказал никто из опрошенных. Выводы Таким образом, проделав следующую работу  могу с уверенностью утверждать: Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал ” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую , и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр Невский   усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа   и   православия:   не   воинственный   по   сути,   но   готовый   к   обороне.   Александр Ярославович   служил   Отечеству   и   простому   народу.   Он   лично   разбирал   многие   дела крестьян , защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена   и   ради   новгородцев   простил   обиду   знати.   За   этот   подвиг   самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”. Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга. Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным. Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности 11 Список использованной литературы Горский А. А. Два  факта из биографии Александра Невского  Википедия . А.Я. Невский   Егоров В. Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. 1997. № 2.  Жизнь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского; Александро­ Невская   лавра   (исторический   очерк).   Под   ред.   наместника   Свято­Троицкой Александро­Невской   лавры   архимандрита   Назария   (Лавриненко).   —   Санкт­ Петербург: Православное издательство Вера, 2004. ISBN 5­7909­0030­5  Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 2.  Подробнее по этому вопросу см. Карпов А. Александр Невский. — М.: Мол. гвардия, 2010. — С. 89. — (ЖЗЛ). — ISBN 978­5­235­03312­2.  С.М. Соловьев. «История России с древнейших времен.   Интернет – ресурсы. http://www.a­nevsky.ru/library/aleksandr­nevskiy­imya­rossii4.html http://uchltel­lstoria.ucoz.org/publ/aleksandr_nevskij_mnenija_istorikov/1­1­0­445 Информация на сайте проекта «Имя России»

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"

Исследовательская работа по литературе "Лик Святого в житийной литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017