Исследовательская работа по литературе "Мотив дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова" посвящена теме дороги в творчестве поэта. В работе приводятся примеры текстов стихотворений и их анализ. Цель исследовательской работы: показать, что данная тема является одной из центральных тем лирики поэта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва
Липецкого муниципального района Липецкой области
Название номинации: «Литературоведение»
Название работы: «Мотив дороги в лирике М. Ю. Лермонтова»
Фамилия, имя, отчество, дата рождения участника:
Пашенцева Вероника Владимировна, 21.01.2004 г. р.
Наименование образовательного учреждения, класс,
полный адрес, телефон: 398530, с. Троицкое, ул. Гагарина, д. 78
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза
М. Д. Карасёва, 8 класс, т: (4742)759735
Фамилия, имя, отчество педагога: Алексеева Татьяна АлексеевнаАннотация.
М. Ю. Лермонтов – крупнейший поэт России 19 века.За свою короткую жизнь
поэт создал огромное количество философских, романтических,
патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках
смысла жизни. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что
сердце невольно сжимается от боли.
В своей исследовательской работе я рассмотрела тему дороги в лирике
М. Ю. Лермонтова. Данная тема в поэзии М. Ю. Лермонтова является
главной и проходит через многие его произведения. Тема дороги, пути
позволяет автору реализовать как пространственные, так и философские
задачи своей лирики.
Цель моей работы: показать, что данная тема является одной из центральных
тем лирики поэта.Введение.
Творчество М. Ю. Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В
наследии великого поэта и писателя каждый находит чтото близкое сердцу,
чтото соответствующее душевному состоянию читателя.
Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и
историками литературы.М.Ю.Лермонтова можно назвать поэтом дороги.
Цель работы: показать, что тема дороги, пути является одной из
центральных тем лирики поэта.
Задачи: изучение того, какое место занимает образ дороги в поэзии
М.Ю.Лермонтова, каково его символическое значение;
анализ литературы по исследуемой теме.
Предмет исследования :поэзияМ.Ю.Лермонтова.
Метод исследования:изучение литературы и источников,
анализ
стихотворений.
Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как сегодня,
так будет актуально и в будущем, так как творчество М.Ю.Лермонтова
достаточно широко изучается в школе, в связи с этим каждое исследование,
вносящее чтонибудь новое в наше знание о творчестве поэта, духовно
обогащает нас.Мотив дороги в лирике М. Ю. Лермонтова.
Мотив дороги, путешествия имеет большое значение в творчестве русских
писателей XIX века.
О пути России и русского народа размышляли поэты и прозаики.Мотив
дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно дорога
помогает ему размышлять о смысле жизни, строить планы на будущее,
заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа, познать чтото
новое.
Слово дорога, путь многозначны: они могут обозначать не только отрезок
пространства между какимилибо пунктами, но и этапы жизни как отдельного
человека, так и целой нации.
Для Лермонтова дорога была не просто расстоянием между одним пунктом
и другим. Дорога для него является символом жизненного пути человека.
Как произведение, в котором звучит мотив дороги, можно рассматривать
полное философских раздумий о тайнах мироздания, о смысле жизни
стихотворение М.Ю.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…", написанноевесной 1841 года( приложение 1).Оно словно подводит итог короткой, но
яркойжизни поэта. Здесь лирический герой находится один на один с
бесконечной дорогой и распахнутым над головой небом. Он ощущает себя
частью мироздания, человеком, погружённым в открытую и свободную
стихию природы. "Кремнистый путь", характерный для гор Кавказа, в
стихотворение воспринимается в двух ипостасях: как конкретная дорога, по
которой шагает одинокий путник, и как символ жизненного пути. Мир вокруг
лирического героя спокоен, величественен и прекрасен, повсюду разлито
"сиянье голубое". Но "сиянье" это не только лунный свет, в лучах которого
блестит дорога. Оно воспринимается как фон, отчётливо выявляющий
мрачное состояние души путника, который "не ждёт от жизни ничего" и
которому "не жаль…прошлого ничуть". Лунный свет на дороге соединяет две
противоположности: мир неба и дорогу. Но не только лунный свет соединяет
небо и землю. В этом стихотворении небо не молчит, оно «говорит», а земля
ему «внемлет». Очень важно, что пространство земли названо словом
«пустыня». В стихотворении лирический герой оказывается в пустыне. Если
слово «дорога» включает в себя значение бесконечной длины, то пустыня –
необъятная ширь.
Лирический герой одинок, он ищет теперь только "свободы и покоя", такого
покоя, который существует в окружающем его в эти мгновения мире. Поэт
показывает, что в величественном мироздании всё живое: здесь "пустынявнемлет Богу", "звезда с звездою говорит", здесь нет одиночества, от которого
страдает путник. Умиротворение сходит в душу героя, и он
жаждет одного – "забыться и заснуть" навечно. Но не "холодным сном
могилы", а так, чтобы "в груди дремали жизни силы", чтобы и днём, и ночью,
лелея слух, ему "про любовь… сладкий голос пел", чтобы над ним, спокойно
спящим, "вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел". Вечный покой
обретает смысл вечной жизни, а "кремнистый путь" приобретает черты пути
бесконечного во времени и пространстве.Одиночество лирического героя
– и реальный штрих (ночью на дороге никого нет), и символ: человек один на
один с миром, каменистая дорога становится жизненным путём.
Мотивом скитальческой тоски проникнуто и стихотворение «Тучи»
(приложение 2). Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолго
до отправки во вторую кавказскую ссылку.
"Тучки небесные, вечные странники!" Уже в этих словах ощутим мотив
странничества, мотив бесконечной дороги. Перед нами возникает образ
небесных "вечных странников", "изгнанников", мчащихся "с милого севера в
сторону южную". Счастье этих "вечно холодных, вечно свободных"
обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни
злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто "наскучили
нивы бесплодные", поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического
героя иная: он изгнанник поневоле, это его "гонит" с родной стороны
"судьбы…решение", "зависть…тайная", "злоба… открытая", "друзей клеветаядовитая". Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у него
есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива, потому что
они изначально лишены отечества.
Заключение.
Таким образом, мотив дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова является
главным и проходит через многие произведения поэта. При этом раскрытие
темы дороги позволяет автору реализовать как пространственные, так и
философские задачи.
Дорога – это жизненный путь лирического героя, тот путь, который
предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому
предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему
суждено.Список использованной литературы.
1. Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 3е издание.
Москва 1964г.
2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах./ Сост. и ком.
И. С. Чистовой. М., 1990.
3. Мануйлов В. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Москва 1964г.Приложение 1М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
В небесах торжественно и чудно!
Сквозь туман кремнистый путь
Спит земля в сияньиголубом...
блестит;
Что же мне так больно и так
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
трудно?
И звезда с звездою говорит.
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Приложение 2М. Ю. Лермонтов «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
открытая?
Степью лазурною, цепью
Или на вас тяготит преступление?
жемчужною
Или друзей клевета ядовитая?
Мчитесь вы, будто как я же,
Нет, вам наскучили нивы
изгнанники
бесплодные...
С милого севера в сторону южную.
Чужды вам страсти и чужды
Кто же вас гонит: судьбы ли
страдания;
решение?
Вечнохолодные, вечносвободные,
Зависть ли тайная? злоба льНет у вас родины, нет вам изгнания.