Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"
Оценка 4.6

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
8 кл
09.04.2018
Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"
1. Почему я выбрала эту тему? Во – первых, мне нравится поэзия С.А Есенина. А еще я очень люблю природу. Когда я в первый раз прочитала стихотворения, меня они просто поразили. Я хотела выяснить, какая она, есенинская Русь, какие краски, образы дарит поэт родному краю; Во – вторых убедиться в том, что Родина и природа для поэта – самое дорогое, это то, что даёт ему силы жить, творить. 2. Цель моего исследования - познакомиться со стихами поэта, посвящённые теме родины и природы, проанализировать их - рассмотреть образы деревьев в лирике С.А.Есенина, проследить, какими поэтическими средствами пользуется автор при описании дерева. 3. Для этого мне необходимо было решить следующие задачи: - Изучить биографию поэта; - Подобрать и изучить стихи о природе; - Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе? - определить, что символизирует образы деревьев в стихах поэта; Объект исследования: стихотворения поэта С.А.Есенина. Предмет исследования: образы деревьев в стихотворениях поэта. Гипотеза: в лирике Сергея Есенина часто встречается образы разных деревьев. Методы исследования: • изучение художественной и научно – популярной литературы; • изучение информации сети интернет по заданной теме; • систематизация и обобщение данных. Введение Будучи природным символом, дерево во многих культурах стало знаменовать динамичный рост, природное умирание. Почтительное отношение к дереву в разных культурах основано на вере в его целительную силу, на его одушевлении. В волшебных сказках деревья защищают, исцеляют, исполняют желания. Восточные славяне-лесные жители многие деревья наделяли сверхъестественной силой и считали, что характер и будущее человека зависят от его связи с природой. Древние галлы(друиды) утверждали, что характер человека соответствует одному из деревьев: деревья, как и люди, бывают одинокие и групповые, деликатные и настойчивые, мощные и слабые. Растения, трава, деревья, по преданиям древних славян, обладали сверхъестественной силой-как целительной, так и разрушительной. Например, береза, дуб, ель, яблоня, груша, вишня считались символами доброго начала; калина, рябина, осина-символами несчастья. Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле. Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы. Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева. Начала поиска. Поэзия С.А.Есенина «Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь», писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии». Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность. Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле. И чтобы понять, какая она есенинская Русь, какие краски, образы дарит поэт родному краю я поставила следующую цель: познакомиться со стихами поэта, посвящёнными теме родины и природы, проанализировать их и понять отношение поэта к родной природе. А цель определила такие задачи: - Изучить биографию поэта - Подобрать стихи о природе - Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе? - определить, что символизирует образы деревьев в стихах поэта Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким "Русь". При подготовке своей работы я прослушал много стихов Сергея Есенина в исполнении известных артистов театра и кино. Также сама прочитала многие стихи поэта. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный, яркий и неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности, трудный и противоречивый путь России, которую поэт безумно любил. В его поэзии выявились черты национального характера народа – его сила, сердечность и человечность, любовь ко всему родному и близкому. Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, что написано им, проникнуто «чувством родины». Главным образом лирики Есенина стала Россия. Он рисовал её по-пушкински сочными, определёнными красками, и под пером поэта «чёрная, потом пропахшая выть», «топи да болота», «сиротливо прижавшиеся к вербам избы деревень» неузнаваемо преображаются, становятся «несказанно прекрасными». Природа у Есенина близка к человеку: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы. Как мы сказали уже в древних мифах древо – символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он сам себя чувствовал частью этой природы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова». Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив. (отметил поэт в стихотворении" Я по первому снегу бреду …" , 1917 г.) По словам литературоведа Михаила Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». Согласно исследователям творчества Есенина, можно сказать, что во многих стихотворениях С. Есенина есть упоминание того или иного дерева. Какие же деревья часто встречаются в творчестве Есенина? В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев (береза, тополь, клен, ель, липа, ива, черемуха, верба, рябина, осина, сосна, дуб, яблоня, вишня, ветла и др.), около 20 видов цветов (роза, василек, резеда, колокольчик, мак, левкой, ландыш, ромашка, гвоздика, жасмин, лилия, подснежник и пр.), разные виды трав и злаков. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, - для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки, «лепестками роза расплескалась», «липким запахом веет полынь», клен присел на корточках погреться перед костром зари, «головой размозжась о плетень, облилась кровью ягод рябина». Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1). В стихотворении "Яблонь дым" видим цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. " Яблоня ", " яблоки " – в народной поэзии это символ молодости – " молодильные яблоки " , а " дым " – символ зыбкости, мимолетности, призрачности. В сочетании они означают мимолетность счастья, юности. К этому же значению примыкает и береза – символ весны. "Страна березового ситца " – это " страна " детства, пора самого прекрасного. Недаром Есенин пишет " шляться босиком " , можно провести параллель с выражением " босоногое детство ". Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Перед нами символ скоротечности человеческой жизни. В основе символа лежит троп: «жизнь - пора цветения», увядание - приближение смерти. В природе все неизбежно возвращается, повторяется и заново зацветает. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим. С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина - это березы и клен. Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях "Троицыно утро…" (1914 г.) Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. В стихотворении " Зеленая причёска ". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину. Зеленая причёска, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Читатель даже и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку. Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. (" Я покинул родимый дом …", 1918 г.) У Есенина клен предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом: И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Даже не всегда понятно, о ком идет речь в этом стихотворении – о человеке или дереве. Напоминая клен своей «беззаботно – кудрявой головой», тополь вместе тем аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней. В стихотворении «Село» ( 1914 г. ) С. Есенин сравнивает листья тополя с шелком: В шелковых листьях тополя. Это сравнение стало возможным от того, что у тополя листья имеют двойную структуру: снаружи листья блестяще-зеленые, будто отполированные, с внутренней стороны – матово-серебристые. Шелковая ткань тоже имеет двойную расцветку: правая сторона блестящая, гладкая, а левая – матовая и невыразительная. Когда шелк переливается, то оттенки цвета могут меняться, так же и листья тополя при ветре переливаются зеленовато-серебристым цветом. Тополя растут вдоль дорог и поэтому они иногда ассоциируются с босоногими странниками. Эта тема странничества отражена в стихотворении «Без шапки, с лыковой котомкой…» ( 1916 г. ) . Лирический герой – странник «бредет» «под тихий шелест тополей». Здесь странник-человек и странник-дерево перекликаются, дополняют друг друга для достижения большей тонкости в раскрытии темы. Прощаясь с домом , уезжая в чужие края, герой грустит о том , что Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. (" Да ! Теперь решено…" , 1922 г.) Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб и кедр среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. В поэзии Есенина дуб и кедр не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб и кедр упоминается всего в трех стихотворениях ("Богатырский посвист",1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.) Видят немцы — задрожали дубы столетние, На дубах от свиста листы валятся. Побросали немцы шапки медные, Испугались посвисту богатырского… ("Богатырский посвист",1914 г.) Шумит небесный кедр Через туман и ров, И на долину бед Спадают шишки слов… Под Маврикийским дубом Сидит мой рыжий дед, И светит его шуба Горохом частых звезд… («Октоих» 1917 г.) В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже "насвистывает", и от его свиста задрожали дубы столетние, На дубах от свиста листья валятся. Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, а скорее таинственное молчание, погруженность в себя. Сосна и ель а стихах поэта представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. С другим сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении «Колдунья» (1915 г.). Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный ("Роща грозится еловыми пиками"), мрачный, суровый. Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками: Темная ночь молчаливо пугается, Шалями тучек луна закрывается. Ветер – певун с завываньем кликуш… Также в лирике поэта можно увидеть строки про одинокую сосну, которая росла у реки: Возле долины журча, Река протекала глубокая. Над рекой, верхушку склоня, Стояла сосна одинокая… ( Сосна и река) Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» в стихотворении «Белая черемуха» окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Произведение («Сыплет черёмуха снегом…» 1910 г) проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви.. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Сыплет черёмуха снегом Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и, конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. Проанализировав стихотворение «По осеннему кычет сова…» можно сказать, что Есенин сравнивает себя с деревом осина, ветви которого лишены зеленого покрова. Впереди и поэта, и лесного жителя ждет зима. Только для дерева она обещает стать переходным этапом и своеобразным трамплином перед весенним возрождением, а для Есенина после смерти наступит вечный покой. Полевое, степное «ку-гу», Здравствуй, мать голубая осина! Скоро месяц, купаясь в снегу, Сядет в редкие кудри сына. Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звезд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать. Иву называют «плакучей» в народе. Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности. В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями. В поэзии С. Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной. Например, в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов…» ( 1917 г. ) Здесь все так же, как было тогда, Те же реки и те же стада. Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. «Обветшалый подол ив» – прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны. В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали. В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. ( " Край любимый…" , 1914 г. ) Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив. ("Я по первому снегу бреду…", 1917г.) В стихотворении «Устал я жить в родном краю…» рождается неизбывная тоска, следствием которой становится тяга к асоциальному образу жизни, где упоминается верба. И вновь вернуся в отчий дом, Чужою радостью утешусь, В зеленый вечер под окном На рукаве своем повешусь. Седые вербы у плетня Нежнее головы наклонят. И необмытого меня Под лай собачий похоронят. Рябина – одно из основных магических растений; энергия её позволяет плести лечебные заговоры, наполняет их энергией и усиливает их, помогает противостоять испугам, страхам и неприятностям. И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу(«Осень») В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова(«Отговорила роща золотая…») Покраснела рябина, Посинела вода. Месяц, всадник унылый, Уронил повода(«Покраснела рябина…») Заключение Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи Сергея Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта. Живые картины природы в стихах Сер¬гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на¬шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че¬ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо¬жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения. Есенин соединяет человека и природу, переплетая два мира в один гармоничный и взаимопроникающий. Использует прием олицетворение. Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Стихотворения Есенина можно не только читать, но и видеть, представлять, чувствовать и даже слышать: то они уподобляются картинам и холстам художника, то - жизненным и громогласным песням. Обращаясь к русской природе, поэт высказывал самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. Ведь именно у природы поэт позаимствовал все прекрасное для своей поэзии. В ходе работы над своим исследованием я выяснила: 1. Основная тема лирики Сергея Есенина – это тема природы и Родины. 2. В своих стихах автор говорит с любовью и нежностью о природе нашей страны через образы деревьев. 3. Читая стихи Есенина , я понял, что у природы есть душа, она живая. Список использованной литературы 1. Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990. 2. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М., 1982. 3. Есенин С. Избранное.- М.: Детская литература, 1993г. 4. Интернет материалы: http: //esenin.ru/ https://multiurok.ru/ russkiy-literatura.ru
Тезисы к работе.docx
Содержание 1. Введение ……………………………………………………………………. 3­4 2. Начала поиска …………………………………………………………….. 4­5 3. Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина ………………………. 5­6 4. Какие же деревья часто встречаются в творчестве Есенина? ………… 6­14 5. Заключение ……………………………………………………………….. 15­16 6. Список использованной литературы …………………………………… 17 Тезисы к работе «Образ дерева в лирике Сергея Есенина» 1 1. Почему я выбрала эту тему? Во   –   первых,   мне   нравится   поэзия   С.А   Есенина.   А   еще   я   очень   люблю природу.  Когда я в первый раз прочитала стихотворения, меня они просто поразили.   Я   хотела   выяснить,  какая   она,   есенинская   Русь,  какие   краски, образы дарит поэт родному краю;  Во – вторых убедиться в том, что Родина и природа  для поэта – самое  дорогое, это то, что даёт ему силы жить, творить. 2. Цель моего исследования ­  познакомиться   со   стихами   поэта,   посвящённые   теме   родины   и   природы, проанализировать их ­   рассмотреть   образы   деревьев     в     лирике   С.А.Есенина,   проследить,   какими поэтическими средствами пользуется автор при описании дерева. 3. Для этого мне необходимо было решить следующие задачи: ­ Изучить биографию поэта; ­ Подобрать и изучить стихи о природе; ­ Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе? ­ определить, что символизирует образы деревьев в стихах поэта; Объект исследования: стихотворения поэта С.А.Есенина. Предмет исследования: образы деревьев в стихотворениях поэта. Гипотеза: в лирике Сергея Есенина часто встречается образы разных деревьев. Методы исследования:  изучение художественной и научно – популярной  литературы;  изучение информации сети интернет по заданной теме;  систематизация и обобщение данных. Введение 2 Будучи природным символом, дерево во многих культурах стало знаменовать динамичный   рост,   природное   умирание.   Почтительное   отношение   к   дереву   в разных культурах основано на вере в его целительную силу, на его одушевлении. В волшебных сказках деревья защищают, исцеляют, исполняют желания. Восточные славяне­лесные   жители   многие   деревья   наделяли   сверхъестественной   силой   и считали,   что   характер   и   будущее   человека   зависят   от   его   связи   с   природой. Древние галлы(друиды) утверждали, что характер человека соответствует одному из деревьев: деревья, как и люди, бывают одинокие и групповые, деликатные и настойчивые, мощные и слабые. Растения,   трава,   деревья,   по   преданиям   древних   славян,   обладали сверхъестественной   силой­как   целительной,   так   и   разрушительной.   Например, береза,   дуб,   ель,   яблоня,   груша,   вишня   считались   символами   доброго   начала; калина, рябина, осина­символами несчастья. Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум,  и   чувство   и  волю.  В   шуме   лесов,  в   шелесте   листьев   ему   слышались   те загадочные   разговоры,   которые   ведут   между   собой   деревья».   Согласно   А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным   царством,   как   середину,   ствол   —   с   землей.   Древо   могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны   раскинутым   рукам,   они   обнимают   мир   вокруг.   Ноги   есть   корни, ощущающие крепость в земле. Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы. Есенин с ранних лет 3 впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева. Начала поиска. Поэзия С.А.Есенина «Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь», писал С. Есенин в своем поэтико­философском трактате «Ключи Марии». Сколько   красивых   стихов,   картин,   песен   создано   о   природе…   Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по­своему изображали ее великолепие, загадочность. Поэзия   Есенина   —   это   чудесный   и   прекрасный   неповторимый   мир!   Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт   не   менее   великой   России;   поэт,   который   к   вершинам   своего   мастерства поднялся   из   глубин   народной   жизни.  Его   Родина   —   Рязанская   земля,  которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах.  Сергей   Есенин   родился   в   крестьянской   семье.   "В   детстве   я   рос,   дыша атмосферой народной жизни", — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные   народные   песни.   И   плеск   волны,   и   серебристая   луна,   и   шелест тростника,   и   необъятная   небесная   синь,   и   голубая   гладь   озер   —   вся   красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле.  И чтобы понять, какая она есенинская Русь, какие краски, образы дарит поэт родному краю я поставила следующую цель:  познакомиться со стихами поэта, посвящёнными теме родины и природы, проанализировать их и понять отношение поэта к родной природе. А цель определила такие задачи:  ­ Изучить биографию поэта 4 ­ Подобрать стихи о природе ­ Ответить на вопрос: Как относился поэт к родной природе? ­ определить, что символизирует образы деревьев в стихах поэта Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем   самым   описывает   и   родину,   так   как   природа   —   часть   родины.   Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:  Я буду воспевать      Всем существом в поэте      Шестую часть земли      С названьем кратким "Русь".  При  подготовке  своей  работы я прослушал много стихов Сергея Есенина в исполнении   известных   артистов   театра   и   кино.  Также   сама   прочитала     многие стихи поэта. Сергей   Александрович   Есенин   вошёл   в   литературу   как   поэт­лирик, самобытный,   яркий   и   неповторимый,   в   творчестве   которого   нашли   отражение важнейшие   события   современности,   трудный   и   противоречивый   путь   России, которую   поэт   безумно   любил.   В   его   поэзии   выявились   черты   национального характера   народа   –   его   сила,   сердечность   и   человечность,   любовь   ко   всему родному и близкому. Сергей   Есенин   прежде   всего   –   певец   Руси,   и   в   его   стихах,   по­русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. 5 Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, что написано им, проникнуто «чувством родины». Главным образом лирики Есенина стала Россия. Он рисовал её по­пушкински сочными, определёнными красками, и под пером поэта «чёрная, потом пропахшая выть»,   «топи   да   болота»,   «сиротливо   прижавшиеся   к   вербам   избы   деревень» неузнаваемо преображаются, становятся «несказанно прекрасными». Природа у Есенина близка к человеку: березки уподобляются девушкам, клен –   подвыпившему   сторожу,   лирическому   герою.   Образ   природы   строится   на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы. Как   мы   сказали   уже   в   древних   мифах   древо   –   символ,   обозначающий вселенную,   гармонию   вселенной.   Впрочем,   для   Есенина   уподобление   человека дереву   больше,   чем   «религия   мысли»:   он   сам   себя   чувствовал   частью   этой природы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова». Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив. (отметил поэт в стихотворении" Я по первому снегу бреду …" , 1917 г.) По словам литературоведа Михаила Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину   стала   национальным   поэтическим   символом   России».   Согласно исследователям   творчества   Есенина,   можно   сказать,   что   во   многих стихотворениях С. Есенина есть упоминание того или иного дерева. Какие же деревья часто встречаются в творчестве Есенина? В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород   деревьев   (береза,   тополь,   клен,   ель,   липа,   ива,   черемуха,   верба,   рябина, 6 осина,   сосна,   дуб,   яблоня,   вишня,   ветла   и   др.),   около   20   видов   цветов   (роза, василек, резеда, колокольчик, мак, левкой, ландыш, ромашка, гвоздика, жасмин, лилия, подснежник и пр.), разные виды трав и злаков. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, ­ для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки, «лепестками роза расплескалась», «липким   запахом   веет   полынь»,   клен   присел   на   корточках   погреться   перед костром зари, «головой размозжась о плетень, облилась кровью ягод рябина». Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1). В стихотворении "Яблонь дым" видим цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. " Яблоня ", " яблоки " – в народной поэзии это символ молодости – " молодильные  яблоки " , а " дым " – символ зыбкости, мимолетности,  призрачности.  В   сочетании   они   означают   мимолетность   счастья, юности.   К   этому   же   значению   примыкает   и   береза   –   символ   весны.   "Страна березового ситца " – это " страна " детства, пора самого прекрасного. Недаром Есенин пишет " шляться босиком " , можно провести параллель с выражением " босоногое детство ". Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Перед   нами   символ   скоротечности   человеческой   жизни.  В  основе   символа лежит троп: «жизнь ­ пора цветения», увядание ­ приближение смерти. В природе все неизбежно возвращается, повторяется и заново зацветает. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим. 7 С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка   согрета   чувством   безграничной   любви   к   России.   Сила   лирики   поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Самые   сюжетно   протяженные,   самые   значимые   в   поэзии   Есенина   ­   это березы и клен. Береза  в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях "Троицыно утро…" (1914 г.)                       Троицыно утро, утренний канон,                       В роще по березкам белый перезвон. В   стихотворении   "  Зеленая   причёска   ".  (1918   г.)   очеловечивание   облика березы   в   творчестве   Есенина   достигает   полного   развития.   Береза   становится похожей на женщину. Зеленая причёска, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Читатель   даже   и   не   узнает,   о   ком   это   стихотворение   –   о   березке   или   о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку. Клен,   в   отличие   от   других   деревьев,   не   имеет   столь   определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. Клен – это разудалый, слегка разухабистый   парень,   с   буйной   копной   непричесанных   волос,  так   как   у   него круглая   крона,   похожая   на   копну   волос   или   на   шапку.   Отсюда   и  мотив уподобления, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен 8 Головой на меня похож. (" Я покинул родимый дом …", 1918 г.) У Есенина клен предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925   г.)   лирический   герой   подобен   клену   своей   разудалостью,   он   проводит параллель между собой и кленом: И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой­то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Даже не всегда понятно, о ком идет речь в этом стихотворении – о человеке или дереве. Напоминая клен своей «беззаботно – кудрявой головой», тополь вместе тем аристократически   «строен   и   прям».   Эта   стройность,   устремленность   ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней. В стихотворении «Село» ( 1914 г. ) С. Есенин сравнивает листья тополя с шелком: В шелковых листьях тополя. Это сравнение стало возможным от того, что у тополя листья имеют двойную структуру:   снаружи   листья   блестяще­зеленые,   будто   отполированные,   с внутренней стороны – матово­серебристые. Шелковая ткань тоже имеет двойную расцветку:   правая   сторона   блестящая,   гладкая,   а   левая   –   матовая   и невыразительная. Когда шелк переливается, то оттенки цвета могут меняться, так же и листья тополя при ветре переливаются зеленовато­серебристым цветом. Тополя   растут   вдоль   дорог   и   поэтому   они   иногда   ассоциируются   с босоногими странниками. Эта тема странничества отражена в стихотворении «Без шапки, с лыковой котомкой…» ( 1916 г. ) . 9 Лирический герой – странник «бредет» «под тихий шелест тополей». Здесь странник­человек и странник­дерево перекликаются, дополняют друг друга для достижения большей тонкости в раскрытии темы. Прощаясь с домом , уезжая в чужие края, герой грустит о том , что Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. (" Да ! Теперь решено…" , 1922 г.) Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб и кедр среди других деревьев, делая как бы царем   древесного   царства.   Он   олицетворяет   собой   высшую   степень  твердости, мужества, силы, величия. В поэзии Есенина дуб и кедр не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб   и   кедр   упоминается   всего   в   трех   стихотворениях  ("Богатырский посвист",1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.) Видят немцы — задрожали дубы столетние, На дубах от свиста листы валятся. Побросали немцы шапки медные, Испугались посвисту богатырского… ("Богатырский посвист",1914 г.) Шумит небесный кедр Через туман и ров, И на долину бед Спадают шишки слов… Под Маврикийским дубом Сидит мой рыжий дед, И светит его шуба Горохом частых звезд… («Октоих» 1917 г.) В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, 10 шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже "насвистывает", и от его свиста задрожали дубы столетние, На дубах от свиста листья валятся. Хвойные   деревья   передают   иное   настроение   и   несут   иной   смысл,   чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, а скорее таинственное   молчание,   погруженность   в   себя.   Сосна   и   ель   а   стихах   поэта представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Одинокую  сосну   он   сравнивает   с  сельской  старушкой,  которая  повязалась белой   косынкой   снега,   а   сам   лес,   заколдованный   невидимкой,   представляется автору   волшебным   дремлющим   царством,   покой   которого   нарушает   лишь   звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота.  С   другим   сказочным,   волшебным   лесом   мы   встречаемся   в   стихотворении «Колдунья» (1915 г.). Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный ("Роща грозится еловыми пиками"), мрачный, суровый. Ели   и   сосны   здесь   олицетворяют   злое,   недоброжелательное   пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками: Темная ночь молчаливо пугается, Шалями тучек луна закрывается. Ветер – певун с завываньем кликуш… Также в лирике поэта можно увидеть строки про одинокую сосну, которая росла у реки: 11 Возле долины журча, Река протекала глубокая. Над рекой, верхушку склоня,                                          Стояла сосна одинокая…           ( Сосна и река) Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки,   в   стихотворении   «Белая которая   «ветки   золотистые,   что   кудри,   завила»   черемуха» окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах,   в   движении.  Если   внимательно   прочесть   стихотворение,   можно   смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей   черёмухи   и   энергичного   ручья,   который   вкрадчиво   поёт   ей   песни, подобные серенадам. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых   влюбленных,   которые   не   решаются   признаться   друг   другу   в   своих чувствах.  В   первых   четырёх   строках   используются   красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки,   что   кудри), олицетворение (черёмуха   завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она   сама   завивает.   Это   черёмуха   в   период   её   расцвета,   когда   наступает долгожданная весна.  Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Произведение  («Сыплет черёмуха снегом…» 1910 г) проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви.. Мысли 12 молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Сыплет черёмуха снегом Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Черемуха   является   центральным   образом   двух   этих   стихотворений.   Но   в каждом   из   них   она   предстаёт   перед   нами   по­новому.   Это   говорит   о   большом таланте   автора   и,   конечно,   о   неисчерпаемом   богатстве   и   выразительных возможностях   русского   языка.   Не   раз   Есенин   ещё   будет   обращаться   к   образу девушки­черёмухи в своих произведениях. Проанализировав     стихотворение     «По   осеннему   кычет   сова…»   можно сказать, что   Есенин сравнивает себя с деревом  осина, ветви которого лишены зеленого   покрова.   Впереди   и   поэта,   и   лесного   жителя   ждет   зима.   Только   для дерева она обещает стать переходным этапом и своеобразным трамплином перед весенним возрождением, а для Есенина после смерти наступит вечный покой.  Полевое, степное «ку­гу», Здравствуй, мать голубая осина! Скоро месяц, купаясь в снегу, Сядет в редкие кудри сына. Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звезд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать. Иву называют   «плакучей»   в   народе.   Образ   ивы   более   однозначен   и   имеет семантику меланхоличности. В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями. 13 В   поэзии   С.   Есенина   образ   ивы   традиционно   ассоциируется   с   грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной. Например, в стихотворении                              «Нощь и поле, и крик петухов…» ( 1917 г. ) Здесь все так же, как было тогда, Те же реки и те же стада. Только ивы над красным бугром Обветшалым трясут подолом. «Обветшалый подол ив» – прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны. В этом же стихотворении  упоминается и осина. Она  подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали. В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. ( " Край любимый…" , 1914 г. ) Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив. ("Я по первому снегу бреду…", 1917г.)          В стихотворении «Устал я жить в родном краю…» рождается неизбывная тоска,   следствием   которой   становится   тяга   к   асоциальному   образу   жизни,   где упоминается верба. И вновь вернуся в отчий дом, Чужою радостью утешусь, В зеленый вечер под окном На рукаве своем повешусь. Седые вербы у плетня Нежнее головы наклонят. И необмытого меня Под лай собачий похоронят. 14 Рябина – одно из основных магических растений; энергия её позволяет плести лечебные   заговоры,   наполняет   их   энергией   и   усиливает   их,   помогает противостоять испугам, страхам и неприятностям. И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу(«Осень») В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова(«Отговорила роща золотая…») Покраснела рябина, Посинела вода. Месяц, всадник унылый, Уронил повода(«Покраснела рябина…») Заключение   Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи   Сергея   Есенина   проникнуты   ощущением   неразрывной   связи   с   жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так   или   иначе   связаны   с   животным   и   растительным   миром.   Природа   ­   это   не 15 застывший   пейзажный   фон:   она   горячо   реагирует   на   судьбы   людей,   события истории. Она любимый герой поэта. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту   родной   природы,   они   закладывают   нравственные   основы   нашего характера,   делают   нас   добрее,   мудрее.   Ведь   человек,   умеющий   ценить   земную красоту,   уже   не   сможет   противопоставить   себя   ей.   Поэт   любуется   родной природой,   наполняя   свои   строки   нежным   трепетом,   отыскивая   яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения.   Есенин   соединяет   человека   и   природу,   переплетая   два   мира   в   один гармоничный и взаимопроникающий. Использует прием олицетворение. Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина.  Стихотворения Есенина можно не только читать, но и видеть, представлять, чувствовать   и   даже   слышать:   то   они   уподобляются   картинам   и   холстам художника,   то   ­   жизненным   и   громогласным   песням.   Обращаясь   к   русской природе,   поэт   высказывал   самые   сокровенные   мысли   о   себе,   о   своем   месте   в жизни, о своем прошлом, настоящем  и будущем. Ведь именно у природы поэт позаимствовал все прекрасное для своей поэзии.   В ходе работы над своим исследованием я выяснила: 1. Основная тема лирики Сергея Есенина – это тема природы и Родины. 2. В   своих   стихах   автор   говорит   с  любовью   и   нежностью   о   природе   нашей страны через образы деревьев. 3. Читая стихи Есенина , я понял, что у природы есть душа, она живая. 16 Список использованной литературы 1. Бельская   Л.Л.   Песенное   слово.   Поэтическое   мастерство   Сергея Есенина.­ М.,1990. 2.  Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М., 1982. 17 3. Есенин С. Избранное.­ М.: Детская литература, 1993г. 4. Интернет материалы: http: //esenin.ru/                                                                  https://multiurok.ru/                                                                  russkiy­literatura.ru 18

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"

Исследовательская работа по литературе на тему "Образ дерева в лирике Сергея Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018