Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)
Оценка 4.7

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
5 кл
15.01.2017
Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)
Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь далёкие времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего. Цель работы: выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле.
Исследовательская работа.docx
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Исследовательская работа по литературе Тема: «Тайны древнего ремесла» Работу выполнила ученица 5 « А» класса МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» Приволжский район, с. Осыпной Бугор Талипова Сурия Научный руководитель: Кириченко Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы г. Астрахань 2014 год Содержание работы 1. Введение ---------------------------------------------------------------------- стр. 1-2 2. Основная часть ------------------------------------------------------- стр. 3-16 2.1 Тайны древнего ремесла ----------------------------------------- стр. 3-4 3. Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе ---------- стр.5-8 3.1 Небесные покровители------------------------------------------ стр. 5 - 6 3.2 Имя Каина ------------------------------------------------------------- стр. 7 3.3 « Кузьминки» ---------------------------------------------------------- стр. 7 3.4 Каждый кузнец своего счастья ----------------------------------- стр. 8 3.5 Колдовство ------------------------------------------------------------ стр. 9 4. Покровители брака ----------------------------------------------------------------- стр.10 5. На счастье ------------------------------------------------------------------------------- стр.11 6. Кузнечные изделия в архитектуре ---------------------------------------------- стр. 12 7. Социологический опрос ----------------------------------------------------------стр. 13-14 8. Слово о кузнецах -------------------------------------------------------------------- стр. 15 9. Интересные факты ------------------------------------------------------------------- стр. 16 10. Заключение ---------------------------------------------------------------------------- стр. 17 4. Список литературы и интернет ресурсов -------------------------------- стр. 18 5. Приложение -------------------------------------------------------------------- стр. 19 -37 1.Введение Малая родина ­ это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад  и традиции живущих.  Это и язык, и мечты, и определённые склонности,  вынесенные из самой земли с её солью.  Это «родимые» пятна каждого человека. В. Распутин.    Как полноводная река начинается с маленького ручейка, так и история  человечества, история народов берёт своё начало из истории своих праотцов.    Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало,  какой была их страна в давние и не столь далёкие времена, что происходило и  происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. Актуальность и значимость работы: Без знания прошлого – нет настоящего. Цель работы: выявить характерные особенности быта, обычаев и традиций,  которые нашли своё отражение в кузнечном деле. Задачи:  1 )Изучить историю кузнечного ремесла 2)Выявить  описание кузнечного дела, отразившегося в фольклорных    микротемах  и художественной литературе  3)Выяснить степень значимости древнего ремесла в наши дни 1 Методы исследования:  1. Эмпирические (практические):  ­ изучение литературы по проблеме ­ наблюдение  2.Социологический опрос Гипотеза: великая страна начинается у дверей твоего дома. Новизна работы: изучение древнего ремесла,  обычаев, традиций подтолкнёт  учащихся задуматься над многими вопросами жизни, поможет осознать свой  гражданский долг , вызовет у учащихся чувство гордости за своих предков,  которые посвятили свою жизнь столь благородному и весьма нелёгкому труду. Объект исследования: кузнечное ремесло Предмет исследования: традиции, обычаи кузнечного ремесла, нашедшие своё  отражение в мифологии, религии, фольклоре и литературе Практическая значимость: данное исследование можно использовать на  уроках литературы, краеведения, истории. 2 2.Тайны древнего  ремесла. Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом. Впервые  человек начал ковать металлы еще в каменном веке.  Во многих музеях мира  хранятся кузнечные инструменты тех далеких времен. Это небольшие круглые  камни – молоты и овальные плоские массивные камни – наковальни. Но точного  времени зарождения кузнечного мастерства на планете указать невозможно. О том, как развивалось кузнечное дело в древней  Руси, мы можем судить  по данным археологических исследований. При раскопках древних поселений  археологи находят предметы, изготовленные из металла. Это остатки  разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования, которые  применялись в кузнечном производстве.  ( см. приложение 1) Это  доказывает то, что все изделия из черного металла, которые оставила нам древняя Русь, были  созданы русскими кузнецами, владевшими очень сложной техникой  производства. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими  делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным  хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии,  требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим  крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным.  В древнерусском поселении кузница ставилась отдельно от места проживания.  Отовсюду вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и  весело — скучать кузнецу не приходилось. Одна кузница обслуживала население в радиусе 10­15 километров. 3 В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и  подручный. Иногда в работе были заняты все члены семьи. Отец передавал  сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын  добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначавшую, что клеймо  принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные  секреты ремесла. Из­за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из­ за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным  человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой  профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв,  Ковальчук. Крыши  кузниц украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное  ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами,  преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. 4 3. Кузнец  в мифологии, религии,  фольклоре и литературе. 3.1 Небесные покровители В мифах древних цивилизаций бог­кузнец появляется как демиург, устроитель  миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо  громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему  может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних  племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли  стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли  нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к  чужому племени. В итоге они становились «мастерами­жрецами», связанными с  тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум  героев­кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями.  Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой. Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции. Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла  Гефеста (у римлян он отождествлялся с Вулканом), ( см. приложение 2). В  отличие от других олимпийских богов он не проводил свою жизнь в пирах и  праздности, а любил физический труд. Гефест изображался могучим кузнецом с  молотом или клещами в руках, в конической шапке, в хитоне ремесленника (с  открытыми правой рукой и плечом). Кузнечная мастерская Гефеста помещалась  на Олимпе. Среди чудесных изделий Гефеста, кроме медных чертогов богов,  скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, доспехи Ахилла, колесница Гелиоса. ( см.  приложение 3) Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного  небесного бога Сварога.  ( см. приложение 4) К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. ( см. прил.4) 3.2 Имя Каина Имя  Каина, первого сына Адама и Евы , этимологически значит « кузнец».  Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил  Бог. ( см. приложение 5) 3.3 «Кузьминки»      Христианские святые Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан), день которых  отмечается в ноябре, считались покровителями брака, ремесел и домашней  птицы.  ( см. приложение 6)  В восточнославянском фольклоре они связаны  главным образом с кузнечеством ( скорее всего на основании сходства имени Кузьма со словом «кузнец») и выступают в облике кузнецов­змееборцев. Так в  белорусской сказке «Иван Попялов» герой — победитель змея — скрывается от змеихи в кузнице Кузьмы и Демьяна. Кузнецы защемляют язык змеихи  раскаленными щипцами и убивают ее. Согласно украинским преданиям, Кузьма­ Демьян (Божий Коваль) изготовил для людей первый плуг. Ухватив клещами за  язык гигантского змея, истреблявшего людей, он запряг его в этот плуг и  заставил пропахать землю от моря до моря.     В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на  реках — закует Кузьма­Демьян — до весны не расковать, не заковать рек зиме  без Козьмодемьяна. В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу  девичьих праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки» — снимали  загодя избу и весело справляли кузьминскую вечеринку. ( см. приложение 7) 6 3.4  Каждый кузнец своего счастья  «Кузнец, а кузнец, выкуй мне счастье?» — стреляла глазами чернобровая  красавица с монистами на шее. «Чего Бог не даст, того, дорогуша, тебе кузнец  не выкует», — вздыхал путник, который привел к кузнице своего коня,  потерявшего подкову. И тут с телеги, колеса которой были уже обуты в  новенькие шины, доносилось: «Каждый кузнец своего счастья?» За владельцем  телеги эти слова шепотом и с надеждой повторяли и девушка, и путник, и все,  кто ждал своей очереди к кузнецу, и сам кузнец. Так и рождались пословицы и  поговорки со словом « кузнец»… ( см. приложение 8) Без клещей кузнец, что без рук. Не кует железо молот, а кует кузнец. Умудряет бог слепца, а черт кузнеца. Кому до чего, а кузнецу до наковальни. Ковал детали, да выковал медали. У кузнеца — что стукнул, то пятак. 7 3.5  Колдовство   Кузнец кует, а жаба ногу подставляет. Что ж, были такие мастера, которые и  эту ножку могли подковать и даже блошиные капризы удовлетворить. Как не  вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым символом  уникальнейших возможностей человека­ремесленника.  ( см. приложение 9)          У многих народов кузнецов, которые имели дело с огнем и железом, считали  людьми, обладавшими высшим умением, непревзойденным искусством творения. На это указывает само их название, образованное от слов «ковать», «коварство», обозначавших ранее особое искусство в деле, замысловатость, оригинальность,  талант. Повсеместно кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными знаниями, магическими приемами, колдовством,  связанных с потусторонними силами. Знахарей и чародеев в народе нередко  называли «химородниками». Это слово у цыган означает не что иное, как кузнец, коновал. В русских сказках кузнецу во всем помогает черт. Опытный кузнец  мог, скажем, перековать голос — из грубого сделать тонкий,  как это сделал  кузнец из  сказки  « Волк и семеро козлят» ( см. приложение 10);  перековать  старого в молодого, щипцами «прижать» болезнь (« Петушок и бобовое  зёрнышко»)  ,  ( см. приложение 11) и «прищемить» беду ( Владимир  Германздерфер «Сказка о кузнеце Иване»), выковать амулет, способствующий  деторождению ( « Кузнец и барин»), прекратить козни того же черта (кузнец  Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» —  является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта) ( см. приложение 12) 8 4. Покровители брака       Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье для  парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Благодаря  непосредственному отношению кузнеца к огненной и водной стихиям, которые  по традиции считались воплощением небесного огня и воды, его причисляли к  жрецам­волхвам. Волхвы­кузнецы считались покровителями брака, они играли  особую роль в свадебных обрядах. В частности, выковывали обручальные  кольца. В качестве «любовно­свадебного» символа кузнец часто выступает в восточнославянском фольклоре: в свадебных песнях он «кует» свадьбу, во  время святочных гаданий так называемые подблюдные песни о кузнеце  предвещали богатство и свадьбу — кузнец кует свадебный венец, обручальный  перстень. ( см. приложение 13) 9 5. На счастье Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева  торопились подковать лошадей, чтобы те не спотыкались и не портили копыта. Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям.  Обычай требует, чтобы она висела концами вверх. 10 6. Кузнечные изделия в архитектуре.    В настоящее время популярность кованых изделий растёт. Украшение дома,  сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало «модным».  Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность, как по­ настоящему красивые и стильные кованые детали интерьера. Каждая историческая эпоха вносит свои особенности в рисунок кованого  изделия. Кованые решетки и ограды в стиле барокко, классицизм, модерн имеют свои отличительные особенности. Кузнецу необходимо ориентироваться в этом  разнообразии, знать историю искусства, обладать художественным вкусом. Все  кузнечное оборудование  относится к оборудованию повышенной опасности,  поэтому при работе должно уделяться большое внимание  качеству инструмента и средствам индивидуальной защиты. Не только физическая сила и  выносливость, но и  самодисциплина, самоорганизация, внимание, умение точно  следоватьинструкции, тщательность и аккуратность необходимы, чтобы освоить  профессию кузнеца Возрождение кузнечного ремесла имеет огромное значение для современного  декоративно ­ прикладного искусства,  способствует сохранению культурного  наследия. ( см. приложение 15) 11 7. Социологический опрос Молодежь имеет смутное представление о кузнечном ремесле. В послевоенное время увеличилась механизация хозяйства, появились сложные  механизмы, детали к которым не изготовить ручной ковкой. Изделия из металла  промышленного производства стали легко доступны, появились в продаже. В  результате кузнечное дело постепенно потеряло практическое назначение, и к  концу XX века оно практически было утрачено. Нужно ли возрождать  кузнечное ремесло?  Мною  было проведен социологический опрос  по данной проблеме.  В опросе участвовало 18 человек ( учащиеся 8­11 классов) Я попыталась выяснить,  что  старшеклассники  знают о тайнах кузнечного  ремесла.  Вот результаты моего опроса: 1.Кто работает молотом и где? Из 18 человек верно ответили 13человек.  Другие ответы: рабочий, строитель,  каменщик;   на работе, на стройке, в мастерской. 2.Как называется печь в кузнице? Нет правильных ответов.  Никто не знал ответа на этот вопрос.                               ( Мартеновская   печь, кузнецкая печь, обжеговая печь) 3.С какой целью металл накаляют? Из 18­ 5 правильных ответов.  Другие ответы: для  того, чтобы переплавить во  что­нибудь;  сделать поверхность гладкой. 4.Как называется в кузнице специальная опора, на которой кузнец  обрабатывает металл?7 правильных ответов ( наковальня) . Интересный ответ:  невероятно тяжёлая штука и очень прочная. 12 5.Какие ещё инструменты есть у кузнеца? Из 18 ­ 3 ответа  правильных.  Неверные ответы:  стамеска, перчатки, меч, шлем, различные инструменты. 6.Когда зародилось  кузнечное ремесло?  Ответы: очень давно, во времена рыцарей… 7.Что вы думаете о работе кузнеца? 1. Мужская работа, требующая сил, терпения и мужества. 2. Сейчас работа кузнеца никому не нужна. Нет войн ­ не нужно делать мечи, все пользуются огнестрельным оружием. 3. Это нужная и полезная работа. 4. Думаю, что эта работа интересна только для любителей. 5. Работа кузнеца очень тяжёлая. В кузнице постоянно жарко, горит огонь  ­  можно получить ожог. 6. Неблагодарная работа, не нужная в наше время никому. 7. Трудная работа, кропотливая, интересная. 8. Хотели бы вы овладеть кузнечным ремеслом? ДА ­ 1 человек НЕТ ­ 15 человек НЕ  ЗНАЮ ­ 2 человека 9.Хотели бы вы побывать в кузнице? ДА ­ 16 человек ( Очень любопытно; да, с удовольствием; очень бы хотелось) НЕТ ­ 2 человека 13 8.Слово о кузнецах (высказывания учителей школы) 1. Фантазия и мастерство кузнецов,  прекрасное знание особенностей и  возможностей металла позволяют  создавать высокохудожественные  произведения кузнечного искусства. Галкина Л. А.  2. Кузнец должен ориентироваться в архитектурных стилях. Необходимо  обладать чувством меры, быть универсалом . Кадыргулова Р. Р. 3. Кузнец должен любить своё дело. У него должна быть творческая жилка,  что­то от поэта и художника. Мухтарова С. И. 4. Кузнец должен быть сильным, выносливым и грамотным. Ему не обойтись  без знания химии, физики, математики. Бикламбетова Р. А. 5. Мастер должен обладать обширными знаниями. Быть трудолюбивым и   всей душой любить своё дело. Алиева Р.А. 14 10.  Интересные факты Встречая сельскую кузницу, многие удивляются: почему она такая маленькая, а  окон в ней вообще не видно. Оказывается, все так и задумано, ведь когда  кузнецы отковывали инструмент – топоры, долота, стамески и т.п., необходимо  было закаливать его, а для этого надо точно выдерживать температуру нагрева.  А как ее определить – ведь пирометров в то время не было? Вот и узнавали  кузнецы температуру по цветам каления, а чтобы не ошибиться и точнее ее  определить, и должен был стоять в кузнице полумрак, в котором металл  светился желто­красными переливами. Американцы, изучая себестоимость кузнечных изделий, установили, что один  удар молотобойца оценивается в один доллар, а удар кузнеца — в десять  долларов. И сразу возникает вопрос: почему молотобоец, работающий тяжелым  молотом, получает всего один доллар за удар, а кузнец со своим маленьким  ручником — десять долларов? Ответ такой: молотобоец только бьет молотом, а  кузнец знает, куда и как надо ударить. Он мыслит даже в период ковки и  определяет силу удара своего ручника и молота молотобойца в зависимости от  образа готового изделия. Хороший кузнец не просто кует, а священнодействует. Среди русских царей любителями ковки были Иван Грозный (1530­1584) и Петр  1 (1672­1725).который принимал участие в ковке якорей на Воронежской  судоверфи. ( см. приложение 17) Известно, что в некоторых странах Африки и Азии правителями выбирали  только тех, кто хорошо знал кузнечное дело. 15 Заключение   Возрождение кузнечного ремесла будет способствовать сохранению  исторической памяти народа. Кузнечное дело – мужская работа. Она может  быть привлекательна для мальчиков, будет способствовать воспитанию интереса к труду, поможет решить проблему занятости подростков, сделает более  разнообразным местный рынок сувенирной продукции, будет способствовать  развитию туристической индустрии в регионе. Великая страна начинается у дверей твоего дома Оглянись вокруг себя и изучай свой родной край, Чтобы ещё больше любить его и гордиться им! 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ 1. Даль В. И. «Пословицы русского народа: Сборник. В 2­х т.» ­ М.:  Художественная.литература, 1984 2. Навроцкий  А.  Г.  «Кузнечное  ремесло». – М.:  Машиностроение,  1988. 3. Рыбаков  Б.  А.  «Ремесло древней  Руси». – М.: Издательство  АН  СССР,  1948. 4. Терехова Н. Н.,  Розанова Л. С.  ,  Завьялов В.И.  ,  Толмачева М. М..  «Очерки  по  истории  древней  железообработки   в  Восточной  Европе».  – М.:  Металлургия,  1997. 5. http://www.artistblacksmith.com/ 17 Приложение 18 Приложение 1 Кузнечные инструменты тех далёких времён ( Астраханский краеведческий музей) Топоры XIV в.                                               Наконечники боевых копий   ХI в Наконечники стрел XI – XIV в. в.                      Наконечник стрелы XV в.в. 19 Сын Зевса и Геры Приложение 2 20 Приложение 3 Изделия Гефеста 21 Приложение 4 Сын Сварога Перун 22 Каин и Авель Приложение 5 23 Приложение 6 Христианские святые 24 Приложение 7 Кузьминская вечеринка 25 Приложение 8 Пословицы и поговорки со словом « кузнец» Ковал детали, да выковал медали. У кузнеца — что стукнул, то пятак. Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует. У кузнеца углей не проси. У кузнеца руки золотые, а у певца — слова. Поп поет, кузнец кует, а солдат свою службу служит. У кузнеца рука легка; была бы шея крепка. Кузнецу лихо, что в кузнице тихо. Молот хоть молод, да бьет старо. Ковки — час, наладки — день. У кузнеца руки черны, да хлеб бел. У кузнеца нет ни ножа, ни топора. Жарко ковать, холодно торговать. Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца. Не огонь железо калит, а мех. Пословицы  о   кузнецах   разных   народов Кузнец и шаман ­из одного гнезда (якутская пословица). Кузнец ссорится с женой до тех пор, пока железо не накалится (малаяльская  пословица). Плох тот кузнец, который боится дыма (немецкая пословица). И плохому кузнецу случается выковать хороший меч (японская пословица). 26 Приложение 9 « Левша» 27 Приложение 10 « Волк и семеро козлят» Козлята ему отвечают:  ­ Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт  тонюсеньким голосом и не так причитает.  Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб  петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. волк опять побежал к  избушке и спрятался за куст. 28 Приложение 11 « Петушок и бобовое зёрнышко» Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:  ­ Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке  травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку  горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. 29 Приложение 12 « Вечера на хуторе близ Диканьки» 30 Приложение 13 Идет кузнец из кузницы, несет кузнец три молота. Кузнец, кузнец, ты скуй венец. Ты скуй венец золот и нов, Из остаточковзолот перстень, из обрезочков булавочку. Мне в том венце венчатися. Мне тем перстнем обручатися. Мне тою булавкою убрус притыкать. 31 Приложение 14 32 Приложение 15 33 34 35 Приложение 16 Устройство современной кузницы. 1 — скоба для инструментов; 2 — резервуар для угля; 3 — наковальня; 4 — колода; 5 — бочка с водой;   6  —   слесарные   тиски;   7   —  рабочий   стол.   Помещение   для   кузницы   (рис.   2)   должно   быть достаточно   просторным   и   светлым.   Полезная   площадь   —   около   40  м2   при   высоте   3­4  м.   Стены кузницы — кирпичные или деревянные. При постройке кузницы из дерева стены следует оштукатурить с внутренней стороны. Пол гладкий, легко убирающийся. Важнейшим оборудованием является горн — на   один   или   два   огня   под   одним   дымоходом.   От   горна   на   расстоянии   1,5­2   м   устанавливают наковальню, на некотором расстоянии от нее — стуловые тиски. 36 Приложение 17 Исторические личности ДЛЯ   ПРЕЗЕНТАЦИИИ 37  № 1      Тема : « Тайны древнего ремесла» №2 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   №3      Цель работы: выявить характерные особенности быта, обычаев и  традиций, которые нашли своё отражение в кузнечном деле. №4     Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом. Впервые человек начал ковать металлы еще в каменном веке. При раскопках древних поселений археологи находят предметы, изготовленные из металла. Я побывала в астраханском краеведческом музее и убедилась в этом. № 5  Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции.Вспомним сына Зевса и Геры греческого бога огня и кузнечного ремесла Гефеста. № 6     Среди чудесных изделий Гефеста,  доспехи Ахилла, колесница Гелиоса.  № 7  Широко известен в славянской мифологии Сварожич — сын верховного  небесного бога Сварога.   К делам кузнецов и оружейников был причастен и грозный Перун. № 8   Имя  Каина, первого сына Адама и Евы , этимологически значит «  кузнец».     № 9   Христианские святые Кузьма и Демьян  считались покровителями брака, ремесел и домашней птицы.  Они связаны главным образом с кузнечеством. В поговорках Кузьма и Демьян «куют» поздней осенью ледяные мосты на реках  — закует Кузьма­Демьян — до весны не расковать.   № 10  В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих  праздников. Девушки широко отмечали «кузьминки»   № 11   Очень много сложено пословиц и поговорок о кузнецах. Самая  известная: Каждый сам кузнец своего счастья.  № 12  В литературе немало произведений, где героем является кузнец. Это всем известные с детства сказки  « Волк и семеро козлят»,   № 13 « Петушок и бобовое зёрнышко» № 14   Кузнецов почитали за людей, наделенных сверхъестественными силами .  В русских сказках кузнецу во всем помогает черт  и прекратить козни того же  черта может только кузнец , как гоголевский Вакула из произведения « Вечера  на хуторе близ Диканьки» № 15   Как не вспомнить тут лесковского Левшу, ставшего едва ли не мировым  символом уникальнейших возможностей человека­ремесленника, который  подковал блоху. № 16  Кузнец не только ковал железо. При случае он мог «выковать» и счастье  для парня и девушки, «сковать» для них «свадьбу крепкую». Волхвы­кузнецы  считались покровителями брака, они играли особую роль в свадебных обрядах.  В частности, выковывали обручальные кольца.   № 17  Когда на дворе ледок, тогда кузнецу медок. До первых морозов хозяева  торопились подковать лошадей, чтобы те не спотыкались и не портили копыта. № 18 Часто подковы кузнецы прибивали над дверьми – на счастье себе и людям. Обычай требует, чтобы она висела концами вверх. № 19 – 22  В настоящее время популярность кованых изделий растёт. Ими  украшают дома, сады, офисы… Улицы нашего города тоже украшены коваными  изделиями. Мы попутешествовали по улицам города и убедились в этом. № 23   Сегодня молодежь имеет смутное представление о кузнечном ремесле. К концу XX века оно практически было утрачено. Нужно ли возрождать  кузнечное ремесло?  Мною  было проведен социологический опрос  по данной проблеме.  В опросе участвовало 18 человек ( учащиеся 8­11 классов) Я попыталась выяснить,  что  старшеклассники  знают о тайнах кузнечного  ремесла.  Вот результаты моего опроса:…… СЛАЙД  24­ 31 № 32   Но люди, наделённые жизненным опытом, отвечали по – другому. Я  обратилась к учителям нашей школы с вопросом : « Какими качествами должен  обладать кузнец?». Вот их ответы… Мухтарова С. И., учитель русского языка и  литературы ответила так… № 33   Интересные факты. Среди русских царей любителями ковки были Иван  Грозный  и Петр 1 . Известно, что в некоторых странах Африки и Азии  правителями выбирали только тех, кто хорошо знал кузнечное дело.  № 34 Я считаю, что  возрождение кузнечного ремесла будет способствовать  сохранению исторической памяти народа.  Великая страна начинается у дверей твоего дома Оглянись вокруг себя и изучай свой родной край, Чтобы ещё больше любить его и гордиться им!

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)

Исследовательская работа по литературе на тему "Тайны древнего ремесла" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017