Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"
Оценка 5

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
8 кл
23.04.2017
Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"
Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Тит.лист Исследовательская работа по литературе..docx
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Урмарского района Исследовательская работа по литературе в районном конкурсе «Шаг в будущее» на тему: «Подросток и родители: на пути к пониманию»                                                                                Авторы работы: учащиеся 8 класса                                                                           МБОУ «Мусирминская СОШ»                                                                          Аверьянова Кристина,                                                                           Данилова Кристина                                                                                                         .                                                                                                                Научный руководитель: учитель                                                                                    русского языка и литературы                                                                                    Степанова Т.А. с. Мусирмы          2017 Содержание Введение                                                                                                         3­5                Основная часть:                                                                                                                   Глава 1. Жанровое и сюжетное своеобразие произведений В.Г.Короленко,     П.Санаева, Е.Габовой                                                                                          5­8          Глава 2. Образ главного героя .                                                                          8­10        Заключение                                                                                                          10­11       Библиография                                                                                                      11­12      Приложение                                                                                                         12­13 Введение. Обоснование выбора темы:   Мы выбрали тему детства для работы потому,  что считаю её очень важной,  значимой и актуальной. Так же я думаю, что она очень понятная и близкая всем  людям, ведь все мы были когда ­ то детьми. Детство­ период формирования  личности, поэтому оно играет огромную роль и оказывает огромнейшее влияние на наше будущее.  В истории русской литературы тема детства всегда была одной из важнейших.   Глубинные основания ее следует искать, прежде всего, в произведениях тех  русских писателей, для которых детская тема была  трепетной и сердечной,  серьезной и непременной. Но в разные периоды развития русской литературы  детская тема освещалась по­разному.       Она неизбежно связана с процессом самопознания человека. Поэтому  первооткрывателем этой темы мы можем считать Л. Н. Толстого с его «Детством». (это­ Николенька  Иртеньев)., в чем детское восприятие испытывает  потребность  любви и веры. Тему  детства  продолжали А. П. Чехов «Степь», С. Т. Аксаков «Детские годы  Багрова внука», Н. Гарин – Михайловский «Детство Темы», А. Толстой «Детство  Никиты», И. Шмелев «Лето Господне»…       В советскую эпоху тема детства была продолжена Горьким, Пастернаком,  Платоновым, Пановой, Зощенко и другими авторами. 20 век явно прибавил трагизма в звучание темы детства. В повести «Сережа» В. Пановой маленький  герой решает для себя непростые вопросы, связанные с новым папой, появлением  братика. Он открывает для себя вещи, которые не в состоянии для себя понять.     Детство, казалось бы, – самая счастливая пора в жизни человека и очень важная.  В современной русской литературе появились новые имена писателей, которые  неравнодушны к детским проблемам в семье. Это и Ф.Абрамов (рассказ «Алька»),  В.Распутин («Женский разговор»), Л.Петрушевская (рассказ: «Глюк»),   А.Геласимов (повесть «Нежный возраст»); Л.Улицкая («Дочь Бухары»).        В Республике Коми и далеко за ее пределами известно имя детской  писательницы Елены Габовой. Ее произведения, в первую очередь, привлекают  реальным образом героев. Автор выступает в своих произведениях как знаток  подростковой психологии, складывается ощущение, что она «пишет» своих героев  с каких­то реальных людей. Герои Е.Габовой отличаются некоей  «современностью», а как создается этот эффект, что лежит в основе создания  образа – ответы на основе литературоведческого и критического материала найти  не смогли.        Из возникшей проблемы определяется цель этого исследования:  определить современный образ литературного героя – подростка и особенность его изображения в художественных произведениях.         Достижению этой цели способствует разрешение ряда задач: Для своего  исследования я  выбрала произведения: ­Проследить  тематику произведений В.Г.Короленко «В дурном обществе»,  П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»,Е.Габовой «И отец мой, и мама моя»,  предназначенных для детского и юношеского чтения. ­Соотнести характеристики художественного героя – подростка с  характеристиками этого возраста .       Исходя из задач определяется структура работы: введение, где определена цель, задачи, актуальность, перспектива  исследования;  основная часть, состоящая из двух глав, это: 1)«Жанровое и сюжетное  своеобразие произведений В.Г.Короленко, П.Санаева, Е.Габовой. 2)«Образ  главного героя»;  заключение, где приведены выводы по всей работе;  составлена библиография по рассматриваемому материалу;  приведено приложение. Основные методы исследования: анализ, опрос, сопоставление.  Перспектива работы очевидна: ­ какими качествами обладает современный герой ­ подросток других авторов? ­ как чувствует себя герой ­ подросток других авторов в семье? ­каковы реальные отличия образа героя­подростка разных эпох?  отсюда встает глобальная тема «Развитие образа герой­подросток в литературе». Практическая значимость проекта заключается в том, что материалы могут быть  использованы на уроках литературы в средних классах. Основная часть Глава 1. «Жанровое и сюжетное своеобразие произведений В.Г.Короленко,  П.Санаева, Е.Габовой.      «Человек становится взрослым, когда перестает ... удивляться».  Писатели, затрагивающие подростковые  проблемы,  не перестают удивляться  каждый день и, причем таким вещам, мимо которых обычный скучный взрослый  пройдет, не заметив.     Кто знает, что происходит с писателем, когда он пишет. Он удивительным  образом превращается в своих персонажей, в лучик солнца и золотой листочек на  осенней березе, в тревогу и счастье, в нетерпение и обиду… Говорят, без такого  перевоплощения не может состояться литературное произведение. А что можно  сказать о детском писателе? Он ведь пишет для детей, которые еще не могут заглянуть за горизонт, правда, в рамках этого горизонта чувствуют мир острее,  любят, верят и надеются безогляднее и беспощаднее, чем взрослые.     1.1. В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным  любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для  благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. Родился он27 июля 1853 г. в  Житомире. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Мать  Владимира Галактионовича была полькой, отец ­ предельно честным и уважаемым  всеми судьёй – украинцем.  В своих произведениях он создал  неподдельные  образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается  богатством и глубиной. Он вошёл в историю русской литературы как автор  многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также  как критик  и публицист. Самые известные произведения Короленко — повести «  В дурном обществе » (1885 г.), « Слепой музыкант » (1886 г.), «Река играет» (1892  г.). Творчество  Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив  стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм. 1894 году писатель, говоря о городе Ровно, указывал: « Этот небольшой  городок описан совершенно точно в рассказе « Дети подземелья». В образе  неподкупного судьи Короленко воспроизводит некоторые черты своего отца.  Форма повествования определяет художественное своеобразие произведения.  Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни  мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Вася хотел  всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым  ему миром. Вася нашёл в подземелье то, в чём нуждался ­ внимание к себе, и он не мог  отказаться от того, что приобрёл. Конечно, Вася меняется. В нём начинают  проявляться качества, которые ему самому были неведомы, он открывает самого  себя. Вася старается, насколько это возможно, помочь своим друзьям. Идея повести в том, что, познакомившись с детьми подземелья, Вася не только  себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал.  Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: «Он  нехороший». А в ответ услышит: «Неправда, неправда, ­ возразил Валек, ­ ты не  понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья ­ самый лучший человек  в городе». Узнать такое об отце Васе было приятно, хотя обида на него всё равно  осталась. «Вот он каков, ­ думалось мне. ­ Но всё же он меня не любит».  Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания,  автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки,  эмоции мальчика Васи убеждают в том, что “взрослость” ­ понятие не столько  возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать  решения, нести ответственность за свои действия и слова. Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в  его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не  забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.    1.2.Повесть Санаева «Похороните меня за плинтусом» обращает на себя  внимание уже заглавием. Это рассказ о детстве, опаленном двумя неистовыми  любовями: бабушки и матери. Все было бы прекрасно, если бы они иначе  относились друг к другу. Дело в том, что бабка ненавидит свою дочь и не скрывает этой ненависти от своего внука, воспитанием и здоровьем которого занимается.     Павел Владимирович Санаев родился 16 августа 1969 года в Москве, и первые  четыре года прожил в безоблачном счастье. Дальше началась сплошная драма,  длившаяся до двенадцати лет и описанная в повести «Похороните меня за  плинтусом» (предмет нашего разговора). В двенадцать лет драма детства  закончилась, и в жизнь вошло «самое знаменательное событие первых двадцати лет жизни – съемки в кинокартине «Чучело», где Санаев сыграл Васильева –  небольшую роль очкарика, который заступался за Лену Бессольцеву. Таким образом, сейчас Павел Владимирович Санаев  ­ преуспевающий режиссер.  Но очень жаль, что в литературе он автор одной повести. Возможно, в дальнейшем  Санаев порадует нас новыми произведениями.       1. 3.Елена Габова в процессе своей литературной работы научилась жить по­ детски, по­детски думать, говорить, мечтать, страдать, любить. Она не разучилась  быть ребенком. Поэтому, о чем бы не писала Е.Габова в своих повестях, рассказах, сказках и пьесах, ­ делает она искренне. Жизненные проблемы поднимаются  писательницей и в «Тайкиной тайне», и в рассказе «Двойка по поведению», и в  повести « Школьные годы недетские»…       А произведения эти далеко не все сказочные... Волновала писательницу давно и так называемая «школьная» тема. Тема, любимая и читаемая детьми во все  времена. У многих из них несчастные семьи, они с детства видят пороки нашего  общества. ­Во­первых, это проблема родителей и детей, связанная в основном с пьянством, с  родительским безразличием к своим детям даже жестокость взрослых, и  отсутствие элементарной внутренней культуры. Такая проблема была и в семье  Риты[«Школьные годы недетские»  – отец у нее очень часто уходил в запой и бил  их мать, поэтому Рита НЕ ЛЮБИТ своего отца, да и дом, в котором живет, она  тоже не любит – уж много несчастий случилось там. Приезжала милиция, отца  увозили. Утром мы с сестрой топали в школу с красными глазами. Целый день нам  хотелось спать. А еще хотелось, чтоб у нас не было папы, КАК ЭТОГО  ХОТЕЛОСЬ!». ­ Во­вторых, это презрительное отношение неродных родителей к не своим детям.  [«Школьные годы недетские».Отчим одноклассницы ИРЫ»]. ­В­третьих, это неодинаковое, неравное отношение к своим родным детям. [«И  отец мой. И мама моя»]. ­ В­четвертых, оказывается, вредными бывают и бабушки. [«И отец мой. И мама  моя»]. Писатели  показывают, что мир сложен и непредсказуем, но в своей основе он  предрасположен к добру и в этом его красота. Она проистекает от красоты людей,  в первую очередь, молодых людей, вступающих в жизнь и живущих предчувствием  справедливости, правды, добра. Мир должен быть добр к тем, кто только вступает  в жизнь. Идея добра – главная идея книг. Глава 2. Образ главного героя. И по сей день содержится множество еще не разрешенных вопросов, связанных с  понятием ребенок­подросток (см. приложение 1). И ему очень трудно: ему надо  приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие  приняли и оценили ­ как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние  подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше  ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься  над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и  борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе. С этими проблемами попробуем разобраться и в повестях В.Г.Короленко,  П.Санаева и  Е.Габовой. 1.   Рассказ «Дети подземелья»  является воспоминанием  приятеля  Владимира Галактионовича . Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним  было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже  с позиции себя сегодняшнего.  Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он  ребёнок и он же взрослый. Это  создаёт особую атмосферу, в которой искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего  и пожившего взрослого человека. Мальчик из состоятельной семьи ­ ему не приходилось ещё всерьёз  сталкиваться с жизнью. Поэтому он почти непрерывно делает свои личные  открытия, познавая жизнь и её законы. Познание Васей жизни идёт как вширь, так и вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. 2. Сюжет повести Павла Санаева строится вокруг восьмилетнего мальчика,  живущего с бабушой и дедушкой. Мама его оставила у них, так как нашла себе  мужа в Сочи. Бабушка постоянно лечит этого парня от непонятных болезней,  ходит с ним по врачам, и постоянно унижает, ломая бедному ребенку  психику.     Эгоизм бабушки, мягкость и терпеливость матери, покорность мальчика  приводят к семейной трагедии: в этой семье каждый по­своему несчастен... Мать и сын от того, что вынуждены жить в разлуке, бабушка живет в постоянном страхе,  что у нее отнимут любимого внука, дед устал от постоянного давления и тирании  своей жены и поэтому не вмешивается ни в чьи отношения. 3. Героиня повести Е.Габовой  «И отец мой, и мама моя» Марина отзывчива,  умеет сопереживать, заботиться; ей тяжело самой, но она пытается по  возможности оградить своих близких: скрывает свои обиды, иногда слезы.  Потрясает ее взрослое поведение, т о, что она понимает, что в семье все должны  быть счастливы, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех.  Андрей  Телега, новый друг Марины – будущий создатель семьи. Заколачивая  штакетину в заборе, он как бы ограждает свою будущую семью от тех жизненных  неурядиц, с которыми столкнулись семьи Марины и Муськи. Создается  впечатление, что тем самым автор дает надежду на будущее: в судьбах Марины и  Андрея будут настоящие семьи, а не семейки. Чтобы показать особенности их духовного мира Е. Габова говорит об  увлечениях и пристрастиях ребят. Ее герои любят литературу(Марина) –  Тургенева(хочет быть похожей на тургеневских девушек) и живопись (Муська,  дочь художника, отчима Марины).        Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют  современному психолого­педагогическому понятию «подросток». Это дейст­ вительно молодые герои, наши современники, не придуманные, что на мой взгляд, самое важное в произведениях Е.Габовой.      Заключение      Проанализировав художественные произведения В.Г.Короленко, П.Санаева, и  Е.Габовой, соотнеся их с психолого­педагогической литературой по подрост­ ковому возрасту, можно сделать следующие выводы:       Идея добра – главная идея книг, которая утверждается авторами  через  изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.       Рассмотренные повести  не просто констатируют все эти «плохо» и «хорошо»,  но и пытаются научить отличать их. Авторы занимают действенную позицию на  стороне добра и справедливости, совести и правды, взаимопонимания между  родителями и их детьми – подростками. Произведения несут в себе не только духовную функцию, но и служат  практическим материалом для воспитания подростков.          Не всегда поступки, поведение человека отражают его духовность,  внутренние качества. Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют  современному психолого­педагогическому понятию «подросток».       Несовершенство мира не в людях, а вовне их, оттого  В.Г.Короленко, Павел  Санаев, Е. Габова показывают в основном добрых, отзывчивых, остро­ чувствующих людей, людей­подростков.  Использованная литература: 1.  В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». 2.  Изучение повести В.Г. Короленко  «В дурном обществе» в современной  школе. 5­6 классы.  3. Журнал « Литература в школе», 2013 № 5, Автор: Филиппова Е.В. 4.  О книге В. Г. Короленко «В дурном обществе». Литературный клуб:  Стихи.ру. Проза.ру. 5.  Е.Габова.  И отец мой, и мама моя// Путеводная звезда. 2007. ­ №11. 6.  Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро // «Уроки литературы». – 2008. – №9.  – С. 5–6. 7. Учим успешному чтению. – М., 2011.  8.  Новые имена в детской литературе. – М., 2012.  Тема детства в повести П.  Санаева       «Похороните меня за плинтусом» 9.Санаев П. Похороните меня за плинтусом: повесть. – М.: Астрель: АСТ, 2009.  – 283 с. 10.Павлова Н.И. Образ детства – образ времени. – М.: Детская литература, 1990. – 143 с. 11.Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий.    XXI Голубковские чтения.    Материалы международной  научно­практической  конференции             Москва,   2014.  Интернет – ресурсы: 1.http://knowledge.allbest.ru/literature/Литература. 2.http.: //www.kin – teatr.ru                                                        Приложение 1. Опрос: «Причины конфликта». Беседа о причинах и вреде конфликтов. Конфликты возникали по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Как  вы думаете, какие же бывают причины конфликтов? (Ответы детей)  Причины конфликтов:  • несовпадение целей и желаний; • неуважение к другим людям; • неумение общаться; • разница чувств и состояний; • незнания правил и норм поведения, законов. В чём же вред конфликтов? Во­первых, от конфликта страдает достоинство  человека. Во­вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут  последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из  рук. В­третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце,  сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Вывод:       Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить.                                                                                                           Приложение 2. Практическая работа. Какими качествами обладает  на ваш взгляд современный  подросток? Дети делятся на группы по 3­4 человека. Каждой группе предлагается выработать  свой проект по методам выхода из конфликта. На работу в группе отводится 5­7  минут. Затем каждая группа выступает с защитой своего проекта. Выявились такие качества подростков: целеустремленность, отзывчивость,  доброта, неопределенность, общительность. Вывод: Не стремиться доминировать во что бы то ни стало. Приложение 3. Опрос: Какие методы разрешения  конфликта вы предпочитаете?  1) найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию,  выйти из конфликта первым; 2) найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте; 3) найти компромисс спорного вопроса; 4) подчиниться, принять правила или точку зрения противника; 5) понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры. Методы выхода из конфликта:  1) найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию,  выйти из конфликта первым; 2) найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте; 3) найти компромисс спорного вопроса; 4)подчиниться, принять правила или точку зрения противника; 5) понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры. Вывод: Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа  поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить  собственное достоинство.

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"

Исследовательская работа по литературе "Подросток и родители: путь к пониманию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017