Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»
Оценка 4.6

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
09.05.2017
Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»
Бунтовщик, преступник, посягнувший на власть, или освободитель народа? (Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»). Автор рассматривает историю пугачёвского бунта на территории Удмуртии и особенности изображения крестьянской войны в романе Михаила Коновалова «Гаян»? Кто он: бунтовщик? преступник, посягнувший на власть или освободитель народа? Автора интересует данный вопрос. Цель работы: выявить взгляд писателя на крестьянское восстание и отношение удмуртов к личности Емельяна Пугачёва достигается через анализ романа и сопоставление с историческими фактами.исследовательская работа по литературе поможет в проведении уроков литературы по теме " Тема крестьянского бунта и образ Пугачёва".
реферат.docx
39­я Республиканская научно­практическая конференция учащихся общеобразовательных учреждений «Юность –науке и технике» Секция: филология Исследовательская работа Бунтовщик, преступник, посягнувший на власть,                                 или освободитель народа? (Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян») Коробейникова Екатерина, МБОУ «СОШ №27», 8 класс, г. Ижевск.                                                                                                                     Солоняк Татьяна Владимировна,                                                      учитель русского языка и литературы Научный руководитель:                                                  Ижевск, 2017 Содержание. I.  Введение…………………………………………………………………………3    1. Актуальность  и проблема исследования.      2. Цель. Задачи.      3. Объект и предмет исследования. Новизна.      4. Методы исследования и используемые источники информации.  II. Обзор литературы по теме.....................................................................................5 III. Причины, вызвавшие к жизни тему Пугачева. Краткие сведения                         об Е.И. Пугачёве..........................................................................................................6 IV. Участие удмуртского народа в крестьянской войне под предводительством  Е. Пугачёва...................................................................................................................8 V. Изображение крестьянской войны 1773­1775 гг. в романе М.Коновалова  «Гаян»...........................................................................................................................9    1. Тематический охват романа «Гаян».................................................................10     2. Общекрестьянский характер восстания...........................................................10    3. Социальная направленность движения............................................................11    4. Сильные и слабые стороны восстания. Причины пугачевского движения                и  его поражения..........................................................................................13    5. Особенности психологии восставших крестьян.............................................15    6. Образ Пугачёва.................................................................................................. 15    7. Взгляд  М. Коновалова на  Пугачёва...........................................…….............16 VI. Заключение..........................................................................................................17 VII. Список использованных информационных ресурсов ………………….. ....19 I. Введение  Актуальность и проблема исследования.   История России  и  удмуртского  края полна воспоминаний   о народных восстаниях ­ иногда малоизвестных, иногда ­ кровавых и оглушительных. Одно из наиболее известных ­ восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, которое   закончилось   поражением.10   января   1775   года   морозным   утром   в Москве   на   Болотной   площади   был   казнён   Емельян   Пугачёв.   Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории и истории Удмуртии. Трагедия   Пугачёва   и   пугачёвского   бунта   привлекала   самое   пристальное внимание наших великих русских писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.  В удмуртской литературе темы пугачевского восстания затронуты в романе   «Гаян»  М.   Коновалова,  в   «Старом   Мултане»   М.   Петрова,   в   романе «Данила   Шитов»   Д.   Бор­Раменского,   повести   «Медвежий   угол»,     романе «Шалые люди» П. Куляшова.    В   официальных   сообщениях   и   документах   того   времени   Пугачёв характеризуется как вор, разбойник, убийца и самозванец. Например, историк Сумароков   говорит   о   Пугачёве   исключительно   так:   «изменник,   невежда», «злодей   и   изверг».   Историк   Броневский   и   подавляющее   большинство современников   Пушкина   считали,   что   он   "   …   изверг,   вне   законов   природы рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала,   той   духовной   части,   которое   разумное   творение   от   бессмысленного животного отличает". В их глазах Емельян  чуть ли не исчадие ада, которому всё человеческое чуждо. Русские   писатели     выразили   свое   мнение   о   пугачевском   бунте,   о   его предводителе ­ Емельяне Пугачеве. Отношение это неоднозначное и, как медаль, имеет две стороны. Впервые в творчестве А.С. Пушкина, в романе «Капитанская дочка» предводитель восстания предстал перед взглядом читателя не в роли кровожадного убийцы, каким изображали его историки той эпохи, а храбрым, талантливым   вождём   народа.   Смекалка,   ум,   неиссякаемая   энергия   и выдающиеся   способности   личности   предводителя   позволили   ему   возглавить одно из самых ярких крестьянских восстаний. Пугачев жестоко расправлялся со всеми, кто, по его мнению, угнетал простых людей, крестьян. В лице дворян он видел исключительно врагов, а хороших представителей власти и помещиков для   него   вовсе   не   существовало.  Пушкин   считает,   со   стороны   жизненной   и человеческой, что  Пугачёв не так уж плох. А каким его показывает  удмуртский писатель Михаил Коновалов в своем   романе   «Гаян»?   Кто   он,   по   мнению   удмуртского   народа:  бунтовщик? преступник, посягнувший на власть или освободитель народа? Я   поставила   перед   собой  цель:  выявить   взгляд   писателя   на   крестьянское восстание и отношение удмуртов  к личности Емельяна Пугачёва. Гипотеза:  скорее   всего,   Коновалов   изобразит   Пугачёва   как  освободителя народа, который был беспощаден к угнетателям. Задачи:  1. Познакомиться с историей  участия удмуртского народа в Крестьянской  войне под предводительством Е.Пугачёва. 2. Изучить роман и кратко исследовать жизнь писателя. 3. Изучить критическую литературу по данной теме. 4. Рассмотреть особенности отражения крестьянского бунта в романе Михаила  Коновалова «Гаян». 5. Выявить отношение писателя к Пугачёву. Объектом исследования стала крестьянская война 1773­1775 гг в удмуртском  крае  и личность Пугачёва. Предметом исследования – отношение народа, власти и самого автора к  личности предводителя. Новизна моего исследования в том, что в русской литературе нет исследований  на данную тему. Методы проведения исследования: 1. изучение статей, посвященных биографии и творчеству писателя; 2. сравнение документальных источников с художественными произведениями; 3. анализ романа. 4. сопоставление документального и художественного материала. II. Обзор литературы по теме.              Заметное место в удмуртской литературе 30­х годов занимает творчество Михаила   Алексеевича   Коновалова   ­   создателя   первого   удмуртского исторического   повествования   о   Пугачёвском   движении.   Критик   удмуртской литературы   З.А.  Богомолова   в   статье   «Михаил   Алексеевич   Коновалов   »   (6) знакомит с биографией писателя,  анализируя его творчество,  отмечает идейно­ художественные особенности романа, а также     разные концепции в создании характера   народного   предводителя.   По   мнению   критика,   Пушкин   изобразил Пугачёва   не   как   «вора,   изверга   и   супостата»,   не   как   предводителя   шайки разбойников,   а     «создал   образ   талантливого   и   жестокого   бунтовщика, поднявшего народ против дворянства и самодержавия, Коновалов­образ вождя восставшего народа, принявшего облик того царя, каким он сформировался в сознании угнетённых» (6, 175с).                         Участию   удмуртского   народа   в   Крестьянской   войне   под предводительством   Е.   Пугачёва   посвящены   статьи   (п.8)   в   книге   Анатолия Ивановича Суханова «История нашего края».Учебное пособие для 7­10 классов рассказывает о  восстании удмуртов и других народов Казанской губернии, на Ижевском и Воткинском заводах. А.И. Суханов отметил историческое значение этой войны: война нанесла удар по феодальному строю и была первым опытом массовой совместной борьбы против крепостного строя (10).                 Глава « Мужицкий царь и ижевские мастеровые» из летописного труда Евгения   Фёдоровича   Шумилова   «Город   на   Иже»  (11)   рассказывает   о   борьбе приписных к заводу удмуртских крестьян против бесконтрольной эксплуатации графа Шувалова.   Тяжкие заводские работы, поборы чиновников, гонения на веру ожесточили удмуртов. Ни бравый полковник Фёдор Фёдорович Венцель, ни управитель завода Иван Яковлевич Алымов  не смогли усмирить бунт и бежали в Казань под крепкую власть. Летописец повествует, как,  благодаря Пугачёву, на   заводе   ненадолго   власть   перешла   восставшему   народу.   Сам   Пугачёв   был встречен хлебом – солью, а Юска Кудашев стал атаманом ижевского отряда, так как   мог   переводить,   знал   все   дороги   к   заводу,   вникал   во   все   жалобы подневольного   люда.   25   марта     Ижевский   завод   пал.     Венцель   и   Алымов вынудили народ снова служить государыне. 27 июня 1774 года после решающего сражения   с   отрядом   Николая   Алымова,   брата   управителя   завода,   Емельян Иванович вновь вступил на Ижевский завод.  Но в этот раз мужицкий царь был суров. По решению народа  казнили чуть ли не всю заводскую администрацию, ненавистных   мастеров,   канцеляристов,   полицейских,   четвертовать   злодея Венцеля. Завод был сожжён.            Данные   статьи   помогли    представить   события   крестьянской   войны   под предводительством Пугачёва и понять роман М. Коновалова. III. Причины, вызвавшие к жизни тему Пугачева. Биографическая справка о Пугачёве.              Выходец из бедной крестьянской семьи деревни Акаршур Можгинского района,   беспризорник,   батрак,   затем   железнодорожный   рабочий,   учащийся техникума,   учитель,   Михаил   Коновалов(1905­1938)     в   двадцать   семь   лет становится   первым   председателем   оргкомитета   писателей   Удмуртии. Коновалов был в центре литературной деятельности, оперативно откликался на всё,   что   интересовало   общественность.   В   своих   литературно­критических статьях он пропагандировал теоретические положения Горького по вопросам литературы, а также писал, что его волнует история своего народа.         4 ноября 1934 года Удмуртская Республика стала автономной.  Писатель задумался о новом положении, правах и обязанностях своего народа и вместе с тем  искал  истоки и корни формирования удмуртской нации, осмысления пути, пройденного народом, давшему народу право на политическую и культурную автономию.          В 1934году участвует в работе I Всесоюзного съезда советских писателей. Из беседы с Максимом Горьким он вынес твёрдое убеждение: надо быть ближе к народу, изучать прошлое, его революционные истоки.                  Вернувшись из Москвы, он принимается за изучение истории народа, собирает народные песни, сказки, предания. Созданию романа предшествовала работа над пьесой «Пугачёв». В это время он собирал и читал книги о времени Пугачёва.   Отдав должное автору романа «Чёрный год» Г. П. Данилевскому, Коновалов   не   принял   историческую   концепцию   писателя,   так   как   автор настраивает   читателя   против   Пугачёва(6,   171с).     пишет исторический роман, посвященный Пугачевскому восстанию, в котором, помимо русских, чуваш, татар, заметную роль сыграли и удмурты. Писатель использовал   М.Коновалов архивные     материалы,     множество   преданий   о   Пугачеве,   «беглецкие»   песни, опирался   на   «Капитанскую   дочку»   А.   С.   Пушкина. Молодой   удмуртский писатель М.Коновалов в своем историческом романе "Гаян» рассказывает, как простой удмуртский крестьянин, задавленный нищетой и насилием, становится активным участником пугачевского восстания. Кто же он Емельян Пугачёв?        Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В   семье,   кроме   Емельяна,   был   брат   –   Дементий,   и   две   сестры   –   Ульяна   и Федосья.   Как   указывал   на   допросе   сам   Пугачев,   семье   его   принадлежала   к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением   детей   Пугачев   был   командирован   в   Польшу   с   командой   есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.                После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев   заболел  («…и   гнили   у   него   грудь   и   ноги»).   Полковник   Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине   болезни   Пугачев   не   мог   вернуться   обратно,   нанял   замену   – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две   лошади   с   седлами,   саблю,   бурку,   зипун   синий,   харч   всякой   и   денег двенадцать   рублев».   Сам   же   направился   в   войсковую   столицу   Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился   повидать   свою   сестру   Феодосию   с   затем   Симоном   Павловым   в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.  После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев   вынужден   был   скрываться,   был   неоднократно   задержан   и   бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.  В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы,   у   настоятеля   Филарета,   от   которого   услышал   о   произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря   Пугачев   отправился   в   поездку   за   рыбой   в   Яицкий   городок,   где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность   организации   побега   скрывающихся   участников   восстания   на Кубань.   По   возвращении   в   Мечетную   слободу   по   доносу   бывшего   с   ним   в поездке   крестьянина   Филиппова   Пугачева   арестовали   и   направили   для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать. IV. Участие удмуртского народа в крестьянской войне под предводительством  Е. Пугачёва.            В учебном пособии для школ Удмуртской АССР «История нашего края» Анатолий   Иванович   Суханов   отметил,   что   в   истории   удмуртского   края крестьянские   волнения   происходили   часто.   Удмуртские   крестьяне,   кроме социального,   испытывали   национальный   гнёт.   Священники   принудительно насаждали   христианство   среди   удмуртов­язычников.   Церковники   взимали деньги   с   удмуртов   за   похороны,   за   свадьбы,   за   крещение   младенцев. Эксплуатировали удмуртов и монастыри:  крестьяне работали в монастырских или архиерейских вотчинах в период уборки урожая. Произвол царил во всех селениях.   Насильственная   христианизация   вызывала   упорное   сопротивление удмуртов.             Летом 1762 года вновь крестьяне  заволновались. Воинские отряды не в  состоянии были подавить волнение… правительство отправило карательные  отряды. Волнения  были подавлены. Многих из них наказали плетьми, сослали на тяжелые работы в рудники, бросили в заводские тюрьмы…. Но крестьяне не  прекратили борьбу». Борьба была направлена против жестокой эксплуатации  как со стороны местной знати, так и со стороны дворянства, чиновников и  духовенства.             Когда Пугачев находился ещё под Оренбургом, началось восстание  удмуртов и других народов Казанской губернии.            Наивысший подъем повстанческого движения пришелся на лето 1774  года, когда Е. Пугачев двинулся на Казань. Участников восстания ловили,  заковывали в кандалы и под конвоем доставляли на завод. В ответ на это  крестьяне ряда волостей вновь поднялись на борьбу. Движение крестьян удалось ликвидировать лишь в январе 1775 года. Удмуртские крестьяне не только  сражались в боевых рядах. Они снабжали пугачёвцев лошадьми, сбруями,  телегами, фуражом, продовольствием, одеждой. Удмурты расправлялись с  ненавистным духовенством, отказывались выполнять христианские обряды. Крестьянская война 1773­1775 годов закончилась поражением, но не была  безрезультатной. Она нанесла удар по феодальному строю, дворянской системе.  Правительство вынуждено было срочно укрепить административно­ бюрократический аппарат государства, проведя губернскую реформу, и пойти  на некоторые уступки. Крестьянская война под руководительством Е.И. Пугачева была первым опытом массовой совместной борьбы народов различных национальностей. Удмуртский народ хранит в своей памяти события Крестьянской войны.  V. Изображение крестьянской войны 1773­1775 гг. в романе М. Коновалова. В романе М Коновалова «Гаян»,  вышедшем  в 1937 году и  повествующем  об участии удмуртского народа в крестьянском движении в эпоху царствования Екатерины II, тоже изображены события Пугачевского движения. Роман имеет крепкую историческую, национальную и интернациональную основу.  Как стало известно, у  Пугачёва среди многочисленных отрядов был и удмуртский отряд под командованием молодого удмурта Туймата из деревни Водзимонье.  В   образе   Гаяна   воплощены   лучшие   качества   национального   характера, развенчана реакционная мысль об инертности, индифферентности удмуртского народа. Многоплановый сюжет романа цементирует мысль о дружбе народов (русских,   удмуртов,   татар,   башкир),   вставших   под   знамена   Пугачёва.   Повествование   начинается   с   того,   что  старик­гусляр,   отец   Гаяна,     поёт   о незаживших   ранах,   о   неугасших   обидах,   о   тяжёлой   участи   народа,   которого «угнали в чужедальную заморскую страну воевать с ее народом...тысячи солдат погибли   на   чужбине   ради   корысти   господ,   ради   славы  и     богатства   жадной царицы Екатерины...» , о том, как налогами замучили бедняка, как отобрали у яицких казаков самое необходимое ­ земли и реки, заставили сбрить бороды, как простой народ заставили идти против восставших яицких казаков, против их жен,   матерей,   малолеток,   стариков,   убивать   себе   подобных»,   а   также рассказывает сыну Гаяну давнюю историю о трагической смерти его матери из­ за истязаний попа. В это время появляется Алымов с группой солдат в поисках рабочих для нужд завода. Гаян восстает против грубости и самоволия власти, убегает. В лесу встречает Пугачева, становится его верным соратником. Вместе с Гаяном воюет его друг Чипчирган (возлюбленный сестры Гаяна Италмас). В деревне   остается   Чачабей   (возлюбленная   Гаяна),   она   рожает   ему   сына,   но насильно выдается замуж за кулака Пужей Баляна. Восстание терпит поражение, атамана   предают,   а   Гаяну,   судьба   которого   становится   легендарной,   снова приходится скитаться. В романе помимо Пугачева и переименованного Туймата (Гаян),   участвует   ряд   исторических   лиц  –   Екатерина   II,   Потемкин,   Венцель (начальник Воткинского завода), Михельсон, Падуров, башкир Салават Юлаев, русские   крестьяне   Зарубин,   Носков,   Кудашев.  Удачно   сочетаются   в произведении романтизм с   объективной сухостью летописей, стиль сказок и преданий с выразительными описаниями.  5.1.   Тематический охват романа «Гаян»               Коновалов   изображает   историю   удмуртского   края   конца  XVIII  века: строительство Ижевского и Воткинского заводов,  повествует о бунте крестьян, возводивших   заводскую   плотину,   о   жестокой   расправе   над   ними.   Народ изображён как революционная сила. Он рассказал и о бунте яицких казаков, об основании   Оренбургской   крепости,   о   насильственной   приписке   крестьян   к Ижевскому   и   Воткинскому   заводам,   автор     придерживается   географической точности   движения   армии   Пугачёва   (Ижевск,   Сарапул,   Воткинский   завод, Юськи, Завьялово, Алнаши, Дебёсы, река Кама и т.д.). Широко и в совокупности всех явлений показывает  крестьянское восстание: его причины, истоки, его ход, обращения   Пугачёва   к   народу,   социальный   и   национальный   состав, сподвижников  и врагов Пугачёва (Салават Юлаев, Зарубин Чика, Падуров, Кар, Венцель,   Алымов   и   др.),     сцены   насилия   над   крестьянами,   расправы   над помещиками,   отношение   восставших   к   мирным   жителям,     психологию крестьянских масс, политику дворянской монархии и дворянскую расправу с крестьянством­ всё отражено в романе.             Темы взаимопонимания, солидарности народов раскрывается на примере дружбы пугачёвцев­ удмурта  Гаяна и башкира Салавата Юлаева («Оба хороши, здоровы, крепки», понимают друг друга, «весело улыбаются»), Гаяна и татарина Камая ( переживают друг за друга). Малые народы встали под знамя Пугачёва, потому что он обещал им свободу. Вначале движимые личной  местью, Гаян и Камай   примыкают   к   восставшим,   а   затем   становятся   сознательными участниками борьбы, превращаются в настоящих воинов.   Гаян за смелость и храбрость (взял в плен генерала Кара) пожалован Пугачёвым званием старшины и «государственным делом»­ с графом Чернышевым идти в Уфу и поднимать работных   людей   на   уральских   заводах.   Гаян   выполнил   наказ:   он  «   горячо   и толково говорил»  с сородичами, от него зависела судьба завода ­ сжечь его или оставить.   В   ходе   событий   он   осознает   себя   как   личность.     «За   старание   и храбрость»   Гаян   был   произведен   в   полковники.   При   пленении   Пугачёва   он делает всё, чтобы спасти его, но будучи раненым, бессилен ему помочь.  5.2. Общекрестьянский характер восстания.      На протяжении всего романа автор подчёркивает, что восстание Пугачёва  было общекрестьянским, а не казачьим явлением, причем народным и массовым. « В 1773 году царь Пётр Фёдорович двинул казаков на форпосты и крепости.  Взял Илецкий городок. Народ встречал государя колокольным звоном и хлебом­ солью... Солдаты выходили из повиновения царским полковникам и атаманам,  перемётывались в мятежное войско». В отряде Пугачёва были башкирцы,  киргизы, татары, удмурты,  крестьяне, солдаты, казаки, дворяне. Коновалов  постоянно отмечает связь народа с Пугачёвым: «Оренбургские казаки бьют  челом вашему величеству, просят принять под высокую царскую руку»,  «восставшим нужен был предводитель ­ и он явился в личине царя, надёжи­ государя, защитника и избавителя от угнетения», « Царь он, царь наш, народный, истинный государь!», « А народный царь всегда крепче дворянского»,  «Стихийный бунтарь надеялся только на народ, на его организованность и веру.  Пугачёвские манифесты о земле и воле доходили до глубины души народа...».  Где бы он ни появлялся, везде его окружает ликующий и радостный народ (« Его зычный, полный отваги и мужества голос был слышен повсюду .­ На штурм!  Вперед, воинство моё! Кроши, руби!.. Уж было ясно для всех: крепости не  устоять»).  5.3.Социальная направленность движения. Социальную   направленность   движения,   ненависть   народа   к   дворянству, Коновалов освещает достаточно чётко. Когда староста Балян предлагает пойти против русских, Гаян возражает,  «Царь – батюшко русский, как же идти против русских. Надо собираться всем беднякам. Не против (русских) бедняков надо идти, а против помещиков, попов, дворян, богачей и чиновников».           Ненависть к помещикам движет и Камаем: «В сердце Камая вскипел гнев от   одного   упоминания   имени   помещика   Тарасова.   Сколько   натерпелся   он, работая на помещика!» Печальная история о гибели его невесты еще больше озлобила народ, все грозились разнести барское гнездо. Но сам помещик уже давно сидел в Казани, а его имением управлял купец Селиванов, измывавшийся над людьми по малейшему поводу. Писатель показал картины расправы: «Суд был   скорый   и   справедливый:   Селиванова   повесили   на   воротах.   Помещичьи подвалы,  клети, склады и амбары очистили. Деньги и провиант ... отправили под Уфу.   Всё   остальное   имущество   отдали   беднякам».   От   наказания   за непростительную подлость не ушли и  попы:  желая откупить свои грехи перед начальством Казани,  силой они хватают есаула и в мешке пытаются провезти в Казань.   Коновалов   рассказывает,   как   совершается   справедливое   возмездие. Попы   были   разоблачены,   взяты   отрядом   Камая   и   не   ушли   бы   от   самосуда народа.   И   только   запрет   царя   чинить   самосуды   остановил   восставших.   Нет жалости   и   к   казанскому   свирепому   сборщику   податей     Костылеву,   который «многих людей оставил без крова и пищи». Народ требует от Пугачёва повесить управителя   Алымова(«зверя  и   кровопивца», «весь   народ   не  цепи  держал»)   и командира   завода   Венцеля.   И   не   смотря   на   то   что   Пугачёву   было   жалко приёмную дочь Алымова – Луизу, но «выше всего Емельян Иванович ставил волю народа. Против приговора заводских людей он никогда бы не позволил себе пойти». Только решение народа могло спасти ему жизнь, но народ молчал. Ни единый голос не раздался в защиту правителя Алымова. Не смог защитить его   и   Гаян   :   «Защищать   Алымова   –   значит   переметнуться   в   чужой   лагерь, изменить своему народу». Но феодальных методов расправы над угнетателями со стороны народа не показано. Даже старосту Баляна, который  «старался изо всех сил: простил долги крестьян, подбросил зерна нуждающимся», селяне не тронули             Особой жестокостью отличаются сцены расправы старосты Баляна и его дружков над Чипчирганом. В ходе схватки  Балян сзади несколько раз ударил железным прутом Чипчиргана, а потом озверевшие люди­ Балян, писарь, торгаш и священник­ связали здорового, красивого и смелого парня и, накинув на шею должности. оставили и       в петлю , повесили на берёзе. Так же по­зверски, на глазах ребенка  Балян убивает и   свою   жену   Чачабей.   Сравнивая   сцены   насилия   со   стороны   дворянства   и мятежников,   Коновалов   прибегает   к   приёму   усиливающегося   контраста. Многовековые случаи насилия и унижения не убили в мятежниках человечность.                              Страшен был гнев бородатых атаманов, начальников, узнавших о мародерстве (по пьянству) отряда Гаяна: «Повесить! Другим в остраску. Пущай знают: никому не дозволено мародерничать, измываться над своим братом». От гибели спасает Гаяна Пугачёв: он был недоволен и даже опечален поступком Гаяна, но не позволил казнить. Понимал, что «междоусобицы и раздоры средь армии... екатерининским приспешникам нужны». Спасение Гаяна от гибели и чистосердечное   признание   Пугачёва   в   том,   что   он   донской   казак,   а   не   царь («Народу нужен был царь, вот я и объявился. Не для себя. Не о себе тужу»), укрепляют   веру   Гаяна   в   доброго   народного   царя.   «И   теперь,   когда   он доподлинно знал, что предводитель восставших не царь, а такой же простой и бедный человек, как все они, ­ воспылал к нему сердечной любовью.   Теперь он всей душой  привязался, всем сердцем полюбил человека, для нужды народной принявшего зрак царя».          Пугачёв воспринимался простым народом как спаситель, как добрый царь. От   эпизода   к   эпизоду   читатель       видит   гуманизм   Пугачёва:   он   проявляет милосердие   к   оступившемуся,   но     лучшему   и   верному   своему   человеку,   он справедлив, добр и честен.  5. 4. Сильные и слабые стороны восстания.            Сильными сторонами восстания можно считать следующее: во – первых, народ   мог   идти   только   за   своим   «хорошим   «царём,   врагом   помещиков, православной церкви,  освободителем  от крепостной  неволи, цель  которого « чтоб всяк был равен всякому».  Пугачёв обещал « у великих бар деревни и сёла отнять, а народу дать волю, землю, леса и реки». И Пугачёв ни разу не изменил идее освобождения народа. Он хочет   либо уничтожить всех господ, «либо с народом смерть принять».        Во­вторых, от него исходила сила.  Его призывы  находили горячий отклик в сердцах («Подниматься пора... Найти выход из беды», «...собирайтесь скопом, ждите меня, служите мне верно, а я вас в обиду не дам», « Призыв Пугачёва ударил   в   самое   сердце.   Голос   его   звал   на   бой.   Это   был   голос   родины...»). Пугачёв   был   талантливым   полководцем,   сумевшим   поднять   народ   против дворянства и самодержавия.              В–третьих, залог успеха Пугачёва в первый период был в том, что он опирался не только на русских, но и на другие народы.   Движение его было многонациональным.              С изумительной яркостью и правдивостью показал Коновалов и слабые стороны восставших. Во­первых, по словам писателя, «не было единства и ясной цели в крестьянском движении». Устами молодого казака Гаяна отмечает, что каждый мечтал о своем. Одни – о рыбной ловле, другие – о земле, третьи – об освобождении   от     заводской   повинности;   казак   воевал   за   крест   и   бороду, крестьянин­ за хорошую лошадь и  свободу, а дворянин о главенстве дворян над всеми   думал.   Автор   показывает,   как   дворянин   и   офицер   Шванович,   есаул гренадеров, добровольно перешедший на сторону Пугачёва, смутил Гаяна своим заявлением, что « во многих странах управляются без царей, очень хорошо». И управляют державой не казаки, а образованное дворянство. По его мнению, в любом   государстве   хозяевами   должны   быть   дворяне,   без   этого   ничего   не получится. Не соглашается с ним Гаян: « А крестьяне, как и раньше, должны быть подданными дворян?».  Коновалов отмечает, что простой народ не доверял дворянам, а это означало осуждение всей дворянской политики в крестьянском вопросе.        Во­вторых,   идет недоверие Пугачёву, потому что скрывает правду о своем крестьянском происхождении («Знаю я всё, да болит и болит душа. Скажи мне, ваше величество, кто ты есть? Доверием своим награди», ­ говорит Гаян). И только   чистосердечное   признание   «царя»   рождает   к   нему   уважение.   Казак Маденев  готов идти до конца, как говорит: «Другой дороги нет. Не отступлю. Это   клятвенно».Он   восхищается   своим   «царём»,   его   проворством, способностями. Но сомневается: «не было бы осечки... не зря ли кашу заварили? Не  изменит  ли, коль  не подлинный». Недоверие  царю,   дворянам  порождает недоверие   новому   народному   царю.   Подогревают   это   недоверие   и екатерининские   полковники:   «   Вор   он,   а   не   государь!   Вора   царем­то   своим выбрали.   Хватайте   его,   господа   казаки,   прощенье   примите!»   Но   соратники Пугачёва понимают , что «народный царь крепче дворянского», смута, раздор, кровопролитье среди пугачёвцев – помеха общему делу. А они должны быть едины, чтобы наказать притеснителей и губителей народа­ господ. В­третьих, движение крестьян Удмуртии на Казань отличалось отсутствием прочной и постоянной связи отдельных мест и районов восстания с центром и руководителями.   Так   в   решительный   момент   местные   крестьянские   отряды оставались   в   пределах   своих   районов.   В   боях   за   Казань   участвовало незначительное количество крестьян.                 В­четвёртых,   политическое   сознание   восставших   Коновалов   тоже показывает   стихийным.   С   одной   стороны,   читатель   видит,   как   удмуртские мятежные отряды Гаяна, Камая, Мурзы, продвигающиеся к Ижу, легко взяли завод,   справились   с   солдатами,   офицеры   бежали,   но   корыстолюбивому, мстительному,   легкому   на   измену   и   предательство,   Баляну   удается   убедить заводских не отправлять казну (драгоценные металлы и девять тысяч рублей) на Уфу   в   главную   ставку,  а  разделить   её  по   справедливости.    И   автор   романа отмечает: «У многих глаза загорелись алчностью... Люди заволновались, горя желанием завладеть деньгами, опрокинули столы, началась свалка». И только угрозы Гаяна «зарубить» тех, кто посмеет тронуть казну, останавливают их от дурных   побуждений.   Алчность   (купца   Баляна)   и   желание   спасти   себя расшатывало  дух единства   в отрядах Пугачёва. Как только Балян узнал, что государыня   Екатерина   объявила   награду   (десять   тысяч   рублей)   за   поимку изменника, «мысль о возможности овладеть такими деньгами сладко томила его сердце, сушила глотку». Он не спал, бродил в царском дворе, приглядывался, может,  удастся схватить царя. Лёгок на измену и предательство Балян. Честь и благородство не знакомы этому человеку.               Почувствовав скорый конец, спасали свои головы и атаманы Пугачёва: благодаря   Творогову,   Федульеву,   Чумакову   Емельян   Иванович   был   схвачен правительственными войсками. Сомнения в атаманах у Пугачёва было всегда ­ не раз герой говорит: « Атаманам иным своя шкура дороже всего. Что им народ? Пожить   бы   сладко».   Они   служат   тогда,   когда   выгодно.   Поступки   героев помогают понять характер каждого героя ­ в кульминационный момент одни помогают   Пугачёву,   защищают   его,   другие   становятся   изменниками,   и   этих заговорщиков оказалось в пять раз больше.  5.5. Особенности психологии восставших.  Восставшие казаки и крестьяне, с одной стороны, примкнули к Пугачёву, шли за ним,  рады  были служить  любимому  вождю,    следовали  его  советам («Цар – батюшко   так   велел»).     С   другой   стороны,   сомнение,   недоверие,   перемена настроений,   противоречивые   мысли   рождались   в   них.   По   мнению   Гаяна,   не настоящий государь не сможет управлять огромным государством, потому что «для этого надо родиться не простым человеком».    Сознание   крестьян   не   до   конца   созрело.   То   они     готовы   мстить   своим обидчикам,   притеснителям,   тиранам,   то   прощают,   верят   в   их   «добрые перемены».  5.6. Образ Пугачёва Коновалов изображает Пугачёва   глазами удмурта Гаяна. Вслед за Пушкиным Коновалов   дает   психологическую   портретную   характеристику:   «Гаяну   сразу показалось:   мужик   себе   на   уме,   взором   проницателен,   речью   смел,   видать   , бывалый , лихой. И сила   в нем чувствуется большая, хотя невысок ростом, в плечах   когтист,   гибок   в   стане,   руки,   словно   литые,   стрижен   по­кержацки». Первая же встреча оставляет у Гаяна впечатление, что перед ним мужественный, наделённый чувством товарищества человек.  Когда главные герои убегают от погони, а  солдат «сдал, да вдобавок расшиб ногу». Емельян Иванович взвалил солдата к себе на спину и сказал: «Помолчи,  брат,­ взъелся Пугачев.­ Не брошу, помирать,   так   вместе.   Держись   покрепче,   не   мели   языком».     Он   дорожит верными людьми и не вправе ими «раскидываться». Постоянно автор говорит о взгляде: «Властный взгляд казака покорял, смелые речи зажигали».  «Строгими глазами огляделся Пугачев вокруг, будто войско повелительным взором окинул, заломил руки за голову, запел тенористо, складно, с грозной задумкой». Глаза выдают в нем человека сильного, наблюдательного. Пугачёв говорит простым народным   языком.   К   своим     обращается   как:   «Здорово,   брат!»;   «Встань, детушка   (детинушка)».   Использует   такие   слова,     как:   «маракуешь»,   « послухать»,   «добро, добро». Но старается соответствовать своему «царскому статусу»: «На крыльце в просторном мягком кресле сидел человек в богатой шубе на плечах и высокой мерлушковой шапке» Объявляет себя царем Петром Федоровичем, поднимает народ на восстание. Его соратники   его   уважают,   берегут,   несмотря   на   то,   что   некоторые   знают,   что никакой он не царь. Бедный народ называет его освободителем, заступником, охотно   идет   за   ним.  Воевать   едет   в   первых   рядах,  постоянно   подбадривает, раздает одежду и золото своим соратникам. В то же время его противники хотят от него как можно скорее избавиться. 5.7. Взгляд М. Коновалова на Пугачёва               В   оценке   действий   Пугачева   сказалась   не   только   оценка   советской исторической науки, но и «мнения» народного. Пугачев показан как народный царь, соответствующий представлению восставших о государе. Автор стремился к достоверности, исторической правде образа, к изображению логики поступков Пугачева. В оценке действий Пугачева со стороны правительственного лагеря сказалась     оценка   советской   исторической   науки   (   «   изверг»,   «вор», «самозванец»),     «мнения»   народного:  «спасителя,   освободителя,   заступника крестьян,   человека   честного   слова,   надёжа­царь   ».  Коновалов     показывает Пугачёва как народного предводителя, просто у народа не было другого имени для   него   как   «надёжа­царь».   Позиция   автора   и   его   отношение   ясно:   он   с симпатией   описывает   Пугачёва   и   его   единомышленников,   отмечает   его способности   талантливого   предводителя,   любуется   его   поведением   во   время взятия  крепостей, подчеркивает его верность народу , готовность отдать жизнь за дело освобождения народа : «У подвига не бывает смерти; он животворен, бессмертен, если цель его­ благо народное . Тот, кто от дает свою жизнь за других, идет мимо смерти­ в память народную». Через сложность отношения Гаяна к Пугачеву (царь или не царь Пугачев?) автор раскрыл противоречивость отношения участников восстания к своему вождю. Коновалов дает многомерное изображение   образа   Пугачёва,   учитывая   разные   оценки   его   деятельности. Пугачёв  Коновалова   милостив,   хотя   и   жесток   по   отношению   к   угнетателям, человечен и грозен, беспощаден к своим «супротивникам». Заключение.        Итак, в работе я попыталась раскрыть особенности Крестьянской войны в Удмуртском крае под предводительством Е. Пугачёва на основе сопоставления сведений   из   документальных   источников   и   удмуртской     художественной литературы   и   представить   точку   зрения   Коновалова.   Мною   были   изучены документальные   и   литературные   источники,   которые   помогли   исследовать данную тему. Надо заметить, что критических работ о Пугачёвском восстании достаточно   в   официальной   литературе,   а   сам   роман   «Гаян»   практически   не освещён в истории русской литературы.                В   первой   главе   работы   отмечены   причины,  вызвавшие   к   жизни   тему Пугачева в творчестве М. Коновалова, даны краткие  биографические сведения о писателе, а также о личности Пугачёва. Во второй главе дан обзор изученной мною литературы по данной теме. Единственным критиком романа является  З.А. Богомолова.  В   третьей     я   рассказала   об   участии   удмуртского   народа   в     пугачёвском восстании, которое  закончилось поражением, но не было безрезультатным. Оно нанесло   удар   по   феодальному   строю,   дворянской   системе.   Правительство вынуждено было срочно укрепить административно­бюрократический аппарат государства, проведя губернскую реформу, и пойти на некоторые уступки. Это был   первый   опыт   массовой   совместной   борьбы   народов   различных национальностей, и удмуртский народ хранит в своей памяти эти события.         Четвёртая  глава посвящена изображению крестьянской войны 1773­1775 гг. в романе М. Коновалова на территории удмуртского края. Роман, вышедший в 1937   году,   имеет   историческую,   национальную   и   интернациональную   основу, широкий   тематический   охват   событий.   В   образе   Гаяна,   главного   героя, воплощены лучшие качества национального характера, развенчана реакционная мысль об инертности, индифферентности удмуртского народа. Многоплановый сюжет романа цементирует мысль о дружбе народов (русских, удмуртов, татар, башкир), вставших под знамена Пугачёва. Коновалов показал, что война была общекрестьянской, а не только казацкой, носила массовый и народный характер. Причинами этой войны был социальный и национальный гнёт, поэтому малые народы   поднимаются   на   борьбу   против   своих   угнетателей:   помещиков, чиновников, священников, дворян. В романе автор также показывает сильные и слабые   стороны   восстания,   и   создаёт   образ   мужественного,   талантливого, смелого предводителя народного восстания – Е. Пугачёва, который  объявляет себя царем Петром Федоровичем и  поднимает народ на восстание. Соратники его уважают, берегут, несмотря на то, что некоторые знают, что никакой он не царь. Бедный народ называет его освободителем, заступником, охотно идет за ним.          Позиция Коновалова по отношению к Пугачёву чисто народная, но   автор стремился к достоверности, исторической правде образа, к изображению логики поступков   Пугачева.   Поэтому   в   оценке   действий   Пугачева   со   стороны правительственного лагеря представлена  оценка советской исторической науки («изверг»,   «вор»,   «самозванец»),но   больше   «мнения»   народного:  «спасителя, освободителя, заступника крестьян, человека честного слова, надёжа­царь». Таким образом, официальные источники изображали Пугачёва как «вора, изверга   и   супостата»,     как   предводителя   шайки   разбойников   и   давали отрицательную оценку всему восстанию. Русская литература (Пушкин)  создала образ   «талантливого   и   жестокого   бунтовщика,   поднявшего   народ   против дворянства и самодержавия». Удмуртская литература ( Коновалов) показывает Пугачёва как вождя восставшего народа, принявшего облик того царя, каким он сформировался в сознании угнетённых. Список литературы 1.    Богомолова   З.   А.  Михаил  Коновалов  [Текст]:   [к   творческому   портрету удмуртского писателя] / З. Богомолова. ­ Ижевск: Удмуртия, 1971. ­ 124 с.: ил. 2.  Богомолова З. А.  Песня  над  Чепцой  и Камой [Текст] / Зоя Богомолова. ­ Москва, 1976. – С. 95­109. 3. Богомолова З. А. «Я знал одной лишь думы власть...» [Текст] / Богомолова З. А.   //   Голоса   эпохи:   статьи,   воспоминания,   эссе,   очерки,   письма   /   З.   А. Богомолова. ­ Ижевск, 2003. ­ C. 125­128. 4. Владимирова Р.А. , Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе: Примерные  планы­конспекты уроков. 3­е изд.­Ижевск: Издательство ИПК и ПРОтУР, 2007.  316с 5. Ермаков  Ф. К.  Путь  удмуртской  прозы  [Текст] : очерки / Ф. К. Ермаков. – Ижевск, 1975. – С. 54­62. 6.История удмуртской советской литературы: в 2т./Кол. Авторов; ИМЛИ им.  А.М. Горького АН СССР, НИИ при  СМ  УАССР.­Устинов: Удмуртия,  1987.­  стр. 159­178. 7. Коновалов М. « Гаян».­Ижевск: Удмуртия, 1967 (Перевод Никитина С) 8.  Михаил   Коновалов [Текст]  //   Писатели   Удмуртии:   биобиблиографический справочник. – Ижевск, 1989. – С. 215­218. 9. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах. / Авт.­сост. П.Г. Дейнинченко. – М.: ОЛМА ­ ПРЕСС, 2001. – 334 с. 10. Суханов А.И. История нашего края: Учебное пособие для 7­10 классов.­2  изд.­ Ижевск: Удмуртия, 1981. 11. Шумилов Е. Ф. Город на Иже: Историческая хроника с прологом и эпилогом, в 12 главах. Ижевск: Удмуртия, 1990.

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»

Исследовательская работа по литературе Тема «крестьянского бунта» и образ Пугачёва в романе удмуртского писателя М.А. Коновалова «Гаян»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017