Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевский район Воронежская область
Исследовательская работа по математике
Математика вокруг нас
Автор работы: Тертышников Евгений,
учащийся 6 Г класса
Руководитель: Медведева Татьяна П.,
учитель математики
х. Хвощеватое 2016г
Оглавление
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Геометрические фигуры вокруг нас.
2.2 Математика в профессиях.
2.3 Социологический опрос.
2.4 Значимость математики
3. Заключение.
4. Используемая литература.
1. Введение
Я учусь в шестом классе и самым любимым моим предметом, по-прежнему, остается математика. Мой брат учится в 5 классе. Хотя у него по математике четвёрка, но я часто слышу от него слова: «Зачем мне нужна математика? Где она мне пригодится?»
Я решил попробовать убедить брата и других учеников нашей школы в обратном: математика просто необходима в повседневной жизни.
Цель работы: применение математических знаний в повседневной жизни
Задачи:
1) исследовать значение математики в современной жизни ;
2) доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности
Проблема: нежелание учащихся изучать математику, так как они считают, что математические знания в реальной жизни не нужны.
Гипотеза: математика очень важна в повседневной деятельности человека.
Объект исследования: повседневная жизнь человека; области применения математики.
Предмет исследования: конкретные жизненные ситуации.
Методы исследования:
а) наблюдения;
б) социологический опрос;
в) сравнительный анализ данных.
2. Основная часть
2.1 Геометрические фигуры вокруг нас.
В жизни не встретишь человека, который не использовал бы математику. Каждый из нас знает таблицу умножения, умеет выполнять вычисления, строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы ежедневно встречаемся в окружающей жизни. Кто-то, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах математиков. Однако это не так. Стоит присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень много, просто мы к ним уже привыкли и не обращаем на них внимание.
Рассмотрим, например, комнату. Комната представляет собой прямоугольный параллелепипед, её стены, пол, потолок, окна, двери – прямоугольники. Мебель в комнате – тоже комбинация геометрических тел: стол - плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах. Если внимательно посмотреть на окружающие нас предметы, то можно заметить: лампа с абажуром, ведро имеют форму усечённого конуса, гранёный стакан - шестигранной усечённой пирамиды. Нальём в стакан воду, края поверхности стакана имеют форму круга. Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась, тогда край водной поверхности станет эллипсом.
Посмотрите на паркетный пол. Плитка паркета – квадраты, прямоугольники или правильные многоугольники.
Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом – призма, его стены – плоскости, колонны у дома – это цилиндры. По улице движутся автомобили. Их колёса – круги.
Очень часто мы встречаемся с шаровой поверхностью: мяч, глобус, арбуз, резервуары для хранения газа, - их делают шаровой формы, так как при этом расходуется меньше металла. Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более сложное тело – «эллипсоид вращения». У полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это немного, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт.
Сядем в поезд и отправимся в путешествие, едем и непроизвольно решаем задачу с данными: скорость, время, расстояние.
Станция далеко позади. Но и здесь математика не покидает нас. Вдоль дороги на столбах натянуты провода – это прямые линии, а столбы –перпендикуляры к земле. Провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи электроэнергии на большие расстояния занимается математика.
Мы идём в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость.
Благодаря математике появились вычислительные счётные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Всем известно, что не всегда человек может обыграть машину. Ведь она очень быстро просчитывает все ходы, за 1 секунду она может производить до 10 000 различных действий, чего не удаётся сделать человеку.
Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучать высшую математику, а для её изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики.
2.3 Математика в профессиях.
Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления, вырабатываемый математикой. Людей, для которых знание математики является профессиональной потребностью, с каждым годом становится всё больше.
Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время.
Инженер или техник на производстве решает задачи из раздела «Сопротивление материалов». Например: балка в технике – это металлический или деревянный брус. На них держится вес перекрытий и предметов, находящихся в здании. Если вес большой, то балки могут не выдержать и здание может рухнуть. Поэтому до постройки здания надо сделать экономические расчёты и правильно подобрать материал, размер балки, форму, чтобы она выдержала конструкцию.
Используя специальные формулы, инженер может рассчитать, каким канатом можно удержать на пристани корабль, а врач-криминалист установить с большой точностью время смерти человека.
Великий Леонардо да Винчи в XVI веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы («Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника являлась математика.
В нашей школе приготовление пищи ведётся по технологическим картам, где расчет продуктов сделан на одного человека. Ежедневно повар в столовой делает перерасчёт продуктов для приготовления блюд, т. к. учащиеся по каким-то причинам отсутствуют в школе и число питающихся меняется.
Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта.
Много трудных математических задач приходится решать в теории космических полётов. Одной из них является задача об определении количества топлива для придания ракете нужной скорости. Математики нашли способ уменьшения количества этого топлива, т.е. при меньшей затрате горючего ракета может улететь дальше.
Ещё можно привести множество примеров, доказывающих необходимость математических знаний.
2.4 Социологический опрос
Прежде чем сделать окончательный вывод, я предлагаю ознакомиться с результатами социологического опроса, цель которого - изучение общественного мнения по данной теме.
Опрос проводился среди следующих категорий:
1. Учащиеся школы (25 человек)
2. Учителя и работники школы (10 человек)
3.Родители школьников (15 человек)
В опросе приняли участие _50_человек.
Опрос вёлся по следующим вопросам:
1. Нужно ли изучать математику?
2. Где вы встречаетесь с математикой?
На вопрос «Нужно ли изучать математику?» ответы приведены в таблице.
Ответ |
Количество ответов |
% |
Нужно |
47 |
94 |
Не нужна вообще |
2 |
4 |
Пока не знаю |
1 |
2 |
Вывод: На основании этой таблицы можно сделать вывод, что 94% опрошенных (47 из 50) считают, что математику изучать нужно.
На второй вопрос «Где вы встречаетесь с математикой?» голоса разделились. Ответы приведены в таблице.
Ответ |
Количество ответов |
% |
На работе |
4 |
8 |
При различных расчётах |
6 |
12 |
Однозначно не могу ответить, она вокруг нас |
21 |
42 |
В школе |
11 |
22 |
В повседневной жизни |
7 |
14 |
Нигде |
1 |
2 |
Вывод: Данный опрос (отвечали не только взрослые, но и дети) подтверждает ещё раз: математические знания человек использует ежедневно, даже можно сказать, ежеминутно, в быту, на улице, в профессии и т. д., потому что математика вокруг нас.
3. Заключение
Имеется множество причин, чтобы изучать математику. Математика - один из предметов, на котором можно научиться думать, строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление. В любом деле все эти качества будут востребованными. Опыт показывает, что тот, кто знает математику, добивается желаемого значительно легче и быстрее, чем тот, кто не владеет этими знаниями. Думающего человека сложнее обмануть, он предвидит последствия своих действий и склонен отвечать за результат. Развитая логика способна помочь человеку в жизни.
Своё выступление мне хочется закончить словами Г. Штейнгауза «Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика».
К познанью! В путь! Вперёд!
4. Список литературы
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М.: «Эксмо». 2007.
2. Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина. 2014.
3. Волков Л.А. «Этимология некоторых лицейских слов»
4. Сергеев И.С. «Примени математику». - М.: Наука. 1990.
5. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Авантаж, 1998. - 688 с.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.