Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?
Оценка 4.8

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
ОБЖ
7 кл
20.01.2017
Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на территории нашего города в последние годы значительно увеличилось количество производимых твёрдых бытовых отходов, а также количество несанкционированных свалок. В данной работе мы постарались найти причины столь бедственного положения и предложили пути решения данной проблемы. Объект исследования: бытовые отходы. Предмет исследования: способы утилизации и переработки отходов. Цель: • Привлечь внимание учащихся к проблеме утилизации твердых бытовых отходов; • определить пути решения проблемы утилизации и переработки бытового мусора и отходов производства; • предложить самостоятельно найденные способы обращения мусора на пользу человеку. Задачи: 1. Изучить имеющиеся источники информации; 2. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; 3. Узнать о видах переработки отходов и мусора; 4. Узнать о возможных путях решения проблемы и внести собственные предложения; 5. Провести анкетирование учащихся, проанализировать его результаты; 6. Изготовить поделки из использованных упаковок пищевой продукции; 7. Разработать интеллектуально – творческую игру по экологии; 8. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; 9. Подготовить памятку «Экологическая безопасность»; 10. Приготовить видеоролик. Гипотеза: если проявить неравнодушие к проблеме бытового мусора и его утилизации и творчески подойти к тому, чтобы подарить ТБО «вторую жизнь», то экологическая ситуация улучшится. Методы: эмпирические и теоретические Методологической основой работы стала книга Мансуровой С.Е. «Следим за окружающей средой нашего города», в которой даны рекомендации о том, как можно комплексно оценить состояние окружающей природы, используя при этом как сложные методики, интересные для школьников, углубленно изучающих предметы естественнонаучного профиля, так и простые, доступные всем. В книге содержится материал о состоянии окружающей среды и дается определения «Экология», «Экологический риск», «Экологическая безопасность» в виде статей, очерков, практикумов, занимательных задач и ребусов. Источниками для размышлений стали подборки статей в журнале «Наука и жизнь», где печатаются новейшие достижения в области науки и техники, проводятся исследования НИИ. Много информации почерпнули из энциклопедий, экологического журнала «Волна», газеты «Время» и других изданий.
file27.doc.docx
Что делать с мусорными островами?                                                      Автор:                                              Ломейко Николай Александрович, 7  класс,                         МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарск                                               Руководитель:                                                      Якушенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ,                                                      МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарск 2015 год Содержание Введение I. Основная часть 1.1. 1.2. 1.3. Классификация отходов Триумф упаковки Разновидности полимерной упаковки II. Виды переработки отходов и мусора III. Мусор – вечная тема IV.Глобальная проблема человечества. Способы решения V. Практическая часть Заключение Литература Приложения Страницы 1 3 3 4 4 5 7 9 11 15 19 20                                                                                                                            Введение Доля   городского   населения   во   всем   мире   и   в   нашей   стране   постепенно   увеличивается. Главной   особенностью   современных   городов   является   то,   что   в   них   нарушено   экологическое равновесие. В настоящее время в городах остро стоит проблема утилизации бытового мусора.  Что делать с мусором – «вечная тема».  В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу,   образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:  Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;  Увеличение количества упаковки;  Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми. Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300  кг. твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» ­ американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг. ТБО. Во всех странах состав ТБО   довольно   близкий.   Его   главные   составляющие   –   бумага,   стекло,   органические   остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО   входит   крупногабаритный   мусор   (старая   мебель   вышедшие   из   строя   холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и т.д.) [3. с.27] В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно   компостировать   и   производить   удобрения,   повышающие   плодородие   почв;   пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее,  проблема ТБО остро стоит во многих странах, а особенно в России [3. с.29] Актуальность данной   работы   обусловлена   тем,   что   на   территории   нашего   города     в последние годы значительно увеличилось количество производимых твёрдых бытовых отходов, а также количество несанкционированных свалок. В данной работе мы постарались найти причины столь бедственного положения и предложили пути решения данной проблемы.           Объект исследования: бытовые  отходы.         Предмет исследования: способы утилизации и переработки  отходов.           Цель:   Привлечь внимание учащихся  к проблеме утилизации твердых бытовых отходов;  определить  пути решения  проблемы утилизации и переработки  бытового мусора и отходов производства;  предложить  самостоятельно найденные  способы обращения мусора на пользу человеку.  Задачи:   1 Изучить имеющиеся источники информации; 2 Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; 3 Узнать о видах переработки отходов и мусора; 4 Узнать о возможных путях решения проблемы и  внести собственные предложения; 5 Провести анкетирование   учащихся, проанализировать его результаты; 6 Изготовить  поделки из использованных упаковок пищевой продукции;  7 Разработать интеллектуально – творческую игру по экологии; 8 Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; 9 Подготовить памятку «Экологическая  безопасность»; 10 Приготовить видеоролик. Гипотеза:   если проявить неравнодушие к проблеме бытового мусора и его утилизации и творчески подойти к тому, чтобы подарить ТБО   «вторую жизнь», то экологическая ситуация улучшится.  Методы: эмпирические и теоретические Методологической   основой    работы   стала   книга     Мансуровой   С.Е.   «Следим   за окружающей   средой   нашего   города»,   в   которой    даны   рекомендации   о   том,   как     можно комплексно   оценить   состояние   окружающей   природы,   используя   при   этом   как   сложные методики, интересные для школьников, углубленно изучающих предметы естественнонаучного профиля,   так   и   простые,   доступные   всем.  В   книге  содержится     материал   о   состоянии окружающей среды и дается определения «Экология», «Экологический риск», «Экологическая безопасность»  в виде статей, очерков, практикумов, занимательных задач и ребусов. Источниками   для   размышлений   стали   подборки   статей   в   журнале   «Наука   и   жизнь»,   где печатаются   новейшие   достижения   в   области   науки   и   техники,   проводятся   исследования   НИИ. Много   информации     почерпнули   из   энциклопедий,   экологического   журнала   «Волна»,   газеты «Время» и других изданий. План работы № Решаемые задачи                       1 Изучить литературу:    о классификации отходов и способах избавления от них; о   видах   переработки   отходов   и мусора; о   возможных   путях   решения проблемы;   Провести по установлению   количества школьников, владеющих   правильной   информацией   о том, какая экологическая беда угрожает нашему   городу  и   как   бороться   с угрозами для экологии. Проанализировать   ответы, выводы. Провести исследование: анкетирование   сделать   2 3 4 5 7 Методы исследования Теоретический анализ  Анкетирование Исследовательский Практический Сроки   Сентябр ь – октябрь 2014г. Ноябрь 2014г. Декабрь 2014г. Январь­ февраль 2015г. Февраль 2015г. Март 2015г.   способов утилизации мусора   Способов решения проблемы Сделать выводы Анализ Сделать поделки из ТБО своими руками Проектирование  Подготовить выступления;  Подготовить   буклеты   о   правилах презентацию   Практический 8     и безопасности и выводах исследования;  Разработать провести интеллектуально – творческую игру по экологии;  Подготовить видеоролик. Познакомить   учащихся   и   педагогов   с итогами через выступления на научно – практических конференциях, уроках ОБЖ и физики. Выступить на родительском собрании и классных часах. исследования     Практический Март   – май 2015г. I. Основная часть I. I. Классификация отходов В   том,   что   отходы   жизнедеятельности   человека   могут   сильно   навредить   окружающей среде, сомнений нет. Но что мы знаем об этих самых отходах и способах их переработки? Отходы классифицируют: Газообразные. бытовые промышленные сельскохозяйственные радиоактивные 1. По агрегатному состоянию:  Твердые  Жидкие  2. По происхождению (промышленные, коммунально – бытовые):     3. По классу опасности (для человека и для окружающей природной среды)      1 класс ­  чрезвычайно опасные 2 класс ­ высоко опасные 3 класс ­  умеренно опасные 4 класс ­  малоопасные 5класс ­ практически неопасные [5. с. 53]. Помимо отходов пищевых и продуктов жизнедеятельности огромное количество мусора – это ТБО: бумага и картон, стеклянный бой, пластмасса и так далее. Есть ещё промышленные отходы, объем которых огромен: отвалы металлургических предприятий, строительный мусор, отходы заводов и фабрик, в их числе смертельно опасные, содержащие ртуть, свинец, мышьяк. В  жилом  секторе  сельской  местности  проблема  бытовых  отходов  не так  остра,  мусора  там намного меньше, он утилизируется, сжигается или включается в природный оборот. Но отходы сельскохозяйственного  производства  –   тоже   проблема.   Из   150   млн.   тонн   стоков животноводческих комплексов в удобрения превращаются только 110 млн., а остальные 40 млн. текут, где попало, отравляя воду и землю. Существует   закономерность,   согласно   которой   чем   выше   благосостояние   людей,   тем больше мусора. Сегодня твердые бытовые отходы на 50% состоят из использованной упаковки, главным образом полимерной и комбинированной, большинство видов которой не подвергается процессам биологического разрушения и гниения и может многие десятки лет находиться в почве [9. с.44.]. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные». 1.2. Триумф упаковки В настоящее время срок годности пищевых продуктов увеличен за счет упаковочной тары. Современные   пищевые   упаковки   не   только   предохраняют   продукты   от   порчи.   Среди технологических   новинок   –   «умные»   упаковки,   которые   сами   разогревают   и   охлаждают продукты, пропускают одни газы и задерживают другие. Появились упаковки с бактерицидными свойствами, съедобные и так далее [7. с.28.]. Наряду с традиционными упаковочными материалами, такими как бумага, металл, стекло, ткань   появились   полимерные,   комбинированные,   металлизированные,   а   затем   и   материалы   с новыми свойствами.  Основные функции упаковки – сохранить свежесть продукта, защитить его от повреждений или потерь при транспортировке, складировании и хранении, облегчить доставку до дома. Она защищает окружающих от резкого запаха самого продукта. 1.3. Разновидности полимерной упаковки 1 Мягкая   упаковка   из   пленочных   полимерных   материалов.   Это   пакеты   и   сумки   различной конструкции, стрейч­пленка и так далее. 2 Комбинированная   тара   и   упаковка.   Делается   из   полимерных   материалов   в   сочетании   с бумагой,   картоном   или   фольгой.   Например:   блистерная   упаковка.   Из   комбинированной упаковки делают пакеты для молока и соков. 3 Жесткая   полимерная   тара.   Изготавливается   из   листовых   материалов   термо   ­   и механоформированием, литьем под давлением. Например: банки, коробки, стаканчики. Такая тара в пять раз легче жестяной и не подвергается коррозии [7. с.29.]. Таким образом, упаковка – вещь необходимая и полезная при современном образе жизни и питании,   а   ее   совершенствование   лишний   раз   свидетельствует   об   изобретательском потенциале     человечества (Приложения  I­III). Но только ли заботой о здоровье потребителя руководствуются производители? Ведь стоимость упаковки входит в цену продукта, а значит, «упаковочная экспансия» им экономически выгодна. Из­за   беспечности   и   неаккуратности   людей   на   Земле   скоро   трудно   будет   отыскать чистый, незамусоренный уголок земли, без   выброшенных пластиковых бутылок, стаканчиков, коробок,   канистр.   Утратив   потребительские   свойства,   упаковка   становится   мусором (Приложение IV).  II. Виды переработки отходов и мусора Куда   попадает   выброшенный   из   дома   мусор   –   кухонные   отходы,   сломанная   мебель, строительный мусор, старая бытовая техника? Есть три основных варианта обращения с ТБО. Из   города   мусор   вывозят   на   мусоросжигательные   станции   и   загородные   свалки,   площадь которых   растет   с   каждым   годом.   Свалки   могут   самовоспламеняться,   и   тогда   в   атмосферу поступает большое количество загрязняющих веществ. Захоронение. Это   самый   антиэкологичный   способ.     Из   обычной   свалки   вытекают токсичные     инфильтрационные   воды,   а   в   атмосферу   попадает   метан,   который   способствует усилению   парникового   эффекта   (сегодня   метан   «берет   на   себя»   20%   эффекта   потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все – таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно стоить новый. Захоронение   на   полигонах   сегодня   является   наиболее   распространенным   в   мире   способом утилизации отходов. Данный метод применяется к несгораемым отходам и к таким отходам, которые   в   процессе   горения   выделяют   токсичные   вещества.   Полигон   отходов   не   является обычной   свалкой.   Современные   полигоны   для   утилизации   ­   это   сложные   инженерные сооружения, оснащенные системами борьбы с загрязнениями подземных вод и атмосферного воздуха.   Некоторые   полигоны   умеют   перерабатывать   газ,   образующийся   в   процессе   гниения отходов, в электроэнергию и тепло. К сожалению, сегодня это в большей степени относится к европейским   странам,   поскольку   в   России   очень   малый   процент   полигонов   соответствует данным характеристикам. Главный   минус   традиционного   захоронения   отходов   заключается   в   том,   что   даже   при использовании   многочисленных   систем   очистки   и   фильтров   этот   вид   утилизации   не   дает возможности  полностью   избавиться  от  таких   негативных  эффектов  разложения   отходов   как гниение и ферментация, которые загрязняют воздух и воду. Поэтому, хотя относительно других способов   утилизации,   захоронение   ТБО   стоит   достаточно   дешево,   экологи   рекомендуют перерабатывать отходы, сводя к минимуму тем самым риски загрязнения окружающей среды. Сжигание и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов.  1. Термическая переработка мусора (ТБО). Поскольку бытовые отходы содержат достаточно высокий процент органической фракции, для   переработки   ТБО   довольно   часто   применяют   термические   методы.   Термическая  переработка   мусора  представляет   собой   совокупность   процессов   теплового   воздействия   на отходы,   необходимого   для   уменьшения   их   объема   и   массы,   обезвреживания,   и   получения энергоносителей и инертных материалов (с возможностью утилизации). Важными преимуществами современных методов термической переработки являются:  эффективное обезвреживание отходов (полное уничтожение патогенной микрофлоры).  снижение объема отходов до 10 раз.  использование энергетического потенциала органических отходов. 2.   Сжигание.   Основными преимуществами сжигания являются:  высокий уровень апробированности технологий  серийно выпускаемое оборудование.  продолжительный гарантийный срок эксплуатации  высокий уровень автоматизации. 3. Плазменная переработка мусора  Плазменная   переработка   мусора   (ТБО),   по   существу,   представляет   собой   процедуру газификации мусора. Технологическая схема данного способа предполагает собой получение из биологической   составляющей   отходов   газа   с   целью   применения   его   для   получения   пара   и электроэнергии. Составной частью процесса плазменной переработки являются твердые продукты в виде непиролизуемых остатков или шлака. Явным преимуществом высокотемпературного пиролиза является то, что данная методика дает возможность экологически чисто и относительно просто с   технической   стороны   перерабатывать   и   уничтожать   самые   различные   бытовые   отходы   без необходимости их предварительной подготовки, т.е. сушки, сортировки и т.д. И само собой, использование   данной   методики   сегодня   более   выгодно   с   экономической   точки   зрения,   чем применение   других,   более   устаревших   методик.   К   тому   же,   при   использовании   данной технологии   получаемый   на   выходе   шлак   является   совершенно   безопасным   продуктом,   и   он может быть использован впоследствии для самых различных целей [9]. 4. «Дедовские» способы. 1.   Первый   и   самый   верный   ­   компостные   кучи.  Компостирование   мусора   –   способ обезвреживания   и   использования   отходов.   Способом   компостирования   можно   переработать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины.  Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода разлагаются.   При   компостировании   бытовые   отходы   смешиваются   с   отходами,   образующимися   при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.  Такой   вид   утилизации   бытовых   отходов   производится   на   специальных   площадках   в тенистом   месте,   на   расстоянии   10­ти   метров   от   жилого   дома,   огражденном   канавкой   для атмосферных   вод   и   валиком.   Сам   размер   площадки   должен   быть   3х3   метра   с   канавкой   по периметру 0,5 метров. Для начала нужно насыпать небольшой слой торфа или растительного грунта (примерно 15 сантиметров). После на эту подстилку укладываем такие же слои отбросов и сухой земли. Затем   всю   эту   кучу   выравниваем   в   холмик,   а   в   верхней   части   делаем   углубление.   Все   это засыпаем опять слоем сухой земли (10 см). Со   временем   компост   засыхает.   Его   обязательно   нужно   увлажнять.   Чаще   всего   это делается помоями или раствором птичьего помета, которые заливаются в верхнее углубление. Также нужно не забывать перекапывать кучу за время её созревания, а это примерно три теплых месяца. [9]. 2.   Навозохранилище.   Такой   вид   утилизации   схож   с   компостной   кучей,   но   имеет   свои особенности. Расстояние от жилого дома до навозохранилища должно составлять 25 метров. Сверху хранилище накрывают тентом от дождя. Если оно в закрытом помещении, то можно устанавливать   рядом   с   хозяйственной   постройкой.   Также   хранилище   окапывают   канавкой   и ограждают валиком. На дно навозохранилища укладывают соломенную резку слоем 30 см. Емкость для помета чаще всего делают из кровельной стали. [9]. 3.Шестирамный   парник.   Располагают   такие   парники   на   открытом,   солнечном   участке.   Раму устанавливают таким образом, чтобы она была наклонена к югу. Под раму выкапывают яму с площадью, пригодной для заложения одного кубического метра навоза. [9]. III. Мусор – вечная тема Для   того,   чтобы   начать   переработку,   нужны   инвестиции.   Но   после   этого мусороберерабатывающие   заводы   становятся   экономически   рентабельными.   Перерабатывать ТБО выгодно, т.к. на вторичное сырье – бумагу,  стекло, пластик,  алюминий,  цветные металлы – всегда есть спрос. Ситуация   с   ТБО   в   России   пока   сложная.   Перерабатывается   не   более   2%   мусора,   т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам.  Во­первых,   значительная   часть   городского   населения   живет   в   небольших   квартирах   с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во   –   вторых,   сказывается   недостаточная   экологическая   культура   населения.   В   тех городах,  где  муниципальные  власти  проводили  эксперименты  по раздельному сбору  мусора, результаты   оказались   неудовлетворительными.   Несмотря   на   строительство   специальных полигонов и создание более – менее контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места.   Такие   территории   не   огорожены,   там   нет   специалистов,   ведущих   наблюдение   за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающийся выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво – и пожароопасную ситуацию.  На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных   инфекционных   заболеваний.   Свалки   бытовых   отходов   загрязняют   окружающую природную   среду,   создавая   эпидемиологическую   и   токсикологическую   опасность.   Страдает атмосферный   воздух   (от   выделений   метана,   сернистого   газа   и   пр.),   загрязняются   почвы   и грунтовые   воды   (от   тяжелых   металлов,   растворителей,   полихлорбифенилов   –   диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 километров  от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. [10]. Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и т.д. При этом должно учитываться:  Преобладающее направление ветров в районе свалки;  Расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;  Водопроницаемость грунтов;  Площадь   территории,   отводимой   под   свалку   (площадь   должна   быть   достаточной   для приема мусора в течение длительного времени);  Расположение, удобное для подъезда транспорта. Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов. Так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты.  Американский ученый  А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья». Ежегодно в городах России образуется примерно 130 м3  твердых бытовых отходов. Что составляет около 0,2 тонн на одного человека. [7.с.38]. На   территории   России   сегодня   действует   7   мусоросжигающих   заводов,   которые перерабатывают около 3% твердых бытовых отходов, а 9% вывозятся из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.  IV. Глобальная проблема человечества. Способы решения. Что же делать для того, чтобы в  XXI  столетии свалки не уничтожили и не поглотили жизненное пространство? В   80­х   годах   советский   ученый   и   инженер   Владимир   Иванович   Ревнивцев   с   помощью расчетов доказал, что если все уже добытые к этому времени и превращенные в материалы и вещи   природные   вещества   после   их   использования   почти   полностью   снова   направлять   в производство, то в значительной мере отпадет надобность в добыче сырья. То есть понятие «мусор» превратиться в понятие «вторсырьё». Уже есть такие предприятия, которые работают по замкнутому циклу [6.с.14].   Например:   Вода, используемая населением, поступает в специальные очистительные стоки, где и проходят   процесс   очищения.   Затем   очищенная   вода   вновь   поступает   по   водопроводу населению.  Собранный металлолом отправляется на переплавку.  Макулатура   используется   для   производства   картонной   тары   и   тем   самым   спасает   от вырубки многие гектары леса. Чтобы   мусорные   горы   не   росли   в   бесконечном   объеме,   для   его   уплотнения (преимущественно для твердых бытовых отходов) челябинские тракторостроители разработали специальную машину БКК­1 (Приложение  VI). Её четыре колеса оснащены мощными шипами. После   прохода   такого   трактора   образуются   сплошные   утрамбованные   полосы.   Для   засыпки мусора землей на машину навешен бульдозерный нож  [7. с.8].  Огромные   свалки   мусора   за   территорией   города   называются   полигонами.   Гниющие отходы   таких   полигонов   могут   вызвать   возгорание,   выделение   газов.   По   своей   сути   всякий полигон   представляет   собой   искусственное   газовое   месторождение,   которое   тоже   можно обратить на благо людей. Организованным приемом отслуживших свой срок автопокрышек в нашем городе никто не занимается. Было просчитано, что для рентабельного приема и утилизации тариф приема должен составлять от 4 до 6 тысяч рублей за тонну. Невыгодно.  Водители выкручиваются как могут. Папин знакомый отдает старую, но еще не совсем лысую резину небогатому соседу для его «шестерки». Другой жертвует на оборудование полосы препятствий автодрома. Массовое применение нашлось при благоустройстве дворов. По иной фигуре и не поймешь, что она тысячи километров по дорогам намотала. Все это хорошо, плохо другое. А что делать с резиной, когда она и в таком качестве свой срок отслужит? Тем более что это лишь капля в море, которую мы видим. А всю остальную хоронят в заброшенных карьерах и раскидывают по окрестностям и лесам. При этом срок разложения автопокрышки – 100 лет [10]. Сжигать их нельзя – содержание канцерогенов в дыме просто зашкаливает, а после на месте сжигания 10 лет ничего не растет. Пищевые отходы, которые остаются от приготовления пищи, могут быть использованы после   переработки,   например,   на   свиноводческих   комплексах.   Если   же   в   них   добавить целлюлозу,   опилки,   траву,   листву   и   все   это   компостировать,   то   можно   превратить   процесс переработки в выгодное производство – повысить плодородие окружающих почв. Любые органические отходы можно превратить в источник плодородия – гумус. Процесс превращения органических отходов в биомассу в лаборатории выглядит  так: неплодородная земля   смешивается   с   отходами,   а   затем   в   неё   заселяют   сообщество   почвенных   животных, растений и микроорганизмов. Во главе сообщества – черви, через желудок которых многократно проходит   почва,   превращаясь   в   плодородный   чернозем.   Эта   технология   решает   не   только проблему городских бытовых отходов, но и постоянно приносит высокую прибыль, так как чернозем – продукт чрезвычайно востребованный. Пластиковая   тара,   которая   имеет   свойство   сохраняться   многие   годы   в   земле,   также может   перерабатываться.   Например:   в   г.   Ангарске   индивидуальный   предприниматель   начал делать из нее тротуарную плитку, а в Московской области действуют два завода по переработке в   мелкую   крошку   пластиковых   бутылок.   Материалы,   из   которых   они   делаются   – полиэтилентерефталат,   практически   не   разлагается,   и   закапывать   его   в   землю   нет   смысла. (Приложение V).    В   городе   Ангарске   остался   всего   лишь   один   посудоприемочный   пункт   ООО   «Бриз». Работники данного предприятия вывозят в Иркутск 25 тысяч стеклянных бутылок, 20 тысяч алюминиевых   банок   и   2   тонны   макулатуры.   Собранные   бутылки   отправляются   на   заводы   в Хабаровск,   Красноярск   для   дальнейшего   использования.   Пластиковые   бутылки   принимают тоже, но так как килограмм стоит 7 рублей, желающих собирать их немного. Горожане, узнав про цену, просто выбрасывают бутылки на мусорку. Остальные 10% несут те, кому выбросить бутылки   не   позволяет   воспитание   и   экологическая   ответственность.   Несколько   пожилых ангарчан на вырученные деньги покупают корм голубям и кошкам.[9]. Всем с детства известна пословица о том, что «копейка рубль бережет». Богатство нам как представляется? В золоте, в пачках купюр, в недвижимости. А кто­то ведь из мусора деньги делает, причем буквально. В Москве подписали указ, по которому в московских домах теперь будут устанавливаться отдельные контейнеры по сбору пластмассы, бумаги и стекла. «Это то, что во всем мире давным – давно делается», ­ прокомментировал по телевидению Познер [11].  Ученые   утверждают,   что   разлагается   пластмасса   в   естественных   условиях,   т.е.   если закопать ее в землю, от 500 до 1000 лет. С одной стороны, зачем же ее закапывать, когда это сегодня самый распространенный и необходимый материал? А с другой, проблема еще острее. Экологи называют обычные магазинные полиэтиленовые мешочки серийным убийцей. И чем они тоньше, тем опаснее. Их находят во внутренностях погибших птиц, дельфинов, китов, морских черепах, рыб. (Рис. 8). В воде плавающие прозрачные пакетики похожи на медуз, а попав в кишечник морского обитателя, блокируют его, что и служит причиной гибели. За 50 лет, со времени   начала   внедрения   полиэтиленовых   упаковочных   материалов   в   торговлю,   не   только земля,   но   все   моря   и   океаны   уже   загажены   ими   так,   что   это   стало   практически   главной проблемой   в   защите   окружающей   среды   на   планете.   Представьте,   тысяча   лет   нужна   для разложения.   Практически   вечный   материал.   Поэтому   хотя   никакой   прямой   материальной выгоды сортировка вторсырья лично мне не приносит, выбросить в мусор магазинную упаковку я не могу!  Применение пластиковой таре  можно найти самое разнообразное:  в декоративно ­ прикладном искусстве (изготовление вазочек, цветочных клумб, плотов, обшивка построек и так далее);  для изготовления плит, подобных древесностружечным;    материал,   из   которого   сделаны   шприцы   и   комплекты   для   переливания   крови, термопластичен, следовательно, может использоваться для изготовления новых изделий. Важно, чтобы упаковочные материалы после их использования было легко уничтожить или переработать. Любому мусору необходимо найти вторичное применение или уничтожить его без вреда для природы. Со временем к порядку привыкаешь. Просто потому, что это разумно, а значит, правильно. V. Практическая часть В течение всего времени работы над проектом, нас   не покидала мысль о том, что еще можно сделать их полиэтиленовой бутылки? Опыт изготовления термоса для хранения холодной воды у нас уже был. (Рис. 1) Рисунок 1. Термос для хранения холодной воды Но ведь у пластиковой бутылки много талантов. На улице она может превращаться в кормушку для синичек и снегирей, а дома из нее можно смастерить декоративный   цветничок «свинка». (Рис. 2). Из пятилитровой пластиковой бутылки можно сделать ловушку для мелкой рыбешки.  В условиях вынужденной автономии такая ловушка может спасти вам жизнь.                Рис. 2. Декоративный  цветник «Свинка» В   условиях   чрезвычайной   ситуации   природного   характера,   такой   как   наводнение,     из пластиковых   бутылок   можно   изготовить   спасательный   жилет   для   домашнего   питомца   и   даже спасательный плотик для эвакуации людей. (Рис. 3,4).  В условиях низкой температуры в пластиковую бутылку можно налить горячей воды и она будет согревать и работать как батарея. Если на улице стоят солнечные дни, то для нагрева воды в бутылках можно использовать солнечную энергию. Чтобы вода быстрее нагревалась лучше брать бутылки темного цвета (зеленого или   коричневого),   сложить   их   в   ящик,     дно   которого   выстелено   темным   материалом.   Ящик установить на подставку, чтобы дно не остывало.  На боковую стенку ящика нужно закрепить кусок зеркала и накрыть бутылки  сверху прозрачной полиэтиленовой пленкой. Рисунок 3. «Спасательный жилет» для домашних животных Рисунок 4. Спасательный плотик Пустые упаковки и коробки из­под сока тоже можно использовать с пользой. В процессе работы нам удалось изготовить из них и пластиковых бутылок игрушки:  кораблик, самолет, а так же гараж. (Рис. 5)                                               Рисунок 5. Игрушки:  самолет и кораблик С   одноклассниками   и   учителем   технологии   мы   сделали   макет   города   из   упаковочного материала. На макете можно моделировать различные дорожные ситуации, учиться разводить транспортные  средства.  Ребятам   из   группы  продленного  дня  понравилось    играть  с  нашими изделиями. (Рис. 6)  Рисунок 6.  «Город» из мусора Мы ежедневно выкидываем полиэтиленовые пакеты тоннами, а ведь их можно использовать в «мирных» и очень даже эстетичных целях. Из полиэтиленовых пакетов можно связать  полезные в быту вещи и элементы интерьерного декора. Из полиэтиленовой пряжи отлично получаются такие практичные вещи как хозяйственные сумки и рюкзаки – прочные, долговечные, легкие и легко моющиеся и игрушки, и кошельки, и футляры для чего угодно, и даже коврики.  Кстати,   превосходным   сырьем   для   этой   пряжи   могут   служить   пакеты   для   мусора   –   они выпускаются разной толщины, длины, ширины и расцветки.  «Пряжа», сделанная  из молочного пакета,  пригодилась нам тоже. Мы связали из нее шапочку – маску «Лошадка» (Рис.7)  и подарили ее участникам школьного театра «Сверчок». Шапочка – маска пригодится ребятам  для постановки спектаклей. Рисунок 7. Шапочка – маска «Лошадка» Рисунок 8. Плавающие в воде пакеты. Печальные последствия Заключение Нами  было проведено анкетирование  среди учащихся   шестых  классов.  Жить на Земле становится все теснее. А в прогнозах на будущее утешения остается все меньше   и   меньше.   Планета,   отравленная   отходами   человеческой   деятельности,   –     один   из возможных   сценариев   её   гибели.   Но   выбор   пути,   по   которому   последует   человеческая цивилизация, пока еще остается за нами. Важно лишь успеть сделать его вовремя. Школьникам (77 человек, ученики 6­х классов СОШ № 36) были заданы следующие вопросы: 1. А) Загрязнение окружающей среды отходами заводов, выхлопных газов от транспорта; Б) Большое количество мусора на улицах города и в лесной зоне; В) Отходы жизнедеятельности животных; Г) Природные пожары, поджог сухой травы. 2. А)  Выбрасывать мусор в специальные контейнеры;   Оборудовать пункты по приемке твердого мусора; Б) Организовывать уборку территории силами добровольцев, волонтеров; В)  Убирать за животными  отходы их жизнедеятельности; Г) Перевести машины на другой экологически чистый вид топлива, устанавливать фильтры для очистки воздуха. Какая экологическая беда угрожает нашему городу: Назовите способы борьбы  с этой бедой: 1 вопрос 2 вопрос А Б В Г А Б В Г 14 ­18% 26­33% 8­11% 29­38% 29­ 38% 35­ 45% 6­8% 7­9% 40% 30% 20% 10% 0% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Таблица 1. Результаты анкетирования 38% 33% 18% 11% Вопрос № 1 Диаграмма 1. Результаты анкетирования 45% 38% 8% 9% Вопрос № 2 Диаграмма 2. Результаты анкетирования А Б В Г А Б В Г Вывод:   На   первый   вопрос   о   том  какая   экологическая   беда   угрожает   нашему   городу,  ребята заметили, что, прежде всего – это природные пожары и поджог сухой травы (29 человек ­ 38%). Школьники обратили внимание  на большое количество мусора на улицах города и в лесной зоне (26 человек – 33%). По мнению учащихся,  проблемой является загрязнение окружающей среды отходами   заводов,   выхлопных   газов   от   транспорта   (14   человек   –   18%).   Жизнедеятельность животных так же влияет на экологию нашего города (8 человек – 11%).  На второй вопрос о том, как бороться с угрозами для экологии школьники ответили, что, прежде всего, нужно соблюдать культуру экологического поведения – мусор выбрасывать в специальные контейнеры и оборудовать пункты по приемке твердого мусора, организовывать уборку территории силами добровольцев (29 человек – 38%).  Так же следует перевести машины на другой экологически чистый вид топлива, устанавливать фильтры для очистки воздуха (7 человек – 9%). Людям,   имеющим   домашних   животных,   убирать   за   ними   отходы   их   жизнедеятельности   (6 человек – 8%).  На основе  результатов исследования и собственных наблюдений автором работы также внесен ряд предложений:    Необходима сортировка мусора по отдельным контейнерам: бумага, стекло, пластик, металл, тряпье. Специальные контейнеры должны быть использованы даже для батареек. Все это можно использовать вторично.  Следует     заинтересовать   людей   в   сдаче   таких   ценных   материалов,   как   бумага,   стеклотара, пластик и другие.   Можно использовать тепло от сжигания мусора на особых установках: отличный способ для выработки   дополнительной   электроэнергии   и   горячего   пара,   которым   можно   обогревать близлежащие дома.  Сегодня из специальных полимерных материалов изготавливают фото, био и водоразлагаемые упаковки. Их общее свойство – саморазлагание. На свалках такие упаковки под воздействием факторов окружающей среды: солнечного света, влаги, температуры, микроорганизмов почвы, – в течение нескольких недель или месяцев разрушаются, тем самым не принося никакого вреда здоровью человека. Надо стараться чаще  использовать  такие упаковки.  Полезным  будет и возрождение традиции весенних субботников по уборке территории. У нас в школе такие субботники, например, организуются несколько раз в год.  Несмотря на то, что в г. Ангарске многое сделано по его благоустройству, проблема общей и экологической культуры населения является,  по ­ прежнему актуальной,  достаточно, например, посмотреть на газоны, прилегающие к домам, и стихийные свалки в «укромных местечках». Но если каждый житель города проявит неравнодушие к чистоте его улиц, а к тому же еще и творческий подход в том, чтобы у себя дома или на даче подарить вещи «вторую жизнь», то проблема станет менее острой, а город – еще красивее. Надеемся,   что   предложения,   высказанные   на   страницах   исследования   и   самостоятельно изготовленные  поделки из ПЭТ,  внесли в данную работу элементы новизны.  Следовательно, гипотеза о том, что если проявить неравнодушие к проблеме бытового мусора и его   утилизации   и   творчески   подойти   к   тому,   чтобы   подарить   ТБО     «вторую   жизнь»,   то экологическая ситуация в городе станет лучше подтвердилась. Для привлечения внимания к данной теме была проведена следующая работа:    Выступления с сообщениями на уроках ОБЖ и на заседании школьного научного общества;  Проведены беседы для учеников 3­4­х классов;  Проведено анкетирование;  Разработана интеллектуально – творческая игра для учащихся 5­6­х классов «Мусор: что с ним делать?» (Приложение VII);  Изготовлен видеоролик;  Изготовлены памятки и буклеты. Работа может быть использована на уроках ОБЖ, экологии, окружающий мир, на классных часах в качестве дополнительного материала. Литература 1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 2. Величковский   Б.Т.   Здоровье   человека   и   окружающая   среда:   учебное   пособие/   Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина. – М.: Новая школа, 1997. 3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. ЭКОЛОГИЯ. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 4. Мансурова С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум/ С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. – М.: Владос, 2001г. 5. Миркин Б.М. Город без отходов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова// Биология в школе. – 2005. ­ № 3 6. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. 7. Рихванов Е.. Экологический журнал "Волна" №18(1), 1999. Твердые бытовые отходы.  Самкова   В.А.   Экологический   практикум   «Город,   в   котором   я   живу»/В.А.   Самкова// Биология в школе. – 2000.­ № 5,7. 8. Наука и жизнь.­ №3, 2007.­ с.44­47 9. Газета «Время» № 36 от 09.04.2015г. 10. Газета «Время» № 93 от 03.09.2015г. 11.Газета «Время» № 51 от 25.05.2015г.    http://pererabotka­musora.ru/.shtml. Утилизация отходов.  http://www.recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=189 Интернет – ресурсы 11. 12. Приложения Мягкие упаковки Приложение I Приложение II Твердые упаковки Приложение III Комбинированные упаковки Свалки на городских улицах  Приложение IV Завод по переработке пластика в Московской области Приложение V Приложение VI Пресс для мусора. Специальная уплотняющая машина БКК­1 Приложение VII Интеллектуально – творческая игра  по экологии Мусор: что с ним делать?  для обучающихся 5­6­х классов Автор: Ломейко Николай, 6 класс, МБОУ «СОШ № 36» Содержание Страница 27 29 39 39 Пояснительная записка Приложения Литература Фотоотчет Пояснительная записка Актуальность   проблемы:  доля   городского   населения   во   всем   мире   и   в   нашей   стране постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено   экологическое   равновесие.   В   настоящее   время   в   городах   остро   стоит   проблема утилизации бытового мусора.  Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходиться брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Цель:  содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя   ответственность   в   принятии   решений   и   их   выполнении;   развитие   интереса   к   изучению экологии. Задачи: 1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; 2. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; 3. Научиться работать в группе по созданию проекта. Направленность:  разработка   данного   внеклассного   мероприятия   направлена   на   повышение эффективности   экологического   образования   и   воспитания,   развитие   творческого   потенциала обучающихся. Тип занятия: ролевая игра. Методы:  Поисковый  Проблемный  Исследовательский Оборудование:  ПК  Ватман  Фломастеры  Набор из предметов бытового мусора  Тексты с заданиями  Листы оценок. 1. Организационный этап В марте, незадолго  до всемирного «Дня Земли» 22 апреля, разрабатываются этапы  предстоящей игры. Школьники на заседаниях ученического самоуправления, на дополнительных занятиях по ОБЖ  продумывают  содержание,   оформление,  поощрения  для  младших   учеников   на  каждом этапе предстоящего мероприятия. Учитель   выступает   в   роли   консультанта,   эксперта   по   заданиям   и   корректировщика   (чтобы задания на всех этапах предстоящей игры соответствовали возрастным особенностям учащихся). Игра начинается с открытия: выступления экологической агитбригады  (Приложение I). Ведущие озвучивают проблему и задачи игры «Мусор – вечная тема» (Приложение II). Проводится игра «Мусорный ветер» (Приложение III ­ V). Работа над проектом «Вторая жизнь вещей» (Приложение VI). Присутствующие на игре учителя­предметники, наблюдают за работой ребят, объективностью выставления баллов и корректностью в проведении соответствующего этапа.  После работы все получившиеся материалы сдаются, подводятся итоги игры.  Предварительные задания командам:  1. Побывать на экскурсии на мусороперерабатывающем предприятии г. Ангарска. 2. Узнать все о причинах увеличения количества ТБО, проблемах утилизации мусора. 3. Провести мини ­ исследование: узнать количество мусора, скапливающегося ежедневно в мусорном ведре их семьи; узнать каков состав бытовых отходов. 2. Технологический  этап  2.1. Организационный момент Из присутствующих на игре учащихся  путем жеребьевки выбираются две группы: «Обыватели» и «Эксперты» После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы   и   задания.   Экспертная   группа   озвучивает   вопросы   и   оценивает   задание   после выполнения   его   «обывателями».   В   конце   игры   подводятся   итоги,   определяется   дальнейшая работа – создание проекта «Вторая жизнь ненужных вещей». 2.2. Игра «Мусорный ветер» Игра проходит в четыре тура: 1. Золотые россыпи помоек. Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посоветовавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» оценивают его.  2. «Очумелые»   ручки   обывателя.  Команды   меняются   табличками,   и   новая   команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это могут быть, например, «Очумелые ручки обывателя».   На   стол   «обывателям»   ставится   мусорная   корзина   с   набором   различных предметов   бытового   мусора,     из   которых   в   течение   5­7­   минут   нужно   изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по   окончании   работы   дают   оценку   качеству   изготовленных   вещей,   оценивают   их необходимость в быту, оригинальность выполнения. 3. Устами младенца.  «Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям».  «Обыватели» должны определить, что имелось в виду.  4. Привет потомкам.    За определенное время участники («Обыватели») заполняют колонку «Предполагаемые сроки разложения» в карточке.  «Эксперты» по окончании работы дают оценку проделанной работе.  2.3. Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей» Учащиеся получают задания для работы в группе над проектом. Слушают объяснения учителя. Задают вопросы. Обсуждают форму защиты проекта.  3. Рефлексивный этап По итогам мероприятия   проводится церемония награждения. Команды получают грамоты за призовые места или участие.  Оформляется выставка поделок, фотографий и материалов. Приложения Приложение I Звучит песня «Как прекрасен этот мир» сл. и  муз. С. Намина. Выходят участники агитбригады. Все: Здравствуйте! 1 ученик: У каждого человека есть своя малая родина.                   Имя нашей малой родины – Ангарск.                    Мы хотим видеть нашу землю чистой,                   Поэтому мы убираем территорию школы и города                  Участвуем во всех субботниках. 2 ученик: Зеленый десант – экологии гарант. 3 ученик: Там где бываем – природе помогаем. 4 ученик: Здесь – деревья сажаем, 5 ученик: На Энгельса – сор убираем. 1 ученик: Мы ревнители природы                   Собираем там отходы –                   И бутылки, и коробки,                   И стаканчики, и пробки. 2ученик: Убираем с газонов листья                  Нашу улицу Энгельса чистим… 3 ученик:  Люди, жители, водители, Все: Не мусорьте и не сорите! Исполняется песня на мотив «А я майская роза» А.Губина 1. Что за шум, что за гам, что за новости.              У людей не осталось совести              Где побудут всего пять минут,             Кучи мусора сразу растут. Припев:  Мы не зря здесь на сцене, мы хотим, в самом деле, Чтоб совсем от народа не страдала природа. Чтоб бутылок на пляже близко не было даже, А в лесу на поляне банки чтоб не лежали. 2. Сколько будет природа мучиться,              Ждать когда человек научиться              Уважать ее и заботиться,             А не то это плохо кончится. 1ученик: Обращаемся ко всем живущим 2ученик: Ради жизни веков грядущих Все: Сбережем, сохраним родную землю, сохраним жизнь! Постановка проблемы Звучит музыка на фоне музыкального сопровождения выходят ведущие Показ слайдовой презентации, приготовленной школьниками, с комментариями обучающихся ­ ведущих.  Ведущий 1:  Что делать с мусором – «вечная тема».   В настоящее время на каждого жителя нашей   планеты   приходится   в   среднем   около   одной   тонны   мусора   в   год.   И   это   не   считая миллионов   изношенных   и   разбитых   автомобилей.   Если   весь   накапливающийся   мусор   не Приложение II уничтожать   и   не   перерабатывать,   а   ссыпать   в   одну   кучу,     образовалась   бы   гора   высотой   с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы. Ведущий 2: Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:  Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;  Увеличение количества упаковки;  Повышение   уровня   жизни,   позволяющее   пригодные   к   использованию   вещи   заменять новыми. Ведущий 3:  Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг. твердых бытовых отходов   (ТБО),  примерно  столько   же   отходов   у  парижанина   или   берлинца.   Самые   большие «мусорщики» ­ американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг. ТБО. Во всех   странах   состав   ТБО   довольно   близкий.   Его   главные   составляющие   –   бумага,   стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и т.д.)  Ведущий 4:  В   целом   переработка   каждой   из   фракций   ТБО   не   составляет   проблемы   и   это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную   крошку,   которая   незаменима   в   составе   покрытий   для   спортивных   площадок. Органические   отходы   можно   компостировать   и   производить   удобрения,   повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики. Тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, а особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО. Ведущий 1: Захоронение. Это самый антиэкологичный способ.  Из обычной свалки вытекают токсичные     инфильтрационные   воды,   а   в   атмосферу   попадает   метан,   который   способствует усилению   парникового   эффекта   (сегодня   метан   «берет   на   себя»   20%   эффекта   потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее, в атмосферу все – таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно стоить новый. Ведущий 2: Сжигание и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того, чтобы начать   переработку,   нужны   инвестиции.   Но   после   этого   мусороберерабатывающие   заводы становятся   экономически   рентабельными.   Перерабатывать   ТБО   выгодно,   т.к.   на   вторичное сырье – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы – всегда есть спрос.  Ведущий 3: Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2% мусора, т.к.   сортировка   мусора   затруднена   по   разным   причинам.   Во­первых,   значительная   часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить   несколько   емкостей   для   разных   фракций   отходов.   Во   –   вторых,   сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили   эксперименты   по   раздельному   сбору   мусора,   результаты   оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более – менее   контролируемых   свалок,   к   сожалению,   повсеместно   вокруг   городов,   сел   и   садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Ведущий 4: Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют   ландшафт,   но   и   представляют   угрозу   для   здоровья   людей.   Часть   бывших   свалок, оказавшихся   в   черте   города,   застраивается   жилыми   кварталами.   Однако   продолжающийся выделяться   там   биогаз  –   результат   разложения   органических   веществ   –   создает  взрыво   –   и пожароопасную   ситуацию.   На   свалках   в   больших   количествах   размножаются   грызуны, являющиеся  переносчиками различных  инфекционных  заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность.   Страдает   атмосферный   воздух   (от   выделений   метана,   сернистого   газа   и   пр.), загрязняются   почвы   и   грунтовые   воды   (от   тяжелых   металлов,   растворителей, полихлорбифенилов – диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 километров  от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Ведущий 1:  Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и т.д. При этом должно учитываться:  Преобладающее направление ветров в районе свалки;  Рас стояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;  Водопроницаемость грунтов;  Площадь   территории,   отводимой   под   свалку   (площадь   должна   быть   достаточной   для приема мусора в течение длительного времени);  Расположение, удобное для подъезда транспорта. Ведущий 2: Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня   без   них   не   обойтись.   Компостирование   мусора   –   способ   обезвреживания   и использования отходов. Способом компостирования можно переработать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами,   образующимися  при   переработке   сточных  вод   на  очистных   сооружениях.  Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.  Ведущий 3: Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов. Так   как  это  экономит   сырьевые   ресурсы   нашей  планеты.   Американский  ученый     А.  Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы   должны   научиться   видеть   в   них   еще   не   использованные   источники   сырья».   Ежегодно   в городах России образуется примерно 130 м3  твердых бытовых отходов. Что составляет около 0,2 тонн на одного человека. Ведущий 4:   На территории России сегодня действует 7 мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают около 3% твердых бытовых отходов, а 9% вывозятся из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. 200 тыс. лет до н.э. 400 лет до н.э. 200г. 1315 г. 1388г. 1775г. 1800г. 1810г. «Мусор – вечная тема» Первые мусорные кучи, найденные археологами, целиком состоят из костей  животных и обломков каменных орудий. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка В Риме городская служба по уборке мусора После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских  улиц на свалки Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники  питьевой воды. В Лондоне появились первые мусорные баки Муниципалитет Нью – Йорка приказал выгонять на улицы города свиней,  которые должны были поедать мусор В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почетное  место на свалках.

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?

Исследовательская работа по теме: Что делать с мусорными островами?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017