Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"
Оценка 4.8

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
3 кл
16.04.2017
Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"
В дружной семье народов Северного Кавказа уже более трехсот лет живут ставропольские туркмены. Я являюсь представителем туркменского народа. И не смотря на то что, Ставропольские туркмены живут вдали от исторической Родины своих предков, мы помним о них и бережно храним культуру нашего народа, которая прошла длительный путь становления и развития. Ставропольские туркмены развивают культурные связи с народами проживающими рядом. Знакомят со своей культурой, обычаями, традициями, в свою очередь интересуются и изучают культуру своих соседей. Интерес к данной теме у меня возник давно, я считаю, чтобы изучать культуру других народов надо знать культуру своего народа.
Исследовательская работа по теме -Дутар - душа туркменского народа-.doc
I –ая районная конференция «Юниор» членов школьных научных обществ обучающихся общеобразовательных организаций Туркменского района Секция:         Культурология  Название работы: «Дутар – душа туркменского народа».                                                                     Автор работы:                                                         Эреджепова Альфия, 2 класс                                                    Место выполнения работы:                                       МКОУ СОШ № 9                          с. Кучерла                                            Туркменского района,                                            Ставропольского края                                Руководитель:                                                    Хаджиназарова Гульмира                                                                Оразалиевна,  учитель начальных                      классов 1 с. Летняя Ставка 2016 г. Оглавление 1. Оглавление …………………………………………………………2  стр. 2. Введение ……………………………………………………….…  3  стр. 3. Бахш — народный певец, исполнитель фольклора…………….5  ии стр. 4. Дутар – элемент материально­духовной культуры туркменского  народа…………………………… …………………………………7  стр. 5. Заключение………………………………………………………...10  стр. 6. Использованная литература………………………………………11  стр. 2 Введение В дружной семье народов Северного  Кавказа уже более трехсот лет живут   ставропольские   туркмены.    Я   являюсь   представителем туркменского народа. И не смотря на то что, Ставропольские туркмены живут вдали от исторической Родины своих предков, мы помним о них и бережно храним культуру нашего народа, которая прошла длительный путь   становления   и   развития.   Ставропольские   туркмены   развивают культурные связи с народами проживающими рядом. Знакомят со своей культурой,   обычаями,   традициями,   в   свою   очередь   интересуются   и изучают культуру своих соседей. Интерес к данной теме у меня возник давно,  я считаю, чтобы изучать культуру  других народов надо знать культуру своего народа. Гипотеза.  Мы  предположили, что  ребята  не  совсем   хорошо  знают  о туркменском народном инструменте. Что он занимает важное место в 3 истории туркменского музыкального искусства. Учащиеся не знают о тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности   до   наших   дней.   Настоящий   проект   является   основной формой организации музыкального обучения школьников.  Цели   исследования:  показать   и   рассказать   о   сущности   и   значении туркменского   музыкального   инструмента,   о   музыкальной   культуре туркменского народа. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо решить несколько  задач:  1. Сбор, глубокое изучение литературы и других источников информации по данной теме работы; 2. Изучить   материальную   культуру туркменского народа; Изучить материалы, хранящиеся в семье туркменского бахши и 3. передающиеся из поколения в поколение;    Изучение   всех   этих   факторов   и   процессов,   которые   находятся   в тесном   взаимодействии,   даст   возможность   более   точно   выявить   и обозначить вопросы происхождения дутара и дутарного искусства.  Объектом   исследования  распространения   дутара   как   музыкального   инструмента   у является   история   возникновения, Ставропольских туркмен.  4 Предметом   моего   исследования  является   дутар   как   музыкальный инструмент, ее устройство, её значение и место в культурном наследии туркменского народа.  Этапы, процедуры исследования  1 этап – проведение анкетирования 2 этап – диагностика (результативно­сравнительный анализ). 3 этап – знакомство учащихся с туркменским народным инструментом и музыкальной культурой туркмен. При исследовании были использованы методы: эмпирические  (изучение   литературы   по   теме   исследования,   изучение инструктивных   документов, анкетирование);  теоретические    наблюдение, (анализ   документации,   устные   опросы,   синтез, сравнение, обобщение, систематизация полученных результатов). Результаты анкетирования Для   сбора   данных   о   роли   и   значении   дутара     как   музыкального инструмента   в   жизни   туркменского   народа,   было   проведено анкетирование.  В   анкетировании   принимало   участие   30   человек   разного   возраста   и положения,   из   них   15   человек   –   взрослые,   15   человек   –   ученики начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» с. Кучерла. Результаты анкетирования представлены в таблице. Любите   ли   Вы Да Взрослые Дети Взрослые Дети Взрослые Дети 78% 94% 5% Не знаю Нет 3% 17 3% народную музыку? Знаете   ли   вы   о 4% 0% 96% 100% 0% 0% 5 дутаре?   Как исполнителя называют на   9% 0% 91% 100% 0% 0% дутаре? Проанализирован   полученные   данные,     я   убедилась   в   том,   что современные   люди   практически   ничего   не   знают   о   дутаре,   как музыкальном инструменте, а дети не интересуются и не любят народную музыку.  Я надеюсь, что   моя работа сможет разъяснить людям большую роль дутара в развитии народной музыки.  Области практического использования результатов Этот   проект   можно   использовать   на   уроках   музыки   в общеобразовательной   школе,   а   так   же   при   проведении   внеклассной работы в детских учреждениях. Бахш — народный певец, исполнитель фольклора ии   Музыка   для   туркмен   ­   это   жизнь   народа   в   звуках,   правдивый   и взволнованный   рассказ   о   счастье   и   горе, радостях   и   страданиях,   красоте   души   и чувств. Она лечит человека от ран и обид, успокаивает   и   вливает   в   него   жизненные силы   и   энергию.   Слушанию   ее   предаются серьезно,   с   чувством   благоговения   и восхищения,   порой   доходящего   до   экстаза.   Когда   говорят   о туркменском национальном искусстве, имеют в виду прежде всего игру на дутаре. Искусство пения и игры на дутаре народных музыкантов­ 6 бахши пользовалось среди туркмен во все времена особым почетом и уважением. 1 О   том,   кто   из   бахши   приезжает,   люди   узнавали   заранее,   чтобы тщательно   подготовиться   к   встрече:   продумать   вопросы   для   беседы, место   для   торжества,   угощение   и   благоприятную   обстановку.   Они расстилали на большой площадке ковер, в середине разводили большой костер, который освещал всех присутствующих, а в нескольких метрах от   него   раскидывали   скатерть­дастархан   и   выставляли   различные сладости, фрукты, чель­пек (тонко нарезанное жареное тесто) и другие угощения. Слушать бахши собирались до двух сотен человек. По   мусульманскому   обычаю,   бахши   носили   особую   одежду:   дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны, для того, чтобы удобно было сидеть по­турецки (айбогдаш). Они пили воду, взятую из своего колодца, и пользовались своей посудой, перевозя ее с собой повсюду в неприкосновенном виде. Бахши начинал петь в пять­шесть часов вечера и заканчивал в восемь­ девять утра. Через каждые два часа он делал короткий перерыв (10­15 минут), во время которого пил чай, разговаривал с людьми. Так под нежные звуки дутара, оттеняющие сильный, экспрессивный голос певца, проходила вся ночь. Уже догорал костер, а музыка все лилась и лилась по степи. В ней шум леса, течение горной реки, разбивающейся о скалы, полет птиц и другие звуки живой природы.  Однако   задача   «бахши»   не   только   игра   на   дутаре,   его   главное предназначение – пение. Сильный голос исполнителя и тихое, мерное звучание инструмента – две составляющие успеха национальной песни, поэтому   без   «бахши»   ­   этих   певцов­сказителей   древних   «дастанов» 1 Кочевая цивилизация туркменов. Масанов А. – Москва, 1995 7 (народный   эпос)   не   обходится   ни   одно   торжественное   событие   или праздник. День   туркменского   «бахши»   официально   отмечается   каждое   второе воскресенье сентября. Выдающимся виртуозом игры на дутаре был Хаджимухамет Казанов, который говорил, что каждый звук должен глубоко проникнуть в душу слушателя.   Он   был   великим   музыкантом   (бахши­дестанчы­   (бахши­ сказителем)  и исполнителем своего времени. Проживал в ауле Эдельбай Благодарненского района. На все туркменские свадьбы приглашали его, чтобы своим пением благословил молодых. В его репертуар входили песни на стихи туркменского поэта Махтумкули и дастанов «Гёроглы». (Прослушивание отрывка из песни Хаджимухамета­бахши). Его знали еще как хорошего мастера по настройке и ремонту дутаров. К нему   съезжались   многие   известные   бахши,   чтобы   починить   свой музыкальный   инструмент,   ведь   не   каждому   мастеру   удается   с осторожностью  хирурга   вскрыть  корпус   инструмента.  Одно  неверное движение ­ и все может быть навсегда испорчено.2 Сейчас, к сожалению даже на праздниках и свадьбах зачастую дутар не поет,   поэтому   мы   решили   популяризировать   народный   инструмент   с помощью нашего проекта.  Мы хотим, чтобы молодежь стала патриотом живого исполнения народного инструмента – дутар. 2 Материалы историко­этнографического музея МКОУ «СОШ №14 а. Эдельбай  8 Дутар – элемент материально­духовной культуры туркменского народа Неотъемлемая часть бахши — дутар, струнный щипковый музыкальный инструмент   с   длинным   грифом,   двумя   жильными   или   нейлоновыми струнами и грушевидным резонатором. Название дутара происходит от двух иранских слов: ду­два, тар­струна (двухструнный).  О чём поёт дутар   У мальчика в руках?  О том, что новый день   Купается в садах.  9 О матери с отцом­  Продлит их дни Аллах.  О том поёт дутар  У мальчика в руках.    О чем поёт дутар  У юноши в руках?  О девушках простых  В далёких кишлаках.  В душе, как в очаге  Любви пылает жар.  О том поёт дутар  У юноши в руках.    О чём поёт дутар  В руках у старика?  О том. что стал он сед,  И жизнь его ­ река  Несёт, теряя след,  К подножию чинар.  В руках у старика  Поёт, грустит дутар.  (Андрей Бабушкин, 2012 )     Мы живем в мире современных технологий, и напоминание людям об их корнях   очень   часто   рассматривается   как   некое   чудачество. Возможности сегодняшнего досуга огромны, и большинство выбирает для   себя   компьютерные   игры,   игры   на   мобильном   телефоне   или   на планшете,   но   суть   не   в   этом.   Современные   дети   не   все   знают,   о музыкальном   инструменте   дутар.   И   мало   кто   идет   в   музыкальные 10 школы обучаться игре на этом инструменте. Игра на дутаре отлично тренирует слух и ловкость, концентрирует внимание. Нашим решением было пройти по классам и рассказать о национальном инструменте, о его значении для туркменского народа. Сначала мы занялись исследовательской работой. Искали материал в библиотеке   школы,   обращались   за   помощью   к   родственникам исполнителей   (бахши)   на   дутаре,   искали   материал   в   краеведческом музее   а.   Эдельбай,   а   Шарахалсун,   обращались   в   интернет   ресурсы, нашли записи песен (дестаны) бахши Казанова Хаджимухамета и его инструмент ­ дутар, нашли много информации о великом туркменском инструменте   и   культуре   туркменского   народа.   Показали   учащимся инструмент, рассказали из чего он состоит, послушали звучание дутары в   исполнении   бахши   (видеоролик)   и   многое   другое,   что   связанно   с искусством нашего народа.   Так же мы подготовили эскизы буклета о дутаре, нам помогли учителя его составить и распечатать. Познакомили учащихся с буклетом и вручили им, чтоб они могли рассказать родным и близким о дутаре, тем самым популяризовать этот инструмент. Нашим   слушателям   очень   понравилось   выступление.   С   большим удовольствием   и   глубоким   пониманием   отнеслись   к   культуре туркменского народа.  Прозвучало   много   интересных   вопросов,   от   желающих   подержать   в руках дутар не было отбоя. Ребята пробовали играть, чтобы еще раз услышать это волшебное звучание инструмента. Ребята узнали, что уже нет таких знаменитых бахши, как:Байрамалы – бахши –Хаджимухамет бахши ; Назар – бахши;  Юсупалы – бахши ; Муксим – бахши.    Из нашего рассказа ребята сильно удивились, что дутар есть не только у туркменов. Этот инструмент имеет свои аналоги во многих народах. В русской   культуре   есть   схожий   по   форме   инструмент   домра,   в 11 таджикской   культуре   ­   гиджак,   в   узбекской   культуре   ­   думбрак,   в киргизской   культуре   –   комуз,   в   башкирской   культуре   –   думбыра,   в ногайской культуре приазовья ­ домбыра, в турецкой культуре – саз.  Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл). Мы рассказали и историю рождения домбры.  Заслуженную славу бахши по праву могут разделить уста — мастера по изготовлению дутаров. Их работа ценилась. За хороший музыкальный инструмент   давали   коня.   А   ремесло   дутарных   дел   мастеров передавалось по наследству. Секреты переходили из рук в руки, от отца к   сыну,   из   поколения   в   поколение. Чтобы   сделать   хороший   дутар, нужно, прежде всего, хорошее дерево. Лучше всего подходит тутовник. Он   легкий,   прочный,   с   красивой   текстурой   и   прекрасными резонансными способностями. Ни одно другое дерево не дает такого неповторимого   звона.   При   этом   большое   значение   имеет   возраст. Тутовнику   должно   быть   не   меньше   пятидесяти   лет.   Как   мудреет   с годами человек, так и дерево со временем становится крепче, красивее, благороднее. Заготавливать   основу   для   будущего   инструмента   лучше всего осенью, когда закончился листопад. Дерево подсыхает, древесная смола   становится   белой   и   равномерно   растекается   по   всей   ткани тутовника.  Нарезав по размеру чурбаки, надо закапыть их в землю, где они   должны   пролежать   примерно   год,   чтобы   дойти   до   кондиции, пропитаться соками земли. Если же приступить к работе с материалом сразу, то впоследствии это приведет к деформации дутара и искажению звучания. Когда приходит срок, достаются чурбаки, делаются из них заготовки,   дают   им   просохнуть,   и   только   потом   начинается   сборка инструмента.  12 Подгонка деталей требует аккуратности и точного расчета. Толщина корпуса и крышки дутара не должна превышать определенного размера, иначе   не   будет   нужного   звучания.   Между   тем   из   измерительных приборов   используется   только   простая   линейку.   В   остальном полагается на точность глаза. Опытные руки, выдалбливая острой как бритва тяпочкой похожий на половинку дыни корпус дутара, привычно отхватывают ровно столько щепы, сколько нужно. Ни   больше,   ни   меньше. Туркменские   мастера   традиционно   не пользуются ни красителями, ни лаком. Они не делают звучание дутара лучше. Да и незачем попусту украшать то, что красиво само по себе. Все должно   быть   естественным,   натуральным,   как   сама   жизнь.   С   годами дутар меняется. Подобно человеку. С той лишь разницей, что людей время выбеливает сединой, а дутары — темнеют. После того как все деревянные части пригнаны друг к другу, остается последняя, но не менее   ответственная   операция   —   прилаживание   струн.  Струна   — источник   звуковых   колебаний   домбры.   На   домбре   традиционно использовались   жильные   струны,   изготавливаемые   из   бараньих   или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы, пасущейся на засолённых пастбищах. Затем начинается   проверка   звучания.   Если   оно   мастера   не   устраивает,   он снимает   верхнюю   крышку   и   шлифует   ее   миниатюрным   рубаночком. Миллиметр за миллиметром. До тех пор, пока дутар не издаст звуки нужной   высоты   и   чистоты.   Чтобы   добиться   этого,   уста   должен   не только   обладать   исключительным   музыкальным   слухом,   но   и   быть отменным музыкантом.3 3http://www.turkmenistaninfo.ru/? elem_id=page_6/magazine_37/298&lang_id=ru&page_id=6&type=articl 13 Заключение Собирая материал для своей исследовательской работы, я узнала много интересных   сведений   об   удивительном   музыкальном   инструменте   – дутар. Мне   было   интересно   общаться   с   теми   людьми,   кто   хорошо   помнит   Слушая   многочисленные   рассказы исполнителей   на   дутаре. родственников бахши, руководителя музея, ощущала себя полноценным собеседником, для которого традиции рода не пустой звук, а что­то родное и близкое, которое во мне пробуждается, как бы происходит сближение   времен.   Приятно   было   осознавать,   что   в   условиях современного мира идет возрождение национальной культуры. Уважайте   и   изучайте   обычаи,   традиции,   культуру   своего   народа   и народов живущих рядом с вами. Потому, как только зная и уважая друг 14 друга, мы можем жить в мире и согласии одной большой и дружной семьёй. Для ставропольских туркмен, живущих вдали от родины своих предков, очень важно знать свою историю, культуру, обычаи своего народа, чтить и хранить его традиции, изучать  литературное наследие. Использованная литература 15 Взаимосвязи литературного наследия туркменского 1. народа и искусства бахши //"Известия АН ТССР. Серия общественных наук", 1981, № 2, с.51-58 ' 2. Музыка эпоса: Статьи и материалы. - Йошкар-Ола, 1989, с. 125-132. Дестанный эпос и искусство туркменских бахши // Кочевая цивилизация туркменов. Масанов А. – Москва, 1995;  Материалы историко­этнографического музея МКОУ «СОШ№14 3. Журнал Нейтральный Туркменистан, 2010;  4. 5. а. Эдельбай  6. Махтумкули и искусство туркменских бах uni // Махтумкули и туркменское искусство. - Ашхабад, 1984, с.90-103. 7. очерки).   Шаханова   Н.   –   Астрахань,   1988,   Энциклопедия   «Народы Мир   традиционной   культуры   туркменов   (этнографические мира».   1. kassety   http   ://   vorotila  /  Shhipkovyy   Ссылки на статьи в сети интернет  ­  muzalbomy  .  ru   /  Muzyka  ­  instrumenty        ­  narodov  ­  instrument  ­  muzykalnyy        ­  diski    ­­   Dobyra    ­  plastinki    ­  ­  i  155720  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC 2. %D0%B1%D1%80%D0%B0  3. 4. http://aldaspan.com/ru/articles/22.history_of_d.html  http://kazak­aspab.at.ua/load/istorija/istorija_dombry/11­1­0­1  http://www.turkmenistaninfo.ru/? 5. elem_id=page_6/magazine_37/298&lang_id=ru&page_id=6&type=article 16 17

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"

Исследовательская работа по теме "Дутар - душа туркменского народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.