Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
2 кл
20.12.2018
Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"
Сегодняшний ритм жизни и повседневная занятость родителей, не позволяет им много времени уделять чтению детских литературных произведений своим детям, что очень жаль. Ведь регулярное, с раннего возраста чтение детям играет колоссальную роль в развитии их интеллектуальных способностей, мышления и укрепления памяти.
Легко ли стать поэтом.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Направление: Гуманитарное Секция: литература Легко ли стать поэтом Автор проекта:  ученица  6  класса Малахова Дарья КГУ «Камышенская средняя школа» Бородулихинского района Научный консультант: Старший преподаватель Кафедры русской филологии  ГУ им Шакарима г. Семей Шаронова Е. Н.                       Руководитель: Валеева Надежда Александровна Учитель начальных классов КГУ «Камышенская средняя школа» 1 С. Бородулиха 2014 Содержание 1 Аннотация                                                                                     стр.3 2 Рецензия 3 Отзыв учителя                                                                               стр. 5 4 Глава 1 Введение                                                                           стр. 6 5 Глава 2 Литературный обзор 2.1 Возникновение детской поэзии                                                стр. 8 2.2 Детская поэзия Казахстана                                                        стр. 12 6 Глава 3  Влияние стихотворений на развитие памяти               стр.13 7 Глава 4  Правила стихосложения                                                 стр. 15 8 Запуск проекта                                                                               стр. 16 9 Глава 6 Исследовательская часть                                                 стр. 16 6.1 Чтение и разучивание стихотворений                                       6.2Определение объема памяти                                                        стр. 17 6.3 Сочинительство собственных стихов                                         стр. 18 10  Заключение                                                                                    стр. 19 11Список использованной литературы                                             стр.20 2 Аннотация Тип проекта – исследовательский Исполнитель­ учащаяся 4 класса Малахова Дарья Характер проекта­ учебно­ исследовательская работа. Проблема: сегодняшний ритм жизни и повседневная занятость родителей, не позволяет   им   много   времени   уделять   чтению   детских   литературных произведений своим детям, что очень жаль. Ведь регулярное, с раннего возраста чтение   детям   играет   колоссальную   роль   в   развитии   их   интеллектуальных способностей, мышления и укрепления памяти. Цель:  Раскрыть   роль   и   значение   детской   поэзии   для   учащихся   начальных классов Задачи: 1 Изучить особенности развития детской поэзии России и Казахстане.  2 Раскрыть значение поэзии для развития памяти детей. 3 Рассмотреть поэтику детского стихосложения. 4  Изучить основные правила сочинения стихов. 5 Сочинить стихотворения. Гипотеза: Чем чаще читать детские стихотворения, тем больше можно увидеть в   них   загадок,   шуток,   перевертышей,   звукоподражаний.   Дети   становятся обладателями великолепной памяти и чувства ритма. Появится приобретенная способность – сочинительство собственных стихов. Этапы проекта: 1 Подготовительный этап (изучение литературы, сведений из интернета) 3 2   Запуск   проекта   (подборка   художественных   поэтических   произведений, наполненных фантазией, юмором, словесными играми) 3 Основной этап (чтение и заучивание стихотворений в течении 3 лет) 4 Проведение эксперимента (определение объема памяти, сочинение стихов) 5 Выпуск книжки 6 Презентация Практическая   направленность   проекта:   Результаты   нашей   работы   могут быть полезны для студентов педагогических вузов, для воспитателей и учителей начальных классов. Выводы: Систематическое чтение и разучивание стихов детских поэтов улучшает память, развивает красивую выразительную речь и позволяет заняться сочинительством стихов. Область практических результатов: Наше исследование не считается открытием чего­то нового неизвестного. Но мы считаем, что зная о благотворном влиянии детской поэзии на улучшение памяти и развитие речи, можно заняться сочинительством собственных стихов. 4 Abstract Type of the project: research Person responsible: Daria Malakhova (sixth grade) Character of the project: scientific research Problem: the modern busy life style of parents doesn’t allow them to spend enough time on reading books to their children, which is certainly a disadvantage for the following   reasons:   systematic   reading   to   children   develops   and   strengthens   their intellectual abilities, memory and thinking.  Aim: to prove the importance of reading children poetry to the primary school pupils. Tasks: 1. To study the peculiarities of the development of children poetry in Kazakhstan and Russia. 2. To show the importance of children’s poetry for the memory development in young kids. 3. To analyze the poetics manner of children prosody. 4. To study the main rules of poem making. 5. To create poems. Hypothesis: the more poems are read to children, the better they learn to notice and understand riddles, jokes, sound­imitation, etc. This in its turn enhances children’s memory and their sense of rhythm. Also, the outcome might be the development of the ability to create their own poetry. Project stages 1. Preparatory stage (analyzing literature and internet resources on the subject). 2. Starting the project (selecting the poetic works of literature rich in imagery, humor, wordplay). 3. Main stage (reading and memorizing poems. Duration: 3 years). 5 4. Carrying   out   the   experiment   (determining   the   memory   volume,   creating poetry). 5. Publishing the book with the created poetry. 6. Presentation of the book. Practical application: the result of the project can be used by students of teacher’s training (pedagogical) educational institutions, by teachers in the kindergartens and primary schools. Conclusions:  systematic reading and learning poetry by children writers improves memory, develops the beauty of speech, makes it possible to create children’s own poetry. Practical   results:   this   research   does   not   aim   at   discovering   something   new   and unknown. However, we assume that awareness of the beneficial effect of poetry on memory and speech development may trigger children’s own poetry making. Аңдатпа Жобаның типі­зерттеушілік. Орындаушы­6­сынып  оқушысы Малахова Дарья Жобаның сипаты­оқу­зерттеу жұмысы Мәселе: Бүгінгі өмір ырғағы, ата­ананың күнделікті күйбең тірлігі балалардың кітап  оқуын қадағалауға мұрсат бермейді және бұл өкінішті жайт. Ерте жастан  баланың кітап оқуы оның есте сақтау қабілетіне, зияткерлік қабілетін  жетілдіруде маңызды рөл атқарады. Мақсаты: Бастауыш сынып оқушыларына  балалар поэзиясын оқытудың маңызы мен рөлі анықталды. Міндеттер: 1. Ресей және Қазақстан елдеріндегі балалар поэзиясының  ерекшелігін меңгеру. 2. Балалардың есте сақтау қабілетін дамытудағы  поэзияның маңызы анықталды. 3. Балалар поэзиясының құрылысын қарастыру. 4. Өлең құраудың басты ережелерін меңгеру. 5. Өлең жазу. Гипотеза: Өлеңді неғұрлым көп оқыған сайын, олардың жұмбағын, әзілін,  ырғақтастығын артығырақ білесің. Балалар керемет ес пен қабілеттің иесі бола  алады. Ақындық қабілеттері пайда болады.  Жоба кезеңдері: 6 1. Дайындық кезеңі(әдебиеттерді, интернеттегі мәліметтерді оқу) 2. Жобаның жүруі ( қиял­ғажайыпқа, әзілге, сөз ойындарына толы поэзиялық  көркем шығармаларды саралау) 3. Негізгі кезең (3 жыл ішінде өлеңдерді оқу және жаттау)  4. Тәжірибе жүргізу (ес көлемін анықтау, өлең құрау) 5. Кітап шығару 6. Презентация Жобаның тәжірибелік бағыты: Біздің еңбегіміздің нәтижесі педагогикалық жоғары оқу орындарының  студенттеріне, тәрбиешілерге, бастауыш сынып мұғалімдеріне пайдалы деп  ойлаймыз. Қорытынды:  Балалар әдебиеті ақындарының өлеңдерін үнемі оқу, жаттау есте сақтау  қабілетін жақсартады, әдемі тіл мәнерін қалыптастырады, өлең құрауға жол  ашады. Тәжірибе нәтижесінің аймағы: Біз зерттеу барысында ешқандай жаңалық ашқан жоқпыз. Балалар поэзиясы есте сақтау қабілетінің жақсаруына және тіл дамытуға жақсы әсер етеді және осының нәтижесінде балалар өз өлеңін құраумен айналысуына да мүмкіндік туады деп есептейміз.  Отзыв Духовность,   культура,   цивилизованность   общества   в   конкретный   момент   его развития могут определяться, в частности, двумя величинами, объективно не зависимыми   друг   от   друга.   Речь   идет   детстве   и   ...   поэзии,   а   также   об   их представлении о взаимосвязи этих явлений. Вообще большинство первых детских книжек ­ стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие,   выразительные   аллитерации   помогают   малышу лаконичные   образы, концентрировать внимание, лучше представить себе, о чем говорится в стишке.   особое,   вдумчивое,   я   бы   сказала, Стихи   воспитывают   в   ребенке   7 непрагматическое   отношение   к   литературе.   Ведь   очень   часто   бывает,   что человек ждет от прочитанной книги какой­то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма,   окунуться   в   стихию   чистого   чувства.   Дети,   которым   читают   много стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма, безо всякого труда запоминают длинные тексты. В   связи   с   этим   особый   интерес   представляет   улучшение   памяти   и   развитие красивой   выразительной   речи.   Эту   тему   Даша   выбрала,   чтобы   показать актуальность проблемы и пути ее решения. Во   время   исследовательской   работы   Даша   проявила   хорошую   степень самостоятельности. Конечно, она не действовала самостоятельно. Ей помогала мама.  Но в составлении плана, определении целей и задач, в сборе информации проявила   исследовательскую,   творческую   активность;   выражающуюся   в обнаружении нового, постановке  и решении проблем. Эту тему Даша выбрала не случайно. С первого класса у нее были проблемы с запоминанием текстов и их   пересказом,   а   также   с   выразительностью   речи.   Он   понимает   ценность художественного   слова,   поэтому   я   предоставила   ей   самостоятельно искать пути решения данного вопроса.   возможность Введение Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно,   если   он   плачет   от   боли   или   обиды,   веселый   стишок   обласкает, рассмешит,   высушит   слезы.   Если   ребенок   капризничает,   балуется,   дерется   – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его   использовать   образные   определения   и   метафоры,   помогут   освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью. 8 Дело   в   том,   что   поэтическая   речь   кардинально   отличается   от   обычной   ­ разговорной   речи.   Она   насыщена   яркими   образами,   зрелищна,   красочна, фонетически   богата   и   воспринимается,   как   песня.   Ребенок   чувствует   эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие,   легко   запоминающиеся   рифмы,   которые   присущи   всем   детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений. В   свою   очередь   повторение   и   заучивание   стихов   является   прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.  Давно доказано и это не секрет, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким­либо причинам со стихами в детстве не знакомили.  Стихи   воспитывают   у   ребенка   особое,   трепетное,   вдумчивое   отношение   к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.  Поэтому   окружая   ребенка   выражениями   в   разнообразных   литературно­ художественных формах, мы, несомненно, обеспечим, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение.  Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что изучение стихов   является необходимой   и   эффективной   составляющей   общего   развития   и   обучения ребенка, появляется новая способность — сочинительство собственных стихов. 9 Следовательно,   эту   тему   мы   выбрали,   чтобы   показать   актуальность   данной проблемы и пути ее решения. Проект «Легко ли стать» предназначен для изучения влияния детской поэзии на память,   на   развитие   речи   и   приобретение   способности   к   сочинительству собственных стихов. В своей исследовательской работе мы определили следующие задачи: ­   доказать,   что   детская   поэзия   влияет   на   улучшение   памяти,   на   развитие красивой и выразительной речи. ­   показать   на   собственном   примере,   что   при   большом   количестве   чтения   и заучивания стихов детских поэтов можно развить способность к сочинительству собственных стихотворений. Доминирующая   деятельность   в   проекте  –  учебно­исследовательская, поисковая и творческая Метод проектов целесообразно  было применить, так как: ­   Существовала   значимая   для   Даши   проблема   (интеграция   знания, исследования). ­ Есть значимость результата (теоретическая и практическая). ­ Была самостоятельная деятельность учащегося ­ Этапность проекта. ­ Используются исследовательские методы:      ­ формулировка задач исследования;      ­ выдвижение гипотез, их решение;      ­ обсуждение методов исследования;      ­ обсуждение  способов оформления результатов;      ­ сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных.      ­ выводы.                                               2.1История вопроса 10 Возникновение детской поэзии на Руси Первая рукописная книга для детей была создана в 1491г. русским дипломатом и переводчиком Дмитрием Герасимовым. Сухую пищу науки он решил сделать легкой для восприятия детьми. Его грамматика написана в форме вопросов и ответов. В заглавии подчеркивается, что эта книга адресуется детям, что ее дают   тем,   кто   уже   одолел   алфавит,   умеет   читать,   писать   и   хочет   учиться дальше. От Герасимова дошли до нас самые первые записи русских народных сказок,   интересных   и   для   детей.   Это   дает   основание   считать   его   первым деятелем   русской   культуры,   принимавшим   участие   в   создании   детской литературы, а его мысли самыми первыми высказываниями о сущности детской литературы [2].Первой печатной детской книгой является Азбука, составленная русским   первопечатником,   москвичом   Иваном   Федоровым,   изданная   им   во Львове   в   1574г.   В   истории   восточнославянского   книгопечатания   это   была первая книга светского назначения. В хрестоматийной части азбуки помещались произведения,   которые   можно   рассматривать   как   зачатки   поэзии,   прозы, публицистики   и   познавательной   литературы   для   детей.   К   ним   относится стихотворное   (виршевое)   произведение   —   так   называемая   акростихидная азбука. Каждая ее строка начинается с очередной буквы алфавита, а все первые буквы вместе составляют алфавит.   Азбука Федорова ­ первая печатная книга для   детей,   которой   пользовались   не   только   в   славянских   странах,   но   и   за рубежом: в Италии, Австрии, Германии, Дании, Англии. Первым  русским  поэтом  для  детей  следует  считать  справщика  Московского печатного  двора   Савватия.  По   рекомендации  патриарха  Филарета,  отца   царя Михаила Романова, в сентябре 1634г. Савватий был принят на печатный двор справщиком  (на  эту   должность   назначались   самые   образованные   и  надежные люди). В своих посланиях Савватий выступает патриотом, искренне любящим Россию и желающим ей добра. Не случайно эти произведения были включены в детскую   книгу:   они   воспитывали   патриотические   чувства.   Одним   из   первых 11 поэтов для детей был Симеон Полоцкий. Он является выдающимся русским поэтом XVII века, активным деятелем в области просвещения. Его огромное литературное наследие пронизано педагогическими идеями. И это не случайно, ибо   всю   свою   жизнь   он   занимался   педагогическим   трудом.   Поэтому   вполне естественно его участие в создании детской литературы.       В   последние   два   десятилетия   XVII   века   его   дело   было   продолжено соратниками и учениками, из числа которых больше всех сделал для детской литературы   Карион   Истомин.   Одним   из   значительных   произведений   Кариона Истомина является «Книга вразумления стихотворными словесы», посвященная царевичу Петру и поднесенная в день его 11­летия. По своему содержанию и идейному   направлению   это   своеобразная   программа   для   будущего   царя, программа, имеющая просветительский и гуманистический характер. Николай   Иванович   Новиков   сыграл   наиболее   значительную   роль   в   истории русской детской литературы XVIII века. Венцом педагогической деятельности Новикова,   одной   из   самых   ярких   страниц   его   литературной   деятельности   и наивысшей заслугой перед русской детской литературой стало издание первого журнала   для   детей   –   «Детское   чтение   для   сердца   и   разума».   Новиков рассматривал   свой   журнал   как   стимул   для   развития   детской   литературы.   В каждом номере помещались произведения различных жанров: рассказы, шутки, пьесы, сказки и т.д. Большое место занимали научно­популярные произведения для детей, знакомившие их с окружающим миром, с природой, со странами и народами. Познавательные беседы писались ярко, образно, в тоне спокойной и ласковой   беседы,   без   заигрывания   и   сюсюканья.   На   первом   месте   в   статьях Новикова   стояли   идеалы   добра   и   гуманизма,   уважения   к   человеку,   его достоинству, невзирая на сословную принадлежность.[3]Из всех стихотворных жанров в начале XIX века наибольшим успехом пользовалась среди детей басня, т.к. этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях   являются   животные   и   звери.   События   разворачиваются   быстро, содержание басен легко можно пересказать, инсценировать или читать по ролям. 12 После чтения нетрудно проводить беседы морально­нравственного характера. Поэтому педагоги и воспитатели с давних пор широко пользовались басней «для наставления   и   забавы   детей».   Самой   большой   популярностью   среди   русских детей первой половины XIX века пользовались басни И.А.Крылова [5]. Из   всех   русских   писателей   первой   четверти   XIX   века   наибольший   вклад   в детскую   литературу   внес   Василий   Андреевич   Жуковский.   Всю   свою   жизнь выдающийся поэт занимался воспитанием и обучением детей, поэтому любил, понимал   и  знал  их.  Специально   для  детей   В.А.Жуковский   написал   более 20 произведений.   Основное   место   среди   них   занимают   стихотворные   сказки, созданные   на   народные   сюжеты   [10].Сказки   В.А.Жуковского   до   сих   пор   не утратили   своего   эстетического   значения   и   по­прежнему   увлекают   юных читателей.   Уже   более   ста   пятидесяти   лет   духовную   жизнь   русского   народа   нельзя представить   без   А.С.Пушкина.   Имя   Александра   Сергеевича   Пушкина становится  известным   всем   современным   детям  еще   в  дошкольном   возрасте. Сказки   Пушкина   близки   детям,   воздействуют   на   их   нравственность   и   вызывают   восхищение,   настраивают   душу   на эстетические   чувства, гармонический   лад,   создают   настроение   удовлетворенности   и   душевного блаженства,   побуждают   мечтать   и   фантазировать,   не   отрываясь   от   реальной жизни. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей   [12].Не   меньшую   известность   своими   произведениями   заслужил   и П.П.Ершов.   Литературную   известность   П.П.Ершову   принесла   сказка   «Конек­ горбунок». Главным  ее  достоинством  является  ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем, это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из   недр   народа,   не   только   усвоившего   секреты   его   устно­поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух [15]. Все три поэта — Пушкин, 13 Жуковский   и   Ершов   —   пользовались   одними   источниками:   народными сказками.  В конце 20­х и особенно в 30­е годы  20 века в детской поэзии России ведущее место приобретают темы социалистического строительства, покорения природы, формирования   новой   морали.   К   концу   десятилетия,   когда   многие   ощущали предвоенную напряженность, детская поэзия в России стала активно осваивать интернациональную тематику . В детской поэзии 30­х годов появились произведения таких поэтов, как С. Кирсанов («Поэма о Роботе»), А. Твардовского («Ленин и печник»), Б.Корнилов («Как   от   меда   у   медведя   зубы   начали   болеть»),   Э.   Багрицкий   («Смерть пионерки»), З. Александрова («Гибель Чапаева»), О. Берггольц («Пионерская лагерная»,   «Песня   дочери»),   С.   Михалков   («Дядя   Степа»),   А.   Барто   («Над морем звезды»). Детская   поэзия   20—30­х   годов   стала   неотъемлемой   и   органичной   частью художественной   литературы   России,   что   особенно   отчетливо   проявилось   в творчестве К. Чуковского, В. Маяковского, С. Маршака. В   20­е   годы   в   детскую   поэзию   пришли   В.Маяковский,   С.Маршак,   А.Барто, принеся много интересного. В литературе, особенно в детской, должны быть поучительные, воспитательные мотивы.   Доброта,   честь,   верность   слову   и   идеалам   дружбы,   патриотизм, трудолюбие, любовь к природе – качества, которые воспитывают произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Ю. Олеши, Л. Кассиля, С. Михалкова, А. Гайдара, В. Драгунского, Б. Жидкова, Н. Носова, К.Паустовского и др. Книги этих   авторов   обладают   этической   ясностью,   учитывают   возрастные   и психологические особенности ребенка. За последние пятнадцать лет в России образовалась совершенно новая детская литература, которую можно отнести к особому историческому периоду — от начала   перестройки   до   конца   XX   в.,   обозначив   названием   «Постсоветская детская   литература».   Основное   направление,   в   котором   она   развивается,   — 14 свержение   основ   детской   литературы.   Постсоветскую   детскую   литературу характеризует   большое   жанровое   разнообразие,   расширение   сфер   влияния   за счет выпуска автором одновременно с детской книгой телевизионных, видео­ и Интернет­версий текста и безудержная подражательность зарубежным образцам, к которым относятся не только отдельные писатели или произведения, но и целые жанры – такие как «детский детектив», «фэнтези», «роман для девочек», «страшилки».   С   точки   зрения   культуры   постсоветская   детская   литература проигрывает   своим   предшественницам,   не   всегда   обладая   такими   их достоинствами,   как   этическая   ясность,   стилистическая   выдержанность,   учет   возрастных   и обстоятельность   и   подробность   повествования, психологических особенностей ребенка.   В вырвавшейся на свободу постсоветской детской литературе царит абсурд. Язык   этих   детских   книг   изобилует   жаргонными   словечками, словами­«паразитами», просто синтаксическими и грамматическими ошибками.[7]    На современном этапе необходимо четкое видение единой цели воспитания и развития   растущего   человека   искусством,   понимание   того,   что   детская заимствованиями,     иностранными   литература   ­   это   ядро   формирования   человека   «сердечного   ума»   и   «умного сердца». 2.2 Детская поэзия Казахстана В формировании национальной идентичности и осваивания культуры и традиций своего  народа, особенное  место  занимают  в  Республике   Казахстан  казахские стихи   для   детей.   Казахстан   –   государство   со   сложной   историей,   которое пережило   немало   катаклизм   на   своем   историческом   пути,   пока   не   стало республикой. Сегодня эта уникальная страна постепенно становится сильным государством на политической и экономической арене мира, набирает обороты, повышает уровень жизни населения, по некоторым данным оно даже занесено в 15 список "Лучших стран мира". Причем здесь казахские стихи для детей? Притом, что   они   напрямую   влияют   на   формирование   граждан   государства, благоприятствуют тому факту, что ребенок узнает свою страну, ее народные обычаи, ее традиции, он осваивает язык – а с ним и фольклор, и авторские произведения и все поэтическое наследие казахского народа. Конечно, нельзя сказать, что казахские стихи для детей – панацея от всех бед, однако, если правильно и своевременно предоставлять их малышам, они могут сыграть значительную роль в развитии последних, помочь им обрести свое место под   солнцем,   понять   свое   предназначение   и   место   своего   народа   в   мировой культуре. Различаются казахские стихи для детей по нескольким критериям. Прежде   всего,   они   бывают   переводные   и   исконно   казахские.   Переводные, обычно возникают из стихотворений зарубежных авторов (тех же российских или,   например,   английских),   исконно   казахские   –   сразу   пишутся   детскими поэтами на этом языке. И в первом и во втором случае стихотворения имеют большое   значение,   ведь   так   ребенок   знакомится   и   с   родными   сокровищами литературы и с иностранными, охватывая, таким образом, весь комплекс поэзии на казахском. Также выделяют казахские стихи для детей самого маленького возраста для детей постарше. В первом случае стихи могут быть представлены потешками   или   коротенькими   произведениями   о   самых   обычных   и   простых вещах, которые необходимо осваивать детям. Во втором случае – представлены стихи посложнее, которые уже отличаются непростыми рифмами и описанием сложных   феноменов   мира.   Помимо   этого,   казахские   стихи   для   детей   также бывают народные (фольклорные) и авторские. Народные – ближе к душе народа, аутентичнее   ей,   авторские   –   более   отстраненные,   но   зато   более сконцентрированные   не   психологии   ребенка,   а   значит,   могут   быть   более понятными ему. 3 Влияние стихотворений на развитие памяти 16 Среди   проблем,   связанных   с   развитием   памяти   младших   школьников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной   литературе,   оказывающей   огромное   влияние   на   развитие памяти и речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу начальной школы была более   содержательной,   достаточно   точной   и   выразительной,  следует   активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно­иллюстративный материал. И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это   один   из   наиболее   действенных   методов   развития   детей. Заучивание стихотворных   строк   расширяет   кругозор,   учит   восприятию   поэзии, совершенствует   устную   речь,   способствует   формированию   общего   уровня культуры   человека.   Но   самое   главное   – заучивание   стихов   способствует развитию   памяти! А   современные   дети   стихов   учат   мало,   редко   встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая. Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда ребёнок учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры. А  спустя  некоторое   время  полезно  повторять  ранее  изученные  стихи. Такой приём заставляет ребёнка достать из своего «сундучка» знания,  а это развивает долговременную память. Очень   хорошо   сочетать   чтение   стихов   и   какие­то   движения.   Тогда   ребенку можно напомнить движение, а он вспомнит  слова сам. Причем, движения можно подбирать любые, главное, чтобы было легко и интересно. Такие небольшие стихи ­ физминутки   развивают память детей и координацию движений.   Практически   под   любое   детское   стихотворение   можно   подобрать простые движения, которые помогут легче запомнить слова и порядок строк. Дети любят и с удовольствием заучивают стихи классиков детской литературы: 17 Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елены Благининой.   Небольшие   шуточные   стихи   легко   запоминаются   детьми   и развивают их память. Дети легко запоминают динамичные стихи, с простыми конкретными словами, потому   что   так   им   легче   создать   образ   предмета.   Очень   хорошо,   когда   в стихотворении   много   существительных   и   глаголов.   Это   создает   ощущение действия. Существует   несколько   методов   разучивания   стихотворений   младшими школьниками. Это: визуальный, двигательный, слуховой, логический. Возможно пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.  Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией  процесс заучивания стихотворений.                                     4       Правила стихосложения Стихи можно не только читать, их можно также писать. Кто­то пишет красивые стихи, а кто­то только мечтает об этом. Говорят, что для написания стихов нужен талант и нужно вдохновение. Но так ли это, и действительно по­другому нет, ни одного шанса научится писать стихи? На самом деле есть определенные технические   правила,   которые   позволяют   написать   правильные   по   составу стихотворения.   Желательно,   чтобы   стихи   были   написаны   не   просто   так,   а содержали   какие­то   эмоции,   какой­то   смысл.   Лучшие   стихи   пишутся   под большим эмоциональным потрясением. Соблюдайте ритм. Ознакомьтесь с тем, что значит, это понятие и соблюдайте все   правила.   Соблюдать   ритм,   значит   соблюдать   количество   слог   в   строке, лишний слог сбивает ритм. Ритм задается в первых строчках (первые 2 строчки) стихотворения. 18 Соблюдайте   рифму.   Не   рифмуйте   между   собой   глаголы,   будет   лучше,   если рифмовать глаголы с существительными или прилагательными. Применяйте образы и глубокий смысл слов в стихотворении. Ознакомьтесь со стилистическими формами, которые это позволяют делать. Применяйте поэтические приемы. Определите разновидности стихотворений и выберите вид, которого приобретет ваше творение. Примените   одну   из   техник   написания   стихов   (верлибр,   классический   стих, ломаный стих и т.д.) Учтите   требования   к   слогам   поэта.   Любой   поэт   должен   знать   неологизмы, архаизмы, плеоназмы и т.д. Развивайте свою речь, учите как можно больше слов и научитесь выразить свои мысли правильно и красиво.                                         5  Запуск проекта Итак, изучив сведения о том, каким важным и полезным фактором для развития ребенка является изучение стихов: они не только помогают улучшить память, но и расширяют словарный запас, учат восприятию поэзии, дают дополнительные знания   об   окружающем   мире. Выученный   стишок   в   будущем   поможет   ему   в жизни? Ответ прост: надо научить любить стихи и попробовать их сочинять!  1 этап: С 2011 года по 2014 год ежедневно , в течение всего учебного года вести подборку стихотворений и разучивать их. 2 этап:  в течение 4 лет  с помощью психолога вести наблюдение и мониторинг состояния памяти, сделать выводы. 3   этап:  В   2013   ­   2014   учебном   году   вести   работу   по   сочинительству собственных стихов. 19 6 Экспериментальная часть 6.1 Чтение и разучивание стихотворений. В 2010 году я начала учиться в классе предшкольной подготовки.  И с первых дней   учебы,   наша   учительница   Татьяна   Викторовна,   разучивала   с   нами небольшие   стишки.   Мы   наклеивали   их   в     тетрадь,   а   дома   доучивали   с родителями.   За   хорошо   выученное   стихотворение   мы   получали   забавные наклейки.   Нам   это   очень   нравилось.   Мы   соревновались.   Эту   работу   мы продолжили и в 1, и во 2, и в 3 классах. Стихотворения увеличивались в объеме и становились более серьезными.( Приложение 1). Я посчитала: Класс 0 класс 1 класс 2 класс 3 класс Количество стихотворений по программе Количество   дополнительно выученных стихотворений 15 23 27 35 42 54 59 Я   познакомилась   со   стихотворениями     для   детей   русских   поэтов:   А.   С. Пушкина, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. А. Некрасова, И. З. Сурикова, К. Д. Бальмонта, В. В. Маяковского, С. А Есенина, С. Черного, Д. Хармса, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака . Казахских   поэтов:   Н.   Айтова,   М.   Алимбаева,   Ы.   Алтынсарина,   О. Аубакирова,Ш.   Ахметова,   К.   Баянбаева,   С.   Бегалина,   Л.   Дружининой,   А. Дуйсенбиева, С. Жиенбаева. Зарубежных поэтов:  А. А. Милна, Доктора Сьюз, Д. Биссет, Дж.Крюсс. 20 6.2 Определение объема памяти На протяжении 4 лет   со мной работала психолог нашей школы, Папина Т. В. Она определяла объем моей памяти. Для этого она использовала методику Д. Векслера.  (Приложение 2) У нас получились следующие результаты: Год Количество баллов 2010­2011 уч. год 3 балла 2011­2012 уч. год 5 баллов 2012   2013уч.год – 7 баллов 2013   – 9 баллов 2014уч.год Уровень кратковременной памяти   развития низкий средний средний высокий Вывод: повторение и  заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга, повышает уровень развития кратковременной памяти.                                       6.3 Сочинительство собственных стихов. Дело   в   том,   что   поэтическая   речь   кардинально   отличается   от   обычной   ­ разговорной   речи.   Она   насыщена   яркими   образами,   зрелищна,   красочна, фонетически   богата   и   воспринимается,   как   песня.   Ребенок   чувствует   эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие,   легко   запоминающиеся   рифмы,   которые   присущи   всем   детским стихотворениям, позволяют ребенку без особых усилий выучить произведение за несколько повторений. Сначала выучить, а затем и самому попробовать свои силы  в стихосложении.Я не скажу, что у меня получилось все сразу. Много месяцев  мы с мамой играли в рифмы. 21 Двор – забор, петух – лопух, лук – жук – паук….. А затем получились совсем простые стишки: В лесу под берёзой  Грибочек растет. Стоит одиноко И нас с тобой ждёт. Возьмём мы лукошко И сходим в лесок­ На ужин с картошкой Пожарим грибок. Однажды у меня сильно болел зуб и я не хотела ехать к стоматологу. Терпела. А потом все ­ таки поехала. После поездки родилось следующее стихотворение: Не люблю зубных врачей! Не люблю их, хоть убей! А с другой­то стороны­ Понимаю, что нужны. Понимаю, лечат боль, Снимут всю зубную хворь… Но вот стоит к ним прийти, Тут же ведь начнут сверлить… Нужно взвесить «за» и «против», Может можно обойтись. А промаявшись полночи, «Вдруг»  к утру я поняла: У меня уже нет мочи, А боль зубная не ушла… Не люблю зубных врачей, Но вот без них мне тяжелей. Конечно, мне помогает мама. Мне не хватает словарного запаса, и не всегда правильно нахожу рифму(приложение). Вывод: Можно   научиться   писать   стихи,   овладеть   определенными   техническими правилами, можно вложить в них свои эмоции и чувства. Но для того, чтобы стать великим поэтом нужен талант.  Заключение В   процессе   исследовательской   деятельности   мы,  в   течение  4  лет   разучивали стихи. Сделав диагностику кратковременной памяти на начало эксперимента и после   получили   следующие   результаты:   Объем   кратковременной   памяти увеличился. При поступлении в 0 класс наблюдался низкий уровень развития 22 кратковременной   памяти,   в   начале   4   класса   стал   высоким.   Я,     до   начала эксперимента   с   трудом   заучивала   стихотворения,   пересказывала     тексты.   В   легко   запоминаю   тексты   повышенной   сложности,   с начале   4   класса   удовольствием   разучиваю   стихотворения   большого   объема.   Моя   речь   стала осмысленной и правильной.  В течение  6 лет учебы  учусь на хорошо и отлично. Предпочитаю предметы гуманитарного характера. В конце эксперимента, летом 2014 года, я с помощью мамы начала сочинять собственные стихотворения. Вывод: Наша гипотеза подтвердилась: ­ Чтение  и разучивание большого количества стихов улучшает память, делает речь осмысленной и выразительной. ­ Появилась приобретенная способность к сочинительству собственных стихов. Список использованной литературы 1  Арзамасцева И.Н. Литература для детей и школа // Детская литература. –  2000. №3. – С. 69 – 73. 2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. ­ М., 1997. 15. Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения,  прогнозы//Книжное дело. – 2002. ­ №1. – С.60­63. 3. Детская литература/Под ред. Е. Е. Зубаревой. ­ М., 2004. 4. Дьяконова В.П. Социологические исследования в детской библиотеке – ключ  к взаимопониманию// Чтение детей и подростков в конце XX века. – М., 1999. 5. Кириллова И. Что читают наши дети//Библиотечная газета. – 2002. ­ №6. С.3. 6. Михайлова Л.П. Что будут читать дети XXI века//Детская литература. – 2001. ­ №5­6/ ­ C/89­90/ 7. Мотяшов И.Л. Авторитет доброго слова. ­ М., 1975. 8. Приходько В. Поэт разговаривает с детьми (очерки). ­ М., 1980. 9. Проблемы детской литературы / Под общ.редакцией И. П. Лупановой. ­  Петрозаводск, 1989. 23 10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 2002. 11. Путилова Е.О. Очерки по истории критики советской детской литературы.  ­М., 2003. 12. Разгон Л.Э. Мир, в котором дети — не гости. ­ М., 1972. 13. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. ­ М., 1990. 14. Сивоконъ С.И. Уроки детских классиков. — М., 1990. 15. Три века русской поэзии: Школьная хрестоматия/Сост. Банников Н.В. ­ М.,  2000. 16. Энциклопедия. Литература / Под общ.редакцией М. С. Леонова. – М., 2002.  – 320с. 24

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"

Исследовательская работа по теме" Легко ли стать поэтом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018