Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика +1
6 кл
04.06.2018
Использование старинных мер длины связано с тем, что их нередко можно встретить в старинных задачах, сказках, былинах. Не зная толкования этих мер длины, мы не смогли бы разобраться в их значении, содержании. Древние знания и народная мудрость и в настоящее время могут быть очень полезными, ведь часто бывают такие ситуации, когда под рукой отсутствует метр или другие современные приспособления для измерения длины. Данная работа поможет разобраться в старинных мерах длины, узнать их значение.Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины" поможет разобраться в старинных мерах длины, узнать их значение.
Работа Меры измерений.docx
КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ
«БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»
ТЕМА РАБОТЫ «СТАРИННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РУСИ И
У РАЗНЫХ НАРОДОВ»
Россия, Алтайский край, село Камышенка
Автор:
Алексеенко Софья Андреевна, 6 класс
КАМЫШЕНСКАЯ СОШ ФИЛИАЛ МКОУ
«ЧИСТООЗЕРСКАЯ СОШ ЗАВЬЯЛОВСКОГО
РАЙОНА»
Научный руководитель:
Кривошеева Наталья Юрьевна, учитель физики
1 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
Введение ………………………………………………………………………………..2
Основная часть работы ………………………………………………………………..3
2.
2.1. Теоретическая часть …………………………………………………………………….. .6
2.1.1. История возникновения мер длины..……………………………………………………6
2.1.2. Старинные русские меры длины.……….………………………………………………7
2.1.3. Малые старинные меры длины на Руси……………………………………………….8
2.1.4. Большие старинные меры длины на Руси …………………………………………….9
2.1.5. Меры длины у разных народов ………………………………………………………..10
2.1.6. Необычные способы измерений ……………………………………………………….11
2.2. Практическая часть ………………………………………………………………………11
2.2.1. Анкетирование ……………………………………………………………..……………11
2.2.2. Проведение экспериментальных измерений…………………………………………..12
3. Заключение…………………..……………………………………………………………..15
4. Использованная литература……………………………………………………………….17
5. Приложения…………………………………………………………………………………18
2 Введение.
Современные люди при обозначении тех или иных мер измерения пользуются только
современными терминами. Это нормально и естественно. Однако при изучении истории или
при прочтении литературных произведений мы нередко сталкиваемся с такими словами,
как «пяди», «аршины», «локти» и т. д. Так же о старинных мерах длины мы узнали из
занятий по внеурочной деятельности «Введение в физику». И такое употребление
терминов также является нормальным, так как это не что иное, как старинные меры
измерения. Я считаю, что эти термины должен знать каждый. Почему? Вопервых, это
история наших предков. Вовторых, подобные знания являются показателем нашего
интеллектуального уровня. Интерес к прошлому, обостренное восприятие истории и
культуры своей страны стали характерными признаками современного общества. Для того,
чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая
его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что для нас значит наследие великой Руси.
Ведь человеку всегда было что измерять. Как только люди научились разговаривать,
считать, добывать, обмениваться, им понадобилось измерять то, чем они владеют. И вот
тут возник вопрос: как и чем измерять и как называть это? Прошло несколько тысяч лет,
пока возникли современные единицы измерения, к которым мы привыкли.
Во всем мире на сегодняшний день работают десятки тысяч единиц измерения. Я
решила узнать историю возникновения и употребления некоторых из них. Меня интересуют
меры длины, которые были когдато в хождении на Руси и у других народов. В истории мер
всегда отражается история взаимоотношений народов. Первоначально каждый народ
принимал свою меру. Потом в процессе исторического развития они переходили к другим
народам. В первую очередь, это происходило в результате войн. Но не
только побежденные народы принимали культуру победителей, сами победители многое
заимствовали из культуры побежденных. В числе этих заимствований и различные системы
мер этих стран.
Ранее всего люди стали измерять длину, расстояние. Еще в древнем Египте
занимались геометрией – «землю мерили». Что находилось под руками и ногами – ими и
измеряли. Разные народы называли меры поразному, но суть от этого не менялась. Многие
единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения
различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может
пользоваться ими в любых условиях.[1]
3 Исследуемая тема является достаточно изученной, но информацию по данному
вопросу можно встретить, в основном, в литературе по истории или в сказках, пословицах,
народных преданиях.
Цели исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси и у разных
народов в старинные времена и как они используются в настоящее время, изучить историю
мер длины и расширить знания о единицах длины.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу;
2. Найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
3. Провести опрос учащихся школы, чтобы выяснить, знают ли в настоящее время учащиеся
старинные меры длины;
4. Провести эксперименты: измерить меры длины, используя современные единицы
измерения, вывести средние значения и сравнить со старинными мерами длины; измерить
длину спортзала и перевести длину в старинные меры: футы, аршины (шаги), сажени.
5. Сделать вывод на основе обобщенного анализа имеющихся знаний с полученными
данными.
Обоснование актуальности темы: вопрос о значимости единиц измерения всегда
актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой
деятельности.
Постановка проблемы: использование старинных мер длины связано с тем, что их
нередко можно встретить в старинных задачах, сказках, былинах. Не зная толкования этих
мер длины, мы не смогли бы разобраться в их значении, содержании. Древние знания и
народная мудрость и в настоящее время могут быть очень полезными, ведь часто бывают
такие ситуации, когда под рукой отсутствует метр или другие современные
приспособления для измерения длины.
Объект исследования: старинные меры длины.
Предмет исследования: способ измерения мер длины, способы перевода старинных
мер длины с помощью современных единиц измерения.
Гипотеза исследования: старинные меры длины утратили свою значимость по
причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.
4 В работе применялись следующие методы исследования: поиск информации, ее
обработка и анализ, опрос школьников, измерения, сравнение и обобщение полученных
результатов исследования.
Новизна: Использование старинных мер длины в измерениях и их перевод в
современные меры выступает как педагогическое средство мотивации расчетной учебной
деятельности школьников.
Теоретическая значимость работы: знание мер длины способствует развитию
логики и абстрактного мышления, помогает расширить кругозор, смотреть на измерения
подругому, способствуют познанию физики и математики.
Практическая значимость работы: данная работа может быть использована как
информационносправочный материал для учителей, родителей и учеников, изложенный в
ней материал может быть использован на занятиях по физике, математике при составлении
и решении расчетных задач.
Срок выполнения работы: сентябрь 2017февраль 2018 гг.
5 2.Основная часть работы
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. История возникновения мер длины.
Человеку в процессе жизнедеятельности приходилось делать различные измерения.
Например, любые расстояния определялись переходами, или шагами. Старинные меры
измерения, касающиеся роста человека или уточнения количества ткани, соответствовали
длине пальца или сустава, размаху рук и т. д., то есть всему тому, что являлось
своеобразным измерительным прибором, всегда находящимся при себе. Об очень
интересных способах определения длины нашими предками мы узнаем из летописей и
старинных грамот. Это и «вержение камня», то есть его бросок, и «пушечный выстрел», и
«перестрел» (дальность полета стрелы), и многое другое. В разных странах единица
измерения обозначала расстояние, на котором еще был слышен крик того или иного
животного. Это был «петушиный крик», «бычачий рев» и т. д. Интересная мера длины
существовала у народов Сибири. Ее называли «бука», и подразумевала она под собой то
расстояние, на котором у человека зрительно в единое целое сливались рога быка. Из
дошедших до нас летописей можно сделать вывод о том, что старинные меры измерения на
Руси появились в 1112 веках. Это такие единицы, как верста, сажень, локоть и пядь.
Однако в те времена придуманные человеком способы определения длины были еще
крайне неустойчивы. Они несколько различались в зависимости от княжества и постоянно
изменялись во времени. [4]
Старинные меры измерения физических величин были не совсем точными. Это же
касается и определения длины шагами. Такую единицу использовали еще в Древнем Риме,
Древней Греции, Персии и Египте. Человеческим шагом, средняя длина которого
составляет 71 см, определяли даже расстояния между городами. Подобная единица
используется и в наши дни. Однако сегодня специальные приборы шагомеры определяют
не расстояние, а количество шагов, пройденных человеком. Мерой длины, которая
использовалась в странах Средиземноморья, служила единица, называемая стадий.
Упоминание о ней можно найти в рукописях, датируемых первым тысячелетием до н. э.
Стадий был равен расстоянию, пройденному человеком в спокойном темпе от рассвета до
6 того момента, когда солнечный диск полностью покажется над горизонтом. По мере
развития общества людям стали необходимы более крупные величины. В связи с этим
появилась древнеримская миля, равная 1000 шагам. Старинные меры измерения длины
различных народов отличались друг от друга. Так, эстонские моряки определяли
расстояние трубками. Это был путь, пройденный кораблем в течение времени выкуривания
полностью набитой табаком трубки. Эта же мера длины у испанцев назвалась сигарой.
Японцы определяли расстояние «лошадиными башмаками». Так назывался путь, который
могло пройти животное до полного истирания соломенной подошвы, заменявшей ему
подкову.
Развитие человеческого общества невозможно без постижения искусства счета.
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это строители,
архитекторы, ученые, портные, изобретатели и школьники. В обычной жизни мы
сталкиваемся с мерами длины ежедневно. Не задумываясь, производим различные
вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и
понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси? Почему мы не используем старинные
единицы измерения длины в наше время? [2]
2.1.2. Старинные русские меры длины
В древности люди производили измерения длины с помощью органов своего собственного
тела.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
7 Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой
измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может
пользоваться ими в любых условиях.
Рассмотрим старые меры, упоминания о которых встречаются в нашей речи.[5]
2.1.3. Малые старинные меры длины на Руси
Название
точка
значен
ие
0,254
мм
11 мм
2,5 см
4,5 см
2см
6-8 см
9 см
19 см
22-23
см.
27-31
см
38 -
46см
линия
ноготь
дюйм
вершок
перст
ладонь
коршок
пядь
малая
пядь
великая
пядь с
кувырком
локоть
неполный
локоть
двухладон
ный
(большой)
локоть
аршин
шаг
бадог
(батог)
2,54 мм очень маленькая старинная единица длины,
описание
самая маленькая мера длины в Русской и
старорусской системах мер. Все остальные
меры длины кратны точке или, по крайней мере
– должны быть кратны точке, как единице
измерения длины
равная ширине пшеничного зерна.
Четыре ногтя равнялись одному вершку.
Такое название закрепилось за меркой,
первоначально равной длине фаланги
большого пальца
Старинная русская мера длины, равная ширине
двух пальцев (указательного и среднего).
старинное название указательного пальца руки
1/6 часть локтя
Равен ширине кулака, происходит от слова корх
(кулак).
Расстояние между концами вытянутых
большого и указательного пальцев руки
Расстояние от конца вытянутого мизинца до
конца большого пальца.
Пядь с прибавкой двух суставов указательного
пальца.
Расстояние от конца вытянутого среднего
пальца руки до локтевого сгиба
Расстояние от локтя до конца сжатого кулака
Расстояние от локтя до конца среднего пальца и по ладони
до запястья.
71,12с
м
71 см
1,06 м
Длина всей руки (от персидского арш – локоть).
Счёт производился парами шагов взрослого
человека.
Ходовая мера, использовалась при
строительных работах, ½ часть сажени.
(Приложение 1)
8 2.1.4. Большие старинные меры длины на Руси
Название
сажень
маховая
сажень
косая
сажень
верста
(поприще)
коломенск
ая верста
межевая
верста
миля
описание
значен
ие
152 см Расстояние между большими пальцами
вытянутых в противоположные стороны рук
человека
176 см Расстояние между кончиками средних пальцев
вытянутых в противоположные стороны рук
человека среднего роста
216 см Расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего
человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой
(правой) руки.
городовая – 284 см 8 мм
без названия – 258 см 4 мм
великая – 244 см
греческая – 230 см 4 мм
казённая – 217 см 6 мм
царская – 197 см 4 мм
церковная – 186 см 4 мм
народная – 176 см
кладочная – 159 см 7 мм
простая – 150 см 8 мм
малая – 142 см 4 мм
дворовая (мостовая) сажень 1, 34 м.
Русская путевая мера. Верста - от слова
вертеть. Первоначально - расстояние от одного
поворота плуга до другого во время пахоты.
Шутливое название очень высокого человека.
1066,8
м
2,13 км Существовала на Руси до 18 века для
определения расстояния между населенными
пунктами и для межевания.
7,47км Русская мера длины (от латинского слова миля
- тысяча (шагов). Использовалось как единица
для измерения больших расстояний.
2.1.5. Меры длины у разных народов
Древние египтяне, например, использовали три основные единицы длины: локоть,
ладонь и палец, связанные между собой соотношением 1 локоть = 6 ладоням = 24 пальцам.
Строители египетских пирамид эталоном длины тоже считали локоть (расстояние от локтя
до конца среднего пальца), древние арабы – волос из ослиной морды, англичане до сих пор
9 пользуются королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным
длине ступни короля. Длина фута была уточнена с введением такой единицы длины как
шток. Это “длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье”.
Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви
выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться 30 см 5 мм. Английский ярд
также связан с размерами человеческого тела. Данная мера длины была введена королем
Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего
пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд удлинился, так как
новый монарх был более крупного телосложения. Такие изменения длины создавали
большую путаницу, поэтому король Генрих I узаконил постоянный ярд и приказал
изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 91
см). Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца (в
переводе с голландского дюйм означает большой палец). Длина дюйма в Англии была
уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и
поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно,
что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями.[6] (Приложение 5, 6)
В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено,
что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии –192 м 27 см. Эта мера
была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние,
которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого
луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над
горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.
Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и
других больших расстояний шаг был слишком малой мерой, поэтому была введена мера
трость или двойной шаг, а затем и двойная трость, или перша. В морском деле трость
называлась штоком. В Англии была и такая мера, как хорошая палка пахаря, длина которой
12–16 футов. В Риме вводится мера равная тысяче двойных шагов, получившая название
миля (от слова милле, милиа– тысяча).[3]
2.1.6. Необычные способы измерений
У наших предков были и весьма необычные способы измерения. У славян была
такая мера длины, как “вержение камня”– бросок камнем, “перестрел” – расстояние,
которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: “ Печенегия
10 отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от
мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути”. В старинных грамотах о
пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все стороны на бычачий рев”, это
значило – на расстояния, с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других
народов – “коровий крик”, “петушиный крик”.
Мерой служило и время “пока закипит котел воды”. Эстонские моряки говорили,
что до берега еще “три трубки” (время, затраченное на выкуривание трубок). “Пушечный
выстрел” – тоже мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и
обували их соломенными подошвами, появилась мера “соломенный башмак” – расстояние,
на котором этот башмак изнашивался. В Испании известна мера расстояния – сигара: путь,
который может пройти человек, куря сигару. В Сибири в стародавние времена
употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает
видеть раздельно рога быка. [6] (Приложение 7)
2.2. Практическая часть
2.2.1. Анкетирование
Мы решили выяснить, что знают о мерах длины ученики нашей школы. Провели
анкетирование. В анкетировании приняли участие 31 ученик.
Мы провели следующий опрос.
1.
А. Да
2.
Знаете ли вы современные меры длины?
Б. Нет В. Не знаю
Назовите старинные меры длины, известные вам.
3.
4.
Какие меры длины вам встречаются чаще?
Хотите ли вы научиться переводить старинные меры длины в
современные?
А. Да.
Б. Нет В. Не знаю.
5. Встречались ли вам задачи со старинными мерами длины?
А. Да; Б. Нет; В. Не знаю.
6. На каких уроках вам встречаются меры длины?
7. Знание мер длины и способов перевода в современные помогает в учебе?
А. Да.
Б. Нет. В. Не знаю
(Приложение 9).
11 Вывод. Из опроса видно, что почти все опрошенные знают современные меры
длины: да – 28 (90,2%), нет 2 (6,5%), дал ответ «не знаю» 1 респондент (3,3%).
Называют в основном следующие старинные меры длины: аршин –14 учеников
(45%), дюйм 4 ученика (13 %), вершок – 10 учеников (32 %), локоть – 3 ученика (9,7%),
верста – 8 учеников (25,8 %), сажень – 6 учеников (19,4 %). На вопрос «Какие меры
длины вам встречаются чаще?» из 31 опрошенного ответили: сантиметры 14
учеников (45%), метры 27 учеников(87%), километры 20 учеников (64,5%), миллиметры
7 учеников (22,6%), дециметры 6 учеников (19%). На вопрос: «Хотите ли вы
научиться переводить старинные меры длины в современные?» получили такие
ответы: да 15 учеников (48%), нет 16 ученика (52%), не знаю – 0 учеников (0%). На
вопрос: «Встречались ли вам задачи со старинными мерами длины?» да 18
учеников (58%) , нет 12 ученика (39%), не знаю 1 ученик (3%). На вопрос «На каких
уроках вам встречаются меры длины?»: на физике – 19 учеников , 61% , на
математике 23 ученика , 74%, на информатике 2 ученика (6,5%), на физкультуре 2
ученика, 6,5%, на биологии – 3 ученика, 9,7%, были единичные ответы на уроках истории,
литературы, технологии, химии, географии. На вопрос «Знание мер длины и способов
перевода в современные помогает в учебе?» дали такие ответы: да 26 учеников(83,8%),
нет 3 ученик (9,7%), не знаю 2 ученика (6,5%). Из полученных данных видно, что
большинство учащихся знают современные единицы длины, знакомы с некоторыми
старинными мерами длины, в основном это аршин, вершок, верста и сажень. Больше всего
работают с мерами длины на уроках физики, математики. Хотят научиться переводить
старинные меры длины в современные половина респондентов.
2.2.2. Проведение экспериментальных измерений
В ходе проведения эксперимента мы измерили старинные меры длины у людей
разного возраста, роста, телосложения, вычислили средние значения этих величин и
сравнили их с приблизительными значениями, нашли разницу между этими значениями, она
оказалась незначительной, но чем больше величина, тем больше разница между значениями.
Измеряем
ый
Верш
ок
Фу
т
Мал
ая
пядь
Велик
ая
пядь
Локо
ть
Больш
ой
локоть
Арш
ин
Махов
ая
сажень
Коса
я
саже
нь
Локот
ь
с
кулако
м
12 19
17,5
21
20
17,5
19,5
17,5
19,5
15,7
16,8
14
16
18
21
16,5
18,5
16,5
18
19
20,5
23
19
21
19
Вел
и
кая
пяд
ь
23
30
25
25
23
21,
5
24
25
27
28
24
25
24
42
37
34
32
49
43,5
43,5
38
32,5
39,3
69
63
64
56
55
184
78,5
72
167
72,5
170
64
154
64,7
143
34
37
37
40
35
40
33
39
40
45
49
42
47
42
56,5
66
58
63
68
58,5
65
53
68,5
76
77
73
74
69
154
156
174
180
164
178
162
226
211
214
186
190
194
198
220
235
205
223
200
Фут Локот
ь
с
кулако
м
Локо
ть
Больш
ой
локоть
Арши
н
Махов
ая
сажень
Косая
сажень
30,48
38
46
54
71,12
176
216
Учитель
физры
Учитель
биологии
Учитель
математ.
Учитель
физики
Ученик 5
кл
Ученик 6
кл
Ученик 7
кл
Ученик 8
кл
Ученик 9
кл
Ученик 10
кл
Ученик 11
кл
Мои
данные
5,5
4,5
4,7
4,5
4,8
4,5
5
4,8
5
4,3
4,8
4
Характери
стика (см)
Верш
ок
Мала
я
пядь
4,5
19
Приблизит
ельное
значение
величины
Среднее
арифметич
еское
Разница
между
средним
значение и
приблизите
льным
4,70
17,31
19,6
9
25,13
36,13
43,11
60,75
71,27
165,50
208,50
0,20
1,69
3,31
5,36
1,88
2,89
6,75
0,15
10,50
7,50
13 Мы также измерили длину спортивного зала, выразили его длину через принятые
значения старинных мер длины, через мои индивидуальные меры и через средние значения,
полученные при измерении людей.
Локоть Аршин Махо
Длина
спортза
ла, см
1740
Меры
принятые
Мои меры 1740
1740
Средние
значения
мер
Длина
спортза
ла, м
17,4
Вершок Пядь Фут
386,7
97
57
17,4
17,4
435
370
105,5
100
72,5
69
46
41
40
24
25
24
вая
сажень
9,9
10,7
10,5
Косая
сажень
8
8,7
8,3
Из проведенных измерений вытекают следующие выводы: старинные меры длины
зависят от индивидуальных размеров человека, чем человек больше, тем больше его меры
длины, с ростом человека меры длины тоже растут, но если человек не растет, то и меры
длины становятся постоянными и их можно использовать для измерений.
3.Заключение
Считаю, что проведенная мною работа интересна в познавательном отношении. Я
ближе познакомилась со старинными русскими единицами измерения, узнала, где они
применяются. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них
фигурируют в литературных произведениях, исторических памятниках. Они заложены в
старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных кушаний. Меры жили,
иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это
история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, развития математики, а в
конечном итоге – это часть истории человечества.
Точка, линия и ноготь,
14 дюйм, вершок, ладонь, коршок,
пядь от малой до великой,
пядь с кувыркой, локоток,
локоть малый и большой,
есть аршин, он тот же шаг,
есть еще батог, сажень маховая и косая,
есть еще городовая, без названья, великая,
греческая, царская, церковная, простая,
есть еще верста иль поприще,
коломенская, межевая,
ну а самая большая – миля, даже есть морская!
Эти меры если знать,
старинные задачи легко будешь решать,
на олимпиадах побеждать!
Отошли в прошлое русские пяди и сажени, английские футы и ярды. Сегодня метр
победоносно шагает по свету, утверждая удобную, а главное, единую для всех систему
единиц. Думаем, следующее наше исследование, касающееся измерений, будет не менее
интересным и познавательным.
Наша работа актуальна и интересна потому, что заставляет учащихся не только
обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и
использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика,
физика, информатика.
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были
связаны с частями тела человека;
• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер
длины;
• в ходе эксперимента мы пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер
длины оказываются неточными, они неудобны для измерений;
15 • выполнив все задачи нашего исследования, можно сказать, что наша гипотеза
подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей
неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.
Использованная литература
1. Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953.
2. Клименченко Д. Величины и их измерение. //Н. Ш., № 6, 1990
3. Романовский Б. В. «С метром по векам». Л.: Детская литература, 1985
4.
Шабалин С.А."Измерения для всех”. М.: Издательство стандартов, 1991
Интернетресурсы
5. http://mer.kakras.ru/
6. http://fb.ru/article/225613/starinnyiemeryiizmereniyadlinyiploschadimassyi
znacheniestarinnyihmerizmereniyavelichinnarusi
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_система_мер
8. https://yandex.ru/images/search?p=1&text
16 5. Приложения.
Приложение 1
Рис. 1 Малые старинные меры длины [7]
Приложение 2
17 Рис. 2 Виды саженей [8]
Приложение 3
Рис. 3 Верста [8]
Приложение 4
Рис. 4 Верста коломенская [8]
Приложение 5
18 Рис. 5 Египетские меры [8]
Приложение 6
Рис. 6 Английские фут и ярд [8]
Приложение 7
Рис. 7 Любопытные способы измерений: перестрел, бычащий рев, вержение камня, бука.[8]
Приложение 8
Таблица 1:
Вопрос
1.
Знаете ли вы 28 ученика, 90,2%
Да
Нет
2 (6,5%)
Не знаю
1 (3,3%).
19 современные меры
длины?
2. Назовите
старинные меры
длины, известные
вам.
3. Какие меры
длины вам
встречаются чаще?
4. Хотите ли вы
научиться переводить
старинные меры
длины в современные?
аршин –14 учеников (45%),
дюйм 4 ученика (13 %),
вершок – 10 учеников (32 %),
локоть – 3 ученика (9,7%),
верста – 8 учеников (25,8 %),
сажень – 6 учеников (19,4 %).
сантиметры 14 учеников (45%),
метры 27 учеников(87%),
километры 20 учеников (64,5%),
миллиметры 7 учеников (22,6%),
дециметры 6 учеников (19%).
да 15 учеников (48%)
нет 16 учеников
(52%)
Не знаю, 0, 0%
5. Встречались ли
да 18 учеников (58%)
нет 12 ученика
не знаю 1 ученик
(39%),
(3%).
на физике – 19 учеников , 61% ,
на математике 23 ученика , 74%,
на информатике 2 ученика (6,5%),
на физкультуре 2 ученика, 6,5%,
на биологии – 3 ученика, 9,7%,
да 26 учеников(83,8%)
нет 3 ученик
(9,7%)
не знаю 2 ученика
(6,5%)
вам задачи со
старинными мерами
длины?
6. На каких уроках вам
встречаются меры
длины?
7. Знание мер длины и
способов перевода в
современные
помогает в учебе?
20
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.