Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Оценка 4.9

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
11 кл
14.02.2017
Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Имена многих из наших прославившихся земляков увековечены в истории Саратова и Саратовской области. В честь знаменитых людей названы улицы, воздвигнуты памятники, открыты памятные доски и таблички. Неразрывно связана с Саратовским краем судьба Николая Гавриловича Чернышевского, революционера - демократа, писателя, литературного критика. В прошлом году я впервые открыла для себя много удивительного, познакомившись с жизнью и творчеством Н. Г. Чернышевского. Желание узнать как можно больше о писателе - земляке руководило мной во время поездки в Саратов, при посещении музея - усадьбы знаменитого писателя.
Документ Microsoft Office Word (2).docx
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области» Муниципальный этап VIII Областной научно ­ практической конференции «Литературное краеведение глазами школьников» Секция: «Художественное мастерство писателей Поволжья»   Творческая работа: «Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Выполнила: Дзергун Оксана,  учащаяся 11 класса 2017  год          Имена многих из наших прославившихся земляков увековечены в истории Саратова и Саратовской области. В честь знаменитых людей названы улицы,   воздвигнуты  памятники,  открыты  памятные доски и таблички.       Неразрывно   связана   с   Саратовским   краем   судьба   Николая Гавриловича   Чернышевского,   революционера    ­   демократа,  писателя, литературного  критика. В   прошлом   году   я   впервые   открыла   для   себя   много   удивительного, познакомившись   с   жизнью   и   творчеством   Н.   Г.   Чернышевского. Желание узнать как можно больше о писателе ­ земляке руководило мной   во время поездки в Саратов, при посещении   музея ­ усадьбы знаменитого писателя.  В Саратове многие места напоминают нам о славном сыне Родины. К числу памятных мест, связанных с именем Чернышевского, относится дом его отца на бывшей Большой Сергиевской улице, «родное гнездо орла»,   по   выражению   К.   Федина.   В   этом   доме   Николай   Гаврилович родился и провел свои молодые годы (ныне улица Чернышевского,142). На фасаде дома установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме 24 июля 1828 года родился и жил до 1853 года великий русский революционер ­ демократ Николай Гаврилович Чернышевский». «Я родился в Саратове,­ писал Чернышевский, ­ губернском городе на Волге, 12 июля 1828 г. До 14 лет я учился в отцовском доме. В 1842 году поступил в низшее отделение (риторический класс) Саратовской духовной семинарии и учился в ней прилежно». Из 61 года своей жизни более   20   лет   Чернышевский   провел   в   родном   городе.   В   это   время формировался   характер   молодого   Чернышевского,   здесь   начало складываться   его   мировоззрение,   накапливались   первые   жизненные впечатления. Он расспрашивал отца, священника, часто ездившего по Саратовской губернии, о жизни крестьян. С интересом слушал рассказы старших о крестьянских вождях Степане Разине, Емельяне Пугачеве, Федоте Богомолове, поднимавших народ на борьбу против угнетателей, о крестьянских бунтах в губернии. Проводя   свободное   время   на   берегу   любимой   Волги,   Чернышевский наблюдал жизнь и быт простых людей, тяжелое и бесправное положение тружеников великой русской реки. Эти картины проникали глубоко в сознание   будущего   писателя,   возбуждали     жгучий   протест   против рабской доли народа, жажду борьбы за его освобождение. Именно на Волге у Чернышевского родилась вера в могучую силу народных масс. С 1920 года дом, в котором родился и рос   Чернышевский, объявлен национальным   достоянием   республики.  Так     было   положено     начало созданию   Государственного   Дома  ­   музея   Н.  Г.  Чернышевского.   Его директором   на   протяжении   40   лет   (до   1975   года)   работала   внучка писателя Н. М. Чернышевская. К юбилеям   со дня рождения   в музее открывается  мемориально ­ бытовая  экспозиции «Н. Г. Чернышевский в Саратове».         Все, что мне посчастливилось увидеть в музее, принесло радость узнавания, радость встречи с великим саратовцем.  Осмотр комнат дает возможность   ознакомиться   с   воссозданной   обстановкой   быта   семьи Чернышевских первой половины 19 века. В экспозиции представлены книги   из     библиотеки   Чернышевского,   подлинные   предметы   быта, обстановка рабочего кабинета, «синей гостиной», где семья собиралась за чтением книг и журналов.             Экскурсия   произвела на меня сильное впечатление, настолько серьезное, что я решила исследовать тайны художественного мастерства Н. Г. Чернышевского.     Великого писателя саратовцы называют пламенным патриотом своей Родины, ученым, мыслителем, по праву гордясь тем, что он  родился и вырос в Саратове.           Жизнь   Чернышевского     ­   человека   величайшего   мужества     и неугасимой   мысли   ­   это   подвиг   служения   народу,   замечательная страница демократических традиций прошлого. Одной из отличительных черт художественного мастерства  Чернышевского является использование фактов и событий из хроники  Саратова. Богатый материал, впечатления, полученные в Саратове, ­   основа всех его крупных  творческих  замыслов ­ романов: «Что  делать?», «Пролог», «Автобиография», повестей: «Тихий голос»,  «Отблески сияния», «Старина», рассказов:«Приключения друга»,  «Покража». Художественное творчество Н. Г. Чернышевского представляет собой  своеобразный феномен в русской литературе – как по условиям, в  которых писатель создавал свои произведения, так и по особенностям  их жанра, стиля и восприятия читательской аудиторией. В своих   произведениях  Чернышевский предстает как автор, которому присуща  яркая индивидуальная манера.      Единственным дошедшим до нас в завершенном виде и опубликованным целиком при жизни писателя беллетристическим произведением  Чернышевского является его роман «Что делать?» (1863).  Произведение, тесно связанное с русской реалистической литературой  эпохи, в частности с тургеневским романом, рисовавшим «быстро  изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя»  (Тургенев), вместе с тем находилось в органическом родстве с широкой традицией европейского философско­утопического романа. Утопия составляла неотъемлемую часть мировой культуры на  протяжении многих веков. В утопических произведениях выражалась  стихийная вера в прогресс, в необходимость и неизбежность  усовершенствования общества и личности человека. Термин «утопия»,  обозначающий иллюзорный общественный идеал и литературное его  воплощение, произошел от названия идеального островного государства «Утопия», описанного английским мыслителем и политиком Томасом  Мором в XVI веке (от греч. ои – отрицание «нет», topos – место, т. е. не  имеющее места, не существующее). Литературные утопии рисуют  картины жизни совершенного общества, где созданы условия для  благоденствия людей, и внушают уверенность, что подобный порядок  осуществим и даже где­то существует. Утопическая литература всегда  была связана с философией и наукой эпохи. Она сродни научной  фантастике: в лучших ее произведениях звучит надежда на творческие  силы человечества. Поэтому великие утопии, которые создавались  философами и художниками, имеют непреходящее значение.   Но огромная сила внушения, которая исходила от утопий, побуждала  их критиков предостерегать общество от увлечения идеальными  проектами и от попыток воплощения их в жизнь. В моменты  исторических кризисов и общественных разочарований возникали  многочисленные антиутопии, предупреждавшие об опасности  энтузиазма фанатиков, воспринявших фантастику как программу  действий. «Что делать?» Чернышевского, безусловно, принадлежит к числу  великих утопий. Находясь в Петропавловской крепости, изолированный от друзей, он вел героическую борьбу со следственной комиссией  сената и со стоящим за нею правительством,  устроившим политический процесс против него. Подобно своему предшественнику по судьбе  итальянскому социалисту­утописту XVI – начала XVII столетия  Томмазо Кампанелле, Чернышевский испытал в заключении подлинный  творческий подъем и сумел, обманув бдительность тюремщиков,  выразить в книге свои идеалы, а затем, вступив в контакт с читателями,  доказать своим гонителям, что воля творческой личности и мысль не  могут быть порабощены. Самый факт своего ареста, произвола властей Чернышевский  использовал как средство воздействия на читателей. Голос из­за  тюремной решетки, утверждавший: «Будущее светло и прекрасно»,  призывавший молодых людей верить в разум человечества и жить во  имя будущего: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,  приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете  перенести» – звучал особенно убедительно. Виртуозное владение  искусством общения с аудиторией помогло писателю не только «объясниться» с читателями­друзьями, довести до их сознания свой  замысел, но и провести сквозь рогатки цензуры «крамольное»  произведение. Чернышевский учитывал психологию восприятия  литературного текста и рассчитал, что чиновники III отделения и цензор получат роман по частям, тогда как читатель сможет перечитать его  целиком и в свете последующих эпизодов переосмыслить  предыдущие.  Текст романа пронизан «отсылками» к предыдущим эпизодам и  намеками на последующие. Сложное построение, необычное для  произведений современной Чернышевскому литературы, сдвиги  временных пластов, обилие загадочных, не всегда до конца  разъясняемых эпизодов, вынесенный вперед и поставленный перед  предисловием эпизод из середины романа – все это настраивало часть  публики на разгадывание авантюрного сюжета. Для другой части, в  особенности для читателей «Современника», привыкших к стилю  Чернышевского­публициста, более значимыми оказались иронические  интонации писателя, иносказания, намеки. Такие читатели  расшифровывали тайнопись, истолковывали подтекст, между строк  прочитывали завуалированные мысли автора. Подтекст помогал понять, что политический и философский пласт повествования составляет  душу романа, повествующего о новом историческом типе – разночинце,  демократе, радикале по политическим убеждениям, материалисте по  философским взглядам. Называя своих героев «новыми людьми»,  Чернышевский связывает их особенности со спецификой исторического момента. Писатель из­за стен крепости перехватил инициативу в споре о «нигилизме»: он противопоставил нападкам на «нигилистов» и  бездоказательному осуждению молодого поколения демократов рассказ об их идеалах, трудах, их этике.   Реакционеры использовали в борьбе с демократией созданный  Тургеневым в сурово­реалистической манере образ «нигилиста»  Базарова (роман «Отцы и дети»). Чернышевский, как и Тургенев,  характеризует современность через порожденный ею тип человека –  идеолога; как Тургенев, он связывает возникновение и развитие этого  типа с конкретной исторической ситуацией, приветствует новизну и  выявляет ее высокие «идеальные черты». Но он прогнозирует будущую  жизнь наблюдаемого им современного типа, которому предрекает  длительный исторический путь с взлетами, падениями, временными  исчезновениями и возвращениями на политическую арену. Таких  прогнозов Тургенев никогда не делал. Автор «Что делать?» нигде не  называет своих героев «нигилистами», он подчеркивает в качестве  определяющей черты нового поколения демократов не нигилизм как  отрицание ради отрицания (от лат. nihil – ничего), а созидательную  активность. Однако сам характер деятельности героев его романа  неотделим от неприятия ими современных форм социального быта, от решимости игнорировать и  упразднить этот порядок.         Определение задач, которые стоят перед молодежью, желающей  активно содействовать обновлению, идеалы современного деятеля и  картины будущего общества составляют  особый пласт повествования.  Этот пласт содержания романа  явно обращен к читателю­другу,  который ждал от Чернышевского совета и которому Чернышевский  указывал, во имя чего и как жить, трудиться и бороться.   его   возможность   и   плодотворность,   вызывает      Художественное мастерство писателя  заключается в том, что роман «Что делать?»   представляет   собой   «мысленный   эксперимент»,   описание   опыта воплощения   социалистических   идей   в   условиях   современной   писателю России. Чернышевский беседует  со своим читателем как философ, социолог, историк,   «добрый   учитель».   Он   представляет   живые,   как   бы   списанные   с натуры,   картины   социалистических   преобразований   (семья,   в   которой полностью   соблюдается   равноправие   и   независимость   мужа   и   жены, организация   мастерских   на   артельных   социалистических   началах,   бытовой коммуны,   "университета",   общеобразовательных   курсов   для   работниц), подробно   разъясняет,   каким   образом   "ставился"   тот   или   другой   опыт, доказывает     молодых современников   на   попытки   проверить   и   продолжить   эксперимент.  Дух эксперимента характерен для всего повествования. Самый тон, которым говорится   о   героях,   подчас   как   бы   подчеркивает   условность   их характеристик,   целенаправленность   и   прикладное   значение   рассказа   о событиях их жизни – автор останавливает свое внимание только на тех чертах, которые   нужны   ему   по   ходу   рассуждений.   Известная   доля   условности, упрощенности присуща ряду ситуаций романа. Писатель выделяет главное в действиях своих героев, в их поступках и в последствиях этих поступков. Так,   Чернышевский,   сознававший   трагизм   положения   революционеров   в современном   обществе,   сложность   их   взаимоотношений   с   народом,   лишь приподнимает завесу над этими серьезными проблемами; легко и радостно, как праздник, совершается революция в его романе, между тем как сам он уже в молодые годы был убежден, что революция явится тяжелым испытанием для   всех   слоев   общества,   что   это   исторический   риск,   который   потребует величайшего напряжения сил, чтобы сохранить здоровые начала жизни.  В замечаниях к трем главам «Оснований политической экономии» своего  современника – английского философа и экономиста Джона Стюарта Милля – Чернышевский обосновал применение метода умственного  экспериментирования для познания особо сложных явлений социальной жизни. Он считал, что, гипотетически упростив явления, можно выявить их  основополагающие свойства и описать их существенные черты. «Этот метод  состоит в том, – пояснял писатель, – что, когда нам нужно определить  характер известного элемента, мы должны на время отлагать в сторону  запутанные задачи и приискивать такие задачи, в которых интересующий нас  элемент обнаружил бы свой характер самым несомненным образом,  приискивать задачи самого простейшего состава. Тогда, узнав характер  занимающего нас элемента, мы можем уже удобно распознать ту роль, какую  играет он и в запутанной задаче, отложенной нами до этой поры».              Таким методом пользуется писатель и в своем романе, сводя  запутанные ситуации к более простым. Герои его живут в соответствии со  своими убеждениями, игнорируя предрассудки, традиции и запреты, которые  идут вразрез с их «естественными» и разумными стремлениями. Так,  убедившись, что закон не дает права девушке покинуть родителей, готовых  торговать ее красотой, бескорыстный друг Веры Павловны студент Лопухов  вступает с нею в фиктивный брак и становится ее признанным законом  покровителем. Под руководством  Лопухова Вера, получившая до того весьма поверхностное «женское» образование, делает быстрые успехи в  самообразовании, читает серьезные книги и организует быт их необычной  семьи на совершенно новых принципах. Впоследствии, когда между   Лопуховым и Верой возникает любовь и их фиктивный брак превращается в  реальный, быт, устроенный Верой, не меняется. Все в нем разумно, основано  на уважении к личности и ее правам. Взяв на себя ответственность за судьбу  Веры, Лопухов вынужден отказаться от завершения медицинского  образования и защиты диссертации, над которой он уже начал работать.  Однако он быстро находит себе дело, которое его удовлетворяет и  обеспечивает. Чернышевский исходит из того, что человек в каждодневной  жизни руководствуется эгоистическими стремлениями, желанием личной  пользы. Люди лучше всего делают то, что им выгодно. Эгоизм, по мнению  Чернышевского, присущ всем. Но собственную выгоду можно понимать по­ разному. Разные  понятия выгоды у вора и у героя. Чернышевский приводит  очень любопытные примеры. Ньютон и Лейбниц вели уединенный образ жизни  не потому, что жертвовали житейскими радостями во имя науки, а, наоборот,  научные исследования настолько их занимали, доставляли такое удовольствие и такие выгоды, что ради них можно было легко отказаться от всего. Они  делали то, что им приятно, выгодно. Причем правильно понятая личная польза (Чернышевский уповает на разум!) не противоречит общественному благу. Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр.  Разумный эгоист, стремясь к личной выгоде, приносит пользу всем.  Чернышевский хотел соединить добро и пользу, исключить  противопоставление личного и общего, найти разумные основы счастья и  блага для всех, но схематичность и умозрительность его теории встретила  критическое отношение русских писателей. Самым серьезным оппонентом  Чернышевского был Ф. М. Достоевский.  Тема творческой активности женщины, ее организаторских способностей –  важный мотив романа. Вера Павловна становится инициатором многих  начинаний, демонстрирующих плодотворность и осуществимость  социалистических идей. Успех неизменно сопутствует ее предприятиям. Она  легко добивается доверия швей, работающих в ее мастерских, заводит  идеальный порядок, достигает того, что заказы исполняются наилучшим  образом и что клиентура мастерских растет. Удается даже, обманув  бдительность властей, организовать бытовую коммуну для работниц и под  видом вывески выставить социалистический лозунг на французском языке над магазином.  Относительно легко преодолевают «новые люди»  и трагическую семейную  коллизию, когда Вера Павловна и друг Лопухова – Кирсанов после  длительной внутренней борьбы вынуждены признать, что полюбили друг  друга. Не видя разумных оснований в сохранении брака без любви, герой  романа Лопухов симулирует самоубийство и, явившись из­за границы под   другим именем, женится. Вера Павловна тоже вступает в брак, поверив в его  самоубийство, затем семьи Бьюмонта (Лопухова) и Кирсанова (второго мужа  Веры Павловны) встречаются и сохраняют близкие дружеские отношения.  Фоном этих приключений служит участие героев в революционном движении,  в кружках по изучению социалистических теорий, в пропаганде                                                                                                                                       среди рабочих на фабриках. На протяжении романа писатель неоднократно  дает  понять, что точное и убедительное описание успехов деятельности его  героев есть некоторая условность, что он сознательно опускает изображение  многих препятствий. Писатель ставил себе целью передать  глубокую веру в  возможность и реальность переустройства общества, пробудить инициативу,  энергию молодых демократов. Герои Чернышевского не только энергичны и  деятельны, но одержимы «страстью к ассоциации». Они стремятся вовлечь в  свои начинания по возможности больше сочувствующих их идеям и нуждающихся в их помощи людей. Иллюзия того, что кружок Лопухова  (Бьюмонта) и Кирсанова реально существует где­то рядом с читателем­ петербуржцем, создается при помощи ярких подробностей, как бы  выхваченных из жизни. Упоминается, скажем, что знаменитый английский  социалист Роберт Оуэн узнал о мастерских Веры Павловны через приятеля  Лопухова, что Лопухову удалось получить фотографию этого «святого  старика»; сам автор – Чернышевский изображается в общении с членами  кружка, в частности с Рахметовым.   Пример героев, их образ жизни был «заразителен» и породил  многочисленные подражания. Не только современники Чернышевского, но и  последующие поколения молодежи испытали воздействие его романа. Это  относится прежде всего к либеральной и революционно настроенной  молодежи, которая считала эту книгу своеобразным «учебником жизни».  Воздействие «Что делать?»  на культуру и этические представления русского  общества носило разнообразный  характер.  В романе  Ф.М. Достоевского  «Идиот»  генеральша Епанчина, у которой в доме нет даже сочинений  Пушкина, читала «Что делать?» и пересказывает эпизод из романа, осуждая  нравы, изображенные Чернышевским, а молодежь, посещающая ее дом,  спорит с нею, защищая постановку женского вопроса в  романе.. Дочери  генеральши Епанчиной – «лучшего общества барышни», – по ее собственному  мнению, «нигилистки растут, да и только», из их библиотеки, очевидно, она и  заимствовала «Что делать?», в их поведении, как ей кажется, проявляются  «новые идеи», «проклятый женский вопрос». В драме Л. Н. Толстого «Живой  труп» певица из цыганского хора Маша предлагает Федору Протасову,  считающему свое положение безвыходным и пытающемуся покончить жизнь  самоубийством, обойти закон и освободиться от брачных уз по примеру героя  «Что делать?».    Многими читателями  был понят и усвоен не только опыт героев, описанный в романе, но и подтекст этих описаний, утверждавший революционную  деятельность как высшую форму общественного служения. Большое впечатление на читателей произвели поэтические эпизоды романа,  которые автор обозначил как «сны Веры Павловны».  Особенно оживленные  споры вызвали содержащиеся в четвертом сне подробные описания жизни  общества при социализме. Эти картины стали для многих читателей  источником их представлений о светлом будущем человечества. В создании  таких картин мы также видим проявление художественного мастерства  писателя. Совмещение предельной конкретности описаний с идеальными и  символическими образами составляет своеобразие романа Чернышевского.  Накладывание обобщенной, «символизированной»  характеристики  на  индивидуальный характер персонажа – также органическая черта стиля  романа. Чернышевский ставит перед собой задачу прежде всего создать  «групповой портрет», образ определенной «породы людей»  – «новых людей». И в Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахметове он выделяет  те черты,  которые их объединяют. Развернув в главе «Замужество и вторая любовь»   рассказ о семейном конфликте, автор и здесь подчеркивает не различия  Лопухова и Кирсанова, а то, что делает их людьми одной «породы».  Мотивировка «разочарования» Веры Павловны в Лопухове и любви ее к  Кирсанову проста: характеры Веры и Кирсанова – непосредственные,  открытые, эмоциональные – сходны, и Кирсанов оказывается  ей более  близким, чем Лопухов, любовь к которому была формой уважения,  восхищения им и благодарности за помощь. Идейно, нравственно ни один из  героев не  имеет преимуществ перед другим.     Типовая коллизия, считавшаяся в быту и в литературе испокон века  неразрешимой, – «любовный  треугольник»  – в романе Чернышевского  предстает как экспериментальная ситуация, демонстрирующая самобытность  и созидательную силу этики молодых демократов. Ревность, себялюбие,  стремление во что бы то ни стало «обладать»  любимой как вещью с  презрением изгнаны из их отношений. Каждый из них высшим правом  человека и высшим благом в отношениях между людьми считает свободу,  независимость личности. Мастерство Чернышевского как художника проявляется не только в создании образов «новых людей», но и в  иэображении « особенного» человека.     Рахметов – персонаж, как бы «случайно» появляющийся в романе,  играющий второстепенную роль в происшествиях, изображенных в нем, тем не менее стоит в центре повествования о «новых людях». Присущие им свойства  находят в характере Рахметова особенно полное выражение. Он беспощадный  аналитик, теоретик, революционер, отказавшийся от всех благ комфорта, от  счастья личной жизни во имя служения делу преобразования мира; многие  считают его «мрачным чудовищем», но, по существу, «это нежный и добрый  человек». Чернышевский окружает этого героя ореолом таинственности.  Подробно говоря о его происхождении (в отличие от других героев романа, он происходит из старинного дворянского рода), образовании, оригинальном  образе жизни, он дает понять, что Рахметов – деятель особенно крупного  масштаба. «Таких людей, как Рахметов, мало», – утверждает писатель и  называет своего героя «особенным человеком». Намекая, сколь широки  размеры тщательно законспирированной деятельности Рахметова,  Чернышевский косвенно утверждает значительность и силу самого  революционного движения в России: «...дел у него (Рахметова) была бездна, и  всё дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все  знали; но какие дела у него, этого кружок не знал». «Странность» привычек Рахметова, всячески подчеркиваемая автором, как  будто увиденная глазами «непосвященного», «постороннего» человека,  должна была восприниматься «блюстителями порядка», цензорами всех  мастей и «проницательными читателями» из реакционного лагеря как  чудачество студента из богатой дворянской семьи. Представители же  демократии – читатели­друзья, рано учившиеся «читать между строк», –  увидели в Рахметове не только идеальный образ " «нового человека»,  последовательно реализующего свои политические убеждения, но и образец  самовоспитания, тренировки воли, подчинения личных интересов интересам  дела, служению общему благу. Образ Рахметова оказал большое влияние на  революционеров и радикалов нескольких  поколений  как в России, так и за ее пределами.        В романе «Что делать?»  Чернышевский предлагает  легкое решение тех  общественных коллизий, которые особенно остро сказывались на судьбах  молодых людей. Его роман дает  упрощенные, но вдохновляющие советы, как  преодолеть препятствия на пути к достойной и осмысленной жизни, как  поверить в себя, найти высокую цель и обрести власть над  собой и  обстоятельствами. Удачливость  героев, картины их благополучия содержат   элементы своего рода игры, близкой сердцу молодых людей, вчерашних  подростков.           За таким изображением героев стоит  представление о том, что народ, а  в конечном счете – и все человечество, должен усвоить истины, открытые  современной наукой, чтобы создать совершенное общество будущего. Усвоение этих истин совершится быстро и безболезненно, так как людям по  их природе присущ здравый смысл, на котором зиждется научный метод, и  склонность к коллективизму. Именно молодые люди, которые не испорчены  приспособлением к современным условиям, способны проявить эти  природные качества человека, внушает писатель.               Дух бодрости, веселости и оптимизма захватывал молодых читателей  более, чем логика писателя. Но и его идеи соответствовали интересам  юношества. Чернышевский защищает  материальную и нравственную  независимость молодежи от старшего поколения, выступает  против  вмешательства административных инстанций в семейные дела, требует   предоставления женщинам прав на образование, на организаторскую  деятельность наравне с мужчинами, считает необходимым серьезное обучение рабочих, участие их в управлении производством. Все эти права, которые отстаивал Чернышевский, постепенно вошли в быт,  стали нормой жизни современного общества. Наблюдается  в романе и преувеличенное представление о возможностях  безболезненного благодетельного переустройства социальных устоев,  утопическая вера в быстрое, легкое просвещение большинства народа под  воздействием «новых людей». Упрощенны  и взгляды автора на природу  человека, на соотношение разума и чувства, на роль страстей как импульсов  поведения личности и  само представление автора романа об идеальном  обществе будущего. Попытки внедрить в жизнь идеализированные «образцы» социалистического  быта, нарисованные Чернышевским, еще при жизни современного автору  поколения оказались неудачными, а в дальнейшем привели к тяжким  социальным  последствиям   и выглядят  мрачными пародиями на светлые  стремления автора.  Являясь произведением своеобразного, оригинального стиля и жанра, "Что  делать?" занимает особое место в русской реалистической литературе XIX  века. Открытая публицистичность и экспериментальное  использование  разнообразных средств «тайнописи», наличие символических эпизодов и  аллегорических образов (в «Снах Веры Павловны»), многоплановость  повествования, рассчитанная на неоднородность читательской аудитории,  политическая тенденциозность автора, активность его теоретической мысли – все эти черты стиля дают основание говорить об уникальности романа в  литературе эпохи, о высоком мастерстве Н. Г. Чернышевского. Вместе с тем «Что делать?» – органическое порождение русской литературы,  выражение ее общих тенденций. Гражданственный пафос, напряженность  идейных и нравственных исканий, бесстрашное выражение убеждений,  искренность в отстаивании своей позиции, стремление сочетать анализ  реальных противоречий действительности с поисками в ней «идеальных  начал», в частности желание найти и воплотить идеал человеческой личности  и общественной жизни – эти особенности творческой индивидуальности  писателя, отраженные в романе «Что делать?», в той или иной форме  присущи всем выдающимся представителям русской литературной классики.  Чернышевский внес в литературу русского реализма оптимистическую веру в  близкое торжество социальной справедливости, порыв радостного служения  идеалу, пример мужества и стойкого сопротивления насилию над разумом и  творческим духом. Рассмотрев специфику романа, можно сделать вывод о его уникальности. Роман Н.Г. Чернышевского « Что делать?»   и в наше время не утратил своего  значения, несмотря на то.  что в силу своих особенностей  он доступен не  каждому. Считаю, что вступающему в жизнь, выбирающему свой путь  человеку это произведение  подскажет верные ориентиры. ЛИТЕРАТУРА Чернышевский Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Изд. подг. Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. – Л., 1975. (Серия "Литературные памятники".) ВердеревскаяН. А. Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?". – М., 1982. Д е м ч е н к о А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография. Т. 1 – 4. –  Саратов, 1978 – 1994. Лебедев А. А. Герои Чернышевского. – М., 1962. Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" – Л., 1974. П и н а е в М. Т. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество. – М., 1984. П и н а е в М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского "Что делать?" –  М., 1963. П о к у с а е в Е. И. Н. Г. Чернышевский: Очерк жизни и творчества. – 5­е изд.  – М., 1976. РуденкоЮ. К. Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?". Эстетическое  своеобразие и художественный метод. – Л., 1979. Скафтымов А. П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости // Скафтымов А. П. Нравственные искания  русских писателей. – М., 1972. Тамарченко Г. Е. Чернышевский­романист. – Л., 1976. Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. ­ С.,1979

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Исследовательская работа  по теме: "Жанровое своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017