Цель работы:
1. Исследовать литературу по теме
2. Изучить знаменитые портреты и памятники А.С.Пушкина
3. Рукописи и рисунки самого поэта
4. Изображение пушкинских мест и исторических событий.
Методы и приёмы: исследование, анализ
Актуальность этого исследования определяется тем, что данная работа представляет собой исследование образа великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляют целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина. Я попыталась рассмотреть наиболее известные картины и связать их с личностью писателя. Материал можно использовать на уроках литературы, элективных и факультативных занятиях по предмету, а также на внеклассных мероприятиях.Данная работа представляет собой исследование образа великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляют целую область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина. Я попыталась рассмотреть наиболее известные картины и связать их с личностью писателя. Материал можно использовать на уроках литературы, элективных и факультативных занятиях по предмету, а также на внеклассных мероприятиях.
Портрет поэта.docx
1
Научная статья.
Цель работы:
1. Исследовать литературу по теме
2. Изучить знаменитые портреты и памятники А.С.Пушкина
3. Рукописи и рисунки самого поэта
4. Изображение пушкинских мест и исторических событий.
Методы и приёмы: исследование, анализ
Актуальность этого исследования определяется тем, что данная работа представляет
собой исследование образа великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича
Пушкина. Создано множество его изображений. Описание и изучение их составляют целую
область пушкиноведения, так называемую иконографию Пушкина. Я попыталась
рассмотреть наиболее известные картины и связать их с личностью писателя. Материал
можно использовать на уроках литературы, элективных и факультативных занятиях по
предмету, а также на внеклассных мероприятиях.
Введение
Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик вьющиеся волосы,
бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с
длинными пальцами. Выражение энергии в лице или другое задумчивой грусти. Таким мы
с детских пор знаем великого русского поэта по двум самым популярным портретам
выдающихся русских художников В.А. Тропинина и О.А. Кипренского.
Пушкин гениальный поэт, выдающаяся личность, обаятельный человек всегда
привлекал внимание художников. Создано множество его изображений. Описание и
изучение их составляют целую область пушкиноведения, так называемую иконографию
Пушкина.
При жизни поэта было написано двенадцать его портретов, но не все они сделаны с
натуры. Большая часть их приходится на одно десятилетие: вторую половину 20х – начало
30х годов 19 века. На портретах, созданных в одно десятилетие, Пушкин выглядит по
разному. И это объясняется не только индивидуальностью художника, его творческой
задачей, но и особенностью внешности поэта. Лицо его было необычайно живым,
выражение часто менялось, отражая яркую и напряженную духовную жизнь.
Множество раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов.
Он был блестящим портретистомграфиком, рисовал точно, верно, несколькими штрихами
передавая самое характерное , самое главное, хорошо зная свое лицо, подчеркивал в нем 2
ганнибаловские черты, унаследованные через мать от прадеда Ибрагими Ганнибала. Поэт
называл их «африканскими», «арапскими», говорил о себе «потомок негров безобразный».
Но автопортреты поэта позволяют думать, что воссоздать живой облик Пушкина помогают
и сохранившиеся воспоминания современников.
Знакомый Пушкина по Кишиневу В.П. Гарнаков записал в дневнике первое свое
впечатление от встречи с поэтом:
«…особенно обратил мое внимание вошедший молодой человек невысокого роста, но
довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно
живой… часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно
переходящий к думе, возбуждающей участие. Черты лица его были неправильны и
некрасивы…»
Вот как вспоминал Пушкина другой его современник, М.В. Юзефович, увидевший поэта в
1829 г. На Кавказе:
«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже
вертлявого, с великолепными большими чистыми и ясными глазами… с белыми
блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни
черноволос…, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета…В его
облике было что то родное африканскому типу… черты лица были у него приятные, и
общее выражение очень симпатичное»
В «Словаре достопамятных людей русской земли, составленном Бантышом
Каменским,» изданном в 1847г. , в статье о Пушкине, написанной на основе сведений,
полученных от отца, брата и друзей поэта, мы читаем:
«Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел в младенчестве
белокурые курчавые волосы, сделавшимися потом темнорусыми; глаза светлоголубые;
улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского
своего происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера,
раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного. Он в особенности отличался
большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность,
острый ум, необыкновенная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением
и душою общества.»
Мы знаем немало замечательных портретов Пушкина, созданных и в последующее время.
Тема Пушкина остается вечно живой в изобразительном искусстве. Образ поэта, его жизнь,
его трагическая гибель волнуют художников каждой эпохи.
Создание образа гениального поэта, великого человека и вместе с тем человека
необычайно живого, подвижного, пылкого,нелегкая задача. С ней не всегда могли 3
справиться даже очень большие художники, искренне любившие Пушкина. Особенно это
относится к так называемым биографическим картинам.
Именно этот жанр с его требованием изобразить «сцену из жизни» , то есть показать
поэта в какойто жизненной ситуации, в определенной жизненной обстановке, в связи с
другими людьми, в действии, потерпел больше всего неудач. Это объясняется сложностью
задачи. Известно, например, что И.Е. Репин, любивший Пушкина, стремившийся к
созданию его образа, с горечью говорил своим друзьям, что Пушкин не удается ему.
(Александр Сергеевич Пушкин в изображении художника О.А. Кипренского. 1827.
Масло.)
Портрет отличается сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете Кипренского
очень спокоен. У него тихий , задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на
груди руки –любимая поза поэта подчеркивает его замкнутость в себе, сосредоточенность.
Художник избегает всяких внешних выигрышных приемов: эффектного жеста, ракурса,
поворота. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчеркивает в нем
ганнибаловские черты. Так же сдержанны и краскипортрет написан в коричнево
зеленоватых тонах. Только лицо дано теплым розовым и даже розоватым тоном и ярко
выделена подкладка наброшенного на плечо плаща.
Статуэтка музы была вписана потом, по просьбе друзей поэта. Художнику она не была
нужна, и он изобразил ее, едва отделив от фона.
Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой
глубиной и свободой.
Пушкину портрет очень понравился.
Портрет был написан по заказу А.А. Дельвига, друга Пушкина, летом 1827 г. в
Петербурге т появился на осенней выставке Академии художеств. Он был воспринят как
большое явление русского искусства, о нем писали в газетах и журналах. Предполагалось,
что портрет будет показан на выставке Кипренского за границей (об этом и говорил
Пушкин в последних строках своего послания.)
Художник И.И. Уткин (17801836) сделал с портрета гравюру, довольно значительно
отступив от оригинала. Он еще более сгладил «арапские черты». Гравюра была
воспроизведена в альманахе Дельвига «Северные цветы на 1828г.» (Спб.,1827). Отец и
многие друзья поэта находили гравюру Уткина наиболее похожим портретом.
Портрет работы Кипренского и гравюра Уткина – самые популярные потреты великого
поэта. Они множество раз копировались и репродуцировались. Образ Пушкина, созданный
Кипренским, лег в основу произведений многих художников и скульпторов последующих
поколений . 4
(Александр Пушкин. Неизвестный художник. 18021803. Миниатюра)
Портрет , изображающий Пушкина ребенком трехтрес с половиной лет, хранится у
потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрова.
В детском портрете видим характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в
портретах зрелого возраста: выпуклые губы, чуть прижатый к низу кончик носа, открытый
вырез ноздрей, глубокая бороздка на середине подбородка. Видно, что малыша тщательно
причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные пряди уже
приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд сероголубых глаз.
В 1950 г. правнучка С.М. Мудровой подарила миниатюру талантливому актеру
Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин». (Театр им. М.И.
Ермоловой, пьеса А. Глобы), во время гастролей театра в Ленинграде. Народный артист
СССР В.С. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.
(Пушкинлицеист. В.А. Фаворский. 1935. Гравюра.) Художник Владимир Андреевич
Фаворский (18861964), крупнейший мастер ксилографии (гравюра по дереву), талантливо
иллюстрировавший произведения поэта, создал трогательный и обаятельный образ
Пушкина подростка.
Это мальчикпоэт. Широко раскрыты его глаза: он видит мир поиному, чем его
товарищи, которые сейчас играют и шалят гдето поодаль.
(А.С. Пушкин у «Фонтана Грез» в Бахчисарайском дворце. Г.Г. Чернецов. 1837.)
Художник изобразил Пушкина во время его путешествия по Крыму в 1821г.
использовав для этого свою зарисовку, сделанную с натуры в 1832 г. (А.С. Пушкин, В.А.
Жуковский и Н.И. Гнедин, И.А. Крылов в Летнем саду). Поэтическое предание о
памятнике, воздвигнутом крымским ханом, тоскующим по умершей жене, дало основу
сюжета поэмы «Бахчисарайский фонтан».
(«Прощай, свободная стихия!» И.Е. Репин. И.К. Айвазовский. 1887. Масло)
Это редкий в истории искусства случай, когда два больших художника создали вместе
одно полотно. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж –знаменитым маринистом
Иваном Константиновичем Айвазовским (18171900)
Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина « К морю» (1824)
Запечатлевшиеся в памяти живые пейзажи создают в стихотворении многогранный,
сложный образ моря, близкий различным душевным состояниям поэта. Художник мог
передать только одно из них, которое больше соответствует его представлениям.
(Три автопортрета в черновых рукописях «Евгения Онегина» 18231826.)
Автопортрет в «черном футляре» (1823) считается одним из самых достоверных.
Пушкин изобразил себя таким, каким был в Кишиневе, когда начал писать роман. В этом 5
автопортрете он не преображает себя, не подсмеивается над собой , как часто делает,
рисуя. Возможно, поэт старался представить себя в самом обычном виде и еще потому, что
тут же, на листке, рядом с рисунком, утверждал в стихах, что он и Онегин – два разных
лица.
Во втором автопортрете (тоже 1823г. Одесса) Пушкин изображает себя более молодым.
Таким он представляет себя в годы перед ссылкой.
Можно подумать, что Пушкин связывал этот портрет с образом Ленского. Он сделал на
листе чернового автографа второй главы, вблизи строф, посвященных юному поэту.
Автопортрет сохраняет все характерно пушкинское, но создает возвышенный,
романтический облик поэта. Юный, пылкий, вдохновленный таким мы видим Пушкина на
одном из самых поэтических его автопортретов.
Третий автопортрет сделан в 1826г. в Михайловском на черновом автографе пятой главы
романа. Здесь мы видим совсем другого Пушкина: иной облик, иное отношение к себе, чем
в автопортретах 1823г.
Поэт изобразил себя сельским жителем. Отчасти тем «анахоретом» отшельником,
каким описывал Онегина в четвертой главе (строфы 36 и 37, черновой вариант), когда
изображал его «вседневные занятия» , его костюм и шляпу «с кровлею, как дом
подвижный» отчасти провинциальным помещиком, одетым по моде, но все таки
мешковатым и неуклюжим, с брюзгливоозабоченным выражением лица. Пушкин изобразил
себя (нажимая на карандаш) в цилиндре. Потом несколькими штрихами, более
решительными, нажимая на карандаш, нарисовал поверх цилиндра непомерно большой
картуз. Он нахлобучивает его себе на голову так, что прикрывает лицо. Изображение
становится еще более карикатурным.
Но хотя Пушкин посмеивается над своей жизнью помещика, чувствуется и его грустное
раздумье над своей судьбой. Автопортрет сделан на другой стороне листа с изображением
декабристов. Вероятно, рисуя их и себя, Пушкин думал о будущем своих друзей, о своем
будущем. Печальные мысли о том, что его ссылка может продлиться еще долгие годы,
отразились на этом автопортрете.
Это , кстати, единственный автопортрет в рост и первое изображение с бакенбардами
Пушкин отрастил их в Михайловском.
(А.С. Пушкин. В.А. Тропинин. 1827. Масло.)
«Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне на память в
золоченой великолепной рамке», вспоминал в 1868 г. друг Пушкина Сергей
Александрович Соболевский (18031870) 6
Зимой 18261827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве, ходил позировать к
знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (17761852).
Портрет был закончен весной 1827 г. В майском номере журнала «Московский телеграф»
Н.А. Полевой поместил отзыв.
По желанию Соболевского Пушкин был изображен в том виде, в каком обычно бывал
дома: нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с
мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающим шеи.
На большом пальце правой руки, также пожеланию Соболевского, был изображен заветный
перстень – талисман, подаренный поэту
Е. К. Воронцовой.
Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным,
при первом же взгляде вас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете
человека. Художник осветил почти всё лицо, повёрнутое к нам в три четверти. Мы видим
его в целом и можем разглядеть каждую черту. Лицо Пушкина полно жизни и мысли.
Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад, ноздри как будто приподняты
дыханием, губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят чтото, не
доступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.
Живописные складки одежды , рассыпавшиеся в беспорядке завитки волос подчёркивают
артистичность образа. Всё это сообщает портрету особую ликующую праздничность.
Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868г. в Москве.
(Пушкин в Болдине. И. В. Кузьмин. 1949г.)
Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 г. Поэт поглощен своей работой,
сосредоточен, строг. Это состояние, о котором говорил он в 5 и 6 строфах стихотворения
«Осень» (1833) « Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагеди
Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль, идя от рисунков
Пушкина, от его графической манеры.
Николай Васильевич Кузьмин много и плодотворно изучал Пушкина – его биографию,
поэзию, рукописи. Пристальное изучение биографических материалов , особенно
автопортретов, привело художника глубокому, тонкому постижению образа поэта.
Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно.
(А С Пушкин . П.П. Соколов. 1836. Акварель)
Портрет, возможно, сделан после женитьбы, как было принято в те времена. Обычно
художники делали сразу портреты обоих супругов, но портрет Натальи Николаевны
Пушкиной сделан Александром Брюлловым. Этим объясняется, неуверенность в
датировке портрета Пушкина. Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. 7
Художник Пётр Петрович Соколов (17871848) , знаменитый мастер камерного
акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. Может быть, это
соответствовало желаниям поэта иногда чувствовать себя просто светским человеком.
Существует предположение, что портрет написан не с натуры, а по впечатлениям от встреч
с Пушкиным в обществе.
Композиция – поза, поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского.
Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а придает ему миловидность,
делает губы «сердечком», утончает черты.
(А.С. Пушкин. И.А. Линев. 18341837. Масло.)
Это Пушкин последних лет жизни. Портрет написан предельно естественно, просто, без
всяких прикрас. У поэта усталое, измученное лицо, утратившее свойственные ему живость
и энергию. Волосы значительно поредели, стали меньше виться. Грустный взгляд, горькое
выражение рта. Портрет создает трагическое настроение безысходности и обречённости. И
портрет хотя неизвестно, когда он создан, но облик Пушкина подсказывает самую
вероятную дату – 1836 год.
Портрет был обнаружен лишь в 1887г., на нем есть надпись «Рис (овал) с натуры И.
Линев». Высказывалось предположение, не сделан ли портрет с Пушкина в гробу. Но
утверждать, что это именно так, нельзя.
(Дуэль Пушкина с Дантесом. А.А. Наумов 1884 Масло )
Художник изобразил конец поединка. Секунданты д, Аршиак и Данзас ( в военном
мундире ) ведут раненого Пушкина к саням. Вдали, отвернувшись, стоит Дантес.
Последняя дуэль Пушкина привлекла многих художников, но особых удач в решении
этой темы не было. До сих пор картина Алексея Аввакумовича Наумова (1840 1895)
остается одной из лучших.
Секундант Пушкина, его лицейский товарищ Константин Карлович Данзас,
рассказывал, как внезапно он был приглашен Пушкиным, встретившим его 27 января на
улице, как быстро были решены очень суровые по требованию дуэлянтов условия
поединка.
«Драться Пушкин с Дантесом должен был в тот же день… в пятом часу пополудни.
Место поединка было назначено секундантами за Черной речкой…»
(Данзас К.К. Последние дни жизни и кончина А.С.Пушкина. Пушкин в
воспоминаниях современников М., 1950.С.496.)
Изображения А.С.Пушкина остались не только на полотнах, но мы имеем
возможность увидеть замечательные скульптуры, благодаря великим скульпторам.
(Памятник Пушкину в Москве. А.М. Опекушин. 1875. Бронза) 8
Это первый памятник великому поэту в России. Он создан на средства, собранные
народом, без участия царского правительства.
В 1872 г. был объявлен первый конкурс на проект памятника, затем последовали
новые конкурсы и выставки.
С большим упорством со дня объявления первого конкурса работал скульптор
Александр Михайлович Опекушин (1841 – 1923), создавший за три года шесть проектов. В
1875 одна из его скульптур была принята, он вылепил ее в масштабе. Статую отлили из
бронзы в Петербурге.
Открытие памятника 6 июня 1880 г. прошло как большое всенародное торжество.
С речами выступили Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский и другие
писатели.
Опекушин создал образ поэта, понятный, доступный и близкий всем. Это объясняет
популярность московского памятника.
Пушкин, склонив голову, в задумчивости, как бы идет по городу. У многих образ
памятника ассоциируется со стихотворением, полным философских раздумий, «Брожу ли
я вдоль улиц шумных…» (1828).
На пьедестале даны строки из стихотворения «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный».
Памятник был первоначально установлен в высокой части Тверского бульвара,
где он смотрелся на фоне неба и зелени. В 1950 г. он перенесен в центр площади.
(Памятник Пушкинулицеисту в г. Пушкине)
Памятник в садике возле лицея был заложен 26 мая 1899 г., к столетию со дня
рождения поэта. Открытие состоялось 15 октября 1900 г.
Скульптору Роберту Робертовичу Баху (1859 – 1933) удалось создать поэтический
образ Пушкина – лицеиста, но поэт кажется значительно старше, чем в лицейские годы. На
пьедестале с двух сторон помещены строки из стихов, связанных с лицеем: «Младых бесед
оставя блеск и шум…» (В.Ф. Раевскому», 1822) (т.2, с. 114) и «Друзья мои, прекрасен наш
союз!...» («19 октября» 1825)(т.2, с. 279)
С третьей стороны – четыре строки из первой строфы восьмой главы «Евгения
Онегина»
(Памятник Пушкину в Ленинграде. М.К. Аникушин, Петров)
Легкий, стремительный, полный внутреннего движения, музыки стихов, читает нам
Пушкин свои произведения, как читал когдато друзьям. 9
Памятник открыт 19 июня 1957г. на площади Искусств. Он полюбился
ленинградцам и гостям города, проникнутого памятью поэта. За выдающееся произведение
искусства скульптору и архитектору присуждена Ленинская премия 1958г.
Михаил Константинович Аникушин давно и плодотворно работает над образом
Пушкина.
(Памятник Пушкину в г. Калинине. О.К. Комов. 1974)
Народный художник РСФСР Олег Константинович Комов впервые обратился к образу
А.С. Пушкина в 1965г. (А.С. Пушкин и И.И. Пущин). в 1971 г. создана скульптура «А.С.
Пушкин и Н.Н. Гончарова»
Первый памятник А.С. Пушкину работы О.К. Комова был открыт в молдавском
селе Долна в 1972г. Два года спустя состоялось открытие другого комовского памятника
поэту, органически вписавшегося в архитектурный ансамбль г. Калинина. Он установлен на
берегу Волги. Постамент его стал частью ажурной решетки городской набережной.
Погруженным в мир высокой поэзии изобразил А.С. Пушкина скульптор в памятнике,
предназначенном для села Болдино (1979г.)
В 1981г. памятник А.С. Пушкину, изваянный О.К. Комовым, был торжественно
открыт в одном из парков Мадрида.
«А.С. Пушкин и Арина Родионовна» таков дар скульптора г. Пскову (1983г.)
Рукописи и рисунки А.С. Пушкина.
Сохранилось множество автографов Пушкина – почти 70 черновых тетрадей, несколько
сот отдельных листов, 800 писем.
Рукописное наследие Пушкина является одним из величайших сокровищ
русской культуры. Оно хранится как сокровище – в специальных сейфах в Пушкинском
доме (Институт русской литературы АН СССР) в Ленинграде. Для работы над рукописями
– изучения, изданий, воспроизведений – сделаны фотокопии.
Рядом с текстом, а иногда и в самом тексте разбросаны рисунки. Вот Пушкин
перестал писать задумался, а рука его рисует чейто профиль, пейзаж, женскую головку.
Эти рисунки как бы авторский комментарий к творчеству и биографии поэта.
Черновые автографы поэта нелегко прочесть. Но благодаря трудам и умению
талантливых пушкинистов – текстологов разобраны многие не прочитанные слова и строки.
Это дает возможность избегать неточностей , искажений, уточнять текст в новых изданиях
Пушкина.
Не прошло и часа после смерти Пушкина, как тело его было вынесено в
соседнюю комнату, а кабинет со всеми находящимися в нем рукописями и книгами
опечатан. 10
Николай 1 поручил Жуковскому «рассмотреть» все «бумаги» поэта. Но когда
Жуковский хотел начать свой труд, выяснилось, что делать он это должен совместно с
начальником корпуса жандармов Дубельтом. Стало ясно, что «рассмотрение бумаг»
покойного поэта, по сути дела, является посмертным обыском в котором ведущую роль
играют жандармы. Было дано строгое предписание, «чтобы ничего не было скрыто от
наблюдения правительства».
От «посмертного обыска» сохранился «Журнал, веденый при разборе бумаг
покойного А.С. Пушкина (т.е. дневник работы), начатый 7 февраля 1837г., и описи всех
просмотренных бумаг.
Все «бумаги» были пронумерованы красными чернилами, эти «жандармские
цифры» мы можем увидеть посредине листов). Все это делалось для того, чтобы ни один
листок не ускользнул изпод контроля.
В дальнейшем опись послужила и для науки, так как давала представление обо
всем рукописном наследии, изъятом из кабинета Пушкина. Рукописи Пушкина
рассматривались у Жуковского, у него же они оставались на время подготовки к печати
первого (так называемого посмертного) издания сочинений поэта. В дальнейшем автографы
Пушкина хранились у его наследников, но довольно значительная часть их разошлась по
рукам почитателей. Все сохранившееся до 1850г. перешло во владение старшего сына –
Александра Александровича Пушкина, который в 80х годах передал рукописи в
Румянцевский музей. Первое научное описание этого фонда принадлежит В.Е. Якушкину.
Оно опубликовано в 1884г. в журнале «Русская старина»
После революции собирание автографов поэта и концентрация их в
государственном хранилище была одной из основных задач пушкиноведения.
(Портреты Е.К. Воронцовой и А.Г. Керн. Фрагменты рукописей)
Елизавету Ксаверьевну Воронцову (19721880) Пушкин нарисовал на черновой
рукописи «Евгения Онегина» (рисунок слева) рядом с теми строками второй главы, с
которой начинается поэтический портрет Татьяны (1823).
Описывая сестёр Лариных, вспомнил он и Воронцову. Она представилась ему не в пышном
бальном платье с модной причёской, а в простом домашнем платье с шалью, накинутой на
плечи, в кружевном чепце.. Такой она была в 1823м году, когда принимала у себя в
одесском доме близких знакомых. Пушкин был влюблён Воронцову.
Второй рисунок – склонённая женская головка в профиль, очерченная одной легкой
линией карандаша. Гладкие волосы с завитком возле маленького уха, высокая причёска.
Это нежный, женственный образ – Анна Петровна Керн (1800–1879) Летом 1825 г., когда
она приезжала в Тригорское к своим родственникам ОсиповымВульфам, когда Пушкин 11
увлёкся ею. При расставании он подарил ей экземпляр первой главы «Евгения Онегина», в
книжку был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».
(Пушкин и Онегин на набережной Невы. Набросок иллюстрации к первой главе.
1824)
Этот набросок Пушкин послал Льву Сергеевичу из Михайловского в ноябре 1824 г. Он
просил его найти художника и на обороте написал:
«Брат, вот тебе картинка для «Онегина» – найди искусный и быстрый карандаш. Если и
будет другая, так что все в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне
нужно непременно « ( т.10 с. 107)
Пушкин не был доволен своим рисунком. Удалась и только его собственная фигура,
отмеченная цифрой 1, о ней он написал «хорош». Всё остальное требовало пояснений.
Фигура Онегина, его поза, как видно из подписи, совсем не удовлетворяли поэта.
Однако первая глава вышла без рисунка. Только в 1829м году в «Невском альманахе»
появилось шесть иллюстраций к роману художника А. Нотбека. Они были неудачны.
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Исследовательская работа "Портрет поэта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.