Исследовательская работа "Пряничная страна" проводится студентами колледжа под руководством мастера производственного обучения. В процессе исследования студенты исследуют продукты, тесто, готовые изделия. Выявляют наиболее качественный, вкусный, незатруднительный метод приготовления пряников из пряничного теста, с приготовлением этого изделия в дальнейших уроках производственного обучения.Исследовательская работа "Пряничная страна"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПРЯНИКИ.docx
Учреждение «Колледж Жастар»
Исследовательская работа
«Пряничная страна»
Разработали участники творческой
группы
Перик И., Шастун О. учся группы №31 II курс
под руководством:
Ходько С.В.
мастера п/о
г. Семей 2018 г Опытно – экспериментальная работа
«ПРЯНИЧНАЯ СТРАНА»
Пояснительная записка
Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека
новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в
принятии решения, инициативности. Исследовательская работа это хорошая школа умственного труда с
высоким содержанием творчества и строгости результатов.
Опытноэкспериментальная деятельность—вид деятельности, направленный на получение новых
объективных научных знаний.
Опытноэкспериментальная работа, направлена на обучение учащихся, развития у них
исследовательского типа мышления.
Главное не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения эксперимента, навыкам,
которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики. При этом никто не
отрицает ценности получения учащимися новых знаний в избранной тематической сфере. Однако
основным все же остается выполнение обучающей задачи.
найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для его гармоничного и глубокого образования.
Многообразие форм опытноэкспериментальной работы дает возможность каждому учащемуся
Итоги своих работ учащиеся представляют на уроках производственного обучения, конкурсах
профессионального мастерства, выставках – распродажах кондитерских изделий, ученических
конференциях, на встречахярмарках с работодателями.
При этом выигрывают все: учащиеся приобретают навыки, которые пригодятся им в течение всей
жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас
знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, уметь целенаправленно и
вдумчиво работать. Общество получает достойного гражданина, который, обладая вышеперечисленными
качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Одним из примеров исследования в области кондитерского производства является опытно
экспериментальная работа по теме: «Путешествие в мир пряничного теста».
На уроке производственного обучения по теме «Изделия из пряничного теста» учащиеся поставили
перед собой гипотезу: «Технологический процесс изделий из пряничного теста неизменен». Проведя ряд
исследований, учащиеся опровергли выдвинутую гипотезу и пришли к выводу, что улучшить питательную
и биологическую ценность изделий из пряничного теста можно благодаря использованию полузаварного
способа приготовления пряничного теста. После этого учащиеся, которые занимаются исследовательской
деятельностью, получили задание:
1.Провести опытноэкспериментальное исследование и доказать, что полузаварной способ приготовления
пряничного теста отвечает требованиям качества.
2. Разработать рецептуру приготовления фирменных пряников и использовать новый способ
приготовления теста для них.
Чтобы выполнить данное задание, необходимо было провести опытноэкспериментальную работу.
Целью данного эксперимента является улучшение качества изделий из пряничного теста.
Задачи творческой группы:
1. Разработать рецептуру и технологический процесс приготовления пряничного теста, изделия из
которого будут обладать высокой пищевой ценностью и будут дольше сохраняться.
2. Рекомендовать разработанную рецептуру и технологический процесс использовать при проведении
урока производственного обучения по теме «Приготовление пряничного теста и изделий из
него».
Пряничное тесто в начале эксперимента.
ТЕХНИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1.1 . Настоящая техникотехнологическая карта распространяется на пряничное тесто.
на пряничное тесто
1. Области применения
2.1.
Для приготовления пряничного теста используют следующее сырье:
2. Перечень сырья Сахар – песок, яйцо, мука, патока, мёд натуральный, маргарин, аммоний углекислый, соль.
2.2.
Сырье, используемое для приготовления пряничного теста, должно соответствовать требованиям
нормативной документации, иметь сертификаты и удостоверение качества.
3. Рецептура
Рецептура и физико–химические показатели пряничного теста
3.1.
Наименование сырья и
полуфабрикатов
Мука пшеничная 1го сорта
Мука пшеничная 1го сорта
(на подпыл)
Сахарпесок
Яйца
Патока
Мед натуральный
Маргарин
Аммоний углекислый
Соль
Сухие духи №72
Жженка №66 (в тесто)
Итого
Выход
Влажность
Массовая доля
сухих веществ в
%
85,50
85,50
99,85
27,00
30,00
78,00
84,00
0,00
97,00
100,00
78,00
86,00
Расход сырья на 10 кг готовой продукции,
в натуре
6100,6
554,3
1663,0
554,0
554,0
554,0
554,0
44,0
22,0
22,0
277,0
10898,9
10000,0
14,00±1,5%
г
в сухих веществах
5216,0
473,9
1660,5
149,6
166,2
432,1
465,4
0,0
21,3
22,0
216,1
8823,1
8600,0
4. Технологический процесс.
Подготовка сырья к производству пряничного теста производится в соответствии со Сборником рецептур
мучных кондитерских изделий и булочных изделий для предприятий общественного питания (2006 г.).
Приготовление сырцового пряничного теста.
Сахарпесок растворяют в воде с t 750С, сироп процеживают и охлаждают до t 35400, перемешивают в
течение 23 мин с медом натуральным, жженкой, яйцами, сухими духами, добавляют аммоний, муку и
замешивают тесто в течение 1015 мин. Готовое тесто имеет влажность 23 – 25,5%.
Приготовление заварного пряничного теста.
Сахар, мед натуральный, патоку растворяют в воде. Сахарамедопаточный сироп нагревают до t70750С до
полного растворения сахара. Прозрачный сироп процеживают через сито и охлаждают до t не ниже 680С,
постепенно добавляют просеянную муку и быстро перемешивают. Муку замешивают с горячим сиропом
1012 мин. Заваренную массу охлаждают до t250С. Заваренное тесто перемешивают с яйцами, маргарином,
аммонием, солью, сухими духами, и вымешивают до получения однородной консистенции в течение 3040
мин. Влажность готового теста 2022%.
Характеристика готового теста.
Однородная масса вяжущей незатянутой консистенции, t не выше 200С.
Пищевая ценность
белк
и
7,61
жир
ы
5,76
углево
ды
72,9
Наименование
сырья
5. Пищевая, биологическая и энергетическая ценность
Энергети
Содержание
ческая
Содержание витаминов
ценность,
В1
В2
РР
С
А
минеральных веществ
Fe
Са
Mg
Р
0,08
0,82
0,11
0,04
16,3
0,12
ккал
356,2
10,6
Себестоимость пряничного теста
Количест
во на 1 кг
изделия,
Стоимо
сть 1 кг
продук
Количест
во на 10
изделия,
та
кг
г
13,8
1,07
Себестоим
ость
изделия Мука
Сахар – песок
Яйца
Патока
карамельная
Мед
натуральный
Маргарин
Аммоний
углекислый
Соль
Сухие духи
Итого за 10 кг:
Итого за 1 кг:
665,5
194,0
55,4
55,4
55,4
55,4
4,4
2,2
2,2
кг
6,7
1,9
0,6
0,6
0,6
0,6
0,04
0,02
0,02
90 т.
200 т
375 т
850 т
1500 т
300 т
250 т
20т
550 т
603 т
380 т
225 т
510 т
900 т
180 т
10 т
0.004
11 т
2819,4 т
282 т
Недостаток сырцового пряничного теста.
Изделия из сырцового пряничного теста быстро черствеют.
Недостатки заварного пряничного теста.
Мед в готовых изделиях теряет свой аромат и снижается его биологическая ценность.
Найденный способ приготовления в современной литературе содержал только описания технологии
приготовления, из которой учащиеся узнали, что в состав теста входят: сахар, яйцо, мука, патока, мед
натуральный, сметана, аммоний углекислый, ванилин, сода пищевая, маргарин. Участниками эксперимента
необходимо было найти соотношения продуктов в данном виде теста.
Благодаря проведенному анализу на уроке производственного обучения учащиеся выяснили, что
пряничное тесто имеет рыхлую и в тоже время вязкую консистенцию благодаря большому содержанию
сахара, меда и патоки. Отсюда стало ясно, что эти продукты будут занимать существенную долю в
рецептуре теста.
Проведя несколько экспериментов в данном направлении учащиеся разработали рецептуру
пряничного теста полузаварным способом.
Наименование сырья и
Расход сырья на 10 кг готовой
полуфабрикатов
Массовая доля
сухих веществ в
%
в натуре
продукции, г
в сухих веществах
Мука пшеничная в\ с
Мука пшен. в\с (на подпыл)
Сахарпесок
Яйца
Патока
Мед натуральный
Маргарин
Аммоний углекислый
Натрий двууглекислый
Сухие духи №72
Жженка №66 (в тесто)
Сметана
Итого
Выход
Влажность
85,50
85,50
99,85
27,00
30,00
78,00
84,00
0,00
50,00
100,00
78,00
27,30
86,00
На втором этапе эксперимента учащиеся применили знания, полученные на уроке теоретического
обучения, о процессе частичной клейстеризации крахмала муки. Благодаря этому процессу изделия из
пряничного теста дольше сохраняются. Поэтому в любом случае необходимо муку заваривать, но уже не в
сахаромедопаточном сиропе, а в сиропе, в котором не будет присутствовать мед.
5170,0
330,0
2000,0
400,0
1000,0
1000,0
500,0
30,0
20,0
30,0
420,0
500,0
11400,0
10000,0
14,00±1,5%
4420,4
282,2
1997,0
108,0
300,0
780,0
420,0
0,0
10,0
30,0
327,6
136,5
8811,7
8600,0 Вывод по результатам эксперимента: для того, чтобы получить рыхлую и в тоже время вязкую
консистенцию теста, необходимо использовать сахар и патоку в следующем соотношении относительно
друг друга: 2:1. Использование одних химических разрыхлителей для приготовления теста рыхлой
консистенции не достаточно, поэтому необходимо использовать пенообразующие продукты (яйцо и
сметану). Во взбитую массу из яиц и сметаны рекомендуем добавить мед, так как масса не подвергается
тепловой обработке, и пищевая ценность меда останется не изменой.
Результат эксперимента: Выпеченные изделия из данного теста имеют более рыхлую консистенцию,
высокие вкусовые качества и долго остаются в свежем виде.
После получения положительного результата, участникам опытноэкспериментальной работы необходимо
провести ряд технологических расчетов, которые подтвердят правильность выбранного пути
исследования. Учащимся необходимо рассчитать биологическую и пищевую ценность полученного
изделия. Ниже приведены расчеты и нормативное документы по разработанной рецептуре.
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на пряничное тесто (полузаварной способ)
1. Области применения
2.1.
Настоящая техникотехнологическая карта распространяется на пряничное тесто (полузаварным
способом).
2.2. Перечень сырья
2.3.
Для приготовления пряничного теста (полузаварным способом) используют следующее сырье:
Сахар, яйцо, мука, патока, мёд натуральный, сметана, аммоний углекислый, ванилин, сода
пищевая, маргарин.
Сырье, используемое для приготовления пряничного теста, должно соответствовать требованиям
нормативной документации, иметь сертификаты и удостоверение качества.
2.4.
3. Рецептура
3.1.
Рецептура и физико–химические показатели пряничного теста (полузаварным способом)
Наименование сырья и
полуфабрикатов
Массовая доля
сухих веществ в
%
Мука пшеничная высшего сорта 85,50
Мука пшеничная в\ сорта (на
85,50
подпыл)
Сахарпесок
Яйца
Патока
Мед натуральный
Маргарин
Аммоний углекислый
Натрий двууглекислый
Сухие духи №72
Жженка №66 (в тесто)
Сметана
Итого
Выход
Влажность
4. Технологический процесс.
99,85
27,00
30,00
78,00
84,00
0,00
50,00
100,00
78,00
27,30
86,00
Расход сырья на 10 кг готовой
продукции, г
в натуре
5170,0
330,0
2000,0
400,0
1000,0
1000,0
500,0
30,0
20,0
30,0
420,0
500,0
11400,0
10000,0
14,00±1,5%
в сухих веществах
4420,4
282,2
1997,0
108,0
300,0
780,0
420,0
0,0
10,0
30,0
327,6
136,5
8811,7
8600,0
Подготовка сырья к производству пряничного теста (полузаварным способом) производится в
соответствии со Сборником рецептур мучных кондитерских изделий и булочных изделий для предприятий
общественного питания (2006 г.).
Приготовление теста.
В теплой (450С) воде растворяют патоку и соль, процеживают и нагревают до 950С. Вводят
маргарин и, интенсивно помешивая, продолжают нагревать до полного его растворения. Смесь вливают в дежу взбивальной машины, всыпают половину просеянной муки и интенсивно перемешивают 58 мин
(масса должна стать однородной). Охлаждают до 20250С.
Отдельно взбивают сметану, яйца и мед до увеличения в объеме примерно в 2 раза. Эту ячно
медовую смесь вводят в охлажденную до 20250С заварку. Добавляют остальную муку, химические
разрыхлители и замешивают тесто 1820 мин до получения однородной массы. Влажность теста 2224%
Характеристика готового теста. Однородная масса вяжущей незатянутой консистенции, t не выше 200С.
5. Пищевая, биологическая и энергетическая ценность
Пищевая
ценность
жир
бе
лк
ы
и
6,4
1
Себестоимость пряничного теста (полузаварным
способом)
Наименование
Себестоимос
ть изделия
сырья
Содержание минеральных
веществ
Са
Р
Энергети
ческая
ценность,
ккал
Содержание витаминов
углев
оды
6,07
72,7
0,22
0,04
17,9
11,6
0,96
0,1
0,07
Mg
Fe
0,6
9
В1
В2
РР С
А
353,2
10,8
Количес
тво на 1
кг
изделия,
г
Количес
тво на
10 кг
изделия,
кг
5,5
2,4
0,4
1,0
1,0
0,5
0,03
0,5
0,03
0,02
Стоимо
сть 1 кг
продук
та
90 т
200 т
375 т
850 т
1500 т
300 т
250 т
600 т
550 т
140 т
Мука пшеничная 550,0
Сахар – песок
242,0
40,0
Яйца
Патока
100,0
карамельная
100,0
Мед
натуральный
Маргарин
50,0
3,0
Аммоний
углекислый
Сметана
50,0
3,0
Сухие духи
Натрий
2,0
двууглекислый
Итого за 10 кг:
Итого за 1 кг:
Сравнительная диаграмма пищевой ценности
пряничного теста до эксперимента и после эксперимента
495 т
480 т
150 т
850 т
1500 т
150 т
75 т
300 т
165 т
2 т
4167 т
417 т 80
70
60
50
40
30
20
10
0
72.9
72.7
пряничное тесто до эксперимента
пряничное тесто после эксперимента
5.76
6.07
7.61
6.41
белки
жиры
углеводы
пищевая ценность пряничного теста, приготовленного полузаварным способом, существенно не
изменилась. Снизилось количество белков на 1,2 и количество углеводов на 0,2, повысилось содержание
жиров на 0,31
Сравнительная диаграмма энергетической ценности
пряничного теста до эксперимента и после эксперимента
Вывод:
357
356
355
354
353
352
351
356.2
пряничное тесто до эксперимента
353.2
пряничное тесто после эксперимента
энергетическая ценность
Вывод: энергическая ценность пряничного теста, приготовленного полузаварным
способом, снизилась на 3 ккал.
Сравнительная диаграмма содержания витаминов
в пряничном тесте до и после эксперимента 0.9
0.8
0.7
0.6
0.5
0.4
0.3
0.2
0.1
0
пряничное тесто до эксперимета
пряничное тесто после эксперимента
В1
В2
РР
С
А
Вывод:
Вывод: при приготовлении пряничного теста полузаварным способом увеличивается
содержание витамина С, количество витаминов группы В и РР уменьшается.
Сравнительная диаграмма содержания минеральных веществ
в пряничном тесте до и после эксперимента
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
пряничное тесто до эксперимента
пряничное тесто после эксперимента
Ca
P
Mg
Fe
Вывод: в пряничном тесте, приготовленном полузаварным способом, увеличивается
содержание кальция и фосфора, и уменьшается количество магния.
Вывод: данные диаграммы позволяют сделать вывод, что пищевая, энергетическая и
биологическая ценность пряничного теста до и после эксперимента существенно не
изменяются. Но тот факт, что при приготовлении пряничного теста полузаварным
способом, сохраняется аромат меда и его биологическая ценность, говорит о том, что
пряничное тесто после эксперимента более полезно, чем до опытноэкспериментальной
работы. Так как сохраняются витамины С, группы В и РР и минеральные вещества (Ca, Mg,
Fe), которые входят в состав меда.
Сравнительная диаграмма себестоимости
пряничного теста до и после эксперимента (за 1 кг изделия). пряничное тесто до эксперимента
41.08
51.04
пряничное тесто после эксперимента
Вывод: себестоимость пряничного теста после эксперимента возросла на 135т, за
счет того, что в тесто было введено больше сахара и меда, также сметаны, которые
являются дорогостоящими продуктами.
Общий вывод опытноэкспериментальной работы: в результате эксперимента
удалось получить тесто, изделия из которого будут обладать высокой пищевой,
энергетической и биологической ценностью. Полученное тесто творческая группа
рекомендует использовать для приготовления фирменных пряником, на уроках
производственного обучения при прохождении темы «Приготовление пряничного теста
и изделий из него».
Используемая литература.
1. А. А. Покровский «Химический состав пищевых продуктов» М., Пищевая
промышленность, 1977.
2. Л. М. Алешина и др. ;Лабораторные работы по технологии производства
общественного питания» М., Экономика, 1987.
3. П. Фигони «Профессиональная выпечка» М., Ресторанные ведомости, 2004.
4. А. С. Ратушный и др. «Сборник рецептур мучных кондитерских изделий для
предприятий общественного питания», М., Экономика, 1986.
5. Н. Г. Бутейкис, А. А. Жукова; «Технология приготовления мучных кондитерских
изделий», М., Академия, 2003.
6. Л. А. Радченко «Организация производства на предприятиях общественного
питания», Ростов – на – Дону, Феникс, 2000.
7. Е. И. Журавлева «Технология кондитерского производства», М., Пищевая
промышленность, 1968.
8. А. В. Козлова «Стандартизация, метрология, сертификация в общественном
питании», М., Мастерство, 2001.
9. Н. Е. Макарова «Раздельное питание», Минск, Харвест, 1998.
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Исследовательская работа "Пряничная страна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.