ОГЛАВЛЕНИЕ
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………..5
1.1 Значение самостоятельной математической деятельности……………….5
1.2 Изучение самостоятельной математической деятельности
в трудах отечественных ученыхисследователей………………………………6
1.3 Условия, необходимые для развития самостоятельной
математической деятельности……………………………………………………8
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….16
2.1 Организация эксперимента……………………………..…………………..16
2.2 Констатирующий эксперимент …………………….………………………16
2.3 Формирующий эксперимент ……………..………………………………...18
2.4 Контрольный эксперимент………………………………………………….19
2.5 Практические рекомендации………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….27
2 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности
усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок
стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой
независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности
дошкольника уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при
выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей;
уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой
деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной
позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности
репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества,
при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и
самооценки в осуществлении деятельности [3,с.5253].
Особенный интерес представляет развитие самостоятельности в
математической деятельности.
Самостоятельная математическая
деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми
программного учебного материала. Ребенок, проявляя самостоятельность в
выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и
интересов, приобщается к сложному интеллектуальному труду. Это и
обусловило выбор темы данной работы.
Цель данной работы: изучить педагогические условия развития
самостоятельности дошкольников в математической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты развития самостоятельности
дошкольников в математической деятельности;
2.определить уровень развития самостоятельности дошкольников в
математической деятельности;
Объект
деятельности.
исследования:
самостоятельность в математической
Предмет исследования: процесс развития самостоятельности в
математической деятельности у детей дошкольного возраста.
3 Методы исследования:
1. теоретические:
анализ теоретической и методической литературы,
обобщение результатов исследования.
2. практические:
наблюдение;
анализ продуктов деятельности;
эксперимент;
графическое моделирование.
База исследования – ГУО «Детский сад № 101 г. Могилева».
4 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение самостоятельной математической деятельности
Рассматривая самостоятельную математическую деятельность в
системе образовательного процесса в ДОУ, раскроем ее значение в развитии
личности ребёнка дошкольного возраста.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой
одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность.
Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит
цель, средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.
Интерес, склонность к самостоятельной математической деятельности
не менее важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной
деятельности. Интерес и склонность, в свою очередь, вызываются разными
причинами: ощущением успеха и наличием соответствующих способностей. К
концу дошкольного возраста могут сложиться весьма ценные и специфические
мотивы деятельности. Ценность этих мотивов не только в том, что они близки
высоким мотивам зрелой деятельности, сколько во влиянии их на
формирование общей направленности личности. Такие мотивы входят в
общую структуру мотивационнопотребностной сферы дошкольника и влияют
на его появление в целом [6,с.3637].
В ходе самостоятельной математической деятельности дети учатся
планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о
результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует
мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества необходимые
для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился
[12,с.79].
В самостоятельной математической деятельности дети активно
используют дидактические игры, занимательный математический материал.
5 Данные средства математического развития в свою очередь способствуют
проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей,
связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащают
ребёнка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Дети
в самостоятельной математической деятельности используют доступные для
себя действия: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение,
вычисление, комбинирование, моделирование и др.
В результате использования практических действий в самостоятельной
математической деятельности дети познают свойства и отношения объектов,
чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности,
пространственновременные отношения, многообразие геометрических форм
[9,с.72].
Таким
образом,
самостоятельная
математическая
деятельность предполагает наличие мотива и инициативы со стороны ребёнка
и косвенного руководства взрослого, занятия в ходе самостоятельной
математической деятельности способствуют раскрытия потенциала для
развития сенсорных и интеллектуальных способностей детей в дошкольном
возрасте [20,с.132].
1.2 Изучение самостоятельной математической деятельности в
трудах отечественных ученыхисследователей
Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более
прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала.
Ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового материала, исходя
из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается к сложному
интеллектуальному труду [5,с.231].
По проблеме развития детей в самостоятельной деятельности работали
З.А. Михайлова, Н.М. Полякова, Т.Н. Доронова.
З.А. Михайлова рекомендует уделять большое внимание развитию
самостоятельности детей через логикоматематические игры и моделирование
[16,с.53].
Н.М. Полякова изучала вопрос развития творческой самостоятельности
в конструктивной деятельности. В ее трудах описана характеристика уровня
самостоятельности детей в конструктивных играх.
6 рассматривает
Калинченко А.В.
понятие «самостоятельная
математическая деятельность детей» как компонент учебной деятельности, в
которую ребёнок переносит сформированный в результате целенаправленного
обучения объем математических понятий, приобретенные практические и
познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом
данного образовательного процесса [7,с.27].
Интересный подход развития детей в самостоятельной математической
деятельности был раскрыт М.
Монтессори. Подход основан на
предоставлении детям свободы в путях и способах действий, на идее
«детского творчества». Такая методика, основанная на идеях, являлась
превалирующей во многих детских садах в 19501960е гг. и охватывала
различные стороны педагогического процесса, в том числе и математического
развития в детском саду. Суть ее сводилась к построению образовательной
работы с детьми на основе заданий, в которых обозначен только результат как
конечная цель задания. Тематика заданий может носить более широкий или
узкий характер, но, как правило, предполагается, что способ выполнения
задания ребенок придумает сам, это будет способствовать проявлению его
инициативы и творчества.
Белошистая А.В. отмечает: «Воспитательные задачи, возлагаемые на
методику заданий, состоят в том, что они (задания) способствуют воспитанию
у детей целеустремленности, умения сосредоточить внимание на том, что
предложено воспитателем, привычку выполнять его требования. Задания
приучают детей держаться в более четко очерченных рамках и требуют от них
умственного напряжения и усилий воли» [5,с.210].
Таким образом, ребенок в самостоятельной деятельности, в частности
математической, должен осознанно подходить к принятию того или иного
задания. Так же для положительного результата в самостоятельной
математической деятельности у ребёнка должны быть сформированы учебные
действия. В таком случае общие умения, сформированные на данном
конкретном содержании, будут переноситься ребенком на любое другое
содержание самостоятельно, и в результате будет формироваться собственно
то, что именуется самостоятельной учебной деятельностью (учебной
самодеятельностью, умением учиться).
В математике это трактуется таким образом: надо не столько учить
ребенка счету, сколько стараться донести до него общие принципы счета
предметов, не столько учить его складывать или вычитать однозначные числа,
7 сколько формировать общие вычислительные приемы, не столько учить
решению типовых задач (на уменьшение, на увеличение, на сравнение и т. п.),
сколько формировать общие приемы работы с задачей любого типа [18,с.42
43].
1.3 Условия, необходимые для развития самостоятельной
математической деятельности
Традиционной формой обучения математике в детском саду является
занятие. Рассматривая вопросы по изучаемой проблеме нам необходимо
выяснить способы построения и планирования занятий по математическому
развитию, которые будут обеспечивать организацию самостоятельной
математической деятельности детей подготовительной к школе группы. В
данном случае можно обратиться к исследованиям педагогов А.В.
Белошисткой, М.Е. Бершадского, В.В. Гузеева, которые изучали вопрос
проведения занятий по математике при организации субъективной
математической деятельности дошкольников.
Изучение педагогической
литературы показали, что,прежде всего, обучающий процесс на занятии по
математическому развитию должен быть ориентирован на установку «ребенок
субъект образовательноговоспитательного процесса». Цель деятельности
педагога на занятии должна заключаться в организации целесообразной и
эффективной системы действий ребёнка с изучаемым материалом таким
образом, чтобы предметные знания становились результатом этих действий. В
этом случае ребёнок «перестает быть пассивным приемником, а становится
активным, самостоятельным субъектом образовательной деятельности. При
этом педагог перестает быть транслятором информации». Его функциями
становятся: постановка задач, организация самостоятельной деятельности
обучаемых, управление этой деятельностью и экспертиза полученных
результатов на предмет соответствия планировавшемуся результату [10,с.84].
Структура занятия должна быть построена таким образом,
чтобы постепенно подвести ребёнка к самостоятельной математической
деятельности, а именно:
подготовительная работа к постановке проблемной ситуации;
постановка проблемной ситуации;
8 организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми;
самостоятельное решение проблемной ситуации через перенос
полученных знаний или умений на расширенный содержательный объем
[17,с.6263].
Проблемную ситуацию на занятии, необходимо «подать» в такой форме,
чтобы дети поняли суть проблемы и захотели самостоятельно выполнить
действия по ее решению (принятие учебной задачи и организация учебной
мотивации). Очень важно при подготовке к занятию спланировать и
разработать внутреннюю структуру занятия, которая определяется системой
заданий (упражнений), при выполнении которых, ребёнок знакомится с
существенными свойствами математических объектов, их взаимосвязью и
взаимозависимостями, знакомится с новыми понятиями, приобретает знания и
умения продвигаясь в своем развитии.
От того, какие задания подбирает воспитатель для данного занятия, в
какой последовательности их выстраивает, насколько им подготовлена и
разработана система моделирующих действий ребенка, направленная на
решение проблемы, поставленной в задании, зависит достижение целей
обучения, характер, способ и уровень самостоятельности детской
деятельности на занятии.
Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении
личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной
деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в
повседневной жизни и требуют для освоения специальных условий и
управления со стороны педагога.
Обучение детей строится как увлекательная проблемноигровая
деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный
рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия
проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование нагляднопрактических методов и способов организации
математической деятельности: элементарных опытов и экспериментирования,
игровых проблемных ситуациях, решения математических задач житейского
содержания и т. д. [22,с.130131].
Основное современное требование к созданию предметной среды
содействие становлению ребенка как личности. Педагог Н.В. Нищева
указывает, что: «Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении,
9 обеспечение чувства
предполагает решение следующих задач:
психологической защищенности доверия ребенка к миру, радости
существования; формирование творческого начала в личности ребенка;
развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений как
средства полноценного развития личности, а не цели; активизация
демократических способов общения с детьми (понимание, признание,
принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на
его позицию, не игнорировать его чувства); сотрудничество с детьми. Одним
из необходимых условий для организации самостоятельной математической
деятельности становится создание развивающего пространства в дошкольном
образовательном процессе».
В «Концепции, построения развивающей среды в ДОУ» В.А.
Петровского изложены принципы построения развивающей среды.
Рассмотрим принципы построения развивающей среды в контексте
самостоятельной математической деятельности:
1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и
ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть
предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать
доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной
деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В то же время
размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять
возможное желание детей уединиться. Дети впечатлительные, склонные к
рефлексии, особенно нуждаются в этом.
2.Принцип
стимулирования
активности,
самостоятельности мыслительной деятельности. Предметная среда должна
способствовать возникновению у детей инициативы, расширять возможности
детей при выполнении заданий математического содержания. Поэтому в
размещении оборудования необходима вариативность. Дети старшего
дошкольного возраста любят делиться своим впечатлениями, успехами,
это выражается в слове, репликах, игре. Такое поведение «притягивает»
других детей, вызывает подражание, желание выполнять такие же задания.
Поэтому столы можно разместить так, чтобы одним делом объединялось
несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению.
Пригодится в этом случае и стол «пятилистник».
Во всех возрастных группах (особенно в старших) нужно иметь
мольберты, магнитные доски, которые дети могут самостоятельно
10 3.
Принцип
стабильностидинамичности
передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт с
доской для работы с мелом модно расположить в центре для сюжетно
ролевых игр. Здесь дети могут организовать сюжетноролевую игру «Школа».
развивающей
среды. Применительно к математической деятельности данный принцип
реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его
рациональном расположении, позволяющем реализовать возможности детей в
области математики (в группе, на улице, в уголке «уединения»). Зная об
относительно стабильных постоянных местах размещения оборудования, дети
должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотрению, если
этого требуют их интересы, настроение.
для
Как
правило,
самостоятельных
занятий
математической деятельностью выделяется хорошо освещенное место. Для
размещения материала,
математического
содержания необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный
доступ. В распоряжении ребят должен быть разнообразный материал по
математическому развитию [1,с.3032].
пособий,
игр
Для развития самостоятельной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста могут быть следующие игры и пособия:
Мелкая мозаика, и схемы выкладывания узоров из нее.
Мелкий конструктор типа «Lego».
Разрезные картинки, пазлы.
Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
Игрушкитрансформеры, игрушкишнуровки, игрушкизастежки.
Блоки Дьенеша.
Материалы для изготовления оригами.
Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Счетный материал.
Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для
магнитной доски и коврографа.
Занимательный и познавательный математический материал, логико
Дьенеша,
игры, разработанные в центре
математические
«Копилка цифр», «Прозрачный квадрат»,
Воскобовича).
(блоки
игры
11 Схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная
комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до
библиотеки и др.).
Рабочие тетради.
Наборы объемных геометрических фигур.
Счеты, счетные палочки.
Учебные приборы.
Дидактические игры, придуманные и сделанные самими детьми.
Математические лото и домино [7,с.26].
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их
виды, вводить более сложные игры с новым занимательным математическим
материалом. Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере
ознакомления с ним на занятиях.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, то есть
по
расположения
материала
определенность
математической деятельности
места
и
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому
ребёнку в самостоятельной математической деятельности найти занятия по
своим интересам, способностям, научиться взаимодействовать с педагогами и
сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная
деятельность в развивающих центрах по математике помогает им
самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не
получать готовые знания от педагога.
При создании развивающего пространства по математическому
развитию в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль
игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе
увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами
работы, вербальными методами обучения. В дошкольной педагогике
существует большое количество игровых средств математического развития
детей старшего дошкольного возраста. Это математические дидактические
игры и пособия [13,с.5051].
Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей в
самостоятельной математической деятельности средствами занимательного
материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы
ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
12 Для эффективного решения образовательных задач очень важно
оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой
комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный
доступ), где концентрируются все игры и пособия «Центр математического
развития».
Центр математического развития это специально отведённое,
тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым
образом художественно оформленное место. Организовать его можно,
используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер,
обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим
самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру,
пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно
с другими детьми, небольшой подгруппой.
Центр математического развития это не только возможность
обеспечения детей материалами для математической деятельности и
возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в
коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок
знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и
чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми
его творческих начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической
деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в
выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него
потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого
ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. (15, 16).
Созданию центра предшествует подбор игрового материала, что
определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.
В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы
каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольнопечатные игры,
игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению
шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки
(на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры
на составление целого из частей, на воссоздание фигурсилуэтов из
специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и
занимательны.
13 Организуя центр математического развития, надо исходить из
принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие
игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном
уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к
придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества
имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети
могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и
из 2 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из
разных наборов.
оформление
центра
Художественное
математического
развития должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать
детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или
сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты,
действующими лицами которых являются любимые герои детской
литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно
использовать фотографии,
увеличенные иллюстрации из книг по
занимательной математике для дошкольников и родителей, детской
художественной литературы.
Организация среды, направленной на математическое развитие
дошкольников, осуществляется с посильным участием детей старшего
дошкольного возраста, что создаёт у них положительное отношение к
материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в центре
математического развития направлено на поддержание и дальнейшее развитие
у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в центре педагог
организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он
предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и
нравственно волевого развития, проявления активности. Привлекает
малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её.
Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои
успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к
новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на
постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества
[5,с.274275].
Таким образом, занятия по математическому развитию становятся
эффективным условием для организации самостоятельной математической
14 деятельности детей старшего дошкольного возраста; организация
развивающей среды по математической деятельности должна способствовать
проявлению инициативы, самостоятельности у дошкольников при выборе
игрового материала или игры, исходя из развивающихся у него потребностей
и интересов и создавать условия для самостоятельной математической
деятельности [2,с.38].
Выводы
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.В ходе самостоятельной математической деятельности дети учатся
планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о
результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует
мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества необходимые
для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
2.В результате использования практических действий в
самостоятельной математической деятельности дети познают свойства и
отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их
характерные особенности,
пространственновременные отношения,
многообразие геометрических форм.
3.Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более
прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала.
Ребенок, проявляя самостоятельность в выборе игрового материала, исходя
из развивающихся у него потребностей и интересов, приобщается к сложному
интеллектуальному труду.
15 4.По проблеме развития детей в самостоятельной деятельности
работали З.А. Михайлова, Н.М. Полякова, Т.Н. Доронова, А.В. Калинченко,
М. Монтессори, А.В. Белошистая.
5.Традиционной формой обучения математике в детском саду является
занятие. Структура занятия должна быть построена таким образом,
чтобы постепенно подвести ребёнка к самостоятельной математической
деятельности, а именно: подготовительная работа к постановке проблемной
ситуации; постановка проблемной ситуации; организация осознания учебной
задачи и ее принятия детьми; самостоятельное решение проблемной ситуации
через перенос полученных знаний или умений на расширенный
содержательный объем.
Таким образом, занятия по математическому развитию становятся
эффективным условием для организации самостоятельной математической
деятельности детей старшего дошкольного возраста; организация
развивающей среды по математической деятельности должна способствовать
проявлению инициативы, самостоятельности у дошкольников при выборе
игрового материала или игры, исходя из развивающихся у него потребностей
и интересов и создавать условия для самостоятельной математической
деятельности.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация эксперимента
Цель исследовать уровень самостоятельности у старших дошкольников
в математической деятельности.
Экспериментальная работа по состояла из трех этапов:
констатирующего, формирующего, контрольного.
Констатирующий эксперимент включал в себя диагностики исходного
уровня самостоятельности у старших дошкольников в математической
деятельности. Для этого использовались авторские диагностические методики
А.В. Белошистой, так как именно её разработки наиболее доступны,
исполнимы и понятны детям и педагогам. Положительными сторонами
данных диагностических методик являются их простота, небольшое
16 количество и раздаточного материала, что значительно ускоряет процедуру
диагностирования. Автор делает упор на аспекты развивающего обучения и
личностнодеятельностного преемственного подхода к обучению в УДО.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и
реализована программа воспитания самостоятельности у старших
дошкольников в математической деятельности.
эксперимент,
Контрольный
аналогичен констатирующему
эксперименту, включал в себя диагностики, которые проверяли уровень
самостоятельности у старших дошкольников в математической деятельности
после формирующего эксперимента.
База исследования – ГУО «Детский сад № 101 г. Могилева».
В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.
2.2Констатирующий эксперимент
Цель констатирующего этапа эксперимента определить исходный
уровень самостоятельности у старших дошкольников в математической
деятельности.
Белошистой,
Задачи констатирующего эксперимента:
1. подобрать и апробировать диагностический материал;
2.определить критерии уровня самостоятельности;
В качестве основных методик были применены методики,
в которых выявлялся уровень
предложенные А.В.
самостоятельности старших дошкольников в процессе дидактической игры:
1.Диагностическая ситуация аналитикосинтетической деятельности.
2.Диагностическая ситуация «Что лишнее» (Приложение А).
Оценка результатов деятельности:
1 уровень – задание выполнено полностью верно (высокий)
2 уровень – допущено 12 ошибки (средний)
3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого (низкий)
4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после
подсказки (низкий).
Констатирующий эксперимент длился 1 месяц (сентябрь).
После проведения с испытуемыми всех запланированных диагностик
были получены следующие результаты (таблица 2.2.1)
17 Таблица 2.2.1 Распределение результатов по уровням самостоятельности
Ф.И.
Итог
Диагностический материал
Диагностическая
ситуация аналитико
синтетической
деятельности
Диагностическая
ситуация
лишнее»
«Что
Маша Л.
Костя П.
Влад Ж.
Тина В.
Матвей Р.
Милана А.
Арсений Д.
Нелли П.
Ваня С.
Рома Ш.
4
3
2
2
2
2
3
3
4
4
Уровень
3
3
2
2
2
1
3
3
3
3
низкий
низкий
средний
средний
средний
средний
низкий
низкий
низкий
низкий
По результатам выполненного задания все дети были распределены на 2
группы по уровням развития: средний и низкий. Дошкольники с низким
уровнем проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность
не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной
работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения
действия. При выполнении задания часто обращаются за помощью к
взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения
задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности и
оценивать ее результаты только с помощью взрослого.
Дошкольники со средним уровнем отличаются неустойчивым интересом
деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными
умениями и навыками самостоятельной работы.
Результаты наблюдения представлены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2 Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Средний уровень
4 чел.
Низкий уровень
6 чел.
Таким образом, исходя из таблицы 2.2.2, можно сказать, что у
дошкольников наблюдается низкий уровень развития самостоятельности в
математической деятельности.
Отобразим полученные данные на рисунке 2.2.1.
18 Рис.2.2.1 Уровень развития самостоятельности в математической
деятельности
Таким образом, по данным рисунка 2.2.1 можно сделать вывод, что в
группе испытуемых дошкольников преобладают дети с низким уровнем
самостоятельности в математической деятельности (60 %).
Таким образом, стоит задача наметить методику совершенствования
работы по воспитанию самостоятельности дошкольников в математической
деятельности,
формирующего
эксперимента.
что и обусловило проведение
2.3Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента выявить педагогические условия,
обеспечивающие успешное формирование самостоятельности в
математической деятельности.
Задачи формирующего эксперимента:
1. разработать формы организации учебновоспитательного процесса по
повышению уровня самостоятельности в математической деятельности у
дошкольников.
2. апробировать разработанные формы организации на детях старшего
дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент длился на протяжении учебного года
(октябрьапрель).
В ходе эксперимента были проведены следующие формы работы:
1.занятия (Приложение Б);
2.дидактические игры:
«Цепочка примеров»;
«Отгадай число»;
«Только одно свойство»;
19 «Числовой ряд»;
«Назови число»;
«Сколько взять конфет?»;
«Составление фигур из треугольников и квадратов» (Приложение В).
3.Математические загадки (Приложение Г).
4.Задачишутки (Приложение Д).
Таким образом, шла реализация педагогических условий, необходимых
для эффективного развития самостоятельности в математической
деятельности у дошкольников в ходе разнообразных форм учебно
воспитательной работы.
2.4 Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента
проверка эффективности
разработанной программы по повышению самостоятельности в
математической деятельности у дошкольников.
В качестве основных методик были применены методики,
в которых выявлялся уровень
предложенные А.В.
самостоятельности старших дошкольников в процессе дидактической игры:
Белошистой,
1.Диагностическая ситуация на анализ и синтез.
2.Диагностический
Первоначальные
тест.
математические
представления (Приложение Е).
Оценка результатов деятельности:
1 уровень – задание выполнено полностью верно (высокий)
2 уровень – допущено 12 ошибки (средний)
3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого (низкий)
4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после
подсказки (низкий).
После проведения с испытуемыми всех запланированных диагностик
были получены следующие результаты (таблица 2.4.1).
Таблица 2.4.1 Распределение результатов по уровням самостоятельности
Ф.И.
Итог
Диагностический материал
Диагностическая
ситуация аналитико
синтетической
деятельности
Диагностическая
ситуация
лишнее»
«Что
20 Маша Л.
Костя П.
Влад Ж.
Тина В.
Матвей Р.
Милана А.
Арсений Д.
Нелли П.
Ваня С.
Рома Ш.
2
2
1
1
2
1
2
2
2
2
Уровень
2
2
1
1
2
1
2
1
2
2
средний
средний
высокий
высокий
средний
высокий
средний
средний
средний
средний
По результатам выполненного задания все дети были распределены на 2
группы по уровням развития: средний и высокий. Детей с низким уровнем
выявлено не было.
У дошкольников со средним уровнем отмечается достаточная степень
овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы.
Дошкольники с высоким уровнем проявляют устойчивый интерес к
самостоятельной деятельности. Высокая степень овладения различными
умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности
проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и
критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные
результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и
оригинальности.
Результаты наблюдения представлены в таблице 2.4.2.
Таблица 2.4.2 Показатели самостоятельности у старших дошкольников
Средний уровень
7 чел.
Высокий уровень
3 чел.
Таким образом, исходя из таблицы 2.4.2, можно сказать, что у
дошкольников наблюдается средний уровень развития самостоятельности в
математической деятельности.
Отобразим полученные данные на рисунке 2.4.1.
21 Рис.2.4.1 Уровень развития самостоятельности в математической
деятельности
Таким образом, по данным рисунка 2.2.1 можно сделать вывод, что в
группе испытуемых дошкольников преобладают дети со средним уровнем
самостоятельности в математической деятельности (70 %).
Сравним полученные данные констатирующего и контрольного эксперимента
в таблице 2.4.3.
Таблица 2.4. Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития
самостоятельности в математической деятельности
Этап
эксперимента
Констатирующий
Контрольный
Высокий
3 чел.
Уровни
Средний
4 чел.
7 чел.
Низкий
6 чел.
Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.4.2).
Рис.2.4.2 Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития
самостоятельности в математической деятельности у детей старшего дошкольного
возраста
Таким образом, по данным рисунка 2.4.2 можно сделать вывод, что
после применения программы воспитания самостоятельности количество
детей с низким уровнем не выявлено, количество детей со средним уровнем
22 увеличилось (70 %). Высокий уровень самостоятельности показали 30 %
дошкольников.
Анализ результатов диагностики самостоятельности в математической
деятельности у детей старшего дошкольного возраста показывает, что уровень
сформированности самостоятельности в математической деятельности
повысился.
Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня
развития самостоятельности в математической деятельности достаточно
эффективен.
2.5 Педагогические рекомендации
1.Улучшить
предметноигровую развивающую
среду по
математическому развитию.
2. Инициировать творческую познавательную деятельность отдельных
детей (личное участие педагога в детской деятельности, создание игровых
сообществ, мотивация).
3. Подобрать игры и игровые материалы, необходимые для
самостоятельного овладения действиями, необходимыми в данный период.
4. Практиковать организацию и проведение досуговой деятельности,
детских игр, проектов, совместных с родителями мероприятий.
5. Развивать собственный педагогический творческий потенциал.
Выводы
23 Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Экспериментальная
по исследованию уровня
самостоятельности у старших дошкольников в математической деятельности
состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
работа
2.База исследования – ГУО «Детский сад № 101 г. Могилева». В
исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.
3.
Согласно констатирующему эксперименту по результатам
выполненного задания все дети были распределены на 2 группы по уровням
развития: средний и низкий. В группе испытуемых дошкольников
преобладают дети с низким уровнем самостоятельности в математической
деятельности (60 %).
4.На формирующем этапе эксперимента шла реализация педагогических
условий, необходимых для эффективного развития самостоятельности в
математической деятельности у дошкольников в ходе разнообразных форм
учебновоспитательной работы.
5.По результатам контрольного эксперимента все дети были
распределены на 2 группы по уровням развития: средний и высокий. В группе
испытуемых дошкольников преобладают дети со средним уровнем
самостоятельности в математической деятельности (70 %).
6.Анализ
результатов диагностики
самостоятельности в
математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста
показывает,
что уровень сформированности самостоятельности в
математической деятельности повысился.
24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологопедагогической литературы показал, что проблема
формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является
актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и
предметноразвивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной
задачей в детском саду должна быть целенаправленная работа педагога,
побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты развития
самостоятельности у дошкольников в математической деятельности.
Во второй части работы проведено экспериментальное исследование, в
котором был выявлен уровень самостоятельности детей, внедрена в учебно
воспитательный процесс программа воспитания самостоятельности, которая
способствовала повышению уровня самостоятельности дошкольников.
После повторного исследования уровня самостоятельности
дошкольников и анализа полученных результатов можно сделать вывод о
важности работы педагога в воспитании самостоятельности старших
дошкольников, но это при условии систематической целенаправленной
коррекционноразвивающей деятельности.
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших
исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что применения
целенаправленных коррекционноразвивающих занятий реально оказывают
влияние на повышение уровня самостоятельности у дошкольников в
математической деятельности.
25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абузярова, Л. Предметно развивающая среда ДОУ /Л.
Абузярова//Ребёнок в детском саду.2004.№6.с.3032.
2.Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7
лет / Г.Е.Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева. СПб.: Речь, 2002. 245 с.
Е.
3.Акулова,
Формируем у детей самостоятельность и
ответственность / Е.Акулова // Дошкольное воспитание. 2009. №9 с. 52
58.
4.Белошистая, А.В. Рабочая тетрадь «Математика вокруг тебя»/ А.В.
Белошистая.
с.
5.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников/ А.В. Белошистая. – М.:Владос, 2003.402 с.
2011.32
–М:
Ювента,
6.Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности. Старший
дошкольный возраст / Е.Бехтерева // Дошкольное воспитание. 2010. №8 с.
3645.
7.Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных
математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред.
Будько Т.С. Брест: Издательство БрГУ, 2006. 46 с.
8.Габова, М. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М.Габова
// Дошкольное воспитание.2000.№9.с. 2.
9.Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г.
Саморуковой. М.: «Просвещение», 1988. 365 с.
10.Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.
М.: Просвещение, 1998. 320 с.
11.Занятия по математике в детском саду: формирование у
дошкольников элементарных математических представлений / Л.С. Метлина.
М.: Просвещение, 1982.
12.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 425 с.
26 13.Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О.
Косякова. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 405 с.
14.Михайлова, З. А Математика "От трех до семи"/ З.А. Михайлова,
Э.Н. Иоффе. СанктПетербург, 1996.
15.Михайлова, З.А. Математикаэто интересно. Игровые в ситуации для
детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических
представлений / З.А. Михайлова. СПб.: « ДЕТСВОПРЕСС», 2004.
16.Павлович, О.А. Математика уже в детском саду / Павлович О.А. М.:
Просвещение, 1981.
17.Петерсон, Л.Г. «Раз ступенька, дваступенька» / Л.Г. Петерсон, Е. Е.
Кочемасова. – М.: МБалланс, 2005.68 с.
18.Пономарева, И.А. Формирование элементарных математических
представлений. Система работы в старшей группе детского сада / И.А.
Пономарева, В.А. Позина. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2012.
19.Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я.
Райгородского. Самара: Бахрах, 2001. 395 с.
20.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / В 2х т. Т.1. М.:
Педагогика, 1989. 340 с.
21.Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей / А.А.Смоленцева, О.В. Суворова. Нижний Новгород, 1999.
Развитие элементарных математических
22.Тарунтаева,
Т.В.
представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. М.: Просвещение, 1980.
27
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.