ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
Оценка 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
математика
Детсад
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
ПРИЛОЖЕНИЯ.doc
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Диагностика уровня развития самостоятельности дошкольников на констатирующем этапе эксперимента (по методике А.В.Белошистой) 1.      Диагностическая ситуация аналитико­синтетической деятельности  Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5­6 лет.  Задачи:  оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме   простейших   геометрических   фигур,   умения   классифицировать   материал   по самостоятельно найденному основанию. 1.Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.  Задание:  «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)». 2.Материал: тот же, что к №1, но без квадрата. Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)». Оценка задания: 1 уровень – задание выполнено полностью верно (высокий) 2 уровень – допущено 1­2 ошибки (средний) 3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого (низкий) 4 уровень   –   ребёнок   затрудняется   с   ответом   на   вопрос   даже   после   подсказки (низкий). 2.     Диагностическая ситуация «Что лишнее» Цель: определить сформированность навыка визуального анализа детей. 1 вариант. Материал: рисунок фигурок­рожиц.  Задание:  «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?» 2 вариант. Материал: рисунок фигурок­человечков. Задание:  «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?» Оценка задания: 1 уровень – задание выполнено полностью верно (высокий) 2 уровень – допущено 1­2 ошибки (средний) 3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого (низкий) 4 уровень   –   ребёнок   затрудняется   с   ответом   на   вопрос   даже   после   подсказки (низкий) [19,с.56­57]. Приложение Б Занятия по математике в старшей группе Занятие «Геометрические фигуры» Программное содержание: Закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Упражнять детей в определение геометрических фигур на основе словесного описания   и   зрительного   восприятия.   Продолжать   развивать   умение   классифицировать геометрические фигуры по одному из признаков. Ход. 1. Организационный сюрпризный момент В группу влетает шар с запиской. ­Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шар. Интересно откуда он? А на шарике записка, значит в ней что­то написано, хотите узнать? Тогда слушайте: "Здравствуйте,   дорогие   ребята!   К   вам   обращается   принцесса   страны   геометрических фигур. Меня похитили и закрыли в замке за тремя дверями. Прошу вас спасти меня. Я думаю, что для этого вам нужно будет выполнить разные задания. Надеюсь, вы с ними справитесь,   и   верю,  что  выручите   меня.   В  этом  вам   поможет   один   из   трех   ключиков, которые вы будете находить после выполнения заданий. До свидания! ». ­Ребята,   как   вы   думаете,   мы   сможем   спасти   принцессу?   Я   была   уверена,   что согласитесь помочь принцессе. Тогда отправляемся в страну геометрических фигур. 2. Умственная гимнастика «Узнай меня». ­Проходите в игровой уголок и присаживайтесь. Попробуйте отгадать загадки про жителей геометрических фигур. Кто я? ­Внимание, первая загадка: Я геометрическая фигура. У меня 4 стороны и 4 угла. ­Почему вы думаете, что это прямоугольник? Квадрат? ­Как одним словом можно назвать прямоугольник и квадрат, если у них по 4 угла? ­Я не прямоугольник и не квадрат, меня можно катать? ­Это круг. Загадки  эти были легкие, поэтому вы быстро отгадали,  а вот сейчас самая трудная загадка: 3 вершинки, 3 угла, 3 сторонки, вот и Я! (Располагаю на мольберте три разных треугольника) ­Пожалуй вы правы, только какой из этих треугольников может быть отгадкой? ­Любая фигура, у которой 3 стороны и 3 угла называется треугольник. 3. Игровое упражнение «Какая фигура лишняя? ». ­Посмотрите   на   этих   жителей   страны.   Как   они   свободно   расположились   на фланелеграфе. Догадайтесь, какая из них лишняя? Почему? 4. Упражнение на классификацию геометрических фигур. ­А   сейчас   задание   будет   трудное.   Чтобы   правильно   его   выполнить,   надо внимательно меня послушать. Чем отличаются геометрические фигуры на фланелеграфе? Они разного размера, есть большие и маленькие. У них разное количество углов, есть 3, а есть и 4 угла. Разделите эти фигуры на две группы. (Подходят двое детей и раскладывают фигуры на 2 группы) ­Ребята,   какие   фигуры   расположил   Кирилл,   а   какие   Аня?   По   какому   признаку разделили фигуры на 2 группы? ­Фигуры были все одного цвета, но их можно было разделить на две группы по форме. ­Я думаю, что пора искать первый ключик. (дети находят ключик, проходят на середину комнаты и встают в круг) 5. Моделирование геометрических фигур из веревки. ­Ребята, это волшебная веревка. Вспомните, что из нее можно сделать? ­Какую фигуру вы бы хотели сейчас сделать? ­А сейчас сделайте треугольник, квадрат… ­Почему вам круг было сделать легче, чем треугольник? (дети находят еще один ключ и садятся за столы) 6. Моделирование геометрических фигур на бумаге. ­Следующее   задание   секретное,   на   ваших   листочках   точками   зашифрованы геометрические фигуры. Точки эти интересные. Они, как люди, любят общаться между собой, звонить друг другу по телефону. Только сейчас между ними связь оборвалась, нам надо ее восстановить. Давайте подумаем как можно это сделать? ­Молодцы, вы догадались. Я вам предлагаю соединить точки так, чтобы получились геометрические фигуры. А какие получатся фигуры, решать вам. (осуществляю контроль, советую, как соединить точки) . ­Ребята, вам удалось расшифровать, какие геометрические фигуры спрятались за точками? Назовите их. ­Замечательно,   телефонная   связь   восстановлена.   (раздается   телефонный   звонок. Звонит принцесса) . 7. Рассматривание картины замка и определение формы дверей. ­Это – фотография замка, где спрятали принцессу. Она мне сказала, что находится за дверями не квадратными и не прямоугольными. Тогда за какими? ­Не говорите мне ответ, а нарисуйте его в воздухе. ­Вы   правильно   догадались   и   нарисовали   овальную   дверь.   (находят   ключик   на мольберте, за рисунком замка, а также образец «дорожки» к замку) 8. Выполнение задания на установление закономерности. ­Ребята, а это что? Мы вместе догадались, что это узор дорожки к замку. Встаньте к столам, ко мне лицом. (дети по очереди берут фигуры, прикладывают на пол друг к другу, соблюдая закономерность) ­Будьте внимательны, не нарушайте последовательности фигур. ­Дорожку построили правильно, и нам открывается замок. 9. Игра «Подбери ключ к замку». (Дети подбирают ключ к овальной двери и достают принцессу из замка) . 10. Итог занятия. Говорит принцесса: ­Я благодарю вас за то, что вы спасли меня. Спасибо вам, ребята, я знала, что вы меня спасете. Как вам это удалось? ­Предлагаю из ваших рук построить башню добрых пожеланий. Я желаю вам, чтобы вы были всегда дружными, добрыми. (дети становятся в круг и строят башню пожеланий) ­А теперь возьмите ваши пожелания в ладошки и отправьте гостям. (дети дуют в ладошки) [21,с.56­57]. Занятие «Город геометрических фигур» Программное содержание: ­упражнять детей   в узнавании   и   назывании   геометрических   фигур,   в   сравнении фигур по трем признакам; ­закрепить умение детей разбивать группу предметов по цвету, форме, величине; ­познакомить   детей с   таблицей   (математическим   домиком),   учить   детей ориентироваться в таблице (определять и называть  «адрес» каждого жильца домика); ­развивать умение детей продолжить заданную закономерность; ­оценивать результат работы (получилось – не получилось), исправлять ошибки; ­развивать память, внимание, мышление; ­развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи. Демонстрационный   материал: изображение   улицы   геометрического   города, шапочки геометрических фигур: большие зеленые треугольники, большие красные круги, большие   синие   квадраты,   большие   желтые   овалы,   маленькие   желтые   круги,   маленькие синие   треугольники,   красные   маленькие   квадраты,   маленькие   зеленые   прямоугольники, маленькие синие овалы, дом­ таблица, набор геометрических фигур, символы: цвет, форма, величина, обручи­дома. Раздаточный материал: набор геометрических фигур, таблицы – домики, полоски с цепочкой фигур, наборы фигур для продолжения закономерность, фишки красного и синего цвета Ход. I. 1. Приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители. – Рассмотрите улицу города, что необычного вы видите в нем? – Как вы думаете, что это за город? (Город геометрических фигур) – А вы хотели бы пожить в этом городе? Для этого каждый из вас должен превратиться в  геометрическую фигуру. Дети превращаются в фигуры. – А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Дети по очереди называют свои признаки. – Я большой красный треугольник – Я маленький зеленый круг и т.д. – Одинаковы ли жители города? Чем они отличаются? 2. Наведем порядок среди фигур, расселим их по своим домам. На полу выкладываются домики – обручи с символами цвета: красный, зеленый,  желтый. Дети расходятся по своим домам, объясняют свой выбор. – По какому признаку разделились фигуры? Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на символы  форм фигур. По сигналу воспитателя дети выбирают свой домик, объясняют свой  выбор. – Почему вы выбрали эти дома? По какому признаку вы разделились? Дети разбегаются по группе, символы форм меняются на символы размера. По  сигналу воспитателя дети выбирают свой дом,  объясняют свой выбор. – Почему вы выбрали этот дом? По какому признаку вы разделились?             3 В   II. 1. Дети приглашаются за столы. Их вниманию предлагается математический дом­ таблица. – В математическом доме­таблице есть подъезды и этажи. Сколько подъездов в этом доме? Как узнали? Сколько этажей? Покажите окна 1 подъезда, 2 подъезда, 3 подъезда, 1 этажа, 2 этажа, этажа. – Какая фигура живет в первом подъезде на втором этаже? Во втором подъезде на первом этаже? этаже? –   Выберите   среди   фигур   такие   же   и   расселите   их   в   своих   домах­таблицах. – Найдите  зеленый  треугольник и  поселите  его во  втором подъезде на третьем  этаже. – Возьмите  красный  треугольник  и поселите  его  в первом подъезде  на третьем этаже, возьмите зеленый квадрат и поселите его во втором подъезде на втором этаже, возьмите синий   треугольник   и   поселите   его   в   третьем   подъезде   на   2   этаже,   возьмите   красный квадрат   и   поселите   его   в   первом   подъезде   на   первом   этаже. –   Что   общего   у   всех   фигур   первого   подъезда,   второго   подъезда,   третьего   подъезда? –   Что этажа? – Какая фигура должна поселиться в пустующей квартире?   фигур подъезде этажа,     общего третьем   третьего второго   третьем   на     у   Физкультурная минутка «Живые фигуры» Разбившись на группы, дети лёжа на полу, составляют фигуры. 2.  Д/у «Назови адрес фигуры» –   У   каждой   фигуры   есть   свой   адрес.   Чтобы   узнать   адрес   фигуры,   вы   должны определить   в   каком   подъезде   и   на   каком   этаже   она   живет. – Определите адрес красного треугольника (1 подъезд, 3 этаж и т.д.) III. В   городе   геометрических   фигур   наступает   вечер,   на   улицах   зажигаются разноцветные   гирлянды.   Но   вот   беда,   гирлянды   повредились.   Вы   должны   починить гирлянды,   продолжив   ряд   фигур­фонариков.   Дети   делятся   по   парам,   выбирают   себе гирлянду, подбирают для нее поднос фигурами­фонариками. Продолжают закономерность (место для работы выбирают по желанию). По окончании работы проверяют друг у друга результат, оценивают (фишками синего и красного цвета). Итог – Где мы сегодня побывали? – Что нового узнали? – Что понравилось? [8,с.2]. Занятие «Дорога к Изумрудному городу» Программное   содержание.   Закреплять   умения   составлять   из   частей   целое, выявлять   признаки   геометрических   фигур,   удерживать   в   памяти   одновременно   два признака (цвет и форму), разбивать группу фигур на части по определённым признакам. Упражнять в построении геометрических фигур из счётных палочек. Закреплять знания о составе числа 4, о числовом ряде от 1 до 10. Формировать умения использовать символы для обозначения свойств предметов, пользоваться таблицами. Материал.  Карточки с цифрами (от 1 до 10), вырезанные из картона «следы» с напечатанными на них цифрами (от 1 до 10), геометрические фигуры: конусы, цилиндры, кубы   ­   двух   цветов.   На   каждого   ребёнка   ­12   счётных   палочек;   карточка   с   символами геометрической фигуры (цвет и форма) и вырезанные из картона геометрические фигуры разного цвета и формы; маленькое символическое изображение фонтана; вырезанные из картона   цветы   и   три   разных   по   размеру   синих   квадрата.   Разрезная   картинка   «Мост»; искусственные   цветы;   «домик­таблица».   Изображение   замка,   составленное   из   конусов, цилиндров, кубов. Ход занятия Воспитатель.   Вспомним   одну   из   сказок   Александра   Волкова.   Элли,   Тотошка, Железный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев пошли в Изумрудный город к великому волшебнику Гудвину. Каждый из них надеялся получить то, в чём больше всего нуждался. Что же они хотели? (Страшила хотел получить мозги и стать умным. Льву нужна была смелость, а Дровосеку ­ сердце. Элли с Тотошкой мечтали вернуться домой.) По   дороге   они   совершают   так   много   добрых   дел,   требующих   смелости, сообразительности,   сердечности,   что   без   всякого   волшебства   становятся   и   добрыми,   и умными, и смелыми. Давайте этот путь мы пройдём вместе с ними. Чтобы помочь нашим друзьям быстрее добраться до Изумрудного города, возьмём с собой цифры. Проводится игра «Живые цифры». Дети получают карточки с цифрами (от 1 до 10) и строятся по порядку (в соответствии с числовым рядом). Затем несколько раз меняются карточками и выстраивают новый числовой ряд. Воспитатель. На пути к Изумрудному городу наши герои преодолевали различные препятствия. Проложите волшебную дорожку из геометрических фигур таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых по форме и цвету. Посмотрите на свою карточку с символами и определите, с какой фигуры начнёте. Дети садятся за столы и выкладывают цепочку из геометрических фигур, начиная с заданной на карточке. Воспитатель. Мы приближаемся к замку злой волшебницы Бастинды. В своей стране Бастинда   разрушила   все   дворцы   и   замки,   кроме   своего.   Давайте   их   восстановим. Посмотрите на рисунок замка ­ на нём вы увидите знакомые вам геометрические фигуры. Назовите их. (Конусы, цилиндры, кубы.) Правильно. А сейчас проверим вашу память. Проводится   игра   с   геометрическими   телами двух   цветов   на   развитие   памяти   и внимания. Дети берут в руки по одной объёмной геометрической фигуре (куб, конус или цилиндр) и становятся в круг. В течение 30 сек. запоминают, какие фигуры у других детей. По   сигналу   закрывают   глаза.   Ребёнок,   до   плеча   которого   дотрагивается   воспитатель, прячет фигуру. По сигналу дети открывают глаза и вспоминают, какой геометрической фигуры не стало. Игра проводится три­четыре раза, при этом происходит обмен фигурами. Воспитатель. В стране злой волшебницы Бастинды завяли все цветы, потому что она засыпала   колодцы   и   ручьи,   уничтожила   фонтаны.   Ведь   она  терпеть   не  могла   воду.  Из волшебной книги Элли и её друзья узнали, что цветы вновь зацветут, если посадить их вокруг фонтанов определённым образом. Но сначала нужно построить фонтан. Используя все палочки, выложите два квадрата: маленький, а вокруг него большой. Дети выкладывают квадрат из четырёх палочек, а вокруг него ­ квадрат, каждая сторона которого состоит из двух палочек. Теперь разложите цветы. Их должно быть по два вдоль каждой стороны большого квадрата. Дети отсчитывают и раскладывают вырезанные из картона цветы вокруг большого квадрата. Вода для фонтана находится внутри маленького квадрата из палочек. Подберите подходящий по размеру квадрат из картона. Дети выбирают нужный квадрат из трёх синих и вставляют его в квадрат из палочек. Сверху кладут символическое изображение фонтана. Воспитатель. На пути к Изумрудному городу друзья Элли подарили девочке букеты ярких цветов. В каждом букете было по четыре цветка. Попробуйте и вы составить такие букеты. Проводится игра на знание состава числа 4. Каждому игроку раздают по одному, два или три цветка. Дети находят себе пару, чтобы составить букет из четырёх цветков. Воспитатель. Чтобы продолжить путь, нужно восстановить разрушенный мост. Дети  подходят к столу и  составляют  из  частей  (элементов)  разрезной  картинки «Мост». Мы в Изумрудном городе. Здесь для жителей были построены дома. Все квартиры обозначались геометрическими фигурами, но некоторые из них исчезли. Нужно вернуть эти фигуры. Дети находят недостающие фигуры, опираясь на «домик­таблицу». Вот и замок Гудвина. Мы прошли весь путь вместе с героями сказки Александра Волкова. Пора возвращаться. Но что это? Кто­то   запутал   наши   следы.   Давайте   восстановим   путь   домой.   На   этих   следах (показывает   несколько   следов,   вырезанных   из   картона)   написаны   цифры.   Посмотрите внимательно, каких цифр из числового ряда от 1 до 10 здесь не хватает? (Выслушав ответы детей, воспитатель добавляет следы с названными цифрами.) Разложите следы в обратном порядке ­ от 10 до 1. Дети выполняют задание [11,с.90­91]. Приложение В Дидактические игры 1. «Цепочка примеров» Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия. Ход игры.  Две группы участников садятся на стулья ­ одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 ­ и бросает мяч кому­ нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает примеров, котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере: прибавить, вычесть, умножить и т. д. Участник   игры,  давший   неверное  решение  и   назвавший   пример,  при   решении  которого получается   не   целое   число   или   число,   которое   нельзя   вычесть,   выбывает   из   игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков 2. «Отгадай число» Цель. Упражнять детей сравнивать числа. Ход   игры. По   заданию   ведущего   ребенок   должен   быстро   назвать   число   (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры. 3. «Только одно свойство» Цель.  Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее. Материалом   для   игры   являются   геометрические   фигуры   (круги,   квадраты, треугольники, прямоугольники) четырех цветов и двух размеров. Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат,   треугольник   и   прямоугольник)   четырех   цветов,   например   красного,   синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных, цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших. Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур. Один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первый положил на стол желтый   большой   треугольник,   то   второй   кладет   желтый   большой   квадрат   или   синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру,   не   отличающуюся   от   первой   или   отличающуюся   от   нее   более   чем   одним признаком.   В   этом   случае   фигуру   у   игрока   забирают.   Проигрывает   тот,   кто   первый останется без фигур.  4. «Числовой ряд» Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду. Ход игры. Играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше ­ правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд. 5. «Назови число» Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления. Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: "Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы  отними  2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5". В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять. 6. «Сколько взять конфет?» Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом. Ход   игры. Предлагается   условие   задачи:   "В   бумажном   кульке   лежат   конфеты   2 сортов.   Наугад   берут   несколько   конфет.   Какое   наименьшее   количество   конфет   нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?" (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления. Так же решается задача о яблоках: "В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?" К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой. 7. «Составление фигур из треугольников и квадратов» 1. Пример Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить   треугольник,   каждая   сторона   которого   будет   равна   одной   палочке.   Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". После   того   как   большинство   детей   выполнят   задание,   воспитатель   просит   их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят   на   то,   что   выполнять   задание   можно   по­разному.   Способы   выполнения   надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой   снизу"   (слева   и   т.д.),   а   в   объяснении   решения   задачи   пользоваться   также выражением "пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки". 2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата. После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске. Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала,   что   потом?   Из   скольких   палочек   составил   1   квадрат?   Из   скольких   палочек пристроил   к нему  второй  квадрат?   Сколько  потребовалось  палочек  для  составления  2 равных квадратов?" 2. Пример Цель. Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную  в  результате   составления  фигуру;   пользоваться  выражением:   "пристроил   к одной фигуре другую", обдумывать практические действия. Ход   работы. Воспитатель   предлагает   детям   вспомнить,   какие   фигуры   они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься ­ учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания: 1.   Отсчитать   7   палочек   и   подумать,   как   можно   из   них   составить   3   равных треугольника. После   выполнения   задания   воспитатель   предлагает   всем   детям   составить   3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура ­ четырехугольник (рис.). Этот вариант   решения   дети   зарисовывают   мелом   на   доске.   Воспитатель   просит   показать   3 отдельных треугольника, четырехугольник и треугольник (2 фигуры), четырехугольник. 2. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно сделать, рассказать, затем выполнять задание. После этого воспитатель предлагает детям нарисовать мелом на доске составленные фигуры и рассказать о последовательности выполнения задания. Вопросы для анализа: "Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и сколько?" Воспитатель, уточняя ответы детей, говорит: "Начинать составлять фигуру можно с любого треугольника, а потом к нему пристраивать другие справа или слева, сверху или снизу".[14,с.60]. 8. «Составь силуэт животного или насекомого». Для игры берется круг, который разделен   линиями   на   более   мелкие   и   неоднородные   детали,   разрезается.   Затем   из полученных   частей   круга   дети   пробуют   составить   картинку,   причем   конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу. 9.«Предметы   из   кубиков».  Глядя   на   изображение   предмета,   дошкольник   из кубиков строит такой же. [4,с.23­24]. Приложение Г Математические загадки Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.) Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.) Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.) В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.) Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.) В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.) 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.) Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.) Много рук, а нога одна. (Дерево.) Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в  перчатке.) Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.) Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.) [15,с.87]. Задачи­шутки Приложение Д 1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.) 2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.) 3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.) 4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее?  (Переложить крайнюю.) 5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.) 6. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?  (По 5 км.) 7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если  будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.) 8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.) 9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.  (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.) 10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4  маленькие. На каждой маленькой ветке ­ по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.) 11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.) 12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.) 13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей,  а у каждого есть родная сестра". (7.) 14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.) [17,с.48]. Диагностика уровня развития самостоятельности дошкольников на контрольном этапе эксперимента (по методике А.В.Белошистой) Приложение Е 1. Диагностическая ситуация на анализ и синтез Цель:  определить  степень развитости  навыка  выделения  фигуры  из  композиции, образованной наложением одних форм на другие, выявить уровень знаний геометрических фигур. Предъявление задания: индивидуально с каждым ребёнком. В 2 этапа.  1 этап. Материал: 4 одинаковых треугольника.    Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника   и   сложи   из   них   еще   один   треугольник,   но   другой   формы.   Чем   они отличаются? (Один высокий, другой — низкий; один узкий, другой — широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)». 2 этап. Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.  Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их». Оценка задания: 1 уровень – задание выполнено полностью верно 2 уровень – допущено 1­2 ошибки 3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого 4 уровень – ребёнок не справился с заданием 2.     Диагностический тест. Первоначальные математические представления. Цель:  определить представления детей о соотношениях больше на; меньше на; о количественном и порядковом счёте, о форме простейших геометрических фигур.  Материал: 7 любых предметов или их изображений на магнитной доске. Предметы могут быть как одинаковые, так и разные.  Способ выполнения: ребёнку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей, которые предлагаются последовательно. Задания: А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов. Б. Нарисуй квадратов на 1 больше, чем кругов. В. Нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов. Г. Обведи линией 6 квадратов. Д. Закрась 5­ый круг. Оценка задания: 1 уровень – задание выполнено полностью верно 2 уровень – допущено 1­2 ошибки 3 уровень – допущено 3­4 ошибки 4 уровень – допущено 5 ошибок [19,с.58­59].

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Развитие самостоятельности дошкольников в математической деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017