Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
окружающий мир +2
8 кл—9 кл
19.03.2018
Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)
В школе организованна работа пресс-центра, создана школьная газета "Ритм" – современное средство воспитания, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и развитие досуговой деятельности. Проведено исследование - влияния работы пресс-центра на учащихся школы, нужности школьной газеты в детском учреждении. Газета учит ситуации взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.Исследовательская работа "Школьная газета" Влияние школьной газеты на воспитанников санаторной школы. Нужность газеты. Исследования развития этого направления деятельности воспитанников.
Школьная газета Журналистика 2015.docx
ТЕМА РАБОТЫ: «Школьная газета»                                    Автор работы:  Панченко Т.А.воспитатель,                                      Главный редактор школьной газеты «Ритм»                                     ГКООУ РО санаторной школы – интерната                                                 г Красный Сулин. 2015 г. 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение и актуальность исследований. Глава I Исследования общественной  деятельности – журналистики. История. Профессия журналист.    Глава II Исследования  работы школьной  редакции    газеты «Ритм» в ГКООУ РО  санаторной школе – интернате Красного  Сулина.  Глава III Виды школьной газеты.              Выводы. 3 5 8   12 13 Список источников. Приложение. 15 16­23 3 Актуальность работы Детско­молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей   жизни.   Редкая   школа   обходится   без   выпуска   собственной   газеты, журнала.   Подростки   нуждаются   в   периодических   изданиях,   где   они   сами будут творить, где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты. Кому   нужна   школьная   газета,   когда   много   других   детских   и подростковых   печатных   изданий?   Конечно,   соперничать   с   центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует   только   для   того,   чтобы   сообщать   новости?   Школьную   газету можно   сейчас   рассматривать   как   средство   создания   в   школе   настоящего крепкого   творческого   коллектива,   как   средство   формирования общественного   мнения,   средство   воспитания   и   т.д.   Для   ребят   активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Несмотря   на   занятость   в   школе   и   спортивных   секциях,   у   каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино­, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты.   Как   соединить   интересы   ребят   и   подготовку   к   возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в  школьную   жизнь?  Один  из  вариантов   решения   этих  вопросов ­  создание школьного пресс­центра, где будет выпускаться школьная газета. Цель работы: Исследования и анализ работы школьной газеты «РИТМ»  в ГКООУ РО санаторной школе – интернате г Красный Сулин. Задачи работы: 1. Теоретическая: провести общий анализ доступных  исследований применения работы пресс­ центра в ГКООУ РО санаторной – школы – интерната г Красный Сулин и в других школах; 2.  Методическая:  разработать   и   апробировать   модель   и   технологию исследований   по   формированию   профориентационной   направленности   для воспитанников школы; 3.  Конкретно­эмпирические:  1)   выявить,   характер   и   особенности исследований   по   формированию   социальной   направленности   для воспитанников  школы, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания; 2) выделить  и изучить перспективы развития модели школьной газеты. 4 Объект   исследования  –   обучающиеся  –   воспитанники,   участники   пресс­ центра в ГКООУ РО санаторной школы – интерната г Красный Сулин. Гипотеза работы: Если построить проект работы таким образом:   А.   Провести   исследования   общественной   деятельности   –   журналистики. Ознакомиться с историей. Узнать качества профессии журналист.  Б. Исследовать  работу школьной редакции    газеты «Ритм» в ГКООУ РО  санаторной школе – интернате Красного Сулина.  В. Провести анкетирование воспитанников на тему «Лучший читатель» то  в связи с этим:   появится   возможность  учиться   размышлять,  создастся   в   школе настоящий крепкий творческий коллектив;  улучшатся   показатели   самореализации, самостоятельную журналистскую деятельность.   включенности   в Предмет   исследования:  Мониторинги   и   анкетирование   по   формированию работы школьной газеты «Ритм» в ГКООУ РО санаторной школе – интернате г Красный Сулин Методики исследования: Построение модели школьной газеты, обобщение и анализ данных мониторинга юных журналистов. 5 Глава I Исследования общественной деятельности – журналистики. История журналистики. Профессия журналист. Журналистика   –   это   общественная   деятельность   по   сбору,   обработке, хранению   и   периодическому   распространению   актуальной   социальной информации   с   помощью   средств   массовой   информации   (печать,   радио, телевидение, интернет)  История журналистики: Слово «журналистика» ввел в русский язык  Н. А. Полевой, создавший рубрику под таким названием в популярном во      2 половине   1820   годов   журнале   «Московский   телеграф».   В   это   же   время журналистика   становилась   видом   профессиональной   деятельности   (ранее труд   авторов   и   редакторов   материально   не   вознаграждался   или вознаграждался   время   от   времени).   Первым   в   России   профессиональным редактором был Н. М. Карамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы»   в   1802   –   1803   (его   жалование   составляло   3000   р.   в   год) Журналистской   деятельностью   весьма   плодотворно   занимались   Петр   1   и Екатерина 2, Фонвизин, Крылов, Пушкин, Герцен, Толстой, Чехов, Плеханов, Ленин. Среди редакторов журналов были Н. А. Некрасов, Ф. М. Фонвизин, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков­Щедрин, В. Г. Короленко, В. Я. Брюсов, М. Горький и другие.  Современная журналистика: Информация вокруг нас, она нас радует и огорчает, смешит и разочаровывает, приносит удовольствие и разочарование, ее мы ждем и боимся получить, от нее часто зависит наша жизнь. Мы живем в информационном   веке,   говорят,  что   владеющий   информацией   владеет миром.  Слово   информация   происходит   от   латинского   «разъяснение», «изложение»,   первоначально   означало   сведения,   передаваемые   людьми устным   или   письменным   способом.   В   различных   отраслях   человеческой деятельности   понятие   «информация»   имеет   самое   разное   смысловое наполнение.   Наиболее   подходящее   для   журналистов   определение: информация   –   это   актуальные   сведения   об   окружающем   мире   и протекающих в нем процессах.  Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 год) под массовой информацией понимаются «предназначенные   для   неограниченного   круга   лиц   печатные,   аудио, аудиовизуальные   и   иные   сообщения   и   материалы».   Таким   образом,   вся информация,   которую   мы   получаем   из   газет,   радио,   телевидения,   а   в последнее время из Интернета, является массовой. Журналистика работает не со   своей   информацией,   а   только   с   той,   которая   важна   для   общества   – социальной информацией. Журналистика отражает факты с точки зрения их общественной значимости.  Средства массовой информации учитывают и удовлетворяют информационные интересы и потребности аудитории.  Получая информацию, читатели, слушатели, зрители оценивают новизну 6 информации, ее достоверность, доступность, своевременность.  Вместе с тем журналистика не должна служить сиюминутным целям. Это   становится   наиболее   актуальным   в   наше   время   –   время   становления информационного   общества.   В   2000   году   была   принята   доктрина информационной   безопасности   России,   где   среди   прочих   заявлена   задача сохранения и укрепления нравственных ценностей, традиций, патриотизма и гуманизма.   Как   форма   информационной   деятельности   журналистика, безусловно, ответственна за выполнение этих задач.  Функции   журналистики:   коммуникативная,   культуроформирующая, рекламно­справочная,   организаторская,   развлекательная.   В   соответствии   с этим   существует   определенный   набор   качеств,   обладать   которыми   должен каждый журналист.  сотрудники   печатных   изданий   (газет, Профессия журналист. По определению, журналист – это сотрудник периодического   издания.   Работа   журналистом   заключается   в   том,   чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию.   Связь   между   журналистом   и   аудиторией   осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют следующие журналистские специализации:    журналов, справочников),   журналисты   электронных   СМИ   (телевидение,   радио, Интернет), фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют   роль   иллюстрации   к   литературному   материалу,   а   являются полноценными   произведениями)».   журналистов   можно классифицировать  по  направлению работы: журналисты­международники, отраслевые   журналисты,   политические,   экономические   или   спортивные обозреватели, рекламный журналист, телерепортер и так далее – и по жанру работ:   репортер,   публицист,   обозреватель,   очеркист,   фельетонист   … Специализация   может   меняться   в   зависимости   от   того,  в   чем   на   текущий момент состоит работа журналиста.    Также В чем  преимущества  работы журналиста? Почему многие стремятся получить эту профессию? Во­первых, такая работа предполагает активный образ жизни – не придется просиживать в офисе с 9 до 6. Потом – постоянно меняющиеся задачи, встречи с новыми людьми, в том числе и знаменитостями, путешествия…   Хотя   работа   журналистом   предполагает   и   ряд  минусов: ненормированный   рабочий   день,   состояние   постоянного   аврала, необходимость сдавать материалы в срок, что бы ни случилось – а значит, часто невозможность взять даже больничный или пойти в отпуск тогда, когда хочется… Кроме того, работа журналиста считается одной из самых опасных профессий, и смертность здесь высокая. Что касается карьеры – здесь есть возможность как горизонтального, так и вертикального роста. Вертикальная карьера журналиста предполагает переход на более высокие должности – от корреспондента  до  обозревателя, дальше –  редактор  отдела,  выпускающий редактор, главный редактор…  7 Что нужно уметь? Общепринятое мнение, что для успешной карьеры в журналистике нужно быть общительным и хорошо писать, несколько неверно. На   самом   деле,   чтобы   работа   журналиста   ладилась,   ему   нужно   обладать следующими качествами и умениями: 1. Любознательность, любопытство ко всему   новому   –   и   желание   поделиться   этим   новым   с   окружающими.   2. Упорство, целеустремленность – не всегда удается легко получить нужную для   заметки   информацию.   3.   Любовь   и   умение   принимать   участие   в социальной жизни, наблюдать за людьми, «видеть сюжет».             4. Умение быстро   переключаться   с   одной   задачи   на   другую,   работать   с   большим объемом информации. 5. Аналитический склад ума, умение структурировать информацию, выделять главное в потоке данных. 6. Общая эрудированность, широкий   кругозор,   грамотность,   хорошая   память,   умение   писать   простым языком. Для тележурналиста в список еще добавляется хорошая дикция. Основные   обязанности   журналиста:  Романтический   ореол   работы журналиста заключается в том, что издали, кажется, будто бы журналистика – это что­то связанное с расследованием запутанных дел или, в крайнем случае ­ постоянные встречи со звездами шоу ­ бизнеса. На самом деле журналисты – это в том числе ­ и чаще всего – и те, кто пишет новости, небольшие заметки. В список обязанностей журналиста входит поиск тем для статей и новостей, поиск контактов для интервью или если нужно мнение эксперта, расшифровка диктофонных  записей с  этих интервью, на  которые  иногда может уходить большая часть времени – дороги и пробки никто не отменял. Кроме того, все эти эксперты и звезды редко говорят связно – то есть полученное интервью или цитату из него после расшифровки еще нужно «причесать», не забывая при этом, что смысл искажать нельзя. Не нужно забывать о «дипломатическом этапе» согласования материала со всеми участниками, каждый из которых желает внести свои правки. Личностные качества журналиста:  Объективность  – качество, без которого   невозможно   реализовать   себя   в   журналистике.   Главная   задача   – говорить правду, от этого зависит отношение читателя, слушателя, зрителя. Беспристрастность  –   нужно   констатировать   факт,   а   не   давать   оценку происходящему. Личное отношение не должно открыто выражаться, если это не входит в задачу материала.  Принципиальность  – журналист имеет право на собственное мнение, отстаивает его. Терпимость – умение прислушиваться к   разным   мнениям,   даже   если   они   противоречат   его   собственному. Пренебрежение чужим мнением не только показатель неуважения к человеку, но и более длинный путь к подлинной сути вещей.  Коммуникабельность    общаться. Оперативность   –   работа   с   информацией   не   терпит   промедления.   От   того насколько   быстро   вы   передадите   важную   информацию   для   людей,   может зависеть даже их жизнь. Журналистика – это сфера деятельности, в которой существует очень жестокая конкуренция, выигрывает тот, кто обеспечивает не только качество, но и оперативность передачи новости. –   умение   устанавливать   контакт, 8 Глава II Исследования работы школьной редакции газеты «Ритм» в ГКОУ РО санаторной школе – интернате г. Красного Сулина. Исследование «нужности» газеты в нашей школе. Школьный пресс­центр Чем занимается школьный пресс­центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю   школьную   печать.   И   не   просто   объединяет,   а   координирует   работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс­ центр   проводит   социологические   опросы   и   исследования   среди   учеников, родителей и педагогов. Пресс­центр   организует: занятия   в   школе   (студии,   кружке)   юнкоров, творческие   отчеты   и   конкурсы   юнкоров,   юных   литераторов,   диспуты   и дискуссии, смотры стенгазет. Пресс­центр   планирует   и   готовит выездные   редакции,   пресс­рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма. Пресс­центр проводит: юнкоровские летучки, пресс­конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий. Пресс­центр   отвечает за   своевременный   выпуск   школьной   газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий. Как создавали газету? Тут главное ­ тщательно продумать концепцию издания. А это значит, что в вашей газете должны быть свежие идеи – новые способы подачи старых тем и новые темы, поданные со вкусом. Вопросы:   Что   нужно   освещать   в   газете?   Как   это   следует   делать?   Каким образом   газета   сможет   ответить   на   запросы   своих   читателей?   Найти   свои специфические   формы   информационной   работы.   Газета   должна   быть поставщиком   интересной   информации,   оригинальным, неожиданным взглядом на тему. Приступая к созданию газеты, мы учитывали характерную   особенность   школьного   издания   –   его   теснейшую   связь   с читателями. Газета является самым близким для учащегося изданием. Ребята должны   воспринимать   газету   как   свою,   родную,   в   которую   всегда   можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от связи с аудиторией.   со   свежим, Чтобы   газета   производила   на   читателя   приятное   впечатление,   у   нее должно быть: 1. Оригинальное и свежее содержание. Прежде всего, у вас должно быть, что сказать ценного и нового. 2. Самостоятельные взгляды. Очень   важны   убеждения   газеты,   ее   позиция   по   тому   или   иному   вопросу. 3. Привлекательный голос. Голос газеты ­ это тон, заданный общим стилем ее материалов.   Мы   обдумывали   все   эти   вопросы,   конечно   же,   дружным редакторским коллективом. 9 Редакция Создание редакции и ее состав. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну   газету:   журналисты,   фотокорреспондент,   дизайнер,   верстальщик   и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором   –   ему   предстоит   объединить   вокруг   газеты   многих   ребят, юнкоров.   Кто и что делает в редакции? Редактор   –   самый   главный   человек.   Его   основная   обязанность   –   любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы. Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково   разбираемся   в   разных   вещах.   Поэтому   один   любит   писать   о спорте,   второй   –   об   экологических   проблемах,   третий   гоняется   за впечатлениями для путевых заметок. Дизайнер –   разрабатывает   дизайн   выпуска,   обложку   газеты,   создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д.  Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы. Верстальщик –   осуществляет   верстку   газеты,   занимается   макетированием издания и его выпуском. Такой состав редакции может быть в вашем школьном пресс­центре. Работа редакции Главное дело редакции – выпуск школьной газеты. Но мы сейчас поговорим о газете, а также о формах работы редакции, которые могут помочь выпускать интересное издание. Прежде всего, редколлектив должен обсудить структуру школьной газеты. Структура   газеты. Необходимо   продумать,   какое   направление   будет   иметь ваша газета. Какой будет по содержанию и стилю – строгой и официальной? яркой и острой? План. Редакция   облегчит   свою   задачу,   если   выпуск   газеты   будет   идти   по плану.   Газета,   выходящая   от   случая   к   случаю,   заполненная   материалами, перепечатанными   из   других   газет   и   журналов,   мало   заинтересует   ребят. Редакции   следует   продумать   линию,   стратегию   и   тактику   газеты   по   всем вопросам. Задача – быть всегда в гуще событий, сделать школьную газету актуальной и злободневной. План газеты состоит из двух частей: структуры, то есть порядка, в котором идет ее содержание, и дизайна ­ облика газеты.      К   тому   моменту,  как   вы   начнете   детально   обдумывать   эти   вещи,   следует определиться относительно содержания, формата, “лица” газеты, формы и  10 объема.   Возможно,   вся   эта   работа   покажется   вам   сложной,   возникнут вопросы,   как   делать   макет,   с   какой   стороны   подойти   к   дизайну   вашего издания и т.д. Не стоит опускать руки. Всему можно научиться. Организуйте в   вашем   пресс­центре   школу   юнкоров   и   обратитесь   за   помощью   в   школы (лицеи, гимназии и даже городские учреждения), где уже выпускаются газеты. Проводите   теоретические   уроки,   сочетающиеся   с   практикой.   Желательно приглашать на занятии профессиональных журналистов, печатников, поэтов или   писателей,   интересных   людей.   Занятия   по   дизайну   может   провести профессиональный художник, дизайнер. Но не стоит сводить всю работу в школе   юнкора   к   “профессиональному”   обучению.   Важно   познакомить юнкоров   с   основами   газетного   дела.   Делать   их   журналистами   нет необходимости. В конце концов, не так уж важно, по всем ли правилам станут ребята   писать   заметки   и   репортажи.  Важно,   чтобы   юнкоры   принимали активное участие в тех делах, о которых они станут рассказывать потом в газете. О чем писать ребятам? Где взять тему для материалов? Темы вокруг нас. Но часто ребята не представляют, о чем можно написать в газету. А написать можно   практически   обо   всем.   О   том,   например,   как   ребята   учатся,   как занимаются   спортом,   о   любимом   кружке,   о   своем   друге.   А   разве   мало вопросов волнует ребят. Часто они обсуждают, всегда ли правы взрослые, откуда в людях жестокость, как бороться с несправедливостью, кого можно считать  настоящим   другом.  Разве  это  не  может  стать  темой  для  заметки? Ребятам   хочется   получить   ответ   не   от   взрослых,   а   именно   от   своих сверстников,   сравнить   собственный   взгляд   на   проблему   с   мнением одноклассников.   Хочется   научиться   размышлять,   спорить,   доказывать. Пишите об этом. Самое главное – постарайтесь сделать газету интересной: заинтригуйте читателя материалами об интересных событиях, обсуждением на   страницах   газеты   сложных   проблем   молодежной   жизни,   привлекайте   к дискуссии читателей, печатайте школьную рекламу, истории с продолжением, фоторепортажи и т.д. Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Используйте в газете игры, забавы,   шутливые   мистификации,   розыгрыши   или   конкурсы   (например,   на самый   короткий   юмористический   рассказ).   Проведите,   например,   конкурс «Лучший   читатель»   Кроме   так   называемого   текущего   материала,   газета должна   иметь   и   запасной,   “задел”.   Ценность   газеты   зависит   от   богатства редакционного   портфеля.   Редакция   обязана   заботиться   о   разнообразии: длинные   статьи   должны   сменяться   короткими,   серьезные   ­   шутливыми, трудные   ­   легкими.   Допустим,   в   школе   был   спектакль   или   проводилась экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Можно сделать   из   них   тематическую   подборку   или   открыть   рубрику   “Круглый стол”на тему… Газета ­ как букет из разных цветов. Насколько он красивее, когда есть из чего выбирать! 11 Как распределить работу? Для сохранения творческого потенциала издания стоит создать редколлегию со строгим распределением должностей, привлечь как можно больше авторов разного возраста; постоянно заниматься изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня. В   газете   должны   быть   разные   рубрики,   должен   помещаться   злободневный материал, хроника. Если вы сможете давать в своей газете различные разделы, блоки:   новости,   спорт,   бизнес,   работа,   книги,   культура,   телевидение, компьютеры, окружающая среда, средства массовой информации, семейные проблемы,   путешествия,   объявления,   зарубежные   новости,   отдых,   афиши, мода, разные сообщения… У  каждого   юнкора   может   быть   свой   дневник,  в   который   он   заносит сведения  по  своей  теме.  Пусть один записывает  именины и дни  рождения соучеников, другой собирает сведения о контрольных работах или записывает события   на   большой   перемене,   третий   сообщает   об   уроках   математики, географии   и   т.д.   Кто­нибудь   может   взять   на   себя   рубрику   о   книжках,   о преподавателях,   о   молодежной   среде   микрорайона.   Наверное,   будут возникать и новые рубрики, а кое­какие из старых ­ отмирать. Наша газета «Ритм» работает второй год и уже есть немало традиций и положительного   опыта.   А   ошибки…   У   кого   их   нет?   Мы   живём,   учимся, исправляемся.   Наша   газета   выходит   регулярно,   два   раза   в   месяц,   состав журналистов (юнкоров) меняется каждую четверть, мне кажется, это зависит от   интересов.   Наша   газета   имеет   6   колонок   (лист   А­4).   Статьи   бывают большие   на   весь   лист,   бывают   маленькие,   по   3   заметки   на   листе.   В приложении мы показываем вам свою полную подписку, анализ деятельности на полугодие и проект «Школьная газета «Ритм»   По   проведённому   конкурсу   «Лучший   читатель»   и,   проведённому анкетированию, мы сделали следующие исследования и выводы:  1. 40% ребят активно читают газету «Ритм»; 2. 90% ребят интересуют вопросы профориентации, поднимаемые в газете; 3. 50% интересуются спортивной рубрикой; 4. 40% ребят попробовали себя в написании стихов; 5. 80% интересует пресс­бюллетень. Анкетирование редакционной коллегии показало, что 60% ребят желает продолжить  свое профессиональное поприще, вступить в ряды журналистов. В предложенных ребятами темах были: « О молодёжи других стран», «О фильмах», «О каникулах, «О животных», «О праздниках» и т.д. Были   изучены   виды   и   модели   газет,   и   редакционный   коллектив заинтересовался выпуском «Живой газеты». Ребята, готовясь к предстоящему фестивалю творчества, который будет проходить в нашей школе, собирается сделать этот выпуск, своеобразное выступление агитбригады о работе, жизни нашей газеты! Это будет интересно! Что у нас получится? Посмотрим. 12 Глава III Виды школьной газеты  ГАЗЕТА­ПРИЛОЖЕНИЕ.   Это   газета­спутник,   которую   выпускают   ребята, работающие   по   определенным   направлениям   (спорт,   краеведение, национальная культура и т.д.) ГАЗЕТА­МОЛНИЯ.   Особый   тип   газеты.   Она   содержит   экстренную информацию   об   одном   или   нескольких   событиях   в   жизни   школьной общественности   (класса)   (т.е.   “молния”   –   экстренный   выпуск   газеты   с сообщением   о   важном   событии).   Информация   “молнии”   требует немедленного   реагирования.   “Молнию”   можно   выпускать:   а)   когда   школе (классу, человеку) предстоит какое­то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса)   возникли   непредвиденные   обстоятельства,   серьезные   трудности   и нужно   вместе   решить,   как   эти   трудности   преодолеть;   в)   когда   произошло какое­то   событие   и   т.д.   Рядом   с   газетой   ­   «молнией”   можно   установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона,   стандарта   в   оформлении.   Каждый   ее   выпуск   должен   быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться Оперативная   газета, ярких   красок,   нужно   дать   броский   заголовок,   острый   рисунок   или   фото. Газета­“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу. БОЕВОЙ   ЛИСТОК.   выпускаемая   на   месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость,   быстрота,   действенность.   “Боевой”   ­   значит,   газета   эта,   как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой­то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” ­ значит, газета эта невелика, в ней всего одна­две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо   часть   работы,   связанной   с   выпуском   боевого   листка,   выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки   поместить   на   белый   фон.   Оперативность   выпуска   боевого   листка требует   краткости   изложения   материала,   четкой   позиции,   точности   в изложении фактов. “ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны.   Ее   появление   объясняется   просто.   Люди   тянулись   к   политической деятельности,   знаниям,   а   грамотных   было   мало.   Вот   и   появилась   газета, которую   не   надо   было   читать,  ее  смотрели   и   слушали.  Эта   необычная   по форме   газета­агитация   и   сейчас   не   потеряла   своей   актуальности.   “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по­своему   раскрывает   содержание   темы.   “Живая   газета”   ­   это   газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам   мира,   экологии.   Программа   “живой   газеты”   может   сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки,  13 сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств   и   приемов   –   плакаты,   лозунги­речевки,   сценки,   диалоги,   танцы   и декламация,   дружеские   шаржи   и   теневые   картинки.   Можно   использовать загадки,   частушки,   построенные   на   собственном   материале.   Для   “живой газеты” важны актуальность и злободневность. ПРЕСС­БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого­то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя   итоги.   Пресс­бюллетень   выпускается   на   слетах,   фестивалях,   во время соревнований, пресс­конференций и т.д. Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс­бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле. ОБМЕННЫЙ   НОМЕР.   Это   газета,   которую   делают   для   своих   друзей, коллектива   ребят,   с   которым   вы   дружите.   Готовится   обычно   совместно   в редколлегией   газеты   другой   школы.   Цель   –   помочь   друзьям   выпускать хорошую газету, поучиться самим. Выводы Проект "Школьная газета «Ритм»" особенно важен сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В   производстве,   управлении,   образовании   нашли   широкое   применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно­технической информации в немалой   степени   будет   зависеть   успех   социально­технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Проводя общий анализ доступных   исследований применения работы пресс­центра в ГКОУ РО санаторной – школы – интерната г Красный Сулин и в других школах мы пришли к выводу, что газета должна быть поставщиком интересной информации, со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему.   Газета   является   самым   близким   для   учащегося   изданием.   Ребята должны   воспринимать   газету   как   свою,   родную,   в   которую   всегда   можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех школьной газеты зависит именно от связи с аудиторией. Обосновывая социально­педагогический  подход к применению проекта «Школьная   газета   «Ритм»   перед   школьником,   как   субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи.  В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную 14 основу информационной культуры личности. Разрабатывая и апробировывая  модель и технологию исследований по формированию   профориентационной   направленности   для   воспитанников школы, мы пришли к выводу, что наши юнкора «журналисты» собираются выбрать эту профессию. Выделили   и изучили перспективы развития модели школьной газеты, рассмотрели виды школьной газеты, приемлемость развития в нашей школе. Работая   над   газетой,   ребята   учатся   общению   сбору   и   обработке информации, знакомятся с законами о СМИ, учатся работать со справочной литературой,   параллельно   решаются   задачи   профориентации.   Школьники постепенно овладевают навыками профессии журналиста, развивают культуру речи и повышают грамотность. 15 Список использованных источников Спирина Наталья Алексеевна «Журналистика в школе» 1.  педагог дополнительного образования; 2. 3. 4. 5. 6. Гиннэ Светлана Анатольевна «Школьный пресс­центр»; Панченко Татьяна Алексеевна  проект «Школьной газеты «Ритм»; Лицейское и гимназическое образование. –№ 6. –2002;Ладыженская;   Развивайте дар слова / Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. –М.,1977; Макарова Н.В. Информатика 10­11 кл. / Н.В.Макарова. –СПб., 1999; Справочная книга редактора и корректора. –М., 1985; Тамберг Ю.Г.  7. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г.Тамберг. –СПб., 2002. 16 Приложение №1 Отчёт о работе  по проекту: «Школьная газета «Ритм» редактора, воспитателя Панченко Т.А. за 2013­2014гг. Цель  проекта Задача Создать     живую,   активно   работающую   информационную среду через издание школьной газеты. Освещение  школьных событий. Развитие   творческой   свободы,   активности,   инициативы учащихся.  Развитие умений пользоваться компьютером, программами для создания газеты. Ознакомить   учащихся   с   издательским   делом.  Научить формировать   газету   –   как   источник   информации   для учителей, учащихся, родителей. Для ребят создание школьной газеты – один из способов повышения их  познавательной   и   творческой   активности   и   одновременно   результат проектной   деятельности…   Такая   работа,   во­первых,   лично   ориентирована. Во­вторых, самомотивируема.  В­третьих, поддерживает педагогические цели. В­четвертых,   позволяет   учиться   на   собственном   опыте   и   опыте   других   в конкретном   деле.   Наконец,   приносит   удовлетворение   ученикам,   видящим продукт своего труда.  Работая над газетой,  ребята учатся общению сбору и обработке информации, знакомятся с законами о СМИ, учатся работать со справочной   литературой,   параллельно   решаются   задачи   профориентации. Школьники   постепенно   овладеваем   навыками   профессии   журналиста, развивают культуру речи и повышают грамотность. На   протяжении   3   и   4   четверти   апробировала   свой   проект «Школьная   газета»,   работала   редакционная   коллегия,   планировали   темы статей,   писали   статьи.   Выпущено   8   номеров   газет.   Были   выпущены   два праздничных номера, посвящённых 8 Марта и 9 маю. Хранится документация – подписка. Был объявлен конкурс в номинациях:  «Проба пера» (Олеся Минаева писала свои стихи в нашу газету «Ритм»;  «Репортаж» (Настя Соколова писала свои репортажи о перемене и   дорожном   происшествии,   о   конкурсе   библиотек   –   о   своём сочинении, о библиотеках).  Был   объявлен   конкурс   в   газете   «Лучший   читатель».   Результаты конкурса   напечатаны   в   газете,   победители   награждены   на   линейке «Последнего звонка» ценными призами. Отражена   тема   профориентации   в   статьях   газеты   «РИТМ» Профориентация для школьников очень важна в момент выбора профессии.   Для   каждого   из   вас   найдется   своя   профессия,   в   которой   вы сможете стать успешными. Руководитель проекта _______________Панченко Т.А.   Рассмотрен                      Согласован                               Утверждаю             на заседании МО       с метод.советом                       Директор ГКООУ РО санаторной                                                                                                          школы – интерната г. Красный Сулин  Приложение№2 Дата­­­­­­­­­­­­­­­­­           ­Дата ­­­­­­­­­­­­­­                      Дата­­­­­­­­­­­­­­­­            ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­         ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                       ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ государственное   казённое   оздоровительное   образовательное   учреждение Ростовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении санаторная школа­интернат г. Красного Сулина (ГКООУ РО санаторная школа­интернат г. Красного Сулина) Проект Разработчики: Воспитатель Т. А. Панченко № Параметры Проекта  1 Наименование Проекта 2 Вид проекта Предметно­содержательная  область Разработчики  Проекта 3 4 Основные участники Проекта. 5 Цель  проекта 6 Задачи проекта: 7 8 Сроки реализации Проекта Этапы реализации программы 9 Ожидаемые   результаты реализации Проекта.  1 0 Материально­техническое обеспечение. Паспорт проекта        «Создание школьной газеты «Ритм»      Образовательный межпредметный проект Администрация школы Воспитатель Панченко Т.А. Учащиеся 5­9 классов ГКООУ РО санаторной школы­ интерната г. Красный Сулин. Создать   живую, активно работающую информационную среду через издание школьной газеты.  Освещение  школьных событий.  Развитие творческой свободы, активности, инициативы   учащихся.   Развитие умений пользоваться компьютером,  программами для создания газеты.  Ознакомить учащихся с издательским делом. Научить  формировать газету – как источник информации для  учителей, учащихся, родителей. Проект реализуется с 2014 года и по настоящее время.  1 этап ­ Создание команды единомышленников. 2 этап ­ Разработка плана работы редколлегии. 2.1. Организационно­подготовительный. 2.2. Обучающий 2.3 . Исследовательский. 2.4. Итоговый. 3 этап ­ Схема организации выпуска школьной газеты. Повышение социальной активности учащихся. Развитие познавательной активности. Повышение интереса к знаниям. Развитие ценностной ориентации учащихся. Развитие эстетических вкусов учащихся. Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители. Повышение технических возможностей новых  информационных технологий в образовании. Компьютеры Принтер Сканер Фотоаппарат Интернет Школьный сайт Проект  «Создание школьной газеты «Ритм» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.  Что   же   такое   –   школьная   газета?   Школьная   газета   –   современное   средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и развитие досуговой деятельности. Она моделирует собой ситуацию   взрослой   жизни,   позволяет   охватить   достаточно   широкий   круг   учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности   детей,   совершенствованию   межличностных   отношений   через   умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей. Школьная   газета   играет   большую   роль   в   жизни   издающих   её   подростков.   Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.   Ещё   одним   важным   качеством,   которое   «взращивает»   газета,   является ответственность. Ведь работа в команде ­ дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу. Создание   школьной   газета   позволяет   установить   более   тесные   микросоциальные связи   внутри   школы.   Участие   учащихся   в   школьной   редколлегии   поддерживает   их индивидуальное   развитие,   так   как   помогает   организовать   себя,   выразить   свои   мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе  совместной  деятельности  по созданию  газеты  между  представителями  разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии. . Актуальность Проект "Школьная газета «Ритм» " особенно актуален сегодня, в связи с тем, что современное   общество   переживает   настоящий   информационный   бум.   В   производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие   оптимально   использовать   и   перерабатывать   все   увеличивающийся   поток разнообразной   информации.   Не   секрет,   что   от   грамотного   использования   научно­ технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально­технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения,   культурой   письма,   культурой   слушания,   культурой   речи.   В   совокупности   эти четыре   компонента   составляют   коммуникативную   основу   информационной   культуры личности. Цель: создать  живую, активно работающую информационную среду через издание  школьной газеты. Задачи: Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты школьной жизни. Образовательная  ­ обучение детей современным технологиям издательской деятельности. Воспитательная  –  совершенствование   умений   отстаивать   свои   права,   развитие способности   к   созидательной   деятельности,    творческой   свободы,  инициативы, самостоятельности. Коммуникативная  –  развитие   у учащихся    коммуникативных  качеств,     готовности к сотрудничеству,  стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы. Управленческая  –   газета,   как   печатный   орган   школы,   позволяет   оперативно   доводить необходимую   информацию   от   управленческой   структуры   к   подразделениям   школы   и осуществляет обратную связь.  Координирующая  –   различные   подразделения   школы   через   газету   согласуют   свои действия,   пропагандируют   свои   успехи   и   достижения,   обсуждают   свои   трудности   и проблемы.  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА. 1 этап ­ Создание команды единомышленников. Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят учащиеся 5­9­х классов. Все поручения распределяются  на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является администрация школы. Распределение редакционных обязанностей: 1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты). 2. Главный редактор . 3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме  выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор  иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на  бумажных и электронных носителях). 4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи). 5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с  цифровым фотоаппаратом). 6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка). 7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).  2 этап ­ Разработка плана работы редколлегии. 1. Организационно­подготовительный. ­ Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения;  разработать и создать структуру редакции школьного СМИ; ­ Формирование групп учащихся, выбор заместителей главного редактора. ­ Составление плана работы (составление тематики газет на год). ­ Формулирование вопросов для исследований. ­ Подбор информационный ресурсов для проекта. ­ Создание учителем вводной презентации для учащихся. ­ Создание дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы  (классификация жанров журналистики, информационные жанры), таблицы для заполнения  исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых  ресурсов)  ­Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления  поисковой деятельности учащихся. 2. Обучающий ­Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.  ­Краткое  изложение   сведений о газетах, видах,  их назначении. ­ Демонстрация  прошлой школьной газеты. ­ Выявление предварительных знаний детей по теме проекта. ­ Изучение методов сбора и обработки информации. ­ Определение групп по интересам. ­ Определение этапов работы над номером газеты. ­ Знакомство с критериями оценки работ. ­ Разработать положение о школьной газете; выбрать название газеты. ­ Организовать обучающие занятия: а) информационные технологии, работа с  компьютерными  программами:  б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;  в) русский язык и литература, культура речи; г) основы журналистики. ­Предоставить   возможность   начинающим   журналистам   пользоваться   по   мере необходимости   компьютером,   сканером,   цифровым   фотоаппаратом   для   набора, редактирования   материалов,   подготовки   материалов,   подготовки   фотографии,   для дальнейшей их обработки и верстки газеты. 3 . Исследовательский.  Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно: 1. Самостоятельный поиск информации. 2. Работа с печатными материалами. 3. Сохранение результатов в формате Word . 4. Выводы по работе. 5. Взаимооценка работ друг у друга.  Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.  Оформление номера газеты. 4. Итоговый. 1. Презентация результатов проекта: издание ученических газет, участие в конкурсах и  фестивалях. 2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих  задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото­материалы работы  учеников над проектом. 3 этап ­ Схема организации выпуска школьной газеты. Каждый   номер   газеты   представляет   своего   рода   задачу,   связанную   с необходимостью   раскрыть   определенную   тему.   Тема   позволяет   объединить   статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких­либо партий, религиозные   воззрения.   Издание   отражает   события,   явления,   мнения   с   точки   зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо   использование   ненормативной   лексики.   Статьи   должны   носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер. Примерный перечень тем выпусков газет: 1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла). 2. Подготовка к празднику. Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране.  3.   Глобальные   проблемы   современности   (СПИД,   наркомания,   экология,   отсутствие толерантности в обществе и т.д.). 4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки). 4   этап   ­   Верстка   газеты   (создание   первой   полосы,   журналистские   жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут   различаться   в   зависимости   от   направленности   издания.   Можно   придерживаться разных   критериев   в   выборе:   дать   приоритет   самой   "свежей"   (т.е.   самой   последней) информации;   вывести   на   первый   план   какое­то   особо   драматичное   и   яркое   событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью.   Иллюстрации   (фотографии,   рисунки)   и   цвет   ­   дополнительные   элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты ­ это ее витрина. Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления   и   украшения,   шрифтовые   сочетания   должны   придать   всем   частям   газеты гармоничную форму, приятную для глаз. Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки;   "шапку",   дающую   в   несколько   строк   основное   содержание   для   беглого ознакомления;   "атаку",   т.е.   первую   ударную   фразу,   призванную   удивить,   потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых ­ поддерживать   интерес   читателя,   вести   его   дальше;   ну   и,   конечно,   концовку   ­   яркую заключительную часть. Методические принципы: ­ личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует  обучению свободно и творчески мыслить; ­ коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе  создания, выпуска и реализации газеты; ­ деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах; ­ взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик,  разделов, тематических выпусков газет; ­ поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению  письменной речью при создании заметок, статей.  3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.  Повышение социальной активности учащихся.  Развитие познавательной активности.  Повышение интереса к знаниям.  Развитие ценностной ориентации учащихся.  Развитие эстетических вкусов учащихся.  Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.  Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании. 4. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.  Компьютеры  Принтер  Сканер Фотоаппарат Интернет Школьный сайт Приложение №3 Анкета «нужности газеты «Ритм» 1. Вы читаете школьную газету «Ритм»; 2. Вы читаете темы в газете о профессиях?; 3. Спортивные темы вас интересуют?; 4. Вы пробуете себя в написании стихов?; 5. Вас интересуют описания событий в нашей школе?; 6. Вы хотите стать журналистом? 7. Ваши предложения…

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)

Исследовательская работа "Школьная газета"(средняя школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018