В данной работе хотелось рассказать о правильной осанке которая формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения.разработка исследовательской работы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени
Костенко В.Г.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Тема. «Сколько весит здоровье
ученика?»
Работу выполнила ученица 4 классаЕрмакова Эльвира
Учитель Сафина Л.А.
Слайд 1
Слайд 2
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего
поколения.
1.В данном исследовании мы рассматриваем такие
вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?
Сколько должен весить ранец?
Как правильно выбрать ранец?
Слайд 3.
2. Перед собой мы поставили цель:
Активизировать познавательную деятельность учеников при
изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение
своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля
тяжестей за спиной.
Слайд 4.
3. Поставили следующие задачи:
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по
теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий
организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 5.
4. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 4 класса МОБУ
«Михайловская СОШ имени Костенко В.Г.»
Слайд 6.
Слайд 7.
5. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Слайд 8.
6. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг,
журналов, газет; эксперимент.
7. Результаты исследования
Слайд 9.
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но
наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро
развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную
позу. На формирование неправильной осанки оказывают
влияние хронические заболевания, недостаточный по
времени отдых и пассивные формы его проведения,
неправильное положение тела во время занятий, не
соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В
группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а
также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно –
портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на
неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю
дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка
распределена равномерно, руки свободны. Но как егоправильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так
много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на
красоту и яркость, но прежде всего на функциональные
качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило,
используются различные кожзаменители или синтетические
ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с
водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными
для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое
качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец
затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок
службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными
недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к
нам из тех стран, где круглый год лето.
Слайд 10.
На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее.
Исследования показали, что вес ранца с учебниками у
учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг,
что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические
нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества
учебных дисциплин, а также с большой вариативностью
учебников и учебных пособий. Издатели не всегда
придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении
веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С
1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –
«Гигиенические требования к изданиям учебников для
общего и начального профессионального образования», в
которых регламентирован вес учебного издания для каждой
возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы,
которые причиняют вред их здоровью, потому что
ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!Выяснилось, что чем тяжелее была ноша , тем выраженнее
становились боли в спине. А средний вес школьного ранца
обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к
нарушениям осанки.
Слайд 11.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести
эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало
12 человек.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о
состоянии опорно-двигательной системы, в частности об
осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у
учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по
программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в
связи с учебными нагрузками.
5. Подвели итоги по позициям:
Слайд 12.
– самый правильный ранец (до 0,5 кг) - у Астаховой Нади,
Михалевой Влады, Сержантовой Полины , Перепечина Димы;
– самый тяжелый ранец – Астахова Саши и Иванова Данилы,
Перепечина Максима и Раскевич Антона, гуртового Вити и
Кирпичникова Даниила;;
– самый легкий ранец с принадлежностями – Ермаковой Эли,
– самый тяжелый учебник – русский язык
– самый «тяжелый» учебный день - среда
– самый «легкий» учебный день - пятницаПроанализировав все результаты мы увидели, что проблема
с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень
остро:
3 - человек с нарушением осанки;
4 - человек со сколиозом;
5 - человек здоровых.
Как же сохранить здоровье и не усугубить эту проблему,
нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с
принадлежностями по формуле
Слайд 13.
: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика
(в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на
100.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не
соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней
нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили
все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты
приведены в табл. 2.
Выводы
Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует
гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса
0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,3 кг.
Однако у 5 человек вес ранца превысил гигиеническую
норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных
патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-
сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих
правильными ранцами и ранцами-легковесами,
побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в
частности осанки.А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных
пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия,
которыми пользуемся, и взвесили их:
Слайд 14
«Окружающий мир» – 300 г;
Слайд 15
«Русский язык» – 350 г;
Слайд 16
«Математика» – 230 г;
Слайд 17
«Литературное чтение» – 300 г;
Слайд 18
Тетрадь-задачник – 50 г;
Слайд 19
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для
учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» –
учебник русского языка массой 350 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы
обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в среду :
4,45 кг или 4,34 кг (без сменной обуви и дополнительной
книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным.
Самым легким ранец оказался в пятницу. Вес тяжеловеса в
эти дни достигал 3,42 кг, причем не учитывался вес сменной
обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не
соответствовал гигиеническим нормам.
Слайд 20
Рекомендации ученикам
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из
него ненужные учебники.
Слайд 21
Рекомендации родителям
– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи
рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика
начальной школы – 300 г.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной
тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Слайд 22
Рекомендации работникам школ
Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким
образом профилактике ортопедических и сердечно-
сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими
путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые
прошли гигиеническую экспертизу;
– найти возможность (в начальной школе) использовать два
комплекта учебников (один – в школе и один – дома);
– при составлении школьного расписания учитывать
гигиенические требования к весу ежедневных учебных
комплектов;
– организовать хранение сменной обуви, спортивного
инвентаря, принадлежностей для уроков труда,
изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
– организовать в классе библиотеку необходимых книг для
дополнительного чтения.
Слайд 23
Спасибо за внимание!