Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Оценка 4.7

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
9 кл
21.01.2018
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
репертуар чтения? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе. Актуальность темы: Сегодняшние школьники считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и обходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках , такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Объект исследования: чтение. Предмет исследования: детское чтение. Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы чтения у учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ».
исследовательская работа.odt.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Корболихинская средняя общеобразовательная школа» Алтайский край Третьяковский район Исследовательская работа Современные школьники и чтение Выполнила: Кольцова Ирина, ученица 9класса                                                                      Проверила: Карапетян  Людмила Анатольевна, учитель литературы 2 Содержание I Введение                                                                                                              3 II Обзор литературы                                                                                             6 III Основная часть                                                                                              10 IV Выводы                                                                                                           15 V Заключение                                                                                                      16 VI Список литературы                                                                                        17 VII Приложение                                                                                                   18 3 I.Введение                                                                              Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,          а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги ­ величайший. Герман Гессе.       Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой:   современные   дети   не   тянутся   к   книге,   не   любят   читать,   не воспринимают   общение   с   художественной   литературой   как   жизненную необходимость.   Слова   А.С.   Пушкина   «Над   вымыслом   слезами   обольюсь» стали архаизмом. У современных детей иные кумиры. Они сходят с ума по эстрадным или мультяшным звездам. «Чёрствость» современных читателей – не только следствие привычных сцен насилия на ТВ и компьютерных играх, а свидетельство   общей   духовной   неграмотности.     Целое   поколение   нашего времени   испытывает   неспособность   к   настоящему   чтению.   Это   явление, названное   АДД   (ATTENTION  DEFICIT  DESORPER)   бурно   обсуждается учёными   всех   стран,     в   том   числе   и   в   России.   По   данным   результатам  PISA,   проведённого   в   2000   году,   было международного   исследования   выявлено,   что   среди   учащихся   32   индустриально   развитых   стран   Россия заняла   28   место.   В   последние   годы     произошло   ухудшение   целого   ряда характеристик   чтения   у   детей   и   подростков,   снижение   их   уровня грамотности.  Мифы   о   кризисе   детского   чтения   не  случайны   и   имеют   под собой   реальную   основу.   На   сегодняшний   день   актуальна   проблема необходимости   проведения   государственной   политики   в   области   чтения. 4 Любят ли читать ученики нашей школы? Как они читают? Каков их репертуар чтения? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.  Актуальность   темы:  телевизоров и компьютеров чтение не так уж и обходимо.     Сегодняшние   школьники   считают,   что   в   век  Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого,  чтобы тратить его на сидение с книгой в руках , такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет  человека, нет личности.  Объект исследования: чтение.  Предмет исследования: детское чтение.   Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы чтения у учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ». Цель обусловила постановку задач: 1) Дать   определение   термина     «детское   чтение»,   обобщить   мысли выдающихся деятелей XIX – XX веков о детском чтении.  2) Подобрать методики исследования и определить этапы работы. 3) Выявить актуальные проблемы чтения в нашей школе. 4) Проанализировать полученные результаты. Методы исследования: теоретический (анализ литературы); анкетирование, опрос,   интервьюирование,   анализ   материалов   библиотечной   статистики, праксиметрический (анализ результатов).  Гипотеза: кризис детского чтения. 5 Сроки исследования: январь – февраль 2012 г. Место исследования: школа.  Практическая значимость: данная работа может быть полезна учителям литературы школы, библиотекарю. II. Обзор литературы.                      Для достижения поставленной цели необходимо познакомиться с историей   развития   детского   чтения   в   России,   дать   определение   термина «детское чтение».                                 1.Развитие детского чтения в России.                                  Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра  I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства.   Новые   исторические   задачи   обусловили   проведение   ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были книги.   В 1701 году была издана богато иллюстрированная детская книга «Трёхъязычный словарь Фёдора Поликарпова». В данный период времени детское чтение обогащалось новыми   книгами,   разнообразными   по   форме   и   содержанию.   Важнейшее значение   для   детского   чтения   того   времени   имели     отход   от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близком живому, разговорному и более доступному детям. Вопросы  детского чтения   были   в   центре   внимания   самого   крупного   поэта   18   века   Феофана Прокоповича.   Он   написал   оригинальную   детскую   книгу   «Первое   учение отрокам», которая выдержала 20 изданий. Дети, как считал Ф.Прокопович, 6 должны   любить   книги.   Поэтому   важен   отбор   книг,   и   они   должны   быть доступны   детям.   Читать   плохие   книги   или   же   не   понимать   прочитанное, считал Феофан Прокопович, «многожды худшее и злейше».          В последней трети 18 века происходит количественный и качественный рост литературы для детского чтения. В создании произведений для юных читателей принимали участие крупнейшие ученые, писатели, политические и государственные   деятели.     Сама   императрица   Екатерина  II  писала многочисленные   произведения   во   всех   жанрах.   С   1785   по   1789   годы Н.И.Новиков   издаёт   журнал   «Детское   чтение   для   сердца   и   разума»   этот журнал   –   первая   реализованная   попытка   целенаправленного   и систематического   воздействия   на   восприятие   образования   подрастающего поколения   с   помощью   специально   создаваемой   литературы   для   детского чтения.                                       Создание   демократичной   теории   детского   чтения   как относительно   самостоятельной   области   чтения   связано   в   19   веке   с деятельностью В.Г Белинского.  Критик отмечал непреходящую  роль книги, чтения   в   формировании   нравственных   качеств,   патриотических   чувств, эстетических представлений юных граждан.   Детское чтение в России было предметом   внимания   многих   деятелей   науки   и   культуры.   Среди   них   А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водолазов, М.А. Корф и другие. В период 70 – 80 годов 19 века развитие  детского чтения связано с деятельностью талантливого учителя словесника В.П. Островского. Он утверждал, что с раннего детства в круг чтения должна входить     национальная   литература,   целесообразно   знакомить   детей биографиями   И.А.   Крылова,   В.А.   Жуковского,   А.С.   Пушкина,   М.Ю. Лермонтова и др.                                               2. Детское чтение. 7 Чтение – это главное умение человека,  без которого он не может постичь   окружающий   мир.   Детское   чтение   –   педагогически   направляемый процесс   приобщения   детей   и   подростков   к   литературе,   целью   которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное,  что   в   конечном   итоге   приводит   к   развитию   общей   культуры ребёнка. Детское чтение­ это не только задача педагогов по обучению  детей элементарным   навыкам   чтения,   это   не   только   задача   родителей заинтересовать ребёнка какими­то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Детское   чтение,   на   современном   этапе,   по   своей   структуре   состоит   из нескольких периодов:  ­ возраст  6 – 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда   преобладает   эмоциональное   отношение   к   книге,   вживание   в   образы героев; ­ отроческий период ( ≈  10 – 11 лет), для которого характерна  познавательная   активность,   переход   от   эмоционального   восприятия   к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения;   ­ от 10 до 14 лет – подростковый период. Читатели утрачивают некоторые   углубляется характеристики   чтения,   сужается   диапазон   чтения, дифференциация: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы   и   круг   чтения,   оценки   прочитанного.   Наблюдается   активное приобщение к литературе для взрослых.                Содержание,   структура   детского   чтения   определяется   социально культурными   влияниями   среды   в   узком   (семья)   и   в   широком   (общество) смысле,   психогенетическими   процессами   развития   ребёнка.   Дети   как   бы 8 «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, шкалой   ценностей,   специфичной   для   каждого   возраста,   и   выявляет интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.           Детское чтение дифференцируется на учебное (с оттенком объективной принудительности)   и   личностное   (с   иллюзией   самовыбора).   Чтение художественных   и   научно­познавательных     книг   различается   по   мотивам, целям, способам чтения. В современном обществе проблемы в области  детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной   проблемой   сегодня   работают   специалисты   разных   областей   наук: педагоги, психологи, социологи, писатели. III. Основная часть            «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»  Слова   эти сказаны   великим   французским   мыслителем   Д.Дидро   много   лет   назад. Актуальны   они   и   сейчас.   В   чтении   школьников   сегодня   наблюдаются серьёзные проблемы. Отталкиваясь от классической модели чтения, которая включает в себя:  ­ любовь к чтению, т.е. высокий уровень чтения;  ­ наличие домашней библиотеки;  ­ позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотек);  ­ разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов, жанров, 9 я выяснила, что в нашей школе 67% ребят не любят читать книги (по стране эта   цифра   составляет  40%),  но  93%   имеют   хотя   бы   небольшие   домашние библиотеки. (Приложение 1)  Одна из причин снижения интереса к чтению – бедность многих семей.  Снизились материальные возможности, нет денег на покупку книг и журналов. В   семьях   большей   части   респондентов   книги   покупают   крайне   редко. (Приложение 2)  Анализ библиотечной статистики показал, что из года в год в нашей школе происходит   снижение   посещений   школьной   и   детской   библиотек,   хотя   в целом по стране 40%  всех читателей – дети! Известно,   что   мир   для   ребёнка   начинается   с   семьи:   первые   шаги,   слова, книжки.…   И   привычка   к   чтению   зарождается,     прежде   всего,   в   семье. Нынешние   родители,   будучи   в   возрасте   своих   детей,   зачитывались, замысловатыми сюжетами   Ж.Верна, М.Рида, Д.Лондона, Ильфа и Петрова, А.Толстого,   а  вот   современные   школьники   читать   не   хотят.  Исследования показали, что у 8% учащихся в семье никто не читает книги, у 21% читают дети, у 71% ­ родители. В  старших   классах   резко   снижается   доля   ребят,  читающих   литературу   по школьной программе. По словам учителей­словесников нашей школы из года в   год   всё   меньше   ребят   осиливают   «Мёртвые   души»,   «Преступление   и наказание»,   «Войну   и   мир»,   «Тихий   Дон».   Ребята   не   только   не   читают обязательную   литературу,   но   и   не   увлекаются   чтением   по   собственному выбору.  Исследования показали:   24%      ­         школьников не читают книги по школьной программе, 10 53%      ­         читают только половину заданного,   23%       ­        читают всё, что задают.               Книги по собственному желанию читают только 18% опрошенных.  Что же читают современные подростки? В основном это фантастика, мистика, «ужастики»   (например,   «Ночные   призраки»,   «Дом   на   краю   прошлого», «Сумерки», «Холодная кровь» и др.)           На вопрос «Есть ли у тебя дома книга, которую  ты читал несколько раз?» 74%   ребят ответили утвердительно и 26% ­ отрицательно.       Новые информационные технологии все глубже проникают  в нашу жизнь. Книга проигрывает за читательское внимание   экрану: телевизионному или компьютерному.   Современные   школьники   хотят   получать   информацию визуально,   легким   и   увлекательным   способом.   По   результатам   опросов учащихся нашей школы выяснилось, что если у ребят будет выбор: прочитать книгу   или   посмотреть   фильм   по   этой   книге,   то   30   %   ­захотят   прочитать книгу, а 70% ­ посмотреть фильм.        Конечно, день современных учеников достаточно загружен. Свободного времени мало, поэтому они  отдают предпочтение в свободное время таким  видам деятельности как:  «тусоваться с друзьями», «смотреть телевизионные передачи», «зависать в сетях интернета», «ходить на секции». И на последнем месте в череде этих занятий – чтение книг (Приложение 4).                 А   ведь   именно   книга   представляет   собой   объект   эстетичного наслаждения,   превращает   часы   скуки   и   безделья   в   увлекательную возможность   перенестись   в   другие   миры,     другие   времена.   Именно   книга развивает интеллект. Читающие подростки быстрее схватывают целое,  лучше и   полнее   выявляют     противоречия   и   связь   явлений,     более   адекватно 11 находят   и оценивают   ситуацию,   быстрее   анализируют   принимают   правильные   решения,   имеют   большой   объем   памяти,   активное   информацию,   творческое   воображение.   Точно   и   ясно   формируют   и   излагают     свои суждения,  более самостоятельны в них. Иными словами, чтение формирует духовно­зрелую, образованную и социально­зрелую личность. Есть такие и в нашей школе.  Это Магель В., Вакуленко К., Кольцовы И. и А., Шаравина Д., Минина И., Петриченко И., Хрусталева Г., Бойко С.          Можно ли считать себя культурным человеком, не читая произведений русской   и   зарубежной   классики?   Мнение   ребят   по   данному   вопросу разделились почти поровну: да – 51%,  нет ­ 49% . Так в чем же причины того, что современные школьники лишают себя удовольствия читать книги?  Ребята нашей школы их видят такими: ­ на чтение уходит времени – 52%;  ­ скучно сидеть долго на одном месте за чтением книг – 27%; ­   слишком   много   есть   вещей   поинтересней   (интернет,   компьютер,   компьютерные игры) – 18%;  ­ нет интересных книг – 2%;  ­ другое – 1%. Однако   на   вопрос   «Лет   через   30­50,   по­твоему   мнению,   будут   ли   читать художественную литературу?»  52% респондентов ответили утвердительно, а 48% ­ отрицательно. 12 IV. Выводы        Исследования показали, что, действительно, в нашей школе существуют серьезные проблемы в процессе чтения подростками: 13 ­  ухудшение   целого   ряда   характеристик   чтения   у   учащихся,  что   ведет   к снижению уровня их грамотности;  ­ сокращение числа детей, посетителей школьной и сельской библиотек;   ­   возрастание   в   старших   классах   доли   тех,   кто     читает   художественную литературу преимущественно по школьной программе (и то не всегда), а  по желанию не читает совсем;   ­ увеличение количества школьников, у которых в личном пользовании не более 20 книг;   ­   репертуар   чтения   подростков   однообразен   (чаще   всего   это   литература низких художественных достоинств).                                         V Заключение Исследования, проведенные в школе, помогли мне определить круг проблем в процессе детского чтения. Это актуальные проблемы. Книга и чтение – одно из средств  борьбы  за возрождение российской духовности и формирование 14 нравственного и творческого  человека. Именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. Необходимо каждому школьнику понять, что он сам несет ответственность за свой духовный уровень и должен следить за его развитием.           Мы дружны с печатным словом,           Если б не было его,           Ни о старом, ни о новом           Мы б не знали ничего!           Ты представь себе на миг,           Как бы жили мы без книг?            Нет, нельзя себе представить,            Чтоб такой момент возник            И тебя могли оставить             Все герои детских книг.       VI Список литературы 1.Вин М. А. Ленивые читатели // 1­е сентября – 1995  ­ №99 с. 4 15 2.Грищенко З. И. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание / 2008. №4 с. 33­ 47 3.Маркова Т. Б. Чтение и читатель XXIв // Библиотека в истории культуры // СПб, 2008, с. 290­309 4.Самохина М. Н. Размышления о чтении вообще и о чтении молодежи, а также читающих и нечитающих. – М.: Рос. Гос. юнош. б­ка, 2009.  – Вып. 4 5.Чернышева   Л.   В.   Кризис   детского   чтения   –   общемировая   проблема. Педальманах, Новосибирск, 2008г 6.Шартье Р. Читатели и чтение в эпоху электронных текстов // Знание – сила, 2008­ №10 с. 19­24 7.Штейман С. А. Страсть к чтению // Библиотека в школе//  ­ 2009 ­ №19  с. 32­34 16 VII Приложение   Приложение 1 В домашних библиотеках у учащихся находится немного книг:                                         Приложение 2 В семьях учащихся книги покупают крайне редко: 17 Приложение 3                   В этом году библиотеку посещают: Класс/ Фонд  ­  7114  Фонд  ­ 10656 экземпляров количество  учащихся 1кл/ 2кл/24 3кл/12 4кл/23 5кл/13 6кл/15 7кл/13 8кл/22 9кл/16 10кл/12 11кл/8 экземпляров Школьная библиотека Сельская библиотека 4 19 8 13 5 15 2 5 12 12 5 10 11 4 7 8 6 5 Интервью                                                                     Приложение 4 ­ Светлана Константинова, скажите, пожалуйста, сколько лет Вы  работаете в школьной библиотеке? ­ У меня большой стаж. 37 лет я отдала этой профессии.  18 ­ Что изменилось в Вашей работе за эти годы? ­ Многое. Даже само помещение библиотеки менялось неоднократно, т.к.  здания школы тоже менялись. Сейчас у нас просторное помещение, с  несколькими рядами стеллажей, полками для выставок книг, даже есть  небольшой читательский уголок, где можно просто посидеть за столом,  почитать газеты, журналы. Книжный фонд насчитывает 7114 экземпляров, а  вот читать стали меньше, намного меньше. Перестали дети интересоваться  книгами. Можно сказать, что приходят сюда «под ружьем», а не по своей  воле. ­ Светлана Константиновна, а какие дети чаще приходят к Вам? ­ Малыши, конечно. Ребята начальных классов, 5­х, 6­х, а вот  старшеклассников я все реже и реже вижу у себя в гостях. ­А какие книги читают современные школьники? ­ Чаще берут произведения русских классиков, т.е. то, что необходимо  изучать на уроках литературы по школьной программе. Еще пользуются  спросом детские детективы и «ужастики». ­ Почему, на Ваш взгляд, с каждым годом уменьшается число читателей  и что необходимо сделать, чтобы дети как можно больше читали? ­ Я считаю, что кризис чтения ­ это не частная проблема, то есть не проблема  одной­двух школ, а всероссийская. Да, число любителей книг сократилось, а  причины этого я вижу во влиянии электронных средств массовой информации и Интернета. Еще одна причина: дефицит времени для чтения, связанные с  условиями жизненного ритма. Не хватает детям времени на все. В­третьих, по  моему мнению, в настоящее время практически не издаются книги,  отвечающие на волнующие подростков темы, а старый фонд необходимо  19 пополнять. Чем? Хочется еще сказать о недостаточном финансировании  школьных библиотек. Вообще, необходима новая государственная политика в  области детского чтения. Все мы знаем, что читающая нация создается из  детей, которые любят читать. ­ Спасибо,  Светлана Константиновна, за интервью. Желаем Вам как  можно больше посетителей и поступления новых книг!                                                  В свободное время учащиеся нашей школы любят: 20  Приложение 5 ­ зависать в сетях Интернета 36%  ­ тусоваться с друзьями 20%  ­ смотреть телевизор 17%  ­ ходить на секции 9%  ­ читать книги 18%                     Интервью с Бойко Светланой, ученицей 11 класса                                                                                       Приложение 6 21 ­ Светлана, какое место в твоей жизни занимают книги? ­ Достаточно большое. Я начала читать рано, в шесть лет и, конечно,  увлеклась чтением. Я не просто читала, а «глотала» по две­три книги в день.  Родители запрещали мне читать, наказывали, но их запреты не действовали. Я  даже по ночам с фонариком под одеялом читала. И вот результат­ хожу в  очках. ­ Скажи, а почему ты так рано начала читать? ­ У нас в доме все читали: папа, мама, бабушка и мне захотелось. Им некогда  было мне читать детские книги, пришлось самой научиться. ­ Значит, у Вас дома много книг? ­ Да, вполне достаточно. И книги разные: художественная, справочная  литература, методическая (ведь у меня родители ­ учителя). Для каждого  члена семьи лучший подарок – хорошая книга. ­ Как ты считаешь, училась бы ты так хорошо, если бы читала плохо и  мало? ­ Нет, конечно. С техникой чтения у меня все в порядке. В среднем читаю  160­180 слов в минуту. Это позволяет мне прочитать большие параграфы за  короткое время, а оставшееся использовать для себя: почитать для души. ­ Твои результаты в конкурсах, олимпиадах и т.д.  ­ это следствие твоего  умения быстро и много читать? ­ Безусловно. Чем больше я читаю, тем большей информацией владею, багаж  знаний увеличивается. Книги – кладезь знаний, и я  постоянно им пользуюсь.  Чтобы участвовать хотя бы в одной игре «Одиссея разума» необходимо  обладать знаниями в разных областях. В прошлом году я была участницей  22 зональной игры в Поспелихе, где наша команда показала хороший результат.  Книги – это инструмент, с помощью которого я развиваю свои интеллект. ­ Что бы ты хотела сказать ребятам, которые не любят читать? ­ Во­первых, что они просто несчастные люди. Они обкрадывают себя, лишают радости общения с замечательными книгами. Во­вторых, все ребята, которые  хотят получить хорошее образование, должны понимать, что без чтения, без  книг этого добиться невозможно. ­ Спасибо, Светлана, за беседу. 23

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)

Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018