Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
9 кл
21.01.2018
репертуар чтения? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.
Актуальность темы: Сегодняшние школьники считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и обходимо.
Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках , такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности.
Объект исследования: чтение.
Предмет исследования: детское чтение.
Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы чтения у учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ».
исследовательская работа.odt.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Корболихинская средняя общеобразовательная школа»
Алтайский край Третьяковский район
Исследовательская работа
Современные школьники и чтение
Выполнила: Кольцова Ирина,
ученица 9класса
Проверила: Карапетян
Людмила Анатольевна,
учитель литературы
2 Содержание
I Введение 3
II Обзор литературы 6
III Основная часть 10
IV Выводы 15
V Заключение 16
VI Список литературы 17
VII Приложение 18
3 I.Введение
Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,
а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги величайший.
Герман Гессе.
Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной
проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не
воспринимают общение с художественной литературой как жизненную
необходимость. Слова А.С. Пушкина «Над вымыслом слезами обольюсь»
стали архаизмом. У современных детей иные кумиры. Они сходят с ума по
эстрадным или мультяшным звездам. «Чёрствость» современных читателей –
не только следствие привычных сцен насилия на ТВ и компьютерных играх, а
свидетельство общей духовной неграмотности. Целое поколение нашего
времени испытывает неспособность к настоящему чтению. Это явление,
названное АДД (ATTENTION DEFICIT DESORPER) бурно обсуждается
учёными всех стран, в том числе и в России. По данным результатам
PISA, проведённого в 2000 году, было
международного исследования
выявлено, что среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия
заняла 28 место. В последние годы произошло ухудшение целого ряда
характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня
грамотности. Мифы о кризисе детского чтения не случайны и имеют под
собой реальную основу. На сегодняшний день актуальна проблема
необходимости проведения государственной политики в области чтения.
4 Любят ли читать ученики нашей школы? Как они читают? Каков их репертуар
чтения? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.
Актуальность темы:
телевизоров и компьютеров чтение не так уж и обходимо.
Сегодняшние школьники считают, что в век
Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими
способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с
книгой в руках , такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и
практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека,
нет личности.
Объект исследования: чтение.
Предмет исследования: детское чтение.
Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы чтения у
учащихся МКОУ «Корболихинская СОШ».
Цель обусловила постановку задач:
1) Дать определение термина
«детское чтение», обобщить мысли
выдающихся деятелей XIX – XX веков о детском чтении.
2) Подобрать методики исследования и определить этапы работы.
3) Выявить актуальные проблемы чтения в нашей школе.
4) Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы); анкетирование,
опрос, интервьюирование, анализ материалов библиотечной статистики,
праксиметрический (анализ результатов).
Гипотеза: кризис детского чтения.
5 Сроки исследования: январь – февраль 2012 г.
Место исследования: школа.
Практическая значимость: данная работа может быть полезна учителям
литературы школы, библиотекарю.
II. Обзор литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо познакомиться с
историей развития детского чтения в России, дать определение термина
«детское чтение».
1.Развитие детского чтения в России.
Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII
век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни
государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда
просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования.
Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были книги. В 1701 году
была издана богато иллюстрированная детская книга «Трёхъязычный словарь
Фёдора Поликарпова». В данный период времени детское чтение обогащалось
новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшее
значение для детского чтения того времени имели
отход от
церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке,
близком живому, разговорному и более доступному детям. Вопросы детского
чтения были в центре внимания самого крупного поэта 18 века Феофана
Прокоповича. Он написал оригинальную детскую книгу «Первое учение
отрокам», которая выдержала 20 изданий. Дети, как считал Ф.Прокопович,
6 должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть
доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное,
считал Феофан Прокопович, «многожды худшее и злейше».
В последней трети 18 века происходит количественный и качественный
рост литературы для детского чтения. В создании произведений для юных
читателей принимали участие крупнейшие ученые, писатели, политические и
государственные деятели.
Сама императрица Екатерина II писала
многочисленные произведения во всех жанрах. С 1785 по 1789 годы
Н.И.Новиков издаёт журнал «Детское чтение для сердца и разума» этот
журнал – первая реализованная попытка целенаправленного и
систематического воздействия на восприятие образования подрастающего
поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского
чтения.
Создание демократичной теории детского чтения как
относительно самостоятельной области чтения связано в 19 веке с
деятельностью В.Г Белинского. Критик отмечал непреходящую роль книги,
чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств,
эстетических представлений юных граждан. Детское чтение в России было
предметом внимания многих деятелей науки и культуры. Среди них А.И.
Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,
В.И. Водолазов, М.А. Корф и другие. В период 70 – 80 годов 19 века развитие
детского чтения связано с деятельностью талантливого учителя словесника
В.П. Островского. Он утверждал, что с раннего детства в круг чтения должна
входить
национальная литература, целесообразно знакомить детей
биографиями И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова и др.
2. Детское чтение.
7 Чтение – это главное умение человека, без которого он не может
постичь окружающий мир. Детское чтение – педагогически направляемый
процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого
является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать
прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры
ребёнка. Детское чтение это не только задача педагогов по обучению детей
элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей
заинтересовать ребёнка какимито художественными произведениями, это не
только задача библиотекарей показать лучшие книги. Чтение детей – это ключ
к жизни в информационном обществе.
Детское чтение, на современном этапе, по своей структуре состоит из
нескольких периодов:
возраст 6 – 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии,
когда преобладает эмоциональное отношение к книге, вживание в образы
героев;
отроческий период (
≈
10 – 11 лет), для которого характерна
познавательная активность, переход от эмоционального восприятия к
логическому, пристрастие к событийной стороне произведения;
от 10 до 14 лет – подростковый период. Читатели утрачивают некоторые
углубляется
характеристики чтения,
сужается диапазон чтения,
дифференциация: одни читают меньше, другие более активно, различаются
мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное
приобщение к литературе для взрослых.
Содержание, структура детского чтения определяется социально
культурными влияниями среды в узком (семья) и в широком (общество)
смысле, психогенетическими процессами развития ребёнка. Дети как бы
8 «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения,
шкалой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляет
интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.
Детское чтение дифференцируется на учебное (с оттенком объективной
принудительности) и личностное (с иллюзией самовыбора). Чтение
художественных и научнопознавательных книг различается по мотивам,
целям, способам чтения. В современном обществе проблемы в области
детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над
данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук:
педагоги, психологи, социологи, писатели.
III. Основная часть
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Слова эти
сказаны великим французским мыслителем Д.Дидро много лет назад.
Актуальны они и сейчас. В чтении школьников сегодня наблюдаются
серьёзные проблемы. Отталкиваясь от классической модели чтения, которая
включает в себя:
любовь к чтению, т.е. высокий уровень чтения;
наличие домашней библиотеки;
позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотек);
разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных
видов, жанров,
9 я выяснила, что в нашей школе 67% ребят не любят читать книги (по стране
эта цифра составляет 40%), но 93% имеют хотя бы небольшие домашние
библиотеки. (Приложение 1)
Одна из причин снижения интереса к чтению – бедность многих семей.
Снизились материальные возможности, нет денег на покупку книг и журналов.
В семьях большей части респондентов книги покупают крайне редко.
(Приложение 2)
Анализ библиотечной статистики показал, что из года в год в нашей школе
происходит снижение посещений школьной и детской библиотек, хотя в
целом по стране 40% всех читателей – дети!
Известно, что мир для ребёнка начинается с семьи: первые шаги, слова,
книжки.… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье.
Нынешние родители, будучи в возрасте своих детей, зачитывались,
замысловатыми сюжетами Ж.Верна, М.Рида, Д.Лондона, Ильфа и Петрова,
А.Толстого, а вот современные школьники читать не хотят. Исследования
показали, что у 8% учащихся в семье никто не читает книги, у 21% читают
дети, у 71% родители.
В старших классах резко снижается доля ребят, читающих литературу по
школьной программе. По словам учителейсловесников нашей школы из года
в год всё меньше ребят осиливают «Мёртвые души», «Преступление и
наказание», «Войну и мир», «Тихий Дон». Ребята не только не читают
обязательную литературу, но и не увлекаются чтением по собственному
выбору.
Исследования показали:
24% школьников не читают книги по школьной программе,
10 53% читают только половину заданного,
23% читают всё, что задают.
Книги по собственному желанию читают только 18% опрошенных.
Что же читают современные подростки? В основном это фантастика, мистика,
«ужастики» (например, «Ночные призраки», «Дом на краю прошлого»,
«Сумерки», «Холодная кровь» и др.)
На вопрос «Есть ли у тебя дома книга, которую ты читал несколько
раз?» 74% ребят ответили утвердительно и 26% отрицательно.
Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.
Книга проигрывает за читательское внимание экрану: телевизионному или
компьютерному. Современные школьники хотят получать информацию
визуально, легким и увлекательным способом. По результатам опросов
учащихся нашей школы выяснилось, что если у ребят будет выбор: прочитать
книгу или посмотреть фильм по этой книге, то 30 % захотят прочитать
книгу, а 70% посмотреть фильм.
Конечно, день современных учеников достаточно загружен. Свободного
времени мало, поэтому они отдают предпочтение в свободное время таким
видам деятельности как: «тусоваться с друзьями», «смотреть телевизионные
передачи», «зависать в сетях интернета», «ходить на секции». И на последнем
месте в череде этих занятий – чтение книг (Приложение 4).
А ведь именно книга представляет собой объект эстетичного
наслаждения, превращает часы скуки и безделья в увлекательную
возможность перенестись в другие миры, другие времена. Именно книга
развивает интеллект. Читающие подростки быстрее схватывают целое, лучше
и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно
11 находят и
оценивают ситуацию, быстрее анализируют
принимают правильные решения, имеют большой объем памяти, активное
информацию,
творческое воображение. Точно и ясно формируют и излагают свои
суждения, более самостоятельны в них. Иными словами, чтение формирует
духовнозрелую, образованную и социальнозрелую личность. Есть такие и в
нашей школе. Это Магель В., Вакуленко К., Кольцовы И. и А., Шаравина Д.,
Минина И., Петриченко И., Хрусталева Г., Бойко С.
Можно ли считать себя культурным человеком, не читая произведений
русской и зарубежной классики? Мнение ребят по данному вопросу
разделились почти поровну: да – 51%, нет 49% . Так в чем же причины того,
что современные школьники лишают себя удовольствия читать книги?
Ребята нашей школы их видят такими:
на чтение уходит времени – 52%;
скучно сидеть долго на одном месте за чтением книг – 27%;
слишком много есть вещей поинтересней (интернет, компьютер,
компьютерные игры) – 18%;
нет интересных книг – 2%;
другое – 1%.
Однако на вопрос «Лет через 3050, потвоему мнению, будут ли читать
художественную литературу?» 52% респондентов ответили утвердительно, а
48% отрицательно.
12 IV. Выводы
Исследования показали, что, действительно, в нашей школе существуют
серьезные проблемы в процессе чтения подростками:
13 ухудшение целого ряда характеристик чтения у учащихся, что ведет к
снижению уровня их грамотности;
сокращение числа детей, посетителей школьной и сельской библиотек;
возрастание в старших классах доли тех, кто читает художественную
литературу преимущественно по школьной программе (и то не всегда), а по
желанию не читает совсем;
увеличение количества школьников, у которых в личном пользовании не
более 20 книг;
репертуар чтения подростков однообразен (чаще всего это литература
низких художественных достоинств).
V Заключение
Исследования, проведенные в школе, помогли мне определить круг проблем в
процессе детского чтения. Это актуальные проблемы. Книга и чтение – одно
из средств борьбы за возрождение российской духовности и формирование
14 нравственного и творческого человека. Именно они воздействуют на человека
и развивают его всесторонне. Необходимо каждому школьнику понять, что он
сам несет ответственность за свой духовный уровень и должен следить за его
развитием.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
VI Список литературы
1.Вин М. А. Ленивые читатели // 1е сентября – 1995 №99 с. 4
15 2.Грищенко З. И. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание /
2008. №4 с. 33 47
3.Маркова Т. Б. Чтение и читатель XXIв // Библиотека в истории культуры //
СПб, 2008, с. 290309
4.Самохина М. Н. Размышления о чтении вообще и о чтении молодежи, а
также читающих и нечитающих. – М.: Рос. Гос. юнош. бка, 2009. – Вып. 4
5.Чернышева Л. В. Кризис детского чтения – общемировая проблема.
Педальманах, Новосибирск, 2008г
6.Шартье Р. Читатели и чтение в эпоху электронных текстов // Знание – сила,
2008 №10 с. 1924
7.Штейман С. А. Страсть к чтению // Библиотека в школе// 2009 №19
с. 3234
16 VII Приложение
Приложение 1
В домашних библиотеках у учащихся находится немного книг:
Приложение 2
В семьях учащихся книги покупают крайне редко:
17 Приложение 3
В этом году библиотеку посещают:
Класс/
Фонд 7114
Фонд 10656 экземпляров
количество
учащихся
1кл/
2кл/24
3кл/12
4кл/23
5кл/13
6кл/15
7кл/13
8кл/22
9кл/16
10кл/12
11кл/8
экземпляров
Школьная библиотека Сельская библиотека
4
19
8
13
5
15
2
5
12
12
5
10
11
4
7
8
6
5
Интервью
Приложение 4
Светлана Константинова, скажите, пожалуйста, сколько лет Вы
работаете в школьной библиотеке?
У меня большой стаж. 37 лет я отдала этой профессии.
18 Что изменилось в Вашей работе за эти годы?
Многое. Даже само помещение библиотеки менялось неоднократно, т.к.
здания школы тоже менялись. Сейчас у нас просторное помещение, с
несколькими рядами стеллажей, полками для выставок книг, даже есть
небольшой читательский уголок, где можно просто посидеть за столом,
почитать газеты, журналы. Книжный фонд насчитывает 7114 экземпляров, а
вот читать стали меньше, намного меньше. Перестали дети интересоваться
книгами. Можно сказать, что приходят сюда «под ружьем», а не по своей
воле.
Светлана Константиновна, а какие дети чаще приходят к Вам?
Малыши, конечно. Ребята начальных классов, 5х, 6х, а вот
старшеклассников я все реже и реже вижу у себя в гостях.
А какие книги читают современные школьники?
Чаще берут произведения русских классиков, т.е. то, что необходимо
изучать на уроках литературы по школьной программе. Еще пользуются
спросом детские детективы и «ужастики».
Почему, на Ваш взгляд, с каждым годом уменьшается число читателей
и что необходимо сделать, чтобы дети как можно больше читали?
Я считаю, что кризис чтения это не частная проблема, то есть не проблема
однойдвух школ, а всероссийская. Да, число любителей книг сократилось, а
причины этого я вижу во влиянии электронных средств массовой информации
и Интернета. Еще одна причина: дефицит времени для чтения, связанные с
условиями жизненного ритма. Не хватает детям времени на все. Втретьих, по
моему мнению, в настоящее время практически не издаются книги,
отвечающие на волнующие подростков темы, а старый фонд необходимо
19 пополнять. Чем? Хочется еще сказать о недостаточном финансировании
школьных библиотек. Вообще, необходима новая государственная политика в
области детского чтения. Все мы знаем, что читающая нация создается из
детей, которые любят читать.
Спасибо, Светлана Константиновна, за интервью. Желаем Вам как
можно больше посетителей и поступления новых книг!
В свободное время учащиеся нашей школы любят:
20
Приложение 5 зависать в сетях Интернета 36%
тусоваться с друзьями 20%
смотреть телевизор 17%
ходить на секции 9%
читать книги 18%
Интервью с Бойко Светланой, ученицей 11 класса
Приложение 6
21 Светлана, какое место в твоей жизни занимают книги?
Достаточно большое. Я начала читать рано, в шесть лет и, конечно,
увлеклась чтением. Я не просто читала, а «глотала» по дветри книги в день.
Родители запрещали мне читать, наказывали, но их запреты не действовали. Я
даже по ночам с фонариком под одеялом читала. И вот результат хожу в
очках.
Скажи, а почему ты так рано начала читать?
У нас в доме все читали: папа, мама, бабушка и мне захотелось. Им некогда
было мне читать детские книги, пришлось самой научиться.
Значит, у Вас дома много книг?
Да, вполне достаточно. И книги разные: художественная, справочная
литература, методическая (ведь у меня родители учителя). Для каждого
члена семьи лучший подарок – хорошая книга.
Как ты считаешь, училась бы ты так хорошо, если бы читала плохо и
мало?
Нет, конечно. С техникой чтения у меня все в порядке. В среднем читаю
160180 слов в минуту. Это позволяет мне прочитать большие параграфы за
короткое время, а оставшееся использовать для себя: почитать для души.
Твои результаты в конкурсах, олимпиадах и т.д. это следствие твоего
умения быстро и много читать?
Безусловно. Чем больше я читаю, тем большей информацией владею, багаж
знаний увеличивается. Книги – кладезь знаний, и я постоянно им пользуюсь.
Чтобы участвовать хотя бы в одной игре «Одиссея разума» необходимо
обладать знаниями в разных областях. В прошлом году я была участницей
22 зональной игры в Поспелихе, где наша команда показала хороший результат.
Книги – это инструмент, с помощью которого я развиваю свои интеллект.
Что бы ты хотела сказать ребятам, которые не любят читать?
Вопервых, что они просто несчастные люди. Они обкрадывают себя, лишают
радости общения с замечательными книгами. Вовторых, все ребята, которые
хотят получить хорошее образование, должны понимать, что без чтения, без
книг этого добиться невозможно.
Спасибо, Светлана, за беседу.
23
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Исследовательская работа Современные школьники и чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.