Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история
6 кл
27.06.2017
Введение
3 июля 2014 года на привокзальной площади был установлен памятный
камень о 40-летии начала строительства БАМа. Это важное событие для
жителей нашего города. Многие дети мало знают о строительстве Байкало –
Амурской магистрали, не могут объяснить, почему именно памятный камень о
40-летии начала строительства БАМа появился в нашем городе.
Я начала исследование с анкетирования обучающихся МБОУ СОШ №2 о
БАМе. И предложила следующие вопросы:
1. Что означает слово БАМ?
2.В каком году было завершено строительство Северо –Муйского тоннеля?
Какова длина Северо-Муйского тоннеля?
3. Какой город является «Воротами» БАМа?
4. Какой юбилей отметил БАМ в 2014 году?
5.Что известно членам вашей семьи о строительстве БАМа? (Взять интервью у
родителей, у бабушек и дедушек).Введение
3 июля 2014 года на привокзальной площади был установлен памятный
камень о 40-летии начала строительства БАМа. Это важное событие для
жителей нашего города. Многие дети мало знают о строительстве Байкало –
Амурской магистрали, не могут объяснить, почему именно памятный камень о
40-летии начала строительства БАМа появился в нашем городе.
Я начала исследование с анкетирования обучающихся МБОУ СОШ №2 о
БАМе. И предложила следующие вопросы:
1. Что означает слово БАМ?
2.В каком году было завершено строительство Северо –Муйского тоннеля?
Какова длина Северо-Муйского тоннеля?
3. Какой город является «Воротами» БАМа?
4. Какой юбилей отметил БАМ в 2014 году?
5.Что известно членам вашей семьи о строительстве БАМа? (Взять интервью у
родителей, у бабушек и дедушек).
конференция..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Тайшета
Исследовательская работа
«Спицын Н.Н. – участник стройки века».
Автор: Артюх Анастасия
МКОУСОШ №2 г. Тайшета
ученица 6а класса
Руководитель: учитель
истории и обществознания
Величко К.А. г. Тайшет, 2016г.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1. Основная часть
1.1 БАМ: историческая справка………………………………………4
1.2Спицын Николай Николаевич – участник строительства БАМа...6
1.3 Результаты анкетирования………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………...10
Приложение……………………………………………………………..11
2 Введение
3 июля 2014 года на привокзальной площади был установлен памятный
камень о 40летии начала строительства БАМа. Это важное событие для
жителей нашего города. Многие дети мало знают о строительстве Байкало –
Амурской магистрали, не могут объяснить, почему именно памятный камень о
40летии начала строительства БАМа появился в нашем городе.
Я начала исследование с анкетирования обучающихся МБОУ СОШ №2 о
БАМе. И предложила следующие вопросы:
1. Что означает слово БАМ?
2.В каком году было завершено строительство Северо –Муйского тоннеля?
Какова длина СевероМуйского тоннеля?
3. Какой город является «Воротами» БАМа?
4. Какой юбилей отметил БАМ в 2014 году?
5.Что известно членам вашей семьи о строительстве БАМа? (Взять интервью у
родителей, у бабушек и дедушек).
Было опрошено 168 респондентов в возрасте от 8 до 16 лет. Наиболее
осведомлены ребята по первому, четвёртому вопросам, они знают, что такое
БАМ, какой юбилей исполняется в этом году. По остальным вопросам ребята
имеют недостаточные знания.
Из этого следует, что нынешнее поколение не знает историю БАМа и вклад
жителей города в строительство этой магистрали.
Цель:
Исследовать вклад жителей города Тайшета в строительство БАМа;
Задачи:
Найти в исторических источниках информацию о данном историческом
событии;
3 Изучить автобиографию Спицына Н.Н;
Выявить знания учащихся школы по данной теме путем анкетирования.
Объект исследования: история строительства БАМа.
Предмет исследования: автобиография одного из участников строительства
БАМа Спицына Николая Николаевича.
Методы исследования: анкетирование, сравнение, анализ, интервьюирование.
Основная часть
1.1 БАМ: историческая справка
В 1924 году на Совете труда и обороны СССР заговорили о необходимости
строительства параллельной Транссибу железнодорожной магистрали дальше от
границы, в глубине территории страны (на случай войны с Японией, а также для
доступа к региональным полезным ископаемым).В 1930 году ЦК ВКП(б) и СНК
СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать
разработку планов строительства дороги с выходом к Тихому океану. Именно
тогда дорога впервые была названа БайкалоАмурской магистралью.
В 1933 году на станции БАМ (небольшой разъезд вблизи н.п. Сковородино,
построен в 1932 году) были уложены первые метры рельсов в северном
направлении в сторону поселка Тындинский.
В 1938 году было принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до
Советской Гавани, через Усть – Кут, Ургал, Комсомольск – на Амуре. Первые
километры железки легли на станции Тайшет напротив жилых домов
шпалозавода, где работали заключённые Бамлага. До 1941 года построили пять
тракционных путей, склад для топлива паровозов и 55 км пути от Тайшета до
Невельской пустили в эксплуатацию.1
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны уже уложенные пути были
разобраны и использованы для строительства железнодорожной магистрали
вдоль Волги.В 1943 1945 годах построена железная дорога Комсомольскна
Амуре – Советская Гавань. 39 тысяч военнопленных японцев по окончании
4 войны были направлены в Тайшетский район на строительство БАМа. К этому
времени в Восточной Сибири создаётся такая мощная строительная
организация, как «Ангарстрой»,имеющая
____________________________________________
1 Тайшет – 70 лет город стальных магистралей. – Красноярск: Сибирские промыслы, 2008 г.с.67.
собственный исправительно – трудовой лагерь, насчитывающий в 1947 году
39 599 человек.2Для сооружения железнодорожного полотна магистрали Тайшет
– Лена использовался труд японских военнопленных.
В 1950 1959 годах построена дорога Тайшет – Лена (УстьКут), что
стимулировало интенсивное освоение природных ресурсов (энергетических,
лесных, железорудных и др.).К началу 1960х годов в эксплуатацию было сдано
более 1150 из 4000 километров трассы БАМа. Вступило в строй второе
меридиональное соединение БАМа с Транссибом трасса Известковая – Ургал.
В 1974 г. на XVIIсъезде комсомола БАМ был объявлен Всесоюзной ударной
комсомольской стройкой. Началось второе рождение БАМа. В апреле 1974
года на станцию Тайшет прибыл поезд с первыми строителями Байкало
Амурской магистрали. В этот отряд вошел посланец тайшетской молодежи
А.Сорокин, машинист локомотивного депо.32 мая 1974 г. на станцию Лена
прибыли 600 бойцов из всех союзных республик (командир отряда — бригадир
монтёров пути СМП568 Управления строительства Ангарстроя Герой
Социалистического Труда В. И. Лакомов). Этим событием началось шефство
ВЛКСМ над ударной комсомольскомолодёжной стройкой. В 1972 1977 годах
была восстановлена разобранная в 1941 году дорога БАМ – Тында – третье
меридиональное соединение БАМа с Транссибом.В 1976 году начались
разработки коксующихся углей южной Якутии; открыта первая скоростная
судоходная линия на озеро Байкал, которая связала Транссибирскую магистраль
со строящимся на БАМе городом Северобайкальском.В 1979 году
5 завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до
КомсомольсканаАмуре.В 1980 1981 годах сооружен важнейший объект
БАМа мост через реку Витим, один из самых сложных на трассе.К 1 января
завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до
_______________________________
2 Плющенков С.К. Записки краеведа. Издательство «Аврора» Санкт – Петербург, 2014г.с. 188190.
3
Тайшет – 70 лет город стальных магистралей. – Красноярск: Сибирские промыслы, 2008 г.с.67.
завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до
КомсомольсканаАмуре.В 1980 1981 годах сооружен важнейший объект
БАМа мост через реку Витим, один из самых сложных на трассе.К 1 января
1983 года на строительстве БАМа выполнено более 400 млн. кубических метров
земляных работ. Построено 3400 притрассовых автомобильных дорог, 1400
мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260 км главных
железнодорожных путей.В январе 1984 года в Москву на Ярославский вокзал
точно по расписанию прибыл первый поезд, сформированный в Тынде.27
октября 1984 года было уложено т.н. "золотое звено", соединившее трассу на
всем протяжении от Тайшета до Ванино.
В 1988 году на БАМе началось постоянное движение пассажирских и грузовых
поездов.
В 2003 годубыл введён в постоянную эксплуатациюодин из сложных участков
—
СевероМуйский тоннель(15343 метра),
строительство которого началось в мае 1977 года.4
самый длинный в России
1.2 Спицын Николай Николаевич – участник строительства БАМа
Спицын Николай Николаевич родился в Житомирской области в селе
Рачки 1 января 1950года. Когда Николаю было три года, семья переехала в
Тайшет. В Тагуле он окончил школу. В 1969 году окончил Братский
автомотоклуб, получил водительские права « С» категории. В 1970 году
Николая Николаевича забрали в армию, а 1972 году отслужив, он устроился на
работу в «Ангарстрой» в автоколонну № 3 водителем самосвала.
6 Спицын Николай Николаевич принимал активное участие в строительстве
Байкало – Амурской магистрали.
Николай Николаевич ездил по командировкам, был в Звездном,
Магистральном, в Кунерме. На самосвале перевозил щебень, бетон, уголь.Вот
как он вспоминает о том времени грандиозной стройки :«Было трудно, но
весело, собирались у костра, варили кушать, пели песни.БАМ в тогдашнее
_____________________________
4Интернет Wikipediaru. сайт Байкало – Амурская магистраль.
время находился по снабжению на высшей категории по отношению к другим
масштабным стройкам СССР.Готовили всё, и супы и борщи, кашу перловую,
гречневую с тушёнкой. Летом варили грибной суп часто, было очень вкусно.
Еду развозили по точкам. Люди работали со всего Советского Союза. Жили в
палатках и летом и зимой, топили «буржуйки», было много комаров и мошки.
И Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных
геологических и климатических условиях: мороза, колючие стужи, обжигающих
ветров, нестерпимой жары, когда под накомарником нечем дышать».
Николай Николаевич встретил свою будущую
жену Зинаиду
Александровну Канайкину в посёлке БАМа на станции Чуна. Зинаида
Александровна приехала с Алтая на строительство БАМа. Сначала она работала
на путях укладчицей рельсов, а потом её перевели в отдел снабжения
экспедитором, а Николай Николаевич возил грузы. В 1975 году они сыграли
молодёжную «бамовскую» свадьбу. Их сыновья Андрей и Николайродились
на БАМе. Николай Николаевич и Зинаида Александровна прожили вместе в
браке почти сорок лет.
Спицын Николай Николаевич в 1980 году был награждён знаком
«Победитель Социалистического соревнования». В 1990 годуему подарили
именные часы в честь 50 летия «Ангарстроя». 18 февраля 1991года указом
Президиума Верховного Совета СССР был награждён медалью «За
7 строительство Байкало – Амурской магистрали». В «Ангарстрое» он отработал
водителем сорок лет и в 1998 году получил удостоверение «Ветерана труда».
За десять лет стройки магистрали Николай Николаевич и другие
строители выполнили:более 570 млн.м3 земляных работ, перекинули через реки
и водотоки около 4200 мостов и труб, уложили 5 тыс.км главных и станционных
путей, построили более 200железнодорожных станций и разъездов, возвели
жилые домаобщей площадью свыше 570 тыс.м2, свыше 60 городов и поселков,
открыли новые школы, больницы, детские сады и ясли.Дорога пересекает 11
полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в
районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.На трассе пробито 10
тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров).
Вообще мосты, тоннели, виадуки, противлавинные стены и другие
инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.Построили
десятки железнодорожных станций, возвели жилые дома общей площадью свыше
570 тыс.м.2 Байкало – Амурская магистраль пролегает по территории
Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому
краю.5БайкалоАмурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных
магистралей в мире.
1.3 Результаты анкетирования
№
вопроса
1
2
3
4
5
2а 27
учеников
5а 22
ученика
6а 24
ученика
7б – 24
ученика
8а 23
ученика
9б 24
ученика
10а – 24
ученика
20%
0%
0%
0%
10%
27%
0
10%
22%
15%
31%
15%
20%
38%
20%
37%
21%
27%
45%
13%
39%
27%
30%
54%
14%
53%
37%
42%
59%
64%
67%
56%
47%
73%
72%
Из этого следует, что нынешнее поколение не знает историю
строительства БАМа. Необходимо больше времени уделять этим темам,
посещать музей нашего города, приглашать ветерановбамовцев на классные
8 часы, читать книги, газеты о БАМе и смотреть фильмы, фотографии,
проводить в школах краеведческие викторины, чтобы привлечь как можно
больше ребят к изучению родной истории своего города и страны.
_______________________________
5Интернет Wikipediaru сайт Байкало – Амурская магистраль.
Заключение
Своим исследованием мне хотелось бы привлечь ребят к изучению
истории своей страны, малой родины, семьи. Я узнала об этом, мне есть чем
гордиться и с кого брать пример. Ведь такая Великая стройка была в жизни
моих родных, соседей, горожан.
Я убедилась в том, что велико значение магистрали. Сегодня БАМ, благодаря
заделам наших отцов и дедов, является основой развития дальневосточной
инфраструктуры. ПоБайкало – Амурской магистралиежесуточно проходят 8
поездов, объемы перевозок составляют 8 млн. тонн грузов в год.
В 2016 году на БАМе планируется построить 8 разъездов, 2 горки малой
мощности и 18 дополнительных путей, планируется также реконструкция
Коршуновскоготоннеля, ожидается увеличение грузопотока по БАМУ в 22,5
раза.В то же время многие отрезки магистрали требуют капитальной
реконструкции.
Нужен БАМ2, который дотянут до Сахалина с помощью моста, затем
железнодорожную ветку направят в Корею и Китай.
Благодаря Великой стройки магистрали формировались рабочие
коллективы, складывались судьбы многих людей.
БАМ – легенда нескольких поколений, это праздник, цена которому
годы работ в нелёгких условиях.
9 Если бы не было БАМа, не встретилось бы множество людей, и не создались бы
наши семьи, а значит, не было бы и нас.
Список литературы
Личный архив Спицына Н.Н.
1. Валентин Сорокин. Байкало – Амурская магистраль – стройка века.
Сборник. Выпуск – 2й, М., «Современник»1975г.
2. Газета «Бирюсинская новь», 8июня 2014г.
3. Исторический Атлас. Иркутская область. М. – издательство «ДИК», 2000г
4. Коробов С.А. Миниатюрная летопись. БАМа. Иркутск издательство
«Оттиск»,2004г.
5. Леонид Шинкарёв. Второй Транссиб. Новый этап освоения Восточных
районов СССР. Издание 2е, М. – издательство политической литературы,
1979г.
6. Настало время – БАМ теперь зовёт дорогой в новое тысячелетие,
Красноярск, 2004г.
7. Плющенков С.К. Записки краеведа. Издательство «Аврора» Санкт –
Петербург, 2014г.с. 149 151; с.184185, 188190.
8. РождённыеБАМом, 2004г.
9. Светиков В.Н. Магистрали мужества верны подвигу отцов. Восточно –
Сибирское книжное издательство. Иркутск, 1987г.
10. Селезнев Е.С. Лагеря НКВД – МВД СССР на западном БАМе: Тайшет –
Братск – Усть – Кут. 1938 – 1951. – Красноярск: Сибирские промыслы,
2015г.
10 11.Тайшет – 70 лет город стальных магистралей.– Красноярск: Сибирские
промыслы, 2008 г.
Электронные ресурсы:
Wikipediaru. сайт Байкало – Амурская магистраль.
Фильм «БАМ. Год первый. 1975 – 1978. Л. Зонов. В. Киц – Ковязин.
Б. Шуньков. Иркутская студия телевиденья.
Фотографии строителей БАМа.
Карта Байкало – Амурской магистрали, схема БАМа.
УДОСТОВЕРЕНИЕ
"ЗА СТРОИТЕЛЬСТВО
БАЙКАЛОАМУРСКОЙ
МАГИСТРАЛИ"
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ВЕТЕРАН ТРУДА»
Приложение
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ПОБЕДИТЕЛЬ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
СОРЕВНОВАНИЯ» 1980 г.
СПИЦЫН Н.Н.
И ЕГО СЕМЬЯ
КАРТА
БАЙКАЛО
АМУРСКОЙ
МАГИСТРАЛИ
СХЕМА
БАМА
ИМЕННЫЕ ЧАСЫ
«50 ЛЕТ АНГАРСТРОЮ»
11 12
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Исследовательская работа «Спицын Н.Н. – участник стройки века» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.