Введение
3 июля 2014 года на привокзальной площади был установлен памятный
камень о 40-летии начала строительства БАМа. Это важное событие для
жителей нашего города. Многие дети мало знают о строительстве Байкало –
Амурской магистрали, не могут объяснить, почему именно памятный камень о
40-летии начала строительства БАМа появился в нашем городе.
Я начала исследование с анкетирования обучающихся МБОУ СОШ №2 о
БАМе. И предложила следующие вопросы:
1. Что означает слово БАМ?
2.В каком году было завершено строительство Северо –Муйского тоннеля?
Какова длина Северо-Муйского тоннеля?
3. Какой город является «Воротами» БАМа?
4. Какой юбилей отметил БАМ в 2014 году?
5.Что известно членам вашей семьи о строительстве БАМа? (Взять интервью у
родителей, у бабушек и дедушек).Введение
3 июля 2014 года на привокзальной площади был установлен памятный
камень о 40-летии начала строительства БАМа. Это важное событие для
жителей нашего города. Многие дети мало знают о строительстве Байкало –
Амурской магистрали, не могут объяснить, почему именно памятный камень о
40-летии начала строительства БАМа появился в нашем городе.
Я начала исследование с анкетирования обучающихся МБОУ СОШ №2 о
БАМе. И предложила следующие вопросы:
1. Что означает слово БАМ?
2.В каком году было завершено строительство Северо –Муйского тоннеля?
Какова длина Северо-Муйского тоннеля?
3. Какой город является «Воротами» БАМа?
4. Какой юбилей отметил БАМ в 2014 году?
5.Что известно членам вашей семьи о строительстве БАМа? (Взять интервью у
родителей, у бабушек и дедушек).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Тайшета
Исследовательская работа
«Спицын Н.Н. – участник стройки века».
Автор: Артюх Анастасия
МКОУСОШ №2 г. Тайшета
ученица 6а класса
Руководитель: учитель
истории и обществознания
Величко К.А.г. Тайшет, 2016г.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1. Основная часть
1.1 БАМ: историческая справка………………………………………4
1.2Спицын Николай Николаевич – участник строительства БАМа...6
1.3 Результаты анкетирования………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………...10
Приложение……………………………………………………………..11
2Введение
3 июля 2014 года на привокзальной площади был установлен памятный
камень о 40летии начала строительства БАМа. Это важное событие для
жителей нашего города. Многие дети мало знают о строительстве Байкало –
Амурской магистрали, не могут объяснить, почему именно памятный камень о
40летии начала строительства БАМа появился в нашем городе.
Я начала исследование с анкетирования обучающихся МБОУ СОШ №2 о
БАМе. И предложила следующие вопросы:
1. Что означает слово БАМ?
2.В каком году было завершено строительство Северо –Муйского тоннеля?
Какова длина СевероМуйского тоннеля?
3. Какой город является «Воротами» БАМа?
4. Какой юбилей отметил БАМ в 2014 году?
5.Что известно членам вашей семьи о строительстве БАМа? (Взять интервью у
родителей, у бабушек и дедушек).
Было опрошено 168 респондентов в возрасте от 8 до 16 лет. Наиболее
осведомлены ребята по первому, четвёртому вопросам, они знают, что такое
БАМ, какой юбилей исполняется в этом году. По остальным вопросам ребята
имеют недостаточные знания.
Из этого следует, что нынешнее поколение не знает историю БАМа и вклад
жителей города в строительство этой магистрали.
Цель:
Исследовать вклад жителей города Тайшета в строительство БАМа;
Задачи:
Найти в исторических источниках информацию о данном историческом
событии;
3 Изучить автобиографию Спицына Н.Н;
Выявить знания учащихся школы по данной теме путем анкетирования.
Объект исследования: история строительства БАМа.
Предмет исследования: автобиография одного из участников строительства
БАМа Спицына Николая Николаевича.
Методы исследования: анкетирование, сравнение, анализ, интервьюирование.
Основная часть
1.1 БАМ: историческая справка
В 1924 году на Совете труда и обороны СССР заговорили о необходимости
строительства параллельной Транссибу железнодорожной магистрали дальше от
границы, в глубине территории страны (на случай войны с Японией, а также для
доступа к региональным полезным ископаемым).В 1930 году ЦК ВКП(б) и СНК
СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать
разработку планов строительства дороги с выходом к Тихому океану. Именно
тогда дорога впервые была названа БайкалоАмурской магистралью.
В 1933 году на станции БАМ (небольшой разъезд вблизи н.п. Сковородино,
построен в 1932 году) были уложены первые метры рельсов в северном
направлении в сторону поселка Тындинский.
В 1938 году было принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до
Советской Гавани, через Усть – Кут, Ургал, Комсомольск – на Амуре. Первые
километры железки легли на станции Тайшет напротив жилых домов
шпалозавода, где работали заключённые Бамлага. До 1941 года построили пять
тракционных путей, склад для топлива паровозов и 55 км пути от Тайшета до
Невельской пустили в эксплуатацию.1
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны уже уложенные пути были
разобраны и использованы для строительства железнодорожной магистрали
вдоль Волги.В 1943 1945 годах построена железная дорога Комсомольскна
Амуре – Советская Гавань. 39 тысяч военнопленных японцев по окончании
4войны были направлены в Тайшетский район на строительство БАМа. К этому
времени в Восточной Сибири создаётся такая мощная строительная
организация, как «Ангарстрой»,имеющая
____________________________________________
1 Тайшет – 70 лет город стальных магистралей. – Красноярск: Сибирские промыслы, 2008 г.с.67.
собственный исправительно – трудовой лагерь, насчитывающий в 1947 году
39 599 человек.2Для сооружения железнодорожного полотна магистрали Тайшет
– Лена использовался труд японских военнопленных.
В 1950 1959 годах построена дорога Тайшет – Лена (УстьКут), что
стимулировало интенсивное освоение природных ресурсов (энергетических,
лесных, железорудных и др.).К началу 1960х годов в эксплуатацию было сдано
более 1150 из 4000 километров трассы БАМа. Вступило в строй второе
меридиональное соединение БАМа с Транссибом трасса Известковая – Ургал.
В 1974 г. на XVIIсъезде комсомола БАМ был объявлен Всесоюзной ударной
комсомольской стройкой. Началось второе рождение БАМа. В апреле 1974
года на станцию Тайшет прибыл поезд с первыми строителями Байкало
Амурской магистрали. В этот отряд вошел посланец тайшетской молодежи
А.Сорокин, машинист локомотивного депо.32 мая 1974 г. на станцию Лена
прибыли 600 бойцов из всех союзных республик (командир отряда — бригадир
монтёров пути СМП568 Управления строительства Ангарстроя Герой
Социалистического Труда В. И. Лакомов). Этим событием началось шефство
ВЛКСМ над ударной комсомольскомолодёжной стройкой. В 1972 1977 годах
была восстановлена разобранная в 1941 году дорога БАМ – Тында – третье
меридиональное соединение БАМа с Транссибом.В 1976 году начались
разработки коксующихся углей южной Якутии; открыта первая скоростная
судоходная линия на озеро Байкал, которая связала Транссибирскую магистраль
со строящимся на БАМе городом Северобайкальском.В 1979 году
5завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до
КомсомольсканаАмуре.В 1980 1981 годах сооружен важнейший объект
БАМа мост через реку Витим, один из самых сложных на трассе.К 1 января
завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до
_______________________________
2 Плющенков С.К. Записки краеведа. Издательство «Аврора» Санкт – Петербург, 2014г.с. 188190.
3
Тайшет – 70 лет город стальных магистралей. – Красноярск: Сибирские промыслы, 2008 г.с.67.
завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до
КомсомольсканаАмуре.В 1980 1981 годах сооружен важнейший объект
БАМа мост через реку Витим, один из самых сложных на трассе.К 1 января
1983 года на строительстве БАМа выполнено более 400 млн. кубических метров
земляных работ. Построено 3400 притрассовых автомобильных дорог, 1400
мостов и 1800 водопропускных труб, уложено 2260 км главных
железнодорожных путей.В январе 1984 года в Москву на Ярославский вокзал
точно по расписанию прибыл первый поезд, сформированный в Тынде.27
октября 1984 года было уложено т.н. "золотое звено", соединившее трассу на
всем протяжении от Тайшета до Ванино.
В 1988 году на БАМе началось постоянное движение пассажирских и грузовых
поездов.
В 2003 годубыл введён в постоянную эксплуатациюодин из сложных участков
—
СевероМуйский тоннель(15343 метра),
строительство которого началось в мае 1977 года.4
самый длинный в России
1.2 Спицын Николай Николаевич – участник строительства БАМа
Спицын Николай Николаевич родился в Житомирской области в селе
Рачки 1 января 1950года. Когда Николаю было три года, семья переехала в
Тайшет. В Тагуле он окончил школу. В 1969 году окончил Братский
автомотоклуб, получил водительские права « С» категории. В 1970 году
Николая Николаевича забрали в армию, а 1972 году отслужив, он устроился на
работу в «Ангарстрой» в автоколонну № 3 водителем самосвала.
6Спицын Николай Николаевич принимал активное участие в строительстве
Байкало – Амурской магистрали.
Николай Николаевич ездил по командировкам, был в Звездном,
Магистральном, в Кунерме. На самосвале перевозил щебень, бетон, уголь.Вот
как он вспоминает о том времени грандиозной стройки :«Было трудно, но
весело, собирались у костра, варили кушать, пели песни.БАМ в тогдашнее
_____________________________
4Интернет Wikipediaru. сайт Байкало – Амурская магистраль.
время находился по снабжению на высшей категории по отношению к другим
масштабным стройкам СССР.Готовили всё, и супы и борщи, кашу перловую,
гречневую с тушёнкой. Летом варили грибной суп часто, было очень вкусно.
Еду развозили по точкам. Люди работали со всего Советского Союза. Жили в
палатках и летом и зимой, топили «буржуйки», было много комаров и мошки.
И Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных
геологических и климатических условиях: мороза, колючие стужи, обжигающих
ветров, нестерпимой жары, когда под накомарником нечем дышать».
Николай Николаевич встретил свою будущую
жену Зинаиду
Александровну Канайкину в посёлке БАМа на станции Чуна. Зинаида
Александровна приехала с Алтая на строительство БАМа. Сначала она работала
на путях укладчицей рельсов, а потом её перевели в отдел снабжения
экспедитором, а Николай Николаевич возил грузы. В 1975 году они сыграли
молодёжную «бамовскую» свадьбу. Их сыновья Андрей и Николайродились
на БАМе. Николай Николаевич и Зинаида Александровна прожили вместе в
браке почти сорок лет.
Спицын Николай Николаевич в 1980 году был награждён знаком
«Победитель Социалистического соревнования». В 1990 годуему подарили
именные часы в честь 50 летия «Ангарстроя». 18 февраля 1991года указом
Президиума Верховного Совета СССР был награждён медалью «За
7строительство Байкало – Амурской магистрали». В «Ангарстрое» он отработал
водителем сорок лет и в 1998 году получил удостоверение «Ветерана труда».
За десять лет стройки магистрали Николай Николаевич и другие
строители выполнили:более 570 млн.м3 земляных работ, перекинули через реки
и водотоки около 4200 мостов и труб, уложили 5 тыс.км главных и станционных
путей, построили более 200железнодорожных станций и разъездов, возвели
жилые домаобщей площадью свыше 570 тыс.м2, свыше 60 городов и поселков,
открыли новые школы, больницы, детские сады и ясли.Дорога пересекает 11
полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в
районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.На трассе пробито 10
тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров).
Вообще мосты, тоннели, виадуки, противлавинные стены и другие
инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.Построили
десятки железнодорожных станций, возвели жилые дома общей площадью свыше
570 тыс.м.2 Байкало – Амурская магистраль пролегает по территории
Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому
краю.5БайкалоАмурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных
магистралей в мире.
1.3 Результаты анкетирования
№
вопроса
1
2
3
4
5
2а 27
учеников
5а 22
ученика
6а 24
ученика
7б – 24
ученика
8а 23
ученика
9б 24
ученика
10а – 24
ученика
20%
0%
0%
0%
10%
27%
0
10%
22%
15%
31%
15%
20%
38%
20%
37%
21%
27%
45%
13%
39%
27%
30%
54%
14%
53%
37%
42%
59%
64%
67%
56%
47%
73%
72%
Из этого следует, что нынешнее поколение не знает историю
строительства БАМа. Необходимо больше времени уделять этим темам,
посещать музей нашего города, приглашать ветерановбамовцев на классные
8часы, читать книги, газеты о БАМе и смотреть фильмы, фотографии,
проводить в школах краеведческие викторины, чтобы привлечь как можно
больше ребят к изучению родной истории своего города и страны.
_______________________________
5Интернет Wikipediaru сайт Байкало – Амурская магистраль.
Заключение
Своим исследованием мне хотелось бы привлечь ребят к изучению
истории своей страны, малой родины, семьи. Я узнала об этом, мне есть чем
гордиться и с кого брать пример. Ведь такая Великая стройка была в жизни
моих родных, соседей, горожан.
Я убедилась в том, что велико значение магистрали. Сегодня БАМ, благодаря
заделам наших отцов и дедов, является основой развития дальневосточной
инфраструктуры. ПоБайкало – Амурской магистралиежесуточно проходят 8
поездов, объемы перевозок составляют 8 млн. тонн грузов в год.
В 2016 году на БАМе планируется построить 8 разъездов, 2 горки малой
мощности и 18 дополнительных путей, планируется также реконструкция
Коршуновскоготоннеля, ожидается увеличение грузопотока по БАМУ в 22,5
раза.В то же время многие отрезки магистрали требуют капитальной
реконструкции.
Нужен БАМ2, который дотянут до Сахалина с помощью моста, затем
железнодорожную ветку направят в Корею и Китай.
Благодаря Великой стройки магистрали формировались рабочие
коллективы, складывались судьбы многих людей.
БАМ – легенда нескольких поколений, это праздник, цена которому
годы работ в нелёгких условиях.
9Если бы не было БАМа, не встретилось бы множество людей, и не создались бы
наши семьи, а значит, не было бы и нас.
Список литературы
Личный архив Спицына Н.Н.
1. Валентин Сорокин. Байкало – Амурская магистраль – стройка века.
Сборник. Выпуск – 2й, М., «Современник»1975г.
2. Газета «Бирюсинская новь», 8июня 2014г.
3. Исторический Атлас. Иркутская область. М. – издательство «ДИК», 2000г
4. Коробов С.А. Миниатюрная летопись. БАМа. Иркутск издательство
«Оттиск»,2004г.
5. Леонид Шинкарёв. Второй Транссиб. Новый этап освоения Восточных
районов СССР. Издание 2е, М. – издательство политической литературы,
1979г.
6. Настало время – БАМ теперь зовёт дорогой в новое тысячелетие,
Красноярск, 2004г.
7. Плющенков С.К. Записки краеведа. Издательство «Аврора» Санкт –
Петербург, 2014г.с. 149 151; с.184185, 188190.
8. РождённыеБАМом, 2004г.
9. Светиков В.Н. Магистрали мужества верны подвигу отцов. Восточно –
Сибирское книжное издательство. Иркутск, 1987г.
10. Селезнев Е.С. Лагеря НКВД – МВД СССР на западном БАМе: Тайшет –
Братск – Усть – Кут. 1938 – 1951. – Красноярск: Сибирские промыслы,
2015г.
1011.Тайшет – 70 лет город стальных магистралей.– Красноярск: Сибирские
промыслы, 2008 г.
Электронные ресурсы:
Wikipediaru. сайт Байкало – Амурская магистраль.
Фильм «БАМ. Год первый. 1975 – 1978. Л. Зонов. В. Киц – Ковязин.
Б. Шуньков. Иркутская студия телевиденья.
Фотографии строителей БАМа.
Карта Байкало – Амурской магистрали, схема БАМа.
УДОСТОВЕРЕНИЕ
"ЗА СТРОИТЕЛЬСТВО
БАЙКАЛОАМУРСКОЙ
МАГИСТРАЛИ"
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ВЕТЕРАН ТРУДА»
Приложение
УДОСТОВЕРЕНИЕ
«ПОБЕДИТЕЛЬ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
СОРЕВНОВАНИЯ» 1980 г.
СПИЦЫН Н.Н.
И ЕГО СЕМЬЯ
КАРТА
БАЙКАЛО
АМУРСКОЙ
МАГИСТРАЛИ
СХЕМА
БАМА
ИМЕННЫЕ ЧАСЫ
«50 ЛЕТ АНГАРСТРОЮ»
1112