Исследовательская работа "Старинные меры длины"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
математика
4 кл
23.04.2017
Исследовательская работа "Старинные меры длины"
Работа посвящена изучению старинных мер длины, их совершенствованию от времен образования Руси до наших дней. Актуальность данного проекта обусловлена тем, что вопрос метрологии всегда стоит в центре внимания всего человечества. В работе ученик наглядно показал истинную длину различных мер: пядь, сажень, локоть, верста, дал обзор использования устоявшихся фразеологических оборотов, связанных со старинными мерами длины, в современной бытовой речи. Особенно интересна часть работы, посвященная системе мер на Руси и использование ее в практической деятельности. Практическая часть работы выражена в составлении и решении задач с использованием старинных мер.Материал пригодится на уроках математики
старинные меры длины.doc
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №18  города Новосибирска Выполнил:   ученик МБОУ СОШ №18 Руководитель: учитель начальных классов высшей категории Фурсова Валентина Николаевна г. Новосибирск, 2016 План Введение 1.Как же измеряли раньше? 2 .Старинные меры длины 3.Старинные меры  в художественные произведениях 4.Задачи с использованием старинных мер длины 5.Метрическая система мер 6 .Результаты анкетирования по использованию старинных мер длины 7.Старинные меры длины в пословицах и поговорках Заключение  Список литературы Приложения 2 Тема моей исследовательской работы  «Старинные меры длины».  Когда мы на   уроке   математики   рассмотрели   тему   «Единицы   длины»   у   меня   возник вопрос: сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до того, как все это изобрели?   И я поставил  перед собой цель:       Проследить   историю   возникновения   меры   длины   на   Руси,   их   совершенствование от времен образования Руси до наших дней.         Для достижения своей цели я поставил  следующие задачи:   1.Познакомиться с историей русских мер длины: происхождение и значение мер 2.Найти   художественные   произведения,   пословицы,   в   которых   содержатся меры длины 3.Подобрать и решить задачи со старинными мерами длины 4.  Выяснить, знают ли в настоящее время учащиеся и взрослые старинные меры длины? Актуальность:                      Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности.  Введение Интерес к прошлому, обостренное восприятие истории и культуры своей страны стали характерными признаками современного общества. Для того, чтобы   понять   сущность   происходящего,   надо   заглянуть   в   далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что для нас значит наследие великой Руси. Ведь   человеку   всегда   было   что   измерять.   Как   только   люди   научились разговаривать, считать, добывать, обмениваться, им понадобилось измерять то, чем они владеют. И вот тут возник вопрос: как и чем измерять и как называть это?             Прошло несколько тысяч лет, пока возникли те единицы измерения, к которым   мы   привыкли.   Мы   привычно   измеряем   расстояние   в   километрах, 3 время в часах, а покупки в рублях. Мы не задумываемся над тем, когда и как возникли   эти   меры,   и   каково   было   их   реальное   содержание.   А   между   тем, история многих мер поучительна, и они играли важную роль в жизни общества. В мире на сегодняшний день работают десятки тысяч единиц измерения.   Я хочу   провести   свое     исследование     истории   возникновения   и   употребления некоторых   из   них.   Меня       интересуют   те   меры,   которые   были   когда­то   в хождении на Руси.                         В   истории   мер   отражается   история   взаимоотношений   народов. Первоначально   каждый   народ   принимал   свою   меру.   Потом   в   процессе исторического   развития   они   переходили     и   к   другим   народам.   В   первую очередь, это происходило в результате войн. Надо отметить, что не только  побежденные народы принимали культуру победителей, но и сами победители многое заимствовали из культуры побежденных. В числе этих заимствований и различные системы мер этих стран.  Раньше всего люди стали измерять длины. Еще в древнем Египте занимались геометрией – «землю мерили». Что находилось под руками и ногами – ими и измеряли.   Разные   народы   называли   их   по­разному,   но   суть   процесса   не менялась.  Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Рассмотрим   наиболее   распространенные   старые   меры,   упоминая   о   которых часто встречаются в нашей речи.     Старинные меры длины Дюйм ­ мера длины, которой пользуются во многих странах долгие века. Это ­ небольшая длина. Дюймовочка из сказки Андерсена ­ девочка ростом   в   дюйм   спала   в   лакированной   скорлупе   грецкого   ореха, укрывалась лепестком розы и гребла веслами, сделанными из белых конских волос. Произошёл дюйм от ширины большого пальца. Само слово по­ голландски   означает   "большой   палец".   В   Англии   его   размер определили более точно. Дюйм ­ это длина трёх сухих зёрен ячменя, вынутых из средней части колоса. Дюйм равен 2,54 см. В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм ­ основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было и в нашей стране. Да и теперь дюйм остался в некоторых областях техники. Посмотри на шины велосипеда. На них есть числа 533 х 37 (24 х 1,5 ) или 622 х 32 (27 х 1,5 ). Числа обозначают размеры шины. Первые  два числа ­ её диаметр и ширину в 4 миллиметрах, а два вторые ­ те же размеры в дюймах. Два штриха около чисел ­ это   сокращенное   обозначение   дюйма,   принятое   во   всём   мире.   Так   же измеряются и шины автомобилей. У "Запорожца", например, шина 5,2 ­ 13, у автобуса ­ 11,0 ­ 20, а у громадных самосвалов "БелАЗов" ­ 18,0 ­ 32. Первое число ­ это ширина шины, а второе ­ её внутренний диаметр; и то и другое  ­ в дюймах. Дюйм равен 2 см 54 мм. Дюйм равен 1/12 фута.   Пядь, пядень     (  или    четверть) ­ одна из самых старинных мер длины: от древнерусского слова пясть ­ кулак или пять ­ кисть руки. Она удобна тем, что каждый всегда носит её с собой. Ведь пядь ­ это расстояние между  вытянутыми пальцами руки. Пядь составляла одну четверть аршина. Поэтому второе её название ­ четверть.                     Пядь малая  ­ расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Длина малой пяди равна примерно 19 см.  Пядь   великая  ­   расстояние   от   конца   вытянутого   мизинца   до   конца большого пальца, её длина 22­23 см. Пядь с кувырком. В старину эту единицу получали прибавление к малой пяди длины двух или трёх суставов указательного пальца. Длина такой пяди равна, соответственно 27 и 31 см или 5 вершков. «У него семь пядей на лбу». Эта пословица об умном, мудром человеке. Вершок  ­ старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего). Длина вершка составляет примерно 4,4 см. Локоть ­ древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца ли сжатого кулака до локтевого  сгиба. Эта длина колебалась  от 38 до 46 см или 11 ­ 16 вершков. Как мера длины на Руси встречается  с XI в. Ее применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в   домашних   условиях   шерстяной   пряжи   или   пеньковой   верёвки   (такую продукцию наматывали на локоть). Некий англичанин, путешествовавший по   России   в   1554   году,   свидетельствует,   что   русский   локоть   равнялся половине английского ярда. Согласно "Торговой книге", составленной для русских купцов на рубеже   XVI и XVII веков, три локтя были равны двум аршинам. О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»? Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого  роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста  5 человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24  сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть  больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см).                  Аршин ­ одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы   привозили   невиданные   ткани.   Тончайшие китайские   шелка.   Сделанную   из   настоящих   золотых   и серебреных   нитей   тяжёлую   индийскую   парчу.   Бархат   и тафту,   затканную   цветами   и   драконами,   ­   из   Персии. Купцы   привозили   ткани,   и   их   приходилось   отмерять.   Восточные   купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча.   Это   и   называлось   мерить   аршинами.   Название   аршин   происходит   от персидского слова "арш" ­ локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине­  71 см Мера была очень удобной ­ руки всегда при себе, ­ но был у неё  существенный недостаток: руки  у всех разные. У одних они длинные, у других  ­ короче. Хитрые купцы стали искать приказчиков с руками короче. Но  однажды этому пришёл конец. Продавать "на свой аршин" властями было  строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только "казённый аршин". Это эталон аршина,  представляющий собой металлическую линейку,  изготовили в  Москве. Деревянные когти такой линейки рассылались по всей территории  России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы оковывали  железом и помечали государственным клеймом. Аршин = 71см 12 мм = 16 вершкам = 28 дюймам. Сажень  ­   встречается   в   летописи   с   XI   века,   составленная   киевским монахом Нестаром.  Сажень  ­ русская мера длины. Но существовала  она ещё в Древней   Греции   и   называлась   тогда   оргия.   Под   своим   русским именем она известна около 900 лет. Её размер связан с человеком: сажень ­ это размах рук.  Какого   размера   была,   древнерусская   сажень   рассказал камень,   найденный   у   Керченского   пролива   со   стороны   Кавказа, "Тмутараканский камень". Много веков назад на Таманском полуострове, отделяющем с юга   Азовское   море   от   Чёрного   моря,   было   русское   княжество. Главный город его назывался Тмутаракань. Около места, где когда­то был этот город, двести лет назад нашли камень с высеченной надписью: "В лето 6576, Глеб   князь   мерил   море   по   льду   от   Тмутаракани   до   Кърчева   10000   и   4000 сажен".  В переводе на современный язык камень сообщал, что в 1068 году по распоряжению Глеба, князя Тмутараканского, была 6 измерена по льду ширина Керченского пролива. Она оказалось равной 14000 саженям. Этот результат был сопоставлен с измерениями, которые в том же месте производил в 952 году византийские топографы. Результаты измерений греков   и   их   меры   известны,   в   современных   единицах   они   намерили   21200 метров.   Отсюда   по   ширине   Керченского   пролива   была   вычислена   величина сажен: 21200 метров / 14000 сажен равной 151,4 см. Однако метрология ­ наука скрупулезная, и величина сажени нуждалась в уточнении. Да и известно, что саженей было много. По документам средневековой Руси существовали сажени: косая, прямая, простая, дворовая и лавочная, маховая, большая,  или  великая, печатная, "писцовая, чем землю мерить". На помощь историкам ­ метрологам пришли историки архитектуры. По измерениям     XI   века   была   уточнена   прямая   сажень;   она   оказалась   равной 152,7см.   Мерную,   или   маховую,   сажень   помогло   определить   описание Софийского собора в Новгороде. В XVIII веке меры уточнялись, Пётр I указом установил равенство трёхаршинной сажени семи английским футам: сажень = 3 аршинам = 7 футам (= 2,13м). О большом, крупном  человеке говорят «В плечах косая сажень» Верста  ­   от   слова   вертеть.   Первоначально   ­   расстояние   от   одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты ­ 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с XI века. Коломенская верста  ­ "верзила" ­ шутливое название очень высокого человека.   Оно   берёт   своё   начало   со   времён   царя   Алексея   Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 г. Он повелел расставить вдоль дороги, ведшей от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском, столбы с орлами наверху на расстояние 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была равна приблизительно двум саженям (4 м). Межевая верста ­ существовала на Руси до XVIII века для определения расстояния между населёнными пунктами и для межевания (от слова межа ­ граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13км. Позднее, при Петре I была введена верста длиной 500 саженей, именно на таком расстоянии друг от друга ставили вдоль дорог столбы. В начале XIX вдоль   основных   дорог   России   появились   чёрно   ­   белые   полосатые   столбы. Отсюда название ­ столбовая дорога. Со второй половине XIX столетия на всех столбах,   расставленных   вдоль   железной   дороги   от   Петербурга   до   Москвы, расстояния стали обозначать в верстах. Верста длиной в 500 саженей, как мера длины, сохранилась в России до введения метрической системы.  Миля  ­ (от латинского слова милия ­ тысяча (шагов)) ­ русская мера длины. Использовалось как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 70468 км. 7 Когда­то были специальные ходоки, которые помогали составлять карты: они   отмеряли   расстояние,   считая   шаги.   Тысяча   двойных   шагов   называлась милей. Величина её была от 1,4 до 1,9  километра. Но   потом   этим   словом   стали   называть   самые   различные   расстояния, никак не связанные с тысячью шагов. В каждой стране появились свои мили, часто не одна, а несколько. В Германии, например, было 6 различных миль от 7,5 до 9км длиной. По указу Петра I русская миля = 7 верстам (приблизительно 7,47 км) Фут ­ мера длины, которой пользуются уже тысячи лет. Произошла она от английского слова foot ­ "ступня", то есть фут ­ это длина ступни человека. В разных странах существуют разные футы ­ от 28 до 33 см. Но самый главный фут ­ английский, равный 30,48 см. Такой же величины был и русский фут, существовавший до перехода нашей страны на метрическую систему мер.                        Ярд  –эта мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд   удлинился,   так   как   новый   монарх   был   более   крупного телосложения.   Такие   изменения   длины   внесли   большую путаницу, поэтому король Генрих1 узаконил постоянный ярд и приказал   изготовить   из   вяза   эталон.   Этим   ярдом   в   Англии пользуются до сих пор (длина его равна 0,9144 м).             В эпоху раздробленности Руси не было единой системы мер. В VI и XVI веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. С возникновением и ростом общегосударственной торговли  и с установлением для казны сборов со всего населения объединенной страны встает  вопрос о единой системе мер для государства. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление.        В XVIII веке Россия стала больше торговать с Западной Европой. Нужны были  меры, которые было бы легче сравнить с западными мерами. Названия старых  мер сохранили, но поменяли их длину. Для этого Петр I предложил  воспользоваться английскими мерами, которые не менялись уже несколько  столетий, и ими часто пользовались в торговле.  Прежняя русская система мер длины, дополненная новыми мерами, получила окончательный вид: 1 (старая русская) миля = 7 верст (7,47 км)  1 верста = 500 саженей (1,067 км)  1 сажень = 3 аршина (2,13 м) или 7 футов  8 1 аршин = 16 вершков (0,71 м) или 28 дюймов  1 фут = 12 дюймов (0,305 м)  1 вершок = 0,444 м  Старинные меры длины в художественных произведениях С тех пор старинные меры на практике не применяются. Но их нередко можно  встретить в рассказах и повестях, стихотворениях и сказках, в книгах по  истории. Я стал искать и читать разные произведения, в которых встречаются  старинные меры длины. Например, в рассказе И. С. Тургенева «Му­му» автор дает портрет Герасима  «Из всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим,  мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от  рождения». Еще одна цитата из этого же произведения. «Но Герасим только  закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто.» «…когда восходящее солнце  озарило своими влажно­красными лучами только что расходившегося молодца,  между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…»  Сказка П. П. Ершова «Конек­Горбунок» «…да в придачу Горбунка, ростом  ровно два вершка».  Задачи с использованием старинных мер длины Задача №1  Идёт один человек  в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а из другого  города ему на встречу идёт другой человек и проходит по 30 вёрст в день.  Расстояние между городами 700 вёрст.  Через сколько дней путники встретятся? Выразить расстояние между городами в  км  1) 40 + 30 = 70 (вёрст/день) – скорость сближения  2) 70 ∙ 1,067 = 747 (км) – между городами  3)700:70=10(дн.) Ответ: через 10 дней   Задача 2 «Но Герасим только закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против   течения   реки,   что   в   одно   мгновение   умчался   саженей   на   сто.»   На сколько километров умчался Герасим? В конце 17 века сажень – это 213 м. 9 213 ∙ 100 = 21300 м = 21,3 км Ответ: Герасим умчался на 21,3 км Задача 3 «Из   всей   ее   челяди   самым   замечательным   лицом   был   дворник   Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения». Какой рост был у Герасима? Раньше на Руси принято было называть рост человека, указывая то, на сколько рост этого человека выше двух аршинов. 2 аршина 12 вершков = 32 вершка + 12 вершков = 44 вершка = 44 ∙ 45 мм = 1980 мм = 198 см Ответ: рост Герасима 198 см Задача №4.Приехал купец на ярмарку и решил купить подарки. Жене купил 3 сажени алого бархата, старшей  дочке белого атласа, но на сажень меньше, чем жене. А младшенькой Аленке изумрудного шелка  на 2 аршина меньше, чем старшенькой. Сколько метров материала купил купец? Решение: сажень­213см,1 аршин­71 см 1)213 *3=639(см)­алого бархата купил купец жене 2)3­1=2(с)  213*2=426(см)­белого атласа купил старшей дочери 3)71*2=142(см)  426­142=284 (см)­изумрудного шелка купил младшей дочери 4)639+426+284=1349(см) Ответ:13м 49см материала купил купец Метрическая система мер          Несмотря на указ царя, применялись самые разнообразные меры длины. Это затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер, удобной для всех стран.             Уже   в   XVIII   веке   в   европейских   странах   на   пути   развития   науки, промышленности, техники камнем преткновения стали существовавшие меры. Во­первых, между ними не было четкой и удобной взаимосвязи. В одной версте, например,   было   500   саженей,   а   в   одной   сажени   три   аршина.   Во­вторых, неудобство   заключалось   в   том,   что   при   утере   основного   образца   (эталона) какой­нибудь меры его трудно было восстановить. Предметы, из которых они выводились,   скажем,   меры   длины   –   части   человеческого   тела   –   весьма различались.   Кроме   того,   в   России   что   ни   губерния   была,   то   свои   меры. Нижегородский   фунт   отличался   от   Астраханского,   а   Астраханский   от Калужского.   Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую   систему   мер   не   купцы,   а   ученые,   которые   также   «страдали»   от трудностей в сравнении результатов опытов.  10 Ученые   Французской   Академии   наук   во   второй   половине   XVIII   века   предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром. Такую систему  назвали метрической системой мер   Основная единица длины в метрической системе – 1 метр (от греческого слова « метрон»­ мера). Первый прототип эталона метра был изготовлен из латуни в 1795 году. В 1889 был изготовлен более точный международный эталон метра. Этот эталон тоже изготовлен из сплава платины и иридия и имеет поперечное сечение в виде буквы «X». Его копии были переданы на хранение в страны,   в   которых   метр   был   признан   в   качестве стандартной единицы длины. Этот эталон всё ещё хранится в Международном бюро   мер   и   весов,   хотя   больше   по   своему   первоначальному   назначению   не используется.                               В сентябре 1918 года специальным декретом    была введена международная метрическая система.  Наряду с новой системой пользовались и старыми   мерами,   то   есть   писали   старую   русскую   меру   и   одновременно указывали ее отношение к метрической, или вместе с новой мерой обозначали старую. С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось   создание   эталонов.   В   разные   века   предпринимались   попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений. В 1960   собралась   Генеральная   конференция   по   мерам   и   весам,   на   которую прибыли   представители   32   стран.   Была   принята   Международная   система единиц.   С1963   года   ею   пользуются   во   всех   областях   науки,   техники   и народного хозяйства. Результаты анкетирования по выявлению интереса  к старинным русским мерам В своем исследовании я использовал тест на знание старинных мер детьми и взрослыми.  Была   проведена   анкета   по   выявлению   знания   и     сохранения интереса к старинным русским мерам. Я провел опрос  46 учеников  двух школ г. Новосибирска, а также 24 взрослых. Возраст опрошенных составил от 10 лет до   40   лет.   Каждому   из   них   было   задано   по   4     вопроса.   Затем   я   построил диаграммы сравнения в процентном отношении между ответами учащихся и старшим поколением. По результатам проведенного опроса я получил следующие результаты: Практическая часть 11 1.Какие старинные меры длины вы знаете? Таблица 1. мальчики девочки всего дюйм 8 8 16ч.­35% пядь 6 5 11ч.­24% сажень 2 5 7ч.­16% верста 3 3 9ч.­15% локоть 1 3 4ч.­10% 2.Какие единицы длины сохранились до наших дней? Таблица 2. Меры  длины дюйм пядь сажень Взрослые Дети Всего 12 ч. 5 ч. 9 ч. 11ч. 2 ч. 5 ч. 23 ч. 7 ч. 14 ч. Проценты   (взрослые) 50% 5% 38% Проценты  (дети) 24% 4% 12% 12 локоть верста 3 ч. 17 ч 3 ч. 13 ч. 6 ч. 30 ч. 12% 70% 6% 28% Таблица3. 3.Какая мера длины появилась раньше всех? сажень дюйм пядь Девочки Мальчики Всего  4.Какая мера появилась позднее всех локоть верста 13 На   основании   анкетирования   было   выявлено,   что   нынешнее   поколение   мерам,   происходит   забывание   своих утратило   интерес   к   старинным   национальных корней.  ВЫВОД:              Проведенная мною   работа   интересна в познавательном отношении. Я ближе познакомился со старинными русскими единицами измерения. Выявил связь   между   старинными   единицами   и   устным   народным   творчеством   ­ пословицами   и   поговорками.   Пословицы   и   поговорки   коротки,   но   метки   и выразительны. Употребление терминологии  старинных мер в художественных произведениях делает их ярче,  народнее. Но, не зная толкования слов «пядь», вряд ли бы мы сумели разобраться в значении пословицы «Семи пядей во лбу», впрочем, как и «Мерить на свой аршин».   Анкетные данные показывают, что подрастающее поколение плохо знакомо со старинными единицами измерения. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления,   но   есть   люди   старшего   поколения,   которые   применяют старинные   меры   в   домашних   условиях.       Меры   жили,   иногда   старились   и умирали,   иногда   возрождались   к   новой   жизни.   История   мер   –   это   история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это   часть   истории   человечества.   Ведь   без   знания   прошлого   невозможно будущее.   Подводя   итог   своего   исследования,   прихожу   к   выводу   об актуальности   данной темы. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и актуально  сегодня. Старинные меры в пословицах и в  поговорках 14 Один, как перст ­ человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. Не указывай на людей перстом! Не указали бы тебя шестом!  ­ Если будешь кого то обвинять(показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем­то значительно худшем или сделать это в еще более грубой манере. От горшка два вершка, а уже указчик  ­ молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла  ­ о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки. Не уступить ни пяди не отдать даже самой малости. Семь пядей во лбу ­ об очень умном человеке, Сам с ноготок, а борода с локоток  ­   о   человеке   незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению   или   жизненному   опыту.   До   Петра   1   борода   считалась   почетной принадлежностью   мужчины.   Длинная,   холеная   борода   служила   признаком богатства, знатности. Каждый купец на свой аршин меряет-  каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов. Сидит, ходит, словно аршин проглотил о неестественно прямом человеке. На аршин борода, да ума на пядь  ­   о   взрослом,   но   глупом человеке. Косая сажень в плечах ­ широкоплечий, высокого роста человек. На три аршина в землю видит  ­   о   внимательном,   прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить. Полено к полену - сажень  ­ о накоплении запасов, богатства путем экономии. Коломенская верста ­ шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича(правил в 1645 ­ 1676   гг.).   Он   повелел   расставить   вдоль   дороги   от   Москвы   (точнее,   от   ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии   700   саженей   друг   от   друга.   Высокие,   около   двух   саженей,   эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи. Москва верстой далека, а сердцу рядом  ­ так русские люди характеризовали свое отношение к столице. От слова до дела - целая верста. На версту отстанешь - на десять догоняешь  ­   даже   небольшое   отставание   очень   трудно преодолевать. 15 Литература  А.Г.Гейн , Л.Г.Шеврин и др.  1. 2. Большой Энциклопедический словарь (БЭС)   http://www.slovari.299.ru/enc.php 3. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики»,  Москва «Просвещение», 1989. 4. Каменская Е. Н., Устюгов Н. В. Русская метрология. М., 1975. 5. С.Н.Олехник.  Старинные занимательные задачи­М.Наука,1988 6. «Пословицы и поговорки русского народа» сборник В. Даля, 1984. 7. И.С.Тургенев «Муму»  8. Сказка П.П. Ершова «Конек –Горбунок» 9. Толковый словарь Даля    http://www.slovari.299.ru/dal.php 10.Толковый словарь Ожегова http://www.slovari.299.ru/oj.php 11. http://www.kapishe.ru/  Какие меры длины и веса использовали наши предки? 10 октября 2006 Мир вокруг нас  12.  http://www.rcio.rsu.ru Старинные меры длины 16

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"

Исследовательская работа "Старинные меры длины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017