Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"
Оценка 5

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
6 кл—8 кл
02.06.2017
Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"
Святочный рассказ обычно повествует о судьбе бедных людей, в жизни которых происходит чудо накануне Великого праздника. Эти рассказы говорят о милосердии, отзывчивости, действенной помощи – о всем том, чего так не хватает в современном мире. В исследовательской работе представлен анализ рассказа Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика» как святочного рассказа и выявлены нравственные проблемы в рассказе через христианские мотивы, связанные с темой Рождества, показан путь духовного возрождения героя рассказа Тимофея Осиповича.Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обоснованы выбор и актуальность исследования, а также сформулированы цель и задачи, указаны объект, предмет и методы. Основная часть состоит из двух глав, в первой выделены особенности жанра святочного рассказа и причины обращения Н.С. Лескова к святочным рассказам, во второй - проанализирован рассказ. В заключении даны выводы, полученные в результате исследования. Этот материал можно использовать на уроках литературы, на факультативных занятиях, на внеклассных мероприятиях по предмету.
Исследовательская работа Святочный рассказ.docx
МОБУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа» IX  районная  научно­практическая  конференция  «Молодежь в изменяющейся России» Секция: научная и культурно­нравственная  сфера современного общества Исследовательская работа   СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ  Н.С. ЛЕСКОВА «ХРИСТОС В ГОСТЯХ У МУЖИКА» Выполнила: Кропанева Анна, обучающаяся 6 класса МОБУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа»  Руководитель: Камшилова Л.И., учитель русского языка и литературы   МОБУ «Юбилейная средняя общеобразовательная школа» Юбилейный 2017 Содержание Введение   …………………………………………………………………........3 Глава 1. Что такое святочный рассказ? ………. ……………………….....5 Почему Лесков писал святочные рассказы? ………………...….7 Глава 2. Путь духовного возрождения Тимофея Осиповича ………...8 Глава 3. Заключение  …………………………………………………………………...10 Список литературы  …………………………………………………………..11 Приложение ВВЕДЕНИЕ Рождественский,   или   святочный,   рассказ   появился   в   русской литературе   в  XIX  веке   и   сразу   стал   заметным   явлением   не   только литературной, но и общественной жизни. Достоевский, Бунин, Куприн, Чехов, Лесков   и   многие   другие   писатели   обращались   в   своем   творчестве   к   теме Рождества Христова. Большинство   русских   писателей   разрабатывает   классический   жанр рождественского   рассказа.   Рождественский   рассказ   обычно   повествует   о судьбе бедных людей, в жизни которых происходит чудо накануне Великого праздника. Актуальность   работы  заключается   в   следующем:   в   советские   годы значительная   часть   этих   замечательных   произведений   была   скрыта   от читателей. Пришло время, когда их стали печатать и исследовать. Мы должны открыть для себя этот пласт русской литературы, ведь эти рассказы говорят о милосердии, отзывчивости, действенной помощи – о всем том, чего так не хватает в современном мире.       Чтение   рассказов   помогут,   на   наш   взгляд,   понять,   что   чувство сострадания,   желания   помочь   другому   в   трудную   минуту   должно   стать естественным для каждого человека. Поэтому  целью   данной   работы является   анализ   рассказа   Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика» как святочного рассказа и выявление нравственной проблемы в рассказе через христианские мотивы, связанные с темой Рождества.                    Предметом  исследования  является специфика проявления жанра святочного рассказа в исследуемом произведении. Для   достижения   поставленной   цели   мы   обратились   к   решению   ряда исследовательских задач:  ­ выявить жанровые особенности рассказа «Христос в гостях у мужика»; ­   определить   место   рассказа   в   "святочной   традиции"   и   контексте творчества Н.С. Лескова; ­   показать   путь   духовного   возрождения   героя   рассказа   Тимофея Осиповича; ­ создать на основе кластера видеоролик по иллюстрациям к рассказу. Для   решения   поставленных   задач   были   выбраны   следующие  методы исследования:  сбор материала;  сравнительно­сопоставительный метод;  анализ и обработка материала. Гипотеза исследования: 1. если внимательно прочитать и осмыслить настроения героев и автора, то можно определить не одну, а круг тем, которые переплетаются с темой Рождества;  все святочные рассказы Н.С. Лескова взяты из жизни. 2. Данная     работа   состоит   из   введения,  основной   части   и   заключения.  Во введении мы обосновали выбор и актуальность нашего исследования, а также сформулировали цель, задачи, указали объект, предмет и методы. Основная часть   состоит   из   двух   глав,   в   первой   мы   выделяем   особенности   жанра святочного   рассказа   и   причины   обращения   Н.С.   Лескова   к   святочным рассказам, во второй ­ анализируем рассказ.  В заключении мы суммируем все выводы, полученные в результате исследования. Этот   материал   можно   использовать   на   уроках   литературы,   на факультативных занятиях, на внеклассных мероприятиях по предмету. В этом заключается практическое использование данного исследования. Глава 1. ЧТО ТАКОЕ СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ 1. Что такое святочный рассказ? Святочный   рассказ   –   литературный   жанр,   в   котором отображаются события святочного вечера – от Рождества до Крещенья. 2. Когда появился такой жанр литературы? Святочные   рассказы   появляются   в   средние   века   в   качестве рождественских историй, былей, передаваемых из уст в уста. Активное распространение святочный рассказ  получает в XIX веке. Основателем этого жанра  принято считать Чарльза Диккенса. Именно он открывает в литературе  возможность происхождения чудес в Рождественскую ночь. 3. Каковы особенности этого жанра литературы?  От святочного рассказа непременно  требуется: ­  чтобы он был приурочен к рождественским праздникам – Рождеству, святкам или одной рождественской ночи;  ­   чтобы   он   был   сколько­нибудь   фантастичен,   а   описание   чудесных событий предопределяли душевное прозрение или перерождение героя;  ­ чтобы он оканчивался непременно весело, поэтому развязка должна быть счастливой.   В чем назначение рождественских рассказов? Заронить   искру   любви   в   сердце   каждого   человека,   напомнить 4. людям  о добре,  милосердии и сострадании. Цель   святочного   рассказа   ­   усилить   в   домах   читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о необходимости милости и любви. 5. Когда святочные рассказы появились в России? В   России   первые   святочные   рассказы   появились   на   страницах журнала XVIII века «И то и сио». Его издатель, М. Д. Чулков, помещал здесь   самые   разнообразные   материалы   по   этнографии:   песни, пословицы, поговорки. Он  пересказывал их   с немалой долей иронии, вставляя собственные замечания и пояснения.  В 19 веке читающая публика любила рождественские истории за поучительность   и   добродушие.   Святочные   рассказы   печатались   в специальных литературных сборниках, на страницах газет и журналов и были адресованы, в первую очередь, детям разного возраста.  6. Кто были мастерами данного жанра в русской литературе? К   жанру   святочной   прозы   относятся   некоторые   рассказы   А. Чехова, И. Бунина, Л. Андреева, Ф. Сологуба и других. Каждый из этих русских   писателей   по­своему   старался   показать   главный   праздник, напоминающий людям о смысле их существования на земле. В   истории   русской   словесности   большая   заслуга   возрождения святочной прозы принадлежит Н.С. Лескову. Таким образом, основой жанра святочного рассказа в России явились устные   истории   или   былички,   рассказываемые   в   святочные   вечера. Родоначальником   жанра   признан   английский   писатель   Ч.   Диккенс. Непременным финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев.  Рождественский рассказ можно распознать по следующим признакам: хронологическая   приуроченность;   наличие   элемента   чудесного;   наличие рассказчика;   наличие   среди   героев   ребенка;   наличие   нравственного   урока, морали. В   России  непревзойденным   мастером   жанра   святочного   рассказа считается Н.С. Лесков. Глава 2.  ПОЧЕМУ ЛЕСКОВ ПИСАЛ СВЯТОЧНЫЕ РАССКАЗЫ  Н.С.   Лесков   является   непревзойденным   мастером   жанра   святочного рассказа. Поэтому мне было  любопытно узнать: «Почему в своем творчестве он   обратился   к   этому   жанру?»   Познакомившись   с   жизнью   и   творчеством писателя, я пришла к следующему выводу: Во­первых,  с   детства   Н.С.   Лескова   окружал   духовный   мир. Священниками служили его прапрадед, прадед и дед. В автобиографической заметке Лесков писал: "Род наш собственно происходит из духовенства. Мой дед,   священник   Димитрий   Лесков,   и   его   отец,   дед   и   прадед   все   были священниками в селе Лесках. От этого села "Лески" и вышла наша родовая фамилия – Лесковы". «Религиозность с детства начала во мне мирить веру с рассудком. Тут многим обязан я отцу. Матушка тоже была религиозна, но чисто церковным образом,   –   она   читала   дома   акафисты   и   каждое   первое   число   служила молебны», ­ вспоминал писатель. Во­вторых,  в   жизни   своей   Н.С.   Лесков   был   истинно   верующим человеком. Главное свое образование – "образование души" Лесков обрел в своем Доме. Именно из детства вынес Лесков убеждение о том, что русская земля полна людей, которых можно назвать праведниками, людей, которые хранят в своем сердце "закон любви", живут согласно слову Божьему, живут "по правде". В   родительском   доме   Лесков   открыл   для   себя   мир   духовных   книг. "Имея пять лет от роду" он прочитал 124 священные истории из Ветхого и Нового   Завета,   а   в   первом   классе   гимназии   –   это   "чтение   из   четырех евангелистов". Воспоминания о Доме, о детстве глубоко запали в душу писателя, и через много лет в его памяти оживали родные лица и звучали дорогие сердцу голоса. В­третьих, христианское миропонимание, воспитанное в родительском доме, определило восприятие Лесковым действительности. Он видел и ложь, и   жестокость,   и   бесчестие,   но   при   этом   был   убежден,   что   жестокость, бесчеловечность   рождается   в   людях   тогда,   когда   они   утрачивают   "дух взаимопомощи и сострадания". Лесков был убежден, что человек изначально более склонен к добру, нежели ко злу. Писатель был убежден, что, только уст­ роив   жизнь   на   христианских   началах   любви,   сострадания,   взаимопомощи, можно рассчитывать на обновление жизни. Поэтому практически все произведения Лескова – о людях с чистой душой, посвятивших себя служению Богу и своему народу. Таким образом, все святочные рассказы Н.С. Лескова взяты из жизни. "Христос   в   гостях   у   мужика",   "Зверь",   "Жемчужное   ожерелье",   "Пугало", "Неразменный рубль" и другие ­ каждый имеет свой мотив и назидательное воздействие и каждый из них является литературным шедевром. Цикл «Святочные рассказы» Лескова Н.С.  составляет 25 произведений, созданных в период с 1873 ­1893 гг. Глава 3. ПУТЬ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ТИМОФЕЯ ОСИПОВИЧА «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова – рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику Тимофею Осиповичу, и как научен был мужик устроить в своем сердце ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполнит заповедь: «любите врагов наших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель. Главный   герой   –   Тимофей   Осипович   остался   без   родителей, воспитывался дядей, по совершеннолетию захотел жить самостоятельно. Да наследство дядя растратил. Вышла ссора у Тимофея с опекуном, ранил дядю в руку из ружья. За это был сослан в имение Тимошино. Построил дом и стал жить, но в душе у него обида кипела и долго он от всех сторонился. Долгих 16 лет жил Тимофей с обидой, изучил Святое Писание, но обида не проходила, значит, его святое слово не пользует. Пока он зло помнит – зло живо,   как   только   оно   умрет,   тогда   и   душа   будет   в   покое   жить.   И   вот, однажды, работая в цветнике и читая Евангелие, как Христос пришел в гости к   фарисею,   а   Ему   не   подали   даже   воды,   чтобы   омыть   ноги.   И   стало нестерпимо   обидно   за   Господа   и   жаль   его,   так   жаль,   что   он   заплакал   и заговорил:  «Гляжу  вокруг  себя   и думаю:   какое у  меня  теперь  изобилие  и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности…» И наполнились его глаза слезами, и он воскликнул: «Господи! Если бы ты ко мне пришел, я бы Тебе и самого себя отдал!» А ему вдруг в ответ: «Приду». С   этого   дня   Тимофей   Осипович   на   столе   ставил   лишни   прибор   и представлял   большое   кресло   для   почетного   гостя.   Ждал   долго   Тимофей Спасителя.   Истомился,   а   дорогой   гость   все   не   появляется.   Наступило Рождество   Христово.   Стояла   лютая   зима.   В   сочельник   посоветовали   ему назвать в гости не друзей, а нищих и обездоленных, ссыльных и каторжных. Тимофей собрал всех бедных поселенцев, всякого звания и роду, а главного гостя все нет. Пора уже вечерню справлять, читать молитвы, а Тимофей все ждет. И только встал перед иконой, читая «Отче наш», как что­то страшно ударило со двора о стену. Двери   настежь   сами   открылись,   неописуемый   розовый   свет   стал разгораться в сенях, на пороге появился старый­престарый человек, чтобы не упасть от голода, держится за косяк двери, весь в худом рубище, дрожит, а на руке виднеется старый шрам от пули. Тимофей как увидел это – вскрикнул: «Господи! Вижу и приму его во имя Твое. Упал на землю от радости, кричит всем: «Молитесь! Христос среди нас!» Узнал   Тимофей   своего   врага,   дядю­опекуна,   сердце   его   от   радости затрепетало, и забыв все обиды, взял за обе руки, посадил на почетное место. В кратких словах старик рассказал, что всё у него пошло прахом ­ и семьи,   и   богатства   он   лишился,   и   ходил   давно   по   Руси,   чтобы   отыскать племянника и попросить прощения. В сегодняшнюю метель сбился с пути, замерзая, услышал голос: «Иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши», взял меня кто­то неведомый за руки, и как я оказался здесь не ведаю. И Тимофей при всех ответил: «Я, дядя, твоего Провожатого ведаю: это Господь, который сказал: «Аще алчет враг твой – ухлеби его, аще жаждет – напой его». Сядь у меня на первом месте – ешь, пей во славу Его и будь в дому моем во всей воле до конца жизни». С   той   поры   старик   остался   жить   у   Тимофея   Осиповича,   умирая благословил его, и Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем. Как   видим,   духовное   возрождение   главного   героя   Н.С.   Лескова   в рассказе «Христос в гостях у мужика»   происходило постепенно, в течение долгих лет: 1. Тимофей по молодым годам был нетерпеливый. В душе у него обида кипела, и долго он от всех сторонился. 2. Разве все это можно простить? Я его в жизнь не прощу. 3. Если пустить его на всю свободу, забудет он все Писание и поработает сатане мстительному. 4. Стало Тимофею нестерпимо обидно за Господа и жаль Его. Так жаль, что он заплакал о том. 5. Вся душа во мне всколыхнулась, и в ней словно трубой вострубило: «Ей, гряду скоро!» 6. Господи! Вижу и приму его во имя твое, а ты сам не входи ко мне: я человек злой и грешный. 7. Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем. Таким   образом,  каждый   человек   должен   ощущать   свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Духовное возрождение   должно   начинаться   с   семьи.   Мы   научимся   духовности,   если каждый поработает над своей душой. Ведь   Христос   пришел   в   мир,   чтобы   спасти   каждого   человека, независимо   от   его   национальности,   возраста,   рода   занятий,   положения   в обществе. По своему жанру рассказ Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика» относится к святочным, так как: Время­ Рождество + Наличие среди героев ребенка Наличие рассказчика Нравственный урок, мораль Наличие элемента чудесного ­ + + ЗАКЛЮЧЕНИЕ + Чудо происходит в реальности  В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Россия – многонациональная страна. Веками наши предки учились жить в   мире,   иначе   нельзя,   только   живя   в   согласии,   можно   сеять   хлеб, растить   детей.   Поэтому   нужно   учиться   уважать   культуру   и   обычаи других   народов.   Эту   же   идею   миролюбия   нес   Иисус   Христос,   день рождения которого отмечают как Рождество. 2. Образ   Рождества   как   символ   семейного   единения,   сострадания, сочувствия,   любви   к   окружающим   и   к   миру   должен   жить   в   сердце каждого из нас. Литература нас призывает к этому. Жанр «святочного рассказа»   позволяет   вырваться   из   будничной   суеты,   людского равнодушия,   заглянуть   в   мир   чудесного,   напомнить   о   добре   и милосердии.  3. В   настоящее   время   прерванная   традиция   публиковать   святочные рассказы   активно   возвращается,   с   чем   связана   актуальность   нашего исследования.  Наша   задача   ­   вдумчиво   читать   произведения, прислушиваться к голосу автора, не оставаться равнодушным. 4. Рождественский рассказ можно распознать по следующим признакам: хронологическая приуроченность; наличие элемента чудесного; наличие рассказчика;   наличие   среди   героев   ребенка;   наличие   нравственного урока, морали. 5. Христос пришел в мир, чтобы спасти каждого человека, независимо от его   национальности,   возраста,   рода   занятий,   положения   в   обществе. Духовное   перерождение   героя,   обычного   человека,   происходит   в рассказе Н.С. Лескова благодаря Спасителю. Преодолев злобу и обиду Тимофей Осипович приходит к всепрощению и христианской любви. Гипотеза  подтвердилась:   с   темой   Рождества   в   рассказе   Н.С.   Лескова переплетается ряд других тем: тема добра и зла, тема любви и всепрощения, тема   сострадания   и   милосердия.   Вместе   они   составляют   художественное своеобразие  произведения, придают ему особую ценность.  Рассказ «Христос в гостях у мужика» ­ единственный рассказ Лескова, в котором   мотив   «явления»   Христа   материализуется.   Христос   становится главным героем рассказа, приносящим радость и успокоение, а не наказание. Таким   образом,   поставленные  задачи   выполнены,   цель   исследования достигнута.  Однако нельзя считать, что тема  “Святочный рассказ Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика»” исчерпана. Дальнейшие исследования могут быть связаны с другими рассказами писателя, так как  в цикл «Святочные рассказы» Лескова Н.С.  входит 25 произведений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лесков   Н.С.   Христос   в   гостях   у   мужика.   Рождественские   рассказы русских писателей. Издательство: Приход храма Св. Духа сошествия.­ 2016, с. 24     2. https 3. https://www.syl.ru/article/170981/new_nikolay­semenovich­leskov­  /Рождественский_рассказ  ://   ru   .  wikipedia  .  org   /  wiki   biografiya­tvorchestvo­i­lichnaya­yizn

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"

Исследовательская работа "Святочный рассказ Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017