Актуальность данной работы в том, что знаменитый писатель Чингиз Айтматов является моим земляком . Данный факт повышает интерес к его литературному наследию и происхождению. «Свято чти людей ты, в этот мир пришедших. Посещай могилы в мир иной ушедших», - гласит известная татарская мудрость в переводе писателя Аяза Гилязева. И я, следуя ей, взялась за данную работу, направленную на популяризацию творчества известного писателя, исследование его родословной, изучение истории этого края и в конечном итоге собственных корней. Дабы не стать «манкуртами», родства своего не помнящими. В связи с этим я решила исследовать родословную великого писателя с целью выявления его принадлежности к роду Утямышевых.
исслед работа Тат корни Чингиза Айтматова..docx
VIII научнопрактическая конференция школьников «Открытие»
Направление: литературное краеведение
Татарские корни писателя Чингиза Айтматова
Выполнил: Аптикаев Маркус
Ильнурович, ученик 9 класса В
МБОУ «СОШ №1 г.Азнакаево»
Руководитель:Рахманова Альфия
Миннахматовна, учитель русского
языка и литературы
Азнакаево 20172018
1 1. Введение
Давнишняя народная мудрость гласит: если отец твой умен, моли бога,
чтобы долго жили люди, знавшие его. Сказано не случайно. Сказано потому,
что память современников как бы продлевает срок жизни ушедшего от нас
человека. Именно через воспоминания живые пытаются «воспротивиться»
необратимой утрате. Воспоминания – наша боль и утверждение былого.
Ч.Айтматов. «К портрету художника»
Для исследовательской работы я выбрал тему «Татарские корни писателя
Чингиза Айтматова», так как этот материал представляет информационную
ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются
творчеством Чингиза Айтматова. В моей работе собраны и описаны различные
сведения о писателе, даны воспоминания о нём его современников.
Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный писатель.
Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить
сложные и героические моменты нашей истории. Он был широко признанным
писателем в мире. Сила его пронзительного слова и чувства была столь
велика, что объединяла многих людей вокруг него. О всемирном признании
произведений писателя в современной мировой литературе свидетельствуют
данные ЮНЕСКО: накануне XXIго века книги Айтматова были
опубликованы 830 раз в 168 странах количеством 67,2 миллиона экземпляров
на 165 языках мира! Согласно последним данным ЮНЕСКО, Ч. Айтматов
назван самым читаемым писателем в мире после В.Шекспира и Л. Толстого.
Произведения Ч. Айтматова рассказы, повести, романы, эссе, статьи
заставляют переживать, обдумывать, размышлять. Каким должен быть
настоящий человек, в чем его высшее предназначение, в чем смысл его жизни
2 вот те простые и вечные проблемы, которые волновали Айтматова и которые
продолжают бесконечно волновать и нас сегодня. Многие из его произведений
были экранизированы, по их мотивам поставлены драматические спектакли и
балеты. Труды Чингиза Айтматова написаны на простом языке, доступном
любому читателю, но при этом поднимаемые вопросы затрагивают
общечеловеческие ценности, они заставляют каждого задуматься о любви ко
всему живому, к природе, к человеку, а также о совести и справедливости.
Сегодня труды писателя актуальны как никогда, так как в них он
целеустремленно отвергал и осуждал историческое беспамятство.
Впервые Чингиз Айтматов побывал в Казани в 2000 году. Он был
приглашен на журналистский форум «Вся Россия2000». Именно тогда на
встрече с первым Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым Чингиз
Торекулович признался, что давно хотел побывать в Татарстане, потому что
это земля его предков. Родовые и духовные корни писателя тесно связаны с
Татарстаном. Его мать, Нагима Хазиевна Абдувалиева (Айтматова) была
дочерью татарского купца I гильдии Хамзы Абдувалиева. Само творчество
писателя было тесно связано с русской и татарской литературой,
определялось тем общим культурным полем, в рамках которого оформлялось
авторское сознание Чингиза Айтматова. Актуальность данной работы в том,
что знаменитый писатель Чингиз Айтматов является земляком моего учителя.
Данный факт повышает интерес к его литературному наследию и
происхождению. «Свято чти людей ты, в этот мир пришедших. Посещай
могилы в мир иной ушедших», гласит известная татарская мудрость в
переводе писателя Аяза Гилязева. И я, следуя ей, взялся за данную работу,
направленную на популяризацию творчества известного писателя,
исследование его родословной, изучение истории этого края и в конечном
итоге собственных корней. Дабы не стать «манкуртами», родства своего не
3 помнящими. В связи с этим я решили исследовать родословную великого
писателя с целью выявления его принадлежности к роду Утямышевых.
Задачи :
1.
Собрать информацию о жизни и творчестве Чингиза Айтматова.
2. Провести презентацию проекта в школе с целью популяризации жизни
и творчества великого писателя среди учащихся школы.
Результаты и выводы.
Результатом работы была подготовка презентации, и её защита на VIII научно
практической конференции школьников «Открытие». В процессе работы над
проектом получено глубокое удовлетворение от проделанной работы.
2. Основная часть.
АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ, киргизский и российский
писатель. Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер ныне Таласской
Его отец Торекул
области Киргизии в семье партийного работника.
Айтматов (1903—1938) был вначале крестьянским активистом, и затем
советским и партийным работником, видным государственным деятелем
Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 году расстрелян.
Нагима Хамзиевна Абдувалиева
Мать,
национальности,
была армейским политработником,
(1904—1971), татарка по
впоследствии
общественным деятелем. Чингиз, его братья и сёстры выросли в Шекере, куда
прибыли незадолго до ареста отца по его настоянию. Будущий писатель
воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с
национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском,
и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества
Айтматова. Чингиз, его братья и сёстры выросли в Караколе, в доме своего
деда, татарского купца 1й гильдии Хамзы Абдулвалиева. Мать – Нагима
Абдулвалиева, комсомольский работник. Чингизу пришлось столкнуться с
подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с
4 четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета (это было
время Отечественной войны, и взрослые мужчины были на фронте), решая
самые сложные вопросы жизни большого села. Окончив восемь классов, он
поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был
принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. После института
работал зоотехником, продолжая писать. В 1952 начал публиковать в
периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1956 приехал
учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали.
Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Литературный
Широкую
Киргизстан", корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии.
известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958).В 1960–
1980е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда
КПСС.С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года — Посольство
Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 —
Люксембурге
посол Киргизии в странах Бенилюкса — в Бельгии,
и Нидерландах. В 2006 году основал Международный благотворительный
фонд Чингиза Айтматова «Диалог без границ», президентом которого являлся
до конца жизни. В рамках фонда был разработан проект «Мир без границ», а
также программа развития и поддержки русского языка в странах бывшего
СССР. Лишь на последнем году жизни писателя встал вопрос о присуждении
ему Нобелевской премии, причём соискательный комитет создало Турецкое
правительство, так как Айтматов — «крупнейший, по их мнению,
тюркоязычный писатель современности».
Татарские корни Чингиза Айтматова
2.1«Байское происхождение».
Чингиз Айтматов родился в Киргизии, он наполовину татарин. Родиной
всех предков писателя по материнской линии была деревня Маскара
Кукморского района РТ. На сельских кладбищах до сих пор сохранились
5 могильные плиты праотцов, начиная с XVI в. А несколько лет назад в
школьном музее обнаружили родословную Айтматова, написанную арабской
вязью. На генеалогическом древе были данные о 200 представителях рода.
Хамза Абдувалиев дед Чингиза Айтматова (1889г.) прожил в Маскаре до 30
лет. По рассказу Розы Торекуловны, он родился около 1850 г., был купцом,
торговал тканями. Учился сначала и в медресе, и в русской школе. Был очень
образованным, читал и писал потатарски и порусски, знал арабскую
письменность. К 30 годам у него были хорошие торговые связи и приличное
состояние. Вслед за старшим братом, тоже купцом, он переехал в Киргизию,
где женился во второй раз. Бабушка писателя Газиза тоже была татаркой,
причём из знатной сибирской семьи. В браке родились 8 детей. Мама писателя
Нагима младшая из дочерей.
Братья Абдувалиевы жили в г. Каракол. Они купили грузовую баржу,
построили торговые ряды, похожие на петербургский Гостиный двор. Нагима
Айтматова вспоминала, что в семье всегда отмечали Уразу, Курбанбайрам и
Навруз. По мусульманским традициям половину двухэтажного купеческого
особняка считали девичьей. Хамза увлекался садоводством, вырастил
яблоневый сад.
Но советская власть отобрала у Хамзы всё дома, магазины, сады,
баржу, состояние. В двухэтажном особняке сделали школу, пришлось
переехать в домик на две комнаты возле сада и сдавать урожай властям.
Нагима хотела поступить в медтехникум, но её не взяли изза «байского
происхождения». Тогда она пошла на курсы стенографисток, поступила
работать в обком комсомола, где и познакомилась с Торекулом Айтматовым,
отцом писателя.
У Айтматовых было четверо детей. Чингиз первенец, а Роза младшая. В
1937 г., когда отца репрессировали, Чингизу было 9 лет. Он заменил брату и
сёстрам отца. Незадолго до ареста Торекул Айтматов отправил семью из
6 Москвы, где он был слушателем историкопартийного института Красной
профессуры, в глухую киргизскую деревню. Нагима думала, что мужа
осудили на 10 лет, ждала вестей. Перед нами встает легендарная женщина
мать 4х детей, усилиями которой, необыкновенной любовью к своим детям,
испытывая часто тяжелейшие удары судьбы, хронически больная, сумела дать
детям хорошее воспитание, образование, вывела их на международную арену.
В Республику Татарстан Чингиз Айтматов приезжал на юбилейные
мероприятия по случаю 1000летия со дня основания Казани. В 2006 году, во
время празднования 100летнего юбилея со дня рождения Мусы Джалиля,
директор Кукморского районного краеведческого музея Лябуда Давлетшина
перед Чингизом Айтматовым развертывает родословную Ишмана. Увидев
глубокие корни предков матери, он приходит в неописуемый восторг и
присылает в музей письмо: «Дорогие учредители музея Кукмара! Выражаю
вам искреннюю благодарность за информацию о создании родословной
Абдулвалеевых, моих предков по материнской линии. Для меня такая
чудесная весть была неожиданной и исторически великой для всего нашего
семейства Айтматовых, для моих предков. Вы установили нашу родословную
на кукморской земле. Теперь это место, эта деревня будет для нас святым
местом…»
В Татарстан писатель, имеющий татарские крови по линии матери,
прибыл для участия в съемках документального фильма «И дольше века
длится день», он должен был встретиться с родственниками и навестить
могилы предков. Чингиз Айтматов был доставлен в Германию 19 мая из
Казани, где он был госпитализирован с диагнозом «острая почечная
недостаточность». Скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого
города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко
мемориальном комплексе «АтаБейит» в пригороде Бишкека. Его последние
надежды остались на нашей земле…
7 2.2. Утямышевыкупеческая династия.
Происхождение старинной татарской торговой семьи Утямышевых
восходит к знаменитому роду Ишмана. Его сын Туктар перебрался на
постоянное жительство в деревню Маскара (ныне Кукморский район РТ),
которое считается родовым гнездом Утямышевых.Наиболее известным и
прославленным представителем династии является Габдулла
Габдулсалямович Утямышев, основавший в конце XIX века текстильную
мануфактуру и ставший малмыжским купцом первой гильдии.
Промышленную и коммерческую деятельность Габдуллы бая продолжил его
сын Муса. Сыновья М.Г Утямышева также занимались торговлей. Один из
внуков
с
Мухаметгариф Утямышев
Мусы
вместе
арскими купцами Г.М.Якуповым
М.А.Усмановым учредили
товарищество по вере «Казанская мануфактура Утямышева». Для реализации
и
своих планов промышленники построили в НовоТатарской слободе большую
бязекрасильную фабрику. А немного позднее там же организовали
мыловаренное производство.
Родословная знаменитого киргизского писателя восходит к роду Ишмана
из Кукморского района Татарстана. В школе села Маскара была обнаружена
родословная Ишмана. Представители этого рода построили в селе две
соборные мечети, первая из которых датируется 1791 годом. На кладбище
села Маскара также находятся 13 надгробий представителей рода Ишмана. В
этом же селе сохранился родовой дом Утямышевых – предков писателя.
Сейчас всем известно, что в жилах знаменитого писателя, произведения
которого стали классикой мировой литературы, политического деятеля,
чрезвычайного и полномочного посла Киргизии в Бельгии Чингиза Айтматова
текла и татарская кровь. А вот для жителей деревни Маскара Кукморского
района это секретом никогда не было. Ведь многие знают, что отец матери
8 Чингиза Нагимы – купец первой гильдии Хамза Габдельвалиев – уроженец
здешних мест.
Принадлежность Айтматова к татарскому народу, происхождение его
корней, которое дает нам право считать знаменитого писателя своим
земляком, могли быть позабытыми. Но 17 лет назад заведующая Кукморским
краеведческим музеем Лябуда Давлетшина установила принадлежность
Чингиза Айтматова к родословному древу Ишмана.
2.3 Наследие
Когда собирали материалы об Айтматове, Утямышевых и Ишмане, нам
пришлось читать материалы о деревни Маскара. Много читали о писателе и
узнавали для себя чтото новое и интересное. В настоящее время в Маскаре
есть три кладбища. Старейшим из них считается то, где покоятся
представители рода Ишмана. На кладбище есть 32 старинных надгробия. Под
23 из них покоятся представители рода Утямышевых. Это установили ученые
Ирек Хадиев и Раиф Марданов во время экспедиций на кладбища
Кукморского района. Значит, здесь же должны покоиться и предки Чингиза
Айтматова. По словам ЛябудыДавлетшиной, еще под многими другими
надгробиями могут покоиться представители этого рода. С высоты холма, на
котором расположено кладбище, деревня Маскара видна как на ладони. В
позапрошлом веке у населенного пункта было и второе, не менее популярное
наименование – Ишман иле, то есть «край Ишмана».
Утямышевы слыли щедрыми благотворителями. Благодаря им, в деревне
были возведены две Соборные мечети, которые сохранились до наших дней. В
1791 году на средства Габдуллы Утямышева была построена первая Соборная
мечеть, вторую Соборную мечеть заложили в 1872 году. Есть в Маскаре еще
один замечательный исторический и архитектурный памятник дом
Утямышевых, расположенный в центре обширной усадьбы. В наши дни в этом
здании расположилась местная коррекционная школаинтернат, здание второй
9 Соборной мечети служит клубом. А в первой Соборной мечети уже какой год
идет реконструкция. В будущем планируют вернуть ей первоначальную роль –
использовать как мечеть.
2.4 На земле Ишмана.
Деревня Маскара известна своими купцами и просветителями.
Возможно, именно от своего деда по материнской линии Хамзы, дальних
родственников Утямышевых, предка Ишмана Чингиз Айтматов и унаследовал
свою природную стать, ум, интеллигентность. Ведь личностные качества,
способности человека во многом определяются его генами.
К
сожалению, от построенной Утямышевыми медресе до наших дней
сохранился лишь фундамент. А вот другие принадлежавшие им дома и
магазины попрежнему в строю. Место, где раньше располагался дом деда
Чингиза Айтматова Хамзы, сейчас здесь живут Хакимовы. Прежде посреди
участка были впадины. Возможно, там и был дом Хамзы. Здесь же был
большой яблоневый сад, пруд. Кого ни спроси в деревне, каждый гордится
тем, что писатель Чингиз Айтматов корнями восходит к Маскаре.
Чингиз Айтматов – предмет особой гордости татарского народа. В
Республике Татарстан считают Чингиза Айтматова сыном двух братских
народов – киргизского и татарского. Ч.Айтматов внёс неоценимый вклад в
развитие мировой и национальной литературы, в укрепление дружбы между
народами. На произведениях писателя выросло и воспитывалось не одно
поколение. Через творчество великих писателей мир познакомился с
духовным миром киргизского и татарского народов, их богатым культурным
наследием.
Заключение
В ходе изучения литературы я выяснил основные факты, которые
подтверждают мои мысли. Я узнал родословную писателя, его татарское
10 В ходе изучения специальной литературы, проведения
происхождение.
наблюдений я выяснил принадлежность великого писателя Чингиза
Айтматова к татарскому роду Утямышевых.
Проведенные мною наблюдения помогли убедиться в правильности
выдвинутой гипотезы о принадлежности Чингиза Айтматова к татарскому
представители которого жили в селе Маскара
роду Утямышевых,
Кукморского района. Практическая значимость данной работы заключается
в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и
учителями для проведения занятий по краеведению, а также написания
творческих работ о родном крае.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная
цель достигнута.
Список используемой литературы:
1.Айтматов Ч. Рекомендуемый библиографический указатель / О.
Сухомлинова, А Акматалиев. Фрунзе: Гос. бибка Кирг. СССР, 1988.308 с.
2. Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью / Ч. Айтматов. М.:
Новости, 1988.365 с.
3. Акматалиев А. Чингиз Айтматов: Жизнь и творчество: Краткий очерк / А
Акматалиев. Бишкек: Мектеп, 1991. 239 с.
4. Арутюнов Я Повести Ч. Айтматова / Я Арупонов // Литература в школе.
1973.№ 2.С. 8082.
11 5. Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыт прозы 6080х гг. / А.
Бочаров. М: Художественная литература, 1988. 383 с.
6. Бирипюн В. За все на земле есть и должен быть спрос / В. Бирюлин // Волга.
1982.№3.С. 130134.
7. Бобулов К. Творческий пул, Ч. Айтматова / К Бобулов // Критика и
литературный процесс. Фрунзе: Кыргызстан, 1976.С. 176209.
41. Богданов А. Правда материальная и правда народная / А Богданов //
Дружба народов. 1963. —№ 10.С. 114118.
8. Гельфанд Р. Новаторство романа Ч. Айтматова «И дольше века длится
день» / Р. Гельфанд // Проблемы типологии литературного процесса Пермь,
1983.С. 160163.
Содержание
1.Введение …………………………………………………………23 стр
2.Основная часть.
Татарские корни писателя Чингиза Айтматова…………………4 стр
g 2.1. «Байское происхождение»…………………………………5стр
g 2.2. Утямышевыкупеческая династия………………………..7стр
g 2.3. Наследие…………………………………………………….8стр
g 2.4. На земле Ишмана…………………………………………...9стр
Заключение………………………………………………………..10стр
Список литературы……………………………………………….11стр
12 Приложения…………………………………………………….....12стр
13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.