Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)
Оценка 4.7

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература
11 кл
20.01.2017
Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)
Цель: изучить дилогию П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», «На горах» и выявить её влияние на творчество художника М.В.Нестерова Актуальность работы определяется стремлением современного общества к возрождению русской национальной культуры, что невозможно без тщательного изучения творчества таких писателей, как П.И. Мельников и творчества таких художников, как М.В.Нестеров в золотом фонде русской национальной культуры. Объект исследования: творчество писателя П.И.Мельникова-Печерского Предмет исследования: романы «В лесах», «На горах», картины «За Волгой» и «На горах» М.В.Нестерова Гипотеза: история – связующая нить между прошлым и будущим.
Исслеователькая_по_картине.doc
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Исследовательская работа по литературе «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова) г. Астрахань Цель: изучить дилогию П.И. Мельникова­Печерского «В лесах», «На горах» и выявить её  влияние на творчество художника М.В.Нестерова Актуальность    работы   определяется   стремлением   современного   общества   к возрождению русской национальной культуры, что невозможно без тщательного изучения творчества таких писателей, как П.И. Мельников и творчества таких художников,   как   М.В.Нестеров   в   золотом   фонде   русской   национальной культуры.  Объект исследования: творчество писателя П.И.Мельникова­Печерского  Предмет исследования: романы «В лесах», «На горах», картины «За Волгой» и «На горах» М.В.Нестерова   Гипотеза: история – связующая нить между прошлым и будущим. Раскольников скиты заповедные,  Патриархальность мирных их семей,  Обряды их; вдоль Волги вековые  Леса и ширь синеющих степей,  Затворниц юных песни хоровые  И их любовь в тиши монастырей…  А. Измайлов.  1.Введение Встречи   с   произведениями   подлинного   искусства   никогда   не   бывают скоропреходящими: рассказ, повесть, роман, поэма, лирическое стихотворение — словом, все, что написано настоящим художником, поначалу приковывает наше   внимание   своей   жизненной   непосредственностью:   вымышленные   герои живут в нашем воображении, мы судим об их поступках и мыслях, грустим и радуемся,   сочувствуем   и   негодуем.   Но   вот   перевернута   последняя   страница книги, мы возвращаемся к повседневным нашим делам и заботам; но люди и события,   о   которых   мы   узнали   при   чтении,   не   перестают   волновать   нас. Вспоминать   о  полюбившихся   образах  —  это  едва   ли   не  самое  прекрасное   в нашем общении с миром литературы. И не только потому, что тут мы заново переживаем   первые   впечатления;   с   этими   воспоминаниями   наступает   черед неторопливых раздумий обо всем, что образует коренные основы нашего бытия в мире   —   о   смысле   и   тайнах   человеческих   отношений,   о   бесконечном многообразии жизни, о вечном ее обновлении, о силе зла, о неисчерпаемости и нетленности прекрасного на земле... При этом рано или поздно, так или иначе, но неизбежно возникает мысль о писателе, который своим искусством возвысил наши чувства и обогатил наш разум.  2.Очерк жизни и творчества П.И. Мельникова Вклад   П.И.   Мельникова   (А.   Печерского)   в   русскую   литературу значителен.  Не   много  найдется   писателей,   которые   до   конца   дней   своих сохраняли такую тесную связь с провинцией и служили делу изучения народной жизни и народного языка. Созданные им произведения сыграли важную роль в литературе XIX века и до настоящего времени сохраняют как литературную, так и историческую значимость.  Павел   Иванович   Мельников   родился   25   октября   1818   года   (старого стиля)   в   Нижнем   Новгороде   в   семье   офицера   местного   гарнизона   Ивана Ивановича Мельникова (1788­1837). Отец писателя принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Род Мельникова возник, по преданию, на Дону; Мельников гордился “чисто русской кровью” и знал предков “до времен запорожской вольницы” [Шешунова, 1994, c. 578].  Первые шаги в изучении “раскола”, как очень важного и своеобразного явления русской жизни, в значительной степени облегчались для Мельникова тем, что он многое в нравах и обычаях старообрядцев знал еще с детских лет. Но по мере овладения материалом он все больше и больше убеждался, что одного знания быта явно недостаточно. Больше того, сам этот быт не мог быть осмыслен без знания истории возникновения и развития “раскола”, без понимания того, какое место в общественной и политической жизни России занимает старообрядчество в   целом.   Все   эти   вопросы   в   то   время   были   еще   мало   освещены,   а   то   и преднамеренно   затемнены   и   фальсифицированы   официальными   историками православной   церкви.   Старообрядцы   избегали   обращаться   к   помощи   врачей, даже в первой половине XIX века они считали картошку чертовым яблоком, им запрещено   было   пить   чай   и   т.  п.   ,  но   и   от   всего,   в   чем   выражалась   поэзия народной   жизни:   “мирские”   песни,   хороводы   и   пляски   почитались   в старообрядческой среде за великий грех. Старообрядчество как общественное явление — это воплощенный застой — таков был для Мельникова главный итог его исследований и разысканий.  Потеряв должность чиновника , Мельников вынужден был кормить семью  литературным трудом и в 1868 начал по материалам “Заузольцев” повесть “За  Волгой” (“Русский вестник”, № 6, 7, 10, 12), которую переделал в роман “В  лесах” (“Русский вестник”, 1871—75, отдельное издание — М., 1875;  посвященное Александру III). С этого времени писатель печатался только в  “Русском вестнике”, хотя его переманивали в другие журналы. Под статьей  “Концерты на Нижегородском театре” (1850, № 17) впервые появился  придуманный В. И. Далем псевдоним “Печерский”, так как Павел Иванович жил  на Печерской улице.  Роман имел у читателей большой успех. Мельников писал жене: “Меня честят,   как   лучшего   современного   писателя,   и,   что   всего   удивительнее, разные   фрейлины   восхищаются   моими   сиволапыми   мужиками   и раскольничьими   монахинями...   Даже   в  нигилистических   лагерях   про   меня толкуют” — признают “в политическом отношении за неблагонадежного, даже нечестного (это высокая похвала из их уст), но в отношении искусства первостепенным талантом” [Шешунова,  1994, с. 581].  Министр народного просвещения предложил, дабы предотвратить упадок русского языка, учить ему детей   по   романам   Мельникова.   После   празднования   в   1874   году   35­летнего литературного юбилея писатель пережил апогей славы.  Известно даже, что дилогия “В лесах” и “На горах” — итог и вершина литературной   деятельности   Мельникова.   Объектом   художественного изображения   в   романах   выступает   семейно­бытовой   уклад   родных   мест Мельникова; столь полное отражение быта, нравов, экономического состояния, истории   и   этнографии   края   позволило   критике   назвать   дилогию   эпопеей (“Московские ведомости”, 1883) Построение романов лишено композиционного единства: каждый из них объединяет группу сюжетов, связанных не только общими героями и сюжетными линиями, но прежде всего — образом рассказчика. Повествование ведется от лица   наивного   сказителя   Андрея   Печерского,   автор   корректирует повествователя   постраничными   примечаниями.   Использованный   в   дилогии богатый фольклорный материал — лирические и исторические песни, легенды и сказки,   предания,   былички,   пословицы   и   поговорки,   величания   и   плачи   — исключительно  функционален:   с   его   помощью   автор   передает   внутреннее состояние   персонажей   (что   стимулирует   развитие   сюжета),   верность   народа национальным традициям и неприятие нововведений.  3.История создания дилогии Первым глубокое и всестороннее освещение темы раскола в литературе дал П.  И. Мельников. “В  лесах” не просто  повествование  о  жизни  скитов  и связанного с ними купечества. Действие романа протекает в особой атмосфере, которая   ведома   была   очень   немногим,   ибо   все   дела   в   скитах   вершились “келейно”, втайне от чужого глаза, хотя идеология и влияние старообрядческих общин распространялась от западных границ России до восточных.  Спасаясь   от   преследования   властей,   раскольники   бежали   в   леса Поволжья,   в   Сибирь,   на   Север   и   образовывали   там   свои   изолированные поселения­общины.  Мельников начал писать “В лесах”, переполненный богатейшим запасом впечатлений. Он хотел рассказать о столь многом, что в рамках одного, хотя и весьма   объемистого  романа,   это   оказалось   невозможно.   Понадобилось   еще больше   тысячи   печатных   страниц,   чтобы   довести   до   конца   повествование   о судьбах уже известных читателю героев и связанных с ними новых персонажей. Сам автор указывал на теснейшее “родство” “В лесах” с романом “На горах”. “Некоторые   из   действующих   лиц   “В   лесах”   остаются   и   “На   горах”. Переменяется   только   местность:   с   левого   лугового,   лесного   берега   Волги   я перехожу на правый, нагорный, малолесный”,— сообщал он в одном из писем [Мещеряков, 1977, с. 10].  4.Основные герои романов “В лесах” и “На горах” П. И. Мельникова Сюжетной     линией   основой   эпопеи   Мельникова­Печерского   стали, главным   образом,   истории   двух   семейств:   Патапа   Максимыча   Чапурина (составляющая роман “В лесах” и заканчивающаяся во второй части) и Марко Данилыча Смолокурова (история жизни его семьи описана в романе “На горах”, но впервые читатель знакомится с ним и с его дочерью еще в первой части). В неспешное   течение   этих   историй   вплетаются   судьбы   других   героев,   почти каждый из которых вводится в роман в контексте своей семейной истории, ее взлетов   и   падений,   радостных   и   тяжелых   времен.   Так,   в   эпопее   (кроме Чапуриных   и   Смолокуровых)   прослеживаются   семейные   судьбы   Заплатиных, Колышкиных, Лохматых, Залетовых, Дорониных, Масляниковых, Меркуловых и другие.  Если романы Мельникова называют энциклопедией народной жизни, то его герои – страницы этой энциклопедии. Все они проходят в повествовании всякого   рода   испытания:   любовь,   богатство,   слава,   …   гибель   близких   … Важным является то, насколько эти герои, пережив все перипетии, остаются верными   нравственным   законам.   Тем   самым   автор   подчеркивает,   что   судьбу человека определяет не наличие власти и не количество денег, ее определяет Бог, который судит по степени соблюдения тех нравственных ценностей, что являются   основополагающими   в   жизни   человека.   Поэтому   в   конце   романа каждому воздается по делам своим.  Нельзя не отметить и   мастерство Мельникова­пейзажиста   . Картины русской природы и колоритные жанровые сцены переданы Мельниковым в слове так   же   впечатляюще,   как   Б.   М.   Кустодиевым   в   живописи.   В   своем   романе писатель словно предвосхитил сюжеты и краски таких ярко нарядных полотен художника, как “Ярмарка”, “Праздник в деревне”, “Сцена у окна”, “Купчиха на прогулке” и многих других.  Кустодиевские   картины   невольно   всплывают   в   памяти,   когда читаешь   у   Мельникова:   “Вырезался   из­за   черной,   как   бы   ощетинившейся лесной окраины золотистый луч солнышка и облил ярким светом, как снег, белое   платье   красавицы   и   заиграл   переливчатыми   цветами   на   синем кафтане и шелковой алой рубахе Алексея”. Вот появляется Настя “в алом тафтяном   сарафане,   с   пышными   белоснежными   тонкими   рукавами   и   в широком   белом   переднике,   в   ярко­зеленом   левантиновом   платочке” [Мельников, 1993, т. 1, с. 35].   На время работы Мельникова­Печерского над эпопеей и ее публикации в истории русской литературы приходятся знаменательные события: появляются “Анна   Каренина”   Л.   Н.   Толстого,   “Подросток”,   а   чуть   позже   “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского, “Господа Головлевы”  В   постановке   основных   социальных   вопросов   времени   (именно   они   в первую очередь изучались советским литературоведением) писатель, возможно, и не был первооткрывателем, так как действительно до него было сказано о “темных”   сторонах   жизни   и   предпринимательства   купцов,   о   разделении общества   на   бедных   и   богатых,   о   новых,   пришедших   с   капиталистическим укладом   жизни   деловых   отношениях.   Он   лишь   преломил   проблему   сквозь призму   своеобразного   этнографического   материала.   Но   безусловно,   что   в изображении и осмыслении уклада семейной жизни, происходящих в этой сфере изменений   Мельников­Печерский   шел   в   ногу   со   временем,   был   на магистральном   пути   развития   русской   литературы   и   раскрыл   эту   проблему одновременно с ведущими писателями эпохи, однако по­своему, верно поняв закономерные проявления современной ему эпохи.  Дилогия “В лесах” и “На горах” является своеобразной энциклопедией жизни Заволжья второй половины XIX. Создание романов потребовало от автора многолетней   работы   по   исследованию   раскола,   изучению   народной   речи, фольклорных   традиций.   Умение   П.   И.   Мельникова   облечь   результаты   этой работы   в   рамки   художественного   произведения   и   является   определяющим   в отношении особенностей языка дилогии.  5.Выразительные средства языка Эпопея П. И. Мельникова­Печерского “В лесах” и “На горах” написана своеобразным языком, благодаря которому большой по объему текст читается на   едином   дыхании,   свободно   и   легко.   Читатель   извлекает   из   романа   массу любопытнейших фактически достоверных знаний. Мы знакомимся с историей и обрядностью   раскола,   народными   обычаями   и   поверьями,   узнаем,   какие промыслы были тогда развиты в различных селах, как говорили в Заволжье, чем заполняли досуг...  Текст художника в этом лирическом отступлении насыщен  внутренними рифмами, аллитерациями   :   гром гремучий ,огни горят горючие; котлы кипят кипучие.   Часто автор, как в народных произведениях,   ставит эпитет после слова,   к   которому   он   относится;     также   как   “Со   восточной   со   сторонушки подымались ветры буйные, расходились тучи черные…” [Мельников, 1993, т.1, с. 423].  При   создании   персонажей   автор   смело   пользуется   народно­ поэтическими средствами изображения  . Он создает почти лубочные по яркости и чистоте красок портреты героев. Исследователи отмечали, что образы Насти Чапуриной   и   Алексея   Лохматого   ­   это   традиционные   фольклорные   типы доброго молодца и красной девицы. Настя “кругла да бела, как мытая репка, алый цвет по лицу расстилается; толстые, ровно шелковые, косы лежат ниже пояса...” [Мельников, 1993, т. 1, с. 85].  Алексей Лохматый “красавец был из себя. Роста чуть не в косую сажень, (...)   здоровый,   белолицый,   румянец   во   всю   щеку   так   и   горит,   а   кудрявые, темнорусые   волосы   так   и   вьются”   [Мельников,   1993,   т.   1,   с.   31].   Автор   и наряжает   своих   героев   в   соответствии   с   народными   вкусами:   Настя   то   в голубом,   то   в   алом   сарафане   с   пышными   белыми   рукавами;   у   Алексея Лохматого для праздников хранится синяя суконная сибирка и плисовые штаны [Мельников, 1993, т. 1, с. 138].  Знание народного языка ощущается в обилии народных фразеологизмов (“делом   не   волоча”,   “семибатькин   сын”,   “всё   на   вон­тараты”   и   пр.), синонимичных словосочетаний   (“глядел на нее божий мир светло­радостно”; “мглою­мороком кроется небо ясное”),  тавтологических оборотов речи  (“цветы не   цветно   цветут”,   “не   светло   светит   солнце   яркое”).   Писатель   широко пользуется  отрицательными сравнениями, постоянными эпитетами, сочетанием архаической   лексики   с   просторечием     (“Возрадовалась   бы   я,   во   гробу   его видючи в белом саване”). В характеристике представителей разных социальных групп писатель не только с документальной точностью передает лексические оттенки,   но   и   его   собственная   авторская   речь   сохраняет   соответствующие особенности: муж Акулины “велел ей идти, куда шла, и зря не соваться, куда не спрашивают” [Мельников, 1993,  т. 2,  с. 85].  В  этих  словах   звучит  сердитый окрик,   хотя   сказаны   они   самим   писателем.   Состояние   огорченного   Алексея автор передает его же языком: “В глазах у него зелень ходенем ходила, ровно угорел” [Мельников, 1993, т. 1, с. 370].  Все то, что описывал он, уже отошло в историю. Уже нет скитов на том месте,  где они стояли и где высились раскольнические часовни с восьмиконечными  крестами и стояли тихие кельи скитниц. Все это уже стоит в перспективе  истории, все это “миновало”. Но Мельников жив и красочен, интересен и  поэтичен, и назвать его имя – значит, проникнуться обаянием красивой русской  старины, вспомнить умерший быт русского купечества. Немногие из писателей  сохраняют в истории такой цельный и своеобразный облик.  6.Биография Михаила Васильевича Нестерова Михаил   Нестеров   родился 19 мая 1862   года в Уфе в   интеллигентной купеческой семье с религиозно­патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного купеческого рода Ростовцевых. Отец, Василий Иванович Нестеров (1818−1904), человек прямого и   независимого   характера,   очень   почитаемый   в   своём   городе,   занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он   не   был   купцом,   торговля   не   очень   его   увлекала,   больше   интересовался историей   и   литературой,   любил   читать   книги.   К   художественному   таланту своего   сына   проявлял   живой   тёплый   интерес,   пристальное   внимание   и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни. 7.История создания картин Картина   «За   Волгой»,   созданная   в   1905   году,   —   это   философское бытописание: здесь не только две судьбы, не сложившиеся в одну, но и два взгляда на новый, пришедший с новым веком мир. Картина была приобретена у самого   художника   П.   М.   Догадиным,   коллекционером   и   основателем Астраханской картинной галереи, который в 1918 году передал своё собрание в дар родному городу. Известно, что в 1907 году картина «За Волгой» участвовала в выставке русских пейзажей в Санкт­Петербурге, в 1914 — в Москве экспонировалась на благотворительной выставке под названием «Художники — товарищам воинам». Уже находясь в Астрахани, в 1962 году полотно вновь «посетило» столицу, а в октябре —  декабре 2006  года   его   увидели   китайские   любители   искусства   в художественных   музеях   Ханоя,   Шанхая,   Гуань­Чжоу,   Пекина   в   составе государственной выставки «Русская пейзажная живопись» в рамках Года России в Китае. Сотрудники Государственного Русского музея выразили благодарность Астраханской   государственной   картинной   галерее   им.   П.   М.   Догадина   за участие в выставке «Михаил Нестеров. К 150­летию художника» и передали альманах, изданный к юбилею мастера. В   своё   время   на   Нестерова   очень   сильное   впечатление   произвели романы   Мельникова­Печерского   («В   лесах»,   «На   горах»   и   другие), посвящённые   жизни   заволжских   старообрядцев.   С   этим   увлечением творчеством   мастера­бытописателя   связан   цикл   картин,   главной   темой которых   является   горестная   судьба  русской   женщины.   Первой  картиной цикла   стала   работа   «На   горах»   (1896).   За   ней   последовали   «За   Волгой», «Великий   постриг»   (1897−1898),   «На   Волге»   (1905),   «Думы»   (1901), «Усталые»,   «Лето»,   «Одинокие»,   «Две   сестры».   Всех   их   насквозь пронизывает чисто­русская «любовь­жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого   скита  . начало Картина опять носит мельниковское название «За Волгой». Для нее Нестеров счел нужным заново напитаться впечатлениями Средней   Волги.   «Прожил   две   недели   в   Васильсурске,   –   пишет   он   в воспоминаниях, – где в то время были очень патриархальные нравы». Написав несколько этюдов для картины «За Волгой», художник уехал в Уфу, но скоро опять очутился на Волге, у «старого Макария», против Исад. Здесь было еще глуше, веяло стариною. «Пишу этюд нагорной стороны Волги. Чувствую себя отлично. Готов фон для «За Волгой». 8.Описание картин 8.1.«За Волгой»        На картине «За Волгой» – опять, как «На горах», – высокий берег Волги, опять широкий простор могучей реки. Но уже не лирический монолог звучит с картины, а драматический диалог: женщина с гор сидит, задумавшись над пучком цветов, а красивый молодец в щегольской поддевке, в картузе, в шелковой рубахе с надменным равнодушием смотрит на волжский окоем только для того, чтобы не смотреть на женщину, замолкшую у его ног в немом горьком укоре. Он все взял от нее, и она больше ему не нужна. Эта сцена размолвки, предсказывающая роковой перелом в судьбе женщины. И Нестеров весь тут на стороне   женщины.   Его   щегольской   «молодец»,   чем­то,   несомненно, напоминающий Алексея Лохматого из «В лесах», красив, статен, строен. Это единственная   на   картинах   Нестерова   мужская   фигура   в   поре   физического цветения,   но   художник   явно   враждует   с   этим   щеголеватым   красавцем:   его самодовольной, вызывающей  мужескости художник противопоставляет  тихую прекрасную женственность поникшей нижегородки. Художник так поставил на картине   фигуру  лихого   щеголя  в  поддевке,  чтобы  зритель  понял,  что  этому красавцу   мужчине   никогда   не   почувствовать   ни   прекрасной   широты окружающей   природы,   ни   красоты   глубокой   женской   души,   напрасно одаряющей его любовью и преданностью. 8.2.«На Горах» "Связь пейзажа с фигурой... одна мысль в том и другом, способствует цельности  настроения". Именно эта цельность, присущая всем трем работам, гармония  действия и среды, в которой это действие происходит, снимает с картины­сюиты налет прямой повествовательности, заставляет воспринимать их не как  прозаические произведения, несмотря на явно выступающую в них фабулу, а как лирические стихотворения.  На картине «На Горах» высокий берег Волги, широкий простор неизменные   составляющие   нестеровского   пейзажа,   повторяющихся   в бесконечных вариациях на его картинах — это тонкие белостволые  берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины,   вербы   с   мохнатыми,   бархатисто­серыми   серёжками,   еле   заметные цветки,   бесконечные   просторы,   открывающиеся   с   холмистых   берегов   реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа — одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героини,  сопереживает   ее  судьбе.  В  ней   художник   хотел   показать   страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности.   Своеобразным   эквивалентом   внутреннего   мира   девушки, написанной с Ю. Н. Урусман, стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким   раздольем.   Такой   выбор   художника   имел   и   другую   сторону, историческую:   сюда,   за   Волгу,   в   Предуралье,   веками   бежали   старообрядцы, спасаясь   от   гонений   со   стороны   государства   и   официальной   Церкви.   Здесь, согласно   замыслу   Нестерова,   должны   были   развернуться   события   остальных частей драмы. 9.Костюмы Под влиянием романов Мельникова­Печерского, посвященных заволжским  старообрядцам, Нестеров решил, по его собственным словам, «написать  красками роман, роман в картинах…». Художник написал три из пяти  задуманных «глав» романа — картины «На горах» (1896), «Великий постриг»  (1897­1898) и «На Волге» (1905). Рядом с картинами выставлены народные костюмы из музейных фондов. Многие из них показываются впервые. Причем костюмы почти точные копии тех, в  которые одеты нестеровские девушки. Это создает иллюзию, будто картина  ожила, и изображенные на полотне пленительные, красивые женщины сошли в  зал — к нам. Я обратила внимание, что у всех у них не только голова, но и шея, грудь  закрыты платками. Причем платки не завязаны под подбородком узлом, а  заколоты булавкой. Вот что рассказала вашему корреспонденту Надежда  Крестовская, сотрудник отдела народного и декоративно­прикладного  искусства Русского музея. — Надежда Олеговна, что это за платки? — Вы видите на картинах и на наших манекенах старообрядческие платки второй половины XIX века. Некоторые такие платки поступили к нам из Музея  истории религии. — А эти необычайной красоты сарафаны тоже оттуда? — Один из сарафанов, который показывается на выставке, поступил в музей не  так давно, в 1972 году, из частной коллекции знаменитого собирателя  древнерусских рукописей, который был связан со старообрядцами. Другой  попал к нам из Кустарного музея, существовавшего в XIX веке. Многие вещи я  сама привозила из экспедиций в русские деревни в 70­80­е годы. — Реставрировались ли эти костюмы? — Один из сарафанов — синий, из Архангельской области — никогда не  стирался. Когда мы принесли его к реставраторам, от него исходил запах  ладана, а на ткани можно было рассмотреть следы от расплавившегося воска. В  сарафане молились, выстаивали службы. Сарафан, закапанный воском, был  такой страшный, что мы не планировали его показывать. А перед выставкой  Нестерова спохватились, принесли к реставраторам и попросили постирать. А те пощупали ткань и сказали: «Э, нет, эта вещь вообще никогда не стиралась. Если  мы сейчас постираем, ткань повиснет, как тряпка, лента поползет — все  развалится». Они приводили его в порядок с помощью особенной чистки, он  после этого стал держать форму. Все сшито руками, только маленькая  отделочная строчка сделана на машинке. 10.Практическая часть К   сожалению,    произведениям   писателя     не   уделяется   должного внимания   ни   в   школьных,   ни   в   вузовских   курсах   литературы.   Я   же познакомилась   с   этим   писателем   после   посещения   картинной   галереи,   где увидела   картину   Нестерова   «За   Волгой»   и   заинтересовалась   историей   ее создания, она была создана на основе произведений Мельникова­Печерского.  В   ходе   исследования   мне   стало   интересно,   знают   ли   ученики   нашей школы что­нибудь о старообрядцах, и слышали ли они когда­нибудь о таком писателе, как П.И. Мельников. Заключение Исключительно важно и многообразно влияние искусства как  важнейшего отношения к действительности на человека. Оно прежде всего  выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует  развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.  Дилогия “В лесах” и “На горах” является своеобразной энциклопедией  жизни Заволжья второй половины XIX. Создание романов потребовало от автора многолетней работы по исследованию раскола, изучению народной речи,  фольклорных традиций. Умение П. И. Мельникова облечь результаты этой  работы в рамки художественного произведения и является определяющим в  отношении особенностей языка дилогии.  Искусство, в особенности живопись, музыка и литература, является могучим средством   духовного   возвышения   человека.   Благодаря   искусству,   человек переживает века, историю разных стран и эпох. Искусство оказывает влияние на глубинные   сферы   человеческой   психики.   Недаром   Э.   Хемингуэй   сравнивал искусство с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека. Приложение Приложение№1 Портрет П.И Мельникова­Печерского Портрет М.В. Нестерова Приложение№2 Приложение№3 Картина «За Волгой» Приложение№3 Картина «На Горах» Приложение№4 Эскиз головы девушки Костюмы нестеровских девушек Содержание работы 1. Введение ---------------------------------------------------------------------- стр. 1-2 2. Основная часть ------------------------------------------------------- стр. 3-16 2.1 Тайны древнего ремесла ----------------------------------------- стр. 3-4 3. Кузнец в мифологии, религии, фольклоре и литературе ---------- стр.5-8 3.1 Небесные покровители------------------------------------------ стр. 5 - 6 3.2 Имя Каина ------------------------------------------------------------- стр. 7 3.3 « Кузьминки» ---------------------------------------------------------- стр. 7 3.4 Каждый кузнец своего счастья ----------------------------------- стр. 8 3.5 Колдовство ------------------------------------------------------------ стр. 9 4. Покровители брака ----------------------------------------------------------------- стр.10 5. На счастье ------------------------------------------------------------------------------- стр.11 6. Кузнечные изделия в архитектуре ---------------------------------------------- стр. 12 7. Социологический опрос ----------------------------------------------------------стр. 13-14 8. Слово о кузнецах -------------------------------------------------------------------- стр. 15 9. Интересные факты ------------------------------------------------------------------- стр. 16 10. Вывод------------------------------------------------------------------------------------- стр. 17 4. Список литературы и интернет ресурсов -------------------------------- стр. 18 ---------------------------------------------------------------------- Приложение

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)

Исследовательская работа. Тема «Роман в картинах» (по творчеству П.И.Мельникова и М.В.Нестерова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017