Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
3 кл
10.04.2017
Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"
В ходе работы решены следующие задачи: изучены научные литературные источники для изучения цвета и его характеристик; изучен приоритетный цвет у людей разного возраста; получено представление о влиянии основных цветов на поведение и работоспособность школьников. В работе кратко рассказывается об истории цвета. Проведен эксперимент по созданию спектра. Выясняется, какой же цвет воспринимает ребенок первым. В исследовании рассматриваются причины цветовых предпочтений. Через материалы анкетирования учащихся и родителей сделан вывод о том, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определенного цвета. Изучено влияние основных цветов на работоспособность и поведение учащихся методом эксперимента, наблюдения, опроса. Во время проведения исследования было выявлено, что цвета оказывают влияние на поведение, настроение и работоспособность людей. Авторы пришли к следующим выводам: каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно влияет на состояние ученика, на поведение, самочувствие и работоспособность
Исследовательская работа Цвет в жизни человека.docx
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Орши» Цвет в жизни человека                                              Выполнили:                                                                         Говенько Ульяна Андреевна Шайкова Анастасия Витальевна                                                                               учащиеся 3 «Г» класса                                                          Руководитель: Самоцветова Вера Борисовна                           учитель начальных классов г. Орша, 2016 г ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………  с. 3  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1.        Природа и разнообразие цвета  1.1. История цвета    ..................................................................................с.4 1.2. Основные характеристики цвета и его классификация …………. с.4 ­ 5 ГЛАВА 2       Что выражают цвета и как они на нас воздействуют 2. 1. Цветовые предпочтения …………………………………………… с.6 ­ 7 2.2. Влияние цвета на поведение и настроение людей …………………с.8   2.3. Влияние цвета на работоспособность……………………………….с.9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………с.10 Список литературы………………………………………………………...с.11 ПРИЛОЖЕНИЯ   …………………………………………………………...с.12   ­ 24 2 ВВЕДЕНИЕ Цвета сопровождают человека повсюду. Приобретаете ли вы  машину или новое платье, делаете покупки или обустраиваете квартиру, рассматриваете фотографии или переходите дорогу ­ вы неизменно имеете дело с цветом. Вспомните,   как   поднимается   настроение,   когда   в   пасмурный   день появляется   солнышко   и   сколько   радости   нам   дарит   первая,   ярко­зелёная, весенняя травка.  При этом реакция человека на цвет главным образом неосознанно и нам бывает трудно выразить ее в словах.   Содержание   данного   материала   нас   заинтересовало   и   мы   решили провести исследование по теме «Значение цвета в жизни человека».  Так●  в чем значение цвета в нашей жизни? Из   нашего   исследования   вы   узнаете,   почему   люди   выбирают  изучить приоритетный цвет у людей разного возраста определенные цвета и как можно использовать цвет в своей жизни. Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета   в   жизни   каждого   человека   необходимо,   так   как   цвет   оказывает воздействие   на   настроение,   на   чувства,   мысли   и,   в   целом,   на   здоровье человека. Цель исследования: изучить влияние цвета на поведение человека Задачи исследования:  ● изучить   научные   литературные   источники   для   изучения   цвета   и   его характеристик ● ●  получить   представление   о   влиянии   основных   цветов   на   поведение   и работоспособность школьников Объект исследования – эмоциональное состояние, настроение человека Предмет исследования: влияние цвета на настроение Мы предположили(гипотеза):  ●   каждый возрастной уровень имеет предпочтение    ●      цвет оказывает влияние на поведение, настроение     и работоспособность людей. Методы исследования: Изучение литературы Наблюдение Анкетирование     определённого цвета; 3 Беседы с учащимися и взрослыми Источники информации: Энциклопедии Беседы с учащимися и взрослыми Интернет Телепередачи Практическая значимость: Выступление на классном часу перед одноклассниками. ГЛАВА 1 ПРИРОДА И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТА 1. 1. История цвета С   незапамятных   времен   цвет   окружает   человека   и   влияет   на   него. Древние греки не знали еще названия основных цветов и описывали их при помощи   сравнения.   Наименования   многих   цветов   произошли   от   объектов, окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный. Первой научной систематизации цветов мы обязаны Леонардо да Винчи (1452   –   1519г.)   Он   выделил   6   простых   основных   цветов:   белый,   желтый, зеленый, синий, красный и черный. Из этих частей можно составить все цвета спектра. Сам спектр был открыт спустя полтора века Исааком Ньютоном (1643 – 1727 г.) (Приложение 1).  Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.   Влиянием цвета на наше здоровье и настроение ученые интересовались давно. Лечением при помощи цвета занимались даже Гиппократ и Авиценна. Цвета — это волны, поэтому их чувствуют даже слепые. В настоящее время краски   активно   используются   в   медицине,   но   чаще   —   в   психологии.   Они помогают   быстро   улучшить   настроение   человека.   Говорят,   достаточно   10 минут смотреть на какой­то цвет, чтобы он «подействовал».   Еще   жители   древних   цивилизаций   Египта,   Индии,   Китая   умело использовали целительные свойства цвета.   В   Египте   археологи   обнаружили   помещения,   конструкция   которых заставляла   преломлять   солнечные   лучи   в   тот   или   иной     цвет   спектра. Египетские  врачи  словно  бы  купали  больного  в  оздоравливающих   потоках целительных лучей(Приложение 2). 1.2. Основные характеристики цвета и его классификация 4 Если заглянуть в словарь С. И.Ожегова, то  цвет  ­ это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Для   того,   чтобы   изучить   влияние   цвета   на   человека,   необходимо разобраться   каким   образом   он   возникает.   Свет,   излучаемый   Солнцем, называется   белым  цветом. Но   в  действительности   белый  цвет –  это  смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мы   провели     со   своими   родителями   эксперимент   по   созданию спектра. Для этого нам понадобилось: Картонная коробка из­под обуви. Стеклянная призма Фонарик Лист бумаги Темная комната ● ● ● ● ● На одной из сторон коробки мы   вырезали маленькое прямоугольное отверстие  5 миллиметров в ширину. Внутрь коробки положили лист темной бумаги.   Уменьшили   количество света в комнате. Накрыли   все светильники, кроме того, который использовали. Положите призму в коробку на темный лист бумаги. Посветили фонариком в проделанное отверстие. Слегка поворачивали призму, пока не увидели спектр. В результате на бумаге мы   увидели эффект радуги (Приложение 3).  Существует две основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы и цвета Холодной гаммы.  Теплую гамму составляют: красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки. Как известно они создают у тех, кто на них смотрит или их носит,   ощущение   уюта,   комфорта,   расслабленности,   покоя,   вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.  Холодные   тона,   к   которым   относятся   все   оттенки   синего,   голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при   этом   могут   вызвать   у   окружающих   вас   людей   чувство   дистанции, закрытости, отстраненности (Приложение 4). 5 ГЛАВА   2.   ВОЗДЕЙСТВУЮТ   ЧТО   ВЫРАЖАЮТ   ЦВЕТА   И   КАК   ОНИ   НА   НАС 2.1. Цветовые предпочтения Цвет   ­   это   одна   из   первых   характеристик,   которую   различают   дети. Исследования показали, что младенцы видят только  белое и черное. Но в промежуток от шести недель до двух месяцев ситуация меняется. Сначала дети начинают различать красный цвет, затем они воспринимают другие яркие цвета.  Человека   окружает   разнообразие   цветов.   Но   многие   из   нас   и   не задумываются,   почему   каждый   из   нас   в   одежде,   предметах,   вещах   отдаёт предпочтение определённому цвету. Уважаемые члены жюри. Просим Вас взять карточку любого цвета. Первый   цвет,   называемый   человеком,   характеризует   личность   в настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе. Чтобы   более   детально   разобраться   с   психологическим   воздействием цвета  на  человека  мы  обратились  за  помощью  к  психологу   школы   Оксане Анатольевне. И вот что она нам поведала. Наши   цветовые   пристрастия   зависят   от   многого   –   от   возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от моды. Белый цвет  цвет невинности и чистоты;  люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству. 6 Желтый цвет  цвет счастья, мудрости и фантазии;  создаёт хорошее настроение;  люди,   которых   привлекает жёлтый   цвет, открыты   для   всего   нового, обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом. Зеленый цвет  цвет надежды, естественности и свежести.  любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств. Синий цвет  означает интуицию, идеализм, стабильность.  успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.  люди, отдающие предпочтение синим тонам ­ обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Красный цвет  цвет жизни, радости, силы и здоровья;  символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;  люди, предпочитающие красный ­ это истинные любители дискуссий и споров. Черный цвет  цвет тайны, печали, зла и смерти.  почти всегда символизирует что­то негативное, опасное или запретное ;  одеваться   в чёрное   предпочитают   творческие   личности,   философы   жизни(Приложение 5). Готовясь   к   сегодняшнему   выступлению,  мы   одели   одежду   своих   любимых цветов. Надеемся вызвать у жюри интерес к нашей работе и симпатию. Каждый   человек   рождается   с   внутренним   ощущением   цвета,   и   на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравится и что – нет. Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета. Чтобы   доказать   или   опровергнуть   данную   гипотезу   –   мы   провели анкетирование среди учащихся и родителей нашего класса.  Вопрос: какой цвет вам нравится?  Учащиеся нашего класса  предпочитают  красные, желтые  и синие цвета (Приложение 6).   Красный,   синий цвета   говорят   об   активности   этого   возраста   и   желании добиться успеха в чем­либо. Родители нашего класса (опрошено 45 чел) предпочитают  зеленые и  синие цвета. 7 Люди, предпочитающие синий цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать.   Они   всегда   имеют   собственную   точку   зрения,   преданы тому, что делают. Те,   кто   выбирают  зеленый   цвет,  отличаются   выдержкой   и настойчивостью в достижении своих целей. Эти люди умеют найти выход из любого   затруднительного   положения,   сохраняя   хладнокровие   перед   лицом опасности.  Наше   предположение,   что   каждый   возрастной   уровень   имеет предпочтение определенного цвета, подтвердилась. 2. 2. Влияние цвета на настроение людей Активно используются свойства цвета в рекламе. Каждый продукт в сознании   потребителя   ассоциируется   со   своим   цветом.   Например,   если   на упаковке   нарисовать   синий   помидор,   мы   воспримем   это   скорее   как абстракцию, но никак не ассоциируем это непосредственно с самим овощем. Этот простой пример доказывает нам, что нужно очень осторожно подходить при выборе цвета для упаковки того или иного продукта.                        Психологи   и   диетологи,   тем,   кто   мечтает   расстаться   с надоевшими килограммами, рекомендуют, есть из тарелок, которые окрашены в   тёмные   цвета,   блюдо,  в   окружении   тёмных   тонов,   съедается   с   меньшим желанием.   И   наоборот,   еда,   поданная   в   яркой,   особенно   красной,   желтой посуде, поглощается с большим аппетитом и кажется вкуснее.  Так же диетологи рекомендуют  ежедневно потреблять овощи и фрукты всех цветов, чтобы дать организму полный спектр полезных веществ. Тарелка с едой должна напоминать  радугу( Приложение 7).                                     Мы решили проверить свою вторую гипотезу, оказывает ли цвет влияние на поведение и настроение детей?  Для этого мы с 11 по 15 января, устроили разноцветную неделю. В   течение   5   дней   на   первом   уроке   всем   учащимся   класса   мы     раздавали цветные квадратики, и просили держать квадратики на партах в течение всего периода 8 работы   в   классе.   Каждый   день   мы   раздавали   квадратики   разного   цвета   и просили учеников приходить в школу в одежде определенных цветов. Поведение изучали методом наблюдения, данные фиксировали. Настроение выявляли методом опроса. Мы  выявили,  что  красный  цвет повысил   общую   работоспособность   и активность   на   уроках,   он   целиком   захватил   внимание   детей.   Детям медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе. Было отмечено, что   у 1 ребенка  к концу уроков появилась головная боль. Ученики с повышенной активностью крутились, лазили под партами, кричали с места, просились выйти (Приложение 8)   Наши   предположения   подтвердились:  действительно   цвета оказывают влияние не только на поведение, но и на настроение людей. 2.3. Влияние основных цветов на работоспособность Каждый   из   цветов   несет   свою   эмоциональную   нагрузку,   которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности.               Гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее приятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют   зрение,   ускоряют   зрительное   восприятие,   обостряют   слух, повышают работоспособность руки.  В   школах   согласно   СанПин  рабочие   поверхности   ученических   парт   и столов   должны   иметь   матовое   или   с   незначительным   блеском   покрытие светлых   тонов   (светло­зеленого,   зеленовато­голубого,   голубовато­зеленого, зеленовато­желтого или с сохранением текстуры древесины); классная доска должна быть зеленого, темно­коричневого, синего цвета; стены   должны   быть   в  светлых   тонах  (бледно­желтый,  бледно­зеленый, бледно­голубой и другие); оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов; потолок должен быть белого цвета. Мы выяснили, что у нас в школе стены классов оклеены в светлые тона   (кремовый,   бежевый,   фисташковый),   коридоры   окрашены   в зеленый цвет(Приложение 9). 9 Мы   провели   работу,   направленную   на   выявление   влияния   цвета   на работоспособность учеников нашего класса. Для   эксперимента   была   создана   группа   учащихся   в   количестве   10 человек. Исследование   умственной   работоспособности   осуществлялось   при помощи   корректурных   буквенных   проб  (таблицы  Анфимова).  Эти  таблицы помогают   изучить   особенности   внимания   при   действии   однообразных раздражителей, какими являются буквы.(Приложение 10) Ученикам     предлагалось   задание:   по   возможности   быстро   и   точно  вычеркнуть   заданную   букву   в   течении   одной   минуты.   При   этом   для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве. Концентрация   внимания   оценивалась   по   количеству   ошибок, допущенных учащимися на бумаге разного цвета. Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло­зеленой и бумаге.   Исходя   из   полученных   данных   видно,   что   внимание   учащихся   при выполнении   умственной   работы   зависит   от   цвета   бумаги,   на   которой предлагаются задания.   Наши   предположения   подтвердились,   действительно   цвета   разного цвета оказывают влияние не только на поведение, но и на работоспособность людей ЗАКЛЮЧЕНИЕ Фундамент   здоровья   человека   закладывается   в   детском   возрасте,   в период обучения в школе. Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет   воздействует   на   его   организм   и   психику.   Цвет   может   привлекать   и отталкивать,   вселять   чувство   спокойствия   и   комфорта   или   возбуждать   и тревожить.  Нами   установлено,   что   каждый   цвет   имеет   свою   символику   и   свои психологические   особенности.   Так   же   установлено,   что   уравновешенная   в цветовом   отношении   среда   привлекает,   создает   творческую   атмосферу, успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно влияет   на   состояние   ученика,   самочувствие   и работоспособность   на   поведение, Вот так и  закончилось наше первое серьезное  учебное   исследование. Оно   было для нас непростым, но очень интересным и увлекательным. Мы поняли, что вполне возможно изменить свое настроение, свое отношение к окружающему миру, а значит повлиять на свое здоровье. Для этого нужно 10 просто «впустить»  в свою жизнь больше ярких цветов: в свой дом, в одежду, в   предметы,   которые   тебя   окружают   или   просто   в   работы   ,   которые   ты создаешь.   Попробуйте, это ведь так просто, и Вы станете творцом и хозяином своего настроения. Для этого всего лишь нужны пачка цветных карандашей или набор цветной бумаги или что­нибудь другое, но обязательно яркое. Это и будет   Вашей   волшебной   палочкой!   Ну   что   начнем?   Мы     уже   начали,   и, кажется, у нас неплохо получается, не правда ли?  (показ картины « Цветы моего настроения»)              Мы хотим поблагодарить своих одноклассников, родителей, и конечно же учительницу,  за  помощь  и   поддержку,  которую   мы  ощущали   в  ходе   всего исследования.  И вам всем большое спасибо. Список литературы: 1.  Корректурная   проба   (Таблицы   Анфимова)   /   Альманах   психологических тестов. М., 1995, С.107­111.         2. Популярная энциклопедия «Все обо всем».­М.:Олма­Пресс,2004г. 3. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964 .С. 43. 4.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж­л «Здоровье  детей» № 6 2010г. 5. http://www.mironovacolor.org/theory/light_and_color/ 6. http://ru.science.wikia.com/wiki/Цвет 7. http://support.epson.ru/products/manuals/100045/col_g/0501_1.htm 11 Приложение 1 12 Приложение 2 13 Приложение 3 14 Приложение 4 15 Приложение 5 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 17 Приложение 7 18 Приложение8 19 Разноцветная неделя Цветовой выбор по дням недели 20 День красн оранжев желт зелен голуб ый ый ой ый ый недели понедельн ик вторник среда четверг пятница Дневник наблюдений за поведением учащихся 3 Г класса дата день недели цвет   01. 11. 2016г. 12.   01. понедельник красный 2016г. вторник оранжевый 13.   01. 2016г. среда желтый 14.   01. 2016г. четверг зеленый   01. 15. 2016г. пятница голубой описание поведения Учащиеся   нашего   класса   вели   себя   Некоторые немного   агрессивно. выкрикивали   с   места,   крутились,   у одного   ребенка   сильно   разболелась   но   большинство   было голова, спокойными. Ребята вели себя положительно. У всех было хорошее настроение. Ребята вели себя хорошо. У всех было хорошее   настроение   и   все   были бодрыми. Все   ученики   вели   себя   хорошо.   На уроке   физкультуры   все   были активными Сегодня   не   все   ребята   вели   себя   шумели, хорошо.   Некоторые баловались.   Но   большинство   были спокойными. Данные опроса учащихся эмоционального состояния «Настроения» дата день недели цвет настроение 21 11.   01. 2016г. понедельник красный 12.   01. 2016г. вторник оранжевый 13.   01. 2016г. среда желтый 14.   01. 2016г. четверг зеленый 15.   01. 2016г. пятница голубой Веселое­ 15 человек Нормальное­ 3 Грустное­4 Спокойное­3 Веселое­ 13 человек Нормальное­ 4 Грустное­3 Спокойное­ 4 Веселое­ 10 Нормальное­ 7 Грустное­6 Спокойное­ 3 Веселое­ 13 Нормальное­ 2 Грустное­6 Спокойное­ 3 Веселое­ 16 Нормальное­ 1 Грустное­1 Спокойное­ 4 Приложение 9 22 Таблица Анфимова ПРИЛОЖЕНИЕ 10 23 Влияние  основных цветов на работоспособность № Белая Оранжевая Светло­зелёная Синяя бумага 24 испытуемого бумага бумага бумага 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4 2 2 6 1 1 2 1 3 1 2 1 1 5 3 4 3 10 Таблица   2. Средний   показатель   количества   ошибок, испытуемыми на бумаге разного цвета.   допущенных Цвет бумаги белый оранжевый светло­зелёный синий Количество ошибок 0, 8 1, 1 0,7 1, 6 25

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"

Исследовательская работа "Цвет в жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017