Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»
Оценка 4.8

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
МХК
10 кл
31.03.2017
Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»
Целью данной работы является изучение проблемы синтеза язычества и христианства в русской праздничной культуре. Исторически сложилось так, что христианство стало не коренной религией большинства народов, где-то оно вытеснило прежние религиозные представления, где-то ужилось, синкретзировалось с ними. Нередки сегодня наложения христианских идей на языческие обрядовые традиции. Именно язычество в большинстве случаев предшествовало христианству. Христианство постепенно стало главенствующей религией, но народ сохранил в памяти свои прежние страхи, своих прежних кумиров и богов. Где они сегодня? Как они проявились в культуре? Находят ли лазейки в народное сознание? Об этом пойдет речь в данной работе.
реферат нрк.docx
РЕФЕРАТ Тема Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре Разработал Чумакова Анна Руководитель  Прудий Т.М. Содержание Введение......................................................................................................................3 1 Христианизация Руси................................................................................................5 2.1 Рождество (25 декабря, 7 января).....................................................................6 2.2 Коляда..................................................................................................................7 2.3 Масленица (последняя неделя перед Великим постом)..................................7 2.4 Яблочный спас(19 августа).................................................................................8 2.6 Ильин день( 2 августа).......................................................................................9 Заключение.................................................................................................................11      2 Введение Христианство на сегодняшний день – одна из самых распространенных мировых религий. История большинства европейских стран неразрывно связана с христианством, так как само образование этих государств во многом являлось следствием христианизации. Христианские   представления   за   последние   два   тысячелетия   стали культурной   основой   развития   многих   стран,  так,  например,   культуру   России невозможно   представить   без   христианства.   Идеи   христианства   проникли   в литературу, театр, архитектуру и живопись, скульптуру и народное творчество. Исторически сложилось так, что христианство стало не коренной религией большинства   народов,   где­то   оно   вытеснило   прежние   религиозные представления,   где­то   ужилось,   синкретзировалось   с   ними.   Нередки   сегодня наложения христианских идей на языческие обрядовые традиции. Именно язычество в большинстве случаев предшествовало христианству, где в форме сложно организованного пантеона богов, как в античном мире, где в виде   обрядового   поклонения   многочисленным   духам   и   полубогам. Христианство постепенно стало главенствующей религией, но народ сохранил в памяти свои прежние страхи, своих прежних кумиров и богов. Где они сегодня? Как они проявились в культуре? Находят ли лазейки в народное сознание? Об этом пойдет речь. Целью данной работы является изучение проблемы синтеза язычества и христианства в русской праздничной культуре. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: – изучить особенности христианизации Руси; – определить два направления синтеза язычества и христианства; – определить принципы заимствования православием языческих обрядов; – рассмотреть синтез язычества  и христианства  в русской праздничной культуре на конкретных примерах; Объектом исследования является синтез язычества и христианства Предмет   исследования   –   синтез   язычества   и   христианства   на   примере русской праздничной культуры. В   работе   использованы   общенаучные   методы   и   приёмы   исследования, такие   как:   анализ,   синтез,   метод   конкретно­исторического   анализа, систематизация   и   классификация.   Исследование   проводилось   на   основе материала,   собранного   в   результате   изучения   и   систематизации   данных 3 полученных   из   учебных,   научных   книг,   периодических   изданий,   справочной литературы, а также информации из электронных Интернет­ресурсов. Накопленный   опыт   теоретических   знаний   и   практических   наблюдений позволил завершить данное исследование и представить его в виде реферата на тему: « Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре» 4 1 Христианизация Руси Достаточно   сложной   оказалась   ситуация   в   Древней   Руси.   Языческая культура   не   была   на   грани   развала,   напротив,   были   серьезные   попытки объединить русские земли под эгидой языческого пантеона. Проблема состояла лишь в определении пантеона. Христианизация   Руси   была   событием   не   объективным,   но   выгодным исторически:   князь   Владимир   решил   принять   христианство   и   жениться   на византийской царевне Анне – ход чисто политический. Прежде князь Владимир предпринимал   попытки   создать   пантеон,   в   котором   были   бы   представлены божества   разных   земель.   Позже   сложный   выбор   между   исламом,   иудаизмом, католицизмом   и   православием   был   определен   в   пользу   последнего. Христианская вера сформировала новую, но не до конца освободившуюся от влияния   язычества,   картину   мира   древнерусского   человека.   В   центре   ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей и в их отношениях с Богом и между собою. Важнейшая для христианской веры идея личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Однако, содействуя   развитию   культуры,   грамотности,   церковь   одновременно   всеми силами  подавляла   культуру,  основанную  на  языческих  традициях  и  обрядах. Преследовались   веселые   праздники,   коляды   и   масленицы,   как   бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах [1]. Но   язычество   так   до   конца   и   не   сдалось.   Русь   стала   страной,   где осуществилось   необычайное   и   довольно   прочное   сочетание   христианских правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники.  Народное   сознание   упорно   вплетало   старые   языческие   поверья   в   свой   быт, приспосабливая   христианскую   обрядность   к   провеянным   веками   явлениям природы,   которые   так   внимательно   и   точно   определялись   язычеством. Двоеверие   стало   удивительной   отличительной   чертой   истории   русского   и других христианских народов, населявших Россию[2]. 5 2 Языческие корни христианских праздников. Многогранность и богатство духовной культуры русского народа наглядно  проявляются в самых различных формах, в т. ч. в системе традиционных для  него праздников.  Сегодня православие и католицизм изобилуют праздниками. Однако в одних  случаях дни праздников просто назначались, так как из Библии невозможно  было определить дату значимых для многих христиан событий, а иных  документальных свидетельств не имелось.  В других же христианский праздник  накладывался на языческий. При этом зачастую многие языческие праздники  приняли христианское толкование, да и многие христианские торжества, со  своей стороны, в глубине своей уходят в во времена, весьма отдаленные от  христианской эры. [3]. 2.1 Рождество (25 декабря, 7 января) В течение длительного периода времени в нашей стране было запрещено отмечать религиозные праздники. Поэтому значительная часть рождественской праздничной   атрибутики,   например,   обычай   наряжать   елку   и   украшать   ее вершину   звездой,   перешла   к   Новому   году.   Но   если   обратить   внимание   на историю   Рождества   как   праздника,   то   окажется,   что   заметная   часть рождественских  традиций  берет  свое начало  в язычестве.  Общехристианский праздник, которым верующие отмечают рождение "сына божьего", православная церковь празднует 7 января , католическая церковь ­ 25 декабря .Однако при внимательном ознакомлении с евангельскими текстами оказывается, что в них нигде нет упоминания о дате рождения Христа. Дело в том, что на двадцать пятое декабря приходился древний языческий праздник «непобедимое солнце». И   это,   как   вам,   видимо,   известно,   —   день   зимнего   солнцеворота,   тот замечательный   момент,   когда   солнце   возвращается   к   нам   и   дни   становятся длиннее [4]. Но главная проблема не в том, что праздники не соответствуют дням, в которые   на   самом   деле   происходили   вспоминаемые   события.   К   сожалению, много дат назначалось на языческие праздники, для того чтобы новой религии было легче наложиться на национальную культуру обращаемой в христианство страны.   Например,   на   Руси   языческий   праздник   Купалье   «совпал»   с   днем рождения   Иоанна   Крестителя  (после  чего   возник   симбиоз  названий   в  общем празднике   «Иван   Купала»),   прощание   с   зимой   Комоедицы­Масленица   стала Сырной седьмицей, праздник провода русалок Русалии приурочили к Троице, 6 Конкурирующие   религии   часто языческие   Святки   стали   православными. присваивают существующие у противной стороны праздники, дабы облегчить переход к новой вере. Этот процесс позволяет людям избежать потрясений при адаптации к новой для них религии. Верующие продолжают отмечать прежние праздники, возносить молитвы в знакомых местах и пользоваться привычными символами... они просто замещают одного бога другим [5]. 2.2 Коляда В некоторых славянских странах до сих пор существует рождественская традиция колядования. Молодые люди ходят по домам и поют рождественские песни, получая за это деньги, угощение и подарки. Эта традиция восходит к языческому  празднованию  Коляды — дня  рождения  одноименного  божества. Тот древний праздник был связан с зимним солнцестоянием и сменой времен года. Во время Коляды было принято петь хвалебные песни богатым хозяевам, суля   им   обильный   урожай   и   желая   благополучия   дому.   За   подобные   песни полагалось благодарить караваями и пирогами, причем считалось, что для тех, кто проявит скупость, новый год будет неудачным [7]. 2.3 Масленица (последняя неделя перед Великим постом) Масленица — один из немногих языческих праздников, дошедших до нас в почти   не   измененном   виде.   Многие   его   участники,   привлеченные   обильным праздничным   угощением,   играми,   катанием   с   ледяных   гор   и   народными гуляньями, даже не догадываются, что по сути воспроизводят ряд языческих ритуалов, призванных изгнать зиму и помочь весне вступить в свои права. Языческая   Масленица   начиналась   за   неделю   до   дня   Весеннего Равноденствия (22 марта) и заканчивалась через 7 дней после него. В это время жгли яркие костры и катали горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод. Веселые игры, кулачные бои, а также флирт и поцелуи между парнями и девушками прославляли Ярилу — бога плодородия, жизненной силы и инстинкта продолжения рода. Традиционным угощением были блины, которые одновременно являются поминальной пищей, связанной с культом предков, и символом солнечного диска. В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело в женском костюме, символизирующее Морану, богиню зимы и смерти [8]. С принятием христианства порядок празднований несколько изменился: Масленицу сократили до одной недели и привязали ее дату к началу Великого поста, чтобы традиции этого праздника не противоречили подготовке верующих к Пасхе. Само название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю 7 перед   Великим   постом   разрешается   употреблять   в   пищу   сливочное   масло, молочные продукты и рыбу, но запрещается есть мясо. Церковное название этой недели — Сырная или Мясопустная. 2.4 Яблочный спас(19 августа) Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов ­ Петра, Иакова и Иоанна ­ на   гору   Фавор   и   преобразился   пред   ними:   лицо   Его   просияло,   а   одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета ­ Моисей и Илия ­ явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору. Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки [10]. Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена   возвела   на   горе   Фавор   храм   в   честь   Преображения.   Этот   день принадлежит   к   двунадесятым   праздникам.   Если   верить   Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом [11]. По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом. До Преображения на Руси особенно строго   запрещалось   есть   яблоки,   вообще   старались   не   есть   никаких   плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать   яблоки   и   другие   фрукты   нового   урожая.   Вкушать   яблоки   до Преображения   считалось   великим   грехом.   Яблочный   Спас   ещё   называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван   напомнить   людям   о   необходимости   духовного   преображения.   По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.19 августа   в   православных   храмах   проходит   традиционный   обряд   освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта 8 традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу [12].   которые   имеют   языческие   корни. Яблочный   спас   пришел   к   нам   из   языческой   Руси.   Это   праздник   сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены   Богам   Спасам,   В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".  Уборка   урожая   сопровождалась   приговорами:   "Вовремя   собрать   ­   вовремя убрать", хлебогной!  Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли "осенинами": "Со Спасо ­ Преображения ­ погода преображается!" "Пришел второй Спас ­ бери рукавицы про запас!".     В древние времена таких праздников было множество, они   посвящались   урожаям   каждого   плода   и   перед   употреблением   их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как  хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов.   Праздник   совпал   с   днем   Преображения   Господня.   Так   что   церковь решила соединить эти два праздника.   Второго   Спаса "После дождь ­           2.6 Ильин день( 2 августа) Ильин день имеет языческое прошлое. В образе Ильи пророка слились многие черты языческого Перуна. Перун у язычников был повелителем грома и молнии. Своей волей Перун, дождями утолял жажду земле­кормилице. С Перуном  был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы ­ обливании женщины.       С   появлением   христианства   функции   Перуна   были   перенесены   на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна ­ бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который   по   сути   дела   просто   сменил   имя,   оставшись   тем   же   почитаемым божеством. специально выбранной водой          Это во многом объясняет культ и популярность праздника. Пройдут годы, и православие станет основной частью русской жизни, русской истории. Через 9 поколения,   языческое   прошлое   будет   забыто,   а   вот   образ   пророка   Илии наоборот крепко­накрепко войдет в сознание русского народа [13]. Святой Илия для народа, как и Перун, был хозяином молнии, грома и дождей.   Народ   представлял   Илию   как   могучего,   мудрого   седого   старца,   с грозными глазами. Карающая рука пророка с помощью стрел­молний поражает нечисть, бесов и злых демонов. В народе считают, что духи тьмы, пораженные стрелами   Илии   превращаются   в   змей   и   других   ползучих   гадов.   По   своему усмотрению посылает Илия молнию и гром на грешников, и осыпает их поля и посевы градом. Добрым же пахарям Илия посылает дождь, и убивает своими стрелами   вредителей   поедающих   посевы.   Илия­пророк   везде   и   всегда олицетворял гнев Божий [14].          Ильин день , отмечаемый на Руси 2­ого августа, считался днем опасным. В этот день народ ждал дождя и грозы. Дождем, шедшим в Ильин день праздник, люди умывались, считалось, что Ильинский дождь охраняет человека от всяких чар   и   хворей.   Ильин   день   часто   называли   «сердитым   днем».   В   праздник старались не работать, а проводить время в веселом настроении. Считалось, что любая   работа   могла   навлечь   гнев   пророка.   Если   же   в   Ильин   день   на   улице начинался дождь, вся деревня разбегалась по домам, проводя время в молитвах к Илии, с просьбой сменить гнев на милость. В некоторых деревнях в Ильин день   вся   деревня   приходила   к   церкви   и   приводила   с   собой   рогатый   скот. Священник, по просьбе прихода, поливал животных святой водой. После приход выбирал животное, вскладчину выкупал его у хозяина. Потом скотину варили и раздавали   желающим   за   деньги.   Все   собранные   средства   отдавали   в   пользу церкви [15].       Накануне Дня Ильи , крестьяне окуривали свои жилища ладаном и кропили святой водой. Все предметы роскоши, находившиеся в доме крестьянина, он прятал за темным полотном или вовсе выносил из дома. Считалось, что Илия считает   роскошь   неприличной   в   быту   простого   крестьянства.   В   старинном русском   эпосе   пророк   Илия   нередко   отожествляется   с   личностью   Ильи Муромца. Подвиги русского богатыря приписываются пророку. Народ активно возводил часовни в честь святого, в тех местах, где по преданию конь русского богатыря выбивал родники своим копытом.       Ильин день – большой праздник. Ко дню поминания святого Илии, в народе, приготовлено   много   примет,   пословиц,   сказаний,   поговорок   и   заклятий. Отметим, что где бы ни встречался пророк Илия в народном творчестве, он 10 справедлив: является образцом праведного гнева, обрушивая его на грешников, и образцом отцовской заботы, которую посвящает добрым и благочестивым. Заключение Крещение   Руси   князем   Владимиром   в   988   г.   –   крупнейшее   событие   в истории Российского государства, как по своим непосредственным результатам, так   и   по   последствиям,   ближайшим   и   отдалённым.   Язычество   не   выделяло человека   из   природы,   из   его   вечного   круговращения,   он   был   неразделим   с миром. Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени   представляло   собой   подлинную   революцию,   принесшую   с   собой совершенно   новые   ценности,   новые   формы   жизни,   разрушившую   прочно укоренившиеся   древние   стереотипы.   Крещение,   в   корне   меняя   всю   сферу мыслительной   деятельности,   вступало   в   конфликт   с   предшествующим религиозным   миропониманием.   Язычество   оказывало   сопротивление   и продолжало  жить в  народных низах.  Больших  успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их   новым   содержанием.   Происходил   «какой­то   перенос   древних   поверий   в новые   формы,   т.е.   известного   рода   тематическое   творчество».17   Но   полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Первоначально оно   существовало   параллельно   с   христианством,  ­затем   стало   заметно синтезироваться   с  ним  и  в  конце  концов  языческая  обрядовая  сторона   была почти полностью впитана православием. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.  11 Список использованной литературы 1. Воеводина,   Е.   Синтез   языческого   и   христианского   в   русском   мифе   Н. Римского­Корсакова.   [Электронный   ресурс]/Воеводина,   Е.//   Христианство   в современном мире.URL:http://samara.orthodoxy.ru/Hristian/Voevodin.html, свободный (дата обращения 10.06.2014)   2. Фольклор. Языческие праздники славян [Электронный ресурс]: Интернет – ресурс. ­ URL: http://web­kapiche.ru/slav­holidays/, свободный (дата обращения 10.06.14) 3. Календарь   языческих   праздников.   [Электронный   ресурс]:   Славянская слобода. – URL: http://slavyans.myfhology.info/calendar/calendar.html, свободный (дата обращения 10.06.14) Языческие праздники: религии уже нет, а праздники остались – Славяне. 4. [Электронный   ресурс]:   познавательный   сайт   Невероятно,   но   факт.   ­   URL: http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/461/page­2.html, (дата обращения 10.06.14)   свободный   Языческие   славянские   праздники.   [Электронный   ресурс]:   Интернет   –   URL:http://wisdomtarot.tforums.org/viewtopic.php?f=110&t=411 5. ресурс. свободный (дата обращения 10.06.14) ­   Возникновение религиозных праздников у славян. [Электронный ресурс]:   –   URL: 6. ПРАЗДНИКИ   ЯЗЫЧЕСКИЕ   И   ХРИСТИАНСКИЕ. http://www.razlib.ru/religiovedenie/prazdniki_pravoslavnoi_cerkvi/p2.php свободный (дата обращения 10.06.14) 7. Каргин,   А.С.   Фольклор   и   кризис   общества   [Текст]   :   монография   / А.С.Каргин, Н.А. Хренов. – М.: Государственный центр русского фольклора, 1993. – 164 с. Ключевский,В.О. Курс русской истории [Текст] : учебное пособие Соч., т. 8. Г, М., 1957, стр. 119—120. 9.  Греков, Д.Б. Киевская Русь [Текст]/ Греков, Д.Б.//­М: 1953, стр. 477.  Языческие праздники славян. [Электронный ресурс]: Интернет – ресурс. ­ (дата 10. http://pagandom.ru/yazychestvo/yazycheskie­prazdniki/ обращения 10.06.2014)   Свободный   12 Рыбаков,  Б.А.  Язычество  древней  Руси. [Текст]:  монография /Рыбаков, 11. Б.А.// М., 2010. С. 88. 12. Парадигма   православия.   официальный познавательный Православие.ру http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040426150034.htm.свободный,   (дата   обращения 25.05.2014) [Электронный   ресурс]: сайт        Федотов, Г. П. Святые Древней Руси [Текст]:учебное пособие. / Предисл. 13. Д. С. Лихачева и А. В. Меня. ­ М., 1990. С.213.  Аничков, Е.В. Язычество и Древняя Русь. [Текст]: монография / Аничков 14. Е.В . – М.: Вузовская книга, СПб., 1914. С. 341.  Лотман, Ю.М. Волшебные сказки.[Текст]: фольклор – М.: Культура, 1984. 15. С. 452. 13

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»

Исследовательская работа ученицы 10 класса «Синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017