Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"
Оценка 4.6

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Оценка 4.6
Конкурсы +1
docx
Междисциплинарный 4
6 кл—11 кл +1
20.10.2019
Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"
Работа по литературе .Выолнено учеником 6 класса Проведено анкетирование .Углубленное чтение и анализ конкретных произведений из курса изучения литературы в 6 классе.Наблюдение и анализ на примере изученных произведений.Работа была представлена на научно-практической конференции по напрвлению "Литература." Будет продолжение работы по этой теме и уже на примере произведений о Великой Отчественной войны
Формирование семейных ценностей в русской литературе.УльяновТ.Д.Литература класс.docx
Семейные ценности в русской литературе. Оглавление 1. Введение…………………………………………………...…………с.3 2.   Определение понятий «семья» и «семейные ценности»…………....с.6 2. 1.Что такое семья?………………………………………………с.6 2.2.Понятие «семейные ценности»……………………………….с.7 3. Семейные ценности в русской литературе……………………………с.9 3.1.   Семейные    ценности    в   повести   А.С.   Пушкина  «Станционный смотритель» ……………………………………..с.12 3.2. Семейные  ценности  в  повести   В.Г  Короленко  «Дети  подземелья» ………………………………………………………с.14. 3.3. Семейные  ценности  в   сказке – были  М.М. Пришвина  «Кладовая солнца»…….………………………………………….с.19 4. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов …......с.21 5.Заключение………………………………………………………………с.23 6.Приложения……………………………………………………….……..с.25 7.Библиографический список ……………………………………………с.29 2 1. Введение  В МОБУ СОШ д.Первомайская обучаются дети как из полных, так и из   неполных   семей,   а   также   дети,   имеющие   опекунов.   Среди     учеников, обучающихся в 1­11 классах, живут в полных семьях 156, в неполных 40 , опекаемые дети 6 .Зачастую даже полные семьи неблагополучны: родители нигде не работают, злоупотребляют алкоголем. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности   подростка,   но   и   явственно   отражаются   на   его   социальной позиции,   обусловливают   особую   мотивах   поведения     взглядах, , подверженность   сторонним,   дурным   влияниям,   формируя   ориентацию   на антиобщественное   поведение   и   правонарушения.   Дети   из   неполных   семей отношения в своих будущих семьях выстраивают по аналогии с семьёй своих родителей, поэтому очень важно показать, что безнравственные отношения – это   не   эталон   поведения.   Семья   не   будет   полноценной   без   взаимного уважения,   понимания,   сострадания,   любви.   Поэтому   нам   очень   важно   на примере   художественных   произведений   показать   последствия   неверно выстроенных семейных отношений, в чём преимущество полной семьи перед неполной.   Уроки   литературы,   на   наш   взгляд,   помогают   в   формировании   у учащихся   нравственных   и   духовных   ценностей,   приобщении   к   здоровому образу   жизни,   ведь   художественная   литература   –   прекрасный   источник материалов   для   воспитания   полноценной   личности.     Именно   поэтому   мы выбрали данную тему нашей исследовательской работы. Объект   исследования:  художественные   произведения   русской литературы. Предмет   исследования:  формирование   семейных   ценностей   на примере произведений художественной литературы, изучаемых в 5­8 классах Методы исследования: 3 1. метод сплошной выборки; 2. наблюдения; 3. аналитический;  4. описательный; 5. сравнительно­сопоставительный;  6. интерпретации художественного текста. 7. обобщение; 8. систематизация. Целью  нашего   исследования   было   изучение   возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений. Для   достижения   цели   исследования   необходимо   было   решить комплекс задач: 1      проанализировать   отрывки   художественных   произведений,   в которых поднимается проблема семейных отношений; 2      на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям; 3      разработка   рекомендаций   для   учителей   и   родителей   по формированию семейных ценностей у детей.  В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза:  изучение и анализ   художественных   произведений,   в   которых   раскрываются   характеры героев   через   семейные   отношения,   способствуют   формированию   у обучающихся  семейных ценностей. Методологической   и   теоретической   основой   работы   послужили художественные   произведения  А.С.   Пушкина   «Станционный   смотритель», В.Г.   Короленко   «Дети   подземелья»,   М.М.   Пришвина   «Кладовая   солнца», справочные материалы  научно­популярных статей. 4 Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа   состоит   из   введения,   двух   глав,   заключения,   приложения   и библиографического списка, в котором насчитывается 11 наименований. Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается  содержание работы. Основная   часть   работы  посвящена   изучению   и   определению   понятия «семья», «семейные ценности». При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа..  После чего сделаны промежуточные выводы по главе.  В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы. Приложение   состоит   из   компьютерной   презентации,   выполненной   в программе   Microsoft   PowerPoint,   а   также   форм   анкет,   проведенных   среди учащихся 5­8 классов, рекомендаций для учителей и памятки для родителей по формированию семейных ценностей у детей. Теоретическая   значимость  исследования   обусловлена   тем,   что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им семейных ценностей. Практическая   значимость  исследования  состоит   в   возможности   анализ привития   семейных   ценностей   учащимся   через   изучение, художественных  произведений   и  применение  методических  разработок  для учителей и родителей. 5 2. Определение понятий «семья» и семейные ценности». 2.1. Что такое семья? Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково её значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть,   чтобы   дать   людям   счастье?   На   каждый   из   таких   вопросов   люди, имеющие   семью,   отвечают   в   зависимости   от   того,   какими   идеалами   и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.  Что   же   такое   семья?  Найдём   толкование   этого   слова   в   словаре С.И.Ожегова: «Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами»[9;321].    В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить   хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся. Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети.       Воспитание   –   процесс   творческий,   волевой,   активный   и   не   всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка, только лелея его и обеспечивая. 6 2.2. Понятие «семейные ценности»  Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению. Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание   стали   традицией,   а   тактичность   и   высокие   отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.     Самым   конструктивным   способом   взаимоотношений   в   семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении   взрослых   и   детей.     Искренние,   уважительные   отношения устанавливаются,   как   правило,   в   тех   семьях,   где   предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с задушевных бесед. Мир и лад   в   семье   –   высшая   ценность.  Здесь   никогда   не   кричат,   потому   что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему. Семьи,   в   которых   отношения   строятся   по     принципу сотрудничества,   отличают   взаимная   тактичность,   вежливость   и выдержка,   умение   уступать,   вовремя   выходить   из   конфликта   и   с достоинством переносить невзгоды [6,6].       В   чём   секрет   взаимопонимания   и   добрых   отношений   между родителями   и   детьми?   Секрет   очень   прост.  Нужно   развить   у   детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы.   Можно с уверенностью сказать, что семья, в которой враждуют, где нет   добрых   отношений   между   старшими   и   младшими,   нельзя   назвать счастливой. сопереживание, глубокая эмоциональная привязанность.   Важнейшие     признаки   дружбы   –   взаимопонимание,   Дружба   воодушевляет   и   окрыляет,   делает   человека целеустремлённее,   благороднее,   увереннее   в   себе,   добрее,   воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал,­ твоё, что взял,­ 7 потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым.   И   здесь   не   бывает   проигравших.   Такая   дружба   обогащает   и возвышает,   даёт   каждому   из   нас   возможность   почувствовать   себя счастливым. Основа   жизни   семьи   –   честный,   добросовестный   общественно полезный   труд.  Как   и   другие   положительные   качества,   любовь   к   труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена.    Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Трудовая атмосфера   в   семье   формируется   постепенно.  Каждодневный   труд   всех членов   семьи   обеспечивает   необходимую   гармонию   во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.    «Всё в твоих руках!» ­ утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечивает здоровье и счастье себе и каждому из членов семьи.    Человек не может воспринимать окружающий мир одним лишь умом, ему необходимо подключить   сюда и своё сердце, и свои чувства. Человек всегда   стремился   к   прекрасному.  Семья   предоставляет   неограниченные возможности для творчества, духовного развития и совершенствования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться семье, незаметно решить многие проблемы, приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой.   Взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка   и   положительные   эмоции   ­   сочувствие,   душевное   равновесие, утешение,   уверенность,   оптимизм   –   создадут   то,   что   можно   назвать семейным   очагом,  который   сплачивает  вокруг   себя   людей,  связанных 8 родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение [3;15].                                                                                                        Семейные ценности в русской литературе.                                                                                                     Семейные  ценности в повести  А.С. Пушкина «Станционный смотритель».  Главным героем повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Он умеет заботиться о своей дочери, любит её, но как только у него отнимают его сокровище, спивается.  Самсон не просто скучает по дочери, а испытывает ужас от того, что лишился её, ему страшно остаться одиноким, ненужным дочери.  Дуня растёт в семье своего отца, который всю душу отдаёт любимой дочери,   пытается   вложить   в   неё   то   лучшее,   чем   обладает   сам.   И, действительно,  Дуня   в   доме   хозяйка:   уют,  порядок.   На   окнах   ­   горшки   с бальзамином, в углу стояла кровать с пёстрой занавеской.  Всё очень просто, но опрятно, чисто. Обстановка дома Выриных говорит нам о том, что люди, живущие  здесь,  бедны, но чисты их мысли, сердца.  Порой важный чиновник, требуя скорее лошадей, чтобы отправиться дальше, кричит на смотрителя, но гнев   гостя   тут   же   утихал,   когда   на   его   крик   выбегала   Дуня,   разумная, проворная,   при   появлении   которой   тучи   над   головой   отца   обычно расходились  [10;24].  Но   однажды   семейное   счастье   рухнуло:   проезжий   гусар   увозит любимое   сокровище.   Самсон     услужливо   уступает   гостю,   сделавшемуся больным, свою кровать и не подозревает даже, что гусар его обманывает. Он 9 ругает себя за то, что доверился проезжему человеку, называет себя «старым дураком».             После убийственного известия о том, что его дочь уехала с гусаром, старик не снёс своего несчастья и тут же слёг.  Почему   дочь   так   поступает   по   отношению   к   самому   дорогу   ей человеку?  Почему она сбежала? Почему   не   открылась   отцу,   не   поделилась   с   ним   своей   печалью   и радостью? Значит,   приходим   мы   к   выводу,   между   отцом   и   дочерью   не   было доверительных отношений. С сочувствием относится к нему автор, рассказывая о том, что бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, оправившись, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь.  Он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев   его,   падает   на   ковёр,   и   смотрителя   прогоняют   из   дома   гусара Минского.   Смотритель   боялся,   что   дочь   его   пропадёт.   Потеря   Дуни   ­   это крушение   всех   его   надежд,   счастья   видеть   рядом   любимого   человека. Раскаяние к дочери пришло поздно: смотритель умер от тоски по дочери. По­ прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его, узнав о смерти смотрителя, заплакала и долго лежала на  могилке отца, виня себя в его смерти.  Если бы у смотрителя была полная семья, то, возможно, такого бы не случилось. В семье так отношения строиться не должны. Если бы дочь принимала   бы   в   жизни   отца   большее   участие,   такой   бы   трагедии   не случилось, всё было бы по­другому. 10 Семейные ценности в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». Главный герой повести Вася сразу же становится на сторону слабых и обиженных. Даже во внешности Тыбурция, самой замечательной личности из всех   бедняков,   изгнанных   из   старого   замка,     мальчику,   прежде   всего, бросается в глаза «глубокая постоянная печаль», которая смущает и тревожит его. У Васи сжималось сердце при воспоминании о тех, кто остался без крова,   торжествующих замок   стал   ему   противен,   поскольку   был   убежищем   победителей.   Мальчик   ещё   ничем   не   помогает   изгнанникам,   но   волнение, которое он испытывает  при виде обездоленных людей, говорит о том, что перед нами тонкая, отзывчивая натура, человек добрых и благородных чувств, остро   переживающий   чужую   боль, несправедливость.   откликающийся   на   любую   Какие отношения сложились у Васи с отцом после смерти матери? Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После же смерти жены лицо его стало ещё более угрюмым. Попытки судьи  сблизиться с сыном не увенчались  успехом, потому что замкнутость, самоуглублённость отца, его недоверие   и   равнодушие   к   сыну   не   располагают   к   откровенности   такого чуткого и легко ранимого ребёнка, как Вася. Одиноко чувствует себя мальчик в родном доме. Тщательнее вчитаемся в текст и попытаемся обнаружить в нём те   выразительные   и   изобразительные   средства   языка,   с   помощью   которых углубляется наше представление о душевном состоянии судьи и его сына. Вася не возвращался домой, а  прокрадывался…как молодой волчонок; он тихоложился   в   постель;   он  тихоиграл   с   сестрёнкой;  утром   мальчик прокладывал росистый след, перелезал через забор и уходил на целый день  [6;43].Он чувствовал себя чужим, никому не нужным и заброшенным. 11 Редкие встречи с отцом приносили лишь страдания и углубляли возникшую между ними отчужденность. В свою очередь отец Васи, на лице которого постоянно лежала суровая печать неизлечимого горя, воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко примирился со смертью матери и отдавал своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам.   Именно это заставило   судью   поверить   в   сложившееся   о   Васе   мнение   как   о   бродяге   и негодном мальчишке. И он отворачивался от сына  «с досадой и болью». Но мы знаем, что Вася не такой. Он жалеет тех, кого обижают, конечно же, любит своего отца. Ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал, вместе   с   ним   разделил   горе.   Вася   жалел   отца,   сердце   его  «загоралось жалостью и сочувствием». Увидев однажды, что отец рыдает, сын выбежал к нему, но был остановлен холодным вопросом: «Что нужно?» Такое отношение отталкивало Васю, он замыкался в себе, горько плакал «от досады и боли». Отец   мальчика  тоже   тяжело   переживает   утрату  своей  жены.  Подавленный внутренними   переживаниями,   отец   не   мог   понять,   как   можно   смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он и не подозревал о сложных чувствах Васи. В   семье   мальчику   не   хватало   дружеского   внимания,   душевной близости, рядом не было настоящих друзей, а товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его безо всякой помощи, поэтому Вася, по натуре человек  добрый и верный, сразу же оценил возникшую   дружбу   к   «детям   подземелья»,   почувствовал,   что   в   нём нуждаются, со всей душой откликнулся   на   это. Валек помог     Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего   брата,   ту   заботу,   которую   ему   дома   мешали   проявлять   по отношению к родной сестре. Васе ещё трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности  и поведению, а слова 12 Валека:  «Серый камень высосал из неё жизнь»  ­ не вносят ясности, лишь ещё   более   обостряют   чувство   щемящего   до   боли   сожаления,   которое испытывает Вася по отношению к друзьям. Сравнив   условия   жизни   детей   судьи   и   детей   Тыбурция,   мы   ставим перед собой вопрос: «Как отразились эти условия на внешности и характере Сони   и   Маруси?»  Соня   представляла   полную   противоположность   Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как  мячик, резво бегала, звонко  смеялась, носила  красивые платья,  мы   чувствуем   взволнованность   Васи,   его   переживания.   А   Маруся представляла   собой  бледное,   крошечное   создание,   напоминавшее высохший   цветок,     выросший   без   лучей   солнца;   ходила…плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были   тонки   и   прозрачны;   головка   покачивалась   на   тонкой   шее,   как головка   полевого   колокольчика;   почти   никогда   не   бегала   и   смеялась очень   редко;   смех   её   звучал,   как   самый   маленький   серебряный колокольчик; платье её было грязно и старо; движения её тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице[6; 56]. Главный герой сочувствует, сопереживает  своим новым друзьям. Тягостное   впечатление   производит   на   Васю   обстановка   подземелья, когда он сравнивает её с условиями жизни своей семьи. Он не столько был поражён самим зрелищем мрачного подземного склепа, сколько тем, что в нем живут   люди,   в   то   время   как   всё   свидетельствует   о   невозможности человеческого   пребывания   в   подземелье:   с   трудом   пробивающийся   свет, стены   из   камня,   широкие   колонны,   смыкающиеся   кверху   сводчатым потолком.   Но   самым   грустным   в   этой   картине   была   Маруся,   едва выделявшаяся   на   фоне   серого   камня  странным  и маленьким  туманным пятнышком, которое казалось, вот­вот расплывётся и исчезнет.  Всё это 13 поражает Васю, он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни, смыкаясь   крепкими   объятьями   над   крохотной   фигуркой   девочки, высасывают   из   неё   жизнь.   Став   свидетелем   невыносимых   условий   жизни бедной   девочки,   Вася,   наконец,   в   полной   мере   осознаёт   ужасный   смысл роковой   фразы   Тыбурция.   Но   мальчику   кажется,   что   всё   ещё   можно исправить,   изменить   к   лучшему,   стоит   только   покинуть   подземелье: «Уйдём…уйдём отсюда…Уведи её»,­ уговаривает он Валека [6;61]. Однажды   Вася   узнаёт,   что   его   друзья   нищие.   В   душе   мальчика происходит   драма:   сын   судьи,   человека   кристальной   честности,   высоких нравственных   правил,   мальчик   с   раннего   детства   впитал   всем   своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами. С точки зрения усвоенной Васей морали поступок Валека заслуживает осуждения, не случайно Вася находится в грустном раздумье. И в то же время причина,   которую   выдвигает   в   своё   оправдание   его   друг,   кажется   Васе достаточно серьёзной: ведь голодает Маруся, самое доверчивое и беззащитное существо на свете. Вася не может слышать жалобных слов девочки, видеть, как она жадно сжимает обеими руками кусок булки. Осознав, как тяжело живётся   его   друзьям,   Вася   испытывает   глубокие   страдания,   не   имея возможности помочь: у него заныло сердце, что­то перевернулось в груди, любовь… не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. Этот период в формировании сознания мальчика имеет решительное значение:   осудить   семью   Тыбурция   за   постыдное   воровство,   которым   они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, к чему приводят их страшные условия жизни? 14 Вася   остаётся   верен   друзьям,   он   решительно   говорит   Валеку,   что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет. Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Тыбурций любит своих детей, ласкает их, заботится о них. Именно такого человеческого внимания,   участия   не   хватает   Васе   в   собственной   семье,   вот   почему   он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно. Тыбурцию   нравятся   простота,   смелость,   сдержанность   Васи,   его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков. Выдержка   Тыбурция,   его   доброе,   ласковое   отношение   к   Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу. Непонимание,     нежелание   понять   и   простить,   помочь   ребёнку разобраться   в   сложившейся   ситуации   отодвигают   его   от   взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты,   радость,   но   и   горе,   несчастье.   Это   приучает   ребёнка   к состраданию,   сочувствию,   пониманию,   такие   же   отношения   он   будет пытаться выстроить и  в собственной семье.  Семейные ценности в сказке­были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Сказка­быль  «Кладовая   солнца»   М.М.Пришвина  –   это   ещё   одно литературное произведение, в котором детям привиты семейные ценности. В ней   автор   показывает   детей­сирот,   потерявших   своих   родителей   в   годы Великой Отечественной войны.  Большую   роль   в   произведении   играет   образ   родителей   Насти   и Митраши. 15 Внешность детей самая обыкновенная. Настя напоминает  «курочку», всё   её   лицо   усыпано   веснушками,   носик   глядит   вверх.   Митраша «коротенький,   но   очень   плотный,   лобастый,   затылок   широкий».   Дети похожи друг на друга трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью, горячо любят своих родителей, во всём стараются им подражать.  «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…» Митраша  «выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани».  «Он (Митраша) хорошо, по­отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги…» ­Зачем тебе полотенце?­  спросил Митраша. ­А как же?­ ответила Настя.­ Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила» «Ты ещё помнишь,­ сказал Митраша сестре,­ как отец говорил нам о клюкве…»[10;21]. Дети   были   очень   дружны,  но   Митраша   пытался   верховодить,  а  это возбуждало  разногласия между братом и сестрой. Отец   мальчика   воспитал   в   своём   сыне   не   только   необходимые житейские   навыки,   но,   главное,   развил   в   нём   пытливость,   смелость, уверенность   в   человеческом   разуме,   умение   зорко   всматриваться   в окружающую природу, понимать её. Так велико было влияние отца, что в разговорах   Митраши   как   лейтмотив   постоянно   звучит   фраза:  «Отец говорил»,   которая   во   многом   определяет   поведение   мальчика,   объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.  Настя с самого раннего утра занята домашними делами, многому она научилась у своей матери, делает всё очень старательно, заботливо относится к брату, пытается наставить на путь истинный.   16 Рисуя Настю и Митрашу в ответственный момент их жизни, Пришвин показывает, что успех приходит к тому, кто обращает свои силы и ум на пользу   людям,   кто   руководствуется   в   своих   действиях   именно   такой «правдой жизни». Каждому из героев удаётся одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы. В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка,   трудолюбие,   дети   не   только   перенимают   семейные ценности, но и бытовые навыки. Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям   надо  задуматься   о том,  какие  качества  они   хотят воспитать   в   своём   ребёнке   и   в   соответствии   с   этим   выстроить   свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.    Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов Целью анкетирования, проводимого нами, было выявление отношения учащихся   к   своей   семье,   к   родителям,   к   семейным   ценностям,   к   семье, которую они создадут в будущем. Результаты Анкеты №1 (Приложение 1) № вопроса 2 4 Да 40 20 Нет 4 24 Первое анкетирование показало, что из   учеников, обучащихся в 1­11 классах,   живут в полных семьях 156 , в неполных 40, в опекунских 6. Дети   понимают,   что   семья   должна   воспитывать   в   ребёнке   положительные 17 качества, но трое учащихся считали, что в семье наряду с положительными качествами   могут   воспитываться   и   отрицательные,   такие   как   лживость, скупость, зависть, которые, по их мнению, оправдать различными жизненными ситуациями. 3. Доброта 43, уважение к ближнему 38, милосердие 37, сострадание 11, правдивость 28, бескорыстие 26, зависть 1, скупость 1, лживость 1. 5. . Доброта 40,  уважение к ближнему 36, милосердие 31, сострадание 9, правдивость 32, бескорыстие 25. 6. Семья, в которой царит уважение 19, Семья, в которой царит взаимопонимание 27, Семья, в которой царит любовь 39, Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте 24, Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи 15. Результаты анкетирования, проводимого по Анкете №2 (Приложение 2)  Номер вопроса 1 2 4 Да 40 42 44 Нет 4 2 0 3. Доброта 41, уважение к ближнему 39, милосердие 38, сострадание 15, правдивость 33, бескорыстие 29. 5. Доброта 43, уважение к ближнему 44, милосердие 38, сострадание 16, правдивость 40, бескорыстие 30. 6. Семья, в которой царит уважение 35, Семья, в которой царит взаимопонимание 34, Семья, в которой царит любовь 40, 18 Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте 5,  Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи 4. среди опрошенных не оказалось ни одного, кто бы не ценил семью. Трое учащихся, изначально считающих, что в семье наряду с положительными качествами   могут   воспитываться   и   отрицательные,   такие   как   лживость, скупость,   зависть,   которые,   по   их   мнению,   можно     оправдать   различными жизненными ситуациями, изменили свою точку зрения и пришли к выводу, что только положительные качества должна воспитывать в ребёнке семья.                                                                                                                                 Заключение.   Анализируя, изучаемые произведения русской литературы в 1­11 классах, приходим к пониманию ,как в    повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» непонимание,  нежелание понять и простить, помочь ребёнку,   разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка   к   состраданию,   сочувствию,   пониманию,   такие   же   отношения   он будет пытаться выстроить и  в собственной семье. В   полной   семье,   в   которой   главными   считаются   любовь,   уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки, как у героев сказки­были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».   Поведение   взрослых   для   них   –   эталон,   поэтому   родителям   надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности. 19 Таким   образом,   проанализировав   произведения   художественной литературы и результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам: 1)неслучайно   авторы     художественных   произведений   включают   в повествование   взаимоотношения   в   семье,   поведение   героев   в   разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход; 2)на   уроках   изучения   данных   произведений   следует   проводить тщательный   анализ   эпизодов,   описывающих   внешность,   поступки,   манеру поведения этих героев; 3)   нужно   заострять   внимание   учащихся   на   том,   что   человек,   не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание; 4)   подобная   работа   помогает   в   воспитании   высоконравственной   и духовно­развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям. Приложение. Приложение 1 Анкета 1. 1.В какой семье ты воспитываешься: полной, неполной, опекунской, отсутствует семья? 2. Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка? Да.     Нет. 3.   Какие   ценности   может   привить   семья   ребёнку?   Из   данных   слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к 20 ближнему,   милосердие,   зависть,   сострадание,   ненависть,   правдивость, скупость, бескорыстие).    4.   Если     ребёнок   совершил   плохой   поступок,   есть   ли   в   этом   вина семьи? Да.     Нет. 5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие)  6.   Какую   семью,   по­твоему,   можно   назвать   счастливой?   Выбери нужные ответы.  (Семья, в которой царит уважение. Семья, в которой царит взаимопонимание. Семья, в которой царит любовь. Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте. Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.) Приложение 2 Анкета 2. 1. Помогают ли литературные произведения, которые ты изучаешь в школе, прививать семейные ценности?              Да.     Нет. 1 Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка? Да.     Нет. 3.   Какие ценности может привить  семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к 21 ближнему,   милосердие,   зависть,   сострадание,   ненависть,   правдивость, скупость, бескорыстие).    4.   Если     ребёнок   совершил   плохой   поступок,   есть   ли   в   этом   вина семьи?  Да.     Нет. 5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие)  6.   Какую   семью,   по­твоему,   можно   назвать   счастливой?   Выбери нужные ответы.  (Семья, в которой царит уважение. Семья, в которой царит взаимопонимание. Семья, в которой царит любовь. Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте. Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.) Приложение 3 Правила, разработанные психологами для детей­школьников: 1)   Дорожи   своим   именем.   Добрые   дела   могут   быть   неприметными, потому что доброе дело ­ это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя. 22 2) Твое имя ­ это твоя честь и достоинство.   Если ты не дорожишь своим   именем,  значит,  ты   не  дорожишь   именем   семьи,  именем   родителей, именем твоего коллектива. 3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя. 4)   Помни:   богатство   коллектива   –   это   достоинство   отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения. 5)   Не   торопись   судить   товарища,   помоги   ему   научиться   дорожить своим именем. 6)   Умей   вникнуть   в   чужую   судьбу.   Помни:   сегодня   человек   мог совершить   проступок,   а   завтра   и   всю   жизнь   он   окажется   способным   на благородные дела. 7)  Никогда  не   покидай   отверженных.  Если   ты   покидаешь   человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе. 8)   Высшее   призвание   человека   состоит   в   том,   чтобы   стать гражданином.   Это   означает   способность   разрешать   острые   противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины. Приложение 4.                                 Памятка для родителей Уважаемые   родители!   Чаще   показывайте   детям,   как   сильно   вы   их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё то, что они делают. Разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях. 23 Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом» В   отношениях   с  детьми   чётко   определяйте   границы,  но   допускайте некоторую   свободу   в   установленных   границах,   в   рамках   правил.   Будьте хорошим   примером   для   своих   детей.   Развивайте   в   них   терпимость   к окружающим. Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Оказывайте своим детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней. Обсуждайте возникшую проблему без обвинений в адрес ребёнка, в этом   случае   он   не   почувствует   давления   с   вашей   стороны   и   с   большей вероятностью согласится искать её адекватное решение. Избегайте   оскорбительных   фраз,   унижающих   ребёнка,   это   не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем. Эта   памятка   поможет   родителям   выстраивать   гармоничные отношения с их собственными детьми.  7.Библиографический список. 1.Амбушева Т.М., Серёгина Л.М. Литература 5­6 классы. Конспекты уроков. Волгоград, Учитель, 2007, с.­  240­245, 284­293 2.Горький   М.   Детство.   В   людях.   Мои   университеты.   М.:   Художественая литература, 1985, с.­3­221 3.Гребенников   И.В.   Этика   и   психология   семейной   жизни.   М.:   Просвещение, 1984, с.­ 9­15 24 4.Зепалова   Т.С.,   Мещерякова   Н.Я.   Методическое   руководство   к   учебнику­ хрестоматии «Родная литература  для 5 класса». М.: Просвещение, 1983, с.­ 139­154, 197­207 5.Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс. М.: Экзамен, 2003, с.­  208­217 6. Короленко В.Г.Избранное. М.: Просвещение, 1987, с.­43­69. 7.Кондаков М.И. Семейное воспитание. М.: Педагогика, 1972, с.3­6 8.Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 30­е годы. Л. Художественная литература, 1974, с.­96­153 9.Ожегов С.И. Толковый словарь. М.: Просвещение, 2000, с.­ 321 10.Пришвин М.М.Кладовая солнца.М. Школьная библиотека,1996,с.­ 3­25. 11.Пушкин А.С. Повести Белкина. М.: Современник, 1991, 24­32. 12.Снежинская   М.А.   Методическое   руководство   к   учебнику­хрестоматии «Родная литература  для 6 класса». М.: Просвещение, 1976, с.­ 213­230    Интернет­ресурсы http://www.google.com    /search? ie=UTF8&oe=UTF8&sourceid=navclient&gfns=1&q=%D0%BD %D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8 25

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"

Исследователььская работа"Семейные ценности в русской литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2019