ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНО-ИГРОВОМ ПРОЕКТЕ «БУДЕМ, БУДЕМ УМЫВАТЬСЯ» \
Проблемой сохранения и укрепления здоровья занимается огромное количество ученых, ее пытаются решить практические работники в детских садах и родители, но тема продолжает оставаться актуальной. Заметную роль в создании благоприятных условий для снижения заболеваемости и формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет работа с детьми в детском саду. Ведь забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд ученых, проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Дети болеют, к сожалению, часто причиной очень многих болезней становится нарушение элементарных гигиенических правил. Казалось бы, каждый человек знает: следи за чистотой рук, не ешь немытые фрукты – и будешь огражден от серьезных заболеваний. Но почему тогда так много пищевых инфекций, почему так часто у детей встречаются гельминтозы, простудные заболевания, паротиты, корь и другие заболевания? Причина яснанедостаток знаний о распространении инфекции, которые передаются не только воздушнокапельным, но и через дверные ручки, предметы общего пользования, во время совместных игр. Вполне возможно, что представления о значении гигиенических навыков у детей есть, но эти знания не стали базой для формирования умений; умения не превратились в навыки, а навыки не доведены до уровня привычек. И еще одно, не всегда у детей сформированы соответствующие мотивы и положительное отношение к гигиенической культуре, нет потребности следить за чистотой тела, опрятностью одежды, порядком в окружающей обстановке. Если это так, то, скорее всего они видят неправильный пример взрослых, в доме нет культа чистоты, не хватает обучения и контроля. Мы убеждены что, первая ступенька к ЗОЖ – освоение гигиенической культуры. Для нас не секрет что и детский сад –источник повышенного риска для распространения заболеваний, возникновение которых очень часто связано с недостаточным соблюдением правил личной гигиены нашими детьми. Наша с родителями обязанность пояснить детям все ситуации, после которых необходимо мыть руки, сформировать навыки самостоятельного правильного мытья рук: только с мылом, намыливать до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать чистой салфеткой. Все перечисленное и стало причиной побудившей нас выбрать тему проекта «Будем, будем умываться!». Это длительный проект. Для формирования навыка требуется время. В содержание работы с детьми входило: сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, консультации, организация выставок, конкурсов, рассматривание иллюстраций, информационно-агитационные стенды, личный пример взрослых, театрализованные представления, просмотр видеоинформации и пр. Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В рамках социально-игрового проекта «Будем, будем умываться!» наибольший интерес у детей вызвал эксперимент «Руки мыть или не мыть?» Нашими помощниками были родители. Одна из мам – микробиолог. Она помогла предоставить необходимое оборудование для эксперимента – стерильные чашки Петри со средой, т.е. «домом» для бактерий. Вы их видели - небольшие плоские чашки из стекла или прозрачного пластика. У чашек Петри есть две части, верхняя и нижняя, они вставляются друг в друга, что служит для защиты культуры микроорганизмов от воздуха и прочих потенциальных источников заражения, а также сдерживает газы, выделяемые микроорганизмами в ходе фазы роста. 1.Итак, мы решили посмотреть, какие бактерии живут на кончиках пальцев. После длительной прогулки, дети не моя рук легонько касаются пальчиками поверхности питательной среды. Делать это надо аккуратно, не повреждая поверхность. Затем накрываем ёмкость со следами пальцев верхней чашкой (это надо делать очень быстро) и запечатываем, например, клейкой лентой. 2 На нижней поверхности чашки маркером обводим отпечатки пальцев и подписываем. Для чистоты эксперимента я проделала тоже самое со своим домашним котом, поместив его лапу в чашку Петри. 3. Для сравнения в одной из чашек оставили отпечатки максимально чистых рук (помыли руки антибактериальным мылом, протерли дезинфицирующим раствором). 4. Затем мы поставили заселённые «дома» в тёплое и тёмное и недоступное для детей место. Время роста в этом случае составит 5-7 дней. Для чистоты эксперимента я проделала тоже самое со своим домашним котом, поместив его лапу в чашку Петри. Также я сделала два отпечатка своих пальцев, один после работы; второй тщательно протертый влажной антибактериальной салфеткой. 5. На наших пальцах обитают самые разные виды микроорганизмов, и определить, что в каком месте выросло, очень сложно. Можно лишь делать предположения, например: • разные виды стафилококков могут образовывать красящие вещества (пигменты) золотистого, белого и лимонно-жёлтого цветов; • колонии Serratia marcescens имеют красный цвет; • розовый микрококк — розовый• хромобактер фиолетовый — фиолетовый; • микобактерии туберкулёза — жёлтый или ярко-оранжевый; • некоторые виды плесени (на всякий случай напоминаем, что плесень — это разновидность грибов, а не бактерий) образуют чёрные мохнатые колонии. Разумеется, точно определить микробов можно только в лаборатории. 6. На самом деле колонии, выросшие по мановению вашей руки, вряд ли опасны, однако это не освобождает вас от обязанности похоронить их по всем правилам микробиологии со всеми ритуалами и почестями. Большинство людей моют руки редко и неправильно! Исследование, в котором участвовало около 4000 человек, показало, что среднее время мытья рук составляет примерно шесть секунд, что недостаточно для того, чтобы обезопасить себя и окружающих. Кроме того, было выяснено, что большинство людей (93,2% из 2800 респондентов) не моют руки после кашля или чихания, что способствует распространению инфекций. А Вы знаете сколько по времени необходимо мыть руки? - ответы (не менее 20- 30 секунд) Если мыло и вода недоступны, рекомендуют использовать санитайзер (антисептик для рук) - дезинфицирующее средство, содержащее, по меньшей мере, 60% спирта. Небольшой флакон всегда стоит иметь при себе. Спирты обладают широким спектром антимикробной активности и менее избирательны по сравнению с другими антибактериальными химическими веществами. Не все микробы одинаково вредны Не все бактерии вредны для здоровья. Некоторые их виды, живущие внутри нас, необходимы нам для защиты от патогенных видов микробов. Мы живем в мире микробов: триллионы разных бактерий населяют нашу кожу и кишечник. В совокупности с дрожжами и вирусами их называют нашей микрофлорой. Наша микрофлора может защитить организм от опасных микробов путем обучения нашей иммунной системы и выработки устойчивости к колонизации болезнетворными бактериями. Итак, как защищаться от вредных микробов и беречь полезные? Нет сомнения, что мытье рук мылом и водой эффективно уменьшает распространение инфекций, в том числе устойчивых к противомикробным агентам. Когда у вас нет возможности вымыть руки после касания сомнительных поверхностей, используйте дезинфицирующее средство для рук на основе спирта. Как можно реже прикасайтесь руками ко рту, носу и глазам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.