ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 3,4 КЛАСС

  • docx
  • 24.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 3,4 КЛАСС.docx

 

 

МКОУ «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект

«ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА»

 

 

Picture background

 

 

 

 

 

 

 

Проект выполнили: ученики 3,4 класса

Руководитель: Наумова Т.Г.

учитель первой квалификационной категории

                                                                                                                                                                           

 

с. Сычёво

2025 год

 

           

Оглавление:

                   I.            Введение.

                II.            Основная часть:

2.1 Вступление.

2.2 Что такое хлеб? История появления хлеба.                                                                                   2.3 О пользе хлеба.

2.4 Интересные факты о хлебе.  Пословицы и поговорки о хлебе.                                                                                                 2.5 Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

 2.6 Эксперимент «Как появляются всходы пшеницы».

2.7 Хлеб военных лет. Блокадный хлеб.

2.7 Как использовать остатки хлеба?                                                               

2.8 Анкетирование (обучающихся, родителей и педагогов).

2.9 Эксперимент «Как лучше хранить хлеб».

2.10

             III.            Заключение.

            IV.            Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                      I.            Введение.

Тема исследования: «Хлеб – всему голова».    

Актуальность исследования: Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», «Хлеб дороже золота и алмазов».  Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Его имя на всех языках люди произносят с теплотой и любовью. Хлеб — символ достатка и благополучия. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом — кругом с точкой посредине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали песни, хлебом-солью встречали гостей.                                                                                               

Нам захотелось узнать о значении хлеба в жизни человека, почему люди с большим уважением относятся к нему? Почему не могут обойтись без хлеба?

 

                                                                                                                  II.          Основная часть.

2.1 Вступление.

Испокон века хлеб был не простой едой. Он являлся показателем благосостояния человека.

Мы задумались, почему к хлебу особое отношение, почему люди не могут обойтись без него?                                                                                                                                                              Чтобы разобраться в этом, мы решили провести исследование.                                                                           Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека.

Гипотеза

Рабочей гипотезой стало предположение, что существует недостаток осведомленности детей о хлебе, как о необходимом продукте питания и символе духовной жизни народа.

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи исследования:

ü Сформировать представление о процессе производства хлеба, важности труда земледельцев; воспитывать чувство бережливости, почтительного отношения к хлебу;

ü выявить роль хлеба в питании и здоровье человека;

ü провести анкетирование и выяснить, что знают о хлебе обучающиеся, какие хлебобулочные изделия покупают родители и педагоги;

ü собрать подробную информацию о хлебе, узнать о роли хлеба в годы войны;

ü провести эксперименты:

- условия хранения хлеба;

-как появляются первые всходы пшеницы;

Объект исследования: хлеб                                                                                                                    

Предмет исследования: значении хлеба в жизни человека.                                                              

Методы исследования:

1.      Знакомство с литературой по теме проекта;

2.      обращение к сети Интернет;

3.      анкетирование;

4.      анализ полученной информации;

5.      проектная деятельность.

Мы изучили информацию о хлебе в разнообразных источниках: книгах и Интернет, и вот что выяснили.                                               

 

2.2 Что такое хлеб? История появления хлеба.

          Хлеб является основным продуктом питания для большинства стран мира. Все виды хлеба изготавливаются из базовой смеси муки и воды. Тип муки может меняться в зависимости от страны, поскольку в разных странах выращивают разные виды зерна. Многие виды хлеба выпекаются в духовке.

         Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба.

        Заквасочный хлеб был открыт египтянами в 6000 году до нашей эры. По-видимому, использование ферментации для поднятия хлеба было обнаружено случайно, когда кто-то оставил тесто на солнце, и оно поднялось. С тех пор хлеб получил признание как основной продукт питания во всех частях света.

         Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал раб-египтянин, готовивший тесто. По недосмотру он оставил на ночь смесь воды и муки. Тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким. В России с древних времен выпечка хлеба считалась почетным и ответственным делом. Во многих поселениях были специальные хлебные избы. При этом основную роль в жизни русского человека играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно сытнее пшеничного, белого хлеба. Ржаной хлеб называли мякушкой, из житной муки – житником, из овсяной – овсяником, из гороховой муки – гороховик. Пшеничная мука была доступна не всем, белый хлеб на дрожжах называли ситник, его пекли по большим праздникам, например, на свадьбу.

2.3 О пользе хлеба.

Хлеб обладает высокими показателями пищевой ценности и обеспечивает организм сложными углеводами (крахмалом и пищевыми волокнами), белками, витаминами (В1, В2, В6, РР, фолацином, Е), магнием, железом. Хлеб на 60–70% состоит из углеводов, при этом ржаной, отрубной хлеб содержит больше незаменимых аминокислот и витаминов, пищевых волокон, необходимых для нормального функционирования всего желудочно-кишечного тракта, нежели из пшеничной муки высшего сорта.

Регулярный прием хлеба с пищей имеет также большой физиологический смысл, ведь хлеб придает массе поглощаемой пищи благоприятную консистенцию и структуру, способствующую наиболее эффективной работе пищеварительного тракта и полному смачиванию пищи пищеварительными соками. Таким образом, хлеб служит не только источником необходимых веществ, но также играет важную роль в физиологии питания.

Существует наследственное заболевание – целиакия, при котором употребление в пищу хлеба противопоказано, поскольку хлеб содержит глютен, а больной должен соблюдать пожизненную безглютеновую диету.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Ученые-медики  считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба , при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

1.     Хлеб – источник белков, углеводов и витаминов.

2.      В нём содержится клетчатка.

3.      Это источник минеральных веществ и витаминов.

                                                                                      

2.4 Интересные факты о хлебе. Пословицы и поговорки о хлебе.

Интересные факты

ü  За всю жизнь человек съедает    в общей сложности 15 тонн хлеба.

ü  Во время войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

ü  Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг).

ü  Существует хлебное дерево. Его родиной считается Новая Гвинея. Полинезийцы завезли хлебное дерево на острова Океании. Плоды этого дерева заменяют туземцам хлеб. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода начинает бродить, и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить семью из 5-6 человек.

С хлебом связаны обычаи:                                                                                                                              «Хлеб – соль» – это  русский обычай, словно символ людской доброты.                                             Хлебом и солью встречают дорогих гостей, новосёлов.                                                                                 На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью.                                                                               

Приметы, связанные с хлебом:

ü Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

ü А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, - значит, был виноват.

Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки:

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

 

Пословицы и поговорки

     БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.

     БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА

     БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.

     ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.

     ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.

     ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.

     ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.

     ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.

     ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА

     Без закваски хлеба не месят.

     Без ножа хлеба не отрежешь.

     Без соли и хлеб не естся.

     Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

     Без соли хлеб не еда.

     Без соли, без хлеба — половина обеда.

     Без соли, без хлеба худая беседа.

     Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

     Без хлеба и медом сыт не будешь.

     Без хлеба и ситник в честь.

     Без хлеба и у воды худо жить.

     Без хлеба куска везде тоска.

     Без хлеба на воде ноги жидки.

     Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.

     Без хлеба не обедают.

     Без хлеба не работать, без вина не плясать.

     Без хлеба не сытно, а без соли не сладко.

     Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.

     Без хлеба смерть, без соли смех.

     Без хлеба, без соли никто не обедает.

     Береги хлеб в углу, а деньги — в узлу.

     Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

     Бог на стене, хлеб на столе.

     Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

     Брось хлеб назади, очутится впереди.

     Брюхом хлеба (или: живота) не вытаскаешь.

     Будет друг, коли хлеба есть круг.

     Будет хлеб — будет и обед.

     Будет хлеб — будут и мыши.

     Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

     Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

     Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

     Где сорняк цветет, там хлеб вянет.

     Где хлеб, тут и мыши.

     Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

     Говорят — хлебы варят, а щи пекут.

     Голодной куме хлеб на уме.

     Люди за хлеб, так и я не слеп.

     Голодный и в портках хлеба украдет (то есть и одетый).

     Горек обед без хлеба.

     Горька работа, да хлеб сладок.

     Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

     Гречневая каша — мать наша, хлебец — кормилец.

     Гриб не хлеб, ягода — трава.

                                                                                             

2.5. Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

Ещё с осени колхозники начинают заботиться о будущем урожае. Они глубоко вспахивают землю трактором. Не забывают и о пище для будущих посевов – разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения.

Зимой при помощи снегопаха в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Весной по вспаханному с осени полю колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки –первые всходы. Но вместе с первыми всходами взошли и сорняки. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.

Летом посевы поливают, берегут от вредителей. За летний период вырастают колоски, а в них много- много зерен.

Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу и укладывают её в валки.

Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают.

Чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Там зерно перетирают, перемалывают и получают муку.

С мельницы муку доставляют на хлебозавод. На хлебозаводе из муки делают тесто. А из него пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытым кузовами, на которых крупными буквами написано слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам.

Профессии связанные с хлебом

Агроном

Тракторист

Комбайнер

Водитель

Элеваторщик

Зерносушильщик

Брокер по зерну

Инженер мукомольной промышленности

Пекарь

Технолог хлебопекарного производства

Менеджер пекарни

Оператор хлебопекарного оборудования.

Формовщик теста

Укладчик-упаковщик

Оператор линии

Контролёр

 

2.6 Эксперимент «Как появляются всходы пшеницы».

Мы провели свой эксперимент по выращиванию семян пшеницы.

 

Сделали вывод: для прорастания семян нужны влага, тепло и свет. Пророщенные семена пшеницы продолжают расти только в земле, без земли пророщенные семена погибают.

 

2.7 Хлеб военных лет.                                                                 

                                                                       Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

Фронтовой Хлеб был горьким, в прямом и переносном смысле. В его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал в хлеб вообще добавлять. Так из чего же делали главный продукт питания в это непростое военное время? А из чего было.

Хлеб, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной обойной (то есть смеленной из цельного зерна без отходов), соевой муки, семечкового шрота (макухи), свекольного жмыха. Это конечно при хорошем раскладе. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10% а то и менее 5.    Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в окопах. И приходилось это делать даже порой под обстрелом. В состав фронтового хлеба, кроме ржаной муки, свекольного жмыха, солода, отрубей, входили иногда и опилки. Не лучше питались и те, кто остался в тылу. Им приходилось сложнее, так как основной запас зерна шёл на фронт, приходилось делать хлеб из того что есть. По рецепту, разработанному Московским технологическим институтом пищевой промышленности, в «рабочий хлеб» добавляли картофель, отруби, те же жмых, макуху, а также крапиву, лебеду и прочие более менее съедобные травы. К примеру, Хлеб военного времени мог состоять из овса и лузги ячменя (примерно 4-ре столовые ложки овса, 2-е столовые ложки ячменной лузги на 100 г воды) или Хлеб из лебеды и отрубей (лебеда 150 г, отруби 150 г и вода 100 г). Это с учётом того, что люди много работали физически и сил требовалось очень много, чтобы обеспечивать фронт всем необходимым. Хлеб во время войны считался мерилом жизни. Многим известно, что в блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Блокада Ленинграда: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. Люди умирали от голода прямо на улицах.

Хлеб войны… В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

  Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт.

Мы нашли воспоминания людей переживших войну из газеты «Рабочий путь».

«Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:

«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов — рабочим, мама стала его выкупать сама. В магазин ходила вечером, после работы.

В квартире у нас стояла старинная  этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком.

В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...

Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой. …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба»       

Вывод: Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку! В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

2.8. Анкетирование обучающихся школы, родителей и педагогов.

         Вооружившись информацией, мы решили провести анкетирование обучающихся.

Была составлена анкета из 6-ти вопросов (Приложение № 1). В анкетировании приняли участие 26 учащихся.

Результаты анкетирования обучающихся

1.                    Любишь ли ты хлеб?

А) Да  -  20 (27%)                                

Б) Нет    - 0                                

В) Не очень – 6 (23%)                      

2.                    Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

А) Черный – 5 (19%)

Б) Белый – 22 (85%)

3.                    Как часто ты ешь хлеб?

А) Каждый день – 16 (62%)

Б) Через день – 7 (27%)

В) Один-два раза в неделю – 3 (12%)

4.                    Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем – 13 (50%)

Б) Делаем сухарики – 16 (62%)

В) Убираем до следующего раза – 2 (8%)

 Г) Собираем крошки и кормим животных – 5 (19%)

 Д) Выкидываем - 0

5. Знаешь ли, кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

                   Знаю- 15 (58%)              не знаю – 11 (42%)

6. Выбрасывал ли ты когда-либо хлеб?

                   Да – 4 (15%)                 нет – 22 (85%)

 

Вывод: Большая часть ребят любят хлеб, нет тех, кто совсем не любит хлеб, но есть кто не очень любит. Больше любят белый хлеб. 62% детей едят хлеб каждый день и 27% через день, 7% один-два раза в неделю. Очень порадовало, что остатки хлеба никто не выкидывает. 72% делают сухарики, 50% доедают весь, 19% кормят животных и 8% убирают до следующего раза. Не все знают ответ на вопрос кто потрудился, чтоб каравай на свет родился, только 58%, 42% не знают. 85% никогда не выкидывали хлеб и пришлось выкинуть 15-ти %. Результаты анкетирования обучающихся ещё раз подтвердили нашу гипотезу, что существует недостаток осведомленности детей о хлебе, как о необходимом продукте питания и символе духовной жизни народа и доказывают актуальность нашего исследования.

 

Анкетирование родителей и педагогов школы

Была составлена анкета из 7-ми вопросов (Приложение № 2). В анкетировании приняли участие 6 родителей и 8 педагогов

Результаты анкетирования родителей и педагогов

1.     Любит ли ваш ребёнок хлеб?

А) Да – 10 (71%)

Б) Нет – 0

В) Не очень – 4 (29%)

2.     Какой хлеб он больше любит: черный или белый?

А) Черный – 3 (29%)

Б) Белый – 11 (79%)

В) Другое (что?)

3.     Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день – 9 (64%)

Б) Через день  - 4 (29%)

В) Один-два раза в неделю – 1 (7%)

4.     Сколько хлеба вы покупаете?

1 булку- 6 (43%)

2 булки – 7 (50%)

1 половину булки (7%)

 

5.     Какие хлебобулочные изделия вы покупаете кроме хлеба?

Булочки, печенье, батон, шанежки, сухарики, сладкие сухарики, сушки, баранки, другие кулинарные изделия, тесто, лаваш.

6.     Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем – 1 (7%)

Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба – 9 (64%)

В) Убираем до следующего раза – 2 (14%)

      Г) Собираем крошки, остатки и кормим птиц, домашних животных – 7 (50%)

      Д) Выкидываем - 0

    

7.     Ваше любимое семейное блюдо из муки

Среди блюд были названы:

Блины, оладьи, булочки, хворост, трубочки, пироги, пицца, пирожки, пончики, орешки, ватрушки, пельмени, торты, шоколадные кексы,  Самое популярное из перечисленных -ПИРОГИ и БЛИНЫ.

 

Выводы: Большая часть родителей 71% ответили, что их дети любят хлеб, 29% - не очень, тех кто не любит хлеб нет. 79% детей, по ответам родителей, любят белый хлеб, чёрный-29%. Каждый день покупают хлеб 64% опрошенных, 29% через день и один-два раза в неделю-7%. По две булки покупают 50% родителей и педагогов, по одной-43% и 7% половину булки в день. Среди других хлебобулочных изделий были названы: булочки, печенье, батон, шанежки, сухарики, сладкие сухарики, сушки, баранки, другие кулинарные изделия, тесто, лаваш. Хлеб никто не выкидывает. Оставшийся хлеб весь доедают – (7%), делают сухарики–  (64%), убирают до следующего раза –  (14%).

      Остатками хлеба кормят домашних животных –  (50%) Среди блюд были названы:

Блины, оладьи, булочки, хворост, трубочки, пироги, пицца, пирожки, пончики, орешки, ватрушки, пельмени, торты, шоколадные кексы,  Самое популярное из перечисленных -ПИРОГИ и БЛИНЫ.

Мы узнали много интересных рецептов разных хлебобулочных изделий, некоторые ребята поделились приготовленными блюдами.

Семья Весниных испекла пирог. А ещё папа Ани поделился рецептом торта из сухарей.

Ученица 4 класса Мезенцева Александра сама испекла сырные лепёшки.  

 

2.9. Эксперимент «Как лучше хранить хлеб»

Учениками нашего класса был проведён эксперимент по хранению хлеба в разных условиях. Одинаковые кусочки хлеба были помещены для хранения в разные места:

1.     В холодильник в полиэтиленовом пакете и без полиэтиленового пакета.

2.     На столе в полиэтиленовом пакете и без полиэтиленового пакета.

Второй день опыта: хлеб на столе без полиэтиленового пакета засох, верх и низ, в середине ещё мягкий. На столе в полиэтиленовом пакете без изменений.

Хлеб в холодильнике в полиэтиленовом пакете без изменений, без полиэтиленового пакета подсох верх больше, низ меньше, в середине мягкий.

Пятый день опыта: хлеб, оставленный в помещении в полиэтиленовом пакете покрылся плесенью, без пакета засох полностью, плесенью не покрылся.

Хлеб в холодильнике в полиэтиленовом пакете остаётся мягким, плесень не появляется, хлеб без полиэтиленового пакета засох.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: длительное время лучше хранить хлеб в полиэтиленовом пакете в холодильнике, на короткий срок (1 день) можно оставить в помещении в полиэтиленовом пакете.

 

                                                                                                    III.     Заключение.           

Выдвинутая нами гипотеза что существует недостаток осведомленности детей о хлебе, как о необходимом продукте питания и символе духовной жизни народа подтвердилась, в этом мы убедились, анализируя результаты анкетирования. В ходе работы над проектом мы восполнили все недостающие знания по этой теме.

Теперь мы знаем, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза».  Ведь хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Научились сами выращивать семена пшеницы, пронаблюдали, как появляются первые всходы, узнали, как лучше хранить хлеб. Узнали, что во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека.

IV.    Библиографический список.

Хлебные истории, или хлеб от А до Я. – Детская энциклопедия, № 2 – 2012. – 64 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1

Интернетресурсы.

 

 

 

Приложение 1

Анкета «Хлеб – всему голова» для обучающихся.

5.                    Любишь ли ты хлеб?

А) Да                                    

Б) Нет                                   

В) Не очень                          

6.                    Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

7.                    Как часто ты ешь  хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

8.                    Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаем сухарики

В) Убираем до следующего раза

 Г) Собираем крошки и кормим птиц

 Д) Выкидываем

5. Знаешь ли, кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

                   знаю           не знаю

6. Выбрасывал ли ты когда-либо хлеб?

                   да               нет

               

 Приложение 2

Анкета для педагогов и родителей «Хлеб всему голова»

1.     Любит ли ваш ребёнок хлеб?

А) Да

Б) Нет

В) Не очень

2.     Какой хлеб он больше любит: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

В) Другое (что?)

3.     Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

4.     Сколько хлеба вы покупаете?

 

 ---------------------------------------------

5.     Какие хлебобулочные изделия вы покупаете кроме хлеба?

6.     Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба

В) Убираем до следующего раза

      Г) Собираем крошки, остатки  и кормим птиц, домашних животных

      Д) Выкидываем

      ----------------------------------------------------------

7.     Ваше любимое семейное блюдо из муки

(пожалуйста напишите название и рецепт)

 

Приложение № 3.

Правила бережного отношения к хлебу:

1. Не покупайте лишнего хлеба.

2. Никогда не берите хлеб грязными руками!

3. Ставьте хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.

4. За столом берите столько хлеба, сколько можете съесть.

5. Во время еды не допускайте шалостей с хлебом.

6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храните его в ёмкости с крышкой или в хлебнице.

7. Научитесь использовать чёрствый хлеб.

8. Никогда не выбрасывайте хлеб!

9. Всегда и везде уважительно относитесь к хлебу!


 

Скачано с www.znanio.ru