Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №10»
155815, г. Кинешма, Ивановской области, ул. им. Ю. Горохова, д.10,
Тел: 2-06-12;2-23-64; факс 2-06-12
E-mail: kindetsad-10@yandex.ru
Аннотация.
Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Основываясь на интересах детей педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования.
Проект «Колесо времени» даёт возможность детям заниматься тем, что их интересует; нарабатывать простейшие исследовательские методики и навыки; расширяет кругозор и учит детей не замыкаться в данном опыте, выходить за его границы; учит улавливать взаимосвязи конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой; и этим приближает детей, занятых в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий.
Актуальность:
Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…) мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то, в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.
Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, нами была определена
Проект: долгосрочный
1 этап «В Мире динозавров»
2 этап «Путешествие в прошлое предметов».
3 этап «Невероятное будущее»
Участники проекта: дети подготовительной группы «Городок»
Тема исследования: «В мире динозавров»
Объект исследования: динозавры
Предмет исследования — интересные факты о динозаврах.
Цель проекта:
Формирование представлений у детей об эпохе динозавров, посредством создания благоприятных условий для реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
Задачи проекта:
•Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами, с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями; вызвать у детей интерес и прививать вкус к простейшим формам исследовательской и научной работы на материале проекта.
•Сформировать представления об изучении этих древних животных учеными;
•Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом.
•Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.
•Привлекать родителей к реализации совместной детско–взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.
•Использовать работу над данным проектом о динозаврах для создания благоприятной и обогащенной предметно-пространственной среды.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Вывод:
1. Динозавры жили на нашей планете.
2. Ученые не пришли к единому мнению о гибели динозавров.
3. Исчезновение динозавров продолжалось на протяжении нескольких лет, было постепенным.
4. Наша планета и весь растительный и животный мир на ней подвергались изменениям.
Исчезновению динозавров послужили следующие причины: в результате движения материков происходит постепенное изменение климата. Земля меняет свой облик, меняется растительный и животный мир. На смену динозавров приходят более приспособленные к новым условиям жизни животные.
План исследования
Проблемой нашего исследования является выяснить кто такие динозавры и причины их вымирания. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных. Динозавры очень опасные рептилии, но хотя они вымерли много миллионов лет назад, их жизнь и существование на Земле интересна не только ученым, но и современным детям. Интересные факты о динозаврах, мы выясним в ходе исследования.
Гипотеза
Динозавры – доисторические существа, жизнь которых интересна в настоящее время.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, мы поставили ряд вопросов для дальнейшего исследования проблемы:
«Кто такие динозавры?»
«Когда и где жили динозавры?»
«Виды динозавров»
«Чем питались и как защищались динозавры?»
«Как динозавры заботились о своем потомстве? »
«Почему вымерли динозавры? »
Самостоятельное исследование:
Для реализации проекта «В мире динозавров» в работе использованы следующие формы работы с детьми:
Художественно - творческие:
«Остров динозавров» (интегрированное).
«Какие удивительные животные» (коллективная аппликация с элементами рисования).
Досуг " Динозавры ".
Игровая деятельность. Настольные и дидактические игры: «Собери динозавра», «Найди тень динозаврика»
Чтение рассказов, стихотворений.
Импровизация движений крупных и маленьких динозавров.
Просмотр научного фильма " Прогулки с динозаврами."
Просмотр научного мультфильма " В мире динозавров".
Создание библиотеки "Эпоха динозавров".
Оформление родителями наглядных материалов.
1 этап - Подготовительный.
При реализации подготовительного этапа была сформулирована проблема, цели и задачи проекта. Подобран материал и оборудование для работы. В ходе совместных бесед выявлен уровень знаний о динозаврах. Проведено анкетирование с родителями, с целью выявить, читают ли родители детям книги что предпочитают слушать. Проведена беседа «Что мы знаем о динозаврах?» Составлен план работы. С целью привлечения родителей к проекту проведена консультация «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»
2 этап – Основной.
При реализации основного этапа был прочитан рассказ и проведена беседа по иллюстрациям и фотографиям «Кто такие динозавры и когда они жили?», подготовлены ряд презентаций о динозаврах, проведено развлечение «Путешествие к динозаврам», просмотрели виртуальный музей «В мире древних животных» , а так же мультфильмы «Динозавр», «Диномама». В ходе этой работы ребята познакомились с существованием динозавров, об их строении и образе жизни, о видах и типах динозавров, чем они отличались друг от друга, и почему они вымерли.
Было решено создать макет «Парк Юрского периода».. Совместно с детьми были изготовлены из пластилина и бумаг фигурки динозавров. Ребята с удовольствием разукрасили динозавров красками. Так же от ребят поступило предложение подобрать раскраски из мультфильма «Ледниковый период» и создать большую книгу-рисунков «Динозаврики». Родители так же приняли активное участие в реализации проекта, вместе с детьми дома рассматривали и беседовали по энциклопедиям «Все про динозавров», подбирали стихи и рассказы про динозавров. Так же для родителей была разработана памятка «Расскажите детям о динозаврах» и создан буклет «Мастер – класс. Такие забавные динозавры. Исходя из интересов детей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, в группе была создана развивающая среда. необходимая для реализации проекта. Выставка энциклопедической литературы и буклетов по теме проекта «Динозавры»
3 этап – Заключительный.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с эрой динозавров создание библиотеки по данной теме. Подбор видеотеки оформление альбома рисунков по теме проекта.
Выставка детских поделок и рисунков по теме «Динозавры». Интеллектуальный квест «По следам Динозавра»
Описание работы
В ходе рассматривания иллюстраций, бесед, посещения виртуального музея мы узнали о жизни и местах обитания динозавров.
Через знакомство с литературными источниками мы получили занимательные сведения, что все знания о динозаврах получены благодаря изучению окаменелостей учеными.
Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами Интернет-ресурсов, во время бесед и просмотров презентаций, развивающих фильмов о динозаврах, мы получили данные, что динозавры жили на Земле, когда еще не было людей.
Трудно даже представить, насколько многочисленными и разнообразными были виды динозавров, хозяйничавшие до нашей эры.
Оборудование и материалы:
1. Книги, журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации.
2. Видео- и аудиозаписи.
3. Фотоаппарат.
4. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
5. Ноутбук.
6. Видеопроектор.
7. Экран.
Интересные факты о динозаврах.
Знаешь ли ты?
Что значит слово ДИНОЗАВР?
Этот термин происходит от греческого «deinos»что означает «ужасный», и «sauria» - «ящер», то есть «ужасный ящер». Первые ископаемые останки действительно были отнесены к вымершим рептилиям. Они были такие огромные, что их невозможно было сравнить с другими известными животными.
Динозавры вымершие животные, составляющие многочисленный надотряд класса пресмыкающихся, обитавшие на Земле в период с 225 до 65 млн лет назад. Надотряд динозавров относится к подклассу архозавров и делится на отряды ящеротазовых (Saurischia) и птицетазовых (Ornithischia).
Зачем палеонтологи изучают зубы?
Определив тип зуба, можно понять, чем животное питалось и как оно жило. Если зубы острые, значит, оно охотилось и питалось мясом или падалью. Если у животного множество зубов, способных хорошо измельчать пищу (такие зубы обычно стачиваются на новые), то оно питалось твердыми растениями. Если же у животного зубки маленькие и плоские, то пищей ему служили водоросли, которые оно находило, подолгу роясь в водоемах. Если зубы тонкие и острые, а морда удлиненная, то животное кормилось насекомыми. А если в одной пасти "собрались" вышеперечисленные виды зубов, то это животное было всеядное, то есть оно употребляло любую пищу, как мы.
Кто такой динозавр?
Это яйцекладущая рептилия (пресмыкающееся), строением черепа схожая с крокодилами и ящерицами. Диноавры умели ходить, бегать, прыгать (иногда только на задних ногах). Возможно, что в отличие от известных сегодня рептилий некоторые динозавры были теплокровными, как птицы и млекопитающие.
Заботились ли динозавры о своих малышах?
Найденые гнезда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Детеныши жили в гнезде вместе с родителями до определенного возраста.
Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки, камапазавры, цераторсы.
Кто такие травоядные?
Это звери, которые питаются исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами и ветками деревьев. Например это диплодоки и гадрозавры.
Как Диназаврам дают имена
Каждый новый вид динозавра получает свое собственное имя. В роли крестного отца выступает ученый, который подробно изучил находку и провел сравнение с уже известными видами. «Свидетельством о рождении» является публикация в одном из специальных научных журналов.
Название вида динозавра неизменно составляется из двух частей: из названия семейства (с прописной буквы) и названия вида (со строчной буквы). В соответствии с научной традицией для этого используется латынь и латинская графика.
При выборе названия часто прибегают также к греческим словам, географическим названиям и собственным именам.
Чаще всего название отражает характерные свойства данного вида динозавра или найденных его остатков, например:
•
Stegosaurus armatus (стегозавр арматус, вооруженный ящер с пластинами на спине)
- название дано по характерным для этого динозавра пластинам и шипам;
• Сегаtosaurus nasicornis (рогатый динозавр с носовым рогом) - на носу этого
динозавра имеется большой рог;
• Diplodocus longus (длинная сдвоенная балка) - это удлиненный динозавр, отличительная особенность которого - наличие двойных отростков на большинстве костей хвостовых позвонков.
Часто название отражает место находки, например, в названии Mamenchisaurus hochuanensis (маменьчизавр хэчуаненсис) Маменьчии Хэчуань - место находки и местность в Китае.
Lesothosaurus (лесотозавр) найден в Лесото, в Африке, a Albertosaurus (альбертозавр) - в провинции Альберта, в Канаде.
Личные
имена используют в названии, чтобы почтить заслуги выдающихся ученых. Имена
английских исследователей динозавров Мантеля и Букленда вошли в названия
Megalosaurus bucklandi (мегалозавр букленди) и Iguanodon mantelli (игуанодон
мантели).
Имя американского палеонтолога, открывшего ранее неизвестных ящеров, Отниела
Чарлза Марша запечатлено в названии небольшого газелевого динозавра отниела, а
фамилия немецкого исследователя ящеров Яненша - в названии гигантского
динозавра яненшия.
Сам же Яненш увековечил имя директора Берлинского музея природоведения Бранка,
дав крупнейшему гигантскому динозавру название Brachiosaurus brancai (брахиозавр
бранкаи) - длиннорукий ящер Бранка.
Полное название из двух частей используется, в основном, в научных трудах, а в прочих случаях обычно ограничиваются видовым названием.
Из переводных латинских названий в употребление вошли лишь немногие, например панцирный ящер вместо паноплозавр. При буквальном переводе с латинского названия динозавров чаще всего получаются неудобочитаемыми и поэтому, как правило, используют оригинальные названия - многие из них, такие как динозавр, бронтозавр или диплодок, стали уже обыденными.
IV. Заключение
На протяжении всего проекта мы увидели, как проделанная работа достигла своей цели. У детей и родителей стал развиваться интерес к эпохе динозавров, расширился кругозор.
Дети:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров. Нашли ответы на проблемные вопросы. Также приобрели опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов. Научились рисовать, делать аппликации динозавриков, усовершенствовали навыки работы с ножницами. Расширили кругозор, познакомились с историей развития жизни на земле. Побывали в роли исследователей, юных палеонтологов и археологов. Вопросы, которые были заданы в интервью с ребятами.
Родители:
Активно участвовали в проектной деятельности, через совместную познавательно - исследовательскую деятельность. Произошло сближение семей в достижении общей цели в создании книжек-малышек.
Педагоги:
Повысили свой профессиональный уровень. Пополнена предметно - пространственная среда.
Беседа с родителей.
1. Читаете ли вы детям книги о динозаврах?
а) дети проявляют интерес сами
б) это ваша инициатива
2. Хотели бы вы расширить кругозор детей об этих животных?
3. Вы считаете изучение темы о динозаврах еще рано для этого возраста?
4. Как бы вы отреагировали на то чтобы мы начали работу над проектом о динозаврах?
5. Вы согласны участвовать в создании поделок?
6. Вас самих когда-нибудь интересовал вопрос о существовании и исчезновении этих загадочных животных?
7. Согласны ли вы с утверждением что если мы не будем охранять окружающую среду, то могут исчезнуть некоторые редкие животные?
8. Знаете ли вы что означает слово динозавр?
9. Какие пожелания или предложения у вас будут при более углубленном изучении темы нашего проекта.
Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»
Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.
Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.
1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.
2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.
3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.
4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.
5. Обведите на листе картона диск, рассчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.
6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска.
7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плёнку и соедините с контуром основы.
8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов.
8. Вот такая красота получается у нас.
Творческих успехов!
Рассказ - беседа с детьми «Кто такие динозавры и когда они жили?»
Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой.
Триасовый период.
Триасовый период начался около 250 миллионов лет назад и длился 35 миллионов лет.
Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода появились самые первые представители динозавров.
Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров.
тринаксодон — длина 40 см
Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные.
Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде.
Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.
Юрский период.
Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета.
Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры и плезиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как впафобетор, кетцалькоатли, птерозавр. Рамфоринх был первым летающим ящером. Крыльями ему служили кожистые перепонки между передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних землероек. Но «главными» животными на суше в юрский период стали динозавры. Они встречались повсюду, такие как:
Травоядные
брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра,
стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров,
апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр.
Хищники
диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров.
цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров.
аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров
Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис. Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.
Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое».
Меловой период
Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.
Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов — сейсмозавров.
Травоядные:
паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн.9 метров в длину
пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину.
Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину.
велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину.
Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой.
Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.
В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.
Игра – квес «Путешествие к динозаврам»
Цель: создание условий для формирования, поддержания и повышения познавательной мотивации старших дошкольников.
Задачи:
Обучать детей умению понимать, принимать и выполнять поставленную задачу, решать проблему.
Продолжать активизировать у детей когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мышление).
Воспитывать в детях доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, сопереживание и умение радоваться достигнутому результату.
Приветствие «Привет»
Крикнем громко, дружно, дружно! –Привет!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему ласково…
Привет!
- При встрече через много лет вы крикнете радостно друзьям…
Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…
Привет! (спокойной интонацией )
Разминка:
Первый динозавр (пазл)
Проводим раскопки.
Как настоящим палеонтологам, детям можно предложить провести раскопки. Так, в манку или заранее подготовленную алебастру спрячьте динозавриков.
Прохождение лабиринтов:
способствует развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности
Судоку:
развивать умение структурировать алгоритма решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентировки на плоскости; развивать внимательность
Шифровка
Приведём в пример простую головоломку, где зашифровано слово «картина». За символы возьмём грани вокруг нужной нам буквы.
Зеркальное послание.
Ответ они узнают, разгадав зеркальное послание. Для усложнения задания текст можно написать нестандартным шрифтом.
Конспект по сюжетно-ролевой игре
"Путешествие во времени"
Задачи:
- Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии
жизни на земле (от динозавров к современному человеку).
- Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого
взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную
значимость.
- Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания
товарищей.
Атрибуты: бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники.
1. Для роли повара (тубы с провизией), роли врача (походная аптечка, витамины),
учёным (пробирки, кисточки, лупа), журналистам (фотоаппарат, видеокамера,
блокноты с ручкой), астронавту (скафандр, шланг), спасателям (лазерные
пистолеты); звукозаписи пуска ракеты, пения птиц; слайды презентации на
экране “Динозавр” (момент с яйцом динозавра, с падением метеорита).
2. Картины, нарисованные детьми (динозавры, мамонт, древние люди); вода,
стаканчики,экран, проектор; наглядные пособия: яйцо, в нём динозавр, кости
динозавров; ножницы, бумага, резинки; песок, вода; рисунки динозавров в яйце.
Ход игры
Создание проблемной ситуации:
“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает –
В небо улетает”.
Раздаётся сигнал “стук сердца”.
– Что вы думаете это такое?
Дети размышляют. Воспитатель обращает внимание на слайд “Динозавр”, когда яйцо
попадает в беду.
– Ребята, по-моему, этот стук сердца раздавался из яйца. Кто бы это мог быть?
– Наверное, яйцо попало в беду и ещё не родившийся динозаврик посылает нам
сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.
– Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)
– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)
– А завтра где будем? (В будущем.)
«Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт. То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди».
– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку,
космический корабль и т. д. )
– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать
руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете? (Выборы
участников).
– Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (педагог ждет ответов детей,
при необходимости помогает и наводит на нужный ответ). (Штурман – помощник
руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – какие учёные изучают
динозавров? (учёные-палеонтологи); тележурналистов – они снимут фильм о жизни
динозавров в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во
время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом;
астронавта – во время остановки во времени он будет выходить из корабля, т.к. у нас
есть только один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).
– Приступить к строительству машины времени! (Дети строят машину времени,
одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь
необходимым материалом).
Полёт. (звуковое сопровождение). Во время полёта руководитель полёта
переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три остановки,
после которых машина вернётся домой в настоящее.
Руководитель полёта: Объявляю готовность!
Штурман: Есть готовность!
Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?
Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!
Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь,
пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.
Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?
Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!
Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Астронавту
приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.
Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт берёт пробы воды и воздуха,
находит картину с изображением древних людей, возвращается на корабль. На
корабле происходит обсуждение того, что увидел астронавт в прошлом, пробуют воду,
рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а
воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.
Руководитель полёта: Полёт продолжается!
Штурман: Есть продолжить полёт!
Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с
продуктами).
Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!
Штурман: Есть, остановка во времени!
Руководитель полёта: Стоп машины!
Штурман: Есть стоп машины!
Руководитель полёта: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке
экипажу!
Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о
том, что опасности нет, экипаж может выходить. Дети рассматривают изображённого
на картине мамонта, фотографируют его, возвращаются на корабль. Полёт
продолжается. Рассматривают мамонта, сравнивают его со слоном, делают вывод:
слоны – это предки мамонтов, а древние люди – это наши предки.
Руководитель полёта: Приближаемся к конечной цели нашего полёта! Экипажу
приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том что
увидели (Дети рассказывают о том, что эту планету населяют динозавры, они нашли
яйца динозавров).
Руководитель полёта даёт задание учёным-палеонтологам найти останки динозавров в
земле, в воде; остальному экипажу помочь родиться детёнышам динозавров (вырезают
из бумаги), а так же приготовить для динозавров траву и растения (делают из бумаги).
Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают. Воспитатель обращает внимание на то, что в то время, когда жили динозавры часто
происходили извержения вулканов, предлагает посмотреть, как это происходило
(показывает опыт).
Руководитель полёта: А куда же исчезли динозавры?
Дети излагают свои версии. Воспитатель показывает на видео падение метеорита,
метеоритный дождь. Он предупреждает, что становится опасно и нам надо
возвращаться на корабль. Дети забирают с собой маленького динозаврика, свои
находки и возвращаются на корабль.
Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!
Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!
Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!
Штурман: Есть пуск!
Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои находки? ( Отдадим в музей;
динозаврика в зоопарк).
Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!
После окончания игры предлагаю раскрасить динозавриков.
Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.