Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
города Бежецк-5 Тверской области
Исследовательский проект
Выполнил Митраков Евгений – 5 класс
Руководитель Смирнова Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2018 г
Оглавление
I. Введение …………………………………………………………………….стр. 3 - 4
II. Основная часть…..………………………………………….. ……………стр. 4 – 9
Образ Волка и его магическая сила в верованиях древних славян
1.1. Символика образа Волка в верованиях древних славян …………….стр. 4 – 7
1.2. Символика образа Волка в христианской религии…………….……..стр. 7-8
III. Заключение …………………………………...............................................стр. 8-9
IV. Список литературы ……………………………………………………….стр. 9
I. Введение
Актуальность
«Образ Волка: его магическая и символическая сила». В чем актуальность данной темы?
I. Волки - загадочные мифологизированные животные, безжалостные демоны ночи, существа сверхъестественные, причастные к миру Богов и Духов - издавна у людей вызывали интерес. Пресловутый зверь, воспитавший основателей Рима, персидского царя Кира, славянских близнецов-великанов Горыню и Дубыню, какой он? Зверь Апокалипсиса, в чьих зеленоватых глазах горят завораживающие огоньки, от чьего жуткого ночного воя леденеет кровь. Зверь, без образа которого трудно представить мифологию и фольклор разных народов. Кто он, каково его происхождение? В чем заключается магическая сила этого образа? Эти вопросы испокон веков волнуют многие умы человечества.
II. Многие известные ученые-литературоведы и писатели-философы, такие как Пропп В.Я., Бахтин В.С., Рыбаков Б.А. оставили ряд научно-исследовательских работ, посвященных данной теме, что подтверждает мысль о ее актуальности.
III. Интерес к произведениям устного народного творчества, в которых одним из главных героев является волк, никогда не пропадет, так как Волка, как носителя зла и добра одновременно, можно считать отражением внутреннего мира человека и его жизни вообще, где всегда противоборствуют два начала: ДОБРО и ЗЛО.
Цель: исследовать особенности развития образа Волка и его символику и определить его роль в произведениях устного народного творчества.
Задачи:
1. определить символику Волка;
2. рассмотреть историко-литературные подходы к исследованию традиций в изображении образа Волка;
3. определить семантическую роль образа Волка;
4. проанализировать и обобщить полученные данные.
Объект исследования: произведения устного народного творчества (сказки, колыбельные песни, пословицы, загадки), в которых присутствует образ Волка
Предмет исследования: образ Волка и его символика
Гипотеза исследования: семантика образа Волка в произведениях устного народного творчества связана с поверьями, бытом, укладом и образом жизни древних людей.
Методы исследования:
1. поисково-исследовательский;
2. описательный;
3. метод наблюдения;
4. сравнительно-сопоставительный анализ.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования и фактический материал могут быть использованы в процессе урочной и внеурочной деятельности педагогами и обучающимися младших и средних классов при изучении произведений устного народного творчества.
Глава I. Образ волка и его символика в верованиях древних славян
1.1. Символика образа Волка в верованиях древних славян
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель.
У предков славян культ волка был широко распространён. Символика Волка в верованиях древних славян многозначна.
а) Волк как тотемное животное
Основным занятием у древних людей была охота, поэтому они верили, что их прародители — дикие животные и считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем). Поэтому исследователь в области мифологии Семёнов Ю.И. считает, что «мифология своими корнями уходит к тотемизму». К примеру, несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо слова “волк” они говорили “лютый”, а себя называли “лютичами”. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых просили силы и мудрости, так как волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов.
Токарев С.А. в своей работе «Ранние формы религии» видит «в тотемизме одну из древнейших форм религиозных идей и обрядов» и дает такое объяснение тотемическим верованиям: «Земля, на которой живет, кочует, охотится данный род, земля с обитающими на ней животными и растениями рисуется в сознании первобытного охотника по образу и подобию тех же кровнородственных отношений. Тесная связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними».
Древние славяне волков считали посланниками бога. В раннем язычестве волк был тучегонителем, а в дальнейшем его хозяином становился бог-громовник Перун, которого считали также покровителем волков. А древнерусские воины отождествлялись с волками, поэтому Перуна также называли покровителем воинов-дружинников.
Волк был вестником бога богатства и плодородия Велеса (Волоса). "Велесовы дни", связанные с плодородием и скотом, приходившиеся на зимние святки, называли "волчьим праздником".
Волк считался Зверем Дажьбога (др.-рус. Дажьбогъ) — одного из главных богов в восточнославянской мифологии, бога плодородия и солнечного света, сына Сварога. Дажьбог, как и многие другие божества, является «оборотнем»: он мог превращаться в большого хромого белого волка.
Волкам, как посланникам бога, полагалось принести жертвы, обычно жертвоприношение совершали в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог.
б) Волк как посредник между мирами живых и мертвых
Волк является посредником между миром живых людей и миром умерших. Так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на "том свете", и поэтому при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших.
Согласно одному из славянских поверий, встретив волка, нужно назвать три имени своих мертвых родичей, и тогда волк не тронет, что, безусловно, связано с его ролью проводника в загробном мире.
в) Волк как демоническое животное. Волкодлаки (Влекодлаци)
В славянской мифологии существовали также волкодлаки - воины - оборотни из свиты Ярилы и Велеса, полулюди - полуволки. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Оборотничество было настолько распространено среди славянских племен, что упоминание об этом есть даже в трудах Геродота. Подчеркивая неразрывную связь невров, скифов, живущих на северных границах, с волком древнегреческий историк пишет: "Эти люди, по-видимому, оборотни. Каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова возвращается в своё прежнее состояние ".
Древние люди верили, что обращение оборотней в волков происходит преимущественно два раза в году — на коляду и в Иванову ночь, во время летнего солнцестояния. Так, например, в Польше «на коляду» ряженые бегали по селу с чучелом волка или с волчьей шкурой, носили волчьи маски и другие волчьи атрибуты.
Волкадлаки - физически очень сильные существа-оборотни, обладающие сверхъестественными способностями. Поверья белорусов о колдунах-оборотнях гласит: «Есть такие особые чаровники, которые могут обращаться в волка и производить опустошения. Такого волка нельзя ни убить, ни поймать»".
г) Культ Волка в охотничьем деле
Волк – удачливый охотник, отсюда желание людей, чье занятие была охота, подражать этому животному. Это отразилось в охотничьих ритуалах: в плясках в звериных шкурах, что в свою очередь переросло в промысловую магию. При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первым, то он никогда не нападет. На охоте старались не спугнуть зверя шумом.
д) Культ Волка в земледелии
Волк в народном представлении наших предков связывался с плодородием. Согласно материалам Энциклопедии, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, так как они во время всходов яровых помогали контролировать численность косулей, диких коз, оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам.
Такая же тенденция сохранилась и при христианстве. Так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже может предсказывать урожай, а у восточных славян встреча с волком считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили: "По хлебам проходит волк", "Ржаной волк бежит по полю".
е) Волк как представитель нечистой силы
Происхождение волка в народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. Например, по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. После оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу, вследствие чего черт стал хромать. А другой вариант этой легенды гласит, что черт, позавидовав Богу, когда тот создал Адама, попытался сам сотворить человека, но вместо этого у него получился волк.
Считалось, что волк, подобно нечистым духам, мгновенно отзывается на звук своего имени, поэтому в народе запрещалось упоминать имя волка, чтобы не вызывать его гнев. Поэтому называли его "зверем", "серым", "бирюком", "лыкусом", "кузьмой" и др. A.B.Гура приводит еще одно название Волка: «Петенька».
Повсюду существовало также поверье о том, что волки находятся в подчинении у лешего, который распоряжается ими, как своими собаками, кормит их хлебом и указывает им, какую скотину в стаде можно съесть. При этом леший и сам может обернуться белым волком. В некоторых местах пастухи, стремясь задобрить лешего, даже специально оставляли в лесу на съедение волкам одну овцу, корову из стада.
При христианстве покровителем волков и одновременно охранителем стад стал считаться св. Георгий (Юрий, Егорий), «волчий пастырь». Он собирал волков вокруг себя и говорил, где и чем кормиться. Среди крестьян существовало поверье, что на Юрьев день Егорий Храбрый разъезжает по лесам на белом коне и раздает волкам наказы. Это, в свою очередь, привело к тому, что нападение волка на скотину стало рассматриваться крестьянами как признак будущей удачи и довольства.
О связи Волка с нечистой силой подтверждает и тот факт, что славяне при встрече с волком отвращали его молитвой и крестным знамением, как черта. Входя в лес, крестьяне обычно читали заговор "от злого зверя", чтобы не встретить волка.
ж) Культ Волка как духа-хранителя.
С культом Волка как духа-покровителя связан обычай ношения волчьих амулетов: украшения мужчин чаще всего состояли из волчьих клыков. Волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого прорезывались зубы. Считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка.
з) Волк как предвестник неудачи
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала славян. Волчий вой считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. В народных приметах волк, забежавший в деревню, считался приметой неурожая.
1.2. Символика образа Волка в христианской религии
В христианстве покровителем волков и одновременно охранителем стад считался св. Георгий (Юрий, Егорий), «волчий пастырь», также имеющий символику солнечного героя, преодолевающего ограничения своей смертной природы (его битва со змеем).
Позднее христианство приписало волку отрицательные характеристики: он стал врагом человека, олицетворением нечистой силы, погубителем паствы. В противовес отцам церкви, считавшими себе верными псами-служителями христианской веры, образ волка стал связываться с инакомыслием и ересью. Тем не менее, волк стал одним из атрибутов святого Франциска Ассизского. Это связано с историей о волке из Губбио, наносившем огромный урон местным жителям. Охотники с ним не справились, а Франциск сумел остановить его следующими словами: «Брат Волк, ты совершил много зла и поэтому заслужил смерть. Видишь, окрестные жители собрались, чтобы отомстить тебе. Но я заключаю мир между тобой и ними. Ты больше не будешь их обижать, а они простят тебе все прошлые обиды и будут кормить тебя всю твою оставшуюся жизнь. Обещай только, что больше не будешь вредить никогда и никому. Обещаешь?» Франциск протянул ладонь, а волк поднял лапу в дружеском приветствии.
Волк - олицетворение хищности и злобы, злейший пастырь, похититель овец (то есть людей как паствы). В Библейской энциклопедий говорится, что «Волк — страшнейший враг овец (Мф. VII, 15 и др.). Не зря в Священном Писании жестокость гонителей Израиля сравнивают с лютостью волка (Иез. XXII, 27).
Господь Иисус Христос, предостерегая Своих учеников от лжеучителей, говорит: «Они приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. VII, 15, 16).
Мирное сосуществование Волка и агнеца - яркий метафорический образ, характеризующий всеобщий мир в Царстве Божием (Ис 11:6; 65:25).
Образ волка нашел свое отражение в одном из мифов, в котором рассказывается о том, как черт вылепил из глины волка, но как не старался, так и не смог вдохнуть в него жизнь. Тогда бог сам сделала это, но оживший волк бросился и укусил черта за ногу. С тех пор черт охромел.
Волка, как животного, обладающего сверхъестественными способностями, причастного к миру Нави и Яви, наделяли даром предвидения, предсказания.
Зубы, когти, глаз, сердце, шкура волка, в народе служили охранными оберегами и являлись лечебными средствами. Считалось, если младенцу у которого начинают резаться зубки дать погрызть волчий клык, то тогда зубы у него вырастут крепкими и здоровыми как у волка, а волчий хвост носимый при себе, помогал уберечься от негативного воздействия, дурного глаза, порчи. При приготовлении различный зелий, волшебных эликсиров, использовались волчьи когти, шерсть. Даже само его имя, могло служить своеобразным оберегом, во время отёла, при появлении на свет теленка говорили, «Это не теленок, а какой-то волчонок!», полагая, что во время летнего выпаса волки не будут нападать на него, примут за своего.
Вывод
Таким образом, в славянской мифологии образ Волка рассматривается как образ тотемного животного. Например, несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество.
Волка считали посредником между мирами живых и мертвых, что находит яркое отражение во многих легендах, приметах. Например, в славянских мифах он предстает как мудрый, проницательный, искушенный в различных делах зверь, выступающий посредником между богами и людьми, проводником между двумя мирами, но проводником не бескорыстным, за свои услуги он брал плату либо домашней скотиной, либо конем.
В славянской мифологии Волк рассматривался как демоническое животное: волкодлак - воин - оборотень из свиты Ярилы и Велеса.
Культ Волка в народном представлении древних славян связывался с плодородием и охотой, несмотря на то, что Волк связан с нечистой силой.
По поверьям древних славян, волк - дух-покровитель. Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами, обладающими лечебными, магическими свойствами.
Волк считался предвестником неудачи. К примеру, волчий вой считался дурным знаком, предвещающим голод, войну или суровую зиму. С этой точки зрения, Волк рассматривался как животное, вызывающее у людей страх.
Список использованной литературы
1. Былины, летописи, сказания. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
2. Глинка Г.А. Языческие верования древних славян 2000http://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/10.htm#57
3. Гура А. В.Символика животных в славянской народной традиции. http://www.dissercat.com/content/simvolika-zhivotnykh-v-slavyanskoi-narodnoi-traditsii-opyt-etnolingvisticheskogo-issledovani#ixzz43RZi3epS
4. Иванов В. В. Волк. МНМ. Т. 1. М., 1991, с. 242.
5. Лукин Ю. Н.. В МИРЕ СИМВОЛОВ. http://vzms.org/lukin/symbols.htm
6. Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 1986.
7. Семёнов Ю.И. «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия» // Скепсис. — № 3/4 — (Весна 2005)
8. Славянская мифология. Волки в славянской мифологии. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/gods/slavjanskaja-mifologija-belyi-volk.html
9. Словари. http://www.insai.ru/slovar/volk-4
10. Соколова 3. П. Животные в религиях. СПб.: Лань, 1998. 285 с.
11. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997
12. Хазанкович Ю. Г. Образ «волка» в фольклоре и литературе: к проблеме архетипа
13. Энциклопедия знаков и символов. http://sigils.ru/symbols/chisla.html
14. https://www.bez-granic.ru/index.php/sim/602-symbolysm-of-wolf.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.