Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”
Оценка 4.7

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл—11 кл
17.07.2017
Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”
5 января 2017 года Президент Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года ЭКОЛОГИИ. Цель этого решения – привлечь внимание общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Каждая эпоха ставит перед человеком множество вопросов, и он, как вечный Эдип, не может уклониться от необходимости отвечать на них. Главные вопросы сегодняшней эпохи - ответственность человека за себя, за передачу жизни последующим поколениям, за сохранение мира, природы, нравственного начала.5 января 2017 года Президент Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года ЭКОЛОГИИ. Цель этого решения – привлечь внимание общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности
! ПРОЕКТ 5 января 2017 года Президент ВВ Путин объявил 2017 год годом ЭКОЛОГИИ.docx
– ЭКОЛОГИИ.  5 января 2017 года Президент Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации  Цель этого Года решения привлечь внимание общества к вопросам экологического сохранения России, развития биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе” Автор проекта: …. Руководитель: …………., преподаватель русского языка и литературы Я так устала... Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет. Терзает сталь моё земное тело, И яды травят воды чистых рек Всё то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Сергей Михалков “Стон Земли” "Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего... Литература долгое время была антропоцентрична, но теперь часто возникает необходимость в том, чтобы она становилась всё более и более природной" Сергей Залыгин, ветеран российской словесности Каждая эпоха ставит перед человеком множество вопросов, и он, как вечный Эдип, не может уклониться от необходимости отвечать на них. Главные вопросы сегодняшней эпохи - ответственность человека за себя, за передачу жизни последующим поколениям, за сохранение мира, природы, нравственного начала. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке... Особенно велика роль литературы в воспитании нового отношения к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были "голоса народа" — писатели. Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня» Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе "Дядя Ваня", написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчётливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего». Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдёт пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных "островков"! Леонид Леонов «Русский лес» В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман "Русский лес". "Русский лес" — о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа — Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью». Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", мечта о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастливых времён. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается общефилософская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Валентин Распутин «Прощание с Матёрой» На кладбище – не старые, а старшие… Валентин Распутин В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина "Прощание с Матёрой". Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все "ненужные" деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить. Автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матёре. Ценностная человеческая трагедия приносится в жертву гонке за цивилизацией. В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой всё, то ценное, что выработали поколения людей до нас. В повести В. Распутина встаёт проблема "чистоты перевода" общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей в интересы государства. "Недоброкачественность" этого перевода - главная нравственная проблема повести. Мыслитель предвосхитил тупик цивилизации, который не оправдал рост культуры. Символично название фильма режиссёра В. Климова по книге "Прощание с Матёрой" - "Возвращение". Любовь к Родине, к семье, к дому – это наш нравственный закон-maxima. "Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а об её спасении" - сказал великий Валентин Распутин ещё в 1989 г. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень"… "Прощание с Матёрой" – великая русская проза. Книга – молитва. Книга - – фреска. Она требует большой отдачи от читателя. Виктор Астафьев «Царь-рыба» В том же 1976 г. увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева "Царь-рыба". Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведённый в мире порядок. В.Астафьев в "Царь-рыбе" с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, "духовно браконьерствуя" по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с "природой" заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершённых им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на её широкий бесчувственный лоб, бронёю защищающий хрящевину башки, жёлтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озарённо, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чём вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил». Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением человека. Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь-рыбе" рыбак оказывается вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощённого в ней женского начала природы и самой жизни. Чингиз Айтматов «Плаха» Год 1987. В "Роман-газете" напечатан новый роман Чингиза Айтматова "Плаха", где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несёт добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все - лишь её часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживётся с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь ещё перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история». Забота обо всём окружающем - веление времени, всё, созданное природой, имеет право на жизнь. Само улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональном отношении к природе, в самоотчёте человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю Вселенную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы. Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и, может быть, следующая очередь - его самого. Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман» В 1993 г. Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала "Новый мир" времён "перестройки", благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет "Экологический роман". Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна. Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает "Экологический роман". Татьяна Толстая «Кысь» Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию "Кысь", где все темы, разрабатываемые в русской "природной" литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю. Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе "Кысь" Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.  Григорий Медведев в своей документальной повести "Чернобыльская тетрадь" говорит о том, что в погоне за чинами и наградами академики, экономисты и политики многие годы обманывали народ, утверждая, что атомная энергетика безопасна. Мы знаем теперь, чем обернулась эта "безопасность". Повесть кончается очень сильными словами писателя. Он ходит по кладбищу, где похоронены жертвы Чернобыля, и вспоминает, что тела их сильно радиоактивны и они были похоронены в цинковых гробах. "Так требовала санэпидстанция, и я думал об этом, ибо земле помешали сделать её последнюю работу - превратить тела умерших в прах. Проклятый ядерный век! Даже здесь, в извечном человеческом исходе, нарушаются тысячелетние традиции. Даже похоронить, по-людски предать земле нельзя". Сильнее не скажешь... Современная литература пытается достучаться до человека, до его разума. Просит людей одуматься, научиться жить в полной гармонии с растительным и животным мирами. Она показывает, что может произойти с человеком, если он и дальше будет продолжать уничтожать природную среду. В современном мире экологические проблемы стали выносить на первые места, на что отреагировала и русская литература. Экологические проблемы Проблема пагубного влияния человека на природу. - Необходимо бережно относиться к природе. - Природа для человека одновременно и храм, и мастерская. - Изучение природы приучает подчиняться её законам. - Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя. - Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил. Тезисы Цитаты Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. (Как уберечь мир от экологической катастрофы?) Проблема уничтожения природных богатств - «Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении!» (В.Распутин) - «Люди, которые не любят природы, - и не любят жизнь, оставаясь равнодушными к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мирозданья» (Леонид Андреев). - «Человек должен уметь ценить природу… Относиться как к равному – разумно и вдохновенно» (Чингиз Айтматов). - «Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа – это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери» (Юрий Бондарев). - «Охранять природу – значит охранять Родину!» (Михаил Пришвин). Литературные аргументы Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким автор видит в нём "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живёт настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу! Стругацкие «Пикник на обочине» «Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото- и киноаппараты... Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры…. консервные банки, пустые бутылки, …» Ч. Айтматов в своей повести «После сказки» («Белый пароход») показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: «Буранный полустанок», «Плаха», «Тавро Кассандры». Особенно сильное ощущение производит роман «Плаха». На примере волчьей семьи автор показывает гибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. Становится страшно, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и человечными", чем "венец творения". Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей? Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдётся еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали её самые разумные обитатели. Заключение Проблема благотворного влияния природы на человека. (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?) - Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, её часть. - Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым. - «Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу» (Д.Лихачёв) Тезисы Цитаты - Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей (И.А. Бунин). - «Природа – единое чудо и целый мир чудес…Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!..» (И.С. Тургенев). Литературные аргументы Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изменением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему "свежим и голубым", а солнце "ярко сияющим" то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию "тусклым", а лучи его "не грели". Природа не только сопереживает героям, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е. Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречён на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека. В рассказе «Бежин луг» природа для И.Тургенева двулика: она даёт отраду тишины, просветления, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед её простором, беспомощным перед её таинственными силами. Ивана Сергеевича Тургенева по праву называют певцом русской природы. Тургенев был сторонником "тайной психологии", раскрывая движение души своих героев с помощью пейзажа. В рассказе «Бежин луг» природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в "ночном", не показывать природу. В произведении «Кладовая солнца» объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нём свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». М. Пришвин видит реальность, её тёмные и светлые стороны, но наполняет её новым смыслом и доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно. В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки "покорения" природы способны привести к гибели всего. Природа может отомстить. О справедливом возмездии взывает Царь-рыба, израненная человеком. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело. И.А. Бунин. Стихотворение «Вечер». Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья). А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным Тезисы - Животные отнюдь не низшие создания. У них тоже есть душа, как и у людей. Человек — просто иная форма существования. Цитаты - Человек — аристократ среди животных. - Мы относимся к животным свысока, полагая, что их судьба достойна сожаления. - И у людей, и у собак одно желание — быть любимыми. - Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е. Евтушенко) - И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег. (С.Есенин) - Не царь природы человек, Не царь, а сын. (Е. Исаев) - «Боль есть боль, и предотвращение ненужного страдания не становится менее важным только из-за того, что существо, которое страдает, не является представителем нашего собственного вида» (Питер Сингер). - «Все ваши аксессуары из кожи и меха других существ просто кричат о вашей недалёкости, убогости и полном отсутствии любящего и доброго сердца» (Станислав Заборовский). - «Если у животного вообще есть какие-нибудь права, то у него наверняка есть право не быть съеденным» (Гэри Франиконэ). - «Мы не можем увидеть настоящую жизнь зверя в клетке, только тень его прежней красоты» (Джулия Аллен Филд). - «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (Артур Шопенгауэр). - У кошки четыре ноги, Позади у неё длинный хвост. Но трогать её не моги За её малый рост, малый рост. (из к/ф "Республика ШКИД") Литературные аргументы В романе Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин едва не погибает от рук браконьеров. Защита природы стала для этого простого человека призванием и смыслом жизни. Г.Н. Троепольский. «Белый Бим, Чёрное Ухо». Это грустная история о преданной хозяину собаке. Во время своих скитаний Бим встречает множество людей — добрых и злых, старых и молодых. Заканчивается история очень печально, но заставляет задуматься о многом. Бим – самый умный, самый преданный! Недаром ему в Воронеже поставлен памятник – памятник самой "человечной" собаке на свете. С. Есенин «Песнь о собаке». Л. Андреев «Кусака». И.С. Тургенев «Муму». Егор Исаев «Убил охотник журавля». Сочинение  —  Человек   и   природа извечная   нравственно­философская   проблема, общечеловеческое значение которой с каждым годом приобретает всё большую остроту. За   последние   десятилетия   в   сознании   людей   произошла   настоящая   "экологическая революция". Литература   не   могла   остаться   в   стороне   от   этого   глобального   процесса, затрагивающего   всех   и   каждого.   Когда   резко   изменяется   общественное   сознание, литература   всегда    стремится   выполнить  свою  непосредственную  задачу:  уловить и передать художественными средствами те глубинные изменения, которые происходят при этом в человеческих душах,  за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее. Художественная   литература,   поднимая   проблемы   экологии,   любви   к   природе   и живому миру, как бы подстраховывает связи между человеком и природой. Особенно велика   роль   литературы   в   воспитании   нового   отношения   к   природе   как   одного   из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века.  На раннем этапе в литературе господствовал мотив покорения природы. Это было закономерно. Человек, освободившийся от гнёта социального, стремился избавиться и от "власти   земли".   Он   почувствовал   в   себе   силы   и   осознал   необходимость   укротить стихийные   процессы,   так   часто   обрекавшие   его   на   голод   и   другие   бедствия.   "Долой природы наглое иго!" ­ звучало гордое заявление. Обращение художника к теме природы расценивалось как отказ от участия в борьбе, как стремление укрыться от социальных бурь в тихую гавань "чистого искусства". Но постепенно такое отношение к Природе изменилось. Наиболее ярко проблемы экологии проявились в русской прозе второй половины XX века.

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”

Исследовательский ПРОЕКТ “Экологическая тема в русской литературе”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2017