МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»
Исследовательский проект
Тема: «Мир построен на силе чисел».
Автор: Изгужина Алина Равильевна, ученица 4 А класса
Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов
Нижневартовск, 2019
Содержание
Введение………………………………………………………………….……..3
Основная часть…………………………………………………………….…..4
Раздел 1. Тайны и магия знакомых чисел…………………………………….4
1.1. Как люди научились записывать цифры…………………………..4
Раздел 2. Магия чисел
2.1. Число 1……………………………………………………….……….5
2.2. Число 2………………………………………………………………..5
2.3. Число 3..............................................................................................5
2.4. Число 4………………………………………………………….…….5
2.5. Число 5………………………………………………………….…….5
2.6. Число 6……………………………………………………….……….6
2.7. Число 7..............................................................................................6
2.8. Число 8……………………………………………………………..…6
2.9. Число 9…………………………………………………………........6
2.10. Число 10………………………………………………………...…...6
2.11. Число 12………………………………………………………...…...6
2.12. Число 13………………………………………………………...…...6 2.13. Число 0…………………………………………………………..…..6
Раздел 3. Значение чисел в произведениях устного народного творчества
3.1. Волшебные числа в народных и авторских сказках. …………..….7
3.2. Числа в сюжете ……………………………………............................7
3.3. Пословицы, крылатые слова………………………………..………..8
Раздел 4. Сочинение сказки……………………………………………………...9
4.1. Анкетирование………………………………………………..…….…9
4.2. Структура сказки……………………………………………….…… .10 Заключение……………………………………………………………………...11
Список информационных источников.……………………………………..12
Приложение 1…………………………………………………………………… I
Приложение 2…………………………………………………………………… IV
Приложение 3…………………………………………………………………… VI Введение.
Каждый человек, с рождения связан с разными числами. Наши родители считают первые дни, недели, месяцы, а потом и годы нашего рождения. Затем номер детского сада, группы, которую мы посещаем, а потом номер школы, класса, в котором нам предстоит обучаться 11 лет. Можно до бесконечности перечислять те числа, которые встречаются нам на протяжении всей жизни.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, кто и когда придумал систему счѐта, которой мы пользуемся и сейчас? Почему одни числа называют хорошими, а другие плохими? А надо ли искать ответы на эти вопросы? Конечно, надо! Ведь даже Пифагор утверждал, что «Числа правят миром и судьбами», а сам «Мир построен на силе чисел».
В литературе очень часто мы встречаемся с разными числами во всех жанрах: загадках, сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках. Например, в книге «Исторические корни волшебной сказки»[1] я нашла такую информацию: троекратный повтор - это необходимый композиционный элемент сказочного жанра.
В древности загадка была частью обряда «посвящения в мир взрослых» и относилась к испытаниям словом. Не случайно, в сказках выполнение 3-х немыслимых заданий царя или царевны равнозначны разгадыванию загадок.
Сюжет сказки – это отец 3-х сестриц: завязки, кульминации и развязки[2]. У народной сказки очень простое построение, которое часто держится на системе повторов. В основе сказок лежит вера в существование волшебного мира, вера в магическую силу слова. Только после прохождения испытания, после выполнения трудного задания герой становится настоящим героем, и награждается волшебной силой, умом и красотой.
А ведь не только это число встречается в разных жанрах литературы. Все это определяет актуальность моей исследовательской работы.
Цель проекта: определить значение чисел в произведениях устного народного творчества.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
— Узнать историю возникновения записи чисел.
— Выяснить, почему появилось мистическое отношение к числам. — Определить значение чисел в различных жанрах УНТ[3];
— Сочинить свою сказку, используя законы сказочного жанра.
А еще попытаться доказать или опровергнуть такие гипотезы:
— Числа играют большую роль в произведениях УНТ.
— Мистическое отношение людей к числам сохранилось и в настоящее время
Основная часть
Раздел 1. Тайны и магия знакомых чисел.
1.1. Как люди научились записывать цифры
Очень разные и даже забавные эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было взять 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для 100 придумали крючок, для 1000 - знак вроде цветка. 10.000 обозначали рисунком пальца, 100 тыс. – лягушкой, а миллион – знакомой нам фигуркой с поднятыми руками.
Не удобно было записывать таким способом значками-иероглифами большие числа, а тем более складывать, вычитать, умножать и делить.
По-другому было у вавилонян. Они выдавливали значки палочкой на глиняной дощечке: единица – 1 клин, два – 2 клинка и т.д. Позже цифры стали изображать иначе: I - 1, II - 2, III - 3. На руке человека 5
пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали Вавилонские цифры Римские цифры изображать руку V. Потом к пяти прибавляли
по одному и получили VI, VII, VIII, а отнимали 1 и получали IV. 10 состоит из двух пятѐрок, поэтому в римской нумерации одна пятѐрка стоит как обычно, а другая перевѐрнута вниз - Х.
Римские цифры употребляют сейчас на циферблатах, в книгах. Эта нумерация была большим изобретением для своего времени, но для выполнения арифметических действий не очень удобна.
После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. В Древней Руси «а» обозначала 1, «б» - 2 и т.д. Специальная чѐрточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква «а» с особым значком слева обозначала 1000, а обведѐнная кружком – 10 тыс., или «тьму», как тогда называлось такое число.
Но эта нумерация была неудобна для обозначения большого
числа. Люди не додумались, что одна и та же цифра может обозначать разные числа в зависимости от еѐ положения в ряду других цифр, как это теперь у нас. Большим достижением было введение в счѐт нуля, который позволил при записи чисел указывать пропущенный разряд. Индийская система счѐта теперь принята во всѐм мире, но цифры получили название арабских.
Скоро вы узнаете более подробно о каждой цифре и поймете, что без них даже в литературе обойтись невозможно. Начнѐм наше необычное путешествие в сказочное королевство цифр. Уверена, что вы узнаете много интересного. Итак, в путь!
Раздел 2. Магия чисел.
В давние времена Пифагор утверждал, что «Мир построен на силе чисел». А так ли это на самом деле?
Какую цифру вы любите больше всего? Семерку, пятерку, единицу? Вас удивляет такой вопрос? Но не все так думают. Есть числа «плохие» и «хорошие»: например, число 7 – хорошее, а 13 – «плохое». Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад. Особо почитали числа в Древней Греции. Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу, в которой верили в магию чисел. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.
2.1. В нумерологии каждое имя имело своѐ число. Если имя человека сочетается с его характером – это хорошо, если нет – плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но всѐ равно интересно будет узнать, что единица – это символ славы и могущества, действия и честолюбия.
Пифагор ставил единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неѐ пошѐл весь мир. И вправду единица – «героиня» всякого счѐта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». И в жизни, и в математике не раз доказывала единица, что и «один в поле воин».
2.2. Как утверждали древние греки, число 2 - это символ любви и равновесия, это мягкость и тактичность. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
В далѐкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счѐте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всѐ».
2.3. Долго 3 было пределом счѐта, совершенством, счастливым числом. Оно стало излюбленным числом в мифах, сказках. В «Трѐх поросятах», «Трѐх медведях», герои 3 раза пытались достичь какой-то цели. Люди видели, что окружающий мир состоит из земли, воды и неба. Время различали как прошлое, настоящее, будущее. У предметов измеряют длину, ширину и высоту. Число 3 проникло в литературу и искусство. Произведения писали в трѐх частях, художники создавали картины из трех полотен.
3 стали считать божественным числом. В Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. У древних римлян было 3 главных бога, 3 богини судьбы, 3 богини красоты. Богиня охоты имела 3 лица. У христиан в религии Бог предстаѐт в виде трѐх начал: бога – отца, бога – сына, бога – святого духа. Число 3 является счастливым: «Бог троицу любит», но может нести и отрицательный оттенок, если вспомнить слово «треклятый». 2.4. Древние считали 4 символом устойчивости и прочности. Она представлена квадратом, 4 стороны которого означают 4 стороны света, 4 времени года, 4 стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.
2.5. Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением, наверное, согласятся и все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.
2.6. Пифагор считал 6 необычным числом, так как оно обладает таким свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестѐрка делится на 1, 2, 3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: (1+2+3=1х2х3=6). Таким свойством не обладает ни одно другое число.
2.7. Особо в древности почитали 7 и считали магическим. Это подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где 7 значило «всѐ». Это объяснялось тем, что человек воспринимает свет, звуки, запахи, вкус через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Не случайно в радуге 7 цветов, на свете 7 чудес, а в музыке 7 нот.
2.8. Древние считали 8 воплощением нежности, доведенной до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделѐнное пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его ещѐ разделить, то части тоже будут равными (2, 2, 2, 2).
2.9. Тайную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – злую. «У 9-ти не будет пути», - говорили в древности. Название картины И. Айвазовского «Девятый вал» напоминает о грозных силах природы. Эти поверья возникли, когда пределом счѐта было число 8, а за ним – что-то тайное. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель» и т.д.
У древних греков жюри на Олимпиадах состояло из 9 судей, было 9 муз – покровительниц наук и искусств. 9 было символом полноты, достатка и материального успеха.
2.10. Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счѐта, еѐ используют во всѐм мире.
2.11. Число 13 считается опасным. В начале века в Петербурге не было маршрута № 13. И сегодня в отдельных гостиницах отсутствует комната под номером 13, а на пароходах – каюта. Деловые люди опасаются заключать сделки 13-го числа, особенно если этот день приходится на пятницу. Согласно Евангелию, у Иисуса Христа было 12 учеников, 13-й оказался предателем.
В древности люди вели счѐт времени по фазам Луны. В году было 12 месяцев со всеми фазами Луны и ещѐ 11 дней. Через каждые 3 года излишек составлял более месяца: вводили ещѐ 1 месяц. Простые люди боялись 13-го месяца: он грозил изыманием налогов.
2.12. Число 12 называли дюжиной. Некоторые народы считали дюжинами, пользуясь при этом фалангами пальцев одной руки. Год разбивали на 12 месяцев, сутки на две дюжины (день и ночь), час – на 5 дюжин минут, минуту – на 5 дюжин секунд. 12 имеет много делителей: 1, 2, 3, 4, 6, 12. Можно было брать половину 12, третью, четвертую, шестую часть. Число 12 считалось счастливым, являлось символом полноты. А 13 делилось только на 1 и на себя. Оно представлялось людям опасным. Его называли «чѐртовой дюжиной».
2.13. Нолѐм обозначают «ничто». Казалось бы, что о нѐм говорить. Но без 0 не обойтись. Долго люди мучились. Как написать 10, 100, или 102, если между цифрами не поместить кружок? Получится 12. Позже их стали записывать на особой доске – абаке. Там были отдельные клеточки для каждого разряда. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а вместо нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать кружком. Так родился наш нуль. В память об абаке он так и остался похожим на кружок.
В Индии и у вавилонян он обозначался и назывался кружком. Арабы перевели это слово на свой язык, и стали 0 называть «сифр» - «цифра». Само слово «нуль» возникло позже (от латинского nullum – ничто). Как ни странно, – это самая важная цифра нашего счета! Кажется, пустота, – а какая сила, если стоит справа от числа, оно увеличится в 10 раз. Приложение 1
Вывод: Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в средние века широко распространилось по всей Европе. Особым почитали числа в Древней Греции. Люди верили в магию чисел, считали что они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые. Пифагор ставил единицу выше других чисел, считая, что она начало всех начал и от неѐ пошѐл весь мир. Раздел 3. Влияние чисел на структуру произведений.
Я заметила, что есть числа, которые глубоко и прочно проникли в литературу, искусство и стали излюбленными в мифах, в сказках, в пословицах и поговорках. Поэтому следующая задача, которую надо решить - это определить значение чисел в произведениях устного народного творчества.
3.1 Волшебные числа в народных сказках. Названия произведений.
Читая сказки, я заметила, что числа встречаются в их названиях, сюжете, заклинаниях, испытаниях, превращениях, в определении количества героев и волшебных помощников.
Я нашла такие сказки, в названии которых встречается какое-нибудь число. «История одной матери». «Два брата». «Две девицы». «Три поросѐнка». «Три медведя». «Сказка о трѐх богатырях». «Три пѐрышка». «Три счастливца». «Три чѐрные принцессы». «Три фельдшера». «Пятеро из одного стручка». «Шестеро слуг». «Семь воронов». «Белоснежка и семь гномов». «Волк и семеро козлят». «Цветик – семицветик». «Семь Симеонов». «Двенадцать месяцев». «Двенадцать охотников».
3.2 Числа в сюжете. Потом я постаралась выявить те сказки, в которых встречаются числа, управляющие сюжетом. Обращение к числовой магии и к магии слова, наличие волшебного помощника, присутствие элементов обряда посвящения в другой (волшебный) мир – все это влияет на построение сказок. К ним относятся такие произведения:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Иванушка 3 раза просил сестрицу разрешить напиться; 3 раза он просит сестрицу выплыть на бережок; 3 раза перепрыгнул через голову и обернулся Иванушкой).
«Мороз Иванович» В. Одоевский, «Морозко» (Девушки живут у мороза 3 дня, проходят 3 испытания).
«Сказка о царе Салтане…» (3 девицы под окном пряли поздно вечерком; носители зла: ткачиха; повариха, сватья баба Бабариха; царь Гвидон 3 раза превращался в насекомых: комара, муху, шмеля; у Гвидона 3 чуда: белка с золотыми орешками; из вод появляются 33 богатыря; лебедь превращается в царевну; царевна Лебедь выполняет по просьбе Гвидона 3 чуда.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Елисей в поисках
невесты просит помощи у трѐх стихий: Солнца, Месяца, Ветра).
«Сивка бурка» (Иван на третью ночь идѐт ловить коня; 3 раза надо крикнуть, чтобы конь явился; 3 раза Иван штурмует терем с царевной; в семье 3 сына, а Иван – младший).
«Хаврошечка» (Хаврошечка 3 раза ткет полотно, пасет коров; 3 сестры: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка 3раза следят за Хаврошечкой).
«Сказка о рыбаке и рыбке» (Старик рыбачил 30 лет и 3 года; старуха хотела стать: а) столбовою дворянкой; б) вольною царицей; в) владычицей морскою).
«Кот в сапогах» Ш. Перро (Кот три месяца подряд приносит царю подарки от своего хозяина; подговаривает косарей, жнецов, пастухов говорить царю, что все владения (поля, угодья, стада), мимо которых он едет, принадлежат его хозяину).
«Волшебное кольцо» (3 помощника: охотничья собака Журка, кот Васька, волшебное кольцо. 3 царства: медное, серебряное и золотое).
«Царевна-лягушка» (Царевна-лягушка 3 раза помогает мужу и выполняет за него работу).
«Спящая красавица» Ш. Перро (В сказке 7 фей; принцесса спит 100 лет, а
10 умноженное на 10 – для древнего сознания почти вечность).
3.3. Пословицы, крылатые слова.
На уроках литературы и русского языка мы очень часто встречаемся с пословицами, поговорками и фразеологизмами в которых присутствуют числа. В книге «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» я нашла много таких примеров. Значит и эти жанры не могут обойтись без использования числа. Вот эти примеры:
0 Ноль без палочки – ничего не значащий человек. Ноль внимания – полное равнодушие, безразличие. Круглый ноль – бесполезный человек. Сводить к нулю – лишать всякого смысла, значения.
1 Одна нога тут, другая – там. Один пашет, а семеро руками машут. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Одной рукой и узла не завяжешь. Одному ехать - и дорога длинна. Трус умирает 100 раз, а герой – 1 раз.
2 Гнаться за двумя зайцами. Старый друг лучше новых двух. Ум хорошо, а два лучше. Как две капли воды. Два сапога – пара. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Уплетать за обе щеки. 3 Заблудиться в трѐх соснах – не суметь разобраться в простом. От горшка 3 вершка – очень низкий. Плакать в 3 ручья – очень громко. Чтобы научиться трудолюбию, нужно 3 года, чтобы научиться лени – только 3 дня.
4 На все четыре стороны – уйти прогнать куда угодно. Жить в четырѐх стенах – а) не выходя из дома; б) не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве.
Конь о четырех ногах и то спотыкается.
5 Как свои 5 пальцев – знать очень хорошо, досконально, основательно. Пятое колесо в телеге – лишний, ненужный в каком-либо деле человек. 6 Пока мы не нашли пословиц и крылатых выражений с этим числом.
7 Семи пядей во лбу – очень умный человек. Семимильными шагами – очень быстро. До седьмого пота. Семеро одного не ждут. Лук от семи недуг. За семью морями. Семь раз отмерь, 1 раз отрежь. Семь чудес света.
8 Восьмое чудо света употребляют в значении чего-то необыкновенного, иногда и в ироническом смысле. Весна да осень на дню погод 8.
9 За тридевять земель, в тридевятом царстве – выражения, часто встречающиеся в русских народных сказках. Тридевять =27 (3х9). По некоторым источникам: 27 диаметров Земли – это расстояние до луны. Поэтому выражение «тридевятое царство» и впрямь означает «очень далеко». 10 Дело десятое – не столь важное. Не трусливого десятка – смелый, небоязливый. Приложение 2
Число |
Пословицы, поговорки |
Фразеологизмы
|
Сказки, мифы |
|
В названиях |
В сюжете |
|||
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 |
7 19 18 2 2 --- --- 7 1 --- --- --- --- |
--- 2 9 10 2 3 --- 16 1 3 3 1 1 |
--- 1 2 7 --- 1 1 5 --- --- --- 2 --- |
--- --- 7 24 3 1 1 4 --- 2 4 4 --- |
Вывод: Числа проникли даже в литературу. Особенно большим почѐтом в древности были окружены 1, 2, 3 и 7. Отголоски почитания этих чисел дошли и до наших дней. Эти волшебные числа символизируют тайну, поэтому широко использовались в сказках и мифах древнего мира.
Раздел 4. Сочинение сказки.
Наверное, нет человека, который ни разу в жизни не пробовал бы сочинить свою собственную сказку. В ходе исследования мы с моим руководителем уточнили, что такое сказка; выяснили способы ее написания; узнали, как появляются сказочные герои, и я попробовала сочинить свою сказку.
4.1. Анкетирование. Сначала я провела опрос среди одноклассников.
Результаты представлены в данной таблице.
Вопросы |
Мальчики -11 |
Девочки -14 |
||
1.Любишь ли ты сказки? |
Да - 8 |
Нет - 3 |
Да -14 |
Нет - 0 |
2. Какие сказки вам больше нравятся? |
||||
Волшебные Бытовые О животных Разные |
6 --- 2 2 |
11 1 2 7 |
||
3. Кто в детстве вам рассказывал сказки? |
||||
Родители Бабушки и дедушки Брат, сестра Не рассказывал никто |
4 2 1 1 |
7 4 1 2 |
||
4. Назови свою любимую сказку. |
||||
Любимых сказок было названо много (27). |
||||
5. Кто из сказочных героев нравится тебе больше всего? |
||||
Сестрица Алѐнушка --- 2 Братец Иванушка 1 --- Хаврошечка 2 2 Спящая красавица --- 4 Кот в сапогах 1 3 Алладин 4 --- Буратино и Мальвина --- 2 Лиса --- 1 |
||||
6. Чему учат тебя сказки? |
||||
Быть благородными, смелыми, добрыми, энергичными Не сдаваться перед трудностями Выручать людей в беде, и они помогут тебе в дальнейшей жизни |
5
1 2 |
5
3 6
|
||
Вывод: Результаты анкетирования одноклассников подтвердили положительное отношение детей к сказкам. Большинство детей считают, что сказки учат людей быть благородными, смелыми, добрыми, энергичными, не сдаваться перед трудностями, выручать людей в беде, они помогут и в дальнейшей жизни.
4.2. Структура сказки.
Самым интересным в работе было сочинение сказки. В этой сказке есть необычные герои, зверь невиданный и мышка, которые помогают Иванушке. Троекратный повтор - это необходимый элемент сказочного жанра, поэтому мой герой трижды кланяется, обращаясь к речке.
В волшебной сказке действует магия числа 3, так как это число волшебного мира: поэтому в моей сказке у старика 3 сына; сыновья пошли по трем разным дорогам; наличие животного – волшебного помощника, который помогает выполнить сложное задание. В сказках выполнение 3-х заданий равнозначны разгадыванию загадок, поэтому мой герой тоже разгадывает загадки.
У народной сказки очень простое построение, которое часто держится на системе повторов. В основе сказок лежит вера в существование волшебного мира, вера в магическую силу слова. Только после прохождения испытания, после выполнения трудного задания герой становится настоящим героем, и награждается волшебной силой, умом и красотой.
И поэтому в этой сказке младший сын проходит 3 испытания, выполняет просьбу отца и получает награду – дочь людоеда. У моей сказки счастливый конец: все заканчивается свадьбой, а в подарок отец дарит Иванушке волшебную золотую веточку.
Мораль сказки в том, что все трудности можно преодолеть сообща, благодаря дружеской поддержке и взаимопомощи. Я предлагаю вашему вниманию свою сказку «Золотая веточка». Приложение 3
Заключение.
Да, прав был Пифагор - «Мир построен на силе чисел». Когда я начинала работать над проектом, то мало что знала о числах и истории их возникновения, почему числа называют хорошими, плохими или магическими. Главное, я выяснила, почему люди верили в магию числа. Нам кажется странным, что числа несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Также я выяснила тот факт, что мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад.
Вера в силу магического слова и числа сохранилась до сих пор. Число 13 считается опасным, олицетворяя несчастье.
Обе гипотезы подтвердились. Я доказала, что построением многих произведений управляли числа. В сказках видна связь человека с мифологическим прошлым; вера в существование волшебного мира. Я заметила, что есть числа, которые глубоко и прочно проникли в литературу и стали излюбленными в сказках, пословицах и поговорках. Также я заметила, что числа встречаются в названиях сказок, в сюжете, в заклинаниях, превращениях, испытаниях, в определении количества героев и волшебных помощников. Проведя исследование, я заметила, что наиболее употребляемые числа в пословицах и поговорках – это 1,2,7 и 0; во фразеологизмах – 3,7,2; в названиях сказок и мифов – 3 и 7; а в их сюжетах – 3 и 2. Если взять, в общем, то больше всего мне встретились такие числа: 3, 2, 7,
1, 0, 4, 10, 13.
Таким образом, я выяснила, что числа проникли в литературу. Мы имеем дело с числами, которые являются, чуть ли не главными «персонажами» в сюжете сказок, пословиц, поговорок, фразеологизмов и считалок. значение чисел в произведениях устного народного творчества
— Числа играют большую роль в произведениях УНТ.
— Мистическое отношение людей к числам сохранилось и в настоящее время.
Литература.
1. В. В. Волина. «Живое слово»; Екатеринбург, «Издательство АРГО». 1996.
2. Праздник числа. В. Волина. М., АСТ – ПРЕСС. 1996., стр. 303
3. Ю. Г. Круглов. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» – М.:
Просвещение,
1990; стр. 335 4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с. 5. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М., Детская литература, 1992. – 168 с.
[1] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.
[2] Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М., Детская литература, 1992. – 168 с.
[3] УНТ – устное народное творчество
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.