Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика
3 кл—4 кл
14.04.2017
Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"
Исследовательский "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки" - это проект о старинных мерах длины. Цель данной работы выяснить, какие меры длины существовали на Руси в давние времена, и можно ли ими пользоваться в настоящее время. Автор выяснил, какие старинные меры длины встречаются в художественной литературе, что означают пословицы, поговорки и фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины.
Муниципальное общеобразовательное учреждение.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 4 города Сердобска                                                                Выполнила:                                                             Гуркина Анастасия, ученица 3­Б класса                                                              МОУ СОШ № 4 г. Сердобска                                                             Руководитель:                                                             Косякова Марина Николаевна,                                                             учитель начальных классов                                                             МОУ СОШ № 4 г. Сердобска                                                     г. Сердобск, 2017 г. Содержание I. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Актуальность темы…………………………………………………………с.2 1.2. Цель и задачи исследования……………………………………………….с.3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Из истории возникновения измерения…….……………………………...с.4 2.2. Старинные меры длины на Руси ……..…………………………………..с.6 2.3. Старинные меры длины в художественной литературе………………..с.10 2.4. Толкование  пословиц, поговорок и  фразеологизмов, связанных со  старинными мерами длины………………………………………….………..с.12 III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………....с.13 IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………с.13 Список используемой литературы и Интернет ­ источников………………с.15 Приложения……………………………………………………………………с.16 I. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Актуальность темы  Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Измеряют   строители,     архитекторы,   портные,   мы,       школьники,   часто выполняем различные измерения..  В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими   величинами   ежедневно.   Не   задумываясь,   производим различные   вычисления.   С   современными   единицами   измерения   длины   мы знакомы. Они удобны и понятны.             Читая «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина, меня заинтересовал отрывок : Между тем, как он далеко Бьется долго и жестоко, Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин… Я задумалась, а что это за единица измерения «аршин»?   Интересно, а как измеряли   длину   на   Руси?   Почему   мы   не   используем   старинные   единицы измерения длины в наше время?                    Я решила с этим вопросом обратиться к своим одноклассникам и другим ученикам школы. Для этого я провела анкетирование. (Приложение 1).   В   анкетировании   приняли   участие   50   учеников   третьих   классов. Результаты     анкетирования диаграммах     приведены   в (Приложение 2).          Благодаря данному анкетированию я увидела, что 92% опрошенных учеников   хотят   знать   историю   возникновения   старинных   мер   длины. Считаю, что эта тема актуальна и в настоящее время.          Я думаю, что моя работа не только познакомит учащихся со старинными мерами длины, но и  будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей страны.    2 1.2. Цель и задачи исследования Объект исследования:  меры длины. Предмет исследования: старинные  меры длины на Руси. Гипотеза:  Я предположила, что если на Руси существовали старинные меры  длины, то ими можно пользоваться и в настоящее время. Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в давние   времена, и можно ли ими пользоваться в настоящее время. Задачи:   познакомиться с историей возникновения измерения ;  выяснить, какие меры длины существовали в давние  времена на Руси;  выяснить,  какие старинные меры длины встречаются в художественной литературе;  выяснить,   что   означают   пословицы,   поговорки   и   фразеологизмы,   в которых встречаются названия старинных мер длины;  провести эксперимент с измерением длины, используя старинные меры;  изготовить словарик старинных русских мер длины;  сделать выводы. Методы исследования:  Изучение литературы и Internet – источников по данной теме  Анкетирование  Эксперимент  Анализ  Обобщение                                                                                                               3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Из истории возникновения измерения. Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе   –   это   миллиметр,   сантиметр,   дециметр,   метр   и   километр.   Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.             Старинными   единицами   измерения   длины   в   повседневной   жизни   мы никогда   не   пользовались,   однако   в   литературных   произведениях   нам встречались   строки   с   непонятными   для   нас   словами:   аршин,  верста,   пядь, сажень, вершок и другие.         Я обратилась к Толковым словарям разных авторов, чтобы узнать, что означает слово «мера».               В  словаре  В.И.   Даля   я   узнала,   что    «Мера   ­   способ   определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначенья расстояний или величины линий». Д.Н.Ушаков толковал, что «Мера  ­ единица измерения протяжения». А у С.И.Ожегова я узнала, что «Мера –  единица измерения.». Благодаря этим источникам, я пришла к выводу, что мера – это определённая единица измерения.  Я решила выяснить, какими же мерами длины пользовались наши предки. У наших предков были и весьма    любопытные способы измерения.  У славян была  такая мера длины, как “вержение камня”– бросок камнем, “перестрел” –расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука.  В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все стороны на бычачий рев”, это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – “коровий крик”, “петушиный   крик”.     Мерой   служило   и   время   “пока   закипит   котел   воды”. Эстонские   моряки   говорили,   что   до   берега   еще   “три   трубки”   (время затраченное   на   выкуривание   трубок).     “Пушечный   выстрел”   –   тоже   мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их                                                          4 соломенными   подошвами,   появилась   мера   “соломенный   башмак”   – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.  В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти   человек,   куря   сигару.  В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – «бука». Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.    Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего   убежища   с   собственным   ростом.  А   ведь   это   и   есть   измерение.   Первобытный человек  располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете он   пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.     Например,   строители   египетских   пирамид   эталоном   длины   считали локоть   (расстояние   от   локтя   до   конца   среднего   пальца),  древние   арабы   – волос   из   ослиной   морды,   англичане   до   сих   пор   пользуются   королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута была уточнена с введением такой единицы длины как шток. Это “длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье”.   Деля   длину   штока   на   16   равных   частей,   получали   среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться   30   см   5   мм.   Английский   «ярд»   тоже   связан   с   размерами человеческого   тела.   Эта   мера   длины   была   введена   королем   Эдгаром   и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца   вытянутой   в   сторону   руки.   Как   только   сменился   король,   ярд удлинился, так как новый монарх был более крупного телосложения. Такие изменения   длины   внесли   большую   путаницу,   поэтому   король   Генрих1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим «ярдом» в Англии пользуются до сих пор  (длина его  равна 91 см). Для  измерения небольших   длин   употреблялась   длина   сустава   большого   пальца   (в 5     переводе с голландского «дюйм» означает большой палец). Длина дюйма в Англии была уточнена и стала равняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно, что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями.    В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено,   что   греческая   «стадия»   (или   стадий)   это   длина   стадиона   в Олимпии  – 192м  27 см. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам.   За   стадий   принимали   расстояние,   которое   человек   проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.   Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и других больших расстояний шаг был слишком малой мерой, поэтому была введена мера «трость» или «двойной шаг», а затем и двойная трость, или «перша».   В   морском   деле   трость   называлась   «штоком».  В   Англии   была   и такая мера, как хорошая палка пахаря, длина которой 12–16 футов. В Риме вводится мера равная тысяче двойных шагов, получившая название «миля» (от слова милле, милиа– тысяча). 2.2. Старинные  меры длины на Руси Не имели наши предки Ни линейки, ни рулетки. Но могли предмет любой Измерять самим собой. Ткани мерили локтями, Землю мерили лаптями, И имели пальцев пять – Щели в доме измерять. В общем, жили не тужили, Не хлебали лаптем щей… И всему на свете были Люди – мерою вещей!                                                           6 С глубокой древности наши   предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".  Но   ни   рост   человека,   ни   рулон   ткани   шагами   не   измеришь.   Стали применять другие единицы длины. При измерениях длин использовали ширину пальца,   длину   сустава   пальца,   расстояние   от   локтя   до   кончика   среднего пальца, размах рук и т.д.         Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Эти меры длины были в ходу   до   XVIII   в.   В   конце   XVIII   ­   начале   XIX   в.   специальные правительственные   комиссии   занялись   упорядочением   мер   длины..   На больших дорогах стали ставить столбы — указатели расстояний в верстах. Длину сажени определили в 213 см. Сохранились более мелкие деления на  четверти и вершки. К 1833 г. относится изготовление эталонов метрических  мер длины в России. Перст. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему   мер,   долгое   время   он   использовался   для   определения   размеров мелких   предметов.   Слово   «перст»   ныне   считается   устаревшим,   однако   в богатом   русском   языке   сохранилось   немало   порожденных   им   слов   и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст. Верш коо происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца). В литературе XVII в. встречаются и доли вершка "полвершки" и "четвертьвершки". Первоначально  — старорусская единица измерения, равная 4 см 4 мм. Наименование равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Пядь ­ это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 23 см). Разновидности   пяди:   "малая   пядь"   —   расстояние   между   концами                                                                                                                        7              вытянутых  большого  и указательного  пальцев  (19  см); "пядь  великая" —   расстояние   по   прямой   между   вытянутыми   большим   пальцем   и   мизинцем   руки (20­25 см) "пядь с кувырком" — длина малой пяди, плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см).    Ладонь  –  использовалась   для   измерения   меньших  расстояний,   равнялась ширине руки (10­16 см).   Локоть  ­   это   расстояние   от   конца   вытянутого   среднего   пальца   руки   до локтевого сгиба (размер локтя колебался  от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям). Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.  Но   локти   у   людей   имеют   разную   длину.  Поэтому   в   каждом   городе издавался   свой   указ,   каким   локтем   должны   пользоваться.  В   розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой. В крупной оптовой   торговле   локоть   сохранял   свое   значение   в   качестве   контрольной меры, т.к. был неудобен для измерений. Полотно, сукно   поступали в виде больших   отрезов   —   "поставов",   время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей. Но в конкретное   длина   которых   в   разное время и в данном месте она имела вполне определенное значение. Аршин ­  одна   из   основных   русских   мер   длины   использовалась   с   XVI   в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Название аршин происходит от персидского слова "арш" ­ локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Мера была очень удобной ­ руки   всегда   при   себе,   ­   но   был   у   неё   существенный   недостаток:   руки,   к сожалению, у всех разные. У одних они длинные, у других ­ короче. Хитрые купцы стали искать приказчиков с руками по ­ короче. Но однажды этому пришёл   конец.   Продавать   "на   свой   аршин"   властями   было   строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только "казённый аршин". Это эталон   аршина, представляющий     собой                                                             8 металлическую   линейку   изготовили   в   Москве.   Деревянные   когти   такой линейки рассылались по всей территории России. Чтобы деревянный аршин нельзя   было   укоротить,   концы   оковывали   железом   и   помечали государственным клеймом. 4 июня 1899 года «Положением о мерах  и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины. Сажень  противоположные   стороны   рук   человека   (равнялась   примерно   152   см   и ­   расстояние   между   большими   пальцами   вытянутых   в состояла из 4 локтей или 8 пядей).  Маховая сажень­расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см).  Косая   сажень  ­   расстояние   от   пальцев   правой   (левой)   ноги   стоящего человека   до   конца   пальцев   вытянутой   по   диагонали   левой   (правой)   руки (примерно 216 см). По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия:                                                          городовая – 284 см 8 мм без названия – 258 см 4 мм         великая – 244 см                           греческая – 230 см 4 мм  казённая – 217 см 6 мм  царская – 197 см 4 мм  церковная – 186 см 4 мм  народная – 176 см   кладочная – 159 см 7 мм  простая – 150 см 8 мм  малая – 142 см 4 мм  Шаг ­   расстояние между носками и пятками шагающего человека. Средняя длина человеческого шага 70 см. Шаг – одна из древнейших мер длины.                                                                                                                     9                                                  Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между   городами   в   Древней   Греции,   Древнем   Египте,   Персии.   В   России шагами измеряли длину земельных участков. Верста ­ старорусская путевая мера (ранее ''поприще''). Верста упоминается в летописях еще за 1097 год. Она содержала в себе 750 сажень. Этим словом,    первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого   во   время   пахоты.   Два   названия   долгое   время   употреблялись параллельно, как синонимы. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.   Величина   версты   неоднократно   менялась   в   зависимости   от   числа саженей, входивших в неё, и величины сажени.   Верста в 1000 саженей (2 км 16 м) употребляли широко в качестве межевой меры, а  также на окраинах   России,   особенно   в   Сибири,   —   и   для   измерения   расстояний   между населенными пунктами. Итак,  меры длины, употреблявшиеся в старину на Руси: Перст – 2 см Вершок – 4 см 5 мм Пядь – 19 – 23 см Ладонь – 10 – 16 см Локоть – 38 – 46 см Аршин – 71 см Шаг – 70 см     Маховая сажень –  176 см Косая сажень – 216 см Верста – 1 км 67 м 2.3. Старинные меры длины в художественной литературе. Старинные   меры   длины   часто   встречаются   в   русской   классической литературе.                    Герой стихотворения Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал:                                                   10 Вижу один островок небольшой – Зайцы на нём собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Очень часто встречаются старинные меры длины в сказках и стихотворениях  А.С.Пушкина. «Зимняя дорога» Ни огня, ни чёрной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне.  «Сказка о попе и о работнике его Балде» ­ Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подыми­тка ты, Да неси её полверсты. ­ Сел Балда на кобылу верхом,  Да версту проскакал, так что пыль столбом. «Сказка о царе Салтане…» Сына бог им дал в аршин, И царица над ребёнком Как орлица над орлёнком; Шлёт с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца. П.П.Ершов «Конёк – горбунок» Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.                                                     11 И.С. Тургенев «Муму» «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина   12   вершков   роста,   сложенный   богатырем   и   глухонемой   от рожденья». С. Я. Маршак  « Сказка про козла » Эй, не плачьте, баба с дедом! Накормлю я вас обедом, Испеку пирог грибной В два аршина шириной. 2.4.  Толкование     пословиц,   поговорок,   фразеологизмов,   связанных   со старинными мерами длины           Старинные меры длины часто встречаются в пословицах,  поговорках, фразеологизмах.  Мы не всегда понимаем их смысл. Попробуем определить, что   они   могут   означать.    Я   приведу   толкование   нескольких   пословиц, поговорок и фразеологизмов, которые наиболее распространены. Видеть на сажень сквозь землю ­ отличаться большой проницательностью; Семи пядей во лбу ­ так говорят об умном человеке. Косая сажень в плечах ­ так говорят о рослом, плечистом человеке. От   горшка   два   вершка  ­   неодобрительно   говорят   о   человеке,   который неразумен, мал, чтобы судить о чём­то. Как   аршин   проглотил  ­   говорят   о   людях   чопорных   и   надменных, держащихся по струнке. Аршин ­ здесь имеется ввиду   линейка, длиной в аршин. Слышно за версту ­ разговаривать очень громко Семь вёрст до небес, и всё лесом ­ очень далеко За семь вёрст киселя хлебать ­ добираться куда­то без особой надобности Всяк на свой аршин  меряет ­ оценивать на свой вкус Писать аршинными буквами ­ писать очень крупно Нос с локоть , а ума с ноготь  ­ говорят о взрослом, но не очень умном человеке                                     12 Сам   с   ноготок,   а   борода   с   локоток  ­   говорят   о   человеке   незавидной внешности, но имеющему большой жизненный опыт Один, как перст ­ говорят о человеке не имеющего родных – один на белом свете Коломенская   верста   ­  Шутливое   прозвище   для   высокого   человека.   Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645­ 1676 г.г.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Итак,  я  пришла  к  выводу, что  многие  единицы  длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого   тела.   Посмотрев   определенную   литературу   по   теме,   я выяснила,   что   каждая   мера   длины   имеет   приблизительное   значение. Например, перст – старинное название пальца, его ширина около 2 см, вершок – около 4 см 5 мм, пядь – от 19 до 23 см, локоть – колеблется от 38 до 46 см, аршин – 72 см, а шаг – величина длиной, примерно,  70 см.  Я решила выяснить свой рост в разных единица измерения. Мой рост равен – 140 см. Я отмерила это расстояние на стене. Сделала заготовки для измерения: вершок, малая пядь, великая пядь, локоть, большой локоть и аршин, измерила свой рост в этих   единицах   длины.   Результаты   измерения   приведены   в   таблице (Приложение 3).   Из данной таблицы видно, насколько неточны результаты этих измерений.                     Анкетные данные показали, что мои сверстники плохо знакомы со старинными единицами измерения, но хотели бы узнать о них больше. С этой целью я изготовила Словарик старинных русских мер длины (Приложение 4).                                                           13 IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследования мною сделаны  следующие выводы: •  старинные меры длины, существовавшие на Руси, были связаны с частями тела человека; •   в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины; •   опытным путем   я выяснила, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются неточными, они неудобны.                 Выполнив   все   задачи   исследования,   можно   сказать,   что   гипотеза оказалась   ложной:   старинные   меры   длины   утратили   свою   значимость   по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.           История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.                                                                                                                                                                                         14 Список используемой литературы и Интернет – источников  1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.:  Эксмо, 2007 2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт,  2000 3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт­Петербург: Авалон,  Азбука­классика, 2005 6. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3­х томах. М., «Мир книги», 2004 8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. ­  М.: Альта­Принт, 2007 9. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.:  Художественная литература, 1988 10. Энциклопедический словарь юного математика. Интернет­ресурсы: 1. http://mer.kakras.ru 2. http://rus­ved­rus.narod.ru/mery.html  3. http://akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html                                                                                                                                                                                                                                                                               15 Приложение 1 Анкета 1.   Знакомы     ли   Вы   со мерами старинными   длины? 2. Какие старинные меры длины Вы знаете? 3. Хотели бы Вы узнать о старинных   мерах   длины Руси? на                                                                                                     Приложение 2 6% да нет 94%                                                                                                          Приложение 2 аршин; 4% верста; 2% шаг; 2% не знают ; 92% нет; 8% да; 92%                                                                                                                                                                                                                       Приложение 3 Мой рост в старинных мерах длины 140 см 140 см 140 см 140 см 140 см 140 см 140 см 140 см 70 перстов 3,1 вершка 7,3 малых пядей 6,1 великих пядей 8,5 ­ 14 ладоней 3,1 – 3,6 локтей 1,9 аршина 2 шага                                                                                                        Приложение 4

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"

Исследовательский проект "Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017