Исследовательский проект «Охрана русского языка. Нужна ли она?»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны, режут слух. И их количество постоянно растет, составители словарей не успевают фиксировать новые понятия и определения. Поэтому закономерно возникают вопросы: «Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?»Русский язык – наш государственный язык. Нация существует до тех пор, пока жив язык. А мы слишком расточительны, владея таким богатством!
Иконка файла материала Рук-ль Сидорова А.И.Учебный проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЫШЛОВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПОРОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » Проект в номинации №7 (« Нерешенные задачи и как их решить») Тема проекта: «Охрана русского языка. Нужна ли она?» Автор проекта:  Караева Нисо 9Б класс Научный руководитель проекта: Сидорова Алла Ивановна,  учитель русского языка и литературы, МКОУ Порошинская СОШ 2016­2017 учебный год Актуальность.    Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов,  дискуссионных   телепередач  и  ток­шоу,  мы  постоянно  сталкиваемся  не  только   с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны, режут слух. И их количество постоянно растет, составители словарей не успевают фиксировать новые понятия и определения. Поэтому закономерно возникают вопросы: «Что будет дальше? Не грозит ли русскому   языку   опасность   постепенного   разрушения   в   связи   с   возросшим   количеством неоправданного   заимствования,   в   первую   очередь,   конечно,   англицизмов   и   употребление нецензурной лексики?»Реальная угроза исчезновения русского языка нависла над Россией в начале 19 века – вот когда языку грозило забвение. В альбомы уездных русских барышень кавалеры писали признания на французском языке; на родном, русском, изъяснялись с трудом, а писать порой и вовсе не могли. Но язык выстоял, выжил, без особых потерь пережил бури. Двадцатый век с его катаклизмами тоже оставил следы на живом языке. В двадцать первом веке русский язык переживает сложные времена. В нем происходят изменения, которые сложно оценить однозначно. Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные   тенденции   в   современной   языковой   ситуации   в   России:   во­первых,   резкое стилистическое   снижение   русской   речи,   ее   огрубление   и   вульгаризация,   массовые отступления   от   норм   литературного   языка,   резкое   падение   престижа   подлинной   речевой культуры;   во­вторых,   агрессивное   воздействие   со   стороны   американского   варианта английского языка, экспансия которого в некоторые сферы языка (СМИ, реклама, массовая культура) так сильна, что может привести его к разрушению. Отмеченные   тенденции   создают   реальную   угрозу   разрушения   и   гибели   русского литературного языка, который, в отличие от всего общенационального русского языка, не может   развиваться   совершенно   стихийно.   Литературный   язык   нуждается   в   постоянной обработке,   корректировке,   поддержке   и   защите.   Кодификация   (установление)   его   норм предполагает сознательную и очень сложную деятельность специалистов: историков языка, лексикологов, лексикографов. Поэтому процессы разрушения русского литературного языка, как   и   явления,   связанные   с   сокращением   сфер   его   функционирования,   характерные   для современной языковой ситуации в России, не могут вызывать серьезной тревоги. Сочный, самобытный язык нашего народа, отточенный, гибкий, богатый, находится в опасности, потому что ненормативная лексика стала доминирующей в современном русском языке.   Формирующие   общественное   мнение   и   определяющие   нормы   современного разговорного   языка   журналисты,   публицисты,   политологи,   общественные   деятели   в   своих выступлениях активно используют ненормативные термины. Как сказывается это явление на самобытности русского языка? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? Не случится ли так, что однажды мы, россияне, начнем говорить по­английски? В последние годы наше общество, поставив в главенствующее положение экономику, отодвинуло   культуру   в   целом   на   второй   план.   Русский   язык,   являясь   определяющим элементом   культуры,   стал   стремительно   терять   свои   позиции.   Не   замечать   этого   стало невозможно. Важно помнить, что русский язык – наш государственный язык. Нация существует до тех пор, пока жив язык. А мы слишком расточительны, владея таким богатством!Проблема   исследования:  речь   русского   человека   должна   быть   культурной, правильной,   грамотной,   выразительной,   но   некоторые   радио­,   телепередачи   и   фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей. Объект исследования: речь современных школьников. Предмет исследования: речь школьников СОШ п.Сосновка. Цель   исследования:  анализ   речи   современных   школьников   с   точки   зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики. Задачи:* проанализировать теоретические материалы, связанные с заимствованиями и жаргонизмами; * определить источники жаргонизмов; * выявить частоту использования  заимствованной и жаргонно­арготической лексики в радио­ и телевизионных передачах; * систематизировать  проекты по защите Слова; *   выявить   частоту   использования   жаргонной   и   заимствованной   лексики   в   речи обучающихся СОШ п. Сосновка и жителей сельского поселения Сосновка; * обобщить результаты проделанной работы в выводах и рекомендациях. Методы исследования:  * описательный метод с приемами анализа языковых явлений; * метод систематики и классификации; * исследование государственных законов по защите Слова; * социологический опрос и анкетирование. Гипотеза:  если   в   своей   речи   бездумно   использовать   избыточные   заимствования   и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение. Так ли это? 1. Теоретическая часть. 1.1. Разрушение русского языка. Возможно ли? Каждые две недели где­то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку.   Причин,   ведущих   к   смерти   языка,   много:   войны,   стихийные   бедствия,   эпидемии, Порабощение   одного   народа   другим,   но   основными   причинами,   играющими   в   настоящий момент   определяющую   роль   в   настоящий   момент   определяющие   роль,   наверное,   можно назвать экономические и политические факторы. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен «Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» в новой редакции. В нем говорится, что в статус мертвых языков могут перейти более трети живых языков планеты.. Например, эякский язык стал мертвым со смертью последнего его носителя – Мэри Смит Джонс (Аляска). Еще на 199 языках планеты говорят менее двух тысяч человек. Примером языка которому грозит исчезновение, является ленгилу, который знают лишь 4 жителя Индонезии. Так со смертью последнего их носителя бесследно исчезнет   и язык.Но   число   говорящих   на   русском   языке   огромно.   Он   не   может   исчезнуть   из­за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг – экспансия других языков, то есть вливание в язык иностранных слов. В современном мире еще один большой источник мусора в русском языке   –   Интернет.   Большинство   пользователей   всемирной   паутиной   применяют   в   своем общении исковерканные русские слова, которые довольно четко выражают их отношение к какому­либо вопросу. Например, «аффтаржжот», «убей сибяапстену» и так далее. Все бы ничего, если бы этот язык использовался только в Интернете. Так нет, он выходит из него и вливается в литературный разговорный русский язык. Норма   литературного   языка   –   это   единообразие,   общепризнанное,   образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений). Правильность   как   письменной,   так   и   устной   речи   определяется   соответствие   ее языковой норме. Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных   явлений,   помогает   ему   сохранить   свою   целостность,   что   необходимо   для выполнения им своей   основной функции – культурной. К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. 16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного   русского   языка.   Наконференции   выступающие   с   тревогой   о   современном состоянии русского языка. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ пользуются бранной лексикой, 28% говорят на компьютерном языке и лишь 5% говорят на чистом русском языке. Эти показатели свидетельствуют, что в русском языке происходят стремительные негативные изменения, он истощается, теряет свой блеск, глубину. Тут и там все чаще слышатся американизированный жаргон, иностранные термины, а Интернет вообще «утонул»   во   всевозможных   «тайтлах»   (title).   В   речи   появляется   много   несоответствий   и ошибок,   поскольку   новых   слов   появилось   очень   много,   и   щедрый   русский   народ   стал употреблять   модные   выражения,   иногда   не   задумываясь   над   реальным   смыслом   им   же сказанного. А значит, тревога за русский язык оправдана.  Поэтому каждое русское слово надо беречь как зеницу ока, это такое же наследие наших предков, как храмы, дворцы, картины, музыка. И душу всякого русского человека должно греть сознание того, что русская литература самая значимая в мировом масштабе! Традиции классиков русской литературы – это литературные нормы и традиции, которые мы не можем позволить себе растерять.