В последние годы в педагогической науке разрабатываются и внедряются в практику эффективные технологии, в основе которых лежат проектная и исследовательская деятельность школьников. Данный проект «В мир математики через тайны природы» поможет задуматься над философскими вопросами взаимоотношений между человеком и природой, осознать себя как часть природы, расставить приоритеты в вопросе: кто главнее - человек или природа?
МАОУ СОШ № 13 города Тюмени
Проектно – исследовательская работа
«В мир математики через
тайны природы»
Выполнил: Ардаширов Кирилл
ученик 7б
класса
Руководитель проекта:
Колчанова
Гуля Романовна
учитель
математики
г. Тюмень
2018г
0Содержание
Введение.............................................................................................................3
Основная часть. В мир математики через тайны природы.............................5
1этап исследовательской работы: скорость…………………………………5
2 этап исследовательской работы: прыжки в высоту.....................................6
3 этап исследовательской работы: прыжки в длину.......................................7
4 этап исследовательской работы: сила...........................................................8
5 этап исследовательской работы: слух, зрение, обоняние, осязание...........9
6 этап исследовательской работы: масса тела……………………………..10
7 этап исследовательской работы: рост…………………………………….11
8 этап исследовательской работы: продолжительность жизни…………..12
Заключение.......................................................................................................13
Список литературы..........................................................................................14
Приложение…………………………………………………………………..15
1Введение.
Нет ничего удивительнее и прекраснее окружающего нас мира. Природа красива в
любом ее проявлении. С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя,
жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев, чувствует прикосновения тёплых
солнечных лучей. Это музыка природы, музыка жизни.
С другой стороны – математика, сухая наука. При знакомстве с математикой она
может показаться непостижимым лабиринтом формул, числовых зависимостей. В
математике страшит сухая схема математических алгоритмов. Но тот, кто постиг
удивительный мир математики, стремится создавать новые математические объекты, ищет
пути решения новых задач.
Поэтому для своей исследовательской работы я выбрал тему «В мир математики
через тайны природы» и хотел бы в простой и интересной форме показать, что какую бы
идею, носящую практическую направленность, мы не пытались воплотить в жизнь, без
математических знаний не обойтись. Это и есть цель моего проекта.
Природа – это все, что окружает нас. Все живое и неживое. С давних времен человек
был един с природой. Ее боготворили и даже приносили ей жертвы. Но в связи с
прогрессом человек забыл о значимости природы. Он уничтожает ее для собственной
выгоды, не задумываясь о последствиях. Он возомнил себя царем природы. Но так ли это?
Человек – венец природы или Человек—звено в цепи жизни? – это основополагающий
вопрос моего проекта. "Человек самое разумное существо на планете... Человек
царь природы!" Кто придумал эти фразы? сам человек. А соответствуют ли они
действительности? В чем состоит это владычество? Постараемся ответить на эти вопросы.
2Но причем тут математика? – спросите вы. При работе над проектом мне пришлось
столкнуться с различного вида математическими заданиями. Это вычисление среднего
арифметического. Это применение математических формул. Это нахождение скорости.
Без решения всех этих задач невозможно произвести расчеты, а значит, и получить нужные
результаты, которые позволят ответить на поставленный вопрос.
Для достижения цели мне необходимо было выполнить следующие задачи:
Собрать необходимый материал для проведения практических исследований: сдача
нормативов учащимися на уроках физкультуры; сбор антропометрических данных
из медицинского обследования учащихся (рост, вес)
Произвести расчёты к исследовательским задачам.
Использовать математические методы для анализа полученных данных.
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Оформить результаты работы в виде презентации.
Сделать выводы.
3В мир математики через тайны природы
Итак, действительно ли человек – царь природы? Я попытался разобраться в реальном
положении дел. Для этого решил посмотреть на физические возможности человека в
сравнение с братьями нашими меньшими. Я работал с различными источниками
информации (энциклопедии, книги, интернет). На уроках физкультуры ребята нашего
класса сдали соответствующие нормативы. В медицинском кабинете мы измерили рост, вес
каждого ученика 7б класса. Все это было использовано в моей исследовательской работе.
Сравнив
результаты,
получил
следующие
показатели.
1этап исследовательской работы: Скорость.
Некоторые представители животного мира обладают молниеносной скоростью. Самое
быстрое наземное животное – гепард (рис.1), его скорость достигает 128 км/час. Второе
место в скорости среди наземных животных принадлежит вилорогой антилопе (рис.2),
обитающей в Северной Америке. Её скорость 98 км/ч.
Многие животные хорошие пловцы. Самая быстрая рыбапарусник (рис.3) может
развивать скорость до 109 км/ч. Самое быстрое морское млекопитающее – касатка(рис.4).
Она может плыть со скоростью 55,5 км/ч.
рис.1 рис.2 рис.3 рис.4
4Рекорд нашего 7б класса в беге на 30 метров принадлежит Кузнецову Андрею – 4,4с,
т.е.– 25 км/ч, что в 5,12 раз меньше скорости гепарда.
Вывод: Человек обладает скоростью, но не достаточно большой.
2 этап исследовательской работы. Прыжки в высоту.
Далеко позади мы оказались и в прыжках. Лучшие прыгуны среди наземных
млекопитающих представители семейства кошачьих. Тот же гепард (рис.5) может
прыгнуть на высоту 4,5 метра, а пума(рис.6) на 4 метра. Третье место в высоте прыжка
среди наземных млекопитающих принадлежит кенгуру(рис.7), которые могут прыгнуть на 3
метра. Рекорд по прыжкам в высоту среди млекопитающих принадлежит дельфину
афалине (рис8.), который прыгает на 6 метров вверх. Из рыб выше всех прыгает кета
(рис.9), может перепрыгивать препятствия высотой 3,65 метра. Однако лучшим прыгуном
является блоха(рис.10). Она может прыгнуть на высоту, превышающую её размеры в 150
раз.
рис.5
рис.6 рис.7
рис.8
рис.9 рис.10
Рекорд нашего 7б класса по прыжкам в высоту принадлежит Полякову Никите 1,1 м,
что в 5,5 раза меньше прыжка дельфина.
Вывод: Человек может прыгнуть достаточно высоко, но только с шестом.
53 этап исследовательской работы: Прыжки в длину.
Дальше всех из наземных млекопитающих прыгает кенгуру (рис.11). Самый длинный
зарегистрированный прыжок кенгуру составил 13 метров 64сантиметра. На втором месте
по прыжкам в длину африканская чернопятая антилопа импала (рис.12). Она способна
прыгнуть на 12 метров в длину.
рис.11 рис.12
Рекорд нашего 7б класса по прыжкам в длину принадлежит Вершковой Юле – 1,75м,
это в 7,8 раз меньше прыжка кенгуру.
Вывод: Человек не соперник даже антилопе.
64 этап исследовательской работы: Сила.
Насекомые по сравнению с нами обладают фантастической силой. Сильнее всех жук
носорог(рис.13), который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу его тела. На
втором месте по силе – муравей(рис.14), который способен носить на себе вес, в 50 раз
превышающий массу его тела.
рис.13 рис.14
Вывод: Если бы человек был таким сильным, то в одиночку двигал бы целый состав,
состоящий из 11 вагонов и локомотива.
75 этап исследовательской работы: Слух, зрение, обоняние, осязание.
В большей степени у братьев наших меньших развиты слух, зрение, обоняние,
осязание. Самые зоркие глаза в мире у соколасапсана (рис.15). Он способен заметить дичь
с высоты до 8 км. Глаза лошади (рис.16)расположены так, что её обзор составляет 350
градусов (у человека 180 градусов.) Белые медведи (рис.17) в брачный период могут
учуять своих партнеров за 80100 км. И ни вода, ни 50см лед им не помеха. Уникальным
слухом обладают кошки (рис.18).
рис.15
рис.16
рис.17 рис.18
В данном случае в нашем классе рекордсменов нет.
Вывод: Здесь человек далек от сравнения.
86 этап исследовательской работы: Масса тела.
Самое большое животное синий кит (рис.19). Его масса до 190 тонн. Самое крупное
наземное млекопитающее африканский слон(рис.20), масса которого может доходить до
7 тонн.
рис.19 рис.20
Средняя масса ученика нашего 7б класса – всего 57,65 кг.
Вывод: Человек как песчинка в море и на земле.
97 этап исследовательской работы: Рост.
Самое высокое наземное животное планеты – жираф (рис.21). Самый крупный жираф
был ростом 5м 86 см. Самая большая змея – анаконда (рис.22), которая может достигать в
длину 11м 50 см.
рис.21 рис.22
Средний рост ученика нашего класса – 1м 62 см.
Вывод: Даже самый высокий человек ниже жирафа.
108 этап исследовательской работы: Продолжительность жизни.
По продолжительности жизни мы также отстаём. Самый долгоживущий представитель
животного мира – морская губка (рис.23), которая живет до двух тысяч лет. Самое
долгоживущее наземное животное – черепаха (рис.24). Индийская гигантская черепаха
Адвайта прожила 255 лет.
рис.23 рис.24
Возрастной предел человека 120 130 лет.
11Заключение
По результатам исследовательских работ делаю следующий вывод.
Мы увидели, что человек слабее и уязвимее многих животных. Главная отличительная
особенность человека – мощный интеллект. Благодаря этому мы можем решать многие
вопросы в покорении природы. Но, задача человека не только покорять, но и беречь и
защищать природу, помогать всем живым существам. Человек станет истинным царём
природы, если научится использовать весь свой потенциал в созидательных целях. Ведь
природа
и
человек
–
звенья
одной
цепи.
Таким образом, если переосмыслить некоторые факты с точки зрения математики, то
можно получить, тем самым, реальные представления о положении вещей. Проект помог
мне охватить большой круг учебных тем, предоставил возможность применить знания в
новых ситуациях. Новый подход помог пробудить интерес к математике, как учебному
предмету.
12Список литературы
1. Аксенова М. Большая детская энциклопедия. Математика. Том 11.М: Аванта +, 2011.
624с.
2. Газина, О. М. Экологическая азбука для детей: жизнь морей и океанов. – Москва, 2000.
3. Моррис Р. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2004
4. Паркер С., Астон К. Природа вокруг нас. Иллюстрированная энциклопедия для детей.
ХарьковБелгород: Клуб семейного досуга, 2008. — 64 c.
5. Спарджен, Р. Экология. – Москва, 1998.
6. Томилина М.Е. Справочник по математике. 59 классы. М: Литера, 2017 240с.
13Приложения
1 этап исследовательской работы. Скорость.
Самое быстрое наземное животное – гепард, его скорость достигает 128 км/час.
Рекорд нашего 7б класса в беге на 30 метров принадлежит Кузнецову Андрею – 4,4 с.
(Результаты взяты у учителя физкультуры Сатлайкиной М.А.)
30 м =0,03 км
4, 4 с =
4,4
3600 ч
≈
0,0012 ч
Vученика =
0,03
0,0012 =
300
12 = 25 (км/ч)
Vгепарда = 128 км/ч
Vгепарда
Vученика =
128
25 = 5,12 раз
Вывод: Человек обладает скоростью, но не достаточно большой.
142 этап исследовательской работы. Прыжки в высоту
Рекорд по прыжкам в высоту среди млекопитающих принадлежит дельфину, который
прыгает на 6 м вверх.
Рекорд нашего 7б класса по прыжкам в высоту принадлежит Полякову Никите 1,1 м
(Результаты взяты у учителя физкультуры Сатлайкиной М.А.)
hдельфина = 6 м; hученика = 1,1 м
hдельфина
hученика =
6
1,1
≈
5,5 раз
Вывод: Человек может прыгнуть достаточно высоко, но только с шестом.
153 этап исследовательской работы. Прыжки в длину.
Самый длинный зарегистрированный прыжок кенгуру составил 13 м 64см.
Рекорд нашего 7б класса по прыжкам в длину принадлежит Вершковой Юле 1м 75 см.
(Результаты взяты у учителя физкультуры Сатлайкиной М.А.)
L ученика = 1м 75 см = 1,75 м
L кенгуру = 13 м 64 см = 13,64 м
Lкенгуру
Lученика =
13,64
1,75
≈
7,8 раз
Вывод: Человек не соперник кенгуру.
164 этап исследовательской работы. Сила.
Сильнее всех жукносорог, который способен носить вес, в 850 раз превышающий массу
его тела.
mгруза > mжука в 850 раз
Средняя масса человека составляет 70 кг.
mчеловека = 70 кг
70 ∙ 850 = 59500 кг = 59 т 500 кг
Вывод: Если бы человек был таким сильным, то в одиночку двигал бы целый состав,
состоящий из 11 вагонов и локомотива.
175 этап исследовательской работы. Слух, зрение, обоняние, осязание.
Самые зоркие глаза в мире у соколасапсана. Он способен заметить дичь с высоты до 8 км.
Глаза лошади расположены так, что её обзор составляет 350°, у человека 180°.
Белые медведи в брачный период могут учуять своих партнеров за 80100 км.
Уникальным слухом обладают кошки.
Вывод: Здесь человек далек от сравнения.
186 этап исследовательской работы. Вес.
Самое большое животное синий кит. Его масса до 190 тонн.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Фамилия имя ученика
Масса тела
Вычислим
среднюю массу
ученика нашего
7б класса.
(Антропометрич
еские данные
взяты из
медицинского
обследования
учащихся)
19
Итогоm общая =
m средняя =
общаямасса
количествоучеников =
m кита = 190 т = 190000 кг
mкита
mсредняя =
190000
57,65
≈
3296 раз
Вывод: Человек как песчинка в море и на земле.
207 этап исследовательской работы. Рост.
Самое высокое наземное животное планеты – жираф. Самый крупный жираф был ростом
5м 86 см.
Вычислим средний рост ученика нашего 7б класса. (Антропометрические данные взяты из
медицинского обследования учащихся)
Фамилия имя ученика
Рост
L общая =
L средняя =
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Итого
общийрост
количествоучеников = = 1м 62 см = 1,62 м
L жирафа = 5м 86 см = 5,86 м
5,86
1,62
Lжирафа
Lсредняя =
≈
3,6 раз
21Вывод: Даже самый высокий человек ниже жирафа.
8 этап исследовательской работы. Продолжительность жизни.
Самый долгоживущий представитель животного мира – морская губка, которая живет до
двух тысяч лет.
Возрастной предел человека 120 130 лет.
2000
130
≈
15,4 раза
22