ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
15.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

проект Чудесная глина.docx

 

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского муниципального  района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,

тел. 8(496) 549-03-47, факс 8(496) 549-03-48

Email: dou301960@yandex.ru                                                                                  

 

                                                    

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»

 

 

Составили воспитатели:

                                          Корнилова Анастасия Викторовна

Буйлова Светлана Сергеевна

                                                                     

г. Сергиев Посад

ноябрь 2019 г.

 

 

 

ТИП ПРОЕКТА: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ

 

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»

 

ВИД ПРОЕКТА: КРАТКОСРОЧНЫЙ

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 6 НЕДЕЛЬ

 

С 7 ОКТЯБРЯ ПО 15 НОЯБРЯ

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ,

 

РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ, ВОСПИТАТЕЛИ

https://viki.rdf.ru/media/upload/preview/2_.png

 

 

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1501870/cce27ecd-0049-4ae6-af1d-53f96a650a27/s1200?webp=false

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Интерес к познанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

В исследовательской деятельности дошкольники получают возможность удовлетворить присущее им любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

 

 

 

 

 

 

http://www.bookin.org.ru/book/3305408.jpg«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность»,

Лев Семёнович Высоцкий

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и его решение - это важная часть воспитания детей в дошкольном возрасте.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух, находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло - в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта. Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Чудеса волшебной глины».

 

 

 

 

   ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами и применением.

 

ЗАДАЧИ:

·        Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.

·        Развивать  исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.

·        Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками. 

 

https://i.pinimg.com/736x/a2/f4/4f/a2f44fd4ef47bccf9c677df3330c7cf7.jpg                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 

·        Практический: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, лепка из глины, просмотр мультфильмов, презентаций: «Удивительная глина», «Дымковские игрушки», «Филимоновская игрушка», «Гжель», мастер-класс, создание мини – музея «Глиняная посуда».

·        Наглядный: показ опытов и экспериментов, презентации, иллюстрации, рассматривание различных видов глины.

·        Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение детей через рассуждение, рассказы детей и воспитателей, беседы.

·        Игровые: гости на занятии мастер - класс, дидактические, сюжетно ролевые игры.

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ:

 

·        Называют и узнают глину и в натуральном виде и на картинках.

·        Знают, как сделать глину пригодной для лепки.

·        Имеют представление о том, где и как можно добыть глину.

·        Имеют представление о том, как использует человек глину.

·        Знают, кто такой гончар.

·        Знают, какие орудия труда нужны гончару.

·        Знают, для чего нужна вода во время лепки из глины.

·        Знают, как сделать изделия из глины прочными.

·        Знают сказки о глине, об изделиях из глины.

·        Умеют называть пословицы или поговорки о глине.

 

 

 

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 

·        Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома», «Глинотерапия», «Школа лепки».

·        Привлечение родителей к созданию мини – музея в группе «Изделия из глины».

·        Оформление альбома о глине.

·        Оформление папки-передвижки «Расскажите детям о глине».

·        Мастер класс для детей и родителей  «Красивые ежики».

·        Привлечение родителей пополнить уголок по экспериментированию глиной разного вида.

·        Вовлечь родителей  в совместную с детьми творческую деятельность.  Пополнить  развивающую среду: творческими играми, книгами, иллюстрациями,  раскрасками по теме: Дымковская, Филимоновская игрушка и др.

https://gk-vegas.com/vegas-content/uploads/2019/04/z16058_1_tif_1000x1000.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 

Первый этап. Организационно - педагогический

·        Определение цели, задач проекта.

·        Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта.

·        Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

·        Разработка тематического планирования материала.

Второй этап. Практический

·        Проведение запланированных мероприятий.

Третий этап. Заключительный

·        Подведение итогов.

·        Оформление материала проекта.

·        Выставка детских работ на тему: «Что можно сделать из глины» в раздевалке группы.

 

 

 

 

 

 

Филимоновская игрушка - Ярмарка Мастеров

РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»

 

 

Группа

День недели

Время проведения

НОД

(продолжительность)

Количество

в месяц

 

 

средняя

 

2 раза в неделю

 

 

15.45-16.05

(20 мин.)

 

12

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

 

Дата

 

Деятельность педагога

Ответственные

 

2 неделя

октября

·        Дети    совместно    с    родителями    собирают материал о глине.

·        Сбор образцов глины (красной, голубой, белой), фотографий и иллюстраций о глине.

·        Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома».

 

 

Воспитатели

 

 

3 неделя

октября

·        Рассматривание глины различной по цвету.

·        Заучивание пословицы о глине.

·        Чтение стихотворения В. Степшина «О глине».

·        Экспериментирование:

(сравнение глины мокрой и сухой)

Опыт «Сохраняет ли глина форму?».

Опыт «Пропускает ли глина воду?».

 

Воспитатели

 

 

4 неделя

октября

·        Рассказ воспитателя: «Нужна ли глина людям?».

·        Рассматривание иллюстраций на тему: «Использование глины людьми».

·        Экспериментирование:

      Опыт «Из какой глины можно лепить?».

·        Д/и «Народные промыслы»

 

Воспитатели

 

 

1 неделя

ноября

·        Знакомство с новой профессией: гончар.

·        Просмотр видеоматериала: «Изготовление дымковской игрушки».

·        ОД Декоративная пластика «Тарелочка».

·        Мастер – класс «Веселые ежики»

·        Экспериментирование:

     Опыт «Глина: сыпучая или не сыпучая?»

     Опыт  «Мягкая или твердая?»

     Опыт  «Липкая или нет?»

·        Чтение сказки: «Горшочек каши» Братья Гримм.

 

Воспитатели

 

 

2 неделя

ноября

·        Экспериментирование:

     Опыт  «Почему песок впитывает воду быстрее            глины?».

     Опыт  «Песок - рыхлый, глина - вязкая».

·        Рассматривание иллюстраций на тему: «Использование песка и глины человеком».

·        ОД «Путешествие в глиняную страну»

·        Консультация для родителей «Школа лепки».

 

 

Воспитатели

 

 

3  неделя

ноября

 

·        Рассказ воспитателя: «Изделия из глины»

     (игрушки и посуда).

·        Рассматривание иллюстраций: «Изделия из керамики».

·        ОД Путешествие в  мини – музей глиняной посуды.

·        Д/и «Назови свойство глины»

·        Чтение сказки: «Глиняная сказка» Кивин Феликс.

 

Воспитатели

 

 

·        Организация выставки детских работ из глины

 

 

Воспитатели

 

 

·        Оформление проекта «Чудеса волшебной глины».

 

Воспитатели

 

 

 

ВЫВОД

 

      В ходе реализации проекта «Чудеса волшебной глины», у  дошкольников расширились и систематизировались знания о глине. Дети выяснили, какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек: строили дома, изготавливают посуду, применяют в медицине, познакомились с профессией гончар. Узнали,  как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной.

    У дошкольников имеются представления о свойствах глины (способность соединяться с водой, набухать в воде, способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, способность не пропускать влагу после насыщения влагой). Дети в ходе совместной со взрослыми познавательно-исследовательской деятельности последовательно обследует объект (глину), делают выводы.  Ребята овладели способами лепки из глины, закрепили знания и приёмы лепки,   имеют представления о народных глиняных игрушках: дымковской, филимоновской. Родители приняли участие в реализации проекта, способствовали развитию познавательного интереса к глине в домашних условиях.   

    Ребята и родители при работе над проектом «Чудеса волшебной глины»,  получили положительные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

·        Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30», /принята и утверждена на педагогическом совете №1 от 28.08.2015 г./;

·        Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 2008, - №10,

·        Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

·        Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

·        Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: Сфера, 2002.

·        Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

·        Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008

·        Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

https://cv4.litres.ru/pub/c/cover/5957243.jpg

 

http://www.umniza.de/WebRoot/Store22/Shops/62303963/551D/ABCA/5B08/A347/D9AA/C0A8/2ABB/963D/978-5-4293-0060-3.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского муниципального  района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,

тел. 8(496) 549-03-47, факс 8(496) 549-03-48

Email: dou301960@yandex.ru

 

 

 

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ТЕМА: «ГЛИНА — ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ»

 

(СРЕДНЯЯ ГРУППА, 4 – 5 ЛЕТ)

 

 

 

https://zaf.su/content/images/thumbs/000/0004312_glina-dl-detskogo-tvorestva-brickmaster-1000-g.jpeg

 

 

 

 

Подготовили воспитатели:

Буйлова С. С.

Корнилова А. В.

 

 

ноября  2019 г.

 

 

 

Цель: познакомить детей с природным материалом — глиной, её некоторые свойства и качества; сформулировать правила обращения с глиняными предметами.

Предварительная работа: чтение сказки «Глиняный парень».

Материал: ком глины, высушенная пластинка глины, образцы предметов из глины.

Ход занятия.

Воспитатель: дети садятся на стульчики, воспитатель предлагает вспомнить сказку «Глиняный парень».

Воспитатель: Ребята, из чего был сделан парень? Как старик сделал парня? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, к нам в группу приходил наш друг Гном. Он принёс вот этот комочек и вот что рассказал: «Это глина — материал, который даёт нам природа. Люди добывают глину под верхним слоем земли. Глина бывает разного цвета».

Как вы думаете, зачем же людям нужна глина? (ответы детей).

Воспитатель:  Правильно! Так же как и старик со старухой из сказки, люди лепят из глины. Потому что глина — материал мягкий, податливый. Смотрите, как легко я отрываю кусочки глины от большого кома. Как вы думаете, что можно слепить из глины? (ответы детей).

 Воспитатель: Люди научились делать из глины много нужных и красивых предметов: кирпичи, посуду, игрушки. Посмотрите! (демонстрация предметов из глины) дети, а как козёл в сказке избавил людей от глиняного парня? (Ударил рогами в брюхо, и парень рассыпался.) Это значит, что глина может разбиваться. Попробуем бросить наш кусочек на дощечку. Разбилась глина? Нет! В сыром виде глина никогда не разобьётся. А вот если глину, как сделал старик в сказке, высушить на печке или на солнышке, то она станет твёрдой и легко разобьётся. (Педагог показывает высушенную глиняную пластину и разбивает её.)

Воспитатель: Видите, какой интересный материал — глина.

Пальчиковая гимнастика «Мы играли».

Воспитатель:  Ребята, для того чтобы больше узнать о глине, я предлагаю вам сесть за столы и немного поэкспериментировать (дети садятся за столы и действуют с глиной.)

Воспитатель:  Попробуйте оторвать кусочек глины от комка. Помните глину в руках. Какая глина? (ответы детей).

Педагог предлагает детям вылепить из глины любимого сказочного героя в подарок Гному.

Итог: 

Воспитатель:  Ребята, какие вы молодцы! Мы сегодня познакомились с интересным природным материалом — глина. Глина мягкая, податливая, из неё легко лепить. Глину можно сделать твёрдой, но бьющейся, для этого её надо высушить.

Как надо относить к предметам, сделанным из глины? Почему? (ответы детей).

Запомните: с глиняными предметами надо обращаться бережно и аккуратно, так как они могут разбиться.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30», /принята и утверждена на педагогическом совете №1 от 28.08.2015 г./;

Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 2008, - №10,

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

СТИХИ О ГЛИНЕ И ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ

ЛЕПКА

Я возьму кусочек глины,

Разомну его в ладошках.

Захочу, слеплю пингвина,

Или лошадь, или кошку.

Глина так в руках послушна -

хочешь ты её катай,

Сглаживай, вытягивай,

Ну, хоть что изображай!

Я слеплю сейчас утёнка

Вместе с мамой-уткой,

Маму-мышь и папу-мышь

С мышонком малюткой.

Овощей слеплю корзину,

Торт, конфеты, шоколад.

Зачем ходить по магазинам,

Ведь дома фабрика и сад!

(Л.Орлова)

 

 

 

 

 

 

 

Мягкую, вязкую глину возьмём,

Шлепнем-пошлепнем, чтоб стала послушной…

Лепим - прилепим, месим и мнем,

Вот показались гномика ушки.

Вот – его носик, а вот – его рот.

Вот – его бровки, а вот – его глазки.

Глина от пальцев силу берет,

Чтоб рассказать нам веселую сказку.

Глина, конечно, из грязи взялась,

Но, обжигаясь в печи, как посуда,

Дождик забыла, слякоть и грязь,

И превратилась в фигурное чудо!

(А. Пастернак)

http://tytmaster.ru/wp-content/uploads/2019/04/Dyimkovskaya-igrushka-34.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s8c62b834e6d8b2dd/image/i09121be48f9d341f/version/1464354245/image.jpg

 

 

 

 

 

Размял гончар в ладонях глину,

Отмерил ровно половину.

И поработав от души

Красивый вылепил кувшин.

А через несколько часов

Другой такой же был готов

«Теперь, - сказал, - извольте братцы,

Вот в этой печке обжигаться».

И пригрозил: «Смотрите мне,

Пробудьте два часа в огне».

Один кувшин шагнул в огонь,

За печку спрятался другой;

А после к сроку втихомолку

Полез с приятелем на полку.

Когда ж налили их водой

То дело кончилось бедой:

Один кувшин, что был в печи

Стоит спокойно и молчит

А наш хитрец через часок

Заныл, потёк, обмяк в комок.

Надёжен будет только тот,

Кто в жизни сквозь огонь пройдёт...

(Автор неизвестен)

https://kirov-portal.ru/upload/resize_cache/site_afisha_event_1/624_396_1/eb6/eb66c27cd763b5c44ccd43798b7fa29f.jpg            ДЫМКОВО

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

 

 

Филимоновская деревушка! https://i.pinimg.com/originals/93/6e/91/936e9182a3eb611d8b4e56d7ff8b8077.jpg

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

 

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет.

 

Есть среди них фигурка,

Так непонятная для меня,

Молчаливая, непростая,

И глаза ее – сноп огня.

 

И узор из кругов и линий

Обегает подола край:

Красно-черный, синий.

В руки взяв, смотри и играй.

 

Но она строга, как богиня,

Властелинша полей и нив,

Может быть, в ее взоре синем

Отражается древний миф?

 

 

 

 

 

http://tktochka.ru/uploads/product/307200/307292/307292.jpgСвистульки -  петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы!

 

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя – петушок

Раным – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

 

 

 

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Вот, смотрите, «Рыба – кит»,

А под ней вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаёк и говорят,

Ну а кошка возле ножки

Ждёт, когда дадут немножко.

 

https://www.present.ru/upload/iblock/9ba/9ba547968ca220a4f1d447fe70a68e98.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА

Автор  Кривин Ф.

Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.
Пришла к Твёрдой Глине Вода.
— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

глина ремесленник гончар

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.
— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.
— Будем вместе, а сама испаряешься?
— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!
— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…
— Всё правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

 

 

 

 

 

 

Сказки, добытые из-под земли

 

Вода испарилась, а Глина задумалась.
Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ  И

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ГЛИНОЙ

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ №1. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ГЛИНА

Цель: предложить детям рассмотреть в лупу кусочек глины. Установить, что у глины нет отдельных крупинок, как у песка. Частицы глины, жёлтого и коричневого цвета, плотно скреплены друг с другом и между ними нет просвета. Попробовать разделить частички глины. Убедиться, что частички очень крепко соединены друг с другом и при ударе глина раскалывается.

 

ОПЫТ № 2 СУХАЯ ГЛИНА

Цель: рассмотреть разные куски сухой глины. Установить, что она тяжёлая, похожа на камень, и от неё сложно отломить кусочек. Глина твёрдая не меняет своей формы, и если по сухой глине сильно ударить, то она раскалывается на мелкие кусочки. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

 

ОПЫТ №3. МОКРАЯ ГЛИНА

Цель: уточнить представления детей о сухой глине. Размочить глину и установить, что в мокром виде она становится липкой и пластичной, ей можно придать любую форму, можно лепить из неё фигуры. Мокрая глина такая же тяжёлая, как и сухая, но её нельзя расколоть на кусочки. Приучать детей к самостоятельным наблюдениям.

 

ОПЫТ №4. ПРОПУСКАЕТ ЛИ ГЛИНА ВОДУ

Цель: вспомнить, как песок пропускает воду. Предложить положить в воронку глину и понаблюдать что произойдёт, если пропустить через неё воду. Убедиться, что вода не проходит сквозь глину так же быстро, как сквозь песок. Выяснить, почему так происходит (частички глины очень плотно и крепко соединены друг с другом). Оставить воронку с глиной и с налитой в неё водой до следующего утра. На следующий день обратить внимание на то, что из воронки капают редкие капли, а под ней появилась маленькая лужица мутной воды. Глина в воронке размокла и стала похожа на грязь. Сделать вывод, что глина очень плохо пропускает сквозь себя воду.

 

ОПЫТ № 5. ХРУПКОСТЬ ГЛИНЫ

   Цель: познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование: сухая глина, деревянная дощечка, молоток.

Ход: положить глину на дощечку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

 

 

ОПЫТ № 6 ОТЛИЧИЕ СЫРОЙ ГЛИНЫ ОТ СУХОЙ

   Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой.

Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

 

ОПЫТ № 7  НА ГЛИНЕ МОЖНО РИСОВАТЬ

   Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

Оборудование: различные глиняные фигурки (не разрисованные), образец готовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину, предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец.

Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

 

 

 

 

 

 

 

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

 К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО –

 

ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

 

«ЧУДЕСА ВОЛШЕБНОЙ ГЛИНЫ»

 

https://i.pinimg.com/736x/cc/71/33/cc71333d484567e00dbb7d2684d022a2.jpg

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ «ВЕСЕЛЫЕ ЕЖИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ «ОТЛИЧИЕ СЫРОЙ ГЛИНЫ ОТ СУХОЙ»

 

 

 

 

ОПЫТ «ПРОПУСКАЕТ ЛИ ГЛИНА ВОДУ»

 

 

 

 

«КНИЖКИНО ЦАРСТКО»

«ГЛИНЯНАЯ РАДУГА»

 

 

«ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ»

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ «ХРУПКОСТЬ ГЛИНЫ»

 

 

 

ОПЫТ «МЯГКАЯ ИЛИ ТВЕРДАЯ?»

 

 

 

 

ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке