Доклад на тему:
«Источники земельного права»
Выполнил:
Марич А.В.,
студент группы
20ГМЗУ/3-ЭУ
Содержание:
1. Понятие и классификация источников земельного права.
2. Конституция РФ как источник земельного права.
3. Федеральные законы как источники земельного права.
4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.
5. Иные источники данной отрасли.
1. Под источниками земельного права традиционно понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, которыми регулируются земельные отношения. Указанные источники подразделяются на законы и подзаконные акты. В свою очередь выделяются федеральные конституционные и федеральные законы. Подзаконные акты, регулирующие земельные отношения, должны издаваться на основе законов, во исполнение их и не противоречить им.
К таким актам относятся указы Президента РФ. Например, 9 января 2011 г. Указом Президента РФ № 26 утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. В соответствии с этим актом такими территориями, в частности, признаны муниципальные образования Адамовский район, Акбулакский район, Кувандыкский район, находящиеся в Оренбургской области.
Источниками земельного права являются также постановления и распоряжения Правительства РФ, положения, указания, приказы, инструкции, наставления федеральных органов исполнительной власти, а также указы, решения, постановления и распоряжения органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по земельным вопросам.
В числе источников регулирования земельных отношений следует назвать также отдельные руководящие разъяснения, постановления и определения Конституционного Суда РФ1, Верховного Суда РФ и ранее действовавшего Высшего Арбитражного Суда РФ. В то же время, как отмечают видные российские ученые в области земельного права А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков и А. Е. Черноморец, хотя официально правовая доктрина не признает данные акты источниками права, признание Конституционным Судом РФ нормы закона не соответствующей Конституции влечет прекращение ее действия, что может рассматриваться как акт «отрицательного» нормотворчества.
Не меньшее значение, подчеркивают исследователи, имеют руководящие разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ (до упразднения его, конечно — прим. авторов) и Верховного Суда РФ, обязательные для учета при рассмотрении дел соответствующими звеньями судебной системы.
Однако источниками земельного права не являются акты, которые не устанавливают новых правовых норм. Так, не признаются источниками земельного права постановления о применении административного наказания за нарушения земельного законодательства. Отсюда непременным признаком всякого источника земельного права является его нормативность.
Для лучшего понимания источники земельного права подвергаются систематизации, которая может быть двух видов: инкорпорация и кодификация. При первом способе систематизации содержание и форма правовых норм не меняется, но они располагаются в определенном порядке. Материал может быть расположен в хронологиче- См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2009 г. №1-П по делу о проверке конституционности положений п. 2—4 ст. 13 и абз. 2 п. 1.1 ст.14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». См., например: определение Верховного Суда РФ от 25 марта 2009 г. № 51-Г09 «Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 25 декабря 2008 г., которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 1 Закона Алтайского края “О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения”». См.: определение Высшего арбитражного суда РФ от 20 ноября 2009 г. № ВАС 14403/09 по делу № А13-12443/2008.
Земельное право России : учебник / под ред. А. П. Анисимова. М. : Высшее образование ; Юрайт-Издат, 2009. С. 51.ском, алфавитном или тематическом порядке. Примером официальной инкорпорации может быть «Собрание законодательства Российской Федерации». При кодификации происходит формирование единого, логически и юридически цельного акта на основе единых принципов и практических задач, стоящих на данном этапе. Примером является Земельный кодекс Российской Федерации.
2. Основным источником в области регулирования земельных отношений в стране является Конституция РФ. Так, в ч. 1 ст. 9 сказано, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ч. 2 данной статьи указано, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Данное правило означает, что субъекты РФ также вправе принимать соответствующие акты по земельным вопросам, но они не должны противоречить федеральному законодательству.
При этом, поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, как предусмотрено в ст. 72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении, субъекты РФ вправе, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные акты. Однако если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом (ст. 76 Конституции РФ).
Источником земельного права также являются конституции республик, входящих в Российскую Федерацию.
Заметим, что конституции в качестве источников земельного права выступают и в других государствах. Так, в Конституции США 1787 г. в п. 1 разд. 2 ст. III сказано, что судебная власть распространяется на все споры между двумя или более штатами, между штатом Жариков Ю. Г. Земельное право России: учебник. М. : Кнорус, 2006. С. 41.2 См.: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / под ред. О. А. Жидкова ; пер. с англ. В. И. Лафитского. М. : Прогресс, Универс, 1993. и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов, между гражданами одного штата по искам о землях, полученных в дар от различных штатов.
3. Важнейшее место в системе источников земельного права занимают законы, регулирующие земельные отношения. Выделяют федеральные законы и законы субъектов РФ. Однако основным и единственным кодифицированным законом в данной области является Земельный кодекс РФ, принятый 28 сентября 2001 г. и вступивший в силу 30 октября 2001 г. Его содержание отражает современное государственное устройство страны. Этот акт введен в действие Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который также играет значительную роль в источниковедческой базе данных.
Исходные и принципиальные положения ЗК РФ развиваются и дополняются рядом иных законов. Среди них Федеральные законы:
1) от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», который устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафта. Принятая данным Законом модель землеустройства основывается на следующих группах юридических фактов: а) решения органов государственной и муниципальной власти; б) договоры о проведении землеустройства; в) судебные решения о проведении землеустройства;
2) от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий отношения, связанные с ведением кадастра, использованием его сведений, получаемых в результате проведения, в том числе учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель. К примеру, при государственном учете завершенной строительством скважины, как горного недвижимого имущества, в Едином государственном реестре капитального строительства (ЕГРОКС), подлежат включению следующие сведения:
- описание местоположения скважины на земельном участке;
- кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположена скважина;
3) от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», главной задачей которого является создание условий для эффективного функционирования сельского хозяйства страны;
4) от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Кроме того, земельные отношения регулируют не только непосредственно законы, имеющие земельно-правовой характер. Это могут быть и другие аналогичные источники, основным объектом регулирования которых являются иные отношения. Здесь можно назвать, в частности, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 г., где в ст. 6 сказано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч. 2). Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3). Лесным участком на основании ст. 7 Кодекса является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЗК РФ. Земельные отношения регулируются также и иными статьями Лесного кодекса РФ. Среди них, в частности, можно назвать ст. 8—10, 21 и др.
К источникам земельного права отнесены также Водный кодекс Российской Федерации 2006, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., Среди них, например, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности», где в п. 2 ст. 3 указано, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
4. Федеральные органы исполнительной власти также издают
различные акты, регулирующие земельные отношения. Одним из таких источников являются постановления Правительства РФ, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ этот орган власти в пределах своих полномочий вправе принимать решения, регулирующие земельные отношения. Так, постановлением Правительства РФ 16 июля 2009 г. № 582 были утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которыми арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из пяти основных принципов. Кроме того, 16 июля 2009 г. постановлением Правительства РФ, определены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Правительство РФ утверждает также федеральные программы в данной сфере. Так, постановлением от 12 октября 2013 г. № 922 утверждена Федеральные целевые программы «Развитие сельскохозяйственных земель России на 2014—2020 годы», а также «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель».
При этом постановления Правительства РФ делятся на три группы: а) устанавливающие особый правовой режим отдельных категорий земель; б) на основе которых реализуются полномочия, возложенные на него п. «г» и «д» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ по вопросам управления федеральной собственностью; в) регулирующие иные вопросы.
Источниками также являются распоряжения Правительства РФ, содержание нормы, регулирующие земельные отношения. Так, распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р утверждены Основы государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012—2017 годы». Этот документ определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, как совокупности всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории РФ.
Ряд других федеральных органов исполнительной власти также вправе издавать соответствующие акты, которыми регулируются земельные отношения, среди них министерства и федеральные службы.
Эти субъекты обладают широкой компетенцией в сфере регулирования земельных отношений. Источники, издаваемые ими, можно разделить на два вида: 1) акты, обязательные только для органов управления, организаций, находящихся в системе органов государственного управления земельными ресурсами; 2) акты, имеющие межведомственный характер и распространяющиеся на организации, не подчиненные органу государственного управления, издавшему документ.
Формами таких актов являются положения, постановления, правила, приказы, распоряжения, инструктивные письма. В определенной степени можно говорить о соотношении соответствующих государственных стандартов, природоохранных, строительных, санитарных, противопожарных, иных специальных норм и правил, других нормативных технических актов (документов) с источниками земельного права2
.
5. К числу источников земельного права относятся также нормативные правовые акты субъектов РФ. К примеру, Республика Карелия приняла Земельный кодекс от 21 ноября 1991 г. за № XII10/250, который действовал в течение 10 лет.
Субъекты РФ издают также другие законы, регулирующие отношения в данной сфере. Например, 9 апреля 2008 г. принят Закон Тверской области № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области». 17 марта 2003 г. в Оренбургской области вступил в силу Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области».
Значительную роль в регулировании земельных отношений играет Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», где закреплены особенности регулирования публичных сервитутов (гл. 3), управления землями в г. Москве (гл. 5). Постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП утверждена Государственная программа города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012—2016 гг.».
Определенные земельные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления, которые вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения в пределах своих полномочий. Такие акты могут устанавливать публичные сервитуты; порядок проведения муниципального земельного контроля; пре- См., например: письмо Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2010 г. № Д 23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». Земельное право России. Практикум : учеб. пособие для вузов / под ред. А. К. Голиченкова ; сост. А. А. Воронцова, А. К. Голиченков, А. А. Минаева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Городец, 2007. С. 103. дельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.п. Так, решением
Оренбургского городского Совета от 25 апреля 2011 г. № 120 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования «город Оренбург».
Однако главное значение нормотворчества органов местного самоуправления состоит в том, подчеркивается в литературе, что именно муниципальными правовыми актами - правилами землепользования и застройки - определяется правовой режим конкретных земельных участков на территории муниципального образования посредством установления для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов.
По вопросам внутрихозяйственного использования и охраны земель нормативные акты могут издавать предприятия, организации и учреждения. По вопросам технологии и культуры земледелия, другим вопросам внутрихозяйственного производства администрации хозяйств при участии трудового коллектива издают правила, положения и отдельные инструкции, являющиеся нормативными правовыми актами локального (корпоративного), внутрипроизводственного действия.
Важными источниками земельного права являются, кроме того, международные акты. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Так, ст. 4 ЗК РФ провозглашено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем Кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется федеральным законом.
Источником земельного права являются и такие акты международного характера, как постановления Европейского Суда по правам человека. Так, опираясь на решения арбитражного суда Курской об-
Земельное право России : учебник / под ред. А. П. Анисимова. М. : Высшее образование ; Юрайт-Издат, 2009. С. 51.
Земельное право : учебник. 3-е изд., испр. и доп. М. : Былина, 2002. С. 56. власти, Европейский Суд в постановлении от 6 июля 2006 г. по делу «Жигалев (Zhigalev) против Российской Федерации» установил, что фермерское хозяйство «Луч» состояло из шести человек: главы хозяйства В. В. Жигалева и еще пяти членов хозяйства. Земельный участок площадью 31 га был выделен фермерскому хозяйству «Луч» таким образом, что каждый член хозяйства получил в собственность из земель бывшего колхоза им. Капустина, членами которого они до этого являлись, по 5,15 га земли. Земельный участок площадью 315 га был выделен крестьянско-фермерскому хозяйству «Луч» таким образом, что каждый член хозяйства получил на праве пожизненно наследуемого владения земельный участок площадью 52,5 га. Таким образом, Европейский Суд признал, что в подобных случаях возникает не только право общей собственности членов фермерского хозяйства на землю, но и право общего пожизненного наследуемого владения.
Одним из источников являются международные соглашения.
Так, земельные участки, расположенные на территории РФ, могут предоставляться в собственность иностранных государств для размещения дипломатических представительств и консульских учреждений. Данные отношения не могут быть предметом гражданского (частного) права, они регулируются международными (межправительственными) соглашениями.
В целом, необходимо сказать, что к источникам земельного права, кроме нормативных правовых актов, следует относить также правовой обычай, судебный прецедент и нормативный договор. При этом, классификация всех источников земельного права возможна не только по названным основаниям, но и в зависимости, например, от силы действия этих форм. Их можно разделить также в зависимости от уровня: международный, документы Российской Федерации, субъектов РФ и т.д. В частности, это источники земельного права, принимаемые международными судами, судами РФ, среди которых можно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.