Истоки. Светлые образы

  • docx
  • 13.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Konspekt_uroka_po_istokam_vo_4 (Автосохраненный).docx

Конспект урока по истокам в 4 «В» классе МОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 18»

Дата: 21. 11. 2017

Учитель: Непогодьева Светлана Анатольевна

Методист: Кириллова Татьяна Эрнестовна

Студент: Ковалева Елизавета Юрьевна

Тема: «Светлые образы»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель –  узнать, кто из известных людей относится к светлым образам;

Задачи:

1) развитие умения общаться на едином аналоговом уровне, единого контекста в группе;

2) развитие мотивации совместного успеха;

3) воспитывать любовь и уважение к окружающим и своей Родине;

Ресурсы: учебник, тетрадь, презентация, карточки (тема, цель, свет и просветители, праведники, мудрецы)


 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок истоков. Тихонько сели.

- Ребята, я очень рада видеть вас и желаю вам удачи, терпения и активной работы на уроке.

 

Регулятивные

2. Актуализация знаний

- Ребята, о чём вы говорили на прошлом уроке?

 

- А что такое священные образы?

- Ребята, какие иконы вы знаете?

 

 

 

- Молодцы, ребята.

- На прошлом уроке мы говорили о священных образах.

- Священные образы – это иконы.

- Икона «Троица».

- Икона «Покров Божьей Матери».

- Икона «Спас нерукотворный».

- Икона «Ангел-хранитель».

Регулятивные Коммуникативные

3. Целеполагание

- Ребята, что нам поможет узнать тему нашего сегодняшнего урока?

- Правильно, где мы можем в учебнике посмотреть тему?

- Правильно, ребята, найдите тему нашего сегодняшнего урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

 

- Правильно, молодцы ребята.

- В этом нам поможет учебник.

 

- Надо открыть содержание в учебнике и посмотреть следующую тему.

- Стр.41. Тема нашего урока «Светлые образы».

- Узнать, что такое светлый образ и какие известные люди к ним относятся.

 

Коммуникативные

3. Открытие новых знаний

- Ребята, а вы думаете, что такое светлые образы?

- Закройте глаза и вспомните: что вы ощущаете, когда видите, как встаёт солнце?

- А почему так все любят солнце? (Растения, люди, природа)

- Правильно, молодцы. При ярком свете нам радостно и спокойно. Но, ребята, ещё важнее знать, что свет издавна понимается как знак истины. Свет пришёл в мир – так сказано о Спасите в Евангелии.

- Кто такой Спаситель?

- А вы знаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем?

 

- Правильно, молодцы. Ребята, а как вы думаете, кто такие просветители?

- Давайте проверим наши предположения. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 43 и ответьте на вопрос, кто такие просветители.

 

- Правильно, молодцы. Сейчас мы поговорим о просветителях. Но про кого вы мне скажете сами. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кого вы перед собой видите?

- Что вы о них знаете?

 

- Как вы узнали кто из них Кирилл, а кто Мефодий?

- Правильно, у каждого народа своя письменность. Наша письменность, которой вы стали овладевать в первом классе, появилась очень давно, в 863 году, когда была составлена первая славянская азбука.

- Ребята, давайте сравним нашу азбуку и кириллицу

 - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы там видите?

- Найдите в ней кириллицу.

- А как вы понимаете эту пословицу?

 

- Молодцы. Но просветителями являются не только Кирилл и Мефодий. Вы встречаетесь с ними каждый день. Как вы думаете, кто это?

- А почему вы так считаете?

- Ребята, как принято, относится к таким людям?

- Ребята, подумайте, а кто такие праведники?

- Давайте проверим ваши догадки. Откройте, пожалуйста, стр. 44 в учебнике и найдите, кого называют праведником.

 

- Ребята, сейчас я вам расскажу об одном таком праведнике. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Более четырех веков назад, жила в Муромской земле Ульяна Осорьина. Она была хозяйкой большой усадьбы в селе Лазаревском, имела много слуг и богатства. Ее муж занимал большие должности на царской службе. Многие завидовали её положению и достатку. Но мало кто догадывался, что по ночам эта богатая помещица ткала холсты, шила и вышивала нарядные ткани. Деньги же, вырученные от продажи рукоделья, она раздавала нищим. В неурожайные годы кормила голодных, до стр. 46.

- Есть разные пути праведничества. Найдите их в учебнике самостоятельно. Сколько их?

- Перечислите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Правильно, молодцы ребята.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

- Кого вы видите?

- А это кто?

- Это те образы, которое нам дарят свет, просвещают нас.

- Я ощущаю тепло, спокойствие.

 

- Тепло, возможность увидеть все, у растений происходит фотосинтез.

 

 

 

 

 

- Это Иисус Христос.

- Иисуса Христа называют спасителем, потому что он взял на себя первородный грех человека.

- Это люди, которые чему-то учат.

 

- Просветители – это люди, которые распространяют истинные знания, веру, добрые нравы, говорят, что они дают людям свет знания, просвещают.

- Это братья Кирилл и Мефодий.

 

 

 

- Они изобрели письменность. Точнее составили славянскую азбуку.

- Кирилл – монах, а Мефодий – епископ.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это пословица.

 

- Аз и Буки.

- Начинать нужно с малого, а потом уже переходить к более большому и глобальному.

- Это учителя, родители, взрослые люди.

 

 

- Потому что они нас учат, дают свет знаний.

- К таким людям, надо относится с уважением.

- Это те, кто живет праведной жизнью.

- Праведниками, называют людей, которые живут по правилам веры, надежды, любви. Каждый день они идут от зла к добру, от кривды к правде, от бессердечия к любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Их всего 4.

- Праведники - они в повседневной жизни твёрдо следуют голосу совести и правды.

- Бессеребренники – их так называют, за то, что ценят в жизни не богатство, серебро и золото, а искренность, любовь и чистоту в человеческих отношениях

- Исповедники – это люди, которые показывают своей жизнью твёрдое следование заповедей Божьих.

- Преподобные – монахи, достигшие нравственной высоты

.

 

 

 

- Сергий Радонежский, Иуллиания Лазоревская.

- Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Кузьма и Дамиан.

Коммуникативные Познавательные Личностные

Активное занятие

- И сейчас мы будем говорить об этих людях. Откройте рабочую тетрадь на странице 17. Прочитайте, что написано на этой странице?

- Прочитайте вслух задание № 1.

 

 

- Вам нужно сначала самостоятельно прочитать текст и затем подписать кто из святых был преподобным, праведным, бессребреником, исповедником.

- Даю вам на это 5 минут. Время пошло.

- Для того, чтобы выполнить следующую работу быстрее, объединитесь в пары и проверьте себя и соседа. Ели ваши ответы не совпадают, внимательно выслушивайте друг друга придите к общему мнению. Пытаемся найти компромисс если есть разногласия. Даю вам на это задание тоже 5 минут.  Время пошло.

- Проверяем.  Кто желает выйти к доске и объяснить каким путем праведности шел первый святой?

(Выходят парой)

- Поднимите руку, кто думает так же?

- Следующая пара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы. Вы правильно сделали задание.  Закройте тетрадку положите  её на край стола.

- Ребята, мы определили, кто такие праведники, но у нас есть ещё люди, о которых мы ничего не сказали – это мудрецы. Кто такие мудрецы?

- Ребята, назовите имена хотя бы нескольких мудрецов – ученных.

- Светлые образы. Активное занятие «Путь праведности».

- Много путей ведет человека к спасению. Это пути праведной жизни. Прочитайте отрывки о жизни святых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы считаем, что в тексте говорится о Сергее Радонежском и он является преподобным, так как был монахом и стал подобен самому Спасителю.

- Мы считаем, что во втором тексте говорится о Иулиане Лазоревской и она является праведной, потому что честно жила и помогала бедным.

- Мы считаем, что в третьем тексте говорится о мученицах Вере Надежде и Любви и они являются исповедниками, так как они погибли за православную веру.

-  Мы считаем, что в четвертом тексте говорится о святых Косьме  и Дамиане  и они являются бессребрениками, потому что не брали денег за лечение.

 

 

- Мудрецы – это ученые или пожилые люди с большим опытом жизни и знаниями.

 

4. Закрепление

- Мудрость всегда идет в ногу с мудрыми высказываниями. Как вы думаете, о каких мудрых высказываниях идет речь?

- И сейчас ваша задача рассказать, как вы понимаете эти пословицы.

- Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

 

 

- Ученье свет – а не ученье - тьма.

- Свет стоит до тьмы, а тьма до свету.

- Бывает так повсюду: мрак и тьма людей лишают знанья и ума.

 

 

- О пословицах.

 

 

 

- Любой свет рассеивает тьму. Все плохие дела делаются в темноте, чтобы никто не видел. На свету такого не сделаешь.

 

5. Рефлексия

Итог урока.

- Ребята, какую цель мы перед собой поставили?

- Кто считает, что добился этой цели, встаньте.

- Сейчас я проверю ваши знания.

- Кто такие просветители?

- Назовите 4 пути праведничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, ребята. Урок окончен.

- Узнать о том, что такое светлые образы.

 

 

- Это люди, которые несут истинные знания.

- Бессеребренники – их так называют, за то, что ценят в жизни не богатство, серебро и золото, а искренность, любовь и чистоту в человеческих отношениях

- Исповедники – это люди, которые показывают своей жизнью твёрдое следование заповедей Божьих.

- Преподобные – монахи, достигшие нравственной высоты

Регулятивные Коммуникативные