Исторические аспекты профессиональной ориентации
Оценка 4.9

Исторические аспекты профессиональной ориентации

Оценка 4.9
docx
28.02.2020
Исторические аспекты профессиональной ориентации
история профориентации.docx

История профессиональной ориентации школьников.

Петрова Надежда Сергеевна

 

К понятию значимости и необходимости профессиональной ориентации в судьбе каждого человека и в развитии производительных сил общества приводит вся история человечества. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда и люди избирали тот или иной вид деятельности, в значительной степени, основываясь на личных склонностях и интересах. Все это запечатлелось в мифах, легендах, народных преданиях и сказках. В трудах древних мыслителей Греции, Китая и Японии уже прослеживается мысль о связи результатов труда с личными особенностями человека.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала должность и профессия правительственного чиновника. Здесь также появились первые элементы профотбора на эту должность. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.
         В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образования, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования. Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.
        Платон в своих работах «Республика» и «Политика» прямо говорит, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга по способностям к тому или иному делу, «поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

      В Спарте успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Древнем Риме – система отбора и обучения гладиаторов.

В индийских ведах периода между 900 - 600 гг. до н.э. упоминаются такие профессии, как ювелир, металлист, корзинщик, канатчик, ткач, красильщик, плотник, горшечник, акробат, предсказатель, флейтист, танцовщик, а также профессии, относящиеся к различным категориям домашней прислуги. В это время уже существовали профессиональные актеры, упоминаются ростовщики и торговцы.  В 1575 году появилась первая работа, связанная с дифференциальной психологией в истории - книга испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», которая принесла ему огромную известность в Европе. Автор предрекал Испанской империи небывалое усиление могущества при условии оптимального использования природных дарований людей. Эта работа ставила изучение индивидуальных различий в способностях людей с целью профессионального отбора в качестве специальной задачи. Анализ способностей Х.Уарте сопоставил со смесью четырёх элементов в организме (классификация темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) и различными сферами деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и прочее), требующих соответствующих дарований.

В 1849 году во Франции вышла книга «Руководство по выбору профессии». В ней давался анализ профессий и способностей, необходимых для успешного овладения различными профессиями. Эта книга наряду с трудом прусского писателя Богумила Гольца «Общественные типы» (1860), относятся к донаучной стадии психологии профессий. В этой работе наряду со своими «Материалами по физиогномии и характеристике народа», он даёт психологические характеристики крестьянина, ремесленного подмастерья, педагога, молодого офицера, бургомистра небольшого города.
Бурное развитие промышленности в конце XIX - начале XX в. стимулировало рост прикладных исследований в психологии. Теперь уже не эмпирически, а трудами многих исследователей была доказана экономическая выгода такого распределения людей, когда «каждый человек находится на своем месте», поэтому промышленники разных стран начали финансировать организации, занимавшиеся проблемами изучения индивидуальных особенностей рабочих и последующим их подбором для выполнения определенных трудовых операций.

Основателем научного изучения индивидуальных особенностей считается английский ученый Ф. Гальтон. В 1883 г. он предложил тестовые испытания физических и интеллектуальных способностей человека в целях профотбора. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возможности организма и психические свойства - всего по 17 показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337 человек. Его метод количественной оценки уровня интеллектуального развития людей быстро привлек внимание психологов и педагогов, но позднее пришло осознание, что тестовый метод должен быть только частью в системе эффективной профориентационной работы. Параллельно осуществлялись первые шаги в области консультативной практики. Некоторые источники пионером этого движения называют Дж.Дэвиса, который еще в 1898 г. начал консультировать учащихся средних школ Детройта по вопросам выбора профессии. 

Обычно возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на "трехфакторной модели". Американский исследователь и общественный деятель Фрэнк Парсонс (1854-1908) разработал основной принцип помощи при выборе профессии, который состоит из трёх частей:

·         Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.

·         Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.

·         В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов.

По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Таким образом, работа бюро по выбору профессий впервые строилась на научной основе.
Деятельность бостонского бюро принято считать началом профориентации. Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу. В январе 1908 года первое профориентационное бюро начало свою работу. Оно открылось для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. В задачи бюро входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями и подробное изучение учащихся. Через год после открытия Бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, пытаясь объединить консультационный и информационный аспекты профориентации. 
В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами:

·     выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору;

·     профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай;

·     никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта;

·     молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу;

·     выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий;

Все принципы Бостонской школы профориентации сохранили актуальность и в наше время. В 1910 г. аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США. Такая же работа быстро развернулась во всех промышленно развитых странах.
Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал в себя предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро заполнение анкет; опрос родителей и педагогов; заключительную беседу - консультацию и посредничество в определении выпускников на работу или дальнейшее обучение.
В США большой акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологического лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг, в Германии изучением этого вопроса занимался В.Штерн (последнему и принадлежит термин "психотехника"). Психотехника - особая научно-практическая отрасль, а которой проблемам профессиональной ориентации, в частности профотбора, уделялось особое внимание. Так, Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить эффективность труда - подбирать работникам должности, которые соответствуют их характеру и умственным способностям. Инструментом такого подбора должны были выступить психологические тесты, в первую очередь тесты интеллекта. Теоретическую основу психотехники составляла дифференциальная психология, позднее вошедшая в психологию труда.
Большую популярность приобрела в дальнейшем система Ф. Тейлора, разработавшего метод хронометражных наблюдений и аналитической оценки работ. В 1911 г. В Англии был издан специальный циркуляр, регулирующий совместную работу биржи труда и школьных учреждений.
В Германии в 1922 г. был принят закон о системе профессиональной ориентации и консультации. На его основе было утверждено положение, определившее принципы руководства этой системой. Согласно положению, бюро профконсультаций, создававшиеся, как правило, при биржах труда, должны были проводить планомерную подготовку подростков к выбору профессии. Для этого они должны были поддерживать тесную связь со школой; давать советы и информацию, касающиеся как выбора профессии, так и её перемены; проводить психологическое обследование; дополнять рекомендации, направленные на работу или на профессиональное обучение. Хорошо продуманная и чётко осуществляемая система профессиональной ориентации в значительной мере послужила основной того, что все эти страны вышли на передовые рубежи технического прогресса, развили мощную экономическую базу для новых достижений в сфере производства и условий обеспечения достойной жизни населения. 
Таким образом, в европейских странах постепенно сложилась четкая система профориентационной службы. Она включала три звена: школу, биржу труда и психологические лаборатории, где проводился психологический анализ требований, предъявляемых профессиями к человеку, там же разрабатывались конкретные диагностические приемы и концепции.

История профориентации в России

       Первое собственно профориентационное учреждение - служба по "приисканию" работы - появилось в нашей стране в 1897 г.

     Но уже с 80-х гг. XIX в. в России стали систематически выпускаться различные справочники, "Адрес-календари", "Студенческие альманахи", указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей. В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование. Помимо самых общих сведений, ориентирующих в сложившейся системе профессиональных учебных заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального труда. В соответствии с сознаваемой общественной потребностью этого рода для подростков выпускались популярные издания, такие, как книга К.К.Вебера "Рассказы о фабриках и заводах", выдержавшая с 1871 по 1912 гг. 9 изданий. Вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического применения, а также знакомству с соответствующими факультетами университетов и институтов были посвящены книги Н.И. Кареева "Выбор факультета и прохождение университетского курса" (1897), Л.И. Петражицкого "Университет и наука" (1907). В разнообразных источниках в популярной и занимательной форме описывались существенные для выбора профессии данные, требуемые знания и умения, трудности профессии и ее привлекательные стороны, пути освоения профессии. Так, в сборнике "На распутье" (1917), который открывался статьей профессора Н.А. Рыбникова "Психология и выбор профессии", было опубликовано 22 таких описания профессий, относящихся к числу "интеллигентных" и требующих высшего образования. Были приведены описания таких профессий, как актер, музыкант, художник, архитектор, работник дошкольного воспитания, народная учительница, учитель средней школы, работник внешкольного образования, ученый, журналист, священник, кооператор, статистик, фабричный инспектор, чиновник, коммерсант, медик, агроном, ветеринарный врач, коммерческий служащий, железнодорожный служащий, инженер, почтово - телеграфный чиновник, моряк. Описания профессий составлены представителями указанных видов труда под редакцией Н.А. Рыбникова. В данном издании в доступной форме были обобщены результаты изысканий, проводившихся М.А. и Н.А. Рыбниковыми в педагогическом музее при Московском учительском доме в 1912-1917 гг.

Профориентационная деятельность начала активно развертываться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома в Москве был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ.

 В процессе этой работы было решено выяснить, какие   профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся.

Им были заданы следующие вопросы:

1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы?

2. Почему ты поступишь именно на это место?

3. Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем? 

4. Почему именно им?

5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 

6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. 

Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

      В Советской России вопросы профориентации начали разрабатываться еще в 20-е годы XX века. В разработке этих проблем принимали активное участие органы здравоохранения, народного образования, Народный комиссариат труда.

     В 1921 году было подписано постановление Совета труда и обороны о создании Центрального института труда как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в стране по указанию В.И.Ленина. При Институте в 1922 году открыли Лабораторию промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиций психологии и создание профессиограмм. Проблемы профориентации стали рассматриваться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах.

     В 1924 году появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф.Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В 1927 году в Ленинграде при институте им. Герцена создана педолого-педагогическая лаборатория, в функции которой входило проведение психотехнического обследования выпускников школ и профконсультация. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет – обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.

     В 1928 году организуются «Бюро по профконсультации» в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году – в Перми, Ярославле, Шахтах.

Обратим внимание на цели и предметное содержание работы профконсультационных бюро, сформулированные в Положении НКТ РСФСР от 18 февраля 1929 года: целесообразный подбор, распределение и использование рабочей силы (в том числе подростков) и сокращение текучести с учетом специальных способностей, противопоказаний к профессии, перспектив рынка труда в отношении различных профессий.

     За приведенными информационными справками при внимательном прочтении можно увидеть, по крайней мере, два аспекта адаптации. Первый раскрывает процессы индивидуального взаимодействия человека с неясным для него и динамичным хозяйственным миром. Второй аспект раскрывает взаимодействие социальных институтов, обслуживающих хозяйственную жизнь общества. Совмещение обоих аспектов адаптации можно проиллюстрировать одним из лучших опытов в довоенной отечественной практике профессиональной ориентации.  В 20-е годы ленинградским педагогом и психологом, профессором А.П.Болтуновым была создана система профконсультационных мероприятий, увязывавших воедино работу школьных психологов-педологов, бюро профконсультации при бирже труда, работников профессиональных учебных заведений, куда должны были поступать выпускники школ. На каждого из них составлялось профконсультационное заключение, биржи труда давали сведения о состоянии рынка труда. А.П.Болтунов особое значение придавал собственной активности подростка по усвоению профессионального опыта и преодолению трудностей начальной адаптации.

В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Таким образом, в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась. За период с 1930 по 1933 годы – открыто 47 «Бюро профконсультаций», стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги.

Однако в начале 30-х годов в стране состоялись совещания, на которых были рассмотрены основные вопросы проведения профконсультационной работы, подверглись критике «буржуазные» концепции в области психотехники, и постепенно работа по профориентации стала сворачиваться. Так, в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»: наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. В 1937 г. произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. И в 50-60 г.г. наблюдается оживление профориентационной работы. В крупных городах создаются кабинеты по профориентации, появляется много научных разработок в этой области, а с конца 80-х годов открываются центры по профориентации и консультации молодежи, начинает складываться система управления профориентацией и трудоустройством.

В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель - А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель - Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - (руководитель - А.М.Голомшток).

В период возрождения некоторых демократических свобод в стране произошло явное возрождение профориентации, но долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом уровне. С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился ещё сильнее. Это было время, когда на официальном уровне призывали на фермы, заводы, стройки. В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге, при ущемлении многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в стране была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).

   В это же время под влиянием и на основе идей И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.С.  Мерлина  появилась  концепция  индивидуального  стиля  деятельности  Е.А. Климова.

   Здесь  индивидуальный  стиль  деятельности          это  совокупность  приемов,  способов,   типов    деятельности,    которая   обеспечивает    высокий    уровень  профессионализма  и  эффективности  работы.  В  его  основе  лежат  особенности  высшей  нервной  деятельности,  темперамента  человека,  хотя  немалую  роль  в  этом играют мотивация и некоторые характерологические особенности, а также  задатки   и   способности.    Причем,    задатки    можно    выявлять    рано   (до  непосредственного     овладения    профессией)     и   тогда   возможен    прогноз  профессиональной направленности, но в широкой сфере деятельности.

 В   процессе   профессиональной     деятельности    разные   люди    по-разному  приспосабливаются к выполнению определенной работы.

Например,  людям  с  сильной  нервной  системой  легче  переносить  сильные  стрессы,  нагрузки  без  снижения  их  трудоспособности,  но  человек  со  слабой  нервной    системой   более   чувствителен    и  восприимчив     к  стрессогенным  ситуациям  и  поэтому  старается  организовать  свою     деятельность  так,  чтобы  свести их количество к минимуму.   «Таким  образом,  даже  применительно  к  одной  работе  нельзя  говорить  о  некотором  едином  и  бесспорном  перечне  профессионально  ценных  качеств…  Идея   стандартизации    хороша   для   технических   объектов,   а  для  человека  необходим принцип индивидуального подхода…»      Этим    обусловливается    как   бы   расширение    границ   профессиональной  пригодности.  В  связи  с  этим  можно  говорить  не  об  обязательном  наличии  у  кандидата определенных свойств и качеств, а об их желательности. В частности, Климов  говорит  о  пяти  слагаемых  системы  профессионально  ценных  качеств,  которые  складываются  в слово    «ГОДЕН»  (Г  –     гражданские  качества;  О  – отношение к работе в частности и к труду в целом; Д – общая дееспособность; Е  –  единичные,   частные,   специальные   способности;   Н   –   навыки,   привычки,  знания,   опыт).   Однако    такая   неконкретность     одновременно     является   и 

недостатком этой концепции.

    «Пригодность к профессии может быть сформирована только в деятельности, –  пишет    Климов,   –  а  профессиональная     деятельность    для   выбирающего  профессию  –  это  деятельность  будущая»       Климов  Е.А.  Психология  профессионала.  –  М.:  Изд-во  «Институт 

практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.  Поэтому  он  предлагает  формирующий,  воспитательный  подход  к  руководству  выбором  профессии  в  противовес простому «отсеиванию» непригодных здесь и сейчас. Другая основополагающая  отечественная  теория         теория профпригодности – была разработана К.М. Гуревичем.

 Профпригодность         это  соответствие  возможностей,  качеств  и  свойств 

человека  требованиям,  характеру  и  содержанию  определенной  деятельности,  которое  обеспечивает  достаточно  высокий  и  надежный  уровень  выполнения  этой   деятельности.   Выделяются     два   уровня   качеств:   физиологический     и  психологический.

Он выделяет два вида профпригодности:  абсолютную и  относительную. В 

основе   такого   разделения       различие   профессий     в  плане   сложности    и требований, предъявляемых профессией к человеку .

    Профессии     группы     А   требуют     абсолютной     профпригодности      Они  характеризуются     хотя  бы   одним    из  следующих     признаков:    1)  трудовая  деятельность в них не поддается программированию,  а  если программирование  пытаются  осуществить,  то  при  самой  деятельности  возникают  непреодолимые  для   некоторых    лиц    трудности;   2)   далеко   не   каждый    человек    может  соответствовать требованиям, которые эти профессии предъявляют.

Это  – профессии,  связанные  с  риском  как  физической  опасности,       так  и  социально-психологической.       Они   предъявляют     повышенные     требования    к  физическому  и  психическому  здоровью.  Здесь  успешность  работы  не  может  быть  компенсирована  какими-либо  другими  качествами,  требуется  абсолютная  пригодность      как    жесткий     набор    определенных       качеств    человека,  обеспечивающих надежное выполнение данной деятельности.

 Профессии  группы  Б  предполагают  относительную  профпригодность.  То 

есть  требуют  набора  свойств  человека, близких  к  требованиям  профессии,  когда  недостаточность развития одних качеств можно компенсировать развитием других  качеств.  «Природные   особенности   человека   обладают   громадной,   хотя   и   не  безграничной  пластичностью.  Человек  может  активно  приспособиться  к  многим  видам   профессионального   труда,   причем,        труд   будет   удовлетворять   самого  субъекта». Но и подготовка к профессии, и последующая деятельность протекают  по-разному,      в    зависимости       от     этих    особенностей.       Формирование  профессиональной        пригодности       во    многом     совпадает      с   выработкой  индивидуального стиля трудовой деятельности, но Гуревич различает эти понятия.  «Индивидуальный стиль – это признак личности, не ограниченный определенными  ситуациями;   один   и   тот   же   стиль   может   быть   у   человека   в   разных   видах  деятельности,  а  профессиональная  пригодность  –  свойство  личности,  отчетливо  проявляющееся в трудовой деятельности в конкретной профессии».

    Таким    образом,    по   мнению     Гуревича,    «психология     должна     раскрыть  соотношения   типических   и   индивидуальных,   психофизиологоческих      черт  человека  с  его  жизненным  делом,  с  его  профессией.  И  если  в  одних  случаях  наука  должна  помочь  найти  кратчайшие  и  плодотворные  пути  формирования  пригодности,  то  в  других  она  должна  предотвратить  возможные  ошибки  при  выборе профессии».

  Как видим, данные теории взаимодополняют не только западные концепции,  но   и   друг   друга.   Дальнейшее       развитие    отечественной     профориентации  происходит в направлении диагностического, воспитательного и развивающего  подходов.

     1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов. Это были специализированные межотраслевые научно - методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросов общества по отношению к психологической науке. Уже с середины 1980-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Постановление определило обучение детей с 6 лет, срок обучения - 11 лет; для учащихся 8 - 11 классов - организацию факультативного изучения ряда предметов физико - математического, химико - биологического и общественно - гуманитарного циклов. Учащиеся 10 - 11 классов стали получать трудовую подготовку по ряду профессий. В период «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много: 

·         Создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах - множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР эту работу курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации).

·         На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили).

·         В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии».

·         Наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).

     В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования. Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в стране. В нем учились и повышали квалификацию многие психологи - профконсультанты, работающие впоследствии по всей стране. Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

     В период 1990-х гг. школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга». Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации.

В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности. Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договоры с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.

     В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости.

Профориентация частично перешла и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это является свидетельством примитивизации профориентационной работы.  Еще Г.Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией.

     Позже, когда социально – экономическая ситуация стабилизировалась, государство вновь обратило внимание на профориентацию. Следует отметить, что впервые после печально известного постановления Совнаркома СССР 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" в середине 1995 г. принято специальное постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", в котором идет речь о стратегии создания общенациональной психологической службы, о развитии психологической службы в России. На основе данного постановления 27 сентября 1996 года было принято "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Оно содержит описание понятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.

Исходя из Положения, профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

     Также была принята социальная политика РФ в области профессиональной ориентации населения. Основные направления социальной политики, обеспечивающей повышение качества рабочей силы на рынке труда:

·         Уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда.

·         Постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы.

·         Содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве.

·         Обеспечивать выделение работодателям необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую подготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда.

·         Обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального переобучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики.

·         Развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения.

·         Развивать систему профориентации и психологической поддержки населения.

·         Уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения.

·         В соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников.

·         Содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения.

·         Расширять масштабы помощи людям, оставшимся без работы.

     В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, описаны особенности управления государственной системы, компенсации в области психологической поддержки, работа психологических служб в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами. Этот законодательный акт содержит описание объединений профориентационной направленности, некоторые аспекты профессиональной деятельности психологов, социологов и специалистов по социальной работе. В документе перечислены основные социальные гарантии в области профессиональной ориентации. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация достаточно широко представлена в законодательстве РФ, однако, состояние и функционирование данной системы в стране оставляет желать лучшего.

     Особенно отметим, что сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию подростков в обществе. И здесь грамотная профориентационная работа специалистов может сыграть свою позитивную роль в воспитании молодого поколения профессионалов различных профилей.


 

История профессиональной ориентации школьников

История профессиональной ориентации школьников

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему испытаний

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему испытаний

В индийских ведах периода между 900 - 600 гг

В индийских ведах периода между 900 - 600 гг

Основателем научного изучения индивидуальных особенностей считается английский ученый

Основателем научного изучения индивидуальных особенностей считается английский ученый

Парсонс (1854-1908) разработал основной принцип помощи при выборе профессии, который состоит из трёх частей: ·

Парсонс (1854-1908) разработал основной принцип помощи при выборе профессии, который состоит из трёх частей: ·

Все принципы Бостонской школы профориентации сохранили актуальность и в наше время

Все принципы Бостонской школы профориентации сохранили актуальность и в наше время

Большую популярность приобрела в дальнейшем система

Большую популярность приобрела в дальнейшем система

В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование

В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование

М.А. и Н.А. Рыбниковыми в педагогическом музее при

М.А. и Н.А. Рыбниковыми в педагогическом музее при

Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении

Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении

На каждого из них составлялось профконсультационное заключение, биржи труда давали сведения о состоянии рынка труда

На каждого из них составлялось профконсультационное заключение, биржи труда давали сведения о состоянии рынка труда

В 1960-е гг. была организована группа профориентации в

В 1960-е гг. была организована группа профориентации в

Причем, задатки можно выявлять рано (до непосредственного овладения профессией) и тогда возможен прогноз профессиональной направленности, но в широкой сфере деятельности

Причем, задатки можно выявлять рано (до непосредственного овладения профессией) и тогда возможен прогноз профессиональной направленности, но в широкой сфере деятельности

Е.А. Психология профессионала

Е.А. Психология профессионала

Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью

Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью

Министерством образования и Министерством труда

Министерством образования и Министерством труда

Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии

Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии

Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие…

Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие…

Также была принята социальная политика

Также была принята социальная политика

Уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование…

Уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020