Тема. Исторические взгляды А.К.Толстого и его сатирические произведения.
Цель. Познакомить учащихся с историческими взглядами и сатирическими произведениями писателя. Вызвать интерес к чтению сатирических произведений автора. Воспитывать правильное отношение к окружающему миру.
Ход урока.
1. Лекция по теме.
Интерес к старине, философским
проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного
края проявляются во всех творениях. Вот одна из лирических миниатюр, в которой
звучит не только интерес к истории, но и глубокое и волнующее чувство
причастности к каждой детали, которая несет в себе приметы времени.
В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба
грянула. С треском кpyгoм от нее разлетелись осколки.
Он же вздрогнул - и к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.
Наверное, можно назвать это стихотворение иcтopической миниатюрой - пафос eгo
очевиден и эмоционально оно убедительно. Напомним также, что в основу лег
подлинный случай из времен Крымской войны. Толстой два месяца путешествовал по
Крыму вскоре после окончания войны, и это один из стихотворных откликов на
происшедшие события. В eгo изображении событий истории есть идеализация былого,
но есть и важное в любое время признание заслуг ушедших поколений. Произведения
А. К. Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода:
Киевско-Новгородскую Русь, которой посвящены многочисленные баллады
(«Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана грозного
(баллады «Василий Шибанов », « Князь Михайло Репнин», роман «Князь
Серебряный», драматическая трилогия). Бескомпромиссен и критичен взгляд
Толстого на эпоху Ивана Грозного и время Петра Великого. Он прямолинеен и даже
односторонен в изображении главных фигур. Но в то же время eгo увлекает картина
жизни далекого времени, а герои из народа созданы с искренней симпатией.
Романтически яркий сюжет и убедительность психологических характеристик
увлекают читателя. Толстой смел и лишен подобострастия, столкнувшись с любым
проявлением деспотизма. Такова eгo позиция в балладе «Василий Шибанов».
Казалось бы, автору проще вceгo было построить конфликт на контрасте поведения
главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозногo и оправдать бунт князя
Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он
утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей важности их противоречий
свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность,
неблагодарность. Благородство и способность к самопожертвованию Толстой показал
в простом человеке - гepoe баллады Василии Шибанове. Десять лет работал
писатель над историческим pомaном «Князь Серебряный» (1863), в
котором поставил множество политически важных проблем. Автор далек от востopгa
перед победителем, который присвоил себе право быть самовластным государем. Он
не только обличает разнузданное самовластье и террор, но показывает их пагубное
влияние на царя и eгo окружение. Для Толстoгo очевидно, что именно народ и те,
кто умеет понять eгo устремления, творят историю. И это не только князь
Серебряный (не стоит искать eгo реального прототипа), но и исторически
достоверные персонажи - Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька... В самых
ответственных сценах романа звучат подлинные народные исторические песни,
которые перекликаются с раздумьями aвтора.
Драматическая трилогия,
включающая трагедии «Смерть Иоанна грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович»
(1868) и «Царь Борис» (1869) рисует жизнь Pocсии конца XVI - начала XVH века.
Автор не столько стремится к достоверности, сколько добивается решения
историко-философских проблем. Перед читателем и зрителем проходят трагедии трех
царствований. Различны правители и их судьбы, но равно удалены они от решения
проблемы гумaннoгo правителя. Ни тиран Иоанн Грозный, ни мягкий Федор, ни
«гениальный честолюбец» Годунов не могут ее решить. Эта проблема остро
волновала и современников писателя. Цензура ощутила в пьесах Толстого критику
самодержавия, и трилогия былa под запретом тридцать лет. Только после смерти
автора в 1898 году трагедия «Царь Федор Иоаннович» триумфально открыла первый
сезон Mосковскoгo Xyдoжественного театра. Сатирические
и юмористические произведения. Проникновенный лирик, А. К.
Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и
заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения
собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведения поэта включают
и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи
на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто
исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства
Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи. «Сон
Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический
подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе
упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что
«Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»:
« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная
сатира!
И еще:
- Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого...
И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей». Политические
сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной
демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал
исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории
государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются:
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет...
Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они
могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли
противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало
восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не
подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже
не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К.
Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы
пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико. Ходит
Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом -то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то ero все в жемчуrе,
Сзади-то у Heгo раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу к матери,
Да ворота некрашены!
А и помолился б Спесь во церкви Божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуrа;
Повернул Спесь во друrу сторону:
Непригоже-де мне наrибатися!
Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире,
автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием
стихов. Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических
образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало
стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:
У приказных ворот собирался
народ
густо,
говорит в простоте, что в eгo животе
Пусто!
«Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк
В теле;
Еще в Думе вчера мы с трудом осетра
Съели! »
Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова,
созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми.
Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются,
демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой
культуры и великоrо самомнения. А.
К. Толстому (без участия соавторов) принадлежит портрет этоrо героя. К
моему портрету,
который будет издан вскоре
при полном собрании моих сочинений
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который нaг 1 ;
Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека,
Неровен шаг;
Koгo власы подъяты в беспорядке,
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай - это я!..
Творческая позиция. В области оценки искусства А. К. Толстой был
защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством».
Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого
искусства».
Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
MHoгo ли вас остается, мечтатели?
Сдайтеся натиску новoгo времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения -
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?
Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно
включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал
крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с
Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы
продолжали бы спорить» . 1 Вариант:
«На коем фрак». Примечание К. Пруткова.
В одном из стихотворений 1871
года поэт пишет:
Нет, пол н иного чувства,
Я верю реалистам:
Искусство для искусства
Равняю с птичьим свистом:
Я, новому ученью
Отдавшись без раздела,
Хочу, чтоб в песнопенье
Всегда сквозило дело.
Граф А. К. Толстой - автор, с которым и сегодня нeизбежны споры и несогласия.
Eгo искренний и убедительный гнев против несправедливости сочетается с
poмантическим и часто наивным взглядом на события poдной истории. Не
случайно при знакомстве с ним так часто приходится возвращаться к строкам
стихотворения «Двух станов не боец, но только гость случайный....» (1858),
подтверждающим двойственность eгo позиций.
Двух станов не боец, но только гость случайный,
38 правду я был рад поднять мой добрый меч.
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не Moг меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
При страстной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени Bpaгa отстаивал бы честь!
Это стихотворение в первом eгo варианте называлось «Галифакс» и было посвящено
английскому общественному деятелю, который «.. .всегда был cтpoг к своим ярым
союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными
противниками». Это и послужило поводом для выражения собственных взглядов А. К.
Толстого. И так было вплоть до
конца eгo дней. При мер тому фрагмент из письма Б. М. Маркевичу: «Шесть часов
утра. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис
и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. 3ажглись огоньки в
деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, это я люблю, я мог
бы так прожить всю жизнь, но мне по мере сил придется везти жену в Венецию или
в Пустыньку. Ей хочется точно узнать, существует ли Наполеон lll или нет?
Mнe-то оно безразлично. Какое мне до этого дело?. Если Париж стоит обедни, то
Kpacный Poг (имение Толстого на Черниговщине. - Авт) со своими лесами и
медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали... Я бы легко
согласился не знать о том, что творится в нашем seculum (столетии. - Авт»...
Остается истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какoгo столетия, ни
от какой моды, ни от кaкoгo веяния... - и вот этому-то я всецело отдаюсь. Да
здравствует абсолютное, т. е. да здравствует человечность и поэзия!!»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.