Историческое образование в контексте ФГОС.
(выполняется самостоятельно)
Цель: изучение и применение игровых методик на уроках истории.
1. Изучите следующие возможные игровые приемы, которые Вы могли бы применить на уроке истории. Определите предпочтительный для Вас прием, подберите тему урока, подходящую для выбранного приема, проведите урок с его использованием.
Прием «Шесть шляп»
Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.
1 шляпа – красная – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2 шляпа – белая – изложение фактов, описаний, статистики.
3 шляпа – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).
4 шляпа – желтая – обращается внимание на положительную деятельность человека.
5 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).
6 шляпа – красная – изобретательская, творческая.
Прием «Шляпы» можно использовать при работе с историческими источникам, где шляпы будут символизировать страны или исторических деятелей.
Прием «Чистая доска»
Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.
Прием «Историческая рыбалка»
Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.
Можно использовать старый глобус, который будет моделью мирового океана. В нем пропиливается широкое отверстие, над которым вдевается обыкновенная ручка от ведра. Из плотного разноцветного картона вырезаются контуры рыбок, на которых с одной стороны написаны термины или даты, исторические понятия. Рыбки складываются в глобус, перемешиваются и учащиеся по очереди «ловят» рыбок, отвечая на вопросы.
Прием «Древо знаний»
Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).
На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.
Прием «В историческом лесу»
Используется при закреплении знания исторических дат. На магнитной доске прикреплены сделанные из картона грибы, на обратной стороне которых написаны даты. У каждого ученика на парте символическая корзинка (рисунок с прорезями, в которые вставлены скрепки).
Оценку получает тот, кто больше «собрал» грибов.
Игра «Ладошки»
Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.
На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.
Пример на уроке обобщения в 5 классе по теме «Западная Азия в век железа»:
Показывал (а) на карте местоположение древнейших государств.
Описывал (а) условия существования и занятия людей в древности.
Объяснял (а) значение понятий и терминов.
Объяснял (а) назначение памятников древней культуры, архитектурных сооружений.
Называл (а) характерные черты железного века.
Игра « Мнемотехника»
Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.
Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).
Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».
Например, по теме «Отечественная война 1812 г.» могут быть использованы следующие слова:
1 тур |
2 тур |
3 тур |
Бородино |
Барклай де Толли |
редут |
Наполеон |
Кутузов |
Даву |
батарея |
Коновницын |
Ней |
канонада |
Ермолов |
Тарутино |
баталия |
Горчаков |
Березина |
штурм |
Тучков |
Фили |
сражение |
Раевский |
Тормасов |
Смоленск |
Платов |
флеши |
пожар |
Давыдов |
Шевардино |
партизаны |
Багратион |
Богарне |
«Иллюстрированный тест»
Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.
Прием составления кластера
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.
Пиктограмма
Рисуночное письмо, используемое как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий.
Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.
Прием «написания синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема?
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу.
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.